Что такое норма взаимности опишите ее

(norm of reciprocity) — ожидание, существующее во многих простых обществах, среди родни и друзей в современных, того, что подарки или услуги должны, в конечном счете, оплачиваться. Такие обмены, не являясь строго утилитаристскими, выполняют более широкие социальные функции, и их следует отличать от чисто экономически ориентированного обмена. См. также Обмен подарками; ср. Теория обмена. смотреть

НОРМА ВЗАИМНОСТИ

(Norm of reciprocity) — Правило, в соответствии с которым индивиды, длительное время поддерживающие рабочие взаимоотношения, воспринимают «оплату» взаимных социальных долгов как наипервейшую обязанность. смотреть

НОРМА ВЗАИМНОСТИ

Norm of reciprocity — норма, которая требует, чтобы мы отвечали другим теми же формами поведения, какими они обращаются с нами.

НОРМА ВЗАИМНОСТИ

(Reciprocity norm)— ожидание того, что люди, скорее всего, окажут помощь, а не причинят вред тому, кто им помог.

НОРМА ВЗАИМНОСТИ

Социальные ожидания о том, что мы ответим добром тем, кто отнесся к нам благосклонно.

Каково это, любить без взаимности?

Источник: rus-general-social-pedagog-terms.slovaronline.com

Норма взаимности

Вторая норма, взаимность, пред­ставляется универсальным принципом социального взаимодействия [A. Goulder, 1960] и происходящего в обще­стве обмена материальными благами, действиями, благодеяниями и вредом [G. С. Homans, 1961].

Воздаяние как за добро, так и за зло («как ты мне, так и я тебе»), направленное на восстановление равновесия между индивидами и группами (на то, чтобы «расквитаться»), очевидно, представ­ляет собой распространенный и осно­вополагающий принцип, воспринима­емый как справедливость, как «ком­пенсирующее правосудие». Следова­ние этому принципу является, по Колбергу [L. Kohlberg, 1963], сравнитель­но поздней стадией развития мораль­ного суждения. Если инициативу в осуществлении нормы социальной от­ветственности должен на себя взять помогающий, то норма взаимности ре­гулирует, скорее, реакцию на полу­ченную помощь, на благодеяние чело­век отвечает признательностью. Од­нако если помощь оказывается по сути с расчетом на взаимность, т. е. с расчетом на будущую компенсацию, то она теряет свой альтруистический характер.

Действенность нормы взаимности наглядно демонстрирует лаборатор­ный эксперимент. Так, испытуемые значительно больше помогают в вы­полнении определенной работы дру­гому испытуемому, если он до того не отказывался помочь им самим. Приз­нательность оказывается особенно сильной, если человек приходит на помощь не вследствие предписания, а по доброй воле [R. Е. Goranson, L. Berkowitz, 1966].

Читайте также:  Бигуди папильотки как пользоваться

Помощь, оказыва­емая с расчетом на взаимность, мо­жет преследовать различные цели. Во-первых, субъект может хотеть по­лучить компенсацию за оказанную по­мощь. Во-вторых, он может хотеть обязать получившего помощь челове­ка помогать ему (тому, кто помог) в будущем.

Как добиться ВЗАИМНОСТИ и получить САМЫЕ СЧАСТЛИВЫЕ отношения

Наконец, помощь может быть оказана с тем, чтобы благодар­ность как погашение долга получив­шего помощь человека была возмож­на лишь в определенной степени. Мера субъективно переживаемой обя­зательности выполнения нормы вза­имности получившим помощь челове­ком зависит главным образом от его оценки намерений помогающего и са­мой оказанной помощи, т. е. от атри­буции мотивации деятельности помо­щи (см. гл. 11). Мотивация помога­ющего воспринимается тем недовер­чивее, чем утрированнее кажется по­мощь и чем менее она отвечает осо­бенностям положения попавшего в беду человека. В таких случаях воз­никает подозрение, что оказывающий помощь преследует корыстные цели, обязывая получающего помощь в со­ответствии с нормой взаимности ком­пенсировать эту помощь в будущем [J.Schopler, 1970].

Вместе с тем помощь, не рассчитан­ная на взаимность, также может вы­звать слабую благодарность или да­же враждебность. Это происходит, когда получивший помощь чувствует себя черезмерно обязанным и не име­ет возможности отблагодарить за нее [J. W. Brehm, A. H. Cole, 1966]; здесь мы опять встречаемся с ведущим к «реактивности» ограничением свобо­ды действий. Напротив, получивший помощь будет тем сильнее стремить­ся к взаимности, чем быстрее она последовала и чем больше отвечала ситуации, чем бескорыстнее (не свя­занными с расчетом на взаимность) были намерения помогающего и чем выше оказались затраты на оказание помощи [D. G. Pruitt, 1968].

