Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гродина Татьяна Францевна
В статье представлен опыт создания службы лекотеки на базе дошкольной образовательной организации. Описаны этапы работы, проблемное поле создания службы в современном детском саду. Представлен опыт работы по внедрению инклюзивного образования в дошкольной организации.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гродина Татьяна Францевна
Психолого-педагогическое сопровождение детей-инвалидов и их семей в пространстве Лекотеки
Инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях современного ДОУ
Опыт реализации инклюзивного образования в Амурской области
Современное состояние социально-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в условиях ДОУ
К вопросу о социализации детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в группе «Особый ребенок»
Лекотека в детском саду №52 «Ласточка»
i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
THE EXPERIENCE OF THE LEKOTEKA CREATION ON THE BASIS OF ChEE
The article presents the experience of creating a lekoteka service on the basis of preschool educational organization. The stages of work, a problem field of service creation in a modern kindergarten are described. The implementation experience of inclusive education in preschool organization is presented
Текст научной работы на тему «Опыт создания лекотеки на базе ДОУ»
ОПЫТ СОЗДАНИЯ ЛЕКОТЕКИ НА БАЗЕ ДОУ
Гродина Татьяна Францевна.
Аннотация. В статье представлен опыт создания службы лекотеки на базе дошкольной образовательной организации. Описаны этапы работы, проблемное поле создания службы в современном детском саду. Представлен опыт работы по внедрению инклюзивного образования в дошкольной организации.
Ключевые слова: лекотека, дети с ОВЗ, инклюзивное образование.
THE EXPERIENCE OF THE LEKOTEKA CREATION ON THE BASIS OF ChEE
Grodina Tatyana Frantsevna.
Abstract. The article presents the experience of creating a lekoteka service on the basis of preschool educational organization. The stages of work, a problem field of service creation in a modern kindergarten are described. The implementation experience of inclusive education in preschool organization is presented.
Key words: lekoteka, children with disabilities, inclusive education.
В переводе со шведского «leko» обозначает «игрушка», а «tek» с греческого переводится как «собрание».
Лекотеки создается для таких детей от 1,5 до 7 лет, которые не имеют возможности вместе с другими посещать детские сады или школы. Но в тоже время им необходима помощь дефектолога, логопеда, психолога. Уникальным является то, что направлена она не только на работу с детьми, но и с их родителями. А для семьи это очень важно.
Что такое лекотека?
Предпосылками внедрения проекта открытия лекотеки является опыт дошкольного образовательного учреждения по разработке сопровождения инклюзивного образования. Актуальность выбора данного направления работы обусловлена ростом процента детей, имеющих ограниченные возможности здоровья не только для освоения программ образования, успешной социализации
и интеграции в детское сообщество, но даже не позволяющие в целом посещать дошкольное образовательное учреждение.
В настоящее время государственная политика в области образования детей с ограниченными возможностями здоровья (Закон об образовании РФ [1], ФГОС ДО РФ [2]) дает дошкольникам возможность посещать образовательное учреждение любого вида, где ребенок может воспитываться, обучаться независимо от состояния здоровья, при наличии в ДОУ условий для коррекционной работы.
Обеспечение внедрения федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования и образования, обучающихся с ОВЗ — это одна из задач Федеральной целевой программы развития образования на 20162020 годы, принятой Правительством РФ в 2015 году [3]. Ряд мероприятий, предусмотренных программой, направлены не только на повышение качества образовательных услуг, но и на улучшение инфраструктуры дошкольных организаций. В частности, важным элементом данной задачи станет поддержка инноваций в сфере образования детей с ОВЗ, инвалидностью.
Целевой аудиторией деятельности лекотеки являются дети со сложными нарушениями развития или выраженными психогенными расстройствами (дети с расстройством аутистического спектра (РАС), дети с детским церебральным параличом (ДЦП) и другими двигательными нарушениями, дети с интеллектуальной недостаточностью, дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью (СДВГ), дети с тяжелыми сенсорными нарушениями, дети с болезнью Дауна), их семьи, нуждающиеся в грамотном медико-психолого-педагогическом сопровождении, а также и педагоги ДОУ.
