Следует отметить, что на сегодняшний день не существует единого определения феномена доверия к себе, поэтому на основании различных теоретических наработок охарактеризуем данное явление, приблизимся к нему.
Скрипкина Т.П. предполагает, что доверие к себе есть экзистенциональный феномен субъектности,который реально существует в субъективном мире человеческой личности. Оно относится к числу тех явлений, которые организуют ядро активности человека как личности, ибо являются ее условием. Если вера — это то, что невозможно доказать абсолютно логическим путем, то человек в своей жизни принимает на веру адекватность собственного отношения к себе, правильность своих многочисленных поступков, сделанных выборов, а также вероятность исходов своей предполагаемой деятельности.
А.В. Петровский говорил о переживании « Я могу», « Я не могу», то есть каждый раз делая выбор, человек разрешает его себе, веря в его правильность,отсекая другие альтернативы , в том числе и по той причине , что «он этого не может или не сможет». Один человек доверяет себе в большей степени, а другой в меньшей, и это оказывает влияние на жизненные достижения каждого из них. Согласно данной точке зрения оптимальный уровень доверия к себе служит одним из показателей психологического здоровья личности и ее зрелости.
Недоверие к себе: откуда оно берется
В.И. Слободчиков и Е.И. Исаев предлагают изучать внутренний мир человека в качестве основного предмета антропологической психологии. Субъективная реальность — исходная категория психологии человека, которая выражает сущность его внутреннего мира.
Личность не есть «корзина», набор ценностей, способностей, характера, а она есть субъект в той мере, в какой использует свои способности, интеллект, подчиняет низшие потребности высшим. Именно в субъектности содержится источник активности человека (доверие к себе).
В.Е.Клочко предполагает, что человек всегда стремится устранять возникающее между ним и миром несоответствие, то есть стремится соответствовать, с одной стороны миру, а с другой — самому себе. При этом он может либо увеличить уровень доверия к себе, либо к миру.
В отечественной психологии единственным конструктом, имеющим отношение к внутреннему миру человека явилось изучение самосознания личности ( В.В.Столин,В.С. Мухина).Выделенный феномен доверия к себе имеет отношение к самосознанию личности, но не сводим к нему. Есть и другие родственные понятия: например «образ Я», которое определяют как относительно устойчивое, более или менее осознанное представление о себе, сопряженное с оценкой. Данный конструкт включает три составляющие:
· Эмоционально-оценочная (эмоционально-ценностное отношение к себе)
· Поведенческая (действенно-волевая, регулятивная)
В зарубежной психологической науке используют термин «Я-концепция» (Р.Бернс), который несколько шире и определяет не просто то, что человек о себе думает, но и то, как смотрит на свое деятельностное начало и возможности развития в будущем. Убеждения личности относительно себя являются «фильтрами», то есть преградами, которые ограничивают свободу человека, его представления о своих возможностях и, в конечном счете, именно от них зависит мера доверия человека к себе. На основе самоатрибуций человек приписывает себе определенный набор возможностей, реальность которых он принимает на веру.
Как научиться доверять себе — Алексей Арестович
Онтологически доверие к себе выступает, как осознание человеком своих возможностей в данной конкретной ситуации и того, что их ограничивает.
Доверие базируется на обобщенном внутреннем опыте, который представлен внутриличностными ценностно-смысловыми образованиями, которые являются барьерами, ограничивающими свободу, а значит доверие человека к себе. Но с другой стороны, именно ценностно-смысловое пространство личности направляет личностный рост, то есть созидательный потенциал личности.
Параметры доверия к себе[3]:
· Осознание человеком своих потребностей, желаний, интересов;
· Осознание собственных возможностей;
Следовательно, самоорганизация личности на субъективном уровне связана с умением человека доверять себе, то есть полноценно овладеть собой, своей сущностью,способность действовать самостоятельно, сохраняя адекватную критическую позицию по отношению к самому себе.
Представители бихевиоризма (А.Эллис, Р.Райдер) пришли к выводу о существовании веры в самоэффективность, то есть явления, связанного с уверенностью и социальной компетентностью.
Доверие к себе, как одна из наиболее важных координат личности выделена представителями гуманистического направления (А.Маслоу, К.Роджерс). В рамках этого направления доверие наиболее полно изучалось в связи с процессом самораскрытия. Основной вывод заключается в том, что психически здоровая личность обладает способностью самораскрытия, умением доверять хотя бы одному близкому человеку.
