Сегодня я покажу тебе основные виды схем фенечек, которые встречаются в интернете, и расскажу, как по ним плести.
Итак, начнём со схем косого плетения. Это их самый распространённый вид. Цветные линии олицетворяют нити, а кругляшки со стрелками — узлы между двумя нитями, входящими в них.
Для этой схемы нужно взять шесть нитей и разложить их в порядке: Красный, Серый, Белый, Белый, Серый, Красный. Нитки в косом плетении связываются попарно. В первом ряду три узла — два вправо и один влево (это показывают стрелки). Первый узел — узел вправо красной ниткой на чёрной, второй — узел вправо белой на белой, и третий — узел влево красной ниткой на чёрной. Если ты не знаешь, как плетутся эти узлы, значит, тебе необходимо сначала посмотреть базовый урок Основные узлы в фенечках.
Дальше. Во втором ряду всего два узла — один вправо и один влево. Первая (чёрная) нитка откладывается, а начиная со второй плетутся два узла согласно схеме. Последняя чёрная нитка в этом ряду тоже остаётся в стороне. Так получается шахматный порядок узлов и полотно становится единым целым.
Если прибавления (убавления) в реглане НЕ в каждом втором ряду . Как не сбиться и не запутаться.
Третий и последующие ряды плетутся аналогично. Ломаная стрелка означает узел «фриволите», об этом также читай в уроке об основных узлах.
Когда доплетёшь до конца схемы, просто начинай её с начала. В некоторых схемах цвета в каждом следующем повторении (рапорте) распределяются по-другому, это нормально. Нужно продолжать следовать схеме, не обращая внимание на то, что цвета изменились. Как правило, эта ситуация встречается в схемах гейзеров.
Второй вариант схем косого плетения — схемы из программы Renyxa.
Страшно только на первый взгляд На самом деле, здесь всё то же самое и тот же принцип, просто вместо стрелки направление узла показывает линия внутри круга. Например, первый ряд здесь — четыре узла влево, три вправо и снова один влево.
Теперь поговорим о схемах прямого плетения. Чаще это просто рисунок, нарисованный по клеточкам. Здесь тебе не покажут стрелками, какие узлы плести.
Количество ниток, необходимых для схемы прямого плетения, рассчитывается так. Высота схемы — 28 квадратиков. Столько же будет и узлов в каждом ряду. Соответственно, для начала нужно взять 28 чёрных нитей, моток белых ниток и пару розовых. Как плести фенечки такого типа — подробно написано в уроке Прямое плетение несколькими цветами.
Ещё один вид схем прямого плетения — ниже.
Главная нить здесь жёлтая, остальные — фиолетовые. Горизонтальная линия внутри кружочка означает, что узел плетётся главной нитью, а вертикальная — наоборот, нитью основы вокруг главной.
Это были наиболее распространённые виды схем, которые встречаются в плетении фенечек. Если что-то всё-таки непонятно, или ты нашёл другую схему и не знаешь, как в ней разобраться, присылай её мне на почту или пиши в комментариях под этой записью.
Источник: fenkoplet.ru
Как научиться пользоваться деревянными счетами с 10 строками
Деревянные счеты уже не используются для выполнения арифметических действий, ведь намного проще и быстрее посчитать на калькуляторе. Но даже в наше время научиться пользоваться счетами будет полезно не только бухгалтерам и продавцам, но и обычным людям. При использовании бухгалтерских счетов улучшается память, совершенствуются навыки счета в уме, а у детишек развивается мелкая моторика рук. Да и это просто интересный и необычный способ посчитать повседневные расходы.
Как работают счеты
Бухгалтерские деревянные счеты ушли в прошлое, и теперь мало кто понимает, как ими пользоваться. А ведь несколько десятков лет назад это был основной инструмент для проведения расчетов. В любом магазине продавец виртуозно управлялся с этим инструментом, а покупатели смотрели и даже тогда не понимали, как работают счеты. Со стороны расчеты выглядели волшебным действом, которым невозможно овладеть самостоятельно. Но теперь тайны исчезли, и вы сможете овладеть этим знанием.
Счеты устроены так:
- снизу находятся два ряда по десять костяшек: это десятые и сотые доли числа;
- дальше идет один ряд из четырех костяшек: это четверти;
- выше снова расположены несколько рядов по десять костяшек: это единицы, десятки, сотни, тысячи и т.д.
