Недавно прочла книгу Павла Санаева «Похороните меня за плинтусом». Повесть произвела очень сильное впечатление потому, что автор сумел передать мысли, чувства, переживания ребёнка, лишённого материнской ласки и вынужденного пребывать под неусыпным оком не совсем нормальной бабушки, фанатичная любовь которой очень странно переплетается с постоянной руганью, истериками и домашней тиранией. Более несчастливого детства представить себе трудно. Бабушкин домашний «концлагерь» — это сгусток тоски, обид, унижений и слёз. А вот радостей у ребёнка не было совсем!
Кто-то называет эту книгу гротескно-смешной, а я ни разу не засмеялась, у меня сердце щемило от жалости. На первых же страницах меня шокировали бабушкины витиеватые, совершенно ужасные ругательства, её проклятия, связанные со смертью, болезнью. Таких слов ребёнок и слышать-то не должен никогда! Подобные ругательства калечат детскую психику, разрушают личность, заставляют ребёнка думать, что он хуже всех, самый больной и несчастный, ни на что не способный. Эти черты характера проявились в санатории, во взаимоотношениях со сверстниками, когда Саша не смог противостоять старшему, более сильному мальчику, подчинился его жестоким правилам, как всегда смирялся с диктатом бабушки.
Гротескные, кажущиеся неестественными ситуации, не помешали автору отразить правду жизни. Ведь не секрет, что немало есть подобных семей, где злое, мерзкое слово, ругань, мат, а порою и рукоприкладство калечат психику и дальнейшую жизнь детей. К тому же повесть, как известно, автобиографична, во многом построена на личных впечатлениях детства писателя.
Однако, следует признать, что бабушка любит Сашу до самозабвения, лечит его с утра до вечера (залечила, можно сказать, едва не до смерти) и без него не мыслит своей жизни. Но такого уродливого проявления любви я понять просто не в состоянии! Любовь её эгоистична и слепа. Бабушка ни разу не подумала, как порадовать мальчика, как сделать его жизнь счастливой.
Она забывала даже про дни рождения Саши! А прогулка в парке, такая долгожданная, закончилась сплошными разочарованиями и расстроила меня до слёз, хотя описана она была очень смешно.
Я могу понять мотивы этой женщины, даже пожалеть её в конце повествования, но только лишь умом, а сердцем — нет. Потому что бабушка искалечила жизнь не только маленькому Саше, но и собственной дочери Оле, которая выросла слабохарактерной, безвольной, не способной к принятию самостоятельных решений (у неё забрали сына, а она смирилась).
Да, следует признать, что жизнь бабушки не сложилась. В браке она не нашла счастья, не реализовала свои способности — сидя дома и не работая, да ещё потеряла маленького сыночка во время эвакуации. Она до ужаса боялась ареста в сталинские годы, в результате чего попала в психушку. Несчастливая. Но зачем жизнь близких людей превращать в ад?
Неужели бабушка совсем не понимает, что хорошая семья только та, где живёт доброта, любовь и ласка?
В повести присутствует ещё и дедушка-артист. Но он абсолютно равнодушен к ребёнку, сосредоточен только на своих заботах. Он тоже страдает от тирании жены, и готов бежать из дому хоть на гастроли, хоть на рыбалку, хоть с ночёвкой к другу. А внук ему неинтересен.
Я всё время жалела восьмилетнего Сашу. Его жизнь без радости, без счастья, без мамы, без весёлых детских проказ казалась мне ужасной. Сашиной маме позволено было приходить раз в месяц, и тогда становилось ясно, что мальчик любит только её, как никого другого в жизни. Он хранит мамины подарки в коробочке и прячет свои сокровища за тумбочку, чтобы бабушка не нашла.
Часто смотрит на подаренный мамой стеклянный шарик и разговаривает с ним, будто с любимой мамочкой. Особенно меня поразила фраза, описывающая расставание мальчика и мамы после короткой встречи: «Тысяча невидимых рук бросились за ней» (чтобы обнять при расставании и чтобы не отпустить…).
Мама — олицетворение доброты, ласки, счастья, радости. Любовь её к сыну – искренняя, тёплая, настоящая. Она всегда думает о том, чтобы рядом с нею сыночку было хорошо, уютно, весело, интересно. Но она не может противостоять бабушкиной злой воле и вырвать Сашу из этого ада — просто не умеет сделать этого, хотя видит, что мальчик страдает.
