Приветствую вас на своем канале, посвященном познанию мира и себя. В моих статьях вы сталкивались с буддизмом, тибетскими медитациями множество раз. Я решил, что будет не лишним посвятить отдельную статью буддизму и нирване. Я хочу рассказать о том, почему именно буддизм поможет нам обрести себя. Почему это учение не является религией и хорошо ли это?
Я постараюсь осветить многие аспекты этого учения в своей статье.
https://cdn.pixabay.com/photo/2019/11/24/09/53/monk-4649046_1280.jpg
Введение
Буддизм можно назвать религией с натяжкой, скорее ему подойдет характеристика — атеистическая религия. Здесь нет богов, учение в основном философское и поклоняются (что тоже не является обычным богопоклонством) смертному человеку.
Как же появился буддизм и кто этот человек?
Учение уходит корнями в 4-5 век до нашей эры в Индию. Будда был принцем, жившем в роскоши и богатстве, он ни в чем не нуждался, в его жизни были любовь и деньги. То, что за воротами дворца есть другой мир от Будды скрывалось. Он никогда не видел ничего кроме своего мира, в котором отсутствуют беды и страдания.
09 Сансара и нирвана.
Однако, случилось так, что принц сбежал из дворца. Во внешнем мире и происходит его душевный переворот. Все вы знаете легенду о 4 встречах: встречая старых, бедных и больных людей, Будда таким образом узнает обо всех бедах человечества. В конце концов, он встречает старика, который нашел умиротворение и более ни в чем не нуждался.
Затем Будда скитался по миру в течение многих лет и, наконец, обрел смысл жизни. Этому смыслу он был готов обучить своих учеников. Так и зародилась «религия» буддизма.
Как мы видим, она олицетворяет, что получить истинные знания о мире можно лишь посредством глубокого шока и сострадания. Каждый человек должен пройти некий переворот сознания, подобно принцу Будде.
Учение базируется на четырех истинах: все есть страдание, у страдания есть причина, существует возможность от него освободиться, есть путь, который ведет к избавлению, то есть к нирване.
Более того, в буддийской практике нет привычных нам характеристик религий: мир никем не создан, нет искупления грехов, нет рая и ада и так далее.
Давайте перейдем к нирване.
https://cdn.pixabay.com/photo/2018/09/08/19/40/mahavira-3663180_1280.jpg
Нирвана
Что же это такое? Вы много раз слышали это название, но с правильными ли вещами оно ассоциируется у вас?
Нирвана есть состояние освобождения от страданий, желаний, преданностей. Тот, кто познал нирвану пребывает в состоянии осознанности, покоя. Достичь нирваны — высшая цель тех, кто проповедует буддизм. Кстати Будда сумел достичь Паринирваны — чистейшего состояния покоя и просветления, которое может быть достигнута только после смерти физической оболочки.
Нирвана — это слияние со вселенной, просветление, свобода от всего земного.
Есть несколько видов нирваны, например, обычное земное просветление, которое приходит к вам на некоторое время. Более долгой нирваны также можно достичь в земном обличии. Конечная цель — вечная нирвана, где физическое тело уже не требуется — нирвана души.
Состояние нирвана. Немного удивительной психологии
Для просветления необходимо отказаться от всего материального, от желаний, от привязанностей. Человек не должен желать нирваны, это ведь желание, от которых нужно отказываться. Он должен жить для того, чтобы нести в мир любовь и счастье, а не желать нирваны для себя.
Нирвана — это конец всего, состояние покоя души.
Как достичь нирваны?
Первый этап — медитация. Она позволит вам очистить разум и мысли. Рекомендуется сделать медитацию повседневной задачей. Следует совершать ее утром и вечером. Утром, чтобы настроиться на новый день, а вечером — чтобы очиститься перед сном.
Понять себя и окружающий мир можно лишь с помощью медитации, это неотъемлемая часть буддизма.
Вам следует жить по четырем буддийским истинам. Практикуя правильный образ жизни, вы все больше и больше будете приближаться к состоянию покоя разума.
