Открыв утвержденный Госкомстатом России перечень языков и национальностей РФ, можно узнать много интересного. Например, то, что в России живут люди, причисляющие себя к мифическому народу волшебников, — чуди.
Скорее всего, это недоразумение. Ведь, согласно преданиям севера России, этот народ ушел жить в подземелья больше тысячи лет назад. Однако в Карелии и на Урале и сегодня можно услышать рассказы очевидцев о встрече с представителями чуди. Об одной из таких встреч нам рассказал известный этнограф Карелии Алексей Попов.
— Алексей, насколько правдоподобна история существования чуди, этого мифического народа?
— Безусловно, чудь существовала на самом деле, а потом ушла. Но вот куда — точно не известно. Древние предания утверждают, что под землю.
Причем, как ни удивительно, но об этом народе есть упоминание даже в «Повести временных лет» Нестора: «…варяги из заморья обложили данью чудь, словен, мерю и кривичей, а хазары — с полян, северян, вятичей брали дань по серебряной монете и веверице (белке) с дыма». Также из летописей известно, что в 1030 году Ярослав Мудрый совершил поход на чудь «и победил их, и поставил город Юрьев». Сегодня это один из крупнейших городов современной Эстонии — Тарту. В то же время на территории России существует огромное количество топонимических названий, напоминающих о некогда проживавшем здесь загадочном народе, только вот самого народа нет, как будто бы и не было никогда.
Что за народ Чудь Белоглазая? Почему он под землю ушёл?
— Как внешне выглядела чудь?
— По мнению большинства исследователей, этнографов и историков, это были существа, внешне сильно напоминавшие европейских гномов. Жили они на территории России до того момента, как сюда пришли предки славян и финно-угров. На современном Урале, например, до сих пор бытуют легенды о неожиданных помощниках людей — белоглазых невысоких существах, появляющихся неизвестно откуда и помогающих путникам, затерявшимся в лесах Пермского края.
— Вы сказали, что чудь ушла под землю…
— Если обобщить многочисленные предания, то получается, что чудь спустилась в землянки, которые сама же вырыла в земле, а потом завалила все входы. Правда, землянки вполне могли оказаться входами в пещеры. А значит, именно в подземных пещерах и скрылся этот мифический народ. При этом полностью порвать с внешним миром им, скорее всего, не удалось.
Так, например, на севере Коми-Пермяцкого округа, в районе Гайн, по рассказам исследователей и охотников, до сих пор можно найти необычные бездонные колодцы, заполненные водой. Местные жители считают, что это колодцы древних людей, ведущие в подземный мир. Воду из них они не берут никогда.
— А еще известны места, в которых чудь ушла под землю?
— Точных мест сегодня не знает никто, известны только многочисленные версии, по которым подобные места находятся на севере России или на Урале. Интересно, что былины у коми и у саамов одинаково рассказывают об уходе «малого народца» в подземелья. Если верить древним преданиям, то чудь ушла жить в земляные ямы в лесах, скрываясь от христианизации тех мест. До сих пор, как на севере страны, так и на Урале существуют земляные холмы и курганы, именуемые чудскими могилами. В них якобы находятся «заклятые» чудью клады.
Сильно интересовался легендами о чуди Н. К. Рерих. В своей книге «Сердце Азии» он прямо рассказывает, как один старовер показал ему каменистый холм со словами: «Вот тут и ушла под землю чудь. Было это, когда пришел на Алтай воевать Белый царь, но не захотела чудь жить под Белым царем.
Ушла чудь под землю и завалила проходы каменьями…» Однако, как утверждал в своей книге Н. К. Рерих, чудь должна вернуться на землю, когда придут некие учителя из Беловодья и принесут великую науку для человечества. Якобы тогда чудь выйдет из подземелий вместе со всеми своими сокровищами. Великий путешественник даже посвятил этой легенде картину «Чудь под землю ушла».
— А может быть, под чудью понимали какой-либо иной народ, потомки которого и сейчас благополучно проживают в России?
