Хвалить легко — гораздо труднее сделать корректное, деловое, не обидное замечание. Чтобы критика была плодотворной, не оскорбительной и не обидной, необходимо использовать следующие возможные варианты несложных критических оценок.
Чтобы критика была плодотворной, не оскорбительной и не обидной, необходимо использовать следующие несложные правила.
1. Прежде всего изъять из критики обвинительное «жало», сместить акцент на конструктивные предложения.
2. Замечания целесообразно делать наедине, чтобы не задеть самолюбия критикуемого.
3. Стремиться искренне и серьезно понять точку зрения партнера; обсудить аргументы «за» и «против»; проявить сочувствие к его мыслям и желаниям.
4. Проявить уважение к мнению партнера, не отвергая его сразу и резко, даже если оно вам кажется абсурдным. Дайте возможность высказаться до конца и старайтесь не доказывать, а выяснять факты.
5. Вести разговор в доброжелательном, твердом и спокойном тоне. Старайтесь начинать с темы, по которой у вас с собеседником есть взаимное согласие. По возможности начинайте с вопросов, мнения по которым совпадают, могут вызвать утвердительный ответ и, таким образом, настроить партнера на согласие. Если с самого начала разговора человек скажет «нет», его трудно переубедить, поскольку самолюбие не позволяет отказаться от высказанного мнения, даже если он почувствует, что первоначально был неправ. Щадите самолюбие собеседника.
КРИТИКА: КОНСТРУКТИВНАЯ И ДЕСТРУКТИВНАЯ
6. Если хотите указать человеку на его ошибку, начинайте с похвалы и искреннего признания его достоинств.
7. Обращая внимание людей на их ошибки, старайтесь делать это в косвенной форме. Например, вспомните похожий случай.
8. Используйте критику-«рикошет»: критику поступков абстрактного (вымышленного) лица.
9. Выдвигать свое мнение, (несогласие, критику) нужно в порядке обсуждения, не навязывая его.
10. Не употребляйте неоправданных приемов усиления аргументации. Нежелательны аргументы типа: «Сколько раз я вам говорил!». Некорректным способом усиления высказывания является и повышение голоса. Если у вас возникло желание сказать партнеру что-то резкое, обидное, не торопитесь — сделайте сначала несколько глубоких вдохов и выдохов или молча посчитайте до 10—30, сделайте несколько плавных движений языком во рту, произнесите про себя какое-либо образное, но безобидное выражение.
11. Представляйте психологические паузы людям, находящимся в состоянии ссоры. Они помогут снизить эмоциональный накал, обратиться к логике вещей, к самооценке, может быть, за советом к близким людям. Не требуйте немедленного, сиюминутного признания ошибок от партнера, согласия с вашей точкой зрения, с вашим мнением по этому вопросу. Психологически это трудно, дайте время на раздумье, не настаивайте.
12. Свою ошибку, неверный шаг признайте быстро, решительно и чистосердечно.
13. Вместе с критикой желательна аргументированная самокритика. Прежде чем критиковать другого, скажите о своих собственных ошибках. Признание вины, собственных промахов у критикующего позволяет воспринимать критику не так остро, и самолюбие оказывается менее уязвленным.
Критика. Конструктивная критика. Деструктивная критика. Как отличить. 3 критерия.
14. Сделайте так, чтобы недостаток выглядел легко исправимым. Очень часто людей повергает в уныние безвыходность их положения. Не «давите» на психику, а помогите найти выход.
15. Говорите только о деле, не переходите на личность: критикуйте поступки, а не человека. Дайте ему возможность «спасти лицо».
Важно помнить и такую закономерность: чем более человек возбужден, чем более задето его самолюбие, тем менее чувствителен он к логике, тем более пристрастен и субъективен и тем более тактичного подхода требует.
Если вы замечаете, что кто-то в споре слишком разгорячился, лучше перенести разговор на другое время.
