Каждый психологический возраст характеризуется:
- социальной ситуацией развития (своеобразие взаимосвязи внешней среды и внутреннего мира ребёнка).
- возрастными новообразованиями (результаты развития и одновременно предпосылки дальнейшего развития).
Возникшие в данный период новообразования изменяют социальную ситуацию развития, ребёнок начинает требовать другой системы отношений со взрослыми, по-иному смотрит на мир.
Лев Выготский различал 2 типа возрастных периодов, сменяющих друг друга:
- стабильное (развитие совершается внутри социальной ситуации медленно, эволюционно);
- критическое (развитие совершается бурно и стремительно).
Кризисы сочетают в себе разрушительные и созидательные тенденции — это норма онтогенеза.
Периодизация (по Л.С. Выготскому) включает в себя следующие стадии развития психики:
- кризис новорожденности;
- младенчество (2мес — 1год);
- кризис 1 года;
- раннее детство (1-3 года);
- кризис 3 лет;
- дошкольный возраст (3-7 лет);
- кризис 7 лет;
- школьный возраст (8-12лет);
- кризис 13 лет;
- пубертатный возраст (14-17лет);
- кризис 17 лет.
- Биологический фактор включает прежде всего наследственность: наследуются темперамент и задатки способностей. Биологический фактор включает в себя особенности протекания внутриутробного развития и сам процесс рождения.
- Средовой фактор влияет на психическое развитие опосредованно. Выделяют природную среду и среду социальную.
- Активность — третий фактор психического развития.
В. Штерн выдвинул принцип конвергенции двух факторов (пересечения биологического и социального фактора) в развитии.
Что такое психологический возраст и как им управлять. Часть 1. Андрей Левченко
Л.С. Выготский подчёркивал единство наследственных и социальных моментов в процессе развития.
В развитии ребёнка выделяются «сензитивные периоды развития» — периоды наибольшей чувствительности к определённого рода воздействиям. Например, сензитивиый период для развития речи -от года до 3 лет.
Л. С. Выготским выдвинут тезис о ведущей роли обучения в психическом развитии. Чтобы обучение было развивающим, оно должно опираться на зону ближайшего развития ребёнка («расстояние» между уровнем актуального развития ребёнка и уровнем возможного развития).
Л. С.Выготский определил четыре закономерности детского развития:
- цикличность;
- неравномерность;
- «метаморфозы»;
- сочетание процессов эволюции и инволюции.
А. Н. Леонтьев, А.В. Запорожец, П.И. Зинченко, П.Я. Гальперин, Л.И. Божович (1930) показали, что в основе развития лежит практическая деятельность субъекта.
Введение понятия «деятельность» акцентирует активность субъекта развития.
Д. Б. Эльконин указал путь развития — организацию детской деятельности, соответствующей данному возрасту.
Необходимым условием психического развития является общение ребёнка со взрослым (М.И. Лисина). Исследования показали, что общение со взрослым на каждом из возрастных этапов выполняет свои специфические функции.
УЗНАЙ СВОЙ психологический возраст
Понять закономерности возрастного развития, специфику отдельных возрастных этапов позволяет разделение жизненного пути на периоды.
Л. С. Выготский различал три группы периодизаций:
- Первая группа — построение периодизации на основе внешнего, но связанного с самим процессом развития критерия. Например, периодизация Р.Заззо. В ней этапы детства совпадают со ступенями системы воспитания и обучения.
- Вторая группа — используется внутренний критерий, например, развитие детской сексуальности (Зигмундт Фрейд) или появление и смена зубов (П.П. Блонский).
- Третья группа — периоды возрастного развития выделяются на основе нескольких существенных особенностей этого развития (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин).
Развёрнутая периодизация психического развития ребёнка от рождения до 17 лет была создана Д.Б. Элькониным (1904-1984) и представлена в статье «К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте» (1971).
Каждый психологический возраст характеризуется показателями, которые находятся между собой в сложных отношениях:
- социальная ситуация развития;
- ведущая деятельность;
- основные новообразования.
