Что такое спецгруппа по физкультуре в школе

В Российской Федерации существует система раннего выявления нуждающихся в терапии детей и дальнейшей организации их жизнедеятельности. В частности, ежегодные медицинские осмотры обучающихся позволяют разбить их на медицинские группы в соответствии с четырьмя критериями:

• наличие или отсутствие хронических заболеваний;

• характер функционирования основных функциональных систем организма;

• степень сопротивляемости неблагоприятным воздействиям;

• уровень физического развития и степень его гармоничности.

Группы здоровья. В соответствии с указанными критериями выделяют следующие группы здоровья:

1‑я группа – здоровые, нормально развивающиеся, без функциональных отклонений. Сюда относятся школьники без хронических заболеваний, не болевшие или редко болевшие за период наблюдения и имеющие нормальное, соответствующее возрасту физическое и нервно‑психическое развитие. К этой группе относятся 20 – 25% школьников, и такое наполнение первой группы не изменилось за последние 50 лет. Но сейчас характеристика здоровья этих детей не совсем объективна, так как к первой группе чаще всего относят тех, кому просто не поставили диагноз, хотя у них несомненно снижены адаптационные возможности, т.е. они находятся в «третьем состоянии».

Как отличить физрука от специалиста по физической культуре.

2‑я группа – здоровые, при наличии функциональных или небольших морфологических отклонений. Это не страдающие хроническими заболеваниями, но имеющие некоторые функциональные и морфологические отклонения, а также часто (четыре и более раз в году) или длительно (более 25 дней по одному заболеванию) болеющие школьники. Эта группа имеет довольно расплывчатые критерии, поэтому отнесение к ней конкретного школьника часто является компетенцией (или некомпетенцией) врача.

3‑я группа – больные в компенсированном состоянии: имеющие хронические заболевания или врожденную патологию в состоянии компенсации с редкими и нетяжело протекающими обострениями хронического заболевания без выраженного нарушения общего состояния и самочувствия.

4‑я группа – больные в субкомпенсированном состоянии: имеющие хронические заболевания или врожденную патологию в состоянии субкомпенсации с нарушениями общего состояния и самочувствия после обострения, с затяжным характером реконвалесценции после острых заболеваний.

5‑я группа – больные в декомпенсированном состоянии: с тяжелыми хроническими заболеваниями в состоянии декомпенсации и со значительно сниженными функциональными возможностями; как правило, они не посещают образовательные учреждения общего профиля, а обучаются либо в специализированных школах, либо на дому и наблюдаются по индивидуальным схемам.

Комплексную оценку состояния здоровья и распределение по группам здоровья дает врач‑педиатр.

Дети и подростки, отнесенные к разным группам, требуют дифференцированного подхода в организации занятий физкультурой или лечебной физкультурой. Так, для детей первой группы здоровья учебная, трудовая и спортивная деятельность организуется без каких‑либо ограничений в соответствии с государственными программами по физическому воспитанию для соответствующей возрастной категории. Дети второй группы здоровья как группа риска нуждаются в повышенном внимании со стороны врачей. С ними необходимо проводить специальные мероприятия по закаливанию, занятия лечебной физкультурой, диетотерапию; для них требуется организовать рациональный режим жизнедеятельности в соответствии с состоянием их здоровья. Дети с третьей, четвертой и пятой группами здоровья должны находиться под постоянным наблюдением врачей, их двигательный режим ограничен определенными противопоказаниями (но должен быть обязательной частью образа жизни), и для них удлиняется продолжительность отдыха и сна.

После распределения по группам здоровья детей, признанных годными к обучению в общеобразовательной школе, разбивают по медицинским группам, принадлежность к каждой из которых определяет и тот режим занятий физической культурой, который наиболее соответствует их состоянию здоровья. Правильное распределение детей по медицинским группам для занятий физкультурой является важной частью работы врача‑педиатра и учителя физкультуры.

