Педагог-психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог или чем занимаются эти специалисты?
Педагогом-психологом называют специалиста, в совершенстве владеющего двумя древнейшими профессиями – психологией и педагогикой, способного не только заниматьсявоспитанием подрастающего поколения, но и знать тонкости психологического развития и душевных особенностей ребёнка.
Людей этой профессии часто называют воспитателями человеческих душ, что очень верно отражает саму суть их работы. И если специалиств области психологии владеет теоретическими познаниями о душе человека, то педагог-психологспособен связывать эти знания с воспитательными методиками и проводить адаптацию детей в окружающем их социуме.
Кроме того, педагог-психологпомогает подопечным раскрыть свои личные качества и поступать в соответствии с общепринятыми моральными нормами, а также моделирует их поведение на разрешение конфликтных ситуаций и возникших жизненных проблем. Специалистсвоего дела как на ладони видит скрытые мотивы поведения ребёнка, анализирует его поступки и помогает ему разобраться в себе. С помощью педагога-психолога воспитанник учитсяставить цели и находить пути их реализации.
Логопед и дефектолог в чем разница ?
Учитель-логопед — это специалист, который занимаетсяисправлением нарушений речи у детей. Чем занимается учитель-логопед? Сначала логопед всесторонне оценивает состояние речи ребенка, выясняет, правильно ли для своего возраста ребенок произносит звуки речи, достаточно ли много знает слов, правильно ли он строит фразы, достаточно ли хорошо умеет общаться с помощью речи. Кроме того оценивает состояние неречевых способностей ребенка, выясняет на сколько развито образное мышление, способность ориентироваться в пространстве, умение конструировать, рисовать, логически мыслить и последовательно излагать свои мысли.
Затем логопед приступает непосредственно к коррекционной работе, задачами которой являются:
— формирование фонематических процессов,
— расширение и обогащение словарного запаса детей,
— развитие грамматического строя речи,
— развитие связной речи,
— подготовка к обучению грамоте.
В каком возрасте пора показать ребенка логопеду? Мнение, что ребенка надо приводить на прием к логопеду в пять лет, устарело. К этому возрасту речь ребенка уже во много сформирована, поскольку благоприятным периодом для развития речи является возраст 2–3 года. Именно тогда необходимо поинтересоваться все ли хорошо у вашего ребенка с речью.
В дальнейшем нужно ежегодно консультироваться с логопедом, для того чтобы отследить динамику формирования речи ребёнка. Ведь то, что было нормой в 3 года, для 4-х лет становится отставанием. Если у мамы были проблемы во время беременности или родов, ребёнок наблюдался у невропатолога, то надо особенно внимательно за становлением речи.
Могут ли родители сами развить речь ребёнка? Физическое и психическое развитие ребенка начинается в раннем детстве. Все навыки приобретаются в семье, в том числе и навык правильной речи. Речь ребенка формируется на примере речи родных и близких ему людей: мамы, папы, бабушки, дедушки, старших сестер и братьев.
Педагоги В чем разница, между логопедом и дефектологом? Логопедия, дефектология, психология
Бытует глубоко неправильное мнение о том, что звукопроизносительная сторона речи ребенка развивается самостоятельно, без специальноговоздействия и помощи взрослых, будто бы ребенок сам, постепенно, овладевает правильным звукопроизношением. Невмешательство в процесс формирования детской речи почти всегда влечет за собой отставание в развитии. Речевые недостатки, закрепившись в детстве, с большим трудом преодолеваются в последующие годы. Разумная семья всегда старается воздействовать на формирование детской речи, начиная с самых ранних лет жизни. Особое внимание необходимо уделять собственной речи, т. к. для детей в возрасте от 1 года до 6 лет речь родителей — это образец для подражания и основа последующего речевого развития.
Кто такой дефектолог? Зачем нужны занятия с дефектологом? Существует профессия, которая объединяет медицину и педагогику. Это дефектология. Специалиств области дефектологии должен стать лучшим другом и советчиком для особенных детей и их родителей.
Дефектолог – это преподаватель, специализирующийсяна занятиях с детьми, которые отстают в физическом, умственном, эмоциональном или психическом развитии (дети с ОВЗ).