Формы конструктивной критики
Очень легко похвалить подчиненного. Гораздо труднее сделать ему корректное, деловое, не обидное замечание. Вот некоторые возможные варианты критических оценок.
- Подбадривающая критика: «Ничего. В следующий раз сделаете лучше. А сейчас — не получилось»;
- Критика-упрек: «Ну, что же вы? Я на вас так рассчитывал(а)!»;
- Критика-надежда: «Надеюсь, что в следующий раз вы сделаете это задание лучше»;
- Критика-аналогия: «Раньше, когда я был таким, как вы, я, допустил точно такую же ошибку. Ну и попало же мне от моего начальника!»;
- Критика-похвала: «Работа сделана хорошо. Но только не для этого случая»;
- Безличная критика: «В нашем коллективе есть еще работники, которые не справляются со своими обязанностями. Не будем называть их фамилии»;
- Критика-озабоченность: «Я очень озабочен сложившимся положением дел, особенно у таких наших товарищей, как. »;
- Критика-сопереживание: «Я хорошо вас понимаю, вхожу в ваше положение, но и вы войдите в мое. Ведь дело-то не сделано. »;
- Критика-сожаление: «Я очень сожалею, но должен отметить, что работа выполнена некачественно»;
- Критика-удивление: «Как?! Неужели вы не сделали эту работу?! Не ожидал(а). »;
- Критика-ирония: «Делали, делали и. сделали. Работка что надо! Только как теперь в глаза начальству смотреть будем?!»;
- Критика-упрек: «Эх, вы! Я был о вас гораздо более высокого мнения»;
- Критика-намек: «Я знал одного человека, который поступил точно так же, как вы. Потом ему пришлось плохо. »;
- Критика-смягчение: «Что же сделали так неаккуратно? И не вовремя?!»;
- Критика-замечание: «Не так сделали. В следующий раз советуйтесь»;
- Критика-предупреждение: «Если вы еще раз допустите брак, пеняйте на себя!»;
- Критика-требование: «Работу вам придется переделать!»;
- Критка-вызов: «Если допустили столько ошибок, сами и решайте, как выходить из положения»;
- Конструктивная критика: «Работа выполнена неверно. Что собираетесь теперь предпринять?»;
- Критика-опасение: «Я очень опасаюсь, что в следующий раз работа будет выполнена на таком уровне».
Все эти формы хороши при условии, что подчиненный уважает своего начальника и ценит его мнение о себе. Желая выглядеть в глазах руководителя достойно, работник приложит все усилия, чтобы исправить положение. Особенно, если критика была щадящей.
Когда же подчиненный относится к начальнику не очень доброжелательно, лучше сочетать негативные оценки с позитивными.
Как воспринимать критику
Критика становится полезной лишь тогда, когда люди ее воспринимают. Это правило можно свести к следующим установкам.
— Критика в мой адрес — мой личный резерв совершенствования.
— Критика — это форма помощи для устранения недостатков в работе.
— Нет такой критики, из которой нельзя было бы извлечь пользу.
— Всякая ретушь критики вредна, так как «загоняет болезнь внутрь» и тем затрудняет преодоление недостатков.
— Деловое восприятие критики не должно зависеть от того, кто (какой человек, с какими целями) высказывает критические замечания.
— Восприятие критики не должно зависеть от того, в какой форме она преподносится: главное, чтобы были проанализированы недостатки.
— Центральный принцип конструктивного восприятия критики — «все, что я сделал, можно делать лучше».
— Ценнейшая польза внешней критики в том, чтобы отыскивать для себя рациональное зерно даже там, где оно с первого взгляда не просматривается.
— Любая критика требует размышлений минимум о том, чем она вызвана, максимум — как исправить положение.
— Полезное обращение к критическим замечаниям состоит в том, чтобы увидеть те сферы работы, которые оказались вне твоего поля зрения.
— Первый шаг правильного восприятия критики — ее фиксация, второй — осмысление под углом зрения пользы для дела, третий — исправление недостатка, четвертый — создание условий, исключающих его повторение.
