(norm of reciprocity) — ожидание, существующее во многих простых обществах, среди родни и друзей в современных, того, что подарки или услуги должны, в конечном счете, оплачиваться. Такие обмены, не являясь строго утилитаристскими, выполняют более широкие социальные функции, и их следует отличать от чисто экономически ориентированного обмена. См. также Обмен подарками; ср. Теория обмена. смотреть
НОРМА ВЗАИМНОСТИ
(Norm of reciprocity) — Правило, в соответствии с которым индивиды, длительное время поддерживающие рабочие взаимоотношения, воспринимают «оплату» взаимных социальных долгов как наипервейшую обязанность. смотреть
НОРМА ВЗАИМНОСТИ
Norm of reciprocity — норма, которая требует, чтобы мы отвечали другим теми же формами поведения, какими они обращаются с нами.
НОРМА ВЗАИМНОСТИ
(Reciprocity norm)— ожидание того, что люди, скорее всего, окажут помощь, а не причинят вред тому, кто им помог.
НОРМА ВЗАИМНОСТИ
Социальные ожидания о том, что мы ответим добром тем, кто отнесся к нам благосклонно.
Каково это, любить без взаимности?
Источник: rus-general-social-pedagog-terms.slovaronline.com
Норма взаимности
Вторая норма, взаимность, представляется универсальным принципом социального взаимодействия [A. Goulder, 1960] и происходящего в обществе обмена материальными благами, действиями, благодеяниями и вредом [G. С. Homans, 1961].
Воздаяние как за добро, так и за зло («как ты мне, так и я тебе»), направленное на восстановление равновесия между индивидами и группами (на то, чтобы «расквитаться»), очевидно, представляет собой распространенный и основополагающий принцип, воспринимаемый как справедливость, как «компенсирующее правосудие». Следование этому принципу является, по Колбергу [L. Kohlberg, 1963], сравнительно поздней стадией развития морального суждения. Если инициативу в осуществлении нормы социальной ответственности должен на себя взять помогающий, то норма взаимности регулирует, скорее, реакцию на полученную помощь, на благодеяние человек отвечает признательностью. Однако если помощь оказывается по сути с расчетом на взаимность, т. е. с расчетом на будущую компенсацию, то она теряет свой альтруистический характер.
Действенность нормы взаимности наглядно демонстрирует лабораторный эксперимент. Так, испытуемые значительно больше помогают в выполнении определенной работы другому испытуемому, если он до того не отказывался помочь им самим. Признательность оказывается особенно сильной, если человек приходит на помощь не вследствие предписания, а по доброй воле [R. Е. Goranson, L. Berkowitz, 1966].
Помощь, оказываемая с расчетом на взаимность, может преследовать различные цели. Во-первых, субъект может хотеть получить компенсацию за оказанную помощь. Во-вторых, он может хотеть обязать получившего помощь человека помогать ему (тому, кто помог) в будущем.
Как добиться ВЗАИМНОСТИ и получить САМЫЕ СЧАСТЛИВЫЕ отношения
Наконец, помощь может быть оказана с тем, чтобы благодарность как погашение долга получившего помощь человека была возможна лишь в определенной степени. Мера субъективно переживаемой обязательности выполнения нормы взаимности получившим помощь человеком зависит главным образом от его оценки намерений помогающего и самой оказанной помощи, т. е. от атрибуции мотивации деятельности помощи (см. гл. 11). Мотивация помогающего воспринимается тем недоверчивее, чем утрированнее кажется помощь и чем менее она отвечает особенностям положения попавшего в беду человека. В таких случаях возникает подозрение, что оказывающий помощь преследует корыстные цели, обязывая получающего помощь в соответствии с нормой взаимности компенсировать эту помощь в будущем [J.Schopler, 1970].
Вместе с тем помощь, не рассчитанная на взаимность, также может вызвать слабую благодарность или даже враждебность. Это происходит, когда получивший помощь чувствует себя черезмерно обязанным и не имеет возможности отблагодарить за нее [J. W. Brehm, A. H. Cole, 1966]; здесь мы опять встречаемся с ведущим к «реактивности» ограничением свободы действий. Напротив, получивший помощь будет тем сильнее стремиться к взаимности, чем быстрее она последовала и чем больше отвечала ситуации, чем бескорыстнее (не связанными с расчетом на взаимность) были намерения помогающего и чем выше оказались затраты на оказание помощи [D. G. Pruitt, 1968].