Распределение школьников по медицинским группам производит врач‑педиатр на основании «Положения о врачебном контроле за физическим воспитанием населения СССР. Приказ № 826 от 09.ХI.1966г.».

На основе данных о состоянии здоровья, физического развития и физической подготовленности детей все учащиеся, занимающиеся по государственным программам, делятся на четыре группы: основная, подготовительная, специальная и группа лечебной физической культуры.

К основной медицинской группе относят школьников без отклонений в состоянии здоровья, а также имеющих незначительные отклонения при достаточном физическом развитии.

К подготовительной группе относят детей без отклонений в состоянии здоровья при недостаточном физическом развитии, а также с незначительными отклонениями в здоровье. К группе с отклонениями в состоянии здоровья относят учащихся с хроническими заболеваниями.

Наибольшую наполняемость этой группы составляют школьники с очаговой инфекцией ротовой полости, носоглотки, придаточных пазух носа и др. Особенно распространены хронический тонзиллит (20 – 40% учащихся), кариес зубов (почти 90%) и др. Известно, что хронические очаги воспаления в носоглотке и полости рта изменяют общую реактивность организма, снижают его защитные функции и естественную сопротивляемость инфекциям. Такие дети часто болеют в период подъема острых респираторных вирусных инфекций (ОРВИ) и гриппа, у них нередки обострения хронического тонзиллита, отита, гайморита. Очаг инфекции в носоглотке может провоцировать бронхит, воспаление легких, переход их в хроническую форму.

К специальной медицинской группе относят школьников с отклонениями в состоянии здоровья постоянного или временного характера, требующими ограниченных физических нагрузок или определенных противопоказаний в применяемых средствах физической культуры. В специальную медицинскую группу включают также школьников, страдающих другими заболеваниями, из‑за которых в данное время необходимо значительно ограничить физическую нагрузку (после перенесенного туберкулеза, при значительном отставании в физическом развитии и в физической подготовке, при острых желудочно‑кишечных заболеваниях с явлениями истощения, через пять – шесть месяцев после гепатохолецистита, а также вирусного гепатита).

Читайте также:  Как закончить письмо деду морозу образец текста

К контингенту специальной медицинской группы относят и школьников, для которых физическая нагрузка не представляет опасности, но они не могут заниматься по общей программе из‑за дефектов опорно‑двигательного аппарата: анкилозов, контрактур, резкой атрофии мышц, после травматических повреждений, хронического инфекционного полиартрита, сопровождающегося ограничением подвижности суставов, имеющих остаточные явления полиомиелита, а также выраженную деформацию позвоночника I – II степени.

Для школьников подготовительной и специальной медицинских групп предусматривается ограничение объема физической нагрузки, степень которой зависит от состояния здоровья данного школьника, его заболевания и других критериев состояния организма. Так, специальные медицинские группы комплектуются из обучающихся, для которых физическая нагрузка, получаемая на уроках физкультуры, противопоказана или требует значительного ограничения. Поэтому физическое воспитание школьников специальной медицинской группы проводится по особо разработанной программе, соответствующей особенностям занимающегося в данной медицинской группе контингента.

К группе лечебной физкультуры относят детей (чаще всего относящихся к четвертой и пятой группам здоровья), которые имеют те или иные выраженные нарушения здоровья и освобождаются от занятий физкультурой в школе. Такие группы должны работать непосредственно при лечебных учреждениях под контролем соответствующего специалиста.

Таким образом, ни один ребенок, посещающий общеобразовательное учреждение, не должен быть полностью освобожден от физического воспитания. В случае, если такое положение имеет место, ответственность за него должен нести врач, принявший такое решение.

В соответствии с указанным выше Приказом министра здравоохранения СССР № 826 от 09.XI.1966 г., до настоящего времени распределение школьников по медицинским группам проводится согласно приводимой ниже таблице 13.