— Существует и такая версия. Действительно, предания о чуди наиболее популярны как раз в местах расселения финно-угорских народов, к которым относятся и коми-пермяки. Но! Тут есть одна нестыковка: сами потомки финно-угров всегда рассказывали о чуди как о некоем ином народе.
— Легенды, одни легенды… А есть настоящие памятники, оставленные чудью, которые можно руками потрогать?
— Конечно, есть! Это, например, хорошо известная гора Секирная (краеведы ее еще называют Чудова гора) на Соловецком архипелаге. Само ее существование удивительно, ведь ледник, проходя эти места, срезал, как острым ножом, все неровности ландшафта — и больших гор здесь попросту не может быть! Так что 100-метровая Чудова гора смотрится на этой глади, как явно рукотворный объект некой древней цивилизации. В начале двухтысячных годов ученые, исследовавшие гору, подтвердили, что частично она имеет ледниковое происхождение, а частично, искусственное — крупные валуны, из которых она состоит, уложены не хаотично, а в определенном порядке.
— И что же, создание этой горы приписывают как раз чуди?
— Археологи давно уже установили, что Соловецкий архипелаг за столетия до прихода сюда монахов принадлежал местным жителям. В Новгороде их как раз звали чудью, соседи называли «сикиртя». Слово любопытное, потому что в переводе с древних местных наречий «схрт» — это название крупной длинной насыпи вытянутой формы. Так, стог сена вытянутой формы прямо называется «скирда».
Очевидно, что и древний народ соседи называли сикиртя за их жизнь в «насыпных холмах» — домах, построенных из подручных средств: мха, веток, камней. Подтверждают эту версию и древние новгородцы — в своих летописях они отмечают, что сикиртя живут в пещерах и не знают железа.
— Вы упомянули о таинственных встречах с чудью в Карелии и на Урале в наши дни. Неужели они реальны?
— Если честно, я, зная множество подобных историй, всегда относился к ним с изрядной долей скепсиса. Пока в конце лета 2012 года не произошел случай, заставивший меня поверить в реальное существование в горах или под землей этого мифического народа. Дело было так.
В конце августа мне пришло письмо с фотографией от одного этнографа, который в летние месяцы подрабатывает экскурсоводом на теплоходе по маршруту Кемь — Соловки. Информация была настолько неожиданной, что я связался с ним. Итак. На фото была изображена скала, в которой угадывались очертания крупной каменной двери.
На мой вопрос: «Что это?» — экскурсовод рассказал потрясающую историю. Оказывается, летом 2012 года он вместе с группой туристов проплывал мимо одного из островов архипелага Кузова. Корабль шел вблизи берега, и люди с наслаждением рассматривали живописные скалы. Экскурсовод же в это время рассказывал им истории о загадочных встречах с мифической чудью-сикиртя.
Вдруг одна из туристок истошно закричала, показывая рукой на берег. Вся группа тут же устремила свой взор на скалу, на которую указывала женщина.
Все действо продолжалось несколько секунд, однако туристы успели увидеть, как в скале закрывается огромная (три метра на полтора) каменная дверь, пряча за собой силуэт маленького существа. Экскурсовод буквально сорвал с шеи фотоаппарат и попытался сделать несколько снимков. К сожалению, затвор его фотоаппарата защелкал, когда оставался виден лишь силуэт каменной двери.
Через секунду пропал и он. Это был первый случай массового наблюдения места входа в подземелья чуди. После этого события сомневаться в реальности существования в скалах и под землей этого легендарного народа не приходится!
Видео на тему:
Источник: psifactor.info
Архангельск. Где чудь белоглазая живет
Когда-то давно на землях Архангельского края проживал загадочный народ, оставивший после себя массу вопросов. Люди этой общности говорили на непонятном для остальных языке, у них была своя вера, а еще они отличались от представителей соседних племен необычной внешностью. Но однажды чудь белоглазая бесследно исчезла… На поиски правдивой информации о мистической пропаже отправляемся в исторический центр Поморья.