Дефектолог – это в первую очередь человек, получивший соответствующее образование. Педагогдолжен уметь диагностировать имеющиеся отклонения у детей и искать способы их компенсации, а также проводить определенный курс занятий, направленных на развитие проблемного ребенка. Возрастной барьер между ребенком и специалистомдолжен отсутствовать. Учительдолжен уметь входить в доверие к младшему поколению и стать для ребенка другом.
Дефектологические направления. Наука дефектология включает несколько основных направлений: сурдопедагогика – обучение детей, имеющих как явные, так и незначительные отклонения в работе слухового аппарата; олигофренопедагогика– обучение младшего поколения с недостатками в умственном развитии; тифлопедагогика – обучение малышей, у которых нарушена работа зрительного аппарата; логопедия – обучение ребят, показанияразвития которых в пределах нормы, но имеются речевые нарушения, выявляемые в произношении.
Цели, которые ставит перед собой учитель-дефектолог, подразделяются на коррекционные, обучающие и воспитательные:
• Коррекция дефектов развития ребенка
• Формирование желания учитьсяпосредством мотивации
• Компенсация дефицита общих знаний, компенсация нарушений развития речевого аппарата, обучение грамоте, чтению, моделированию, игре.
Задачи педагога-дефектолога:
— Осуществляет диагностику детей с целью идентифицирования структуры и степени выраженности свойственных им дефектов.
— Проводит коррекционную работу относительно имеющихся отклонений в развитии воспитанников. — Объединяет детей с идентичным психофизическим состоянием в группы.
— Проводит занятия (в группе или в индивидуальном порядке, которые направлены на исправление отклонений в развитии и восстановление функциональных особенностей.
— Занятия с проблемными детьми строятся на основе применения определенных методик и приемов. — Выбор той или иной методологической программы зависит от спецификиимеющихся отклонений у ребенка.
— Проводит консультациии беседы с родителями детей, которые находятся у него на реабилитации.
Функции педагога-дефектолога
— Проводит детальное обследование ребенка, исходя из которого, диагностирует его способности к обучению.
— Если отклонения в развитии выявлены, организуется работа, направленная на максимальное восполнение и восстановление недостатков в развитии.
— Проводит занятия, целью которых является развитие основных психических процессов (восприятия, внимания, памяти, мыслительных процессов и т. д.).
— Развивает коммуникативные способности детей.
— Проводит коррекцию эмоционально – поведенческого состояния ребенка.
— Развивает кульминационный вид деятельности для ребят определенной возрастной категории. Так, для компенсации в развитии дошкольников дефектолог в детском саду делает упор на игровую деятельность, для школьников – на чтение, письмо и т. д. Для каждого отдельно взятого ребенка с особенностями в развитии составляется перечень приоритетных направлений в коррекционной работе.
Мифы о работе дефектолога
Миф 1. По необъяснимым причинам у людей бытует мнение относительно того, что дефектолог специализируетсяна работе исключительно с детьми, которые имеют существенные отклонения психических и физических функций. Это не соответствует действительности. Он может оказать помощь любому ребенку, имеющему проблемы с успеваемостью. Дефектолог – это широкопрофильный педагог, умеющий правильно подобрать методику обучения для того или иного ребенка.
Миф 2. Занятия со специалистомв области дефектологии будут длиться вечно. Это далеко не так. Задача дефектолога определить оптимальные пути коррекции обучения и воспитания особенного ребенка. Мотивировать его на движение в этом направлении. Обучитьи мотивировать родителей соблюдению рекомендаций и созданию условий, определенных педагогом.
Миф 3. Дефектолог, каким — то образом вдруг и сразу разрешит все проблемы в развитии ребенка. Нужно понимать, что педагогдаже при максимальной плотности занятий, проводит с ребенком не более 6% времени суток. Дефектолог не снимает с родителей проблемы с особенным ребенком. Он значительно облегчает решение этих проблем. Желаю успехов!
Публикации по теме:
Фотоочерк ко Дню знаний «Я — учитель» Кто с детством свою жизнь связать решил, Тот молодым останется навек. А значит, повезло ему по праву. А значит, он — счастливый человек.
