Цель урока: формирование нравственных качеств учащихся через анализ поступков главного героя сказки А. Погорельского «Черная курица, или Подземные жители» ; развитие навыко в выразительного чтения. Сказочное и реальное в жизни. Воспитание чувства честности, доброты, умение нести ответственность за свои поступки.
— познакомить учащихся с личностью А. Погорельского;
— показать, в чем нравоучительный смысл сказки;
— повторить знания учащихся о сказке;
— развивать умение грамотно и полно давать ответы на вопросы;
— развивать умение обобщать проанализированный материал;
— продолжить формирование умения определять главную мысль произведения, делать выводы для себя, наблюдая за поступками героев литературной сказки;
— духовно – нравственное воспитание учащихся.
Предварительное задание : прочитать сказку, подготовить сообщение о жизни Антония Погорельского, подготовить устный ответ «Образ Алеши» (индивидуальное задание), повторить сведения о сказке как жанре устного народного творчества.
25 урок 1 четверть 5 класс. Сказка «Чёрная курица». Что значит быть скромным?
Запишите эпиграф : «Сказка – ложь, да в ней намек! Д обрым мол одцам урок». Это высказывание А.С. Пушкина известно каждому. Как ее следует понимать?
В чём состоит главная особенность русских народных сказок? Каковы уроки русских народных сказок?
(Добро всегда побеждает зло. Зло всегда наказано).
Как вы думаете, почему эпиграфом к сегодняш нему уроку я выбрала именно эти слова ? (Формулирование учащимися целей урока)
Что такое сказка? ( Сказка – это занимательный рассказ о необыкновенных, часто фантастических событиях и приключениях.)
Какие виды сказок вы знаете? Чем отличается литературная
сказка от народной? Какие народные сказки знаете?
4. Слово учителя.
— Народная сказка сыграла большую роль в развитии русской литературы. Сказочные мотивы можно встретить в рукописных книгах 15-17 веков. Но подлинно широкий интерес к фольклору, к истории национальной культуры возникает в России со второй половины 18 века. Сказочная стихия проникала во все жанры литературы — поэму, повесть, роман.
Почти все русские писатели отдавали дань сказке: Жуковский и Пушкин, Гоголь и Толстой, Салтыков — Щедрин, Лесков и Куприн. Всех не перечесть…..
— Со сказками этих пи сателей вы познакомились в раннем возрасте. А когда произошло ваше знакомство со сказкой А. Погорельского?
— Что вы знаете об
Сказка «Черная курица или подземные жители» является довольно нетипичной для русского фольклора того времени. Она была написана Антонием Погорельским в 1829 году и посвящалась его племяннику Алеше Толстому.
Сюжет сказки разворачивается вокруг мальчика Алеши, который живет и учится в пансионе в Петербурге, очень далеко от дома. Он прилежный ученик, тихий и скромный мальчик. Родители к нему не могут приехать даже в каникулы, поэтому единственным развлечением мальчика в дни, когда пансионат пустеет, становятся книги из личной библиотеки учителя, а единственными друзьями – курочки.
ТЫ ДОЛЖЕН БЫТЬ СКРОМНЫМ?!Почему нужно быть скромным.
Свою самую любимую курочку Алеша называет Чернушкой и спасает от кухарки в обмен на монетку, единственное его сокровище. После чудесного спасения Чернушка приходит к Алеше и провожает его в подземное царство, превращаясь там в маленького человечка, премьер-министра. Король царства награждает Алешу волшебным зернышком, с помощью которого мальчик сможет знать все уроки, даже не учив их. Чернушка прощается с другом и предупреждает, что все, что мальчик здесь увидел – тайна.
После этого Алеша меняется. Он становится гордым, заносчивым, ставит себя выше других, ссориться с друзьями; и лишь внезапная потеря зернышка, забравшая у мальчика дар, возвращает его с небес на землю. Чернушка отдает зернышко обратно другу, но под давлением учеников и взрослых тот рассказывает о подземном царстве, из-за чего всем его жителям, в том числе и Чернушке, приходится бежать. Вскоре после этого все встает на круги своя.
Любое произведение, в особенности, детская литература, учит чему-либо читателя, преподносит какую-либо мораль. Попробуем разобраться, в чем смысл сказки «Черная курица или подземные жители».
Прежде всего стоит отметить, что Алешу любили учителя и дети за его доброту и скромность. Он хорошо учился, но не стремился показать более слабым ученикам свое умственное превосходство. Именно за доброту и благородство поступков король подземного царства и награждает мальчика.
