Что такое психологическая готовность

07 апреля 2019 Сухова Елена Сергеевна
854 52 0 0

Содержимое публикации

Сухова Елена Сергеевна

МАДОУ «Детский сад №1», г. Дегтярск

Мастер класс для родителей «Что такое психологическая готовность ребенка к школе».

Сегодня мы поговорим о том, что такое психологическая готовность ребенка к школе.

Мини-лекция. Момент поступления в школу безусловно является очень сложным в жизни ребёнка, можно даже сказать — переломным. Давайте порассуждаем – какие же изменения происходят в это время?

Во-первых, меняется режим дня,

повышаются требования к ребёнку со стороны взрослых и общества в целом,

он обретает новый статус, а с ним – и гораздо более высокий уровень ответственности,

у него начинают складываются абсолютно другие взаимоотношения как со взрослыми, так и со сверстниками.

Т.е. меняется практически всё. Готов ли ребенок к таким переменам? В чем заключается эта готовность?

Как показывает практика, мнение родителей в вопросе готовности ребёнка к обучению разделяется на два противоположных. Первые считают, что готовить к школе – значит до поступления в 1 класс научить ребёнка читать, считать и писать, «чтобы ему потом легче было». Другие думают, что ни к чему готовить ребёнка не надо, в школу пойдёт – всему научится. При этом ни те, ни другие неправы.

Психологическая готовность ребенка к обучению в школе. Советы родителям — Союз педиатров России.

Психологи говорят, что существует 6 групп мотивов, которые и определяют, как относятся будущие первоклассники к предстоящему обучению:
социальные мотивы,которые означают понимание значимости и необходимости учения, желание ребёнка выполнять социальную роль школьника (т.е. когда ребёнок говорит: «Я пойду в школу, потому что все дети должны учиться, это очень важно. Мне это нужно, чтобы стать »);
учебно-познавательные мотивы,т.е. интерес к новым знаниям, стремление научиться чему-то новому (т.е. когда ребёнок говорит:«Я пойду в школу, потому что там научусь читать, писать, узнаю о то-то и том-то»);
оценочные мотивы, т.е. желание получить высокую оценку взрослого, его одобрение и расположение («Я хочу в школу, потому что там я буду получать только пятерки»);

позиционные мотивы,которые связаны с интересом к внешним деталям школьной жизни и статусу школьника («Я хочу в школу, потому что там большие, а в детском саду маленькие, мне купят тетради, пенал и портфель»);
внешние мотивы,не имеющие отношения к учению и школе («Я пойду в школу, потому что мама так сказала»);

игровой мотив,который ребёнок неадекватно переносит в учебную деятельность («Я хочу в школу, потому что там можно играть с друзьями, там весело»).

Чаще всего каждый из перечисленных мотивов в большей или меньшей степени присутствует в сознании ребенка 6-7 лет и оказывает определенное влияние на его учебу. Но, безусловно, у каждого ребенка будет преобладать свой мотив.

Так, для определения мотивационной готовности детей к школе, была проведена методика «Рисунок «Я в школе».

В ходе анализа содержания рисунка оценивались сформированность пяти указанных ниже элементов внутренней позиции школьника.

Готовность ребенка к школе. Психологическая готовность. Лекция 3.

Необходимость учения, характер отношения кшколе

Интерес к учебным видамдеятельности

Стремление к отношениям новоготипа

Тревога по поводу предстоящего поступления в школу.

Мини-лекция. Все мы знаем, что учиться порой бывает совсем не весело – и в учении (как и в любом деле) есть «скучные», неинтересные, но обязательные моменты, без которых не обойтись. И ребенку в первом классе часто приходится делать над собой усилие, чтобы понять и запомнить то, что говорит учитель; ему бывает трудно долгое время не отвлекаться, заучивать значительный по объему материал и т. п. Именно поэтому так важно, чтобы у ребёнка был достаточно высокий уровень волевого развития

(проще говоря, силы воли, самоконтроля). У разных детей этот уровень оказывается различным. Если у первоклассника это качество развито недостаточно, то ему трудно учиться с самых первых дней. Какие же это трудности? Эти дети часто крутятся, вертятся, отвлекаются; объяснения учителя понимают плохо; при самостоятельной работе могут допускать очень много ошибок, а при проверке их даже не замечать; нередко нарушают правила поведения на уроке; регулярно теряют или забывают дома учебные принадлежности; делают всё медленно, отставая от темпа работы классаи т.д., перечислять можно долго.