За Архангельском закрепилась репутация российских ворот в Арктику, сердца Поморья, а еще здесь, если верить учебникам истории и богатой коллекции местного краеведческого музея, проживала народность, называемая чудью белоглазой, или чудью заволочской — по имени древнего дославянского поселения в Придвинье. Упоминает об этом племени и Нестор в своей «Повести временных лет».
Правда, ни письменных, ни каких-либо иных документальных свидетельств загадочная чудь после себя не оставила. Археологические раскопки, напротив, подтверждают существование народа, по своему облику напоминавшего современных финнов — предположительно высоких ростом, светловолосых, с голубыми или светло-серыми глазами. Они разительно отличались своей внешностью от соседних племен, за что и были прозваны «чудью белоглазой». Однажды представители чуди, не пожелав принимать христианство, выкопали огромную яму, всем племенем спрыгнули в нее и засыпали себя землей. Подробнее об истории придвинских народов вам расскажут в Архангельском краеведческом музее, где в скором времени будет открыта экспозиция, посвященная древнейшему периоду в истории Поморья.
Знакомство со зданием, стены которого сегодня занимает краеведческий музей, мысленно заставляет отправиться на пять столетий назад, в XVII век, когда Архангельск являлся наиважнейшим торговым городом России. Как правило, с июля по октябрь устье Северной Двины заполняли заморские корабли — иностранные купцы охотно покупали российские товары, продавали местным купцам металлы, всевозможные ткани, оружие, специи.
В те далекие времена доходы от бойкой торговли в Архангельске составляли две трети бюджета страны. Для удобства процесса купли-продажи при Алексее Михайловиче, отце Петра I, был построен единый военно-административно-торговый комплекс «Каменный архангельский город», включавший в себя крепость, а также Русский и Немецкий гостиные дворы, олицетворявшие собой мощь Российской державы. В течение 16 лет с 1668 года по чертежам, присланным из Москвы, руками строителей, приглашенных из-за рубежа, возводили грандиозный, при этом низкоэтажный дворец на мысе Пур-Наволок, у самой кромки Двины. Но уже в начале XVIII века, с момента основания Санкт-Петербурга, роль главного порта Архангельск утратил. Немецкий гостиный двор во второй половине XVIII века оказался невостребованным, а Русский продолжал активно использоваться вплоть до начала XX века.
Парадный зал и купеческие палаты Гостиных дворов в разное время служили помещениями для нужд губернского суда, архивного фонда, соляных и винных «магазинов», представлявших собой в то время склады для товаров. До 2000-го года в здании размещались собрания музеев изобразительных искусств и краеведческого.
Сегодня в стенах старейшего каменного сооружения Архангельска находится исключительно музейно-выставочный комплекс Архангельского краеведческого музея с выставками и экспозициями. Здание Гостиных дворов было достроено, отреставрировано и частично переоборудовано для размещения коллекционного собрания, которое сегодня насчитывает около 300 тысяч единиц хранения.
Здесь есть раритеты, достойные стать жемчужинами музейных сокровищниц мирового значения: Евангелие Тяпинского 1570 года, напечатанное в Вильно в 70-е годы XII века, — до нас дошли всего два экземпляра этого издания, второй находится в Санкт-Петербурге. Интересна богатая коллекция предметов с зимовки Виллема Баренца 1598 года, вещи, принадлежавшие августейшим особам и государственным деятелям — Петру I, царевне Софье, митрополиту Филарету, патриарху Никону, Михаилу Васильевичу Ломоносову, Иоанну Кронштадтскому и другим. Собрание музея дополняют предметы, выполненные из холмогорской кости, лицевое шитье, народные костюмы. Среди естественно-научных коллекций особую ценность представляют плиты со следами фауны вендского периода, возраст которых составляет 550 миллионов лет. Вторая подобная в мире находится в Палеонтологическом институте имени А. А. Борисяка РАН в Москве.
В Архангельском краеведческом музее хранится деревянный трехметровый крест, датированный 1694 годом, который Петр I водрузил в Унской губе на побережье Белого моря, возвращаясь в Архангельск из Соловецкого монастыря, в знак спасения во время бури.
