Что такое предпрофессиональная программа в музыкальной школе

Для успешного воплощения в жизнь важнейших задач дополнительных образовательных программ ДШИ необходимо ответить на целый ряд вопросов: чем должен владеть выпускник музыкальной школы — будущий музыкант-любитель и музыкант-специалист, какими личностными и специальными музыкальными качествами каждый из них должен обладать, какие знания, умения и навыки должны быть сформированы у того и другого, и как это должно быть отражено в содержании предпрофессиональных и общеразвивающих образовательных программ и в методиках обучения в музыкальной школе? Подобный анализ необходим потому, что ДШИ и ДМШ и поныне, в сущности, остаются узконаправленными учреждениями обучения игре на музыкальных инструментах.

Много проблем и вопросов содержит общеразвивающая программа, « отвечающая» за подготовку музыкантов-любителей. Каковы должны быть принципы обучения данной категории учащихся: должны ли они отличаться от принципов подготовки профессиональных музыкантов, и если — да, то каким образом?

Для того чтобы получить ответы на все эти вопросы, необходимо проанализировать, каким образом и где после окончания музыкальной школы применяет свои знания, умения и навыки наибольшая часть ее выпускников, ставших музыкантами- любителями. Как известно, большинство людей с начальным музыкальным образованием становятся квалифицированными слушателями музыки. Но есть и другая, довольно значительная, часть музыкантов-любителей — любители концертирующие, реализующие себя как исполнители в различных самодеятельных коллективах.

Жестокая правда о музыкальной школе. Исполнительская форма.

Для музыкантов-любителей первой, преобладающей категории характерна устойчивая потребность в получении эстетического наслаждения от слушательского потребления музыки. Для осуществления данной потребности музыкант-любитель должен как минимум:

Данный тип любителя музыки, как видно из свойственных ему качеств, никак нельзя считать пассивным. Он активен в реализации своей слушательской потребности. Понятно, что узконаправленный, технократический подход к обучению игре на инструменте не может в полной мере способствовать воспитанию музыкальной культуры, необходимой для адекватного восприятия музыки.

Понятно, что все названные качества, которыми должен обладать образованный слушатель музыки, должны быть присущи и музицирующему любителю. Но для грамотного исполнения вышеперечисленных качеств недостаточно. Помимо них музицирующему любителю необходимо:

Таким образом, получается, что концертирующий музыкант-любитель по своим качествам и уровню приближается к исполнителю-профессионалу. В подтверждение данного тезиса проанализируем, каким комплексом личностных и профессиональных качеств должен обладать выпускник музыкальной школы для получения успешного в дальнейшем профессионального образования.

Первое из основополагающих специальных способностей музыканта — всесторонне развитый профессиональный слух как сложная совокупность его интонационного и аналитического компонентов. Первый из них позволяет музыканту целостно представлять и воспринимать выразительную ткань музыки: интонационно-жанровые комплексы, интонационную специфику целого произведения. Аналитический же слух помогает будущему музыканту-профессионалу постичь особенности мелодики, голосоведения, ритма, тематизма, гармонии и других значимых элементов текста музыкального произведения.

Дайте ноты — я сыграю. Что дает музыкальная школа?

Огромную роль в деятельности профессионального музыканта играет обостренное ритмическое чувство, развивающееся с самого начала занятий до уровня ритмической культуры в совокупности всех ее сторон: от метрической пульсации, ритмической точности, чувства размера и темпа до тонкой акцентуации и пропорциональности частей музыкальной формы.

Будущий музыкант-специалист должен обладать определенными личностными качествами, от которых в значительной мере зависит успешность профессиональной деятельности: артистизмом, трудоспособностью, повышенной способностью к концентрации, преодолению стрессовых состояний.

Профессиональная деятельность музыканта невозможна без хорошо развитой музыкальной памяти, во всем разнообразии ее видов: образной, эмоциональной, словесно-логической, двигательной, тактильной, что проявляется в прочности и оперативности запоминания и воспроизведения музыкального материала.

