Возраст, в котором наши дети идут в школу (6 – 7 лет) сложен для ребенка, так как является переходным. В этом возрасте у ребенка происходит активное анатомо-физическое созревание организма. Возрастает физическая, а также эмоциональная выносливость. Поэтому именно в этом возрасте ребенок становится готов к активной учебной деятельности.
Но разные дети по-разному переживают этот период жизни. Для кого-то привыкание к ежедневным длительным занятиям проходит гладко. Такой ребенок спокойно и без капризов ходил в детский сад, и теперь будет хорошо и увлеченно учиться в школе.
Но для многих детей поход в школу является определенным стрессом. Ежедневные длительные занятия утомляют, снижается устойчивость к стрессам и растет напряженность. Может нарушиться сон, расстроиться аппетит. Следствием может стать потеря веса и скачки температуры. Поэтому надо хорошо понимать готов ли ребенок пойти в школу.
Как проверить готовность к школе в домашних условиях.
Определяем готовность ребенка к школе
Говоря о готовности ребенка к школе, выделим основные направления.
Личностная готовность
Ребенок должен быть готов к восприятию и усвоению новой информации. Школа ребенка должна привлекать не столько красивой формой, портфелем, пеналом и тетрадками, сколько возможностью получать новые знания.
Ребенок должен достаточно хорошо управлять своими эмоциями и познавательной деятельностью, то есть у ребенка должна быть развита учебная мотивация, он должен хотеть получать знания. Ну и, конечно, у ребенка должна быть развита эмоциональная устойчивость, в этом случае обучение в школе пойдет гладко.
Интеллектуальная готовность
Такая готовность предполагает наличие у ребенка определенного кругозора и запаса определенных знаний. Ребенок должен обладать начальными умениями в области учебной деятельности. То есть ребенок должен уметь выделять учебную задачу и превратить ее в самостоятельную цель деятельности. Также ребенок должен обладать логическим и аналитическим мышлением. Уметь определять связи между различными явлениями, воспроизводить предложенный образец.
У ребенка должны быть развиты тонкие движения руки, он должен уметь пересказать услышанный рассказ, например сказку. Также ребенок должен рационально подходить к действительности, то есть роль фантазии должна ослабевать. Ребенок должен быть готов прилагать дополнительные усилия для получения и усвоения знаний.
Социально-психологическая готовность
Ребенок должен быть готов к входу в детский коллектив, совместному обучению и общению с детьми и учителем. То есть ребенок должен уже быть адаптированным к общению с детьми своего возраста и не тратить эмоции и время на размышления о том, как хорошо дома с мамой или бабушкой, а полностью увлечься учебным процессом. Подробнее об этом рассказано в статье «Единственный и неповторимый».
На нашем сайте мы попробуем максимально раскрыть все эти темы, а также помочь в подготовке детей к школе советами и практическими занятиями.
Готовность ребенка к школе. Психологическая готовность. Лекция 3.
- Проектная деятельность в начальной школеС этой статьи мы открываем новую рубрику «Проекты», где.
- Семейное образованиеСегодня появляется тенденция у родителей, обучать своих детей самостоятельно, не.
- Величины – подготовка к школеТема этой статьи в рубрике «подготовка к школе» – величины.
- Как научить ребенка считатьВ этой статье мы поговорим о том как, когда и.
- Изготовление аппликации: началоВ прошлой статье мы говорили о лепке из пластилина, на.
Понравилась статья — поделитесь с друзьями:
Оставляйте пожалуйста комментарии в форме ниже
Источник: beginnerschool.ru
Готовность к обучению в школе и ее составляющие
Понятие «готовность к школе» только на первый взгляд кажется простым и очевидным. Ясно, что ребенок должен как бы созреть к тому, чтобы пойти в первый класс и приступить к систематическому обучению. Но из чего складывается готовность ребенка к школе? Какие процессы, качества и функции должны сформироваться в дошкольном возрасте, чтобы дитя осилило новую для него и немалую учебную нагрузку?