И только вмешательство будущего мужа — художника Толи – хорошего человека, способного понять мальчишку, ставит всё на свои места. Конец повести — кульминационные сцены — нельзя читать без слёз. Сердце замирает, когда бабушка и мать почти разрывают больного мальчика на части, тащат каждая к себе и роняют на холодную лестницу.
В финале для Саши неожиданно соединяются ж и з н ь и с ч а с т ь е, он обретает настоящую семью, умных и добрых родителей. Но. умирает бабушка, так как жизнь её теряет смысл. Однако финал кажется мне справедливым и закономерным. Слишком многим людям бабушка испортила жизнь: своему мужу, дочери, внуку.
Книга читается на одном дыхании. Сарказм её весьма своеобразен, зол и резок, сверхэмоционален. Автор заставляет читателя задуматься о жизни, о взаимоотношениях близких людей, о доброте и любви — настоящей или же болезненно-надрывной, какой-то нечеловеческой. Хорошо, что всё закончилось именно так, и бабушка не успела воспитать из Саши злого, грубого, двуличного, неискреннего и никчемного человека, ненавидящего свою мать и неспособного никого любить.
Источник: proza.ru
«Похороните меня за плинтусом» — при чем тут плинтус
До рассмотрения этого произведения я шла некоторое время. Думаю, многие знают о том, что по мотивам книги был снят фильм. Меня, честно скажу, отталкивали нелицеприятные картинки советской обстановки(если где-то в интернете наталкивалась на обрывки кино).
Фото книги.
Но еще больше -если где-то попадались фото, смущали лица героев. Чаще всего, они выражали страдание, горе, злость, презрение, муку, и тому подобные эмоции. Этакая история «на дне» современных реалий.
В какой-то момент у меня освободилось время, и я посмотрела фильм. Собственно, история рассказывает о жизни 8-летнего мальчика, Саши Савельева. Он растет вместе с дедушкой и бабушкой. Бабушка в своей жизни пережила много лишений, и в пожилом возрасте ее модель поведения стала крайне неуправляемой. Она держит домочадчев в страхе и замешательстве.
Никто не знает, как изменится настроение этой женщины в следующую минуту. Когда рванет, и что при этом делать.
Кадр из фильма «Похороните меня за плинтусом»
В то же время эта женщина все время повторяет, что свою жизнь отдала на благо других, и что теперь, в старости, вынуждена еще и внука растить.
Внук, к слову, все время болеет, почти не ходит в школу, и очень ждет встречи с мамой (бабушка запрещает своей дочери, матери Саши, часто приезжать).
Кадр из фильма «Похороните меня за плинтусом»
Бабушка ежедневно и по многу раз обесценивает, давит, ругает всех, кто находится рядом. Приведу сцену, когда она привозит внука к гомеопату (диалог есть как в книге, так и в фильме).
Врач : «А что ж ты, Саша, худой такой?»
Саша : «Так я болен очень. У меня золотистый патогенный стафиллококк, пристеночный гайморит, синусит, фронтит, тонзиллит хронический, панкреатит с рождения, почечная недостаточность, и что-то с печенью, не помню….Это потому, что своими болезнями я расплачиваюсь за грехи своей матери, потаскухи».
Бабушка : «Видите, ребенок, а все понимает».
Думаю, не надо объяснять, откуда у ребенка такое «свое» мнение.
Собственно, название книги тоже напрямую связано с бабушкой. Она часто озвучивала идею, что с таким здоровьем мальчик долго не протянет, пугала его. В связи с таким настроем у 8-летнего мальчика рождаются мысли:
«Я попрошу маму похоронить меня дома за плинтусом, — придумал я однажды. — Там не будет червей, не будет темноты. Мама будет ходить мимо, я буду смотреть на нее из щели, и мне не будет так страшно, как если бы меня похоронили на кладбище».
Источник: dzen.ru
«Похороните меня за плинтусом»: смысл, анализ и проблематика книги Павла Санаева
Литература
Автор admin На чтение 7 мин Просмотров 1к. Опубликовано 18.05.2022
Книга, написанная в 1994 году киносценаристом и режиссером Павлом Санаевым, вышла отдельным изданием в 2003-м. Произведение пользуется немалой популярностью по двум причинам – автобиографичность с «копанием в грязном белье» киношной династии Санаевых и эпатажный литературный жанр.