Следует научиться гуманизму, принимать людей такими, какие они есть, абстрагироваться от чувств, мыслить субъективно, пытаться принять истину в единственном ее проявлении.
Вы должны жить для мира, для людей. Человек сможет достичь нирваны, только если помыслы его чисты, а намерения благородны. Любовь должны проявляться ко всем существам, начиная от растений, заканчивая вашим злейшим врагом. Зло не принесет покоя душе. Истина обретается только в доброте и счастье. Забудьте о различиях людей. Они все духовно равны.
Нет бедных и богатых, нет мужчин и женщин, нет рас и возрастов. Относитесь к ним соответственно.
Источник: dzen.ru
Что такое нирвана в буддизме?
Здравствуйте, дорогие читатели – искатели знаний и истины!
В европейском сознании нирвана – это что-то сродни наивысшему наслаждению, неземному удовольствию. Однако такое понятие нирваны несколько искажено и является собирательным образом эйфории, состояния сильного эмоционального всплеска и приятных ощущений.
Поэтому сегодня мы предлагаем вам разобраться, что такое нирвана в буддизме. Мы узнаем, что означает это понятие, как достичь подобного состояния, и какие ступени есть на этом пути, а также поведаем о том, в чем различия буддийского и индуистского понимания нирваны.
Понятие в буддизме
Нирвана – термин неоднозначный, но при этом ключевой в буддийской философии. Это то, к чему стремится каждый буддист, будь он мирянином или монахом, это главная цель, пункт назначения на тропе Будды.
Даже сам Великий Учитель не давал четкого определения этого понятия. Он говорил, будто в нирване отсутствует мысленный поток, переживания, страхи. Каждое течение буддистской мысли привносит свою крупицу знаний в понимание нирваны, а нередко совершенно по-разному трактует ее.
Для начала обратимся к этимологии слова, которое имеет санскритские корни:
- «нир» – буквально означает частицу «не», отрицание;
- «вана» – переход, перетекание из жизни в жизнь.
Соединив две составные части одного слова, можно расшифровать значение: отрицание перехода из одной жизни в другую. Это значит конец череды перерождений, угасание пламени реинкарнаций, остановка во вращении колеса сансары.
Причина тому – прекращение страданий, вызываемых страстями, желаниями, страхами, привязанностями.
На языке пали «нирвана» звучит как «ниббана».
Можно выделить несколько определений, как подобное состояние определяет буддийское учение:
- освобождение от желаний, привязанностей, а значит – страданий;
- прекращение череды перерождений;
- состояние сознания, когда оно обретает абсолютный покой;
- главная цель в раннем буддизме и среди буддистов тхеравадинского толка.
Буддологи не прекращают вести полемику на тему того, какое же из определений считать правильным. Но они сходятся в одном – в состоянии нирваны эмоциональный аспект и ощущения отбрасываются, а разум обретает покой.
Будда завещал, что от страданий можно избавиться – и тогда разрушатся причинно-следственные законы бытия, кармическая связь прекратит свое существование.
Тема нирваны, без сомнения, затрагивается в священных писаниях. Так, Палийский канон содержит «Махапаринибатта сутта», что значит «сутра о великом переходе в состояние ниббаны». Здесь ее называют не иначе как «блаженная», «лишенная привязанностей», «свободная».
Сутта-питака говорит об уме, которому удалось освободиться, очиститься от привязанностей. Нирвана – это своего рода освобождение от собственного эго, ведь отвергаются все мысли, ощущения, страсти личности.
Когда ослабевают узы, связывающие с материальным миром, желанием денег, власти, богатств, зависимостью от других людей, мнением окружающих, статусом в обществе, тогда все ближе становится возможность достижения просветления. Но до этого – еще долгий путь.
Этапы достижения
Каким образом можно достичь нирваны? На этот вопрос ответить однозначно не удавалось еще никому.