Но в целом у детей 6-7 лет уже наблюдается умение считать более важным не то, что «хочется», а то, что «надо». И поэтому ребёнок уже может управлять своим поведением: поступив в 1 класс, он способен включиться в общую деятельность, принять систему правил, существующую в школе и классе.

Игра «Да и нет не говорите».

Давайте немножко поиграем. Я вам буду задавать вопросы, а вы, отвечая на них, старайтесь избегать «запретных» слов: да, нет.

Вопросы к игре «Да и нет»

1. Кошка кричит мяу?

2. Летом снег бывает?

4. У светофора есть белый цвет?

5. У светофора есть желтый цвет?

6. Круг бывает квадратным?

7. Птицы умеют рычать?

8. А на левой руке больше пальцев, чем на правой?

9. У человека глаза бывают сзади?

После игры – обсуждение:

Удалось ли избежать употребления «запретных» слов? Легко ли было это сделать? Как вы думаете, легко ли детям в школе не нарушать правила (молчать, когда хочется сказать, сидеть, когда хочется встать и т.д.)?

Читайте также:  Какой краской красят лавочки во дворах

Мини-лекция. Следующая составляющая психологической готовности к школе – интеллектуальная готовность. Думаю, что большинство из вас понимают значение слова «интеллект». Конечно, не последнее место здесь занимают некоторые специальные знания, умения и навыки.

Так, ребенку необходимо владеть элементарными математическими знаниями и умениями – считать до 10 и обратно, понимать, что каждая цифра обозначает определённое количество предметов, составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание, сравнивать предметы по величине (длине, ширине, высоте, толщине).
Кроме того, важно, чтобы у ребёнка были хотя бы начальные представления об окружающем. Например, чтобы ребенок мог назвать свое имя, отчество, фамилию, имя и отчество своих родителей; знал название своего родного города, столицы, родины; последовательность времен года, частей суток, дней недели; отличал диких животных от домашних, перелетных птиц от зимующих, садовые цветы от полевых, деревья от кустарников и т. д. и т.п.

Но решающее значение имеют все же не знания и навыки сами по себе, а то, насколько развиты у ребенка психические познавательные процессы – восприятие, внимание, память, речь, мышление, воображение. На слайде представлены в норме у ребёнка в 6-7 лет.

Восприятие.В этом возрасте ребенок, как правило, различает и называет все основные цвета и их оттенки, знает геометрические фигуры и тела; умеет планомерно обследовать предмет (т.е. увидеть его составные части, их форму, соотношение по величине и т.д.); может ориентироваться в пространстве (вверху – внизу, справа – слева, впереди — сзади), на листе бумаги (верхний правый угол, низ листа и т.п.), во времени (вчера, сегодня, завтра), складывает картинку из 8-10 частей.

Внимание.Старший дошкольник способен заниматься делом, не отвлекаясь, около 15 минут; может найти 5-6 отличий между предметами; самостоятельно быстро и правильно выполнять задания по предложенному образцу; в точности повторить несложный узор или движение. Т.е. внимание ребенка 6-7 лет должно быть устойчивым, произвольным, ребенку нужно уметь распределять и переключать его.

Упражнение «Графический диктант»

Возьмите каждый по листочку в клетку. Отступите от верхнего края и от левого края по четыре клетки. Поставьте точку. Сейчас от этой точки мы начнём рисовать. Я вам буду диктовать, в какую сторону и на сколько клеток нужно начертить линию.

В конце у нас должен получиться какой-то рисунок.

Обсуждение:
У всех ли получился рисунок? Легко ли было? Какие были трудности? Какие умения необходимы для успешного выполнения этого задания?

Игра «Действуй по инструкции!»

