Каллиграфия – термин, используемый в нескольких значениях:
- Отрасль изобразительного искусства, которая занимается техникой красивого письма.
- Совокупность навыков и приемов, лежащих в основе четкого и эстетически правильного письма.
- Синоним чистописания, навыка аккуратного и образцового письма.
Каллиграфию следует отличать от смежных явлений: обучения письму, чистописания, леттеринга.
Обучение письму – раздел методики, входящий в систему первоначального овладения грамотой. Целью его является развитие и автоматизация навыков начертания графем, принятых в системе данного языка. Обучение письму неразрывно связано с речевым развитием ребенка, становлением навыков звукового анализа слов, а также чтения.
Чистописание – это термин, в настоящее время употребляющийся для характеристики процесса письма, отражающий его качественную сторону. В советской школе существовали уроки чистописания, на которых отрабатывались навыки четкого, аккуратного, красивого письма.
#каллиграфия #copperplate #имя #nikolietta
Леттеринг – это термин из дизайнерской практики, который обозначает процесс рисования букв и создания уникальных надписей в оформительских целях. Леттерингу можно учиться, однако жестких правил здесь не существует. Они обусловлены общими принципами графической системы данного языка (буквы должны быть узнаваемы) и законами композиции рисунка.
Каллиграфия базируется на уже имеющихся навыках письма, помогает улучшить почерк, сделать его правильным, образцовым. Каллиграфическое письмо основано на стандартных приемах начертаниях букв, поэтому оно не является уникальным и неповторимым, в отличие от надписей, создаваемых на основе леттеринга. В то же время каллиграфия отличается от простого чистописания тем, что она предполагает многообразие и богатство стилей начертания, в то время как чистописание ориентирует ученика на усвоение одного образца, чаще всего используемого в школьной практике.
Терминологический аппарат каллиграфии
С каллиграфией связана система понятий, лежащих в основе письменно-речевых навыков. Каллиграфические умения базируются на элементарных графических навыках, то есть системе действий, связанных с воспроизведением графем. Графический навык сложное понятие, основанное на единстве психофизиологических представлений.
«Каллиграфия»
Готовые курсовые работы и рефераты
Решение учебных вопросов в 2 клика
Помощь в написании учебной работы
Буква выступает как сложный конгломерат зрительных, фонетических и кинестетических образов, усваиваемых при ее начертании. Связь буквы со звуком проявляется через фонему и артикулему, то есть звукокомплексы, лежащие в основе произнесения звука и его опознания на слух. Графема является знаком, с помощью которого звук фиксируется на письме.
Для усвоения начертания необходимо представлять себе оптический образ буквы, что невозможно без становления зрительного восприятия. В то же время в практике письма графема предстает как совокупность движений кисти руки, лежащих в основе ее начертания (кинема). Поэтому усвоение правильного отображения буквы невозможно без учета ее зрительных и двигательных аспектов.
Уроки каллиграфии для НАЧИНАЮЩИХ. Каллиграфия и почерк.
На основе графического навыка складываются каллиграфические умения и навыки – совокупность автоматизированных операций, обеспечивающих письму четкость и правильные пропорции. Каллиграфические навыки определяют особенности почерка – индивидуальной манеры начертания букв.
С искажениями графем на письме связаны каллиграфические ошибки, которые проявляются в следующих случаях:
- Нарушение пропорций букв (их соотношения по ширине или по высоте).
- Искажение наклона.
- Нарушения в последовательности начертания элементов, из которых состоит графема.
- Неправильное соединение графем (недостаточно плавное письмо, отрыв букв друг от друга или, наоборот, письмо без соединения).
- Искажение размещения надписи относительно строки (выход за ее пределы).
От каллиграфических ошибок следует отличать те, которые обусловлены различными речевыми нарушениями, например, недостаточно хорошо сформированным фонематическим слухом или искажениями в произношении звуков. Такие ошибки называют дисграфическими. Их признаки заключаются в следующем:
- Пропуск букв или вставка лишних букв, удвоение слогов.
