Зачастую дети, которые безупречно учатся в школе, занимают призовые места на олимпиадах, а на конкурсах завоевывают медали, подвержены «синдрому отличника», который является прямой или косвенной платой за успех. В психологии этот синдром граничит с перфекционизмом, но имеет свои особые черты, которые выдают его наличие. Потому вполне возможно поставить себе диагноз самостоятельно, подобрав лечение в индивидуальном порядке.
Ключевые особенности синдрома отличника
Разобравшись в терминологии, любому человеку не составит труда понять, является ли он подверженным синдрому отличника. Такое явление как совокупность психологических особенностей человека, ввиду наличия которых он проявляет стремление к достижению наилучшего результата, называется синдромом отличника. При этом для особы в приоритете стоит достижение успеха и поощрения, а не процесс и извлечение пользы.
Синдрому могут подвергаться как дети, так и взрослые люди. В детском возрасте отклонение наступает неосознанно, тогда как в более старшей группе людей присутствует возможность осознания происходящего. Симптоматика зачастую включает такие характерные признаки как:
Синдром отличника. Как избавиться от перфекционизма. Комплекс отличницы.
• изменчивость самооценки, сильно зависящей от постороннего мнения;
• сравнивание своих результатов с успехами окружающих;
• наличие постоянного страха совершения ошибки, а потому отказ от осуществления чего-то нового;
• постоянное желание угодить желаниям других людей;
• возникновение зависти при лучшем результате соперников.
Также склонность к появлению депрессии после совершения ошибки является ярким свидетельством развития синдрома. При этом боязнь совершения ошибок, страх перед мнением окружающих и боязнь критики считаются ключевыми аспектами расстройства. Попутно люди с синдромом отличника живут чужими ценностями, идеалами, порой сами того не осознавая.
Типичные ошибки, свидетельствующие о зарождении синдрома
Зачастую синдром отличника у детей, подростков развивается вследствие давления взрослых и употребления ими фраз способных отправить ребенка на путь отличника. В диалоге непременно будут звучать такие вопросы:
• «Как прошел день?» вместо «Как дела?»;
• «А другие успели?»
Также сам человек может способствовать формированию расстройства путем неправильного мышления. Тогда будут отчетливо прослеживаться такие фразы как «Боюсь что-то забыть сказать во время выступления» или «Волнуюсь, что что-то не успею сделать по задуманному сценарию».
Если сразу отследить зарождение проблемы не удается, то желательно прибегнуть к проверке себя путем прохождения тестов, опросников, посвященных комплексной оценке качеств личности:
• по шкале самооценки Дембо-Рубинштейна;
• согласно стандартизированному многофакторному методу исследования личности Л.Н. Собчика;
• вооружившись многомерной шкалой перфекционизма Хьюитта-Флетта.
В случае обнаружения проблемы или наличия беспокоящих симптомов лучше незамедлительно приступить к эффективным мерам, чтобы не допустить усугубления ситуации.
Пути избавления от синдрома отличника
Несмотря на то, что подверженность такому расстройству личности является распространенной проблемой, избавиться от нее возможно самостоятельно, приложив определенную долю усилий.
1. Осознание проблемы (принятие того факта, что наличие синдрома является уязвимым местом в характеристике человека, является первым шагом на пути к избавлению от проблемы).
2. Пристальный осмотр вокруг (осуществление попытки разобраться в собственном окружении, формирующем неправильные взгляды, позволяет устранить из круга друзей, знакомых, которые являются токсичными людьми, подстегивающими к появлению синдрома).
3. Дать себе разрешение на шалости (ввиду того, что проблема идет с детства, человеку любого возраста важно позволить себе быть неидеальным, и дать себе волю пошалить от души).
4. Устранение привычки сравнения себя с другими людьми (следует переключить фокус с результата на процесс, ставя в приоритет собственные потребности, не оглядываясь на достижения других).