Пожалуйста, послушайте, что вам нужно будет сделать, а потом выполняйте. Инструкция: встаньте, потянитесь, повернитесь сначала направо, потом налево, посмотрите в окно, хлопните в ладоши, сядьте и громко скажите «хорошо!». Все ли справились с заданием? Легко ли это было сделать?

Что такое психологическая готовность ребенка к школе

Психологическая готовность детей 6-7 лет к обучению в школе.

Физиологическое, социальное, психическое развитие – это основные сферы развития ребенка, от которых зависит готовность к обучению в школе.
В некоторых методических пособиях психологическая готовность рассматривается отдельно от физиологического и социального развития ребенка. Она представляется как совокупность отдельных психических качеств и свойств.
Если взглянуть на реальную жизнь, взяв, в том числе, и школьное обучение, то наблюдается тот факт, что человек выступает одновременно и как биологическое, и как социальное существо, как личность, индивид и субъект деятельности.
Что же представляет собой психологическая готовность ребенка к школьному обучению? Это, прежде всего, комплексный показатель, который позволяет прогнозировать успешность или не успешность обучения первоклассника. Данное понятие обозначает, что ребенок хочет и может обучаться в школе.
Психологическая готовность ребенка к обучению в школе имеет свою структуру, которая включает:
1. Личностную готовность.
2. Интеллектуальную готовность.
3. Эмоционально-волевую готовность.
4. Социально-психологическую готовность.
Как известно, существует типология психического развития детей (переход от дошкольного к младшему школьному возрасту), которая основывается на различиях в поведении детей в учебном процессе. Это, прежде всего, два основных типа: предучебный и учебный. Дети с учебным типом готовы к обучению, с предучебным – могут решать учебные задачи, но только в присутствии учителя (взрослого). Два данных типа являются наиболее благоприятными.
Но есть и неблагоприятные типы психического развития, что касаясь учебного процесса, к ним относят псевдоучебный тип – характеризуется некой интеллектуальной робостью и коммуникативный тип – свойствен для детей, склонных к демонстративному поведению, к привлечению к себе внимания. Демонстративность может проявлять негативное влияние.
Таким образом, выявление типа психологической готовности к обучению – одна из важнейших задач школьного психолога и психолога детского сада.
Теперь поговорим о учебно-важных качествах, которые тоже оказывают определенное влияние на готовность, в том числе и на психологическую, к обучению в школе.
Учебно-важные качества, которые входят в общую систему готовности, образуют сложные взаимосвязи и по-разному влияют на успешность обучения в школе.
Данные качества подразделяются на базовые и ведущие. Базовые играют интегрирующую роль в структуре готовности, они объединяют другие качества, учитывая цели обучения. К ним относятся:
— мотивы учения;
— обучаемость;
— графический навык;
— образное мышление (зрительный анализ);
— уровень обобщений (способность к логическому мышлению);
-произвольность регуляции деятельности (в ситуациях пошаговой инструкции взрослого);
— вводные навыки (элементарные речевые, математические, учебные знания и умения);
— способность принимать учебную задачу.
Ведущие учебно-важные качества оказывают прямое влияние на успешность усвоения учебного материала.
Это:
— мотивы учение;
— зрительный анализ;
— способность принимать учебную задачу;
— вводные навыки;
— графический навык;
— произвольность регуляции деятельности;
— обучаемость;
— вербальная механическая память.
Как мы видим, базовые и ведущие учебно-важные качества в начале обучения практически одни и те же. В первую очередь, организуя диагностическую или коррекционно-развивающую работу, необходимо обращать внимание на развитие перечисленных выше качеств.
В структуре психологической готовности выделяется 5 разделов учебно-важных качеств:
1. Личностно-мотивационный раздел.
Качества, входящие в этот блок, выражают конкретное отношение к школе и учению.
2. Принятие учебной задачи.
Подразумевает понимание задач, поставленные учителем в процессе обучения, и стремление, желание их выполнять.
3. Представление о содержании деятельности и способах ее выполнения.
Показывает уровень начальных знаний, умений, навыков, которыми владеет ребенок на начальном этапе обучения.
4. Информационный блок готовности.
Качества, способствующие восприятию информации, ее переработку и сохранение.
5. Управление деятельностью.
Планирование, контроль и оценка собственной деятельности.
В работе с детьми важно использовать комплексные методы диагностирования и развития учебно-важных качеств, так как они обеспечивают целостное развитие ребенка, как индивида.
Взаимоотношения детей во внеурочное время также влияю на эффективность обучения. В связи с этим социально-психологический аспект тоже должен изучаться при анализе психологической готовности к обучению.
Таким образом, необходимо обратить внимание при подготовке ребенка к школе на то, что недостаточно просто развивать внимание, мышление, внимание и так далее, но и на учебно-важные качества так же необходимо обращать внимание.

