Матф.18:35 Так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его.
Что значит прощать от сердца? (Это когда в сердце от обиды ничего не остается, т.е. значит полностью, без остатка). Как научиться прощать так, чтобы в сердце не оставалось неприятного осадка?
Почему это так важно?
Матф.6:14,15 Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный,
а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших.
Почему Бог не может и не хочет прощать тех людей, которые, получив прощение, не хотят прощать своему ближнему?
Как долго следует прощать?
Матф.18:21,22 Тогда Петр приступил к Нему и сказал: Господи! сколько раз прощать брату моему, согрешающему против меня? до семи ли раз?
Иисус говорит ему: не говорю тебе: до семи раз, но до седмижды семидесяти раз.
Всем ли стоит прощать?
Лук.17:3,4 Наблюдайте за собою. Если же согрешит против тебя брат твой, выговори ему; и если покается, прости ему;
Что значит простить? | «Библия говорит» | 269
и если семь раз в день согрешит против тебя и семь раз в день обратится, и скажет: каюсь, – прости ему.
Как вести себя, если брат не раскаивается в содеянном?
Матф.18:16,17 если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово;
если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь.
1Кор.5:9-13 Я писал вам в послании – не сообщаться с блудниками;
впрочем не вообще с блудниками мира сего, или лихоимцами, или хищниками, или идолослужителями, ибо иначе надлежало бы вам выйти из мира [сего].
Но я писал вам не сообщаться с тем, кто, называясь братом, остается блудником, или лихоимцем, или идолослужителем, или злоречивым, или пьяницею, или хищником; с таким даже и не есть вместе.
Ибо что мне судить и внешних? Не внутренних ли вы судите?
Внешних же судит Бог. Итак, извергните развращенного из среды вас.
Может ли вина другого человека служить оправданием нашей неприязни?
Лук.6:27-33 Но вам, слушающим, говорю: любите врагов ваших, благотворите ненавидящим вас,
благословляйте проклинающих вас и молитесь за обижающих вас.
Ударившему тебя по щеке подставь и другую, и отнимающему у тебя верхнюю одежду не препятствуй взять и рубашку.
Всякому, просящему у тебя, давай, и от взявшего твое не требуй назад.
И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними.
И если любите любящих вас, какая вам за то благодарность? ибо и грешники любящих их любят.
И если делаете добро тем, которые вам делают добро, какая вам за то благодарность? ибо и грешники то же делают.
Может ли быть хоть какое-то оправдание злобе и раздражению?
Иак.1:19-21 Итак, братия мои возлюбленные, всякий человек да будет скор на слышание, медлен на слова, медлен на гнев,
«Простить от всего сердца» — Королюк Геннадий (проповедь 21.03.2021)
ибо гнев человека не творит правды Божией.
Посему, отложив всякую нечистоту и остаток злобы, в кротости примите насаждаемое слово, могущее спасти ваши души.
Еф.4:29-32 Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим.
И не оскорбляйте Святаго Духа Божия, Которым вы запечатлены в день искупления.
Всякое раздражение и ярость, и гнев, и крик, и злоречие со всякою злобою да будут удалены от вас;
но будьте друг ко другу добры, сострадательны, прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас.
Будет ли решением проблемы – не общаться с человеком, раздражающим нас?
1Иоан.1:5-7 И вот благовестие, которое мы слышали от Него и возвещаем вам: Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы.
Если мы говорим, что имеем общение с Ним, а ходим во тьме, то мы лжем и не поступаем по истине;
если же ходим во свете, подобно как Он во свете, то имеем общение друг с другом, и Кровь Иисуса Христа, Сына Его, очищает нас от всякого греха.
(Когда кровь очищает? И когда прощает Бог? Когда мы прощаем, мы имеем общение друг с другом. Не прощаем – пребываем во тьме и не можем общаться. Если не можем общаться, значит, не простили.)
Что нужно сделать, чтобы суметь простить обидчика?
Иоан.13:34,35 Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, [так] и вы да любите друг друга.
По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою.
К кому обращался Христос и с какой целью? Когда Он говорил эти слова, ученики Христа имели любовь друг к другу? Как связаны между собой любовь и ученичество? (Ученикам Иисуса еще следовало учиться любить). Как тогда следует рассматривать и применять этот принцип? (Не нужно искать любви у других, ее следует проявлять самим, чтобы быть учеником Иисуса).
Как следует учиться любви на практике?
Матф.23:11,12 Больший из вас да будет вам слуга:
ибо, кто возвышает себя, тот унижен будет, а кто унижает себя, тот возвысится.