Что подразумевают под готовностью ребенка к школе
Времена и социальные условия развития детей все время меняются. Поэтому специалисты постоянно изучают и обосновывают критерии готовности дошкольника к обучению в школе. До сих пор уточняется и возраст, с которого целесообразнее погружать ребенка в школьную программу.
Есть сторонники начала обучения в 6-летнем возрасте. Но все больше психологов и педагогов отстаивают мнение, что полноценная школьная зрелость формируется к 7-ми годам.
Споры специалистов о возрастных рамках не мешают им соглашаться между собой, что обучение в школе будет посильным только при условии, что у ребенка сформировался некий необходимый базис.
Ребенок должен быть готов личностно, интеллектуально, физически, социально. Важно, чтобы на соответствующем уровне было умение общаться, а также сформировались предпосылки учебной деятельности.
Готовность ребенка к обучению в школе — это многогранный базис, включающий определенный уровень развития познавательной сферы дошкольника, его личностных и эмоционально-волевых качеств, коммуникативных и социальных навыков.
Психологи отмечают, что у старшего дошкольника должна образоваться система потребностей и стремлений, связанная со школой. Такую систему называют внутренней позицией школьника. Эта позиция заметна, если дети время от времени повторяют: «Хочу учиться в школе», «Когда я уже пойду в школу?», «Скоро я пойду в первый класс».
Хотя далеко не все ребята, выражающие на словах желание пойти в школу, ориентированы на обучение. Многих из них привлекает новая социальная роль, обязательно меняющая их дошкольный образ жизни. Из этого вытекает уточнение, что ребенок будет психологически готов к школе только при наличии учебной мотивации.
Компоненты готовности к обучению в школе
Поскольку о готовности каждого отдельного ребенка к школе можно судить, оценив уровень развития нескольких важнейших процессов и качеств, принято структурировать понятие готовности к школе. Разные психологические школы используют свои подходы к этому вопросу. Все они выделяют два аспекта:
- Физическая готовность
- Психологическая готовность
Что касается первого аспекта, то все специалисты сходятся во мнении, что детям, поступающим в школу, важно управлять координацией движений, иметь достаточно развитую мелкую моторику, на основе которой развиваются графомоторные навыки. Иначе первоклассник не сможет осилить ту нагрузку, которая непременно появится при обучении письму. Психомоторная и функциональная подготовка определяют работоспособность, а она, несомненно, понадобится маленькому школьнику.
Психологический аспект многогранен и включает ряд компонентов. Какие составляющие имеют главное значение для успешного вживания ребенка в роль школьника, психологи выделяют и аргументируют по-разному. Тем не менее, прослеживается базовое сходство, позволяющее рассматривать структуру готовности детей к школе.
Компоненты психологической готовности к школе
Компоненты развития, необходимые ребенку для успешного перехода к школьному обучению, группируют таким образом, чтобы выделить отдельный важный пласт из полной системы готовности к школе:
- интеллектуальная;
- личностная;
- эмоционально-волевая;
- коммуникативно-социальная.
Интеллектуальная готовность ребенка к школе включает уровень развития познавательных процессов, осведомленность и системные представления об окружающем мире, кругозор дошкольника. Уже в 5 лет ребенок при нормальном развитии имеет свои интеллектуальные достижения. Многие дети умеют читать, тем более что легче обучиться чтению до пятилетнего возраста.
Ко времени поступления в школу также понадобится определенный уровень логического мышления и сформированная связная речь.
Личностная готовность к школе подразумевает выделение познавательных и социальных мотивов учения. Дошкольник готов к школе, если у него сформировалась устойчивая потребность в познавательной активности и заинтересованность в овладении новыми знаниями и умениями. К тому же он хочет реализовывать данную потребность не в домашних условиях под присмотром родителей, а за партой в коллективе сверстников.