— Если меня критикуют, значит, верят в мои способности исправить дело и работать без сбоев.
— Когда критика в ваш адрес отсутствует — это показатель пренебрежения к вам как к работнику или неверие в ваши способности воспринимать ее по-деловому.
— Наиболее ценная критика та, которая указывает на несовершенство того, что кажется нормальным.
— Критика возможных негативных последствий принятых мною решений — предпосылка своевременного предотвращения сбоев в работе.
— У критикуемого нет права на обиду, он обладает лишь правом на конструктивное осмысление того, что сказано в его адрес.
— Критикуемый имеет право на контркритику. Он может активно отстаивать свою позицию. Единственное, что ему категорически запрещается, — искажать факты ради оправдания.
— Большое количество необъективных (несправедливых) критических замечаний — показатель плохого психологического климата в коллективе. Это само по себе требует активных критических осмыслений.
— Если я сдержанно и по-деловому отнесся к критическому замечанию, значит, преодолел себя, я — сильная личность.
— Любая критика полезна уже хотя бы потому, что позволяет выяснить отношение критикующего к вам, которое могло бы выразиться в более крайних формах.
— Наиболее благоприятное впечатление на людей производит такой ответ на критику, который содержит конкретные обязательства по поводу того, что будет сделано для улучшения дела, с конкретным указанием сроков и реальных возможностей.
— Признать критику — это значит принять на себя ответственность за исправление недостатков.
— Даже если критикующий ошибается, не следует торопиться давать ему отповедь: для вовлечения других в сферу критики полезно поддержать его попытку критически разобраться в деле.
Все участники обсуждения любой проблемы имеют одинаковые права и равно подчиняются данным правилам.
Elitarium.ru
Источник: psycho.ru
Конструктивная критика в деловой коммуникации
В деловой коммуникации нередко случаются не только конструктивная (позитивная) критика, но и псевдокритика, и критиканство.
Для начала разберем основы конструктивной критики. В чем ее суть и отличия от деструктивной. Конструктивная критика – это замечания по любой теме (работе, одежде, поведению и т.д.), сделанные своему собеседнику при имеющихся у вас железных аргументах. То есть замечание не придумано и не взято из вашей головы.
При этом каждое сказанное слово вы можете аргументировать и доказать критикуемому вами человеку. Конструктивность признается лишь в форме диалога, если вы будете грубить и критиковать, не давая возможности сказать собеседнику ни слова в ответ, то это уже ближе к деструктивной критике. Проще говоря, конструктивность в критике присутствует, если вы правильно и тактично указываете своему оппоненту на совершенные ошибки.
Целью конструктивной критики являются конкретные предложения по устранению недостатков или решения, помогающие изменить сложившуюся ситуацию и устранить возникшую проблему. Такой вид критики предполагает заинтересованность в улучшении дела, а не описание допущенных промахов. Это скорее ответ на вопрос «что делать?», чем просто поиск и наказание виновных.
Конструктивная критика состоит из трех основных элементов:
— Честные и открытые слова в лицо человеку, в котором нас что-то не устраивает. То есть полное отсутствие лицемерия, только честность и только открытость.
— Принятие взгляда и понимания критикуемого человека в отношении темы разговора. Мягкая попытка объяснить, в чем именно его ошибка.
— В конечном итоге получение желаемого результата.[2]
Правила конструктивной критики.
1) ни в коем случае не начинать разговор при посторонних. Критиковать можно лишь наедине, когда вас никто больше не может услышать;
2) необходимо выслушать собеседника, какими бы глупыми не казались вам его слова. Обсудить все возможные варианты решения возникшей проблемы. Указать на неточности и недостатки. Мнение вашего партнера заслуживает уважение при любом вашем отношении к нему;
3) относитесь щадяще к самолюбию вашего собеседника. Тон разговора должен быть спокойным, уверенным, без криков и оскорблений;
4) для начала похвалите собеседника за его успехи, а уже потом постепенно переходите к указанию на его огрехи;
5) не навязывайте свою точку зрения. Высказывать ее нужно в процессе обсуждения возникшей ситуации;
6) критикуя партнера, делайте акцент на совершенные вами лично ошибки, намекая на то, что никто не идеален;
7) не давите психологически. Намекните на возможные варианты выхода из сложившейся ситуации;
8) не критикуйте личность человека. Ведь разговор идет не о его характере в целом, а о совершенном поступке.