Городской конкурс «Учитель года» С 27.10.2014г по 22.12.2014г прошёл городской профессиональный конкурс педагогического мастерства «Учитель года». Я, принимала в нём участие,.
Консультация для родителей «Ученик и учитель» Школьная жизнь для ребенка впервые переступившего школьный порог напоминает ему огромную гору,на вершине которой ученик,а у ее подножия.
Кукла «Учитель» из фоамирана В предверии таких праздников, как «День учителя» и «День воспитателя» хочу с вами поделиться идеей необычного подарка. Сувенирная куколка.
Плакат «Дети о радости!». Педагог-психолог Кибальченко Юлия Николаевна Плакат «Дети о радости!» Цель мероприятия: оптимизация настроения, самочувствия взрослых и детей, расширение представлений о заявленной.
У нас в гостях учитель начальных классов Здравствуйте, дорогие МААМовцы! На календаре уже разгар лета, но мы вернемся немного назад. В мае месяце нас посетил учитель начальных.
Визитная карточка для муниципального этапа краевого конкурса «Педагог-психолог-2020» В середине февраля 2020 года в нашем районе проходил муниципальный этап краевого конкурса «Педагог-психолог 2020». Конкурс состоял из двух.
- Дефектология. Материалы для дефектологов
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Консультации для родителей
- Консультации логопеда для родителей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа логопеда. Логопедия
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2022
Источник: www.maam.ru
Нейропсихолог, психолог и логопед-дефектолог – к кому обратиться?
Нарушениями речевого и психоречевого развития у детей и взрослых занимаются разные специалисты – психологи, нейропсихологи, логопеды-дефектологи. Из этой статьи Вы узнаете, к кому из них следует обращаться в том или ином случае.
Кто такой нейропсихолог?
Объект изучения нейропсихологии – это взаимосвязь мозга и психических процессов, то есть, какие именно отделы мозга отвечают за правильную речь, хорошую память, ясное мышление, концентрацию внимания, адекватное поведение, устойчивость к сильным эмоциональным потрясениям и т. д.
Только нейропсихолог может достоверно определить, соответствует ли психическое развитие малыша возрастным нормам, вовремя увидеть патологию даже в раннем возрасте. Помощь нейропсихолога необходима детям с СДВГ, задержкой речевого развития, аутическими расстройствами и логоневрозами. Как правило, специалист работает с детьми от 4 лет и старше.
Мы советуем вам показать ребенка нейропсихологу, если:
- ему сложно сосредоточиться на одном занятии, он быстро устает и теряет интерес;
- практически не запоминает стихи, не может вспомнить, куда только что положил вещи и игрушки;
- испытывает трудности при рисовании, лепке, собирании мозаики, не умеет самостоятельно застегивать одежду и обувь;
- делает все слишком медленно, или, наоборот, его поведению свойственна импульсивность, чрезмерная активность;
- путает право и лево, нарисованная им человеческая фигура имеет неправильные пропорции;
- с трудом учится писать, читать и считать, занятия с логопедом не дают желаемых результатов;
- до поступления в школу ребенок делал определенные успехи в учебе, но сейчас приносит только плохие оценки.
Также необходимо посетить нейропсихолога, если ребенок имеет диагноз ОНР, ЗПР и ЗПРР, перенес тяжелую вирусную инфекцию, затронувшую структуры мозга, черепно-мозговую травму при родах или падении, или же подобные «странности» в поведении появились после сильного эмоционального потрясения.
Прием у нейропсихолога проходит следующим образом: специалист знакомится с ребенком и расспрашивает родителей, что их беспокоит в его поведении и развитии, просматривает его рисунки и тетради. Затем ребенку предлагается несколько диагностических заданий в игровой форме. Они составлены таким образом, чтобы объективно оценить состояние памяти, функций восприятия и анализа, речи, мышления, воображения и т. д.
По результатам обследования нейропсихолог расскажет вам:
- каковы сильные и слабые стороны ребенка;
- какие есть задатки и что нуждается в дополнительной стимуляции;
- готов ли он к обучению в школе, – какая деятельность у него – ведущая на данный момент;
- сумеет ли он правильно выстроить отношения в детском коллективе и т. д.