Эмоционально волевая готовность к школе складывается на основе произвольного поведения и волевых качеств дошкольника. Волевые действия еще только начинают развиваться в старшем дошкольном возрасте. Для ребенка проявить волю – это действовать в соответствии с правилами, выполнять задания учителя, самостоятельно выполнять упражнение по образцу. Готовность к школе требует от ребенка проявлять настойчивость и сдерживать бурные эмоции, если что-то не получается.
Дети дошкольного возраста включены в выполнение различных упражнений. Особенно, если они посещают детский сад, или родители уделяют внимание подготовке ребенка к школе. Учебная деятельность дошкольников опирается на игровые упражнения, однако она способствует формированию предпосылок к организованному обучению.
Коммуникативная и социальная готовность к школе формируется как результат развития общения дошкольника со взрослыми и сверстниками. На пороге школы необходима внеситуативная форма общения. Взрослый становится для ребенка источником новых знаний, которые имеют познавательный абстрактный характер и не связаны с конкретными ситуациями. Чтобы получить эти знания, а также освоить новые навыки, дети готовы прикладывать усилия.
Социальная зрелость проявляется в том, что дошкольник способен исполнять роль ученика, подчиняться школьному регламенту. Он готов занять свое место в группе сверстников, понимает, что он становится одним из учеников класса, и теперь ему достанется только часть внимания взрослого.
Формирование готовности к школе
Как видим, готовность к систематическому школьному обучению формируется на основе созревания и наполнения многих психологических компонентов. Все они не могут появиться или укрепиться в один момент. Поэтому наблюдаются этапы постепенного формирования готовности ребенка к школе.
Познавательная потребность лежит в основе психического развития ребенка и в формировании произвольного поведения.
- В 5-6 лет познавательная потребность проявляется довольно часто и ярко. Однако только этой потребности не достаточно, чтобы ребенок осилил учебную нагрузку. Важно, чтобы оформились мотивы учения. Если приемы обучения не опираются на соответствующую возрасту доминирующую мотивацию, то ребенок не проявляет произвольности в поведении и действиях.
- В дошкольном возрасте преобладает игровая мотивация. К моменту поступления в школу дошкольник переживает кризис 7 лет, который способствует формированию учебной мотивации. Как следствие, наступает завершенность психологической готовности ребенка к обучению в школе.
- Что касается способности сознательно регулировать свои действия, то она формируется на физиологическом уровне и зависит от развития структур головного мозга. Ранее 6 лет дети не в состоянии сознательно управлять своими действиями, поэтому они отличаются импульсивностью и эмоциональностью.
Волевое поведение предполагает приложение усилий, подчинение мотивов в пользу самого важного для развития. Очевидно, что это особенно сложно для ребенка. Дети не могут прикладывать усилия там, где им не интересно. Познавательная активность пробуждается интересом. Поэтому задача взрослых – находить некую искорку в каждом деле, которое предстоит выполнить дошкольнику, и заинтересовывать ребенка.
В отношении социального развития будущему школьнику необходимо научиться различать поведение с близкими людьми и посторонними взрослыми. Следует избавиться от той непосредственности, когда ребенок запросто мог задать вопрос личного характера чужому человеку, обратиться к нему на «ты». К 6-7 годам приходит понимание мира социальных отношений и формируется социальная компетентность.
Итак, готовность ребенка к школе означает, что дошкольник достиг уровня развития, на котором его познавательные процессы способны воспринимать учебный материал, личность обладает волевыми качествами, приоритетны мотивы учения. И все это подкрепляется желанием идти в школу и занять новую позицию – позицию ученика с соответствующими обязанностями.
Как показывает практика, родители все же нуждаются в некотором конкретном перечне, по которому они сверяют, готов ли их ребенок переступить порог школы. Рекомендуем ознакомиться: Что ребенок должен знать к 1 классу.
Источник: alldoshkol.ru
Готовность к школе: 6 этапов диагностики
Сегодня, когда школы существенно различаются по качеству предлагаемого образования, важно уметь определить уровень готовности ребенка к процессу школьного обучения.