Как любовь к ближнему, как к самому себе, может научить нас прощению?
Матф.20:20-28 Тогда приступила к Нему мать сыновей Зеведеевых с сыновьями своими, кланяясь и чего-то прося у Него.
Он сказал ей: чего ты хочешь? Она говорит Ему: скажи, чтобы сии два сына мои сели у Тебя один по правую сторону, а другой по левую в Царстве Твоем.
Иисус сказал в ответ: не знаете, чего просите. Можете ли пить чашу, которую Я буду пить, или креститься крещением, которым Я крещусь? Они говорят Ему: можем.
И говорит им: чашу Мою будете пить, и крещением, которым Я крещусь, будете креститься, но дать сесть у Меня по правую сторону и по левую – не от Меня [зависит], но кому уготовано Отцем Моим.
Услышав [сие, прочие] десять [учеников] вознегодовали на двух братьев.
Иисус же, подозвав их, сказал: вы знаете, что князья народов господствуют над ними, и вельможи властвуют ими;
но между вами да не будет так: а кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою;
и кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом;
так как Сын Человеческий не [для того] пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих.
В чем причина негодования, любых обид и ненависти? Устранив эту причину (смирив и унизив себя), человек сможет научиться прощать. Не смирив своей гордыни и не отвергнув себялюбия, он никогда не сможет по-настоящему простить. Прощение от всего сердца – это уже плод терпения человека, его смирения.
Источник: www.laodicea.ru
Как прощать от всего сердца
Держать обиду в себе очень сложно, но и простить ее может не каждый. Просто вас с детства не научили, как это делать правильно. Но если удается отпустить, забыть ситуацию, жизнь меняется самым лучшим образом.
Статьи по теме:
- Как прощать от всего сердца
- Как научиться прощать людей
- Как простить человека
Обида в человеке
Человек привык копить в себе претензии к окружающим. Все постоянно кого-то обвиняют в происходящем: политику, экономику, начальника, родителей. И все это проявление внутреннего напряжения. А бывают случаи, когда предательство или обман просто съедают человека изнутри, и он хочет убрать это чувство, но не получается.
Современная психология предлагает несколько способов прощения. Очень важно не копить обиду, а сразу ее выплескивать, если вам плохо, не молчите, а скажите все обидчику в глаза. Вы можете кричать, ругаться или плакать. Люди, которые так выражают эмоции, живут дольше, у них реже бывают проблемы с сердцем. Они сразу выплескивают боль, не собирая ее внутри.
Научитесь этому, потому что даже если вы уберете все обиды, важно будет не накопить новых.
Упражнения для прощения
Чтобы простить человека полностью, нужно ему все высказать. Необходимо поднять все, что было накоплено и проговорить это. Конечно, если вы пойдете высказывать все родителям, друзьям или любимому, не получится ничего хорошего. Но все это можно сделать письменно. Останьтесь в одиночестве, возьмите лист бумаги и начните писать тому человеку, которого хотите простить.
Скажите ему все, что вы хотели, обвиняйте его, критикуйте, обзывайте. Максимально честно пишите о том, что он сделал, какую боль вам причинил. Конечно, это вызовет слезы, но не бойтесь их, они не мешают писать дальше. Постарайтесь все выплеснуть на бумагу.
Второй этап прощения — тоже письмо. В нем напишите, в чем вы сами виноваты. Обычно процесс обиды не односторонний, и вы знаете, что некоторая вина в прошедшем есть и на вас. Напишите ему, что сами не всегда были правы, попросите прощения за это. Будьте искренни, пусть письмо станет самым важным диалогом за всю историю ваших отношений.
Этот текст будет писаться уже легче прошлого, вы увидите и свои недостатки. В конце обязательно простите себя за все это. Напишите пару строк себе, убедите, что тогда вы не могли иначе.
Третье письмо — это заключение упражнение. Они пишется так, будто вы хотите его отдать. Пишите письмо, прощая. Говорите, что понимаете человека, что не держите на него зла. Это будет будто смешение первых двух писем.
Расскажите о себе, о своих переживаниях и поступках, выразите ему претензии в том, что делал он. И вы заметите, что к моменту окончания письма, этот человек будет уже не так сильно вас задевать, мысли о нем перестанут волновать. Этих писем достаточно, чтобы простить полностью. Но важно только создавать их от чистого сердца. После того, как все сделано, тексты лучше сжечь.
Источник: www.kakprosto.ru
Прощение как потребность
Завершился Великий пост. Накануне Святой Четыредесятницы, в Прощеное воскресенье, мы испрашивали друг у друга прощение. Затем наступило время сугубого покаяния, когда мы просили прощения у Бога. Как мы всегда ждем этого прощения и желаем его, но вот умеем ли прощать сами?