Искусство конструктивной критики заключается в том, чтобы не настроить критикуемого человека против себя. Не дать возможности проявить агрессивность и враждебность по отношению к вам. Ведь ваша цель не нажить себе злопамятного врага, а объяснить человеку, в чем его основная ошибка.
При этом вы не ставите перед собой цель унизить собеседника, как правильно критиковать поколебать его уверенность в себе и своих силах, убить в нем моральный дух и настрой. Если вы сможете научиться тому, как правильно критиковать, вы сможете сделать свою критику продуктивной, и добиваться с ее помощью изначально задуманной цели. От этого зависит, сможете вы сохранить дружеские отношения с собеседником или нет. Деструктивность же в подобных разговорах может привести к разладу в отношениях (семейных, дружеских, рабочих…).
Психология конструктивной критики выделяет ее важность и необходимость в повседневной жизни. Ни в одной из основных сфер жизни невозможно обойтись без конструктивной критики. Обсуждение и решение насущных проблем в спокойной, конструктивной манере с взаимным уважением – это движение дальше, новый уровень в игре под названием жизнь.
В конструктивной критике существует несколько вопросов, ответив на которые человек может оценить, насколько позитивно он критикует другого. Необходимо задать себе такие вопросы:
1. Справедлива и уместна ли моя критика, может быть, я просто хочу нанести человеку «удар ниже пояса».
2. Я критикую человека, стремясь стимулировать его активность, поддержать его, дать возможность измениться?
3. Может мне просто хочется выплеснуть агрессию, тайную зависть, плохое настроение?
4. Прежде чем начать критиковать, пытался ли я, вне зависимости от необходимости критики, увидеть позитивные моменты в действиях и словах критикуемого человека?
5. Готов ли я помочь человеку, которого критикую, позитивно оценить критику?
Псевдокритика — сведение личных счетов — нередко используется как средство сохранения или повышения своего положения (престижа).
Критиканство — это вид критики, отличающейся полным отсутствием конструктивности и позитивности. Как правило, преподносится в завуалированной форме и преследует корыстные цели, например, продемонстрировать деловитость, активность, преданность и т. д.[3]
Для того чтобы получить максимальную пользу от критики, следует придерживаться следующих правил:
1) Критика должна быть щадящей. Более подробно мы рассмотрим это правило чуть ниже;
2) Предметом критики должны быть дела и поступки (ошибки, допущенные в работе, неверные умозаключения или высказывания, неправильные действия), а не личность человека (его характер, умственные способности, особенности мировоззрения). Что бы ни произошло, главное — проявить такт и уважение к собеседнику. Критикуя, не задевайте его чувство собственного достоинства.
Когда критикуют качества характера или способности, человек обижается и у него возникает желание защищаться. И тут уже не до конструктивной позиции. «Примерьте» к себе два замечания: «Вы — безответственный работник» и «Вы сдали отчет на два дня позже установленного срока». Теперь сравните свою эмоциональную реакцию на каждое из них.
3) Критика обязательно должна опираться на конкретные факты, доказательства и аргументы. Едва ли будет польза от высказывания: «Если бы вы постарались, то все могло бы получиться гораздо лучше». Конструктивной критика станет лишь тогда, когда будет сопровождаться советами (рекомендациями): что могло быть лучше и как этого можно было добиться.
