Сложно дать определение нишевой парфюмерии. К ней относится все, что не для массовой аудитории. У нишевых ароматов узкий круг ценителей. Дело в том, что в этих композициях используется необычное сочетание нот, смелые или провокационные мотивы, некий эксперимент, который выбивает их из категории привычного и типичного.
Чем отличается нишевая парфюмерия от обычной?
Нишевый парфюм создается как предмет искусства, в нем отражаются вкусы автора, его желание сделать что-то непривычное, используя все доступные средства.
Нишевая парфюмерия — что это такое
Нишевая парфюмерия — это полная противоположность массовой индустрии ароматов: нишевые композиции находят поклонников, как правило, в узком кругу ценителей. Причина в необычных сочетаниях нот, которые нередко звучат смело или даже провокационно. Это не значит, что такие ароматы «не для всех» и мало кому понравятся, — просто большинство из них мало похожи на типично женский или типично мужской парфюм .
Как создают нишевые духи?
Нишевые ароматы относят к категории «искусства ради искусства»: создавая их, парфюмеры редко задумываются о вкусах и предпочтениях широкой аудитории — они ни в чем себя не ограничивают.
Для создателей ароматов в «нише» царит настоящий полет фантазии. Общепринятым правилам здесь не следуют. Поэтому многие нишевые ароматы ломают стереотипы о парфюмерии. Они получаются неоднозначными: кто-то влюбляется в результат экспериментов, которые проводят известные «носы», а кто-то, напротив, совершенно не понимает, как можно «носить» подобные композиции и предпочитает популярные духи для мужчин.
История нишевой парфюмерии
Первые нишевые бренды появились еще в 1970-х, однако самого понятия «нишевая парфюмерия» на тот момент еще не существовало. Версии насчет того, кто именно был первопроходцем, разнятся, тем более что сегодня есть нишевые марки, история которых насчитывает не один век, — это, например, марка Creed, основанная еще в 1760 году. Среди представителей «ниши», которые появились в 70-х годах прошлого века, — L’Artisan Parfumeur и Diptyque. А в 90-х это направление в парфюмерии обозначилось со всей очевидностью — благодаря Сержу Лютансу, который неожиданно создал древесный аромат для женщин и положил тем самым начало новой эпохе.
Нишевые, люксовые и массовые ароматы: в чем различие?
До недавнего времени ароматы делили на массовые и люксовые. Первые отличаются тем, что их выпускают большим тиражом, они доступны в плане цены (в частности, потому, что дорогостоящие ингредиенты в них не используют), а сама их формула основана на трендах и ориентирована на вкусы широкой аудитории.
Люкс — это ароматы рангом выше: редкие ингредиенты и эксклюзивная упаковка делают их дороже, однако по «содержанию» они все равно рассчитаны на большинство и в продаже представлены широко. С нишевыми ароматами не так. Их можно найти далеко не везде, тираж ограничен. Стереотипные фруктово-цветочные композиции для девушек и одеколоны для мужчин в «нише» не встречаются. Это ароматы на любителя, но поклонников у них немало.
Отличие селективной парфюмерии от нишевых ароматов
Часто про нишевую и селективную парфюмерию говорят так, будто это одно и то же. На самом деле различия есть.
Создатели нишевых ароматов идут вразрез с предпочтениями большинства. Разрабатывая новые композиции, они не рассчитывают на то, что новинка придется по вкусу 8 из 10 человек. Чаще всего об этом вообще не думают. Иначе эксперимент просто не сложится. Ароматы получаются необычными и бросают вызов всему привычному.
Селективные ароматы — это подвид нишевой парфюмерии . Название говорит само за себя: sélectif во французском — «особенный». Это избранные ароматы, которые парфюмеры буквально собирают по нотам, стремясь создать настоящий шедевр — уникальный, изысканный, многогранный. Селективный аромат призван удивлять не странностью (в нишевой парфюмерии таких примеров много), а качеством, тонким восприятием мира запахов . Как правило, за селективными брендами стоит парфюмер с именем, который выпускает свои творения в очень небольшом количестве — еще меньшем, чем в случае с большинством нишевых ароматов.
Таким образом, не все нишевые ароматы относятся к селективным композициям, многие из которых без преувеличения можно назвать настоящим эксклюзивом.