К концу обучения в музыкальной школе у будущего профессионала должен быть накоплен обширный репертуар, включающий произведения самых различных исторических эпох, стилей, жанров.

Для успешного решения этой важнейшей задачи учащемуся необходимо овладеть навыком чтения с листа.

Полноценное музыкальное развитие начинающего музы- канта-исполнителя невозможно без сформированного игрового аппарата. Техника музыканта-исполнителя трактуется в данном случае в широком понимании этого слова: от элементарной пальцевой беглости до умения владеть тончайшими градациями звуковых красок.

Будущий музыкант-специалист, заканчивая музыкальную школу, должен также иметь определенный опыт совместного музицирования (игры в ансамблях разного состава, аккомпа- нента, понимания дирижерских жестов и др.). Его профессиональные интересы не могут ограничиваться собственной учебно-музыкальной деятельностью. Подлинного музыканта всегда отличает активная позиция по отношению к важнейшим событиям в мире музыки и других искусств. Поэтому ему свойственно желание говорить о музыке, композиторах, критически их оценивать. Эти качества также формируются в школьной среде.

Таким образом, из всего сказанного можно сделать главный вывод: предпрофессионалъная программа будущего профессионального музыканта-исполнителя с точки зрения ее структуры и содержания принципиально не должна отличаеться от общеразвивающей программы музыканта-любителя: обе программы должны представлять собой целостную систему, включающую все необходимые компоненты академического методического комплекса. Имеющиеся же отличия (порой существенные) проявляются не в исключении из данной системы каких-либо компонентов, а в разном уровне овладения ими (например, разными видами техники), в особенностях их фундаментализации, в частности, в различном масштабе владения репертуаром, специальными знаниями, навыками.

Читайте также:  Как восстановить волосы после неудачного окрашивания

Методические составляющие предпрофессиональной и общеразвивающей образовательных программ базируются на традиционно сложившемся, проверенном десятилетиями и оправдавшем себя академическом методическом комплексе.

Тем не менее, по поводу данных образовательных программ возникает ряд вопросов. Первый из них: смогут ли дети, обучающиеся по общеразвивающей программе в столь короткие сроки (имеется в виду трехлетний срок обучения) «вобрать» в себя весь огромный объем задач, изложенных в ней?

Третий вопрос: насколько предпрофессиональная программа, задавая такую высокую планку уровню репертуара и его исполнению, способна обеспечить условия проникновения учащегося в образный мир произведения, осознания особенностей его стилистики, жанровых особенностей, структуры, насколько она сможет дать возможность знакомиться учащемуся со всем разнообразием фортепианного репертуара, читать с листа, изучать критическую литературу? Программой не предусмотрены коллоквиумы, которые помогли бы раскрыть интеллектуальные, образовательные ресурсы ученика. По-видимому, предпрофессиональная образовательная программа, по сути, оставляет за музыкальными школами приоритет технократического подхода к обучению.

Кроме того, выбор учебной программы для детей осуществляется сразу на приемных экзаменах администрацией и педагогами, без опроса родителей, детей с целью выяснения мотивации их прихода в музыкальную школу, без предварительного наблюдения, испытательного периода, глубокой диагностики, в то время как установлено, что проведение вступительных экзаменов по традиционной методике непоказательно и приводит к тому, что многие способные дети оказываются непринятыми в музыкальную школу, и, наоборот, дети, при первой поверхностной проверке музыкальных данных показавшие хорошие результаты, на первом же году обучения не оправдывают ожиданий по поводу темпов и качества их музыкального развития.

Источник: studme.org

Музыкальная школа, предпроф

На первом же собрании в муз.школе было сказано, что дети, учащиеся по предпрофессиональной программе, каждый год сдают экзамен и подтверждают своё право учиться именно на предпрофе. Дети учатся год, два, три, всё нормально, но вот момент настал: по окончании года некоторым объявили, что их переводят на общеразвивающую программу. Может, на просторах Евы есть люди, посвящённые в современные правила муз.школ. Существуют ли какие-то критерии для такого перевода (личное желание не в счёт)? Могут ли родители как-то официально оспорить такое решение администрации?

