Балетом, разумеется, занимаются не боги и не какие-нибудь феи, сильфиды, наяды, лебеди и т.д., а обычные (не совсем) живые люди. А русским балетом — русские (или русскоязычные) живые люди, которым тоже присуща определенная изобретательность. А как иначе, если ты являешься носителем великого и могучего? Хоть и есть в балете специфическая терминология, но это не значит, что танцовщики или преподаватели только и делают, что разговаривают по типу «мерси» да «силь ву пле». Вот сегодня и рассмотрим некоторые обиходные слова да выражения, бытующие в недоступном обычному смертному кругу.
Начнем с того, что, собственно, заявлено в заголовке. Блины, блинчики — это элемент в балете, напоминающий шене (т.е. вращение на двух ногах в движении, в определенном направлении — по прямой, по диагонали или по кругу), только выполняющееся с подскоком. Вот как выглядит (начиная с 0:57):
Балетная алертность.
Кристина Кретова, вариация принцессы Флорины, «Спящая красавица»
Голубцом прозвали балетный элемент кабриоль , т.е. прыжок, при котором нижняя нога ударяет верхнюю ногу (а в балете насчитывается очень много видов ног). Вот как выглядит кабриоль девон (т.е. вперед; может еще выполняться на ход назад, тогда он будет носить название кабриоль дерьер ):
Видео взято с Ютюб канала Music seasons
Дулька, дуля, гуля, кичка, бабушка — все это сленговое название балетной прически «пучок», «шишка».
КоскИ, пальцы. Ну здесь (в основном по слову «пальцы») все понятно — это пуанты. Почему коски? Потому что такое именование пуант происходит от сравнения с ортопедической стелькой, подкладываемой под пятку, название которой косок .
Косить подъем, делать «косулю» — неверное, невыворотное выполнение движения, когда стопа заворачивается вовнутрь, вместо требуемой птички.
Соответственно, птичка , — это правильная дотянутая стопа танцовщика. Я думаю, проще продемонстрировать. Обратите внимание: на фото у балерины кончик стопы задней (верхней) ноги отклонен влево (пятка смотрит при этом вниз) по сравнению с общей линией ноги. Образующийся между стопой и линией ноги угол — это и есть «птичка».
Сильви Гиллем
Козел, коза, козлы — элемент народного танца, прыжок с поворотом корпуса и перемахиванием ног в воздухе. Вот как выглядит:
На 0:25 — тоже разновидность козлов
Когда педагог командует танцовщицам «проглотили желудок» — значит нужно втянуть живот.
Сабелька, или «икс» , иксовая нога (ноги) — вогнутая форма ноги в районе колена; выразительный изгиб в колене. Когда-то считалось, что это препятствие к занятию балетом, но в наше время иксовые ноги уже превратились в достоинство.
Прима Мариинского театра Алина Сомова и ее «иксы»
Собачим аттитюдом называют не очень успешное исполнение балетного движения аттитюд .
Аттитюд в исполнении Ольги Смирновой
Я думаю, понятно почему — потому что педагогам в таком случае это напоминает задранную во время отправления известной процедуры заднюю ногу собаки.
Стоять у воды, танцевать у воды — это выражение имеет два значения. Во-первых, так говорят о танцовщицах самого последнего ряда кордебалета. Во некоторых балетах присутствует озеро, которое изображается на заднике сцены. Соответственно, те артистки, которые стоят в последнем ряду кордебалета, т.е. ближе к заднику с озером, как раз и «стоят у воды».
Можно встретить объяснение, что данное выражение связано с балетом «Лебединое озеро», но это не совсем так — упоминание о стоящих у воды балеринах встречается раньше появления этого балета. К тому же, не только в ЛО есть водоем — он есть и в других спектаклях, более ранних, например романтических балетах «Ундина» (другое название «Наяда и рыбак»), «Озеро фей», «Дева Дуная» и т.д.
На самом деле, дело все в том, что в старину в глубине сцены стояли бочки с водой на случай пожара. И те танцовщицы, которые стояли в задних рядах кордебалета, стояли, соответственно, у воды, т.е. близко к резервуару с пожарной водой.
Ну а в более широком смысле это выражение означает не шибко успешную карьеру — мол, всю жизнь у воды (т.е. в заднем ряду кордебалета) простояла.
Чижик — таково распространенное простонародное название вариации Амур из балета «Дон Кихот». Точнее, изначально она была придумана для балета «Пахита», но затем перекочевала в «Дон Кихот», прочно обосновалась там и неразрывно ассоциируется именно с ним, а не с «Пахитой». Вариация имеет место во 2 акте балета, в сцене сна Дон Кихота, где ему мерещится возлюбленная Дульсинея в образе Китри.
Чижик в исполнении Ренаты Шакировой
Если уж начали о вариациях, то нужно упомянуть и о вставной вариации из балета «Сильфида» на музыку Риккардо Дриго, в просторечии «Максим» . Ее не было в оригинальном парижском балете 1832 года Филиппа Тальони, добавили ее для возобновления спектакля Мариусом Петипа в 1892 году. Далее она перекочевала в 3 акт балета «Пахита», где много всяких разных вставных вариаций из канувших в лету спектаклей.