Особенности нишевой парфюмерии
Чтобы начать разбираться в нишевой парфюмерии, первым делом стоит изучить особенности, которые выделяют нишевые духи среди остальных. Эти особенности касаются как содержимого флаконов с нишевыми парфюмами, так и многих других внешних аспектов, таких как упаковка и реклама.
Композиция
Чаще всего в основе нишевых ароматов лежит эксперимент. Некоторые построены на контрасте и представляют собой сочетание нот, которые обычно рядом не оказываются, — например, грубых кожаных аккордов в базе и нежного звучания розы в шлейфе.
Подход может быть и другим. Есть ароматы, которые передают запах бумаги в новой книге, аромат кожи младенца, дуновение свежего ветра, — знакомые, но все же неуловимые. К таким арт-ароматам относят также парфюмы-ассоциации , в которых стараются передать эмоцию : радость, гнев, страх.
Еще одна разновидность нишевых ароматов — это винтаж. В этой нише воссоздают знаменитые ароматы прошлого, возрождая легенды домов, которые ранее были титанами в мире парфюмерии, но практически канули в Лету.
В артизан-нише (artisan переводится как «мастер-ремесленник») акцент делают на натуральные ингредиенты и ручную работу, в том числе и при изготовлении флаконов для нишевых парфюмов .
Аудитория
Создатели нишевых духов не держат в уме «картинку» с аудиторией, для которой они творят. Составляя новую композицию, парфюмер думает только о ней: его едва ли занимают мысли о том, как он будет продавать этот аромат, перспективен ли он с точки зрения коммерческого успеха, понравится ли покупателям парфюмерных магазинов.
На первом месте сам парфюм, а не тот, кому он адресован. При этом результат может понравиться очень разным людям с разными вкусами и стилем жизни. Как понять, какой аромат подойдет вам, вы можете узнать здесь.
Сырье
Представители «ниши» не стремятся использовать только дорогие и труднодоступные компоненты. Стоимость сырья имеет меньшее значение, чем его возможности в создании того или иного аромата. Важно то, что ингредиент может привнести в парфюм. Высокая цена нишевых ароматов часто связана не столько с добавлением редких компонентов, сколько с объемом работы, которую парфюмер проделывает, создавая очередной шедевр.
Производство
Тиражи у нишевых духов небольшие. Это логично следует из того, что на большую аудиторию такие парфюмы не рассчитаны. Селективные парфюмы могут выпускать предельно ограниченной партией, что и делает их эксклюзивными. И желанными: их обладателям приятно осознавать, что такой парфюм есть у них и еще у пары сотен или даже десятков человек в мире.
Упаковка
Однако такую философию исповедуют не все парфюмеры, создающие ароматы для «ниши». Кто-то, напротив, уделяет флаконам немало внимания и стремится их тоже превратить в произведение искусства. Ароматы в такой упаковке обычно встречаются в селективной парфюмерии.
Продвижение
Вы вряд ли увидите рекламу нишевого аромата на телеэкранах. Такие парфюмы не нужно «раскручивать», чтобы о них узнало как можно больше людей. Поклонники необычных ароматов, как правило, сами находят редкие новинки. Это, впрочем, не значит, что нишевые бренды совсем не занимаются продвижением, но они понимают, что их поклонников не впечатлит стандартная звездная рекламная кампания. Тратам на известное лицо для нового парфюма они предпочитают вложения в качество средства.
Стоимость
Определить по цене, нишевой парфюм перед вами или нет, не получится. Некоторые из них стоят действительно дорого (так, в селективной парфюмерии встречаются сверхлюксовые ароматы, доступные лишь немногим), а некоторые получают ценник, сопоставимый со стоимостью ароматов масс-маркета. Это стереотип, что ароматы «ниши» мало кто может себе позволить, — бюджетные варианты в этой категории тоже есть.
Нишевые ароматы: обзор
Если вы только начинаете знакомство с нишевой парфюмерией или ищете нового героя в свою коллекцию, обратите внимание на эти ароматы. По мнению редакции, они точно вас впечатлят.
Ароматы из коллекции Le Vestiaire des Parfums, Yves Saint Laurent Beauté
Нишевая коллекция Le Vestiaire des Parfums вдохновлена наследием Ива Сен-Лорана. В нее входит классическая линейка, ароматы из которой посвящены знаковым предметам из истории Yves Saint Laurent.