Д. Б. Эльконин использовал понятие ведущая деятельность, разработанное А.Н. Леонтьевым, как критерий выделения психологических возрастов. Ведущая деятельность — это главная деятельность по её значению для психического развития:
- внутри неё возникают другие, новые виды деятельности (в игровой — элементы учебной);
- в ведущей деятельности формируются или перестраиваются психические процессы;
- от ведущей деятельности зависят наблюдаемые в данный период изменения личности ребёнка.
Даниил Эльконин выдвинул идею о чередовании в онтогенезе двух типов деятельности.
Периодизация по Д.Б. Эльконину
- кризис новорожденности;
- младенчество (2 месяца — 1 год) — непосредственное эмоциональное общение со взрослым;
- кризис 1 год;
- ранний возраст (1-3 года) — предметно-орудийная деятельность;
- кризис 3 лет;
- дошкольный возраст (3-7) — ролевая игра;
- кризис 7 лет;
- младший школьный возраст (8-12) — учебная деятельность;
- кризис 11-12 лет;
- подростковый возраст (11-15) — интимно-личностное общение со сверстниками;
- кризис 15 лет;
В зависимости от содержания выделяют кризисы отношений (3 и 11 лет) и кризисы мировоззрения (1 год и 7 лет).
Периодизация развития личности по З. Фрейду. Личность по З. Фрейду проходит в своём развитии несколько психосексуальных стадий:
- Оральная стадия (от рождения до 1 года) В этот период центром чувственной стимуляции и наслаждения для ребёнка является рот.
- Анальная стадия (1-1,5 до 3 лет). Эрогенная зона смещается в слизистую оболочку кишечника.
- Фаллическая стадия (3-5 лет) характеризует высшую ступень детской сексуальности. Чувственные наслаждения ребёнка сосредоточены на гениталиях (комплекс Эдипа и Элекгры).
- Латентная стадия (до 12 лет) период временного прерывания сексуального развития ребёнка
- Генитальная стадия (с 12 лет) обусловлена биологическим созреванием в пубертатный период и завершающая психосексуальное развитие.
Если на какой-либо из этих психосексуальных стадий развития психики дети испытывают слишком сильную фрустрацию или слишком большое удовлетворение, может произойти фиксация на потребностях этой стадии. Например, привязанность либидо к оральной зоне у взрослого даёт о себе знать остаточным оральным поведением — курением, жеванием резинки, алкоголизмом и т.п.
Периодизация развития личности по Э. Эриксону. По Эриксону особенности становления личности зависят от экономического и культурного уровня развития общества, в котором растёт ребёнок.
На каждой стадии развития психики ребёнок приобретает определённое личностное новообразование, которое фиксируется в структуре личности и сохраняется в последующие периоды жизни. В каждом личностном качестве заключено глубинное отношение к миру и самому себе. Это отношение может быть и позитивным, и негативным.
Развитие морального сознания личности по Л. Колбергу. Л. Колберг провёл эксперимент, в котором выявил моральные суждения и этические представления детей разного возраста.
- 1-й уровень — доморальный. На 1 стадии ребёнок ориентируется на наказание и ведёт себя хорошо, чтобы его избежать, на 2 стадии -ребёнок ориентируется на поощрение.
- 2-й уровень — конвенциональная мораль (соглашение). Стремится вести себя исходя из потребности в одобрении, в поддержании хороших отношений. Одобрение других — характерно для 3 стадии, ориентация на авторитет — для 4 стадии.
- 3-й уровень — автономная мораль. Моральные нормы становятся собственным достоянием личности.
Все дошкольники и большинство семилетних детей находятся на доморальном уровне (70%). Доморальное сознание сохраняется в 10 лет-у 30% детей ив 13-16 лет у 10% детей. Многие дети к 13 годам решают моральные проблемы на 2-ом уровне. Только 10 % подростков поднимаются до высшего уровня морального сознания. Индивидуальные различия здесь велики.
Стадии интеллектуального развития по Ж. Пиаже. Процесс развития интеллекта представляет собой смену периодов, в течение которых происходит становление основных интеллектуальных структур.
Источник: psyera.ru
Психологический возраст
Здоровье
Автор Мария Марихами На чтение 6 мин Опубликовано 04.09.2020
«Какой у тебя психологический возраст?»
