Что такое каллиграфический почерк

Каллиграфия – термин, используемый в нескольких значениях:

  1. Отрасль изобразительного искусства, которая занимается техникой красивого письма.
  2. Совокупность навыков и приемов, лежащих в основе четкого и эстетически правильного письма.
  3. Синоним чистописания, навыка аккуратного и образцового письма.

Каллиграфию следует отличать от смежных явлений: обучения письму, чистописания, леттеринга.

Обучение письму – раздел методики, входящий в систему первоначального овладения грамотой. Целью его является развитие и автоматизация навыков начертания графем, принятых в системе данного языка. Обучение письму неразрывно связано с речевым развитием ребенка, становлением навыков звукового анализа слов, а также чтения.

Чистописание – это термин, в настоящее время употребляющийся для характеристики процесса письма, отражающий его качественную сторону. В советской школе существовали уроки чистописания, на которых отрабатывались навыки четкого, аккуратного, красивого письма.

#каллиграфия #copperplate #имя #nikolietta

Леттеринг – это термин из дизайнерской практики, который обозначает процесс рисования букв и создания уникальных надписей в оформительских целях. Леттерингу можно учиться, однако жестких правил здесь не существует. Они обусловлены общими принципами графической системы данного языка (буквы должны быть узнаваемы) и законами композиции рисунка.

Каллиграфия базируется на уже имеющихся навыках письма, помогает улучшить почерк, сделать его правильным, образцовым. Каллиграфическое письмо основано на стандартных приемах начертаниях букв, поэтому оно не является уникальным и неповторимым, в отличие от надписей, создаваемых на основе леттеринга. В то же время каллиграфия отличается от простого чистописания тем, что она предполагает многообразие и богатство стилей начертания, в то время как чистописание ориентирует ученика на усвоение одного образца, чаще всего используемого в школьной практике.

Терминологический аппарат каллиграфии

С каллиграфией связана система понятий, лежащих в основе письменно-речевых навыков. Каллиграфические умения базируются на элементарных графических навыках, то есть системе действий, связанных с воспроизведением графем. Графический навык сложное понятие, основанное на единстве психофизиологических представлений.

«Каллиграфия»
Готовые курсовые работы и рефераты
Решение учебных вопросов в 2 клика
Помощь в написании учебной работы

Буква выступает как сложный конгломерат зрительных, фонетических и кинестетических образов, усваиваемых при ее начертании. Связь буквы со звуком проявляется через фонему и артикулему, то есть звукокомплексы, лежащие в основе произнесения звука и его опознания на слух. Графема является знаком, с помощью которого звук фиксируется на письме.

Для усвоения начертания необходимо представлять себе оптический образ буквы, что невозможно без становления зрительного восприятия. В то же время в практике письма графема предстает как совокупность движений кисти руки, лежащих в основе ее начертания (кинема). Поэтому усвоение правильного отображения буквы невозможно без учета ее зрительных и двигательных аспектов.

Читайте также:  Масло усьмы как пользоваться для ресниц

Уроки каллиграфии для НАЧИНАЮЩИХ. Каллиграфия и почерк.

На основе графического навыка складываются каллиграфические умения и навыки – совокупность автоматизированных операций, обеспечивающих письму четкость и правильные пропорции. Каллиграфические навыки определяют особенности почерка – индивидуальной манеры начертания букв.

С искажениями графем на письме связаны каллиграфические ошибки, которые проявляются в следующих случаях:

  1. Нарушение пропорций букв (их соотношения по ширине или по высоте).
  2. Искажение наклона.
  3. Нарушения в последовательности начертания элементов, из которых состоит графема.
  4. Неправильное соединение графем (недостаточно плавное письмо, отрыв букв друг от друга или, наоборот, письмо без соединения).
  5. Искажение размещения надписи относительно строки (выход за ее пределы).