4) Не следует вспоминать былые прегрешения человека, которого подвергаете критике. Если речь идет об ошибках, допущенных при составлении документа, то добавлять к их обсуждению замечания об опоздании на работу или плохой подготовке к совещанию на прошлой неделе не стоит. Из этого следует, что критиковать лучше по «горячим следам». То есть прибегать к критике необходимо в том месте и в то время, когда от нее есть созидательная польза (в ходе деловой беседы, в процессе дискуссии, на совещании и т. д.). Критика должна быть уместна.
5) Не следует критиковать человека, допустившего ошибки, в его отсутствие. Замечания, высказанные третьему лицу, нередко доходят до виновника в искаженном виде. Третье лицо может вольно или невольно добавить собственные комментарии. Тем самым создается почва для конфликта.
Существуют различные формы конструктивной критики:
1) Ободряющая. «В этот раз получилось не все. Дальше будет только лучше»;
2) Критика-упрек. «Жаль, я так рассчитывал на вас»;
3) Критика-надежда. «Я надеюсь, в следующий раз все получится»;
4) Аналогия. «И я в свое время допускал(а) те же ошибки»;
5) Похвала. «Работа выполнена хорошо, но не в полном объеме»;
6) Сопереживание. «Я вас очень хорошо понимаю, но тем не менее работа должна быть выполнена»;
7) Сожаление. «К сожалению, я должен отметить ненадлежащее качество работы»;
8) Замечание. «Это выполнено неправильно, в следующий раз предварительно посоветуйтесь»;
9) Требование. «Переделайте работу!»;
10) Опасение. «Боюсь, что в следующий раз я не смогу доверить вам такую работу»;
11) Конструктивная критика. «Работа выполнена неверно. Как вы намерены это исправить?»[4]
Критика полезна только в том случае, когда человек способен ее правильно воспринимать. Принцип правильного восприятия критики — любое выполненное дело может быть сделано лучше.
Первый этап правильного восприятия критики — ее признание, второй — осмысленное рассуждение с точки зрения пользы, третий — исправление ошибки, четвертый — обеспечение условий, исключающих повторение ошибки.
У критикуемого есть право отстаивать свое мнение, но не допускается искажение фактов в целях оправдания.
Лучший ответ на критику — обязательства по исправлению сложившейся ситуации с указанием конкретных сроков и ресурсов.
Правила конструктивной критики наделяют все участников обсуждения проблемы одинаковыми правами.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, отличительной особенностью деловой коммуникации является её подчинение установленным правилам и нормам. Они определяются степенью официальности, типом и формой делового общения, задачами и целями, которые стоят перед собеседниками, а также общественными нормами поведения и национально-культурными традициями.
Целью данной работы было – рассмотрение особенностей критики в деловой коммуникации.
Критикуя нас, окружающие, как правило, одновременно дают понять, что недовольны нами. Если эти люди нам небезразличны, мы воспринимаем это как опасность, грозящую не только падением нашего авторитета в глазах окружающих, но и потерей того, чем мы дорожим в отношениях. Критика часто воспринимается как нападение, особенно, если критикующий указывает на наши ошибки или заблуждения не с целью исправить положение дел, а просто потому, что в данный момент у него плохое настроение, он стремится к самоутверждению за наш счет, пытается вызвать у нас чувство вины для дальнейшей манипуляции и т.д.
В зависимости от того, какой вид критики мы выберем, будет результат делового общения. Так, деструктивная критика представляет собой высказывания, имеющие пренебрежительные, оскорбительные суждения о человеке. Высказывание может носить агрессивный характер, также присутствует осмеяние поступков, дел.
Деструктивная критика способна разбить все тезисы, аргументы, а также может показать все недостатки, слабости, возможные ошибки. Такая критика зачастую носит разрушительный характер. Например, она пробуждает негативные эмоции, снижает веру в себя. Довольно часто деструктивная критика бесполезна, вредна.