Это, например, Trench Le Vestiaire des Parfums с нотами цитрусов, сухого кедра и белого мускуса. Другой аромат, Blouse Le Vestiaire des Parfums, с тем же белым мускусом, кашмераном, нотами розы, ангелики, гальбанума и розового перца — отсылка к кутюрным блузам Сен-Лорана. А в композиции Le Vestiaire des Parfums собрали ноты бергамота, магнолии, пиона, жасмина, персиковый аккорд и сандал.
Еще одна линейка нишевых духов в рамках коллекции Les Vestiaire des Parfums — восточная: это воспоминание о любви Сен-Лорана к Марокко и его творениях в африканском стиле из 60-х годов. Так появились ароматы Splendid Wood, Magnificent Gold, Supreme Bouquet, Atlas Garden и другие — с нотами пряностей и древесными аккордами.
Селективные ароматы Lancôme
В своей коллекции селективных ароматов Lancôme собрали несколько изысканных букетов. В композиции Jasmins Marzipane необычным образом соединились ноты жасмина, миндаля, ванили и древесины.
Rôses Berberanza — это оригинальное сочетание дамасской розы, шакранового аккорда и мандариновой эссенции. А Oranges Bigarades — это дуэт горького апельсина и цейлонского чая.
Ароматы из коллекции Les Eaux (Armani/Privé), Giorgio Armani
Нишевая коллекция Les Eaux — это легкость и прозрачность в чистом виде: именно их и хотели воплотить в новых ароматах парфюмеры Armani/Privé. Получилась широкая линейка духов, в каждом флаконе — образ, в котором удалось запечатлеть неуловимое: Orangerie Venice с нотами горького апельсина, бергамота, нероли и белого кедра — это роскошь венецианских оранжерей.
Rose Alexandrie с аккордами мимозы, розы, ванили и итальянского мандарина — это великолепие цветущих садов Александрии. А Thé Yulong — это приглашение на прогулку по чайным плантациям в окружении гор Юйлун с нотами цитрусов, черного и зеленого чая, а также древесными аккордами.
- История бренда Yves Saint Laurent Beauté
- Элегантность по-французски: история бренда Lancôme
- Красота от-кутюр: история бренда Giorgio Armani
Источник: makeup.ru
Что такое нишевая парфюмерия? (люксовая и масмаркет)
Слово “люкс” для обозначения этой категории используется в славянской группе языков. В английском языке эти ароматы называются selective, но в русский это слово перекочевало для обозначения нишевой парфюмерии, и наравне со словом “элитный” снискала неприязнь среди критиков и серьезных поклонников.
Именно поэтому, во избежание путаницы, предлагаем использовать устоявшиеся выражения: масс-маркет, люкс, ниша.
Масс-маркет
Здесь все в названии. Масс-маркет — это массовая парфюмерия.
Основные отличительные признаки:
1. Огромные тиражи выпуска. Такие ароматы и бренды, особенно те, что уже вышли на мировой уровень продаж, выпускаются просто огромными партиями.
2. Доступность. Такие ароматы продаются не только и не столько в крупных парфюмерно-косметических сетях и интернет-магазинах, но также на рынках, в хозяйственных магазинах, небольших киосках (например, в переходах метро), крупных гипермаркетах (вроде Ашана) и магазинах с фиксированными ценами. В мировой практике также присутствует продажа парфюмерии, чаще бюджетной или натуральной, в аптеках. Каталожная парфюмерия, вроде Oriflame или Avon тоже относится к категории масс-маркет.
3. Доступная цена. Если говорить о современных российских реалиях, стоимость большого флакона (100 мл) аромата категории масс-маркет редко превышает 1500-2000, в отдельных случаях — 3000 рублей в офлайн-рознице и, соответственно, немного дешевле в сети. Сталкиваетесь с большей ценой — продавец явно накручивает.
4. Простые и понятные композиции. Масс-маркет, что и понятно из его названия, рассчитан в первую очередь на массового потребителя, который не привык задумываться над тем, “что хотел сказать автор”. В его культуре аромат несет в себе утилитарную функцию, некий негласный этикет — нанести несколько пшиков перед выходом из дома. Исключения бывают, но они редки. Первые исключения, которые приходят на ум — это предложения таких брендов, как Brocard или Tesori d’Oriente.