От каллиграфических ошибок следует отличать те, которые обусловлены различными речевыми нарушениями, например, недостаточно хорошо сформированным фонематическим слухом или искажениями в произношении звуков. Такие ошибки называют дисграфическими. Их признаки заключаются в следующем:

  1. Пропуск букв или вставка лишних букв, удвоение слогов.
  2. Искажение графического облика буквы, замена ее по принципу оптического или начертательного сходства.
  3. Нарушение границы слов (разделение слов на элементы: по шел; слитное написание слов: влесу).
  4. Фонетические замены («болная почка» вместо «полная бочка»).

Дисграфические ошибки требуют логопедической коррекции и препятствуют усвоению правил орфографии и выработке навыков красивого письма.

Профилактика нарушений почерка

Важно предупредить возможные отклонения в формировании навыков письма. Этому способствуют различные профилактические меры:

  1. Развитие мелкой моторики ребенка через ручной труд, упражнения на основе рисования, лепки, вырезания, конструирования.
  2. Своевременная коррекция речевых нарушений.
  3. Развитие фонематических навыков, умений наблюдать за звуковым составом слова.
  4. Чтение и заучивание стихов, скороговорок, считалок, сказок.
  5. Формирование правильной осанки, занятия физкультурой и спортом.
  6. Правильный подбор письменных принадлежностей, хорошее оснащение места для занятий и учебы, правильная посадка, достаточный уровень освещенности и проч.

Источник: spravochnick.ru

Каллиграфия и Графология, идеальное в реальном: порознь или вместе?

каллиграфия

Графологическая наука подтверждает, что развитие деятельности мелкой моторики рук неразрывно связано с развитием психических, когнитивных и умственных особенностей личности. Нет сомнения, что разновидности занятий, развивающих точность движений рук, распространенные, например, в традиции Японии — развивают мозг человека с детства: сотни иероглифов, оригами, манипуляции палочками для еды, искусство экибана, медитативные и боевые искусства, требующие максимальной сосредоточенности конечностей и, конечно же, знаменитая японская каллиграфия, для профессионалов — несущая в себе и философский и медитативный смысл. Интересно взглянуть на каллиграфию (подразумевая аккуратное повторение художественно выполненных форм) не с точки зрения художественного вкуса и искусства, а с точки зрения графологии как психодиагностического инструмента.

Читайте также:  Янтарная сказка каков смысл названия сказки

Говоря о каллиграфичности обычного почерка как таковой, другими словами — это жесткое и сознательное следование какому-либо стандарту (или шрифту) в сочетании с украшенностью и стилизованностью.

Излишняя каллиграфичность обычного каждодневного почерка — нездорово, поскольку свидетельствует, во-первых, о подавляющейся индивидуальности и самобытности личности (каким бы ни был данный каллиграфический шрифт самобытным с художественной точки зрения), и во-вторых, об усилении сознательно-волевого аспекта, а то и о полном замещении им (где главное — сознательное внимание, и оно направлено на соответствие Форме) беглого, спонтанного, бессознательного самовыражения личности.

Таким образом, каллиграфичность как основная характеристика обычного почерка — отрицательно сказывается на психологическом и психосоматическом здоровье.

Однако мы говорили о каллиграфичности почерка человека вообще. Говоря же о каллиграфии как искусстве или художественно-эстетическом самовыражении (когда обычный почерк каллиграфа сохраняет здоровую простоту и спонтанность), проблематичные характеристики становятся нейтральными, при этом для тех, кому это необходимо, периодические тренировки каллиграфией могут быть полезны с точки зрения выработки концентрации, сосредоточенности, волевого контроля, тщательности, терпеливости, педантичности и эстетического чувства.

Для кого-то это занятие может послужить отличной тренировкой мелкой моторики, оптического контроля, аккуратности, усидчивости, — это может быть своего рода медитацией.

Вместе с этим, с точки зрения графотерапии, нельзя рекомендовать каллиграфию в качестве терапии — особенно людям, склонным к перфекционизму, навязчивостям, обсессиям, чрезмерно педантичным, с повышенным уровнем стресса, перенапряжения, мышечно зажатым или скованным психологически и т.д.

Если говорить о японцах или китайцах — а ведь их традиции и ментальность ярко отражают психологическую подоплеку их стремления к каллиграфичности: унификацию(униформа?), одинаковость, послушание, исполнительность, скромность и покорность, ментальность «маленького человека», «одного из тысяч».