Вариация «Максим» прозвана так из-за мелодического сходства с арией графа Данило из оперетты «Веселая вдова» Франца Легара. Там есть строчки «Иду к Максиму я, там ждут меня друзья» . «Максим» в этой оперетте — название любимого кабака графа. А вот сама вариация:
Оксана Скорик. Видео взято с ютюб канала Clara Arson
Ну и еще одна вариация, которая проходит в некоторых учреждениях под кодовым названием «За милых женщин» . Это опять-таки одна из вариаций, исполняющихся в 3 акте «Пахиты». Почему так ее называют? Потому что в начале звучит музыка, на которую очень хорошо ложатся эти слова. Сами послушайте (с 0:20):
Мария Ширинкина, Мариинский театр
Рыбка — название поддержки в балете, которая выглядит вот так:
Источник: dzen.ru
Словарь основных балетных терминов
Балерины всегда танцуют на цыпочках. Не проще ли было бы брать девушек ростом повыше? — пошутил один комик. На самом деле, двигаются они не на цыпочках, а на пуантах. А мы расскажем что-такое пуанты, и что обозначают все эти красивые балетные термины.
В старинном балете термины отражали какой-либо образ, например: движение кошки ( фр. pas de chat), рыбы ( фр. pas de poisson), ножниц ( фр. pas de ciseaux) и другие.
А вот примеры общепринятых современных понятий:
Аттитюд (Attitude — поза, позиция, манера)
Одна из основных поз, при выполнении которой работающая нога, согнутая в колене, поднята на какую-либо высоту, при этом опорная нога стоит на целой ступне, полупальцах или пальцах, руки находятся в положении arrondie.
Арронди (arrondie — округлый) — округлённое положение руки.
Aрабеск (arabesque — арабский)
Поза, в которой танцовщик стоит на одной ноге, вторая отведена назад, рука, соответствующая опорной ноге, вытянута вперед, голова направлена к ней, другая рука отведена в сторону.
Батманы (Battements — биение, удары)
Группа движений, вырабатывающих силу, выворотность, резкость и эластичность мышц. Характеризуются взмахами ноги вперед, назад или в сторону.
Бризэ (от Briser — разбивать или brise — лёгкий ветер)
Маленький прыжок, с продвижением вперед или назад за ногой.
Вариация (Variation) — короткий, но законченный виртуозный танец для одного или нескольких исполнителей. Обычно является частью Pas de deux, Pas de trois, Grand Pas, но возможен в качестве самостоятельного эпизода.
Глиссад (Па) (Glissade, от glisser — скользить)
Прыжок с продвижением, начинающийся и заканчивающийся в 5-й позиции. Или движение, состоящее из открывания одной ноги в каком-либо направлении на demi-plié и последующего шага на полупальцы в том же направлении с подтягиванием другой ноги в 5-ю позицию.
Деми-плие (demi-plié) — то есть полу-присед. Французская приставка “полу-” может использоваться и с другими терминами.
Дивертисмент (Divertissement — развлечение)
Ряд танцевальных номеров, следующих один за другим; концертная программа, состоящая из различных по жанру и характеру танцевальных номеров.
Кордебалет (corps de ballet, букв. — состав балета). Основная часть труппы, артисты, исполняющие вместе массовые сцены.
Круазэ (Croisée, от croiser — скрещивать)
Поза классического танца, выстраиваемая из 5-й позиции отведением ноги вперёд либо назад. Поза может быть выполнена и в воздухе, на прыжке.
Па (Pas — движение, шаг).
Просто движение, лейтмотив, на котором строится танец; в более общем смысле — законченная танцевальная фраза или целая композиция.
Pas de deux (букв. «танец двоих»)
Музыкально-танцевальная форма, принятая в балете с XIX века, состоящая из Entrée (начало), Adajio (адажио-дуэтного танца), Variation (вариации балерины и танцовщика), Coda (заключительной части).
Плие (Plié, от plier — сгибать [колени]). Приседание на двух ногах в любой из существующих позиций.
Пуанты — женские балетные туфли. Пуанты позволяют танцовщице принять положение с точкой опоры на кончики пальцев вытянутой стопы (фр. sur les pointes — на кончиках пальцев/на носках)
Тур (Tour) – поворот
Фуэтэ (Fouetté — от фр. fouetter — взбивать)
Движение, которое исполняется балериной на пуантах в финале Pas de deux. Ряд последовательных туров на месте, свободная нога делает махи, помогая вращению.
Источник: labocadance.ru
LiveInternetLiveInternet
Село Дивеево Нижегородской области — жемчужина «Золотого кольца» России.
Художник Искандер Улумбеков,акварель .
Дворец курфюрстов построен в изящном стиле рококо в 1756-1761 гг. Строительство дворца .
Hillwood Estate или Музей Хиллвуд обладает одной из лучших коллекций русского искусств.
-Музыка
Австрия.Дворец — замок Эггенберг (Schloss Eggenberg) Слушали: 78983 Комментарии: 1
-Поиск по дневнику
-Подписка по e-mail
-Статистика
Создан: 23.11.2009
Записей: 2863
Комментариев: 21908
Написано: 170706
Словарь основных балетных терминов
https://www.youtube.com/results?search_query=Insight%3A+Ballet+Glossary+gs_l=youtube.12. 184705.188419.0.189673.18.8.0.0.0.5.134.637.5j2.7.0. 0.0. 1ac.1j2.11.youtube.Gq_0Fsz4k1c https://musicseasons.org/entsiklopediya/category-proizvedeniya/baletnye-terminy/
Рубрики: | обучение |
Процитировано 7 раз
Понравилось: 10 пользователям
Источник: www.liveinternet.ru