Повесть на тему взросления, лирическая по своей сути, полна гипербол, сюрреализма и черного юмора. Общий тираж, начавшись с 20 тысяч экземпляров, уже преодолел отметку в 500 тысяч. Книга получила несколько литературных премий, переведена на немецкий и французский языки, легла в основу ряда театральных постановок. В 2009-м по ней снят одноименный полнометражный фильм.
История создания произведения «Похороните меня за плинтусом»
В сочинении 26-летнего Павла Санаева «Похороните меня за плинтусом» есть посвящение: Ролану Быкову. В далеких 1970-х известный российский актер, режиссер и общественный деятель женился на актрисе Елене Санаевой и стал 5-летнему Паше отчимом. Человек неистовый и энергичный — «бурный фонтан», как вспоминает о Ролан Антоновиче пасынок — поначалу его просто-напросто пугал своей неординарностью. Но по мере сближения он окружил паренька любовью и стал ему лучшим другом.
Быков был пронзительно мудр в воспитании. Ребенком он снял Пашку в своем фильме «Чучело», позже помог определиться с профессией. Всеми любимый Народный артист СССР сподвиг повзрослевшего Санаева оформить в литературную форму свое детское восприятие мира взрослых и понимание семейных ценностей. Предложение писать было своего рода воспитательным моментом. Чтобы отвлечь Павла Владимировича от скучного занятия кинопереводами и видеопиратства, которым в 1990-е зарабатывали многие ВГИКовцы.
О чем книга «Похороните меня за плинтусом»
Саша Савельев, чахлый и болезненный внучок Нины Антоновны и Семена Михайловича, живет с ними с четырехлетнего возраста. Ольга повесила физически и психически нестабильного сына «крестягой» на шею своих родителей, а сама отправилась обустраивать личную жизнь. Когда отношения с Толей — «карликом-кровопийцей», как образно называет теща нового зятя — наладились, мать хочет забрать сына к себе. Но не тут то было.
Властная и не совсем здоровая «на голову» Нина Антоновна считает свою дочь беспутной и никчемной. Она прозвала Ольгу Чумочкой (от слова «бубонная чума») и разрешает приходить к сыну не чаще двух раз в месяц. Бабушка убеждена, что только сама сможет сделать из Сашульчика человека, и окружает его странной заботой и до патологии извращенной любовью.
Муж-подкаблучник ей не перечит, ограничивается тем, что из поездок привозит внуку подарки. Мальчик живет в атмосфере постоянных семейных скандалов и споров, что накладывает неизгладимый отпечаток на формирование характера и становление его личности.
Объяснение концовки «Похороните меня за плинтусом»
В заключительной главе художественного произведения тяжба между матерью и дочерью за Сашульчика заканчивается со смертью Нины Антоновны. Но слова, сказанные сыном над телом бабушки, пронзают Ольгу: монстр вырос… Саша понял, что у бабушки жизнь стала прошлым, а его жизнью должно стать счастье. Так ребенок определил для себя наконец-то ставшее возможным воссоединение с любимой Чумочкой.
Он плакал, просил у мамы прощения. Но больше всего мальчика беспокоила мысль, что все кончится, потому что он никогда не поправится. Смысл концовки состоит в констатации того, что психика Саши навсегда травмирована странной бабушкиной любовью, ее словесными «комбинациями» и неадекватным поведением. Также финал истории проливает свет на домашнее тиранство, возведенное в мученичество. Как только дракон теряет власть, он умирает.
Смысл названия повести «Похороните меня за плинтусом»
В заголовок произведения вынесена цитата главного персонажа, от имени которого ведется повествование. Слабый и болезненный «чахотик» Саша был настолько опекаем своей «бабонькой» (так иногда внук называет Нину Анатоновну), что полностью погрузился в ее версию о том, что он неизлечимо болен.
Анализы, походы к гомеопату, варварские купания, аллергия, рецидивная простуда и приписываемые ему немыслимые хвори настолько впечатлили ребенка, что он поверил в свою скорую смерть. Бабушка сыпала словесные «комбинации», в которых уверяла, что годам к 16-ти внук сгниет и окажется на том свете. Саша счел необходимым дать своим родным последние распоряжения на этот счет: «мама, похорони меня за плинтусом в своей комнате». Однажды он признался, что боится кладбища и не хочет быть закопанным в землю. А так, из-за плинтуса, он всегда будет ее видеть.