5. Прохождение специальной онлайн-программы (быстро поправить собственное состояние психики поможет «Психическая саморегуляция», программа, пройдя которую за 6 недель, удастся забыть о присутствии синдрома отличника в своей жизни).
6. Ознакомление с узконаправленными книгами (глубокого погружения в тему можно достигнуть путем прочтения трудов Руби Уэкса «Быть собой», Эриха Фромма «Человек для себя»).
Чтобы не допустить развития синдрома с детства, родителям важно хвалить собственное чадо, обращая внимание на способность делать что-либо самостоятельно, а не на получение высокой оценки за проделанные действия. Проявление любви, доброжелательность станут добрыми попутчиками на пути формирования здоровой личности подрастающего ребенка.
Источник: psihiatrov.net
Синдром отличника у взрослых или «Почему нельзя быть идеальным»
Воспитание
Автор IQКлуб На чтение 3 мин Просмотров 10.5к. Опубликовано 15.12.2017
Вы стараетесь жить «на отлично» и впадаете в депрессию из-за малейших неудач? Задумайтесь, возможно, вы страдаете от синдрома отличника у взрослых. Да, именно «страдаете», потому что стремитесь все делать идеально, забывая о таких простых вещах, как любовь к себе, отдых и развлечения. Результат – моральное и физическое истощение. Ниже мы попробуем разобраться, как проявляется это состояние и как избавится от него без помощи специалиста.
Как распознать синдром
Психологи выделяют 2 основных признака патологии:
- Постоянное ожидание похвалы или одобрения от окружающих за проделанную работу.
- Нежелание браться за сложные или новые задачи из-за боязни провала, неодобрения социума (семьи, друзей, коллег).
Человек, имеющий синдром, часто фантазирует о том, каким его видят со стороны. Например, он ведет машину и думает, что все смотрят только на него: «как классно он/она ведет машину!».
Синдром часто наблюдается у людей с заниженной самооценкой. «Отличник» постоянно старается доказать всем, что он лучший. Если же это не получается, он впадает в депрессию. Для него даже небольшое замечание начальника может стать поводом плохого настроения, самобичевания и слез.
Уже узнаете себя? Тогда разбираемся дальше!
Последствия синдрома отличника
В попытках достичь успеха нет ничего плохого. Опасность несет патологическое стремление всегда быть «на коне». Несложно догадаться, к чему может привести чрезмерный перфекционизм.
Моральное истощение – одно из самых тяжелых последствий запущенного синдрома. Оно проявляется в постоянных душевных терзаниях, нервных срывах и апатии. Также «отличник» отличается тем, что:
- не умеет получать удовольствие от занятий (он сконцентрирован на результате, а не процессе);
- не пользуется творческим мышлением, а предпочитает решать задачи знакомыми способами;
- зацикливается на мелочах;
- стремится избавиться от соперников (конкурентов);
- не умеет заводить знакомства из-за сложного характера;
- проявляет эмоциональную нестабильность.
Однозначно, синдром отличника – это патология, которая вредит как самому человеку, так и его окружению. Если очень постараться, можно побороть его самостоятельно.
Как избавится от синдрома
Сложность лечения патологии заключается в том, что во взрослом возрасте она превращается в черту характера. Переделывать себя – сложная задача, но попытаться можно и нужно!
Для начала необходимо понять причину. Скорее всего, синдром отличника пришел к вам с детства. Состояние развивается из-за недостатка внимания или любви со стороны родителей. Ребенок подсознательно старается заслужить их одобрение, например, через хорошие оценки.
Следует четко осознать, что крупные и мелкие неудачи в жизни – не повод огорчаться. Их последствия не так страшны, как кажется. Люди не перестанут вас любить или уважать. Для работы над собой психологи рекомендуют проводить небольшие тренинги – нарушать повседневный уклад жизни. Вот некоторые примеры:
- Придите на работу позже и честно скажите, что проспали;
- Запишитесь в любой кружок и посмотрите, что идеальных нет – все учатся на своих ошибках;
- Смените стиль одежды. Пусть не нвсегда, но позвольте себе на выходных одеться так, как вы бы никогда не оделись.