- Искажение графического облика буквы, замена ее по принципу оптического или начертательного сходства.
- Нарушение границы слов (разделение слов на элементы: по шел; слитное написание слов: влесу).
- Фонетические замены («болная почка» вместо «полная бочка»).
Дисграфические ошибки требуют логопедической коррекции и препятствуют усвоению правил орфографии и выработке навыков красивого письма.
Профилактика нарушений почерка
Важно предупредить возможные отклонения в формировании навыков письма. Этому способствуют различные профилактические меры:
- Развитие мелкой моторики ребенка через ручной труд, упражнения на основе рисования, лепки, вырезания, конструирования.
- Своевременная коррекция речевых нарушений.
- Развитие фонематических навыков, умений наблюдать за звуковым составом слова.
- Чтение и заучивание стихов, скороговорок, считалок, сказок.
- Формирование правильной осанки, занятия физкультурой и спортом.
- Правильный подбор письменных принадлежностей, хорошее оснащение места для занятий и учебы, правильная посадка, достаточный уровень освещенности и проч.
Источник: spravochnick.ru
Каллиграфия и Графология, идеальное в реальном: порознь или вместе?
Графологическая наука подтверждает, что развитие деятельности мелкой моторики рук неразрывно связано с развитием психических, когнитивных и умственных особенностей личности. Нет сомнения, что разновидности занятий, развивающих точность движений рук, распространенные, например, в традиции Японии — развивают мозг человека с детства: сотни иероглифов, оригами, манипуляции палочками для еды, искусство экибана, медитативные и боевые искусства, требующие максимальной сосредоточенности конечностей и, конечно же, знаменитая японская каллиграфия, для профессионалов — несущая в себе и философский и медитативный смысл. Интересно взглянуть на каллиграфию (подразумевая аккуратное повторение художественно выполненных форм) не с точки зрения художественного вкуса и искусства, а с точки зрения графологии как психодиагностического инструмента.
Говоря о каллиграфичности обычного почерка как таковой, другими словами — это жесткое и сознательное следование какому-либо стандарту (или шрифту) в сочетании с украшенностью и стилизованностью.
Излишняя каллиграфичность обычного каждодневного почерка — нездорово, поскольку свидетельствует, во-первых, о подавляющейся индивидуальности и самобытности личности (каким бы ни был данный каллиграфический шрифт самобытным с художественной точки зрения), и во-вторых, об усилении сознательно-волевого аспекта, а то и о полном замещении им (где главное — сознательное внимание, и оно направлено на соответствие Форме) беглого, спонтанного, бессознательного самовыражения личности.
Таким образом, каллиграфичность как основная характеристика обычного почерка — отрицательно сказывается на психологическом и психосоматическом здоровье.
Однако мы говорили о каллиграфичности почерка человека вообще. Говоря же о каллиграфии как искусстве или художественно-эстетическом самовыражении (когда обычный почерк каллиграфа сохраняет здоровую простоту и спонтанность), проблематичные характеристики становятся нейтральными, при этом для тех, кому это необходимо, периодические тренировки каллиграфией могут быть полезны с точки зрения выработки концентрации, сосредоточенности, волевого контроля, тщательности, терпеливости, педантичности и эстетического чувства.
Для кого-то это занятие может послужить отличной тренировкой мелкой моторики, оптического контроля, аккуратности, усидчивости, — это может быть своего рода медитацией.
Вместе с этим, с точки зрения графотерапии, нельзя рекомендовать каллиграфию в качестве терапии — особенно людям, склонным к перфекционизму, навязчивостям, обсессиям, чрезмерно педантичным, с повышенным уровнем стресса, перенапряжения, мышечно зажатым или скованным психологически и т.д.
Если говорить о японцах или китайцах — а ведь их традиции и ментальность ярко отражают психологическую подоплеку их стремления к каллиграфичности: унификацию(униформа?), одинаковость, послушание, исполнительность, скромность и покорность, ментальность «маленького человека», «одного из тысяч».