Примерные показания для определения медицинской группы при некоторых отклонениях в состоянии здоровья у детей и подростков

Следует обратить внимание на то, что приведенная таблица еще раз подтверждает: за редким исключением, связанным, как правило, с острыми состояниями, не может быть детей, полностью освобожденных от занятий физической культурой! В полной мере это относится и к тем случаям, когда ребенок приступает к школьным занятиям после перенесенного острого заболевания или состояния (простудно‑инфекционное, травма и пр.). При этом сроки его освобождения от занятий физкультурой в медицинской группе, в которой он постоянно занимается, рекомендуются следующие (табл. 14).

Примерные сроки возобновления занятий физическими упражнениями после перенесенного заболевания

Приведенные сроки касаются лишь непосредственно занятий физкультурой в школе, однако в течение указанных периодов школьник должен заниматься физическими упражнениями по схемам лечебной физкультуры непосредственно под контролем соответствующего специалиста и лечащего врача.

Таким образом, в соответствии с результатами медицинских осмотров или (при острых состояниях и после них) заключения лечащего врача обучающиеся распределяются по медицинским группам для физического воспитания непосредственно в школе.

Физическое воспитание в медицинских группах. Занятия физкультурой в медицинских группах непосредственно в образовательных учреждениях проводятся по соответствующим программам.

Основная группа. Здесь занятия проводятся по государственной программе физического воспитания в полном объеме, предусмотрена сдача определенных нормативов, разрешаются занятия в спортивных секциях и участие в соревнованиях. Итогом успешности освоения программы является определенная соответствующими критериями оценка.

Подготовительная группа. Занятия проводятся по общей программе физического воспитания при условии более постепенного ее прохождения с отсрочкой сдачи контрольных испытаний (нормативов) и норм на срок до одного года. Непосредственно на занятиях школьники данной группы нуждаются в более тщательном контроле со стороны учителя физической культуры и медицинского работника образовательного учреждения. Помимо обязательных уроков физкультуры для таких школьников рекомендуются занятия в секции общей физической подготовки. Итоговая оценка, в отличие от школьников основной группы, преимущественно определяется учителем физкультуры в соответствии с установленными для данного этапа обучения индивидуальными критериями.

Специальная медицинская группа. Занятия проводятся по особой программе или отдельным видам государственной программы, срок подготовки удлиняется, а нормативы заменяются выполнением индивидуальных заданий. Основной формой и средством работы специальной медицинской группы являются занятия лечебной физкультурой.

Перевод из одной группы в другую производится при ежегодном медицинском обследовании школьников. Переход из специальной медицинской в подготовительную группу возможен при условии положительной динамики результатов лечения и успехов в занятиях физкультурой.

Источник: studfile.net

Спецгруппа по физкультуре в школе: назначение и задачи

promenter.ru

Специализированные группы по физкультуре являются одним из актуальных направлений развития современного образования. Это программы, предназначенные для учащихся, проявляющих спортивный потенциал и интерес к физической культуре. Такие группы создаются в различных образовательных учреждениях, включая школы и лицеи. Они предлагают детям и подросткам углубленное изучение физкультуры и спорта, а также дополнительные тренировки в специализированных секциях.

Занятия в спецгруппах по физкультуре проводятся специально обученными преподавателями, которые не только формируют у детей активный образ жизни, но и развивают их физические способности. В рамках специализированных программ проводятся тренировки по различным видам спорта и физическим упражнениям: гимнастика, плавание, легкая атлетика, игры и другие активности. Это помогает ученикам укрепить свое здоровье, развить координацию и гибкость, а также приобрести навыки командной и индивидуальной работы.

Создание специализированной группы по физкультуре в школе имеет не только физическую, но и психологическую значимость. Постоянные занятия спортом помогают детям разработать систему ценностей, включающую здоровый образ жизни, дисциплину, упорство и ответственность. Участие в физкультурных мероприятиях, соревнованиях и командных тренировках способствует развитию коммуникативных навыков, лидерских качеств и укреплению межличностных отношений.