Любое добро будет вознаграждено, однако им нужно уметь распоряжаться. В любом деле важна мера, а Алеша этой меры в силу возраста еще не знал. Именно поэтому мальчик не сумел остановить свою гордыню. Читателю наглядно показывают, как может измениться человек, злоупотребляющий властью или силой.
Характер мальчика меняется на глазах в худшую сторону: из милого мальчика в высокомерного заносчивого ребенка, общение с которым неприятно ни ученикам, ни учителям. Алеша становится чуть ли ни гением, однако теряет своих товарищей и остается совсем один.
Сказка учит читателей, что очень важно то, как вы обращаетесь с окружающими. Без уважения к другим нельзя ожидать уважения к себе. Также в произведении показано, что всякие поступки несут за собой определенные последствия. Так, уповая на силу волшебного зернышка, Алешка забывает о своем собственном развитии, а, потеряв зернышко, остается ни с чем.
Однако Чернушка дает мальчику второй шанс – шанс на исправление. Необходимо бороться со своими дурными сторонами, хоть иногда это и безумно трудно. Алеша же не смог исправиться, пока не понес более серьезное наказание.
Под давлением товарищей и учителя он рассказывает о подземном царстве, нарушает собственное обещание, данное им дорогому другу. Чем же оканчивается сказка? Какие последствия у Алешиных проступков?
Своим малодушием мальчик обрек все подземное царство, жившее в подполах пансиона не одно поколение, бежать далеко за его пределы. Также Алеша подвел друга, ведь именно Чернушка привел его в подземное царство и после поплатился за это золотыми кандалами на своих маленьких ручках.
Смысл сказки многозначен. Она учит доброте и уважению к другим, правдивости, верности и человечности. Произведение показывает, что человек должен добиваться успехов своим трудом, но, достигнув их, не зазнаваться. Как говорит русская поговорка, бесплатный сыр бывает только в мышеловке.
Источник: kakoy-smysl.ru
Скромность (по сказке А.Погорельского «Черная курица, или Подземные жители»)
выявление актуальности произведения для современных школьников.
Предварительная подготовка:
1.индивидуальные задания для учащихся: 1)найти материал и подготовить рассказ о жизни и творчестве А. Погорельского (2 ученика;
2.найти и выписать непонятные, устаревшие, слова из текста произведения, объяснить их значение; оформить выступление в виде слайдов к презентации ( 2 ученика, работа в паре);
3.чтение текста сказки всеми учащимися.
Ход урока.
1.Организация класса.
Вступительное слово учителя.
-Сегодня мы поведем с вами разговор об очень необычной, удивительной литературной сказке — сказке Антония Погорельского «Черная курица, или Подземные жители».
И в ходе урока нам предстоит выяснить и хорошо усвоить, что такое скромность, в чем заключается смысл этого нравственного понятия, которое издавна ценилось на Руси как одно из главных достоинств человека. (Запись темы урока в тетрадь)
Антоний Погорельский – это псевдоним писателя. ( Что такое псевдоним? Вымышленное имя.) Настоящее имя писателя — Алексей Алексеевич Перовский.
Посмотрите на портрет писателя. Светлые, чуть вьющиеся волосы открывают высокий лоб. Синие глаза светятся какой — то тайной … «Ах, как много я бы мог, должен был бы рассказать…»
2.Биография Антония Погорельского.
-Давайте познакомимся с автором этого замечательного произведения поближе. Предоставим слово нашим биографам.
Индивидуальные подготовленные выступления учащихся.
1) Алексей Алексеевич Перовский, известен нам под литературным псевдонимом Антония Погорельского. /Имение писателя называлось «Погорельцы», и это имя стало связано с ним навсегда. / О его жизни нам известно мало. Известно, что во время Отечественной войны с французами Алексей Перовский был боевым офицером.
Он участвовал в ожесточенных сражениях, увлекая за собой друзей боевым кличем: «Пусть хоть тысяча французов. «Конь уносил его от смерти, пуля и сабля не могли настичь. К началу войны он уже хромал, так что близкие и друзья не были уверены, возьмут ли его в армию. И уже тогда были у него, как можно догадаться по письмам современников, мгновенные переходы к печали. Оказывается, хромота и приступы тоски выплывают из самого детства, странным образом связаны между собой.
Алексей Перовский был сыном екатерининского вельможи, могущественного и богатого сановника графа Разумовского, владевшего множеством имений со ста тысяч крепостных душ. Отец любил своего сына, но выпадали, вероятно, даже не часы, а недели и месяцы, когда мальчик чувствовал себя обреченным на презрение. Неограниченная власть калечит человека… Графа Разумовского порой охватывали порывы неудержимого гнева. Сохранилось семейное предание, что как-то во время вспышки ярости он сослал Алешу в закрытый пансион.
09.2012
Источник: u4eba.net