С точки зрения профессиональной графологии и графотерапии, занятие каллиграфией не может, например:
- быть лекарством от многих различных психологических комплексов,
- способствовать развитию спонтанности и внутренней свободы,
- развить активность натуры, внутреннюю мотивацию,
- содействовать появлению или проявлению лидерских или пробивных качеств,
- научить доверять своей интуиции,
- расположить к объективному восприятию жизни,
- привить личностную самостоятельность,
- способствовать уменьшению зависимости от мнения окружающих,
- уменьшить проявления эгоизма, нарцисстичности,
- понизить влияние имиджевости в своей жизни,
- придать умение отделять главное от второстепенного, определять приоритеты, — научить стратегически и нестандартно мыслить и т.д.
Более того, эти и многие другие, не перечисленные здесь качества характера или затруднения могут только усилиться или развиться в процессе каллиграфического воздействия.
Тренировки каллиграфией могут быть использованы теми, чей почерк далек от каллиграфического, для:
- усиления глубины внимания,
- улучшения концентрации (меньше реагировать на внешние и внутренние раздражители),
- развития волевого усилия при его нехватке,
- дисциплинированности,
- образного мышления, художественного воображения,
- для развития формальной социальной расположенности,
- повышения значимости общепринятых норм, правил, консерватизма и законопослушности (при игнорировании всего этого),
- тщательности и исполнительности,
- стремления к ясным и нормативным взаимоотношениям с окружающим миром,
- импульсивных людей (коррекция самообладанием),
- тех, кто рассеян, несобран, неаккуратен,
- тех, чей эстетический вкус страдает,
- кому не хватает внутренней критичности,
- развития терпения, последовательности, предсказуемости,
- коррекции отвлекаемости и возбудимости,
- развития самоорганизованности,
- исправления тенденций к вспыльчивости, истеричности,
- коррекции антисоциальности и так далее.
Каллиграфия — это эстетика, искусство, красота, заслуживающая признания, сродни любому другому художественному направлению. Как профессиональный графолог, считаю, что оно и должно оставаться таковым — не нужно вводить его в повседневную жизнь или школьные прописи: их цель — научить детей ясно писать на основе общепринятого стандарта букв, после чего каждая индивидуальность развивается, проявляет себя (или нет) в соответствии со своим душевным, интеллектуальным и психофизическим состоянием.
В чем же тогда философия и медитативный аспект каллиграфии? В том, что касается, в основном, только японской и китайской техники каллиграфии: к нашему общепринятому представлению о каллиграфии (красивые или сложные шрифты или украшения) добавляются очень важные нюансы. Во-первых, это философия, стоящая за происхождением, истоками каждого иероглифа (такого нет в русском и европейских языках). Во-вторых, в иероглифах акцентируется простота, а не сложные витиеватые украшения, и что самое главное — спонтанное, быстрое выполнение штрихов или мазков, скованное движение напряженного человека портит красоту исполнения. Быстрое восприятие и острый ум стоят (развиваются) только при сочетании утонченной простоты и уравновешенной доли критичности, спонтанности.
Инесса Гольдберг,
Институт Графоанализа Инессы Гольдберг,
www.inessa-goldberg.ru.
Источник: psyfactor.org
Самые красивые почерки (100 картинок)
Почерк человека — это его визитная карточка. У кого-то красивый почерк с добавлением узоров, у кого-то совсем неаккуратный, размашистый, неровный. Все мы разные и почерки у нас, конечно же, тоже отличаются. Если посмотреть на почерки поэтов или художников, сразу и не скажешь, что они принадлежат людям, создающим шедевры.
Ведь, оказывается, у творческих людей как правило, очень плохой почерк, а у людей, относящихся к техническим сферам, почерк четкий, ровный и красивый. Итак, в данной подборке самые красивые почерки.
Оставьте свой голос
31 очко
Источник: demotivation.ru