Anonymous

19.09.2019 22:20

Насколько я поняла, ужесточение требований к предпрофу идет сверху. На муз.школы давят,чтобы на предпрофе ,т.е.бесплатно, учились самые таланливые дети, которые планируют получать дальнйшее муз.образование после муз.школы. Программа сейчас очень усложнилась, требования растут я в частности, ф-но смотрю. Дальше будете еще больше и во что все выльется пока никто не знает..

Это с одной стороны. С другой стороны, я вижу маленьких детей, которые пашут как подорванные и которые достигли очень и очень высоких результатов!Посмотрите городские конкурсы пианистов,это фантастические дети! Наверное,на предпрофе хотят оставить только таких! Личное желание учиться на предпрофе- это замечательно,но если ребенок не тянет программу,то как можно оспорить решение администрации? Я себе этого не представляю.

19.09.2019 22:51

Согласна с Вами, на предпрофе действительно должны учиться именно будущие профессиональные музыканты. Вопрос возник не случайно. Что значит «не тянет программу»? Кто и на каком основании выбирает достойных?

Поясню на примере: так получилось, что с таким переводом столкнулись сразу две моих знакомых.Случай первый — девочка, четвёртый класс фортепьяно, в марте технический зачёт сдаёт отлично, ребёнка хвалят, говорят, что «способный». В мае на экзамене как снег на голову — переводим на общеразвивающую программу. Мама удивлена, ребёнок расстроен, но что поделать.

Проф.карьеру, кстати, они не планировали. Вторая знакомая — ещё интереснее: ребёнок на духовом отделении, 2 класс, первый год играл на блокфлейте, второй год стали осваивать поперечную. Весной сдаёт переводной экзамен, всё хорошо, получает задание на лето, в конце августа мама созванивается с педагогом по специальности, обговаривают расписание на новый учебный год.

30 августа звонок от преподавателя: а вы в курсе, что вашего ребёнка перевели на общеразвивающую. — Нет. А почему перевели? — Не знаю, у меня к нему претензий нет. Мама несётся в школу, пытается побеседовать с завучем, и, вуаля, «ваш ребёнок остаётся на предпрофе». В обоих случаях педагоги у детей молодые, не «корифеи», если так можно выразится. Складывается впечатление, что не совсем в детях дело.

Читайте также:  Как отучить кошку скрестись в дверь ночью

Anonymous

19.09.2019 23:21

По ф-но кроме техзачета в марте еще был техзачет в октябре и какой-нить конкурс внутришкольный ,может и не один.Они обязательны у пианистов,тем более 4 класс. По результата одного техзачета никто оценивать ребенка не станет. Техзачет- это гаммы,пара этюдов,пьеса и самостоятельный разбор произведения.

Плюс еще терминологию спрашивают.Видимо, академконцерт девочка отыграла неважно,получила невысокую оценку и на конкурсах себя не показала. Никому не выгодно , я имею в виду администрацию, убирать способного ребенка с предпрофа. Про флейтистов могу сказать,что там не такие зверские требования,как на ф-но.Например,педагог по ф-но в муз.школе ,учившая моего сына, своего ребенка,сына,на флейту отдала!))).не хочу,говорит,своему сыну нервную систему испортить,не потянет он!

Источник: eva.ru

04/11 Дополнительное образование детей: предпрофессиональные vs общеразвивающие программы

Аннотация: в данной статье речь пойдет о том, какую дополнительную общеобразовательную программу выбрать для ребенка. Мы рассмотрим основные виды программ, их отличия в нормативно-правовом и психолого-педагогическом контекстах, а также разберемся, в каких случаях та или иная программа будет наиболее подходящим вариантом для получения ребенком дополнительного образования.

Введение

Практика работы показывает, что родители, записывая детей на занятия по дополнительным общеобразовательным программам, часто осуществляют сравнение предпрофессиональных и общеразвивающих программ в категориях «лучше» — «хуже», отдавая предпочтение предпрофессиональным программам, как более качественным и необходимым для их ребенка. Скорее всего, подобный подход обусловлен особенностями восприятия термина предпрофессиональная программа.