Физкультурная спецгруппа в школе: организация и виды занятий

Физкультурная спецгруппа – особая форма организации занятий физической культурой и спортом в школьной программе. Она представляет собой группу учащихся, которые обладают повышенным интересом к физической активности или нуждаются в специальных занятиях для укрепления здоровья. Целью создания спецгруппы является увеличение эффективности физкультурного образования и индивидуализация занятий.

Читайте также:  Где люди чаще всего теряют деньги

Виды занятий в физкультурной спецгруппе могут быть разнообразными и зависят от потребностей и способностей учащихся. Вот некоторые из них:

  1. Тематические тренировки и занятия. В рамках спецгруппы организуются различные тренировки и занятия по определенным темам. Например, это могут быть занятия по йоге, пилатесу, танцам, аэробике и др. Учащиеся могут выбирать ту тему, которая им интересна и подходит их физическим возможностям.
  2. Индивидуальные тренировки. Каждый учащийся в спецгруппе имеет возможность заниматься индивидуально с тренером или инструктором. Это позволяет более эффективно развивать свои физические качества и достигать поставленных целей.
  3. Участие в соревнованиях и спортивных мероприятиях. Физкультурная спецгруппа может принимать участие в различных соревнованиях и соревновательных мероприятиях. Это позволяет учащимся проверить и продемонстрировать свои спортивные достижения и навыки.

Организация занятий в физкультурной спецгруппе может проводиться как в специализированных залах и площадках, так и на открытом воздухе. Для обеспечения безопасности и эффективности занятий важно иметь достаточное количество квалифицированных тренеров и инструкторов.

Участие в физкультурной спецгруппе способствует активному образу жизни, развитию физических и психических качеств учащихся. Она также может стать отправной точкой для дальнейшего углубленного изучения физической культуры и спорта.

Значимость спецгрупп в образовательной среде

Создание специализированных групп по физкультуре в школах имеет важное значение в образовательной среде, поскольку способствует формированию здорового образа жизни и физического развития учащихся. Данная инициатива позволяет углубленно изучать физкультурные науки, проводить качественные тренировки и занятия, обеспечивая лучшую подготовку к олимпиадам и спортивным соревнованиям.

Во-первых, спецгруппы по физкультуре помогают выявить и развить таланты в сфере спорта. Благодаря специализированному подходу, ученики имеют возможность больше времени уделять тренировкам и развитию спортивного мастерства. Это позволяет отобрать самых сильных и талантливых учеников и дать им возможность достичь высоких результатов в спортивной карьере.

Во-вторых, специализированные группы по физкультуре способствуют формированию здорового образа жизни. В современном обществе все больше детей и подростков ведут сидячий образ жизни, проводя много времени за компьютерами и гаджетами. Регулярные занятия физкультурой помогают бороться с этой проблемой и восстанавливать физическую активность учащихся.

В-третьих, спецгруппы по физкультуре обеспечивают лучшую подготовку к олимпиадам и спортивным соревнованиям. Занятия проводятся с использованием особых методик и технологий, разработанных опытными педагогами и тренерами. Это помогает значительно повысить физическую подготовку учащихся и улучшить их результаты на спортивных мероприятиях.

Таким образом, специализированные группы по физкультуре имеют значимость в образовательной среде, поскольку способствуют развитию спортивного таланта, формированию здорового образа жизни и лучшей подготовке к соревнованиям. Данный подход позволяет детям и подросткам активно заниматься спортом, развиваться физически и достигать высоких результатов в спортивной карьере. Внедрение спецгрупп по физкультуре является важным шагом в сфере совершенствования образования и здоровья учащихся.

Роль физкультуры в развитии детей и поддержание здоровья

Физическая культура является неотъемлемой частью образования ребёнка. Ежедневные занятия физкультурой способствуют физическому, эмоциональному и интеллектуальному развитию учащихся.

Физическая активность:

  • Улучшает сердечно-сосудистую систему и общую физическую выносливость.
  • Повышает иммунитет.
  • Способствует правильному формированию опорно-двигательного аппарата, осанки и координации движений.
  • Позволяет контролировать вес и предотвращает развитие ожирения.