В теории личности, разработанной К.Роджерсом, под доверием к себе понимают доверие к своему жизненному опыту, или «целостное организмическое чувствование ситуации». Феномен доверия личности к себе базируется на чувстве аутентичности, связан с расширением возможностей личности, повышением ее творческой активности, и направлен на более успешное саморазвитие.
Теория развития личности Эрика Эриксона.
В данной работе ключевой является теория Э. Эриксона (мы постарались охватить наиболее доступные концепции выше). В данной теории большое значение уделено феномену доверия к себе и к миру как базовой установке личности. Кроме того, логика нашего исследования требует изучения картины внутреннего мира подростка (понять, что же происходит с феноменом доверия в подростковый период развития личности), а идеи Э.Эриксона о становлении идентичности могут послужить нам теоретическим подспорьем (возможно, относительным).
Центральным для данной теории является положение о том, что личность на жизненном пути проходит несколько универсальных кризисов: «…чтобы сохраниться психологически,человек вновь и вновь решает конфликты подобно тому, как его тело борется с пагубными физическими воздействиями »[8].
Считаем, не целесообразным останавливаться на анализе его целостной концепции.
Э. Эриксон выдвинул в качестве психического здоровья личности твердо усвоенный и личностно принимаемый образ себя во всем богатстве отношений личности с окружающим миром и соответствующими формами поведения. Такой образ он назвал «идентичностью», становление которой приходится на подростковый возраст.
Э.Эриксон называет базисное доверие краеугольным камнем витальной личности.
Первичное доверие, по Э.Эриксону, формируется из органической связи ребенка с матерью, а первый индикатор возникновения личностного качества доверия — готовность ребенка без особой тревоги переносить исчезновение матери из поля зрения: «…количество доверия, проистекающего из раннего детского опыта, по-видимому, не зависит от количества пищи или демонстрации любви, но, скорее от качества материальной связи с матерью…»[8].Младенец приобретает свойство не только надеяться на тех, кто обеспечивает его жизнь (доверие к миру), но и доверять самому себе (чувство автономности ребенка, когда мать уходит).
Итак, первое чувство идентичности рождается встречей матери с ребенком, а позже оно послужит основанием для прочного «образа Я», чувства, что «все в порядке», что человек становится собой, чувства, что он оправдывает ожидания значимых людей.
В подростковый период человек сталкивается с различными социальными требованиями и новыми ролями. Ему необходимо интегрировать данные многочисленные образы себя в личную идентичность, которая представляет осознание, как прошлого, так и будущего, которое из него вытекает.
Э.Эриксон говорит о том, что эго подростка переживает внутренний конфликт и чрезвычайно чувствительно к влиянию общества: «…. если ранняя стадия завещала «кризису идентичности» потребность в доверии к себе и другим,то подросток особенно страстно ищет тех людей и идеи, которым он мог бы верить. Эти люди и идеи должны доказать, что они заслуживают доверия, ибо подросток боится быть обманутым…»[8].
Подросток, таким образом, надеется на помощь значимых людей: молодые люди должны постоянно воспринимать себя «внутренне тождественными самим себе», но значимые другие должны эту «тождественность» видеть (в данном исследовании доверять подростку). Это значит, что юным нужна уверенность в том, что выработанная ими внутренняя целостность будет принята значимыми для них людьми. По мере возрастания уверенности и осознанности Я-концепции ее внешние и внутренние планы начинают согласовываться между собой (человек и мир связываются в единую систему). Восприятие себя подростками должно подтверждаться опытом межличностного общения.
Таким образом, доверие значимых других людей выступает условием успешной социализации личности: « …стоит подростку почувствовать, что окружение старается отгородить его от всех форм выражения, которые позволяют ему развивать и интегрировать свой следующий жизненный шаг, он начнет сопротивляться этому…»[8].
Сопротивление подростка может привести к становлению негативной идентичности (что проявляется в обособлении, нетерпимом отношении к другим) или в спутанности идентичности.
Источник: studbooks.net
Доверие к себе как субъектное образование личности.
Следует отметить, что на сегодняшний день не существует единого определения феномена доверия к себе, поэтому на основании различных теоретических наработок охарактеризуем данное явление, приблизимся к нему.
Скрипкина Т.П. предполагает, что доверие к себе есть экзистенциональный феномен субъектности,который реально существует в субъективном мире человеческой личности. Оно относится к числу тех явлений, которые организуют ядро активности человека как личности, ибо являются ее условием. Если вера – это то, что невозможно доказать абсолютно логическим путем, то человек в своей жизни принимает на веру адекватность собственного отношения к себе, правильность своих многочисленных поступков, сделанных выборов, а также вероятность исходов своей предполагаемой деятельности.
