День ангела что это значит в православии

Каждый из нас, наверное, помнит известную песню про именины и каравай, которую родители и друзья пели нам в детстве. Но все ли знают, что это за праздник?

Именины – это важный день для христианина. Некоторые люди полагают, что это и есть наш день рождения. Однако это не всегда так. В данной статье мы разберемся, что такое день ангела, как определить дату этого торжества и как его отмечать.

Что это за праздник

В начале жизненного пути каждому из нас дается имя, которое играет немаловажную роль. Многие люди даже верят, что оно способно повлиять на судьбу! Христиане придают очень большое значение имени человека.

Именины – уникальный христианский праздник. Считается, что если человек не крещен, то его душа не оберегается хранителем с небес. После священного обряда крещения Господь посылает нам защитника, а дата нашего крещения символизирует духовное рождение личности.

Именинами считается день, посвященный памяти святого, чьим именем назван человек. По религиозным повериям, святой, в честь которого нас нарекают, становится нашим покровителем. Он оберегает нас от всевозможных бед и несчастий на протяжении всей нашей жизни. Вот почему этот праздник еще называют днем ангела.

Чем день Ангела отличается от именин? (прот. Владимир Головин)

Также именины иногда называются днем тезоименитства. Это слово пришло к нам из Древней Руси, где обозначало день ангела высокопоставленной персоны или царской особы. В наши дни такое название праздника считается устаревшим, поэтому в народе используется очень редко.

Почему же люди часто путают именины с днем рождения, и в чем отличие этих двух праздников? Дело в том, что наши предки не сталкивались с проблемой выбора имени для своего ребенка. Раньше на Руси имя новорожденному выбирал священнослужитель по православному церковному календарю, иначе называемому «святцы».

В таком календаре для каждого числа месяца указаны имена святых, чей день памяти приходится на эту дату. Здесь для любого православного имени вы также найдете его значение и историю происхождения. Священник выбирал имя ребенку в честь святого, память о котором чтили в день рождения малыша.

Поэтому раньше у большинства людей день ангела и день рождения приходились на одну и ту же дату. Именно эта причина нередко вызывает путаницу. На деле же это абсолютно разные праздники. Днем рождения является дата, когда мы появились на свет, а именины – это день памяти святого, чье имя мы носим.

Некоторые религиозные семьи и по сей день используют православный календарь имен, чтобы решить, как назвать своего ребенка. Календарь ежегодно обновляется по мере канонизации святых. Если в день рождения дочери или сына не почитается ни один святой, то родители смотрят на ближайшие числа в календаре, следующие за днем появления малыша на свет.

Раньше на Руси именины считались более важным событием, чем день рождения. Это торжество отмечали с большим размахом – приглашали гостей, устраивали танцы, дарили подарки, пекли каравай. Именины сегодня, к сожалению, уже менее распространенный праздник, со временем он утратил свою популярность. Тем не менее некоторые православные семьи все еще сохраняют традицию отмечать день ангела.

Первый день ангела, следующий за датой вашего рождения, называется также «большими именинами». Как правило, именно в эту дату человек празднует свой день ангела. Остальные дни памяти святых, носящих это имя, называются «малыми именинами». Некоторые люди отмечают и их.

Если вы хотите назвать ребенка неправославным именем, которого нет в святцах, то для крещения батюшка предложит выбрать созвучное или аналогичное по значению имя. Например, если ребенка зовут Егор, он будет окрещен именем Георгий, Анжелика станет Ангелиной, а Дина – Евдокией.

Как отмечается день ангела

Издавна именины считались у христиан особенным праздником, который сильно отличался от других. Его не проводили как обычный будний день, он был посвящен святому, носящему это же имя и оберегающему человека на протяжении всей его жизни.

Несмотря на то что сейчас день ангела уже не так популярен, многие православные семьи все же любят его отмечать. Как его обычно празднуют современные христиане — расскажем далее.

Именинник должен посетить церковь, причаститься и помолиться святому, в честь которого назван, и поставить ему свечу. В этот день необходимо исповедаться и поблагодарить Бога за все дарованные блага.

Как правило, празднование дня ангела не предполагает большого числа гостей. Дома организуется праздничный стол, за которым собираются только самые близкие друзья и члены семьи. Это не должна быть шумная вечеринка с выпивкой и танцами. Такое торжество обычно довольно душевное и спокойное.

Так как этот праздник широко отмечался именно в Древней Руси, то можно украсить место торжества соответствующими предметами, стилизованными под старину. Развлечения и меню можно придумать, также опираясь на старые традиции.