Когда говорят о «готовности к школе», то имеют в виду не отдельные умения и знания, а целый комплекс, в котором присутствует целый ряд компонентов. Примечательно в этом отношении определение психолога Л. Венгера, который говорил, что этот комплекс похож на набор необходимых продуктов, без которых нельзя приготовить определенного блюда; хотя пропорции компонентов различаются и недостаток одного может компенсироваться большим количеством другого, но обойтись совсем без одной из составных частей нельзя.
Обучение эффективно только в том случае, когда первоклассник обладает необходимыми для этого качествами.
- Физическое развитие ребенка должно соответствовать возрастным нормам; он должен достичь физической зрелости, необходимой для учебного процесса.
- Психологическая готовность к школе подразумевает определенный уровень общей осведомленности и социально-бытовой ориентировки, знаний и представлений об окружающем мире. Необходимы навыки произвольной регуляцией деятельности и поведения, важна познавательная активность, проявляющейся в соответствующих интересах и мотивации. Наконец, необходим определенный уровень речевого развития — владение довольно обширным словарем, основами грамматического строя речи, связным высказыванием и элементами монолога.
- Эмоциональная зрелость представляет собой умение регулировать поведение, например, достаточно длительное время выполнять не очень привлекательное задание.
- Социально-коммуникативная готовность к школе складывается из умений ребенка строить взаимоотношения в коллективе сверстников: занимать лидирующую позицию, работать в команде и поддерживать лидера, а также из навыков общения с взрослыми.
Кроме того, ребенок должен хотеть идти в школу. И здесь мы, взрослые, должны уметь разграничивать внутреннюю и внешнюю мотивацию ребенка. Дошкольник должен идти в школу потому, что хочет много знать, ожидает, что там будет интересно, а не потому, что мы купим ему за это новый конструктор или другую игрушку.
» Учитывая, что ребенок нередко впервые встречается с психологом лишь непосредственно при поступлении в школу, можно предложить специальную диагностическую методику для родителей, которые с помощью простых наблюдений смогут сами определить сформированность готовности ребенка к школьному обучению. При использовании этой методики необходимо соблюдать определенные правила.
- Все задания должны предлагаться в непринужденной обстановке — это может быть игра или какая-либо повседневная деятельность.
- Не стоит говорить ребенку, что вы собираетесь его проверять. Он замкнется или будет слишком напряжен.
- Это всего лишь наблюдение, поэтому оно может быть растянуто во времени. Не торопите ни его, ни себя.
Диагностическая методика представляет собой модифицированный опросник, разработанный американским психологом Дж. Чейпи.
1. Оценка базового опыта ребенка
- Приходилось ли ребенку сопровождать вас на почту, в сберкассу, в магазин?
- Был ли малыш в библиотеке?
- Приходилось ли ребенку бывать в деревне, в зоопарке, в музее?
- Была ли у вас возможность регулярно читать малышу или рассказывать ему истории?
- Проявляет ли ребенок повышенный интерес к чему-либо, есть ли у него хобби?
2. Оценка физического развития
- Хорошо ли ребенок слышит?
- Хорошо ли он видит?
- Способен ли он посидеть спокойно в течение некоторого времени?
- Развита ли у него координация моторных навыков, например, может ли он играть в мяч, прыгать, спускаться и подниматься по лестнице?
- Выглядит ли ребенок здоровым, бодрым, отдохнувшим?
3. Оценка эмоционального развития
- Выглядит ли ребенок веселым (дома и среди товарищей)?
- Сформирован ли у ребенка образ себя как человека, который многое может?
- Легко ли малышу переключиться при изменениях в привычном распорядке дня, перейти к решению новой задачи?
- Способен ли ребенок работать самостоятельно, соревноваться с другими детьми?
4. Оценка речевого развития
- Может ли ребенок назвать и обозначить основные окружающие его предметы?
- Легко ли ребенку отвечать на вопросы взрослых?
- Может ли ребенок объяснить, для чего служат различные вещи: щетка, пылесос, холодильник?
- Может ли ребенок объяснить, где расположены предметы: на столе, под столом?