Развитие кругозора и самореализация:

Физкультура помогает детям открыть для себя различные виды спорта, развивает интерес к спортивным достижениям, формирует спортивные привычки, а также помогает укреплять дружеские связи и развивать командный дух.

Развитие когнитивных способностей:

  • Физические упражнения способствуют активизации кровотока и затрачиванию энергии, что улучшает кислородное обеспечение головного мозга и способствует повышению концентрации внимания и лучшему усвоению учебного материала.
  • Физкультура развивает память, логическое и пространственное мышление, так как некоторые виды спорта требуют стратегического планирования и анализа ситуации.

Психическое здоровье:

Регулярные уроки физкультуры способствуют снятию стресса, улучшению настроения и снятию депрессивных состояний. Активное участие в спортивных играх и мероприятиях способствует формированию позитивного мышления, снижает уровень тревожности и развивает самооценку.

Организация физкультурной деятельности:

Важные аспектыЗначимость
Регулярность занятий Позволяет закрепить навыки и укрепить здоровье.
Разнообразие видов физической активности Помогает выбрать наиболее подходящую форму занятий для каждого ребёнка.
Квалифицированные преподаватели Обеспечивают правильное выполнение упражнений и отслеживают физическую форму каждого ребёнка.
Создание условий для занятий Обеспечивает безопасность и комфортность проведения физкультурных занятий.

Таким образом, включение спецгруппы по физкультуре в школу имеет большое значение для развития детей и поддержания их физического и психического здоровья.

Преимущества участия в спецгруппе по физкультуре

Участие в спецгруппе по физкультуре в школе имеет множество преимуществ для учеников. Ниже приведены основные из них:

  1. Физическое развитие: Регулярные занятия физкультурой в спецгруппе помогают детям развивать свои физические возможности. Укрепляются мышцы и суставы, улучшается общая выносливость и гибкость тела. Это способствует улучшению здоровья и укреплению иммунной системы учащихся.
  2. Психологическое благополучие: Участие в спецгруппе по физкультуре способствует улучшению психологического состояния детей. Физическая активность способствует выработке эндорфинов — гормонов счастья, которые помогают справиться с эмоциональным стрессом, снять усталость и повысить настроение. В результате дети становятся более уверенными и позитивными.
  3. Улучшение интеллектуальных способностей: Физическая активность стимулирует кровообращение и улучшает поступление кислорода в мозг. Это в свою очередь способствует повышению внимания, концентрации внимания и улучшению памяти учащихся. Регулярные занятия физкультурой также способствуют укреплению нервной системы и повышению эффективности учебной деятельности.
  4. Социализация: Участие в спецгруппе по физкультуре помогает детям налаживать контакты и общаться друг с другом. Это дает возможность улучшить навыки коммуникации, развить чувство коллективизма и научиться работать в команде. Благодаря совместным тренировкам и соревнованиям, учащиеся учатся поддерживать друг друга и устраивать взаимопомощь.
  5. Профессиональная ориентация: Участие в спецгруппе по физкультуре дает учащимся возможность более глубоко погрузиться в эту сферу и определить свои интересы и способности. Многие ребята, проходя через специализированный кружок физкультуры, понимают, что хотят связать свою жизнь с физической культурой и спортом, и начинают строить свою карьеру в этой области.
Читайте также:  Как назвать кота на букву м

Таким образом, участие в спецгруппе по физкультуре является очень полезным для развития и формирования личности ребенка, его физического и психологического здоровья, а также помогает ему определить свое место в обществе и свои жизненные цели.

Как организовать спецгруппу: необходимое оборудование и кадровое обеспечение

Организация специальной группы по физкультуре в школе требует определенного оборудования и кадрового обеспечения. Ниже приведены основные элементы, которые необходимо учесть при создании спецгруппы:

Тренеры и инструкторы

Спортивное оборудование

Учебные пособия и литература

Организационная и техническая база

Обеспечение спецгруппы по физкультуре необходимым оборудованием и кадровым составом является одним из основных шагов на пути организации полноценной и эффективной работы в рамках данной темы.