А.В. Петровский говорил о переживании «Я могу», «Я не могу», то есть каждый раз делая выбор, человек разрешает его себе, веря в его правильность,отсекая другие альтернативы, в том числе и по той причине, что «он этого не может или не сможет». Один человек доверяет себе в большей степени, а другой в меньшей, и это оказывает влияние на жизненные достижения каждого из них. Согласно данной точке зрения оптимальный уровень доверия к себе служит одним из показателей психологического здоровья личности и ее зрелости.
В.И. Слободчиков и Е.И. Исаев предлагают изучать внутренний мир человека в качестве основного предмета антропологической психологии. Субъективная реальность – исходная категория психологии человека, которая выражает сущность его внутреннего мира.
Личность не есть «корзина», набор ценностей, способностей, характера, а она есть субъект в той мере, в какой использует свои способности, интеллект, подчиняет низшие потребности высшим. Именно в субъектности содержится источник активности человека (доверие к себе).
В.Е.Клочко предполагает, что человек всегда стремится устранять возникающее между ним и миром несоответствие, то есть стремится соответствовать, с одной стороны миру, а с другой – самому себе. При этом он может либо увеличить уровень доверия к себе, либо к миру.
В отечественной психологии единственным конструктом, имеющим отношение к внутреннему миру человека явилось изучение самосознания личности (В.В.Столин,В.С. Мухина).Выделенный феномен доверия к себе имеет отношение к самосознанию личности, но не сводим к нему. Есть и другие родственные понятия: например «образ Я», которое определяют как относительно устойчивое, более или менее осознанное представление о себе, сопряженное с оценкой. Данный конструкт включает три составляющие:
· Эмоционально-оценочная (эмоционально-ценностное отношение к себе)
· Поведенческая (действенно-волевая, регулятивная)
В зарубежной психологической науке используют термин «Я-концепция» (Р.Бернс), который несколько шире и определяет не просто то, что человек о себе думает, но и то, как смотрит на свое деятельностное начало и возможности развития в будущем. Убеждения личности относительно себя являются «фильтрами», то есть преградами, которые ограничивают свободу человека, его представления о своих возможностях и, в конечном счете, именно от них зависит мера доверия человека к себе. На основе самоатрибуций человек приписывает себе определенный набор возможностей, реальность которых он принимает на веру.
Онтологически доверие к себе выступает, как осознание человеком своих возможностей в данной конкретной ситуации и того, что их ограничивает.
Доверие базируется на обобщенном внутреннем опыте, который представлен внутриличностными ценностно-смысловыми образованиями, которые являются барьерами, ограничивающими свободу, а значит доверие человека к себе. Но с другой стороны, именно ценностно-смысловое пространство личности направляет личностный рост, то есть созидательный потенциал личности.
Параметры доверия к себе[3]:
· Осознание человеком своих потребностей, желаний, интересов;
· Осознание собственных возможностей;
Следовательно, самоорганизация личности на субъективном уровне связана с умением человека доверять себе, то есть полноценно овладеть собой, своей сущностью,способность действовать самостоятельно, сохраняя адекватную критическую позицию по отношению к самому себе.
Представители бихевиоризма (А.Эллис, Р.Райдер) пришли к выводу о существовании веры в самоэффективность, то есть явления, связанного с уверенностью и социальной компетентностью.
Доверие к себе, как одна из наиболее важных координат личности выделена представителями гуманистического направления (А.Маслоу, К.Роджерс). В рамках этого направления доверие наиболее полно изучалось в связи с процессом самораскрытия. Основной вывод заключается в том, что психически здоровая личность обладает способностью самораскрытия, умением доверять хотя бы одному близкому человеку.
В теории личности, разработанной К.Роджерсом, под доверием к себе понимают доверие к своему жизненному опыту, или «целостное организмическое чувствование ситуации». Феномен доверия личности к себе базируется на чувстве аутентичности, связан с расширением возможностей личности, повышением ее творческой активности, и направлен на более успешное саморазвитие.
Теория развития личности Эрика Эриксона.
В данной работе ключевой является теория Э. Эриксона (мы постарались охватить наиболее доступные концепции выше). В данной теории большое значение уделено феномену доверия к себе и к миру как базовой установке личности. Кроме того, логика нашего исследования требует изучения картины внутреннего мира подростка (понять, что же происходит с феноменом доверия в подростковый период развития личности), а идеи Э.Эриксона о становлении идентичности могут послужить нам теоретическим подспорьем (возможно, относительным).