- В состоянии ли малыш рассказать историю, описать какой-либо происшедший с ним случай?
- Четко ли ребенок выговаривает слова?
- Правильна ли речь ребенка с точки зрения грамматики?
5. Оценка умения общаться
- Включается ли ребенок в игру других детей?
- Соблюдает ли он очередность, когда этого требует ситуация?
- Способен ли ребенок слушать других, не перебивая?
- Способен ли ребенок участвовать в общем разговоре, разыграть какую-либо сценку в домашнем спектакле?
6. Оценка когнитивного развития
- Может ли ребенок идентифицировать схожие и несхожие формы. Например, найти картинку, не похожую на остальные?
- Может ли ребенок различать буквы и короткие слова бп, котгод?
- Cпособен ли ребенок разложить по порядку (в заданной последовательности) серию картинок?
- Может ли ребенок самостоятельно, без посторонней помощи сложить головоломку из пятнадцати элементов?
- Может ли ребенок рифмовать слова?
- Может ли ребенок повторить за взрослым несколько слов или цифр?
- Способен ли ребенок пересказать историю, сохранив основную мысль и последовательность действий?
Если все ваши ответы оказались утвердительными, вас можно поздравить — ребенок, очевидно, готов к школьному обучению.
» Если ваши ответы на двадцать и более процентов отрицательны, то это серьезный повод задуматься: не торопитесь ли вы отправить малыша в школу?
В завершение статьи хочется сказать несколько слов об общем направлении подготовки ребенка к школе
Психика ребенка развивается в игре. Постепенно исчерпав свои возможности, игра, как ведущий вид деятельности, уступает место обучению.
» Важен не объем, а качество знаний. Нужно не учить читать, а развивать речь, не учить писать, а создавать условия для развития мелкой моторики.
Конечно, хорошо, что будущий первоклассник умеет читать, считать. Но для полноценного развития дошкольнику необходимо общаться со сверстниками и взрослыми, играть в развивающие игры, слушать чтение книг, рисовать, лепить, фантазировать.
Чем больше ребенок будет причастен к подготовке к школе, обсуждению своего будущего, чем больше он будет знать о новой жизни и тем легче ему будет в нее включиться.
Обновлено 16.06.2023
о детях от 4 до 7 лет, о детях от 7 до 10 лет, ребенок и родители Другие статьи автора
Обсуждение на форуме («связанная» тема)
Анна25 (20/06/2023)
Наш младший пошёл в первый класс в 8 лет.
Мы ходили к психологу, чтобы подтвердить наши ощущения — что ребенок в 7 лет не готов к школе.
Он всё нужное знал, всё нужное умел. Но через 25 минут его психика до того устала, что он не смог ответить на вопрос: сколько лап у кошки. И при громких звуках он начинал напрягаться. Психолог нас поддержала, еще год сын дозревал до школы дома. И в 8 лет уже нормально начал учиться.
Юнита (18/06/2018)
Житель (Гость)
можно ещё на подготовительные занятия походить в школу, куда пойдёт ребёнок, хотя бы 2-3 месяца — таким образом
Житель писал(а): |
К сентябрю ребенок понял, как всё устроено в школе, как будут оценивать его работу, видел свои ошибки в тетрадях и сам мог их исправить. |
И школа реальная, и само здание уже будет знакомо, а если повезёт, то ещё и с будущим учителем и одноклассниками познакомитесь поближе
Vitaminka2007 (12/02/2014)
Ох, читаю читаю и не знаю что делать. дочь родилась середина октября, т.е в этом году ей 7 будет и хотели отдать в школу(а в 1 классе в октябре будет 7),но по ней вижу что она не готова. Возникла проблема. она у нас не мелкая. не по росту, не по весу, боюсь что если еще год в саду то дразнить будут в школе в 1 классе через год. что делать?помогите?
СветаЧГ (27/01/2014)
Спасибо за интересные статьи!
Пошла тестировать Ре на готовность к школе.