Читайте также:  Снять петлю как изнаночную

Источник: kladraz.ru

Психологическая готовность: Ваше выживание зависит от образа мышления

Психологическая готовность - Ваше выживание зависит от образа мышления

Человеческая жизнь полна неожиданностей. К сожалению, чаще всего – неприятных. Особенно во время какого-нибудь кризиса, будь то стихийное бедствие, техногенная катастрофа или личные финансовые проблемы. И стресс, вызванный этими событиями, вызванный этими событиями, необычайно сложно преодолеть, особенно если вы изначально не уделяли должного внимания такому аспекту выживания, как психологическая готовность.

Увы, его действительно очень часто игнорируют. Как показывает опыт, большинство инструкторов выживания делают основные акценты на подборе снаряжения, усваивании навыков и создании чёткого и подробного плана действий. Не спорим, всё это действительно важно, но именно психологическая готовность выступает тем «цементом», который скрепляет все эти полезные штуки в цельную и устойчивую конструкцию. И именно о ней мы сегодня и будем говорить.

«Самоубийца!» — слышу за спиной.
Но знаете, на том, на этом свете ли,
Я не вступаю в безнадежный бой.
Там выход был. Вы просто не заметили.

Альвар. Эпиграф от переводчика

Психологическая готовность к неприятностям или мышление выживания – что это вообще такое?

Если кратко, то это способ мышления, ставящий во главу угла приспособляемость, находчивость и стрессоустойчивость. Для него есть даже соответствующее ироничное определение: “Принцип здорового поху…зма!”.

Кроме того, это способность сохранять спокойствие, сосредоточенность, и, в конечном счете, работоспособность, когда проблемы валятся на голову, как снежный ком. Умение находить в себе силы для движения вперед, даже когда это кажется абсолютно невозможным. И да, психологическая готовность обеспечивает не только сохранность вашего тела, но и эмоциональной сферы, и здоровой психики.

Как развить в себе психологическую готовность?

Обычные люди не заморачиваются психологическими аспектами подготовки. Нас этому просто никто и никогда не учил. А если и учили, то редко и мало. Да и в школе нет предмета, обучающего держать свой разумы и мысли под контролем. И это крайне неправильно, ибо всё это очень сильно влияют на нашу жизнь.

Но самым главным ментальным качеством, которому уж точно нигде не обучают, является воля к жизни. Исторические примеры катастроф показывают: тот, кто сумел обуздать свои страхи, выходит победителем из самых безнадежных ситуаций. И, наоборот – есть много случаев, когда хорошо подготовленные люди гибли, стоило им лишь утратить волю к жизни.

Обучение – первый этап ментальной подготовки

Психологическая готовность. Тренировки – первый этап ментальной подготовки

Главный фактор, который лишает воли к жизни и к победе – чувство бессилия. Если вам кажется, что вы ничего не можете поделать с ситуацией – так оно и будет. Поэтому первое, на чём должна концентрироваться ваша психологическая подготовка – приобретение психологических инструментов, знаний и умений, которые могут понадобиться для выживания. А делается это, например, следующими способами:

Изучение наиболее вероятных негативных сценариев

“Созерцание корней страха приводит к бесстрашию”

Чем глубже вы прониклись потенциально опасной ситуацией, чем полнее прожили ее – тем больше вероятность, что вы не потеряете голову в случае реального повторения негативных событий. Мало того, у вас будут все шансы на успешное преодоление этих испытаний. Оцените прилагаемый список угроз и подумайте, с какими из них наиболее вероятно столкнуться лично вам:

  • Стихийные бедствия (Ураганы, землетрясения, наводнения…)
  • Сценарий shtf (Экономические, политические и техногенные пертурбации в государстве и обществе)
  • Личные угрозы (Экономические проблемы, здоровье, конфликт с бандитами и/или сотрудниками полиции…)
  • Общий уровень безопасности в вашем регионе (Насколько адекватны люди вообще, какой уровень преступности и степень организованности, какова адекватность правоохранителей и прочее)

Тренировки в обстановке стресса.

Во время выполнения упражнений, вам должно быть некомфортно. Добавьте в процесс хорошую порцию адреналина – психологическая готовность к возможным опасным событиям без него не нарабатывается. Ведь сколько людей наивно и самоуверенно полагали, что готовы себя защитить. А на деле, их “подготовка” ограничивалась стрельбой по бумажным мишеням на стрельбище.

Вы будете точно готовы к неприятностям, если сможете действовать, а не впадать в ступор, когда ваш адреналин зашкаливает: инструктор орет, вам надо стрелять после хорошей пробежки с грузом за плечами, из неудобной позиции или по движущейся мишени. Вот это я понимаю – тренировка в условиях максимально приближенных к боевым. И если вы и после этого будете в состоянии эффективно работать, то есть шанс, что и в реальном бою не облажаетесь.

Защита психики в бою

Люди с опытом боевых действий знают, насколько важна психическая готовность в реальной схватке. Визуализация помогает сохранить хладнокровие, когда вокруг кипит сражение. Вы просто настраиваете свой мозг на другое восприятие, “на другую волну” – тогда он вас не подведет.

В качестве примера: солдат мысленно проигрывает все возможные перипетии предстоящего сражения. Он рисует в своем воображении разные картины боя: как это будет ощущаться, как будет пахнуть, какие возникнут тактильные ощущения. Какая будет его собственная реакция на происходящие события.

Читайте также:  К чему снится умерший брат как живой

Иными словами – он мысленно готовит себя к каждому варианту предстоящего боестолкновения, и когда его мозг сталкивается с реальной опасностью, то реагирует без страха, поскольку для него ситуация уже привычная и знакомая. Таким нехитрным образом вы, по сути, обманываете свое подсознание.

(Техника от переводчика: Устойчивость вашей психики сильно возрастет, если вы сможете убедить себя, свое сознание и подсознание, что выход есть. Даже если сейчас ситуация кажется вам безнадежной, упрямо повторяйте себе как мантру: “Выход есть, я его просто не вижу. Пока не вижу!” Прочитайте еще раз текст Альвара, вынесенный в эпиграф: “Я не вступаю в безнадежный бой!” Выход есть, и я его найду! Создайте в себе такой настрой победителя. И не только перед физической схваткой, но и в любой трудной обстановке. И да пребудет с вами Госпожа Удача.)

Целеполагание и план действий

Психологическая готовность - Целеполагание и план действий

Постановка целей и выполнение ежедневных хозяйственно-бытовых задач – два самых верных способа выполнить правильную настройку мозга на выживание. Сперва вы ставите цели, а потом разбиваете их на ряд небольших, выполнимых задач. Поверьте, несмотря на кажущуюся простоту – это прекрасный способ справиться с унынием и безнадежностью. Вы просто будете о них забывать на время работы.

Известный своей многомесячной эпопеей в ледяном плену, исследователь Антарктики адмирал Ричард Берд, хорошо усвоил эту истину. Да и немудрено – провести 5 месяцев в маленькой халупе, заваленной снегом, в полном одиночестве – не каждый смог бы сохранить рассудок.

Изолированный от внешнего мира, на сотни миль в округе ни единого живого существа, Берд почти полгода провел пленником ледяного безмолвия. Мороз был такой, что пар от его собственного дыхания кристаллизовался в воздухе. Да еще и стояла полярная ночь, где, что дни, что ночи, были одинаково темны.