Воспользуйтесь поиском по сайту:
Источник: studopedia.org
1. 4 Просоциальное поведение как нормативное поведение: нормы социальной ответственности и взаимности.
Зачастую мы оказываем помощь другим не только потому, что сознательно высчитали, что такое поведение в наших интересах, а просто потому, что нечто нам подсказывает, что мы должны поступить именно так. (Например, вернуть потерянную кем-то вещь. Защитить слабого и т.д.).
Т.е. оказание помощи также ориентировано на соблюдение норм или некоторых универсальных правил поведения. (Нормы – это общественные ожидания). Эти нормы и правила предписывают нам определенное поведение, определенные жизненные обязанности.
Вопрос состоит лишь в том, насколько каждый человек присвоил эти конвенциональные нормы, ибо именно от этого зависит их действенность. Чем менее они переживаются личностью как внутренне обязательные стандарты поведения, тем менее радикально их влияние, тем больше они ограничиваются лишь предвосхищением позитивных и негативных санкций, которые будут наложены извне в виде наказания или награды. В этом случае соответствие действия нормам сильно зависит от того, насколько оно доступно последующей оценке и подкреплению другими людьми.
Напротив, чем более нормы интериоризованы в качестве стандартов поведения личности, тем сильнее деятельность определяется предвосхищением ее последствий для самооценки и тем меньше она зависит от внешних обстоятельств.
Исследователи просоциального поведения выделили две социальные нормы, которые мотивируют альтруизм — ответственность и взаимность.
Нормы социальной ответственности. Эти нормы предписывают, что следует помогать людям, которые зависят от твоей помощи в силу того, что они слишком стары, больны или бедны, а также нет другого человека или социального института, которые взяли бы на себя заботу о них.
Ответственность, основанная на зависимости другого человека, может видоизменяться под влиянием различных факторов, особенно под влиянием каузальной атрибуции возникновения потребности в помощи.
Акцентировать норму ответственности и тем самым усиливать готовность к помощи может влияние образца. Например, если один человек видел, как другому оказывалась помощь, то он скорее окажет помощь при скорой встрече с новой жертвой. Причем влияние образца бывает более сильным в случае, когда субъект непосредственно видит само действие помощи, а не слушает нравоучительный рассказ о нем.
Норма взаимности. Взаимность часто является универсальным принципом социального взаимодействия и происходящего в обществе обмена материальными благами, действиями, благодеяниями и вредом.
Плата как за добро, так и за зло («как ты мне, так и я тебе»), направленная на восстановление равновесия между индивидами и группами, очевидно, представляет собой наиболее распространенный и основополагающий принцип, оцениваемый как справедливость, как компенсирующее равновесие. Согласно Л. Колбергу, следование этому принципу является сравнительно поздней стадией развития морального суждения. Если инициативу в осуществлении нормы социальной ответственности должен взять на себя помогающий, то норма взаимности мотивирует, скорее, ответную реакцию на полученную помощь, т. е. на благодеяние человек отвечает признательностью. Однако если помощь оказывается, по сути, с расчетом на взаимность, т. е. с расчетом на будущую компенсацию, то она теряет свой альтруистический характер.
Действенность нормы взаимностибыла подтверждена экспериментально. Так, было определено, что люди значительно больше помогают в выполнении определенной работы другому человеку, если он до того не отказывался помочь им самим.Признательность оказывается особенно сильной, если человек приходит на помощь не вследствие предписания, а по доброй воле.
Помощь, оказываемая с расчетом на взаимность, может преследовать различные цели. Во-первых, субъект может хотеть получить компенсацию за оказанную помощь. Во-вторых, он может рассчитывать, что получивший помощь человек будет помогать или обязательно окажет ему помощь в будущем. И, наконец, помощь может быть оказана с тем, чтобы благодарность как погашение долга получившего помощь человека была возможна лишь в определенной степени.
Вместе с тем, помощь, не рассчитанная на взаимность, также может вызвать слабую благодарность или даже враждебность. Это происходит, когда получивший помощь чувствует себя чрезмерно обязанным и не имеет возможности отблагодарить за нее. В данном случае вновь может наблюдаться эффект «реактивности» вследствие ограничения свободы действий. Напротив, получивший помощь будет тем сильнее стремиться к взаимности, чем быстрее она последовала и чем больше отвечала ситуации, чем бескорыстнее (не связанными с расчетом на взаимность) были намерения помогающего и чем выше оказались затраты на оказание помощи.
Источник: studfile.net