В середине каждого ряда находятся две темные костяшки. Это сделано для того, чтобы легче было отсчитать нужное количество. А в ряду, обозначающем тысячи, левая костяшка тоже темная.
Числовое значение каждого ряда.
По размеру счеты могут быть разными. Некоторые содержат 10 строк с костяшками, некоторые меньше. Но принцип работы на них всегда одинаков.
Как пользоваться счетами: инструкция
Если вы поймете принцип, как считать на деревянных счетах, вы сможете применить знания к любым счетам с любым количеством рядов. Вам достаточно найти единицы (над рядом из 4 костяшек), и от этой строки отсчитывать вверх или вниз нужные значения.
Как набирать числа
Для набора числа на счетах нужно отсчитать нужное число костяшек в каждом ряду с соответствующим значением.
Например, чтобы набрать число «4267,27» нужно сделать следующее:
- в ряду с тысячами сдвигаем влево четыре костяшки;
- в ряду сотен – две;
- в ряду десятков – шесть;
- в ряду единиц – семь;
- в ряду под четырьмя костяшками сдвигаем влево две;
- в следующем – семь костяшек.
Цифра 4267, 27 на деревянных счетах.
Если нам надо набрать число, которое оканчивается на «,25», «,5» или «,75», то будем пользоваться коротким рядом (четверти), откладывая там соответственно одну, две или три костяшки.
Как складывать
Теперь, когда мы умеем набирать числа, будем выполнять разные действия с ними. Сначала рассмотрим сложение, как самое простое действие.
В первую очередь нужно набрать первое слагаемое. Далее прибавляем второе, начиная с нижнего ряда, т.е. с единиц (или десятых или сотых долей). Следует сложить соответствующие цифры, отложив нужное количество костяшек. По очереди плюсуем единицы, десятки, сотни и т.д.
Если в ряду костяшек не хватает, то откладываем недостающее количество, а в ряду, расположенном выше, сдвигаем еще одну костяшку.
Например, если мы складываем числа 238 и 247, то необходимо сделать следующее:
- Набираем на счетах число 238: отсчитываем 8 костяшек в единицах, 3 в десятках и 2 в сотнях.
- Прибавляем на строчке единиц 7 костяшек (8 + 7 = 15). В математике “5 пишем, 1 в уме”, и здесь такой же принцип: выставляем 5 на строке с единицами, и прибавляем на десятках +1.
- В десятках у нас было изначально 3, а стало 4. К этой цифре прибавляем еще 4 костяшки от второго числа и получается 8.
- В сотнях было две изначально и прибавляем еще две.
- Итого у нас получится 485.
Пример сложения на счетах
Главное всегда начинайте прибавлять с наименьшей цифры. Если бы у нас были десятые или сотые, рассчеты начинали бы с них.
Как вычитать
Вычитание делается аналогично сложению, но сверху вниз. Начинаем с самого большого разряда. Из отложенных костяшек сдвигаем назад столько, сколько находится в соответствующем разряде вычитаемого.
Например, если из 98 вычитаем 73:
- Набираем на счетах уменьшаемое 98: 9 десятках и 8 единиц.
- В вычитаемом берем первую цифру (7) и убираем столько костяшек из соответствующего ряда. Было 9, осталось 2 костяшки.
- В ряду с единицами смахиваем вправо 3 костяшки, и получается 5.
- Итого у нас получится 25.
Пример вычитания на счетах
Если же необходимого количества костяшек у нас нет, то оставляем (10 – х) костяшек (здесь х – число недостающих костяшек). При этом в ряду, расположенном выше, сдвигаем вправо одну костяшку. К примеру, если бы у нас было 93 и 79:
- В десятках рассчеты ничем не отличаются (9 – 7), так что получается 2.
- В единицах было 3 костяшки, а забрать нужно 9, и нам не хватает. Мы смахиваем 3 костяшки, и строка обнуляется – переносим все костяшки в этом ряду направо и продолжаем отсчет, т.е. забираем еще 6 костяшек (10 – 6). Останется 4 костяшки на строке единиц. И помимо этого переносим одну костяшку из верхнего ряда (десятки), чтобы отразить обнуление ряда единиц.
- В десятках получится 2 – 1 = 1, а в единицах 4.
- Итого получится 14.
На словах может выглядеть путанно и непонятно, но если разобраться в принципе работы счетов, вы сможете рассчитывать любые цифры.
Как умножать
Самые простые виды умножения таковы:
- При умножении на 2 нужно просто сложить число с самим собой.