Традиционно, в рамках лекотеки, оказывается профессиональная помощь всеми необходимыми специалистами ребенку и его родителям (законным представителям) по вопросам организации процесса воспитания и обучения ребенка с ОВЗ.
Деятельность лекотеки основана на гуманистическом подходе с использованием игровых методов, арт-терапевтических техник для проведения психопрофилактики, психокоррекции, осуществления психологической поддержки развития личности детей с особыми потребностями.
Организация лекотеки на базе ДОУ начинается с создания нормативно-правового обеспечения его деятельности. Издается приказ по учреждению, согласно которому определяется состав специалистов центра «Лекотека», включающий педагога-психолога, учителя-дефектолога, учителя-логопеда, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре. Руководство лекотекой возлагается на старшего воспитателя. Все специалисты должны соответствовать требованиям к уровню образования и направлению подготовки, а руководитель лекотеки — иметь степень магистра в области психологии.
Лекотека подразумевает еженедельные, бесплатные, индивидуально-коррекционные занятия для детей с особенностями развития, не имеющими возможности посещать дошкольное учреждение.
Следующим шагом в обеспечении деятельности лекотеки на базе ДОУ является методическое оснащение службы — создание программ деятельности
специалистов лекотеки (педагога-психолога, учителя-дефектолога, учителя-логопеда, музыкального руководителя и инструктора по физической культуре). На основе научно-методических разработок и рекомендаций, имеющихся в литературе, создается база диагностических методик, комплексов игр и упражнений для детей с ОВЗ для организации диагностической и коррекционно-развивающей работы в рамках лекотеки.
Третьим шагом в запуске лекотеки должна стать подготовка материально-технического оснащения службы. Для этого в ДОУ необходимо организовать условия для создания кабинетов, приобретение оборудования, утверждение кадрового состава. Для детей с ОВЗ и их родителей создаются все необходимые условия, чтобы они чувствовали себя комфортно, безопасно и могли получить квалифицированную помощь специалистов учреждения.
Специальные помещения, выделенные и оформленные, предназначены: для индивидуальной работы с ребенком и его семьей; для групповой работы с детьми; для проведения групповых родительских тренингов; для работы с педагогами ДОУ.
Для оказания образовательных услуг должны быть дополнительные помещений: музыкальный зал, спортивный зал, сенсорная комната, кабинет ИЗО-деятельности, кабинеты узких специалистов (учителя-логопеда, педагога-психолога, учителя-дефектолога).
Последний шаг при запуске работы службы — распространение информации о работе лекотеки: через информирование родителей детского сада, создание и распространение буклетов, презентации проекта.
На сегодняшний день в рамках работы центра «Лекотека» проведена работа с воспитанниками детского сада, которые по причине сложности дефекта не могут посещать детский сад постоянно на равных условиях с другими детьми и лекотека для данных детей и их семей явилась вариантом получения квалифицированной помощи и сопровождения специалистов.
Таким образом, организация и запуск службы лекотеки на базе ДОУ имеет ряд особенностей, связанных с необходимостью нормативно-правовой, методической, материально-технической и кадровой подготовки учреждения.
Проблемным полем деятельности лекотеки является недостаточная распространенность информации об особенностях такой формы помощи среди семей детей с ОВЗ, что при всей востребованности пока не позволяет запустить их в полном объеме.
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-Ф3 (последняя редакция) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_^140174/
2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: письма и приказы Минобрнауки. — М.: ТЦ Сфера, 2015. — 96 с.
Источник: cyberleninka.ru
Лекотека: психолого-педагогического сопровождения детей с проблемами развития
Лекотека (произошло от шведского слова leco- игрушка и греческого theke- хранилище) — это служба психологического сопровождения и специальной педагогической помощи родителям, воспитывающим детей с выраженными нарушениями и проблемами развития.