Как отличить формальное прощение от искреннего, связано ли наше собственное покаяние со способностью прощать? Об этом рассуждает редактор газеты игумен Нектарий (Морозов).
Прощение — состояние сердца
Способность прощать, безусловно, есть у каждого человека, потому что он создан по образу и подобию Бога, Который непрестанно нас прощает. Собственно, вся надежда нашего спасения зиждется именно на прощении Божием.
Более того, Господь, зная эту нашу способность, прямо заповедует нам прощать в течение даже одного дня так много раз, что трудно сосчитать. Но для того чтобы какую-то способность реализовать, надо иметь намерение. Иногда человек хочет прощать и прощает, а иногда не хочет прощать и не прощает. Сложнее бывает, когда мы понимаем, что как христиане должны простить — и не можем.
Это оказывается очень тяжело и болезненно для самолюбия, и мы находим массу причин, чтобы не делать этого. Например, говорим себе: «Ведь Господь прощает человека тогда, когда он кается и сам просит прощения. Если мой обидчик повинится, я тоже, может быть, прощу его».
Но дело в том, что Господь ждет от нас покаяния, потому что Он по отношению к нам ничего худого не совершил и совершить не может. А мы друг другу много зла делаем, и поэтому необходимо всегда помнить о заповеди «подставить левую щеку». Некоторые отцы трактовали это таким образом: когда тебя обидели незаслуженно, и ты уже готов возмутиться этой несправедливостью, вспомни о своей левой щеке, то есть о своих худых делах, о которых не знает никто, кроме Бога. И пойми: Господь посылает тебе возможность потерпеть обиду, чтобы через это очистить себя. Ведь ты однозначно заслужил это, если не перед обидчиком, то точно перед Богом.
Прощение на самом деле порой дается очень трудно, и даже когда человек имеет подлинно христианское устроение. А ведь молитва злопамятного, как говорит преподобный Исаак Сирин, это сеяние на камне. Главным препятствием здесь становится и самолюбие, и человеческая гордость, и жалость к себе.
К тому же зачастую наш грех и наша слабость рядятся в одежду самооправдания: как же я буду прощать этого человека, ведь он не только мне, но и многим другим досадил. Но нужно понять одну вещь: прощение вовсе не предполагает предоставления человеку возможности сделанное нам зло повторять. Простив грабителя или мошенника, мы вовсе не должны разрешить ему вновь нас ограбить, обмануть.
Когда мы говорим о прощении, то в первую очередь речь идет о состоянии сердца. Простить — это значит человеку его неправду отпустить именно от всего сердца, как очень точно сказано в Евангелии. Это значит, что сердце не должно болезненно сжиматься, когда мы об этом человеке говорим или думаем, а в душе пребывает мир и хотя бы в какой-то мере любовь и сострадание. Вот это и есть прощение.
Однако в том, как мы будем потом строить свои отношения с этим человеком, необходимо руководствоваться здравым смыслом.
Путь прощения — стать сильнее
Почему же так сложно простить? Нам очень часто кажется, что мы в этой жизни — несчастные и слабые жертвы, а те, кто причиняет нам зло,— нападающие, агрессоры. Но надо понять, что если кто-то тебе делает плохо, то он причиняет зло и себе в том числе, причем себе в гораздо большей степени, ведь, безусловно, Господь взыщет.
В этом надо усмотреть повод этого человека пожалеть и уже не чувствовать себя жертвой. Когда ты сильный, нетрудно простить. Вот это, мне кажется, путь прощения — стать сильнее.
Бывают ситуации, когда мы видим, что человек просит у нас прощения, но делает это, так сказать, используя благочестивую христианскую традицию, для того чтобы выйти сухим из воды, обнулить создавшуюся напряженную ситуацию. Возникает закономерный вопрос: можно ли в таком случае отказать в прощении?
Правильным будет такого человека все-таки простить, хотя бы внешне отпустить ему, хотя, повторюсь, с прощением изменяется состояние сердца, из которого должно уйти зло. Но если необходимо выстроить с обидчиком некую дистанцию, то это нужно сделать. Можно сказать: «Да, я тебя прощаю, но больше не хочу с тобой иметь никаких дел, потому что иначе это будет слишком большим соблазном и для тебя, и для меня».
Если речь идет о ситуации, например, в семье, когда люди вместе живут, тогда, безусловно, прощение бывает сопряжено с тем, чтобы человека вернуть на прежнее место, как происходит с блудным сыном из евангельской притчи. Но, прощая человека, в семье или на работе, бывает необходимо установить за ним тот контроль, которого не было прежде. И в этом нет ничего противного христианской любви, потому что в ряде случаев этот контроль будет благом.