- Если нужно умножить на 3, то к полученному выше результату еще раз прибавляем первый множитель.
- Чтобы умножить число на 4, нужно сначала сложить его с самим собой, а затем к полученной сумме прибавить ее же.
- Для умножения на 5 нужно исходное число разделить на 2 и после этого умножить его на 10. Для этого мы просто переносим отложенные костяшки на ряд выше.
Если требуется выполнить умножение на какое-либо другое число, то следует комбинировать описанные выше способы.
Как делить
Использовать счеты для деления неудобно, потому что они для этого не предзназначены. Чаще всего их использовали продавцы, чтобы посчитать сумму покупки, и делить ничего не нужно было. Но если задаться такой целью, то можно применить счеты и для этого.
Деление – это многократное вычитание делителя из делимого.
Проще всего разделить на 2. Для этого нужно в каждом ряду убрать половину отложенных костяшек. К примеру, было 280 и нужно разделить на два:
- В ряду сотен было 2, останется 1.
- В ряду десяток было 8, останется 4.
- Получится 140.
Теперь рассмотрим подробней процесс деления на другие цифры на примере деления 72 на 3.
- Нужно установить на счетах делимое (72): на десятках 7, на единицах 2.
- С верхнего задействованного ряда начинаем сдвигать направо (вычитать) число костяшек, которое соответствует делителю (3). Каждый раз, когда получается забрать целое число делителя, на самом верхнем ряду отодвигаем влево по одной костяшке. На десятках 7 костяшек. Забираем 3 раз, забираем 3 два и осталась одна костяшка. Ее недостаточно, чтобы вычесть целый делитель, так что останавливаемся и переходим на строчку ниже.
- Теперь отнимаем делитель от строчки ниже. Если осталась костяшка в ряду выше, операция проводится с двузначным числом. На единицах записано число 2, но с учетом оставшейся десятки у нас получается 12. Именно от этого числа отнимаем делитель (3): откидываем 3 костяшки, получается 9. Вычитаем 3 костяшки, пока что не закончатся все костяшки. Каждый раз, когда получается отнять целый делитель, на втором сверху ряду отодвигаем влево костяшку. В нашем случае мы отодвинем 4 костяшки.
- Итого у нас получится на самом верхнем ряду 2 отодвинутые костяшки, и еще 4 под ним. Получается цифра 24.
- При делении 72 на 3 выходит 24.
Когда в результате деления получается дробное число, то поступаем так:
- если можно округлить число, то заканчиваем деление и записываем округленный по правилам результат;
- в противном случае продолжаем деление, задействовав два самых нижних ряда, обозначающих десятые и сотые доли числа.
Если нам необходимо разделить на двухзначное число, то действуем по тому же алгоритму, но начинаем с двух верхних рядов. При трехзначном делителе – с трех верхних и т.д.
Как упростить деление
В ряде случаев деление можно выполнить значительно проще.
- При делении на 2 нужно просто сдвинуть вправо половину костяшек. Если в последнем ряду было нечетное количество косточек, то округляем результат или задействуем ряд из четырех костяшек.
- Для деления на 4 необходимо два раза повторить вышеописанную процедуру.
- Чтобы разделить число на 5, нужно делимое перенести на один ряд вниз (т.е. разделить число на 10), а затем произвести умножение на 2.
- Деление на 8 – это деление на 2, выполненное три раза.
- Для деления числа на 9 его нужно сначала умножить на 10, т.е. перенести число на ряд выше, а затем из полученного результата вычесть начальное число.
Применяя описанные выше способы, можно быстро произвести деление на счетах.
Как научиться считать на деревянных счетах
Сначала может показаться, что производить арифметические операции на деревянных счетах очень сложно. Но это не так. Важно понять сам принцип выполнения действия, а дальше все зависит от практики. Для работы со счетами нужно уметь выполнять элементарные вычисления в уме с однозначными цифрами.
Следует выделить определенное количество времени и стараться, чтобы занятие не длилось меньше установленного лимита. Начинайте тренироваться с простыми цифрами и действиями, постепенно увеличивая сложность. Со временем скорость рассчетов существенно вырастет.
Бонус от использования счетов: со временем вам будет проще выполнять рассчеты в уме, мысленно представляя деревянные счеты.
Если стоит задача научить ребенка пользоваться счетами, то дело пойдет быстрее при внедрении в процесс обучения элементов игры.