Хвалите себя за мелкие достижения и не обращайте внимания на ошибки. Жизнь соткана из успеха и неудач. Один мудрец сказал, что не ошибается тот, кто ничего не делает. Даже слепой, нащупывая правильный путь, проделывает десятки ударов палкой.
И наконец, профилактика – проще лечения. Если вы заметили патологию у ребенка, уже сегодня приложите максимум усилий, чтобы избавиться от нее. Покажите ребенку, что любите его не за успехи, а за то, что он есть. Не скупитесь на нежность и тепло. Важна не оценка, а знания, не результат, а удовольствие от процесса!
Источник: iqclub.ru
Синдром отличника
Синдром отличника – комплекс психологических особенностей личности, характеризующийся стремлением достичь высоких целей и получить похвалу, одобрение окружающих. У детей проявляется в учебе, спорте, творческой деятельности; у взрослых – в профессиональной карьере, семейной жизни, быту. Общие признаки: постановка заведомо сложных задач, приложение максимума усилий для их решения, потребность во внешней положительной оценке, недостаточная ориентированность на собственные интересы и желания. Диагностика синдрома выполняется методом клинической беседы, психодиагностики. С целью коррекции используется индивидуальная, семейная и групповая психотерапия.
- Причины
- Патогенез
- Симптомы синдрома отличника
- Осложнения
- Диагностика
- Лечение синдрома отличника
- Прогноз и профилактика
- Цены на лечение
Общие сведения
Название синдрома объясняется возрастом дебюта – симптомы начинают проявляться в первые школьные годы, когда учеба становится основной деятельностью для самореализации, самовыражения детей, стремящихся получить одобрение, похвалу взрослых. Синдром отличника более распространен среди девочек – для них более характерна ориентация на внешнюю оценку в сочетании с аккуратностью, усидчивостью, послушностью, эмоциональной привязанностью к родителям. Отчетливые симптомы определяются у учеников начальной школы, менее выраженные могут сохраняться на протяжении всей жизни. Людей с синдромом отличника ошибочно называют перфекционистами, основное различие – для «отличников» значима оценка окружающих, а не идеальное выполнение задачи.
Синдром отличника
Причины
Стремление быть лучше остальных, постоянная потребность получать признание, подкреплять положительную самооценку формируются как результат предыдущего социального опыта – взаимодействия с родителями, воспитателями детского сада, сверстниками. В большинстве случаев причиной синдрома отличника становятся особенности отношений внутри семьи, в частности:
- Компенсация родительских неудач. Успехи детей могут быть продолжением амбиций взрослых. Родители ориентируют ребенка на достижение целей, значимость которых признана обществом, пренебрегая его интересами, желаниями, состоянием здоровья. Через успешность школьника в учебной деятельности, спортивных соревнованиях, творческих конкурсах они повышают собственный социальный статус, получают признание родственников, педагогов, коллег.
- Высокие требования. В семьях, где ценится общественное признание, формально зафиксированные достижения (школьные отметки, грамоты, медали, звания, должности), люди стремятся быть успешными. Внутренние установки, модели поведения родителей неосознанно передаются детям.
- Недостаток внимания. Похвала родителей за отличную школьную оценку рассматривается ребенком как проявление любви. Поощрение подкрепляется разрешением дольше смотреть телевизор, покупкой игрушек, красивой одежды. Успех ребенка становится условием родительского внимания, получения материальных благ.
- Заниженная самооценка. Хорошей учебой, спортивными достижениями ребенок пытается компенсировать неуверенность в себе, комплексы относительно внешности, социального статуса семьи, отсутствия друзей. Официальное признание успехов, способностей, положительных качеств временно повышает самооценку.