Конструктивная критика намного мягче в своем проявлении. Она включает в себя возможность высказывания не плохих мыслей, а наоборот – предоставляется информация о том, что можно что-то сделать лучше, усовершенствовать. Конструктивная критика — это своего рода совет, даже необходимый элемент в психологической грамотности. Она действует на людей довольно эффективно, но критиковать конструктивно довольно сложно. Это целое искусство, ведь необходимо высказываться без обвинений, тонко и аккуратно.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Деловые коммуникации: теория и практика: учебник для бака-лавров / М. Б. Жернакова, И. А. Румянцева. — М.: Издательство Юрайт, 2014. — 370с.
2. Ермакова И.И. Деловые коммуникации: взаимодействие с партнерами во всем мире // Электронный ресурс, режим доступа: http://professionalimage.ru/2010/06
3. Дейл Карнеги. Как вырабатывать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично, М.: 2000. – 150 с.
4. Дейл Карнеги. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей, М.; 2013. 300 с.
5. Конецкая В.П. Социология коммуникации. Учебник.- М.: Международный университет бизнеса и управления, 1997
6. Критика и здоровье. Психология общения // Электронный ресурс, режим доступа: http://elenaknsp.com/raznyie-raznosti/kritika-i-zdorove-psixologiya-obshheniya.html
7. Лавриненко В.Н. Психология и этика делового общения. – М.: Юнити, 2009. — 200 с.
8. Панфилова А.П. Деловые коммуникации в профессиональной деятельности; СПб, 2004. – 300 с.
9. Профессиональная этика: учебник / под ред. Г.В. Дубова, А.В. Опалева — М.: ЮНИТИ, — 2002. — 612 с.
10. Сидоренко Е.В. Тренинг влияния и противостояния влиянию. СПб., 2001. – 90 с.
11. Шнейдер Л.Б., Вольнова Г.В., Зыкова М.Н. Психологическое консультирование. — М., 2002. – 120 с.
12. Шохов А.Г. Деловые коммуникации // Электронный ресурс, режим доступа:http://www.klubok.net/article213.html
[1] Шохов А.Г. Деловые коммуникации // Электронный ресурс, режим доступа:http://www.klubok.net /article213.html
[2] Ермакова И.И. Деловые коммуникации: взаимодействие с партнерами во всем мире // Электронный ресурс, режим доступа: http://professionalimage.ru/2010/06
[3] Панфилова А.П. Деловые коммуникации в профессиональной деятельности; СПб, 2004. – С. 58
Источник: studopedia.su
Правила конструктивной критики
Хвалить легко — гораздо труднее сделать корректное, деловое, не обидное замечание. Чтобы критика была плодотворной, не оскорбительной и не обидной, необходимо использовать следующие возможные варианты несложных критических оценок.
Чтобы критика была плодотворной, не оскорбительной и не обидной, необходимо использовать следующие несложные правила.
1. Прежде всего изъять из критики обвинительное «жало», сместить акцент на конструктивные предложения.
2. Замечания целесообразно делать наедине, чтобы не задеть самолюбия критикуемого.
3. Стремиться искренне и серьезно понять точку зрения партнера; обсудить аргументы «за» и «против»; проявить сочувствие к его мыслям и желаниям.
4. Проявить уважение к мнению партнера, не отвергая его сразу и резко, даже если оно вам кажется абсурдным. Дайте возможность высказаться до конца и старайтесь не доказывать, а выяснять факты.
5. Вести разговор в доброжелательном, твердом и спокойном тоне. Старайтесь начинать с темы, по которой у вас с собеседником есть взаимное согласие. По возможности начинайте с вопросов, мнения по которым совпадают, могут вызвать утвердительный ответ и, таким образом, настроить партнера на согласие. Если с самого начала разговора человек скажет «нет», его трудно переубедить, поскольку самолюбие не позволяет отказаться от высказанного мнения, даже если он почувствует, что первоначально был неправ. Щадите самолюбие собеседника.
6. Если хотите указать человеку на его ошибку, начинайте с похвалы и искреннего признания его достоинств.