Воспользуйтесь поиском по сайту:

Источник: studopedia.org

1. 4 Просоциальное поведение как нормативное поведение: нормы социальной ответственности и взаимности.

Зачастую мы оказываем помощь другим не только потому, что сознательно высчитали, что такое поведение в наших интересах, а просто потому, что нечто нам подсказывает, что мы должны поступить именно так. (Например, вернуть потерянную кем-то вещь. Защитить слабого и т.д.).

Читайте также:  Как красиво написать про нижнее белье мужчине

Т.е. оказание помощи также ориентировано на соблюдение норм или некоторых универсальных правил поведе­ния. (Нормы – это общественные ожидания). Эти нормы и правила предписывают нам определенное поведение, определенные жизненные обязанности.

Вопрос состоит лишь в том, насколько каждый человек присвоил эти кон­венциональные нормы, ибо именно от этого зависит их дей­ственность. Чем ме­нее они переживаются личностью как внутренне обязательные стандарты пове­дения, тем менее радикально их влия­ние, тем больше они ограничиваются лишь предвосхищением пози­тивных и негативных санкций, которые будут на­ложены извне в виде наказания или награды. В этом случае соответствие дей­ствия нормам сильно зависит от того, насколько оно доступно последующей оценке и подкреплению другими людьми.

Напротив, чем более нормы интериоризованы в качестве стандартов поведения личности, тем сильнее деятель­ность определяется предвосхищением ее последствий для са­мооценки и тем меньше она зависит от внешних обстоятельств.

Исследователи просоциального поведения выделили две социальные нормы, которые мотивируют альтруизм — ответственность и взаим­ность.

Нормы социальной ответственности. Эти нормы предписывают, что следует помогать людям, которые зависят от твоей помощи в силу того, что они слишком стары, больны или бедны, а также нет другого человека или социального института, ко­торые взяли бы на себя заботу о них.

Ответственность, основанная на зависимости другого человека, может видоизменяться под влиянием различных факторов, особен­но под влия­нием каузальной атрибуции возникновения потребнос­ти в помощи.

Акцентировать норму ответственности и тем самым усиливать готовность к помощи может влияние образца. Например, если один человек видел, как дру­гому оказывалась помощь, то он скорее окажет помощь при скорой встрече с новой жертвой. Причем влия­ние образца бывает более сильным в случае, ко­гда субъект непос­редственно видит само действие помощи, а не слушает нра­воучи­тельный рассказ о нем.

Норма взаимности. Взаимность часто является универсаль­ным принципом социального взаимодействия и происходящего в обществе обмена материаль­ными благами, действиями, благодея­ниями и вредом.

Читайте также:  Как проявлять инициативу в сексе

Плата как за добро, так и за зло («как ты мне, так и я тебе»), направленная на восстановление равновесия между ин­дивидами и группами, очевидно, представляет собой наиболее рас­пространенный и основополагающий принцип, оцениваемый как справедли­вость, как компенсирующее равновесие. Согласно Л. Колбергу, следование этому принципу является сравнительно поздней стадией развития морального суждения. Если инициативу в осуществлении нормы социальной ответствен­ности должен взять на себя помогающий, то норма взаимности мотивирует, скорее, от­ветную реакцию на полученную помощь, т. е. на благодеяние чело­век отвечает признательностью. Однако если помощь оказывается, по сути, с расчетом на взаимность, т. е. с расчетом на будущую ком­пенсацию, то она те­ряет свой альтруистический характер.

Действенность нормы взаимностибыла подтверждена экспери­ментально. Так, было определено, что люди значительно больше помогают в выполнении определенной работы другому человеку, если он до того не отказывался помочь им самим.Признательность оказывается особенно сильной, если человек приходит на помощь не вследствие предписания, а по доброй воле.

Помощь, оказываемая с расчетом на взаимность, может пресле­довать различ­ные цели. Во-первых, субъект может хотеть полу­чить компенсацию за оказан­ную помощь. Во-вторых, он может рас­считывать, что получивший помощь че­ловек будет помогать или обязательно окажет ему помощь в будущем. И, нако­нец, помощь может быть оказана с тем, чтобы благодарность как погашение дол­га получившего помощь человека была возможна лишь в опреде­ленной сте­пени.

Вместе с тем, помощь, не рассчитанная на взаимность, также может вызвать слабую благодарность или даже враждебность. Это происходит, когда полу­чивший помощь чувствует себя чрезмерно обязанным и не имеет возможности отблагодарить за нее. В данном случае вновь может наблюдаться эффект «реак­тивности» вслед­ствие ограничения свободы действий. Напротив, получивший по­мощь будет тем сильнее стремиться к взаимности, чем быстрее она последо­вала и чем больше отвечала ситуации, чем бескорыстнее (не связанными с рас­четом на взаимность) были намерения помога­ющего и чем выше оказались за­траты на оказание помощи.

Источник: studfile.net

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Lady Today