Источник: promenter.ru

Физкультура

Бег, прыжки в длину и высоту, баскетбол, футбол и другие способы активного времяпрепровождения. Кому-то это в радость и уроки проходят незаметно, а другому спорт, наоборот, дается очень тяжело и каждая секунда – каторга. Но ясно одно: равнодушных к предмету физкультуры практически не бывает.

Бег, прыжки в длину и высоту, баскетбол, футбол и другие способы активного времяпрепровождения

Физическое воспитание – не совсем обычный школьный предмет. Оценки здесь ставятся не благодаря знаниям, а за уровень физической подготовки, соответствующий определенным нормативам. В зависимости от состояние здоровья учеников могут разделить на несколько групп: основная, подготовительная и специальная медицинская. В каждой их них свои требования к усвоению навыков, умений и развитию двигательных качеств у школьников.

Физкультурные группы

Основная группа (I группа здоровья). В ней занимаются здоровые школьники или те, у кого есть незначительные отклонения (при достаточном уровне физического развития). Дети этой группы принимают участие в спортивных соревнованиях и сдают все нормативы, в том числе ГТО (в 2014 году был подписан указ о возвращении к системе комплекса «Готов к труду и обороне», распространенной в советское время. – Прим.).

В 2014 году был подписан указ о возвращении к системе комплекса «Готов к труду и обороне»

Подготовительная (II группа здоровья). Создана для тех, у кого есть незначительные и нехронические отклонения в здоровье при недостаточном физическом развитии. Их диагностирует врач, специализирующийся на заболевании ребенка. На занятия в подготовительной группе в основном ходят те, кто часто болеет, плохо видит или сутулится. Такие дети сдают аналогичные обычным нормативы, но с отсрочкой максимум на год.

Специальная медицинская группа – это занятия физкультурой для детей с существенными отклонениями в здоровье. Они могут быть постоянными или временными. В зависимости от тяжести и характера заболевания делится на две дополнительные группы:

Специальная «А» (III группа здоровья). Для детей с обратимыми отклонениями в здоровье. Спецгруппа может подразумевать выполнение особого комплекса упражнений, так называемой лечебной физкультуры, или неполную нагрузку по предлагаемым для всех остальных упражнениям.

Например, основная группа бежит пять кругов, а спецгруппа «А» – лишь два. Кроме того, дети этой группы могут заниматься с прошедшим соответствующую подготовку учителем отдельно от класса два раза в неделю, осваивая программу лечебной физкультуры (ЛФК). Нормативы в обоих случаях не сдаются. Будет ваш ребенок посещать ЛФК или обычные уроки, решает врач.

Систематическая физическая активность помогает правильно расти и держать мышцы в тонусе

Специальная «Б» (IV группа здоровья). Учащиеся с тяжелыми необратимыми нарушениями здоровья. Дети из спецгруппы «Б», как правило, не посещают уроки в школах общего профиля. Физкультуры в традиционном понимании у этих школьников нет, только занятия в медучреждениях или на дому.

Движение – жизнь

Доказано: систематическая физическая активность помогает правильно расти и держать мышцы в тонусе. Если вам не нравятся школьные уроки физкультуры, не забывайте о физической активности в свободное время. Можно начать с пяти минут потягиваний, приседаний и других несложных упражнений. Возможно, вскоре и лыжи, и волейбол, и гимнастика перестанут вам казаться скучными и бесполезными.

В случае, когда по состоянию здоровья вы вынуждены посещать специальные занятия, не унывайте! Физическая активность – это просто занятия, нужные в первую очередь вам. Каким образом вы занимаетесь спортом, решать исключительно вам и вашему врачу.

Источник: www.examen.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Lady Today