5. Копии, аналоги, повторы. Речь не о подделках, где во флакон с надписью Chanel 5 залита какая-то отдаленно похожая жидкость, а именно о подражании. Например, Новая заря активно повторяет известные ароматы Chanel, Lancome или Paco Rabanne.
6. Отстает от тренда. Согласитесь, будет странно, если бренд одежды с рынка выпустит что-то модное, раньше, чем дом высокой моды. С парфюмерией происходит то же самое. Тренды как бы спускаются с “парфюмерного подиума” в народ. Рассмотрим на примере ароматов с нотой удового дерева. С 2007 уды активно завоевывали рынок.
Сначала их стал делать Пьер Монталь, а за ним и другие нишевые бренды. Потом эстафетную палочку перехватил люкс. А когда ароматы с удом выпустили Yves Rosher и Avon можно было смело утверждать, что высокая мода на уды закончилась.
7. Отдельного упоминания заслуживают celebrity-ароматы — это те бренды, которые носят имя звезды. Кристина Агиллера, Бритни Спирз, Бьенсе, Дженнифер Эннистон, Ники Минаж, Пэрис Хилтон, Леди Гага, Дженифер Лопез, Антонио Бандерас и другие выпускают ароматы под своим именем, хотя доподлинно известно, что из всех них только Сара Джессика Паркер и Леди Гага действительно принимают участие в создании парфюмов. Как правило, именно парфюмерия, названная именами знаменитостей, в масс-маркете стоит дороже всего остального.
Люкс
Иными словами, парфюмерия “дизайнерских домов”.
До конца третьей четверти года понятий “люкс”, так же как “масс-маркет” или “ниша”, не существовало. Существовали компании, выпускающие парфюмерию — кто-то подороже, кто-то подешевле. Еще раньше, в начале XX века (и еще раньше) ароматы производились либо на небольших фабриках и мануфактурах, либо в аптеках.
Первые признаки разделения наметились в 1921 году, когда знаменитая Коко Шанель решила объединить под одним брендом и одежду, и аксессуары, и парфюм. Годом, когда слияние модных домов и домов парфюмерии закончилось, считается 1977, выпуск Opium Yves Saint Laurent. В это же время люкс окончательно сформировался как категория.
Какие же его отличительные особенности:
1. Мощная рекламная кампания. Рекламные бюджеты в люксовой парфюмерии куда больше, чем стоимость работы Носа и само производство. Смелый рекламный ролик, звезда на обложке и какой-нибудь запоминающийся слоган — верный признак того, что перед нами люкс.
2. Отставание от тренда на один шаг. Как уже говорилось ранее, тренд в парфюмерии задают нишевые марки, а люкс подхватывает их примерно годом позже. Яркий пример — тубероза. В нишевом секторе ей был посвящен 2017 год — ее показывали на выставках в Милане и Флоренции, о ней писали эксперты, критики и парфюмерные блогеры. В тот год люкс предложил всего пару вариантов с этой нотой во главе, зато в нынешнем выкатил порядка 10 ароматов, не считая фланкеров.
3. Оригинальный флакон. Под каждый аромат в люксе дизайнер специально разрабатывает специальные цвет и форму флакона, которые призваны отразить его содержимое. Дублируется только во фланкерах, иное крайне редко.
4. Наличие четко-сформированного брифа для парфюмера на основе запросов и пожеланий, иногда (но не всегда) основанный на запросах потребителей. И фокус группы, которая анализирует то, насколько парфюмер с работой справился.
5. Чаще всего (но далеко не всегда) люкс — это парфюмерия модных домов, выпускающих одежду, косметику и аксессуары высокой или выше средней ценовых категорий. Подобное встречается и в масс-маркете и в нише, но реже.
6. Обилие фланкеров. Можете себе представить, чтобы, к примеру, Frederic Malle выпустил аромат Carnal Flower Intense? Или вышел Chergui Serge Lutens с припиской Florale? А в люксе фланкеры — норма жизни, одних только “маленьких черных платьев” Guerlain наделали 25 штук, а Франсуа Демаши сам наверное запутался в многочисленных, и очень похожих друг на друга, вариациях Miss Dior и J’Adore.
С начала XXI века люксовая парфюмерия переживает серьезный кризис оригинальности. Именно поэтому как раз в наши дни пышным цветом расцвели нишевые, а также всевозможные инди бренды.