Человек-ребенок — это человек взрослый по паспорту и возрасту, но одновременно является психологическим ребенком — с детской позицией в мышлении, поведении и эмоциональных реакциях.
Как проявляется в жизни незрелая личность. Это низкая ответственность и инфантилизм, несамостоятельность, неумение и нежелание контролировать свои чувства и желания, когда «хочу — не хочу» и «это я люблю — это я не люблю» всегда имеет приоритет перед «надо». Это обиды на критику, раздражение, жалобы, обвинения и оправдания. Минимум забот и ответственности, максимум развлечений, игр и удовольствия, вот она — страна детства, из которой многие и не собираются выбираться.
Проявления детской позиции и детских черт у взрослого человека — не патология, а культурная норма современного общества.
3 этапа рождения — физическое, психологическое и духовное.
Физическое рождение очевидно, а вот психологическое как происходит? Про духовное я пока вообще ничего не говорю.
Психологическое рождение — это процесс выхода человека из под психологической опеки родителей и становление его, как самодостаточной, зрелой личности. Из традиций семьи и образования, культура воспитания психологически зрелой личности исключена. Все пущено на самотек.
По моим наблюдениям в индивидуальной и групповой работе с людьми — 90% застревают в психологическом возрасте ребенка. Человек-ребенок непонятно зачем обижается, без цели ругается, прилипает к телевизору и покупает яркое и вкусное, а не нужное и полезное.
Психологический ребенок и взрослый
Люди, которые рано образовали семью, в раннем возрасте достигли руководящих должностей, чаще психологически взрослые. А бывает так, что человеку уже 40 и более лет, а он одевается по молодежному, не любит принимать решений, не хочет ничем заниматься, а хочет только иметь пассивный доход и тратить деньги.
Согласно исследованиям ученых, люди, которые психологически не зрелые избегают ответственности, предпочитают жить на содержании, формируют отношения с женатыми мужчинами или замужними женщинами, ощущают себя молодыми. Психологический возраст таких людей может колебаться от детского до юношеского, хотя в висках может быть уже седина.
Психологический ребенок, подросток предпочитает завести отношения с человеком у которого сильно развит внутренний родитель. Есть такие ситуации, когда психологический ребенок устраивается на желаемую работу, но все время болеет или ощущает себя дискомфортно. А дело в том, что там, где будет легко психологически взрослому, психологическому ребенку будет сложно справляться. Представьте если 7 — 9 летнего ребенка попросить провести совещание для топ менеджеров.
Зачем становиться Взрослым?
Это ответственность, а не развлечения; планирование, а не легкая спонтанность; учет последствий, а не сладкое «нравится — не нравится», это жизнь с принятием решений и серьезных действий.
Психологический возраст очень сильно влияет на отношения. Ели не решать данный вопрос, то распадаются браки. Один из партнеров взрослеет и уходит вперед в своем развитии, а другой так и продолжает оставаться в детстве или юношестве. Или созависимые отношения, когда партнеры страдают вместе, но не могут расстаться.
Очень распространенный вариант, когда женщина в семье выполняет роль мамы для детей и для мужа. Она содержит всю семью и на ней держится быт и другие вопросы. Незрелых женщин мы можем встретить в отношениях с мужчинами, которые по возрасту годятся в отцы.
Действительно внутри таких ситуаций сложно понять причину и произвести изменения в жизни, поэтому многие и обращаются за помощью к психологу.
Только малую часть населения мы можем назвать взрослыми людьми — людьми, которые умеют быстро, точно, эффективно действовать. И эти действия приводят к нужному результату.
Вы теперь понимаете, почему некоторые люди поступают неразумно и нелогично. Среди ваших знакомых есть люди-дети. А возможно вы себя узнаете в каких-то ситуациях и хотите повзрослеть?
Психологический возраст в сферах жизни
Бывает и так, что психологический возраст может может не совпадать в разных сферах жизни. Например, в работе человек ответственный, принимает решения, руководит, а в личной жизни строит отношения с партнерами по детско-родительской модели. Психологический возраст изменяется субъективными ощущениями внутреннего «я», самостоятельностью, демонстрирует как человек смог адаптироваться в социуме в той или иной сфере жизни.