Одно мнение гласит, что для познания природы просветления достаточно стать архатом, т.е. обрести личное пробуждение.
Другие считают, что в нелегком пути могут помочь бодхисаттвы – существа, сами достигшие пробуждения, но отказавшиеся от нирваны во имя любви и помощи всему сущему в мире.
Третьи уверены, что полного освобождения могут добиться даже миряне, если они выполняют все предписанные традицией правила, занимаются медитативными практиками, читают мантры, ведут правильный образ жизни, чисты в мыслях и намерениях.
Выделяют несколько ступеней достижения нирваны:
- Сотапанна – утрата чрезмерных приступов возбуждения, злобы, ослабление зависимости от материальных благ, властных побуждений, общественного мнения, прекращение беспокойств о преходящем.
- Отказ от стремлений примитивного уровня, симпатий и антипатий, сексуального интереса.
- Отсутствие страха неприятных ощущений, унижения, порицания, боли. Наслаждение и злоба сменяются невозмутимым спокойствием.
Если говорить о способах достижения нирваны, то к ней ведет один из трех путей:
- Самма-Самбудда – следование путем проповедника, учителя: зарождение внутри себя парамит – совершенных качеств бодхисаттвы;
- Пратьека-Будда – бессловесный Будда: путь к просветлению без возможности учить других дхарме;
- Архата-Будда – следование указаниям бодхисаттвы, которые несут в себе дхарму.
Главное, что нужно сделать на начальном этапе по дороге Будды – отказаться от материальных желаний. Но вот парадокс: стремление к нирване и есть само по себе одно из желаний, от которых нам учение Будды рекомендует отказываться.
А это значит, что путь к освобождению будет тернист и потребует значительных усилий. Ведь, с одной стороны, для достижения какой-либо цели необходима мотивация, а с другой — получается, что нирвана сама по себе не должна являться целью.
Чем отличается нирвана в индуистской религии
Если буддизм говорит, что после нирваны – пустота, где нет души, то в индуизме это состояние понимают несколько иначе.
Как и в буддийских представлениях, индусы считают, что нирвана влечет за собой разрыв череды перевоплощений, прекращение кармических последствий, конец собственного эго – это явление носит название «мокша». Но для индуистов нирвана – воссоединение с Брахманом, верховным Господом.
Об этом говорится в священных писаниях Махабхарате и Бхагават-Гите, где используется интересное слово «Брахманирвана». Вернуться к Богу, почувствовать единство с ним – величайшее счастье, ведь, согласно представлениям индуизма, в каждом из нас живет частичка Всевышнего.
Заключение
В этой статье мы познакомили вас с понятием нирваны в целом. Мы обязательно продолжим этот разговор в последующих статьях, где поговорим о взгляде на нирвану в различных направлениях буддизма.
Большое спасибо за внимание, дорогие читатели! Мы будем благодарны, если вы поддержите блог, нажав на одну из кнопочек ниже)
Также подписывайтесь на блог, чтобы получать новые интересные статьи себе на почту!
Источник: o-buddizme.ru
О нирване не знал сам Будда
Термин «нирвана» стал синонимом некоего блаженно-расслабленного состояния, а в шестидесятые годы все в том же искаженном понимании вошел в лексикон наркоманов. Представление о нирване как об эйфории совершенно не соответствует истине. Это понятие является одним из самых сложных в буддизме: точного определения не дал ему даже сам Будда Шакьямуни.
Все слышали выражение «впасть в нирвану». Под ним обычно подразумевается что-то невероятно приятное, можно даже сказать — пик удовольствия, состояние полного и бесконечного блаженства. «Впадают в нирвану» по любому поводу: от любимой музыки, от вкусной еды, от наслаждения близостью любимого человека… Но на самом деле понятие о нирване как об источнике эйфории ошибочно.
Нирвану (или ниббану) в самом деле называют в буддизме высшим счастьем, но счастье в данном случае не следует трактовать как знакомое нам в земной жизни состояние радостного возбуждения. В буддизме под абсолютным счастьем понимается отсутствие страданий, которые мы непрерывно испытываем в Сансаре.