Центральным для данной теории является положение о том, что личность на жизненном пути проходит несколько универсальных кризисов: «…чтобы сохраниться психологически,человек вновь и вновь решает конфликты подобно тому, как его тело борется с пагубными физическими воздействиями»[8].
Считаем, не целесообразным останавливаться на анализе его целостной концепции.
Э. Эриксон выдвинул в качестве психического здоровья личности твердо усвоенный и личностно принимаемый образ себя во всем богатстве отношений личности с окружающим миром и соответствующими формами поведения. Такой образ он назвал «идентичностью», становление которой приходится на подростковый возраст.
Э.Эриксон называет базисное доверие краеугольным камнем витальной личности.
Первичное доверие, по Э.Эриксону, формируется из органической связи ребенка с матерью, а первый индикатор возникновения личностного качества доверия – готовность ребенка без особой тревоги переносить исчезновение матери из поля зрения: «…количество доверия, проистекающего из раннего детского опыта, по-видимому, не зависит от количества пищи или демонстрации любви, но, скорее от качества материальной связи с матерью…»[8].Младенец приобретает свойство не только надеяться на тех, кто обеспечивает его жизнь (доверие к миру), но и доверять самому себе (чувство автономности ребенка, когда мать уходит).
Итак, первое чувство идентичности рождается встречей матери с ребенком, а позже оно послужит основанием для прочного «образа Я», чувства, что «все в порядке», что человек становится собой, чувства, что он оправдывает ожидания значимых людей.
В подростковый период человек сталкивается с различными социальными требованиями и новыми ролями. Ему необходимо интегрировать данные многочисленные образы себя в личную идентичность, которая представляет осознание, как прошлого, так и будущего, которое из него вытекает.
Э.Эриксон говорит о том, что эго подростка переживает внутренний конфликт и чрезвычайно чувствительно к влиянию общества: «…. если ранняя стадия завещала «кризису идентичности» потребность в доверии к себе и другим,то подросток особенно страстно ищет тех людей и идеи, которым он мог бы верить. Эти люди и идеи должны доказать, что они заслуживают доверия, ибо подросток боится быть обманутым…»[8].
Подросток, таким образом, надеется на помощь значимых людей: молодые люди должны постоянно воспринимать себя «внутренне тождественными самим себе», но значимые другие должны эту «тождественность» видеть (в данном исследовании доверять подростку). Это значит, что юным нужна уверенность в том, что выработанная ими внутренняя целостность будет принята значимыми для них людьми. По мере возрастания уверенности и осознанности Я-концепции ее внешние и внутренние планы начинают согласовываться между собой (человек и мир связываются в единую систему). Восприятие себя подростками должно подтверждаться опытом межличностного общения.
Таким образом, доверие значимых других людей выступает условием успешной социализации личности: «…стоит подростку почувствовать, что окружение старается отгородить его от всех форм выражения, которые позволяют ему развивать и интегрировать свой следующий жизненный шаг, он начнет сопротивляться этому…»[8].
Сопротивление подростка может привести к становлению негативной идентичности (что проявляется в обособлении, нетерпимом отношении к другим) или в спутанности идентичности.
Глава 2 Практическое изучение феномена доверия.
Исследование доверия к себе и к миру было проведено на старших подростках, учениках 10 классов общеобразовательной школы №200. Выборка составила 40 человек.
Доверие чрезвычайно сложно измерить эмпирически так как оно проявляется в поступках человека, и каждый раз его проявление имеет разную меру.
Что значит: доверять себе?
Это значит слушать, что подсказывают сердце, душа, совесть и тело.
ТЕЛО
Если бы мы доверяли телу, то мы бы не просыпались по будильнику, не дышали загазованным воздухом, не пили бы хлорированную воду, не ели бы мертвую пищу, не сидели бы часами за партой или рабочим столом.
Тело страдает, но мы ему не доверяем. Чтобы не страдать, оно вынуждено снижать чувствительность. Только безчувственное тело может жить в городе и треть жизни ходить на работу.
Чем ниже чувствительность, тем больше болезней. Совсем безчувственное тело – это мертвое тело. Мы слишком дорого платим за мнимые блага цивилизации.
Если же начать хоть иногда прислушиваться к телу, то мы неминуемо изменим образ жизни. На более здоровый, подвижный, природный. Место суеты займет спокойствие и размеренность.
СЕРДЦЕ
Если бы мы доверяли сердцу, то заметили бы страдания наших детей, когда заставляем их делать то, что нам удобно. Нам удобно сдать их на воспитание в детсад, на образование в школу, потом в ВУЗ. Нам удобно, чтобы дети не кричали, не бесились, не мешали нам. Нам удобно, чтобы они выполняли наши указания.