С точки зрения профессиональной графологии и графотерапии, занятие каллиграфией не может, например:

  • быть лекарством от многих различных психологических комплексов,
  • способствовать развитию спонтанности и внутренней свободы,
  • развить активность натуры, внутреннюю мотивацию,
  • содействовать появлению или проявлению лидерских или пробивных качеств,
  • научить доверять своей интуиции,
  • расположить к объективному восприятию жизни,
  • привить личностную самостоятельность,
  • способствовать уменьшению зависимости от мнения окружающих,
  • уменьшить проявления эгоизма, нарцисстичности,
  • понизить влияние имиджевости в своей жизни,
  • придать умение отделять главное от второстепенного, определять приоритеты, — научить стратегически и нестандартно мыслить и т.д.

Более того, эти и многие другие, не перечисленные здесь качества характера или затруднения могут только усилиться или развиться в процессе каллиграфического воздействия.

Читайте также:  Как научиться жить одной

Тренировки каллиграфией могут быть использованы теми, чей почерк далек от каллиграфического, для:

  • усиления глубины внимания,
  • улучшения концентрации (меньше реагировать на внешние и внутренние раздражители),
  • развития волевого усилия при его нехватке,
  • дисциплинированности,
  • образного мышления, художественного воображения,
  • для развития формальной социальной расположенности,
  • повышения значимости общепринятых норм, правил, консерватизма и законопослушности (при игнорировании всего этого),
  • тщательности и исполнительности,
  • стремления к ясным и нормативным взаимоотношениям с окружающим миром,
  • импульсивных людей (коррекция самообладанием),
  • тех, кто рассеян, несобран, неаккуратен,
  • тех, чей эстетический вкус страдает,
  • кому не хватает внутренней критичности,
  • развития терпения, последовательности, предсказуемости,
  • коррекции отвлекаемости и возбудимости,
  • развития самоорганизованности,
  • исправления тенденций к вспыльчивости, истеричности,
  • коррекции антисоциальности и так далее.

Каллиграфия — это эстетика, искусство, красота, заслуживающая признания, сродни любому другому художественному направлению. Как профессиональный графолог, считаю, что оно и должно оставаться таковым — не нужно вводить его в повседневную жизнь или школьные прописи: их цель — научить детей ясно писать на основе общепринятого стандарта букв, после чего каждая индивидуальность развивается, проявляет себя (или нет) в соответствии со своим душевным, интеллектуальным и психофизическим состоянием.

В чем же тогда философия и медитативный аспект каллиграфии? В том, что касается, в основном, только японской и китайской техники каллиграфии: к нашему общепринятому представлению о каллиграфии (красивые или сложные шрифты или украшения) добавляются очень важные нюансы. Во-первых, это философия, стоящая за происхождением, истоками каждого иероглифа (такого нет в русском и европейских языках). Во-вторых, в иероглифах акцентируется простота, а не сложные витиеватые украшения, и что самое главное — спонтанное, быстрое выполнение штрихов или мазков, скованное движение напряженного человека портит красоту исполнения. Быстрое восприятие и острый ум стоят (развиваются) только при сочетании утонченной простоты и уравновешенной доли критичности, спонтанности.

Инесса Гольдберг,
Институт Графоанализа Инессы Гольдберг,
www.inessa-goldberg.ru.

Источник: psyfactor.org

Самые красивые почерки (100 картинок)

Мотивация и демотивация для всех

Почерк человека — это его визитная карточка. У кого-то красивый почерк с добавлением узоров, у кого-то совсем неаккуратный, размашистый, неровный. Все мы разные и почерки у нас, конечно же, тоже отличаются. Если посмотреть на почерки поэтов или художников, сразу и не скажешь, что они принадлежат людям, создающим шедевры.

Ведь, оказывается, у творческих людей как правило, очень плохой почерк, а у людей, относящихся к техническим сферам, почерк четкий, ровный и красивый. Итак, в данной подборке самые красивые почерки.

Оставьте свой голос

31 очко

Источник: demotivation.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Lady Today