Как раз этим вопросом круглосуточно озадачена в последнее время
burya (31/08/2013)
Напоминаем еще об одной полезной статье, также опубликованной на нашем сайте:
Когда ребенок становится школьником
Александр_ (15/08/2013)
НюрOK , это нормально для детей )) много знакомых тоже волновались по этому поводу, но не задавливать же это в ребенке?
НюрOK (28/07/2013)
А у моего чувство справедливости зашкаливает. Как в школу пойдет?
Юлия Z (22/07/2013)
burya
Подскажите, пожалуйста, как выработать усидчивость у энергичного мальчика 4 лет? Очень нужно
АнечЬка (20/08/2012)
МаринаУгадай эмоцию» и «Что мы видели не скажем» похожи.
В первой игре ведущий загадывает эмоцию и начинает пантомимой и мимикой ее изображать, задача зрителей — угадать. Кто угадал — тот становится загадывающим.
Во второй игре все участники делятся на две команды, одна команда загадывает какое-то дейсвие. Выходит к зрительской команде и со словами: «Здравствуй дедушка Мазай, из коробки вылезай, что мы видели не скажем ,а что делали — покажем!» начинают пантомимой показывать загаданное действие. Задача другой команды — отгадать. Как толькозрители отгадывают, показывающая команда бежит в домик, угадывающие догоняют. Затем меняются ролями. Взрослые тоже с энтузиазмом играют в эту игру
drakohhha (19/08/2012)
АнечЬка
у меня вопрос такой подскажите как ребенка избавить от плаксивости чуть что не получается губы дуем и вперед слезы на колесках или если боится чего то начинает слезу давить идем в первый класс боюсь как бы потом не затюкали хоть и объясняю что мальчики не ревут не нужно расстраивается из каждой ситуации есть выход нет все равно ему на мамины объяснения может что я не так делаю?
еще оказывается боится ездить один в лифте а ведь тоже в школу ходить ему через четверть скорее всего самому тем более что школа через дорогу буквально подскажите что сделать чтобы приучить его быть посмелее пожалуйста
Зимняя радуга (18/08/2012)
АнечЬка
Прочитала статью на одном дыхании
Приятно осознавать, что мои действия в плане работы над застенчивостью ребенка оказывается были хоть и интуитивными, но главное правильными с точки зрения специалистов
Хотела бы попросить, если знаете правила игр «Угадай эмоцию», «Где мы были, мы не скажем, а что делали — покажем» поделитесь, пожалуйста (может у нас в детстве они назывались по-другому, но что-то я не помню таких)
АнечЬка (17/08/2012)
Мне про застенчивость очень нравится вот это материал:
Скрытый текст: Показать
Застенчивый ребенок
«Ну, чего ты боишься? Расскажи нам стишок, ведь ты его прекрасно знаешь! Нельзя быть таким трусливым». При этих словах ребенок весь сжимается от страха, пытается спрятаться за чью-нибудь спину, забыв все, что он действительно хорошо знает. Но взрослые стараются этого не замечать.
Как много психических травм получают застенчивые дети от безграмотного, часто резкого обращения взрослых, в то время как они нуждаются в особой чуткости и терпимости со стороны окружающих. Опрос родителей 3 — летних детей показал, что та или иная степень застенчивости свойственна 42% дошкольников.
В части про совместные игры взрослых и детей. Родитель застенчивого ребенка становится для других детей источником новых интересных игр, времяпрепровождений, на стеснительного ребенка падает часть этой «славы» и дети начинают тянуться и к нему.
Зимняя радуга (10/08/2012)
Цитата: |
Сформирован ли у ребенка образ себя как человека, который многое может? |
АнечЬка
Конечно здесь уверенность в себе играет одну из ключевых ролей и над этим мы постоянно работаем. Спасибо за статью, взяла на заметку еще пару моментов
Но что-то есть еще, что дополняет эту самую уверенность в себе (и это особо важно для детишек скромных и застенчевых).
Источник: sibmama.ru