Итак, считать на счетах не так сложно как может показаться на первый взгляд. Главное – понять алгоритм выполнения того или иного действия и регулярно проводить хотя бы небольшие по времени занятия. Для тех, кто полагает, что нет смысла использовать счета в век вычислительных машин и калькуляторов, можем сказать: умение считать на русских счетах важно для нашего мозга. Это упражнение, благодаря которому он тренируется и дольше не стареет. А детям такие занятия позволяют развивать мелкую моторику и освоивать арифметические расчеты проще и наглядней.
Источник: legkonauchim.ru
Статистика
В жизни нам постоянно приходится с анализом больших массивов данных. Во время переписи населения государство узнает информацию о каждом своем гражданине, а потом сообщает такие данные, как уровень грамотности населения, доля городских и сельских жителей, средний возраст и т.п. Для получения этой информации существует специальный раздел математики – статистика. Познакомимся с основами этой дисциплины, которую некоторые несправедливо называют самой точной из лженаук.
План урока:
Понятие выборки и генеральной совокупности
Слово статистика, образованное от латинского status(состояние дел), появилось только в 1746 году, когда его употребил немец Готфрид Ахенвалль. Однако ещё в Древнем Китае проводились переписи населения, в ходе которых правители собирали информацию о своих владениях и жителях, проживающих в них.
В основе любого статистического исследования лежит массив информации, который называют выборкой данных. Покажем это на примере. Пусть в классе, где учится 20 учеников, проводился тест по математике, содержавший 25 вопросов. В результате учащиеся показали следующие результаты:
Ряд чисел, приведенный во второй строке таблицы (12, 19, 19, 14, 17, 16, 18, 20, 15, 25, 13, 20, 25, 16, 17, 12, 24, 13, 21, 13), будет выборкой. Также ее могут называть рядом данных или выборочной совокупностью.
В примере с классом выборка состоит из 20 чисел. Эту величину (количество чисел в ряду) называют объемом выборки. Каждое отдельное число в ряду именуют вариантой выборки.
В примере со школьным классом в выборку попали все его ученики. Это позволяет точно определить, насколько хорошо учащиеся написали математический тест. Однако иногда необходимо проанализировать очень большие группы населения, состоящие из десятков и даже сотен миллионов человек. Например, необходимо узнать, какая часть населения страны курит.
Опросить каждого жителя государства невозможно, поэтому в ходе исследования опрашивают лишь его малую часть. В этом случае статистики выделяют понятие генеральная совокупность.
Так, если с помощью опроса 10 тысяч человек ученые делают выводы о распространении курения в России, то все российское население будет составлять генеральную совокупность исследования, а опрошенные 10 тысяч людей вместе образуют выборку.
Среднее арифметическое выборки
Сбор информации о выборке является лишь первой стадией статистического исследования. Далее ее необходимо обобщить, то есть получить некоторые цифры, характеризующие выборку. Самой часто используемой статистической характеристикой является среднее арифметическое.
Другими словами, для подсчета среднего арифметического необходимо просто сложить все числа в ряде данных, а потом поделить получившееся значение на количество чисел в ряде. Так, в примере с тестом по математике (таблица 1) средний балл учащихся составит: (12+19+19+14+17+16+18+20+15+25+13+20+25+16+17+12+24+13+21+13):20=
Среднее арифметическое позволяет одним числом характеризовать какое-либо качество всех объектов группы. Чем больше средний балл учащихся в классе, тем выше их успеваемость. Чем меньше среднее количество голов, пропускаемых футбольной командой за один матч, тем лучше она играет в обороне. Если средняя зарплата программистов в городе составляет 90 тысяч рублей, а дворников – 25 тысяч рублей, то это значит, что программисты значительно более востребованы на рынке труда, а потому при выборе будущей профессии лучше предпочесть именно эту специальность.
Упорядоченный ряд и таблица частот
В ряде данных в таблице 1 числа приведены в произвольном порядке. Перепишем ряд так, чтобы все числа шли в неубывающем порядке, то есть от самого маленького к самому большому:
12, 12, 13, 13, 13, 14, 15, 16, 16, 17, 17, 18, 19, 19, 20, 20, 21, 24, 25, 25.
Такую запись называют упорядоченным рядом данных.