Внутреннее взросление происходит через прохождение «кризисов идентичности» согласно концепции психосоциального развития личности американского психолога Эрик Эриксон. Он поделил жизненный путь человека на 8 стадий.
8 стадий психологического развития
У каждой стадии (возрастного промежутка) есть свои цели. Переход из одной стадии в следующую происходит через критические точки напряжения — внутренние конфликты.
Если человек проходит кризис благоприятно, то его личность укрепляется, развиваются навыки и качества для решения будущих жизненных задач: доверие к миру, сила воли, инициативность, трудолюбие и нацеленность на результат, собственные ценности, самоуважение, способность любить и строить близкие отношения, забота, мудрость.
Если неблагоприятно, то в следующей стадии человек будет отягощен нерешенными проблемами прошлого. И периодически будет «возвращаться» на предыдущие стадии, чтобы все таки разрешить свои внутренние конфликты — в работе, в отношениях, в самооценке и так далее.
Избежать кризисных точек совсем не получается, ведь в процессе взросления с младенчества и до смерти человек встречается с новыми задачами, которые ставит перед нами жизнь в определенном возрасте.
Чем больше возрастных кризисов благоприятно прошел человек, тем легче ему жить дальше.
Чтобы определить свой внутренний возраст можно воспользоваться тестами в интернете или прийти на консультацию к психологу, который поможет вам стать психологически зрелой личностью и при этом гармонично проявлять все свои части личности.
У кого складывается лучшая жизнь
Самая лучшая жизнь складывается у гармоничного, зрелого, любимого и любящего человека.
В трансактном анализе Эрика Берна рассматриваются внутренние эго-состояния: взрослый, ребенок, родитель.
- Ребёнок— это наша спонтанность, эмоциональность, творчество, капризы, радость.
- Родитель — это все что мы себе разрешаем, запрещаем, критика, забота, наказание.
- Взрослый — это наша связь с реальностью, опыт, ошибки и выводы, аналитическое мышление, самостоятельность. Способность адекватно реагировать на внешние обстоятельства и решать внутренние конфликты с внутренним ребенком и родителем.
С искренней любовью к Вам,
P.S. По всем вопросам обращайтесь
вконтакте личным сообщением или в комментариях
Источник: galaksyenergy.ru
Что значит психологический возраст
Похоже я старею ибо в 18 лет проходила тест, а в результате показала 43 года. Сейчас мне 20 лет решила повторно по приколу пройти и уже 64 года показывает. Интересно конечно получается 🙁
Мне 19, тест показал 31 год. Описание довольно точно охарактеризовало мою жизненную ситуацию
Круто мне 47, а психологический возраст 27 описание верное!
Мне выдало 39, а на деле мне 68, моему старшему сыну 51 год, не знаю почему мне выдало такой результат, не в точку но приятно
Мне 17,а психологический возраст 46
Описание совпало наполовину. Там сказано, что боюсь расслабляться, мол боюсь, что что-то произойдёт. Если я хочу расслабиться, то сделаю это несмотря ни на что
Спасибо огромное. Мне 46, тест показал 32. Люблю спорт, творчество, активность. Более 20 лет работаю с детьми.Они — источник молодости!
Достаточно точно: 46 физиологический/48 психологический. Неплохой тест.
У меня один в один: 64 и психологический возраст 64. И все в точку. Спасибо.
Ну что же… Мне всего лишь-то 13, а психологический возраст 38.
Смешно, учитываю мнение моих друзей. » Легкомысленный и несерьёзный ребёнок «. А тест мне очень даже понравился:)
Фактически мне 13 лет, однако, психологически 53… Видимо не зря мне сверстники говорили, что я слишком скучный.
Мне 14 но, тест решил что мне 56…Видимо спокойствие в наше время признак старости.
«Мудрость не по годам»
31 — фактический. 31- психологический.
А так же расшифровка совпала на все 100%, особенно про психологическое выгорание…
Мне выдали психологический возраст 45 лет, а фактический у меня почти вдвое больше. Интересно было бы, если бы по ответам они угадывали физический.
Источник: wikigrowth.ru