Патогенез
Синдром отличника имеет психогенную природу, в его основе лежат особенности личности, потребности, комплексы, ценности и установки. Ведущая тенденция – достичь поставленной цели для получения положительной оценки общества. Принятие, одобрение, похвала, признание сильных сторон становятся необходимыми условиями компенсации неуверенности, чувства одиночества, малозначимости.
Ориентация личности на формальные, внешние атрибуты часто формируется в ущерб содержательным – ребенок или взрослый выполняет деятельность, не получая удовольствия и удовлетворения в процессе, фокус смещается на результат. Постепенно накапливается аффективное напряжение, недовольство, подавленность, разочарованность. Эмоциональные проблемы усиливаются при неудачах, нередко развивается депрессия, снижается самооценка, формируются страхи.
Симптомы синдрома отличника
Дети и взрослые с комплексом отличника имеют нестабильную самооценку, зависящую от успехов, неудач и отношения окружающих. Они чувствительны к критике и похвале, долго переживают из-за совершенных ошибок, отказываются от нового дела, охваченные страхом поражения. Боязнь не добиться цели заставляет прикладывать максимум усилий, затрачивать все имеющиеся ресурсы. Стремление к «победе» настолько сильное, что используются все возможные средства, включая ложь, манипуляции, шантаж. Дети списывают решения заданий у товарищей, скрывают от родителей плохие отметки, взрослые устраняют конкурентов, пользуются служебным положением в личных интересах.
У «отличников» не остается времени и сил на любимые занятия, развлечения, отдых. Накапливается усталость, усиливается эмоциональная неустойчивость, неудовлетворенность деятельностью и жизнью в целом. Неудачи, критика, недостаточная похвала провоцируют аффективный всплеск – плач, истерику, ругань. Отсутствие опыта преодоления трудностей, продуктивного разбора ошибок проявляется подавленностью, апатией, депрессией. «Отличники» длительно и болезненно переживают неуспех, неохотно берутся за аналогичные задания в будущем, при первых ошибках признают «поражение», отказываются продолжать работу. В мышлении прослеживается дихотомичность: задача должна быть выполнена идеально либо не выполнена совсем.
Осложнения
Осложнения синдрома отличника развиваются на базе эмоциональной неустойчивости, напряженности и истощенности. В младшем школьном возрасте часто формируются тики, обсессивно-компульсивное расстройство, психосоматические реакции. Обнаруживаются непроизвольные мышечные подергивания, навязчивые действия (мытье рук, перекладывание книг), частые простуды, головокружения, боли. В подростничестве проявляются социальные страхи – боязнь публичных выступлений, творческих заданий, общения со сверстниками. При отсутствии психологической коррекции синдром не ослабевает во взрослом возрасте, осложнениями становятся неврозы и психосоматические заболевания: депрессия, конверсионное расстройство, артериальная гипертония, астма и другие.
Диагностика
Само по себе стремление ребенка получать пятерки, побеждать на олимпиадах и соревнованиях не вызывает беспокойства родителей. Обращение к врачам и психологам происходит на этапе развития осложнений, когда синдром отличника определяется как этиологический фактор психосоматического или невротического расстройства. Существует проблема его различения с перфекционизмом, стремлением к самореализации. Надежные стандартизированные методы исследования отсутствуют, дифференциальная диагностика выполняется на основании клинических данных: «отличники» акцентируют внимание на внешней стороне деятельности – признанности результата (оценках, наградах), победе над конкурентами; перфекционисты сконцентрированы на качестве выполнения задания и собственных способностях, компетенциях, дефицитах. При комплексном диагностическом обследовании используются следующие методы:
- Беседа. Опрос проводится врачом-психиатром, психологом. Выясняется анамнез, беспокоящие симптомы (частота, выраженность, продолжительность). При описании эмоционального состояния пациенты говорят о напряжении, страхах перед неудачей, волнении при выполнении задач, подавленности после совершения ошибок и негативных оценок окружающих, эйфории после достижения цели и получения награды.