Его характеристики ничем не отличаются от изначальной выборки, однако с ним удобнее работать. С его помощью можно видеть, что ни одному ученику не удалось набрать 22 или 23 балла на тесте, но сразу двое учащихся дали 25 правильных ответов. На основе упорядоченного ряда данных несложно составить таблицу частот, в которой будет указано, как часто та или иная варианта выборки встречается в ряде. Выглядеть она будет так:
При составлении этой таблицы мы исключили из нее те варианты количества набранных баллов, частота которых равна нулю (от 0 до 12, 22 и 23).Заметим, что сумма чисел в нижней строке таблицы частот должна равняться объему выборки. Действительно,
С помощью таблицы частот можно быстрее посчитать среднее арифметическое выборки. Для этого каждую варианту надо умножить на ее частоту, после чего сложить полученные результаты и поделить их на объем выборки:
(24+39+14+15+32+34+18+38+40+42+24+50):20 = 349:20 = 17,45.
Размах выборки
Следующий важная характеристика ряда данных – это размах выборки.
Если выборка представлена в виде упорядоченного ряда данных, то достаточно вычесть из последнего числа ряда первое число. Так, размах выборки результатов теста в классе равен:
так как самые лучшие ученики смогли решить все 25 заданий, а наихудший учащийся ответил правильно только на 13 вопросов.
Размах выборки характеризует стабильность, однородность исследуемых свойств. Например, пусть два спортсмена-стрелка в ходе соревнований производят по 5 выстрелов по круговой мишени, где за попадание начисляют от 0 до 10 очков. Первый стрелок показал результаты 8, 9, 9, 8, 9 очков. Второй же спортсмен в своих попытках показал результаты 7, 10, 10, 6, 10. Средние арифметические этих рядов равны:
(8+9+9+8+9):5 = 43:5 = 8,6;
(7+10+10+6+10):5 = 43:5 = 8,6.
Получается, что в среднем оба стрелка стреляют одинаково точно, однако первый спортсмен демонстрирует более стабильные результаты. У его выборки размах равен
в то время как размах выборки второго спортсмена равен
Размах выборки может быть очень важен в метеорологии. Например, в Алма-Ате и Амстердаме средняя температура в течение года почти одинакова и составляет 10°С. Однако в Алма-Ате в январе и феврале иногда фиксируются температуры ниже -30°С, в то время как в Амстердаме за всю историю наблюдений она никогда не падала ниже -20°С.
Мода выборки
Иногда важно знать не среднее арифметическое выборки, а то, какая из ее вариант встречается наиболее часто. Так, при управлении магазином одежды менеджеру не важен средний размер продаваемых футболок, а необходима информация о том, какие размеры наиболее популярны. Для этого используется такой показатель, как мода выборки.
В примере с математическим тестом сразу 3 ученика набрали по 13 баллов, а частота всех других вариант не превысила 2, поэтому мода выборки равна 13. Возможна ситуация, когда в ряде есть сразу две или более вариант, которые встречаются одинаково часто и чаще остальных вариант. Например, в ряде
1, 2, 3, 3, 3, 4, 5, 5, 5
варианты 3 и 5 встречаются по три раза. В таком случае ряд имеет сразу две моды – 3 и 5, а всю выборку именуют мультимодальной. Особо выделяется случай, когда в выборке все варианты встречаются с одинаковой частотой:
Здесь числа 6, 7 и 8 встречаются одинаково часто (по два раза), а другие варианты отсутствуют. В таких случаях говорят, что ряд не имеет моды.
Медиана выборки
Иногда, например, при расчете средней зарплаты, среднее арифметическое не вполне адекватно отражает ситуацию. Это происходит из-за наличия в выборке чисел, очень сильно отличающихся от среднего. Так, из-за огромных зарплат некоторых начальников большинство рядовых сотрудников компаний обнаруживают, что их зарплата ниже средней. В таких случаях целесообразно использовать такую характеристику, как медиану ряда. Это такое значение, которое делит ряд данных пополам. В упорядоченном ряде 2, 3, 6, 8, 8, 12, 15, 15, 18, 19, 25 медианой будет равна 12, так как именно она находится в середине ряда:
Однако таким образом можно найти только медиану ряда, в котором находится нечетное количество чисел. Если же их количество четное, то за медиану условно принимают среднее арифметическое двух средних чисел. Так, для ряда 2, 3, 6, 8, 8, 12, 15, 15, 18, 19, 25, 30, содержащего 12 чисел, медиана будет равна среднему значению 12 и 15, которые занимают 6-ое и 7-ое место в ряду:
Вернемся к примеру с математическим тестом в школе. Так как его сдавали 20 учеников, а 20 – четное число, то для расчета медианы следует найти среднее арифметическое 10-ого и 11-ого числа в упорядоченном ряде
12, 12, 13, 13, 13, 14, 15, 16, 16, 17, 17, 18, 19, 19, 20, 20, 21, 24, 25, 25.