Иными словами она подразумевает еженедельные индивидуальные занятия для детей с логопедом, дефектологом, психологом.
Отправной точкой сотрудничества с родителями является оказание им помощи в понимании сущности имеющихся у ребенка отклонений и динамики их развития, в идентификации и осознании сильных и слабых сторон ребенка.
Деятельность лекотеки основана на гуманистическом подходе к воспитанию и направлена на:
• поддержку усилий родителей по развитию личности ребенка;
• налаживание эффективного общения ребенка с другими членами семьи;
• формирование предпосылок к обучению;
• гармонизацию родительско-детских отношений.
Основной целью лекотеки является развитие речи, математических навыков, и психологическая помощь детям, имеющим проблемы в общении со сверстниками. Посещать такие учреждения могут малыши от 2 месяцев до 7 лет.
Педагоги лекотеки помогают деткам с нарушениями развития, формирования у них предпосылки к учебной деятельности, поддерживают развитие личности детей и даже оказывают психолого-педагогическую помощь родителям. Обучение проходит в форме игры.
Преподаватели лекотеки уверены, что взрослые, воспитывающие ребенка с особыми нуждами, должны воспринимать игру, как жизненную необходимость для детей раннего возраста. Ведь это основной источник знаний, навыков и хорошего настроения. Родители должны быть готовы обыграть любую текущую ситуацию. А действия взрослых при этом должны быть выразительными, мягкими и адекватными возможностям ребенка.
Деятельность лекотеки связана с использованием вспомогательных средств, обеспечивающих полноценное вовлечение ребенка с особыми нуждами и окружающих его людей в игровую активность для обучения и развития общения в игре. Эти средства должны перекрывать все основные потребности ребенка с особыми нуждами, связанные с организацией его игровой деятельности.
Материальная база лекотеки должна включать как минимум следующие разделы:
• специальное оборудование для детей с нарушениями движений;
• оборудование для развития общей подвижности;
• игрушки для развития ручных навыков;
• игрушки для развития тактильного восприятия;
• игрушки и средства для развития зрительного восприятия;
• игрушки для развития слухового восприятия;
• игрушки для развития мышления;
• игрушки для развития речи и языка;
• игрушки для поддержки социально-эмоционального развития;
• игрушки для игры с водой;
• игрушки для игры с сыпучими материалами;
• материалы для изобразительного творчества;
• музыкальные игрушки;
• книги для детей;
• фонотека;
• видеотека;
• книги для родителей;
• средства для развития невербальной коммуникации;
• выставка самодельных игрушек;
• специальное оборудование для слепых детей и детей со сложным дефектом.
Основные формы работы лекотеки:
Консультация
Консультация–это встреча специалиста Лекотеки с родителями (воспитателями), во время которой реализуется конструктивное сотрудничество специалистов и родителей.
Диагностический игровой сеанс
Диагностический игровой сеанс представляет собой совместную игру родителей (воспитателей) с ребенком в специально оборудованном зале. Специалист ведет наблюдение за происходящим, в идеале–ДИС фиксируется на видеокассету. Результаты наблюдения фиксируются на формализованных бланках. По результатам ДИС составляется сезонный план сопровождения семьи.
Терапевтический игровой сеанс
Во время терапевтического игрового сеанса (обычно–40 минут) происходит игровое взаимодействие специалиста с ребенком в присутствии, а иногда–с участием родителей (воспитателей). Перед началом ТИС и после его окончания специалисты коротко (5 минут) беседуют с родителями (воспитателями). После ТИС специалист заполняет протокол.
Групповой родительский тренинг
В групповой родительский тренинг участники включаются добровольно. Обычно – это тренинги по общению, игре, ассертивности, арт-методам, специальным техникам, по изготовлению игрушек и другие. В ряде случаев родителям предлагается участвовать в тренинге исходя из результатов ДИС.
Источник: www.ya-roditel.ru