Чтобы сохранить рассудок в условиях, при которых большинство людей сошло бы с ума, Берд просто ставил себе задачи и выполнял работы по дому.

В частности, вырезал книжные полки в ледяной стене. А также соблюдал график уборки и планового технического обслуживания.

Свой опыт выживания в без преувеличения запредельных условиях, отважный полярник описал в книге Alone (В одиночестве). Вот его слова: “Это было так прекрасно – иметь возможность управлять своим временем. Чувство свободы, которое при этом возникает, несравнимо ни с чем. Ты обретаешь полный контроль над своим телом и духом. Без этой практики я бы не пережил такое испытание”.

Разум, лишенный цели и задач, начинает играть сам с собой. Перебирает разные мысли, перескакивая с одной на другую – он как будто катается на велосипеде. Без конкретной цели, просто развлекаясь. Так вы никуда не приедете, зато утомитесь. Ставя себе ряд простых задач и четко придерживаясь графика их выполнения, вы обретаете способность преодолеть что угодно.

Ментальная тренировка// Практические советы

Психологическая готовность - Ментальная тренировка и практические советы

Развивай внутреннюю осознанность

Наблюдай за собой, за своими мыслями, за своим телом, за своими ощущениями. Сканируй вниманием себя всего целиком. Сканирование должно быть безоценочным. Все, что вы увидите в себе на физическом, эмоциональном и ментальном плане – это ни хорошо и ни плохо – это просто есть. Эта практика, выполняемая регулярно, позволит вам справляться с негативными эмоциями.

Такое умение в критической ситуации поистине неоценимо.

Тренируй свое тело

Этот совет банален до безобразия, и уже всем набил оскомину. Тем не менее он остается всегда актуальным. Ведь тренированное тело – это основа, база для выживания. Да и жизни вообще. Регулярные нагрузки, полноценное питание, отдых – залог вашего физического здоровья.

Овладей навыками выживания

Если ты умеешь разжечь костер, найти чистую воду, построить убежище – то к “неприятным неожиданностям” от судьбы-злодейки ты всяко будете лучше подготовлен, чем тот, кто этого не умеет.

Тренируй мышление роста

То есть — веру в свои силы, в свои способности. В то, что знания, умения и навыки можно приобрести, а физическую и психическую форму развить. Что завтра вы будете лучшей версией себя сегодняшнего – это и есть мышление успешного человека. К проблемам он относится как к возможностям стать круче, чем он был вчера. В принципе, в этом и заключается его главное отличие от неудачника, который склонен видеть в каждом поражении крах всех своих начинаний и непреодолимое препятствие.

Привыкай решать проблемы

Критическое мышление и творческий подход крайне важны, если речь идёт о ситуациях выживания. И эти навыки тоже можно наработать. Начать можно с простого – с решения нетривиальными способами бытовых проблем, встающих перед вами ежедневно. Что касается методов – мозговой штурм, объективная оценка плюсов и минусов ситуации, адаптация её решения под свои потребности и умения.

Будь готов к неожиданностям

Предугадать, какая конкретно проблема встанет на вашем пути, практически невозможно. Но можно подготовиться к проблемным ситуациям в целом. В этом и заключается философия препперов: определить, какие сценарии ЧС в принципе могут случиться, отсортировать их по степени вероятности и начать к ним подготовку. Не правда ли, все просто?

А начать можно с того, чтобы собрать аварийный комплект необходимых вещей и предметов или изучить местные протоколы реагирования на нештатные ситуации, включая районы сосредоточения или пути эвакуации. В любом случае, вы будете в выигрыше, когда дерьмо полетит на вентилятор.

Заключение

Тренируйте свое мышление, укрепляйте психику, развивайте тело и дух, и никакие неприятности не застанут вас врасплох – вы просто будете знать, что это обычные жизненные циклы: за летом приходит зима, день сменяет ночь. А хорошие времена наступают за плохими. Но ваша подготовка, установка на выживание, психологическая готовность, находчивость и смекалка придут вам на помощь в любой самой трудной ситуации.

  • ТЕГИ
  • преодоление страха
  • преодоление стресса
  • психология выживания

Источник: lastday.club

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Lady Today