Эти места занимают числа 17 и 17 (выделены жирным шрифтом). Медиана ряда будет равна
Три приведенные основные статистические характеристики выборки, а именно среднее арифметическое, мода и медиана, называются мерами центральной тенденции. Они позволяют одним числом указать значение, относительно которого группируются все числа ряда.
Рассмотрим для наглядности ещё один пример. Врач в ходе диспансеризации измерил вес мальчиков в классе. В результате он получил 10 значений (в кг):
39, 41, 67, 36, 60, 58, 46, 44, 39, 69.
Найдем среднее арифметическое, размах, моду и медиану для этого ряда.
Решение. Сначала перепишем ряд в упорядоченном виде:
36, 39, 39, 41, 44, 46, 58, 60, 67, 69.
Так как в ряде 10 чисел, то объем выборки равен 10. Найдем среднее арифметическое. Для этого сложим все числа в ряде и поделим их на объем выборки (то есть на 10):
Размах выборки равен разнице между наибольшей и наименьшей вариантой в ней. Самый тяжелый мальчик весит 69 кг, а самый легкий – 36 кг, а потому размах ряда равен
В упорядоченном ряде только одно число, 39, встречается дважды, а все остальные числа встречаются по одному разу. Поэтому мода ряда будет равна 39 кг.
В выборке 10 чисел, а это четное число. Поэтому для нахождения медианы надо найти два средних по счету значение найти их среднее. На 5-ом и 6-ом месте в ряде находятся числа 44 и 46. Их среднее арифметическое равно
(44+46):2 = 90:2 = 45 кг.
Поэтому и медиана ряда будет равна 45 кг.
Ошибки в статистике
Статистика является очень мощным инструментом для исследований во всех областях человеческой деятельности. Однако иногда ее иронично называют самой точной из лженаук. Известно и ещё одно высказывание, приписываемое политику Дизраэли, согласно которому существует просто ложь, наглая ложь и статистика. С чем же связана такая репутация этой дисциплины?
Дело в том, что некоторые люди и организации часто манипулируют данными статистики, чтобы убедить других в своей правоте или преимуществах товара, которые они продают. Требуются определенные навыки, чтобы правильно пользоваться статистикой. Одна из самых распространенных ошибок – это неправильный выбор выборки.
В 1936 году перед президентскими выборами в США был проведен телефонный опрос, который показал, что с большим преимуществом победу должен одержать Альфред Лендон. Однако на выборах Франклин Рузвельт набрал почти вдвое больше голосов. Ошибка была связана с тем, что в те годы телефон могли позволить себе только богатые люди, которые в большинстве своем поддерживали Лендона. Однако бедные люди (а их, конечно же, больше, чем богатых) голосовали за Рузвельта.
Ещё один пример – это агитация в конце XIX века в США к службе на флоте. Пропагандисты в своей рекламе указывали, что, согласно статистике, смертность на флоте во время войны (испано-американской) составляет 0,09%, в то время как среди населения Нью-Йорка она равнялась 0,16%. Получалось, что служить на флоте в военное время безопаснее, чем жить мирной жизнью. Однако на самом деле причина таких цифр заключается в том, что во флот всегда отбирали молодых мужчин с хорошим здоровьем, которые не могли умереть от «старческих» болезней, в то время как в население Нью-Йорка входят больные и старые люди.
При указании среднего значения исследователь может использовать разные характеристики – среднее арифметическое, медиана, мода. При этом почти всегда среднее арифметическое несколько больше медианы. Именно поэтому большинство людей, узнающих о средней зарплате в стране, удивляются, так как они столько не зарабатывают. Правильнее ориентироваться на медианную зарплату.
Ну и наконец, нельзя забывать, что любая статистика может показать только корреляцию между двумя величинами, но это не всегда означает причинно-следственную связь. Так, известно, что чем больше в городе продается мороженого, тем больше в это же время людей тонет на пляжах. Означает ли это, что поедание мороженого увеличивает риск во время плавания? Нет.
Дело в том, что оба этих показателя, продажи мороженого и количество утонувших, зависят от третьей величины – температуры в городе. Чем жарче на улице, тем большее количество людей ходят на пляж и тем больше мороженого продается в магазинах.
Источник: 100urokov.ru