Кроме того, специалист подбирает специальные коррекционные познавательные и двигательные упражнения. Полное письменное заключение нейропсихолога родители получают в течение следующих нескольких дней.
Зачем психолог нужен ребенку?
Часто среди родителей бытует предубеждение, что детский психолог – тот же психиатр, но на самом деле, это далеко не так. Такой специалист – не врач, но он незаменим, когда малыш попадает в стрессовую ситуацию или переживает возрастной кризис. Он оказывает ребенку психологическую помощь посредством игровой методики, дает ему возможность выразить эмоции, переживания знакомым путем.
Маленький человечек не всегда находит в себе силы признаться родителям в своих чувствах – он боится их огорчить, вызвать недовольство или, хуже того, гнев, особенно, если ситуация связана с разводом или смертью одного из родителей или близких родственников, насилием.
Подобрать ключик к детской душе сможет только специалист.
Почему нельзя пренебрегать помощью детского психолога? Невысказанные переживания со временем могут вылиться в серьезные неврозы, которые окажут негативное влияние на всю дальнейшую жизнь маленького человека.
Когда нужно прийти на консультацию к детскому психологу?
- Всегда покладистый, неконфликтный ребенок вдруг устраивает «праздник непослушания», закатывает истерики и скандалы на ровном месте.
- Боится оставаться один в темной комнате.
- Боится людей, не умеет постоять за себя, сильно стесняется.
- Для его поведения характерны необъяснимые вспышки агрессии, он вымещает злость на игрушках, животных, может ударить родителей.
- Если он попал в экстремальную ситуацию: насилие, смерть родственника или питомца, развод, переезд, смена коллектива, травля со стороны сверстников, тяжелая болезнь. Внешне он может не проявлять беспокойство, но в душе у него бушует ураган.
- Плохие оценки, нежелание идти в школу, вызывающее поведение, часто связаны не с ленью и невоспитанностью, а с более серьезными причинами, которые обнаружит психолог и подскажет, как их устранить. Запишите ребенка сразу же, как заметили тревожные признаки, и он будет благодарен Вам за поддержку.
- Гиперактивный. Если у ребенка есть диагноз СДВГ, то психолог поможет ему определить свои главные стремления и направить лишнюю энергию в правильное русло. Также регулярно посещать специалиста стоит, если у ребенка выявлены аутизм, ММД, ЗПР.
Кстати, помощь детского психолога необходима не только малышу, но и молодым родителям. Специалист подскажет, как правильно общаться с ребенком, понять истинные причины его «странных» поступков, выстроить доверительные отношения.
Что за специалист логопед-дефектолог
В современном понимании разница между логопедом и логопедом-дефектологом заключается в том, что первый работает со здоровыми детьми, у которых есть нарушения речи, а второй занимается с детьми, у которых, помимо речевых проблем, есть еще нарушения психического развития, нарушения слуха, зрения или интеллекта.
Кроме логопедов-дефектологов с детьми также работают сурдопедагоги (глухие и слабослышащие дети), тифлопедагоги (слабовидящие дети), олигофренопедагоги (дети, у которых диагностирована умственная отсталость).
Логопеды-дефектологи помогают детям с психическими и неврологическими заболеваниями, повышенным внутричерепным давлением, гидроцефалией, ДЦП, аутизмом, расстройствами сенсорной обработки, ММД, СДВГ, ЗПР, ЗПРР, серьезными речевыми нарушениями и т. д.
Логопед-дефектолог ведет работу в нескольких направлениях:
- развитие памяти, мышления, воображения, внимания, восприятия, то есть познавательной деятельности малыша;
- коррекция имеющихся проблем и приближение к возрастной норме;
- гармоничное развитие речи ребенка.
Мы советуем прийти на консультацию к логопеду-дефектологу, если:
- в шесть месяцев малыш не лепечет и не гулит;
- в 1,5-2 года в его речи нет простейших слов вроде «мама», «дай», «баба»;
- в 2-3 года ребенок знает всего несколько слов, не может построить элементарную фразу или предложение;
- в 4-5 лет в речи слова не согласованы по числу, роду, нет глаголов;
- в 5-6 лет малыш имеет серьезные проблемы с артикуляцией большинства звуков;
- говорит слишком медленно или быстро, речь невнятная, понять малыша может только мама;
- ребенок с трудом осваивает чтение и письмо.
