Продолжать разговор о двух сторонах человеческой натуры- внешней и внутренней — я бы хотел, выйдя на тему «инстинкта самосохранения». Ибо, различая тело и сознание, немедленно ставим вопрос, а что именно мы инстинктивно стремимся самосохранить? Здесь ведь вот в чем проблема.
Любое моделирование человеческого мышления средствами науки не может дать ответ, а зачем, собственно, нужно ясно осознавать себя, зачем нужно знать о своем собственном существовании? Мыслительная машина типа «Мозг» может спокойно обрабатывать информацию, жрать, самореплицироваться и конструировать ракеты не приходя в сознание, как это и делают компьютеры.
И все бы хорошо, но возникает проблема ценностей. Чего мы не хотим, когда не хотим умирать? Мы не хотим перестать быть, не хотим прекращения бытия. Но о феномене «нашего бытия» мы получаем представление только в бодрствующем сознании.
Нам недостаточно, чтобы существовало наше тело в качестве зомби, мы не хотим жизни в летаргическом сне, мы не хотим чтобы вместо нас существовали наши генетические двойники — нет, нам подавай, чтобы само наше сознание существовало, иначе это смерть — сколь бы витальной не осталась наша плоть. И все это называют «Инстинктом самосохранения».
«Страх — это наш инстинкт самосохранения»
Но эволюционная биология нам объясняет, что истинкт самосохранения выработан эволюцией в связи с необходимостью сохранять наше тело. То есть для совсем другой цели. Получается парадокс.
Мы «хотим жить» потому, что у нас есть инстинкт самосохранения, но мы хотим продолжения нашего сознания, а инстинкт хочет продолжения нашего тела- цели конечно коррелирующие между собой, но. такие феномены, как кома и летаргия показывают, что вполне вохможна реализация одной ценности без другой. Можно сказать, что ценность нашей психики «наложилась» на ценность нашей плоти, так что мы путаем одно с другим. И еще любопытный факт — что сознание способно отказаться от ценности жизни в обоих смыслах — витальном и духовном. Это, несомненно означает, освобождение об инстинкта самосохранения, но означает ли это действительно угасание ценности бытия? И существует ли ценность бытия и самосознания, не подпитываемая биологическим инстинктом самосохранения?
Источник: k-frumkin.livejournal.com
Экология СПРАВОЧНИК
Еще более похожи на безусловные рефлексы различные инстинкты — сложные врожденные акты поведения живых организмов в ответ на изменения во внешней или внутренней среде. И. П. Павлов квалифицировал инстинкты как безусловные рефлексы, развившиеся из условных в процессе исторического развития.
Инстинкты в значительной мере определяют поведение животных, сочетаясь с приобретенными в течение жизни условными рефлексами. При этом у насекомых, рыб и птиц большее значение имеет инстинкт; у млекопитающих преобладает условнорефлекторный элемент; у человека инстинкты подчинены большому количеству условных рефлексов, осуществляемых посредством первой и второй сигнальных систем, и проявляются они в чистом виде лишь при очень резких и сильных внешних воздействиях.
Инстинкт самосохранения [Чиллософия]
Для примера можно привести такой случай. Автор этих строк во время войны однажды попал под бомбежку и обстрел кружащих над редким лесом немецких пикирующих самолетов. Чтобы как-то укрыться, он прилег возле старой осины. Когда же самолеты ушли, он обнаружил, что за время бомбежки совершенно бессознательно руками подрылся под корни осины. Голова и верхняя треть спины были в открытой пещерке, а остальная часть тела торчала наружу. Конечно, эти действия нельзя признать безусловно целесообразными, но тут сработал инстинкт самосохранения в чистом виде.[ . ]
В таких ситуациях не разум и мысль, видимо, руководит человеком, а действия его подчинены инстинкту самосохранения. Комната вмиг заполнилась пламенем. Я рванулся к двери в сторону кабинета завлабораторией, откуда вошел и в рвении открыть дверь, вырвал скобу перекошенной от взрыва двери, которую заклинило.[ . ]
Человеку с его девизом «риск — благородное дело» вообще не очень-то можно доверять объективную оценку собственной безопасности. Утратив инстинкт видового самосохранения, человечество стало единственным видом, который очень сильно перепутал представления об опасности и безопасности. Мы с поразительным упорством и изобретательностью создаем для себя все более масштабные и мощные угрозы, а всю заботу о безопасности сводим к совершенствованию средств охраны и защиты, которые в конечном счете также оказываются источниками опасности.[ . ]
Повсеместное распространение веры в то, что смерть не влечет за собой полного уничтожения личности, — факт, заслуживающий внимания. Он свидетельствует о почти врожденном чувстве бессмертия «Я», пусть даже не всегда ясно сознаваемом. Иногда его пытаются связать с инстинктом самосохранения, и, разумеется, какая-то связь здесь действительно существует. Однако мысль о бессмертии — отнюдь не просто биологический феномен. Прежде всего, она — проявление духа, интуитивно ощущающего свою неразложимую природу.[ . ]
Недаром же люди, страдающие головокружениями, дурнотными состояниями, сердцебиениями, болезнью миокарда, одышкой, астматическим статусом и др., при приближении своего болезненного приступа инстинктивно стремятся к окну, к форточке. Это инстинктивное стремление показательно, инстинкт самосохранения ведет организм по наиболее правильному пути. И странным поэтому должен казаться тот поразительный факт, что мы уделяем большое внимание тому, что мы едим, что мы пьем, и какой ничтожный, почти незаметный интерес мы проявляем к тому, каким воздухом мы дышим. Это было еще подмечено знаменитым гигиенистом Бушаном и развито в его сочинении 1792 г. Данный факт стоит в глубоком противоречии с накопленным человечеством огромным арсеналом теоретических и экспериментальных знаний, говорящих о величайшей физиологической роли чистого внегородского воздуха.[ . ]
На пастбище с бедной растительностью животные не могут позволить себе игнорировать второстепенные пищевые объекты, так как поиск желанного корма требует слишком продолжительного времени и больших энергетических затрат. В сложившейся ситуации у проголодавшихся животных подавляется инстинкт пищевой специализации и самосохранения — они начинают поедать нестандартные корма, в том числе ядовитые растения. Это приводит к возникновению у животных кормовых токсикозов.[ . ]
Источник: ru-ecology.info