7. Обращая внимание людей на их ошибки, старайтесь делать это в косвенной форме. Например, вспомните похожий случай.
8. Используйте критику-«рикошет»: критику поступков абстрактного (вымышленного) лица.
9. Выдвигать свое мнение, (несогласие, критику) нужно в порядке обсуждения, не навязывая его.
10. Не употребляйте неоправданных приемов усиления аргументации. Нежелательны аргументы типа: «Сколько раз я вам говорил!». Некорректным способом усиления высказывания является и повышение голоса. Если у вас возникло желание сказать партнеру что-то резкое, обидное, не торопитесь — сделайте сначала несколько глубоких вдохов и выдохов или молча посчитайте до 10—30, сделайте несколько плавных движений языком во рту, произнесите про себя какое-либо образное, но безобидное выражение.
11. Представляйте психологические паузы людям, находящимся в состоянии ссоры. Они помогут снизить эмоциональный накал, обратиться к логике вещей, к самооценке, может быть, за советом к близким людям. Не требуйте немедленного, сиюминутного признания ошибок от партнера, согласия с вашей точкой зрения, с вашим мнением по этому вопросу. Психологически это трудно, дайте время на раздумье, не настаивайте.
12. Свою ошибку, неверный шаг признайте быстро, решительно и чистосердечно.
13. Вместе с критикой желательна аргументированная самокритика. Прежде чем критиковать другого, скажите о своих собственных ошибках. Признание вины, собственных промахов у критикующего позволяет воспринимать критику не так остро, и самолюбие оказывается менее уязвленным.
14. Сделайте так, чтобы недостаток выглядел легко исправимым. Очень часто людей повергает в уныние безвыходность их положения. Не «давите» на психику, а помогите найти выход.
15. Говорите только о деле, не переходите на личность: критикуйте поступки, а не человека. Дайте ему возможность «спасти лицо».
Важно помнить и такую закономерность: чем более человек возбужден, чем более задето его самолюбие, тем менее чувствителен он к логике, тем более пристрастен и субъективен и тем более тактичного подхода требует.
Если вы замечаете, что кто-то в споре слишком разгорячился, лучше перенести разговор на другое время.
Формы конструктивной критики
Очень легко похвалить подчиненного. Гораздо труднее сделать ему корректное, деловое, не обидное замечание. Вот некоторые возможные варианты критических оценок.
- Подбадривающая критика: «Ничего. В следующий раз сделаете лучше. А сейчас — не получилось»;
- Критика-упрек: «Ну, что же вы? Я на вас так рассчитывал(а)!»;
- Критика-надежда: «Надеюсь, что в следующий раз вы сделаете это задание лучше»;
- Критика-аналогия: «Раньше, когда я был таким, как вы, я, допустил точно такую же ошибку. Ну и попало же мне от моего начальника!»;
- Критика-похвала: «Работа сделана хорошо. Но только не для этого случая»;
- Безличная критика: «В нашем коллективе есть еще работники, которые не справляются со своими обязанностями. Не будем называть их фамилии»;
- Критика-озабоченность: «Я очень озабочен сложившимся положением дел, особенно у таких наших товарищей, как. »;
- Критика-сопереживание: «Я хорошо вас понимаю, вхожу в ваше положение, но и вы войдите в мое. Ведь дело-то не сделано. »;
- Критика-сожаление: «Я очень сожалею, но должен отметить, что работа выполнена некачественно»;
- Критика-удивление: «Как?! Неужели вы не сделали эту работу?! Не ожидал(а). »;
- Критика-ирония: «Делали, делали и. сделали. Работка что надо! Только как теперь в глаза начальству смотреть будем?!»;
- Критика-упрек: «Эх, вы! Я был о вас гораздо более высокого мнения»;
- Критика-намек: «Я знал одного человека, который поступил точно так же, как вы. Потом ему пришлось плохо. »;
- Критика-смягчение: «Что же сделали так неаккуратно? И не вовремя?!»;
- Критика-замечание: «Не так сделали. В следующий раз советуйтесь»;
- Критика-предупреждение: «Если вы еще раз допустите брак, пеняйте на себя!»;
- Критика-требование: «Работу вам придется переделать!»;
- Критка-вызов: «Если допустили столько ошибок, сами и решайте, как выходить из положения»;
- Конструктивная критика: «Работа выполнена неверно. Что собираетесь теперь предпринять?»;
- Критика-опасение: «Я очень опасаюсь, что в следующий раз работа будет выполнена на таком уровне».