В данном случае очевидна связка с понятием профессии, что с одной стороны выступает некоторым эталоном качества подобных программ, а с другой является своего рода гарантией дальнейшего поступления ребенка в учебные заведения среднего профессионального и высшего образования. В свою очередь, в довольно распространенном упрощении, подготовка к получению профессии является одной из основных задач общего образования ребенка. Таким образом, в сознании родителей возникает очевидная траектория: предпрофессиональная программа – качественное образование — колледж (вуз). В действительности предпрофессиональные программы не лучше и не хуже общеразвивающих и в каждом конкретном случае выбор программы обучения является более сложной задачей, чем может показаться на первый взгляд.

Нормативно-правовые аспекты реализации дополнительных общеобразовательных программ

Нормативно-правовых документов регламентирующих те или иные аспекты реализации дополнительных общеобразовательных программ достаточно много. Для разграничения основных понятий в рамках данной статьи обратимся к положениям Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации». Основные особенности реализации дополнительных общеобразовательных программ указаны в ст. 75, 83, 84 настоящего документа.

Закон об образовании разделяет дополнительные общеобразовательные программы на общеразвивающие и предпрофессиональные. Общеразвивающие программы реализуются по всем направлениям дополнительного образования, как для детей, так и для взрослых. Предпрофессиональные программы реализуются в области физической культуры и спорта и в области искусств исключительно для детей. Стоит отметить, что в положениях закона об образовании не ограничивается возможность для общеразвивающих программ обеспечивать решение задач, аналогичных задачам, решаемым в рамках реализации предпрофессиональных программ. Не указывается в законе и то, что степень сложности общеразвивающих программ может быть различной [1] . Таким образом, в нормативно-правовом контексте, различия между предпрофессиональными и общеразвивающими программами могут практически отсутствовать [2] . Обращаем внимание и на то, что по некоторым направлениям деятельности и вовсе отсутствуют предпрофессиональные программы, что не мешает успешно решать задачи допрофессиональной подготовки детей в рамках реализации разноуровневых общеразвивающих программ.

Далее приведем сравнительную таблицу общеразвивающих и предпрофессиональных программ, в которой продемонстрированы их основные отличия.

Характеристика Общеразвивающие программы Предпрофессиональные программы Примечание
Продолжительность обучения Определяется организацией 5-10 лет
Объем учебной нагрузки До 12 часов в неделю До 14 часов в неделю Зависит от уровня программ, года обучения, направленности
Регламенты содержания Определяются организацией Определены ФГТ* * Федеральные государственные требования
Форма и порядок итоговой и промежуточной аттестации Устанавливается организацией Устанавливается в соответствии с ФГТ
Документ об окончании Форма устанавливается организацией Форма государственного образца
Требования к приему на обучение Без вступительных испытаний Наличие вступительных испытаний
Допуск к реализации На основании лицензии На основании лицензии
Читайте также:  Советы как быстро вышивать крестиком по схеме

Табл. 1. Сравнительная таблица предпрофессиональных и общеразвивающих программ.

Как следует из представленной таблицы, отличия между общеразвивающими и предпрофессиональными программами в нормативно-правовом поле не столь существенны. Разберем их более подробно:

Анализ нормативно-правовой базы регламентирующей реализацию дополнительных общеобразовательных программ позволяет утверждать, что на уровне законодательного регулирования данного вопроса выстраивается логика, когда предпрофессиональные программы ориентированы на то, что выпускники, окончившие данные программы, будут поступать в учебные заведения среднего и высшего профессионального образования соответствующего профиля. Общеразвивающие программы в большей степени ориентированы на организацию содержательного досуга и решение задач общего развития, социализации детей. Тем не менее, качество полученного образования, объем знаний и навыков, достаточный для дальнейшего поступления ребенка в профильные учебные заведения зависит не только от вида дополнительной общеобразовательной программы (общеразвивающей или предпрофессиональной).