Разумеется, Будда Шакьямуни говорил о нирване. Он упоминал ее как состояние прекращения страдания, привязанностей и омрачений ума. Дело в том, что он не дал этому состоянию ни одного «позитивного» определения, говоря лишь о том, чем не является нирвана. Известный советский ученый и религиовед Евгений Алексеевич Торчинов отмечал, что вопрос нирваны относился к тем, по поводу которых Будда хранил «благородное молчание». «Состояние нирваны принципиально выходит за пределы области эмпирического знания и соответствующего ей языка описания», — резюмирует он.
В буддизме нирвана описана как нечто, противоположное Сансаре, которая, в свою очередь, является миром привязанностей, страстей, заблуждений и следующих из них страданий. Очистившись от привязанностей и заблуждений, просветленный переходит в состояние нирваны и становится освобожденным — не только от физического тела, но и от желаний, представлений, и вообще сознания. В отличие от брахманизма, в буддизме нирвана не является блаженным единением с богом, абсолютом, потому что такое единение означало бы продолжение желания жить.
Но значит ли это, что нирвана означает полное небытие? Не совсем. Хотя учителя и исследователи буддизма до сих пор спорят о правильной трактовке этого понятия, большинство из них все-таки сходятся на том, что нирвана не означает полного исчезновения всего живого. Это духовный покой, свободный от напряжения, конфликтов и страстей.
Некоторые учителя трактуют нирвану так: в ней нет самой жизни, как мы понимаем ее в Сансаре (движения, мыслей, желаний), но есть энергия жизни, ее потенциал. Как если бы у нас были спички и сухие дрова, мы имели бы потенциал разжигания огня, скрытую возможность пламени.
Все, о чем было сказано выше, относится к великой нирване, называемой также паринирваной или нирваной пребывания. Существа, достигшие этого состояния, пребывают в полном покое. В буддизме различают и еще один вид нирваны — нирвана непребывания.
Достигшие ее практики отказываются от состояния полного покоя и окончательного ухода в нирвану с тем, чтобы помогать оставшимся в Сансаре живым существам и направлять других практикующих. Обычно таких существ с пробужденным сознанием называют Бодхисаттвами. Они сумели породить в своей душе невероятно сильное сострадание, Бодхичитту, и готовы помочь всякому, кто обратится к ним за помощью. Бодхисаттв упоминают в молитвах и изображают на танка. Самый известный из них — Авалокитешвара, «видящий и сострадающий».
Легенда гласит, что когда Авалокитешвара достиг просветления, то увидел, как сильно страдают существа, оставшиеся в Сансаре. Он был так поражен этим зрелищем, что от боли его голова разорвалась на 11 частей. Однако другие просветленные существа помогли ему, собрав его голову обратно. С тех пор Авалокитешвара помогает другим существа избавляться от страданий и достигать нирваны.
Возможно ли достижение нирваны всеми живыми существами? Ведь в таком случае страдание вообще исчезнет. Ответить на этот вопрос трудно. «Я не могу избавить вас от страданий так же легко, как колючку вытаскивают из ноги. Я не могу смыть с вас дурную карму так же легко, как грязь смывают водой. Я могу освободить вас, только указывая вам чистый путь», — говорил Будда.
Предполагается, что путь этот для каждого очень долог и может длиться тысячи и тысячи перерождений, пока мы, наконец, не очистим карму и не освободим свой ум от омрачений полностью. Однако каждое живое существо обладает, согласно буддистскому учению, природой Будды, а значит, и возможностью достичь просветления.
Читайте самое интересное в рубрике «Религия»
Встройте Новости религии от Правды.Ру в свой информационный поток, если хотите получать оперативные комментарии и новости:
Добавьте Новости религии от Правды.Ру в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google
Также будем рады вам в наших сообществах в ВКонтакте, Одноклассниках.
Источник: www.pravda.ru