Когда человек просит у нас прощения неискренне, то, конечно, на самом деле он его не просит, а пытается выстроить с нами какие-то взаимоотношения, действует в русле некой дипломатии, а может быть, даже проявляет коварство. Если мы это видим, то должны разумно действовать: пожалеть, простить и опять же установить ту дистанцию, которая и нас обезопасит от недобросовестных действий этого человека, и ему не даст причинять нам зло, а потом нести за него ответственность.
Бывают ситуации, когда нам необходимо пойти на некий риск и вернуть провинившемуся утраченное доверие. Например, человек растратил казенные деньги, потому что у него была какая-то слабость к алкоголю, азартным играм или еще что-то в его жизни произошло.
Но ты его очень хорошо знаешь и понимаешь, что после того, как он попросил прощения и раскаялся, есть какая-то надежда на исправление. Можно в таком случае вновь предоставить ему доступ к этим деньгам, возможность совершать с ними какие-то операции. Это доверие в том числе может помочь ему выправиться. Если же он повторит свой поступок второй и третий раз, то надо это пресечь. Необходимо всегда ориентироваться по конкретной ситуации, прибегая к своей доброй христианской совести, доброму христианскому намерению и в то же время — здравому смыслу.
«Как простить Гитлера?»
Иногда случается, что тебе кто-то нанес обиду и вроде бы ты простил и даже забыл об этом, но потом происходит вновь похожая ситуация или твой обидчик снова тебе досаждает — и тогда прежняя обида вспыхивает в сердце и причиняет боль. Значит ли это, что на самом деле прощения никакого не было, а был лишь самообман? Или причина в чем-то другом?
Это прежде всего значит, что мы люди несовершенные. Действительно, возможно, в какой-то момент мы простили, но память о том, что человек сделал, в нас осталась. А новая ситуация спровоцировала разрастание этого чувства с новой силой. Просто надо опять работать над своим сердцем и учиться радоваться тому хорошему, что с этим нашим ближним происходит, или учиться огорчаться плохому, случающемуся с ним, и, безусловно, за него молиться.
Иногда спрашивают: «Как можно простить Гитлера?» или «Как можно простить убийцу, маньяка, который уничтожил множество людей?». Это сложный вопрос, и на него нельзя ответить теоретически.
Мне вспоминается эпизод из фильма Элема Климова «Иди и смотри», когда мальчик видит зверства эсэсовцев и седеет буквально за несколько дней своей жизни, а потом вместе с группой партизан натыкается на разоренный немецкий обоз и фотографический портрет Гитлера. Он подбегает к этому портрету и начинает в него стрелять из винтовки, перезаряжая ее раз за разом, а перед глазами у него образ на фото меняется: вот он чуть моложе, еще моложе, и в конце концов это уже не вождь Третьего рейха, претендующий на мировое господство, а ребенок в кроватке.
И в этот момент мальчик, ставший стариком, останавливается и перестает стрелять. Вот таково прощение — увидеть в человеке не того, кем он является сейчас, а того, кем он был прежде, когда еще всего этого не натворил. Увидеть, можно сказать, его душу, сотворенную Господом, и понять, что таким вот беспомощным и слабым он предстанет на суд Божий, где уже не будет ни власти, ни имущества, ни положения, а только вечность. Вот когда себя и его перед лицом вечности и зыбкости существования здесь поставишь, тогда и появляются силы простить.
Но ведь прощение злодея не говорит о том, что его не нужно сажать в тюрьму и изолировать. Нужно. Обязательно. В этом заключается милосердие к тем, кому он больше не сможет причинить зла, и к нему самому: он не сможет это зло творить и хотя бы в какой-то степени искупит то, что он сотворил на земле.
Как понять, что в твое сердце по-настоящему пришло прощение? Когда человек понимает, что важнее всего в жизни — научиться любить Бога и окружающих людей, когда человек к этой любви стремится, тогда он очень хорошо чувствует, движется он к прощению или нет.
Потому что когда для человека любовь — нормальное состояние, а ее отсутствие — ненормальное состояние, то для него нестерпимо не прощать кого-то за что-то и он всеми силами своей души будет стремиться к прощению и простит. Мы такие существа: чего очень хотим, того очень быстро добиваемся. Если для нас прощение будет потребностью, мы очень легко научимся прощать. Главное — осознать и почувствовать это как потребность.
Газета «Православная вера» № 7 (531)
Записала Инна Стромилова
Источник: pravoslavie.ru