В состав музейного комплекса входит Новодвинская крепость — первая каменная бастионная крепость в России, построенная в начале XVIII века по инициативе и под руководством Петра I на острове Линский Прилук в 20 километрах от центра Архангельска.
Подписаться на рассылку
Источник: uam.ru
Легенда о черной березе: где чудь белоглазая спрятала золото Сибири и почему клад так и не нашли
Многие любители отдаленных загадочных местностей с удовольствием едут в Сибирь, которая дарит волнующие эмоции знакомства с бескрайними просторами и многовековой историей. Помимо чарующего Байкала, могучего Енисея и чистых гор Алтая, есть еще немало чудес, которые на первый взгляд скрыты от нас.
- Легенда о черной березе и чуди белоглазой
- Где искать черную березу?
Притягательной с точки зрения «вдумчивого» туризма является идея поисков разгадок, знакомства с уникальными народностями и их традициями. Здесь нас ждет столько интересного, что впечатлений хватит на долгие годы.
Легенда о черной березе и чуди белоглазой
Просторы Сибири необъятны, однако туристы чаще всего приезжают в западные ее регионы. Даже здесь можно найти нехоженые тропы, постараться отыскать знаменитую черную березу, сказания о которой окутаны древними тайнами. Это дерево, как утверждают знатоки, помогает найти вход в подземелье, где некогда спрятали сокровища.
Впервые о черной березе заговорили только в 20-х годах прошлого столетия, хотя предки, несомненно, о нем знали. Обнаружить такое дерево очень сложно, оттого его поиски столь увлекательны. На территории Сибири оно встречается не повсеместно, а лишь в некоторых регионах.
Удивительной черную березу делает и ее «тяга к одиночеству». В отличие от своих сестер, берез других видов, она не растет скоплениями. Все попытки увеличить популяцию дерева провалились, потому что из семян почему-то вырастает обычное дерево с белым стволом.
Местные верят, что встретившему черную березу обязательно повезет. Древняя легенда гласит, что на этих территориях раньше жил странный народ, именуемый как «чудь белоглазая». Эти люди знали о природе то, что неведомо было остальным, умели лечить хвори, а также спрятали сокровища, которыми сами никогда не пользовались.
Березы были показателем благополучия для белоглазой чуди. Когда деревья внезапно начали белеть, народ понял, что идут непростые времена, потому предпочел спрятаться в подземелье. Они заново построили для себя полноценное жилище, но в недоступном месте, завалив все входы. Согласно легенде, настанут времена, когда чудь снова выйдет на свет божий вместе со всеми своими сокровищами, и именно они дадут людям новую науку.
Где искать черную березу?
Как несложно предположить, искать вход в пещеру к чуди стоит лишь там, где повстречаете черную березу. Чаще всего это дерево растет в Новосибирской области. Возле поселка Верхне-Ровенский Каргатского района есть болото, где произрастают обычные березы и осины. Но есть тут и редкая, черная береза. Второе место находится в Сузунском районе, здесь каждый знает, как пройти к дереву.
А еще черную березу видели на седьмом километре от села Новороссийское в сторону Гривенских полей.
Попробовать найти таинственное дерево можно и в Кемеровской области. Неподалеку от поселка Кузедеево местные жители нашли агломерацию из нескольких черных берез. Но сами они оставили идею отыскать сокровища. Люди помнят о предупреждении: чудь белоглазая может отомстить тем, кто нарушит их покой.
Другие и вовсе верят, что они стали духами, потому нередко приходят к черной березе на поклон, чтобы попросить заступничества этого великого народа. Согласно преданию, посчастливится найти богатства чуди только тому, кто состоит с ними в родстве, потому простым россиянам путь к ним изначально закрыт.
Впрочем, настоящих искателей приключений это не останавливает. Они довольствуются идеей поисков чего-то таинственного, большего, чем их обыденная реальность.
Источник: ftimes.ru