Психолого-педагогические аспекты реализации дополнительных общеобразовательных программ

На наш взгляд именно психолого-педагогические аспекты реализации дополнительных общеразвивающих программ стоит учитывать при их выборе. Качество конечного результата освоения любой программы, равно как и возможность и желание ребенка поступить по итогам их реализации в профильные учебные заведения целиком и полностью будут зависеть от того, насколько правильно подобраны для ребенка необходимые условия получения образования.

Обозначим основные психолого-педагогические аспекты, которые следует учитывать при выборе дополнительной общеобразовательной программы.

  1. Мотивация и индивидуальные особенности ребенка.

Родителям довольно сложно самостоятельно выявить структуру мотивации ребенка и лучше всего в этом вопросе мог бы помочь педагог-психолог. Но независимо от того, обратитесь вы к помощи педагога-психолога или нет, нужно понимать, что выбирать предпрофессиональную программу обучения стоит в том случае, когда желание ребенка заниматься данным видом деятельности не вызывает сомнений. Необходимо быть готовым к тому, что предпрофессиональные программы реализуются значительно дольше общеразвивающих, при этом структура мотивации ребенка может сильно измениться за это время, поэтому возможна ситуация, в которой придется приложить немало усилий, чтобы ребенок не бросил занятия и закончил обучение.

К эмоционально-волевым особенностям относится множество показателей, среди которых способность к произвольной регуляции деятельности, общая эмоциональность, особенности восприятия критики. В отличие от общеразвивающих программ, где педагог в большей степени ориентирован на создание ситуации успеха, подборе более индивидуальных, посильных для каждого ребенка заданий, в предпрофессиональных программах превалирует задача достижения образовательного результата, предусмотренного ФГТ.

Прежде чем определиться с выбором образовательной программы, необходимо проанализировать структуру досуга ребенка, а также структуру вашего семейного досуга в целом. Обучение по предпрофессиональным программам более трудоемкое, чем по общеразвивающим и предусматривает больший объем аудиторной и самостоятельной работы ребенка, а занятия в системе дополнительного образования часто проходят в выходные дни. Нужно быть готовым к тому, что ребенку, при освоении предпрофессиональной программы, потребуется существенную часть ранее свободного времени затрачивать на учебную работу и выполнение домашних заданий. Игнорирование данных требований не позволит успешно осваивать соответствующие программы.

Практика работы показывает, что очень часто родители записывают ребенка на несколько предпрофессиональных программ (например: художественная и музыкальная школы). Как было сказано выше, объем учебной нагрузки на предпрофессиональных программах крайне велик. При этом дети занимаются еще и в общеобразовательной школе.

Мы не рекомендуем выбирать для ребенка более одной предпрофессиональной (или общеразвивающей повышенного уровня сложности) программы. Необходимо ответственно подходить к нормированию учебной нагрузки ребенка. Не стоит забывать и о том, что трудоемкость предпрофессиональных программ весьма высока и требует дополнительной домашней работы.

Резюмируя хотелось бы отметить следующее:

  • Общеразвивающие и предпрофессиональные программы не лучше и не хуже друг друга, у каждой из таких программ свои цели и задачи;
  • Предпрофессиональные программы более ориентированы на достижение образовательного результата, нежели на организацию содержательного досуга ребенка, однако качество знаний напрямую не зависит от типа выбранной образовательной программы;
  • При выборе программы важно учитывать психолого-педагогические аспекты: мотивацию и индивидуальные особенности, структуру досуга ребенка, объем учебной нагрузки.

[1] На практике существует ряд стратегических, нормативных и методических документов, устанавливающих уровневую дифференциацию сложности для общеразвивающих программ. Как правило, выделяют общеразвивающие программы стартового, базового и продвинутого уровней, что в совокупности сопоставимо по объему образовательного содержания с предпрофессиональными программами.

[2] Исключение составляет, пожалуй, факт выдачи свидетельства государственного образца об окончании дополнительной предпрофессиональной программы. Для общеразвивающих программ форма свидетельства устанавливается образовательной организацией самостоятельно.

Источник: edupar.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Lady Today