Крайне важно не упустить время и начать коррекцию нарушению, как только Вы их заметили у ребенка. Если у Вас возникли малейшие подозрения, что малыш отстает от своих сверстников в развитии, сразу же запишитесь на консультацию к специалисту.
07.2018. Последнее изменение: 18.07.2022.
Источник: karkusha.su
Педагог-психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог или чем занимаются эти специалисты?
Педагогом-психологомназывают специалиста, в совершенстве владеющего двумя древнейшими профессиями – психологией и педагогикой, способного не только заниматься воспитанием подрастающего поколения, но и знать тонкости психологического развития и душевных особенностей ребёнка.
Людей этой профессии часто называют воспитателями человеческих душ, что очень верно отражает саму суть их работы. И если специалист в области психологии владеет теоретическими познаниями о душе человека, то педагог-психолог способен связывать эти знания с воспитательными методиками и проводить адаптацию детей в окружающем их социуме.
Кроме того, педагог-психолог помогает подопечным раскрыть свои личные качества и поступать в соответствии с общепринятыми моральными нормами, а также моделирует их поведение на разрешение конфликтных ситуаций и возникших жизненных проблем. Специалист своего дела как на ладони видит скрытые мотивы поведения ребёнка, анализирует его поступки и помогает ему разобраться в себе. С помощью педагога-психолога воспитанник учится ставить цели и находить пути их реализации.
Учитель-логопед— это специалист, который занимается исправлением нарушений речи у детей. Чем занимается учитель-логопед? Сначала логопед всесторонне оценивает состояние речи ребенка, выясняет, правильно ли для своего возраста ребенок произносит звуки речи, достаточно ли много знает слов, правильно ли он строит фразы, достаточно ли хорошо умеет общаться с помощью речи. Кроме того оценивает состояние неречевых способностей ребенка, выясняет на сколько развито образное мышление, способность ориентироваться в пространстве, умение конструировать, рисовать, логически мыслить и последовательно излагать свои мысли.
Затем логопед приступает непосредственно к коррекционной работе, задачами которой являются:
- коррекция звукопроизношения,
- формирование фонематических процессов,
- расширение и обогащение словарного запаса детей,
- развитие грамматического строя речи,
- развитие связной речи,
- подготовка к обучению грамоте.
В каком возрасте пора показать ребенка логопеду? Мнение, что ребенка надо приводить на прием к логопеду в пять лет, устарело. К этому возрасту речь ребенка уже во много сформирована, поскольку благоприятным периодом для развития речи является возраст 2–3 года. Именно тогда необходимо поинтересоваться все ли хорошо у вашего ребенка с речью.
В дальнейшем нужно ежегодно консультироваться с логопедом, для того чтобы отследить динамику формирования речи ребёнка. Ведь то, что было нормой в 3 года, для 4-х лет становится отставанием. Если у мамы были проблемы во время беременности или родов, ребёнок наблюдался у невропатолога, то надо особенно внимательно за становлением речи.
Могут ли родители сами развить речь ребёнка? Физическое и психическое развитие ребенка начинается в раннем детстве. Все навыки приобретаются в семье, в том числе и навык правильной речи. Речь ребенка формируется на примере речи родных и близких ему людей: мамы, папы, бабушки, дедушки, старших сестер и братьев.
Бытует глубоко неправильное мнение о том, что звукопроизносительная сторона речи ребенка развивается самостоятельно, без специального воздействия и помощи взрослых, будто бы ребенок сам, постепенно, овладевает правильным звукопроизношением. Невмешательство в процесс формирования детской речи почти всегда влечет за собой отставание в развитии. Речевые недостатки, закрепившись в детстве, с большим трудом преодолеваются в последующие годы. Разумная семья всегда старается воздействовать на формирование детской речи, начиная с самых ранних лет жизни. Особое внимание необходимо уделять собственной речи, т. к. для детей в возрасте от 1 года до 6 лет речь родителей — это образец для подражания и основа последующего речевого развития.