- Опросники. Используются методики исследования личностной сферы и ее отдельных компонентов: самооценки, перфекционизма, детско-родительских отношений. Набор тестов определяется психологом индивидуально с учетом возраста пациента. Применяется Патохарактерологический диагностический опросник А. Е. Личко, Стандартизированный многофакторный метод исследования личности Л. Н. Собчик, Шкала самооценки Дембо-Рубинштейн, Многомерная шкала перфекционизма Хьюитта-Флетта.
- Проективные методики. Результаты интерпретации заданных ситуаций, элементы рисунков выявляют неосознаваемые, отвергаемые пациентом черты, скрываемые проблемы межличностных отношений в семье, школе, на работе. Исследование позволяет обнаружить деструктивные стили воспитания, повышенные требования родителей, ожидания и потребность пациента в положительной общественной оценке. Примерный комплекс методик: Рисунок семьи, Рисунок Человека, Тематический апперцептивный тест.
Лечение синдрома отличника
Терапия направлена на изменение системы ценностей и личностных установок, формирование личностной независимости, самоценности. На первом этапе проводятся индивидуальные встречи, ориентированные на осознание имеющейся проблемы, анализ ее причин, обсуждение возможных решений. Затем выполняется практическая групповая работа. Распространенными методами психотерапии являются:
- Когнитивно-поведенческая. В ходе терапевтических бесед происходит осознание и открытое обсуждение проблем: наличие заниженной (неустойчивой) самооценки, неумение выделять приоритеты, проигрывать, учиться на ошибках, выстраивать дружеские отношения. На стадии коррекции поведения в повседневную жизнь постепенно внедряются новые шаблоны: в режиме дня выделяется время отдыха и развлечений, апробируется расслабление и продуктивная концентрация в стрессовых ситуациях (при нехватке времени, совершении ошибок, получении критики).
- Семейная. Взаимоотношения с супругом или супругой, родителями часто становятся источником синдрома и основной сферой получения подкреплений – похвалы, признания, любви. Для преодоления негативных эффектов необходимо изменить не только личность пациента, но и ожидания, поведение близких людей. На психотерапевтических сеансах обсуждаются продуктивные способы взаимодействия, смещающие акцент с оценки результата на качества личности. Членам семьи рекомендуется хвалить и поощрять трудолюбие, целеустремленность, ум, креативность, не сопоставлять достижения ребенка (взрослого) с успехами других людей, поддерживать при неудаче, помогать анализировать ошибки с ориентацией на будущий успех.
- Групповые тренинги. Работа в команде является важной составляющей овладения практическими навыками, необходимыми для личностных изменений. В играх пациент пробует занимать различные позиции, принимать роли – ведущий, ведомый, победитель, проигравший, «запасной игрок», «режиссер» (невидимый игрок). Учится изменять мотивацию с внешней, формальной стороны деятельности на содержательную, ценить процесс, акцентируя внимание на удовольствии, дружеских отношениях, заинтересованности заданием. После игры психотерапевт проводит обсуждение трудностей, ошибок, успехов и сопутствующих переживаний пациента.
Прогноз и профилактика
При комплексной психотерапевтической помощи прогноз синдрома отличника благоприятный: все проявления постепенно редуцируются, личностные установки изменяются. Профилактикой следует заниматься с раннего детства. Родителям рекомендуется проанализировать и скорректировать особенности воспитания: при необходимости снизить требования к ребенку, ценить его качества (не достижения), проявлять безусловную любовь и принятие, не ругать и не наказывать за неудачи, не сравнивать с другими детьми. В плане дня важно выделять время для занятий, которые не имеют конечной цели, а интересны и приносят удовольствие – прогулки, игры, занятия спортом без соревнований и нормативов.
Источник: www.krasotaimedicina.ru