Ниша
Точкой отсчета в истории нишевой парфюмерии считается 1978 год, когда Жан-Франсуа Лапорт создал аромат Mûre et Musc для бренда, который позже получил название L’Artisan Parfumeur. До этого еще существовали еще несколько ароматов Diptyque, самый первый из которых L’Eau (1968 год), но назвал себя артизанальным или нишевым уже после L’Artisan. А заложил основы нишевой парфюмерии всем известный и уважаемый Serge Lutens, которого из-за этого по ошибке считают основоположником жанра.
Так же к нишевой сейчас относится так называемая парфюмерия высоких домов, которая существовала еще до разделения категорий. Это такие бренды как, к примеру, Caron, Penhaligon’s или Houbigant. Важно, чтобы при этом бренд не поддался люксовым трендам, как, к примеру, Guerlain.
Что же характеризует нишу:
1. Торжество содержимого над формой. Если в люксе под каждый аромат специально разрабатывается особенный флакон, то многие нишевые марки, не заморачиваясь, пользуются стандартной тарой с китайских заводов или выбирают одну единственную форму/флакона для всех ароматов бренда. Кое-кто украшает пузырек экзотичной и каждый раз разной крышкой, но это скорее исключение из правил.
2. Креативные идеи. Да, в нишевом сегменте парфюмер тоже связан и ограничен пожеланиями со стороны руководства бренда, но таких жестких требований, как в люксе, здесь нет. Зато есть какая-то история, сюжет, вдохновившие авторов на создание — литературное произведение, музыка, какая-то личность.
3. Ниша свободна от трендов и при этом их задает. С одной стороны, именно по итогам итальянских выставок можно составить впечатление о том, что будет в парфюмерной моде в ближайшие год-другой, а с другой, никто кроме ниши не может позволить себе царить над трендами. Comme des Garsons много лет выпускают разные вариации на тему ладана и специй, Nicolai в 2018 году представили подряд два аромата, посвященные нероли (недопустимый ход с точки зрения коммерции), а Jo Malone уже без малого два десятилетия, наплевав на моду выпускают легкие фруктово-цветочные одеколоны, и не важно, что все модники носят уд или пачули.
4. Сам нишевый жанр пережил довольно любопытную эволюцию. Сначала в ответ на многосложные ароматы 70х годов в нем создавали простые и понятные композиции, позже ушли в сторону всяческих странностей с запахами горелых тряпок, больницы или чего-то подобного. На сегодняшний день все чаще нишевые марки выпускают красиво-собранные, элегантные ароматы, которые многие эксперты и критики называют “люкс, который мы потеряли”.
5. Маленький тираж и ограниченная продажа. Нишевая парфюмерия всегда продается в меньшем количестве мест, чем люкс и, тем более, чем масс-маркет.
6. Как следствие предыдущего — высокая стоимость. Для небольших брендов сырье стоит дороже, чем для крупных концернов (а чем меньше, тем, соответственно, дороже), вот они и вынуждены держать высокую планку цены, заложив все риски в стоимость.
7. Отсутствие рекламы. О нишевых марках могут писать критики, парфюмерные блогеры или наноинфлюенсеры, но на этом все и заканчивается. Никаких громких роликов, никаких звезд, смотрящих на нас с билбордов.
8. Ну и самое главное, ниша — это всегда борьба за выживание. Как только эта борьба заканчивается, бренд может остаться таковым по форме, но не по содержанию.
Еще стоит отметить так называемые “приватные” или «эксклюзивные» коллекции люксовых марок. Их появление стало своего рода ответом на то, что самые платежеспособные покупатели, приобретавшие не один флакон в полгода, а три в месяц, массово увлеклись нишей. Иногда их по ошибке называют нишевыми, поскольку их внешний вид (а порой и содержимое”) заигрывают с жанром. Однако, словосочетание Private Collection, Exclusive или что-то в этом духе, будет гораздо уместнее. С натяжкой можно назвать их селективными, то есть «отобранными» из люкса.
Отдельного внимания заслуживает также инди-парфюмерия. Или “авторская”. Или крафтовая. То есть, парфюмерия ручной работы. Она отличается всеми нишевыми признаками, но выпускается ничтожно малыми тиражами и чаще всего за процессом создания стоит один единственный человек — он сам и парфюмер, и владелец бренда.
Источник: xn--d1ai6ai.xn--p1ai