Кто такой дефектолог?Зачем нужны занятия с дефектологом? Существует профессия, которая объединяет медицину и педагогику. Это дефектология. Специалист в области дефектологии должен стать лучшим другом и советчиком для особенных детей и их родителей.
Дефектолог – это преподаватель, специализирующийся на занятиях с детьми, которые отстают в физическом, умственном, эмоциональном или психическом развитии (дети с ОВЗ).
Дефектолог– это в первую очередь человек, получивший соответствующее образование. Педагог должен уметь диагностировать имеющиеся отклонения у детей и искать способы их компенсации, а также проводить определенный курс занятий, направленных на развитие проблемного ребенка. Возрастной барьер между ребенком и специалистом должен отсутствовать. Учитель должен уметь входить в доверие к младшему поколению и стать для ребенка другом.
Дефектологические направления. Наука дефектология включает несколько основных направлений: сурдопедагогика – обучение детей, имеющих как явные, так и незначительные отклонения в работе слухового аппарата; олигофренопедагогика – обучение младшего поколения с недостатками в умственном развитии; тифлопедагогика – обучение малышей, у которых нарушена работа зрительного аппарата; логопедия – обучение ребят, показания развития которых в пределах нормы, но имеются речевые нарушения, выявляемые в произношении.
Цели, которые ставит перед собой учитель-дефектолог, подразделяются на коррекционные, обучающие и воспитательные:
· Коррекция дефектов развития ребенка
· Формирование желания учиться посредством мотивации
· Компенсация дефицита общих знаний, компенсация нарушений развития речевого аппарата, обучение грамоте, чтению, моделированию, игре.
— Осуществляет диагностику детей с целью идентифицирования структуры и степени выраженности свойственных им дефектов.
— Проводит коррекционную работу относительно имеющихся отклонений в развитии воспитанников. — Объединяет детей с идентичным психофизическим состоянием в группы.
— Проводит занятия (в группе или в индивидуальном порядке), которые направлены на исправление отклонений в развитии и восстановление функциональных особенностей.
— Занятия с проблемными детьми строятся на основе применения определенных методик и приемов. — Выбор той или иной методологической программы зависит от специфики имеющихся отклонений у ребенка.
— Проводит консультации и беседы с родителями детей, которые находятся у него на реабилитации.
Функции педагога-дефектолога
— Проводит детальное обследование ребенка, исходя из которого, диагностирует его способности к обучению.
— Если отклонения в развитии выявлены, организуется работа, направленная на максимальное восполнение и восстановление недостатков в развитии.
— Проводит занятия, целью которых является развитие основных психических процессов (восприятия, внимания, памяти, мыслительных процессов и т. д.).
— Развивает коммуникативные способности детей.
— Проводит коррекцию эмоционально – поведенческого состояния ребенка.
— Развивает кульминационный вид деятельности для ребят определенной возрастной категории. Так, для компенсации в развитии дошкольников дефектолог в детском саду делает упор на игровую деятельность, для школьников – на чтение, письмо и т. д. Для каждого отдельно взятого ребенка с особенностями в развитии составляется перечень приоритетных направлений в коррекционной работе.
Мифы о работе дефектолога
Миф 1.По необъяснимым причинам у людей бытует мнение относительно того, что дефектолог специализируется на работе исключительно с детьми, которые имеют существенные отклонения психических и физических функций. Это не соответствует действительности. Он может оказать помощь любому ребенку, имеющему проблемы с успеваемостью. Дефектолог – это широкопрофильный педагог, умеющий правильно подобрать методику обучения для того или иного ребенка.
Миф 2.Занятия со специалистом в области дефектологии будут длиться вечно. Это далеко не так. Задача дефектолога определить оптимальные пути коррекции обучения и воспитания особенного ребенка. Мотивировать его на движение в этом направлении. Обучить и мотивировать родителей соблюдению рекомендаций и созданию условий, определенных педагогом.
Миф 3.Дефектолог, каким — то образом вдруг и сразу разрешит все проблемы в развитии ребенка. Нужно понимать, что педагог даже при максимальной плотности занятий, проводит с ребенком не более 6% времени суток. Дефектолог не снимает с родителей проблемы с особенным ребенком. Он значительно облегчает решение этих проблем. Желаю успехов!
Источник: nsportal.ru