Все эти формы хороши при условии, что подчиненный уважает своего начальника и ценит его мнение о себе. Желая выглядеть в глазах руководителя достойно, работник приложит все усилия, чтобы исправить положение. Особенно, если критика была щадящей.
Когда же подчиненный относится к начальнику не очень доброжелательно, лучше сочетать негативные оценки с позитивными.
Как воспринимать критику
Критика становится полезной лишь тогда, когда люди ее воспринимают. Это правило можно свести к следующим установкам.
— Критика в мой адрес — мой личный резерв совершенствования.
— Критика — это форма помощи для устранения недостатков в работе.
— Нет такой критики, из которой нельзя было бы извлечь пользу.
— Всякая ретушь критики вредна, так как «загоняет болезнь внутрь» и тем затрудняет преодоление недостатков.
— Деловое восприятие критики не должно зависеть от того, кто (какой человек, с какими целями) высказывает критические замечания.
— Восприятие критики не должно зависеть от того, в какой форме она преподносится: главное, чтобы были проанализированы недостатки.
— Центральный принцип конструктивного восприятия критики — «все, что я сделал, можно делать лучше».
— Ценнейшая польза внешней критики в том, чтобы отыскивать для себя рациональное зерно даже там, где оно с первого взгляда не просматривается.
— Любая критика требует размышлений минимум о том, чем она вызвана, максимум — как исправить положение.
— Полезное обращение к критическим замечаниям состоит в том, чтобы увидеть те сферы работы, которые оказались вне твоего поля зрения.
— Первый шаг правильного восприятия критики — ее фиксация, второй — осмысление под углом зрения пользы для дела, третий — исправление недостатка, четвертый — создание условий, исключающих его повторение.
— Если меня критикуют, значит, верят в мои способности исправить дело и работать без сбоев.
— Когда критика в ваш адрес отсутствует — это показатель пренебрежения к вам как к работнику или неверие в ваши способности воспринимать ее по-деловому.
— Наиболее ценная критика та, которая указывает на несовершенство того, что кажется нормальным.
— Критика возможных негативных последствий принятых мною решений — предпосылка своевременного предотвращения сбоев в работе.
— У критикуемого нет права на обиду, он обладает лишь правом на конструктивное осмысление того, что сказано в его адрес.
— Критикуемый имеет право на контркритику. Он может активно отстаивать свою позицию. Единственное, что ему категорически запрещается, — искажать факты ради оправдания.
— Большое количество необъективных (несправедливых) критических замечаний — показатель плохого психологического климата в коллективе. Это само по себе требует активных критических осмыслений.
— Если я сдержанно и по-деловому отнесся к критическому замечанию, значит, преодолел себя, я — сильная личность.
— Любая критика полезна уже хотя бы потому, что позволяет выяснить отношение критикующего к вам, которое могло бы выразиться в более крайних формах.
— Наиболее благоприятное впечатление на людей производит такой ответ на критику, который содержит конкретные обязательства по поводу того, что будет сделано для улучшения дела, с конкретным указанием сроков и реальных возможностей.
— Признать критику — это значит принять на себя ответственность за исправление недостатков.
— Даже если критикующий ошибается, не следует торопиться давать ему отповедь: для вовлечения других в сферу критики полезно поддержать его попытку критически разобраться в деле.
Все участники обсуждения любой проблемы имеют одинаковые права и равно подчиняются данным правилам.
Elitarium.ru
Источник: psycho.ru