Проблематика и смысл художественного произведения
Сочинение Павла Санаева затрагивает вопросы взаимоотношения поколений. Но автор отходит от привычных штампов и классического видения проблемы «отцов и детей». Муссируемая им тема взросления мальчика, находящегося в неблагоприятной семейной обстановке, будто переворачивается с ног на голову, приобретая характер советской бытовой чернухи.
Это гиперболизированная и сюрреалистическая история о любви, которая бывает настолько иррациональной и безумной, что способна убить, искалечить, нанести неизгладимую душевную рану, оставить отпечаток на всю дальнейшую жизнь. Что по сути происходит у Савельевых? Ребенок любит каждого взрослого по-своему, но не понимает их любви к себе. Все любят друг друга, но не всегда могут взаимодействовать. И тогда любовь обращается в кривое зеркало, отражающее конфликт поколений во всем его «великолепии».
Анализ повести
«Похороните мня под плинтусом» – это новый современный жанр – «неприятная» литература. Читается легко, а после прочтения остается странное послевкусие и такое ощущение, что сильно испачкался. Но вместе с тем произведение щемяще лирическое. Каждая строчка пропитана детским страхом, неуверенностью и отчаянным желанием любви и внимания.
Структурно повесть состоит из 11-ти отдельных историй, которые автор писал еще будучи школьником, а затем отредактировал и свел воедино. В последующем книга была дополнена тремя неизданными рассказами: «На ленточки», «Скорост_» и «Сбылась мечта идиотика». По сути перед нами рассказ об аномалии манипулирования близкими.
Написанное Санаевым настолько автобиографично, что искать параллели в образах не приходится:
- Главный персонаж, от имени которого ведется повествование, 9-летний Саша – это сам автор, который в детстве постоянно болел и очень нуждался в родительской любви и опеке.
- Прототип его мамы Ольги Савельевой – мать Павла, актриса Елена Санаева. После развода с первым мужем женщина на 7 лет оставила сына на попечение своих родителей.
- Бабушка с дедом – чета Саневых: легендарный киноактер и человек огромного обаяния Всеволод Санаев и любовь всей его жизни, эмоциональная и одухотворенная Лидочка (урожденная Гончаренко). Длительная тяжелая болезнь жены – депрессии, мания преследования и в итоге склероз головного мозга – сильно осложняли обстановку в их семье.
- В образ отчима Саши, который впоследствии оказался отнюдь не жутким «карликом», а хорошим дядей Толей, с глубоким уважением и любовью автор изобразил Ролана Быкова. Отдавая долг этому талантливому и понимающему человеку, подчеркивая его роль в своей жизни, Санаев написал другую книгу – «Хроники Раздолбая». Ее можно считать как отдельным произведением, так и продолжением первой повести.
Чему учит книга «Похороните меня за плинтусом»
При дебютном издании «Похороните меня за плинтусом» редактор-составитель И. Клех включил повесть в серию «Современная библиотека для чтения». Книга адресована широкому кругу читателей и, по мнению многих, учит любить и понимать близких. От других сочинений на тему отношения к ребенку в семье и обществе, опубликованных в последние годы (за авторством А. Сергеева, Д. Галковского, Р. Гальего) книга отличается гиперболическим юмором и лиричностью. Автор гомерически смешно и изощренно зло пародирует саму идею «счастливого советского детства».
К сожалению, Всеволод и Лидия Санаевы не оставили отзыва о том, что написал их внук. Они ушли из жизни, с разницей в несколько месяцев, до того, как повесть была опубликована в печати. Сам же автор однажды признался, что никогда бы не смог издать свое сочинение при жизни бабушки. В интервью Санаев не раз просил не делать акцента на документальной автобиографичности повествования. Писатель заявляет, что созданное им литературное произведение – «психотерапия по работе с собственным прошлым и детскими обидами».
Аудиокнига «Похороните меня за плинтусом»
Насколько публикация полезна?
Нажмите на звезду, чтобы оценить!
Средняя оценка / 5. Количество оценок:
Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.
Источник: lotofsense.com