Читайте также:  Как живут жены шейхов в Дубае

По старым традициям, на такой праздник принято печь каравай. Об этом вкусном угощении даже поется в песне про именины! Идеально, если именинник сам испечет это великолепное мучное изделие. Каравай должен быть большим, начинки можно выбрать разные – рыбу, грибы, ягоды.

Еще одной интересной традицией является то, что каравай не разрезают ножом, а разламывают над головой именинника. И если на голову ему упадет много хлебных крошек, то грядущий год принесет много счастья.

По церковным канонам, из алкогольных напитков на столе должно присутствовать только красное вино. Остальной алкоголь на торжестве неуместен.

Обязательно нужно пригласить своих крестных родителей на праздник, ведь именно они несут ответственность за человека перед Богом. Им полагаются самые вкусные кусочки пирога, так как эти гости являются особенно почетными за праздничным столом.

Подарки, которые принято дарить человеку на день ангела, должны быть связаны с именем. Это могут быть именные статуэтки, кружки или амулеты, икона со святым покровителем или книга о нем.

Не только именинник получает подарки. По христианским традициям, и сам «виновник торжества» должен принести памятные дары своим гостям. Тут уж все зависит от его фантазии, но это не должны быть очень дорогие и обязывающие подарки. Самые ценные подарки должны быть вручены крестным родителям.

Зачастую комнату украшают изображениями ангела-хранителя. Некоторые именинники даже заучивают молитву, посвященную своему святому, чтобы перед началом трапезы прочитать ее в знак благодарности своему покровителю.

Так христиане отмечают большие именины. На малые именины нечасто устраивают торжественный стол и принимают подарки. Обычно в такой день христиане просто идут в церковь помолиться.

И самый главный совет

  • Бесплатное обучение коучингу с нуля: Получайте от 70-150 тысяч рублей!
  • 55 лучших уроков и книг по Счастью и Успеху (скачайте в подарок) »
  • Бесплатно: Как с нуля стать успешным коучем с доходом в 200 т.р.!

Источник: www.grc-eka.ru

«По имени и житие твое да будет»: cвятоотеческие высказывания об именинах

Именины – значимый и радостный праздник в жизни христианина. Ведь в этот день совершается память святого, имя которого носит человек. В старину наших небесных покровителей называли нашими ангелами, и потому синоним именин – день Ангела, а для именин высокопоставленных, важных лиц – день тезоименитства. Подробнее узнать о значении торжественной даты для верующих поможет подборка мудрых и глубоких цитат святых отцов.

«Господь каждому из нас дает двух Ангелов, один из которых – Ангел хранитель – хранит нас от всякого зла, от разных несчастий и помогает делать добро, а другой Ангел – святой угодник Божий, имя которого мы носим, ходатайствует о нас пред Богом, молит Бога за нас. Его молитвы, как более достойные, угодные Богу, скорее приемлются, чем наши, грешные. Ангелы, будучи служителями любви и мира, радуются о нашем покаянии и преуспеянии в доброделании, стараются наполнить нас духовным созерцанием (по мере нашей восприимчивости) и содействуют нам во всяком добре».

святитель Феодор Едесский

«Святые в Духе Святом видят нашу жизнь и наши дела. Они знают наши скорби и слышат наши горячие молитвы. Святые не забывают нас и молятся за нас. Они видят и страдания людей на земле. Господь дал им столь великую благодать, что они любовью обнимают весь мир.

Они видят и знают, как изнемогаем мы от скорбей, как иссохли души наши, как уныние сковало их, и, не преставая, ходатайствуют за нас пред Богом».

преподобный Силуан Афонский

«Имена у нас стали выбирать не по-Божьему. По-Божьему вот как надо. Выбирайте имя по святцам: или в какой день родится дитя, или в какой крестится, или в промежутке и дня в три по крещении. Тут дело будет без всяких человеческих соображений, а как Бог даст, ибо дни рождения в руках Божиих».

святитель Феофан Затворник

«По имени и житие твое да будет».

преподобный Амвросий Оптинский

«День Ангела – особый день. Мы празднуем здесь, на земле, память своего святого, чтобы и наши святые «вспомнили и ходатайствовали за нас пред Богом. Дни рождения и именин наших должны иметь преимущество пред всеми другими днями будними, обращать сердца и очи наши к небу, с благодарными чувствами к Творцу, Промыслителю и Спасителю, с мыслию, что там наше отечество и Отец, что земля не отечество, а место пришельствия и странствия, что прилепляся к тленным вещам безрассудно, грешно. богопротивно, что к Богу надо прилепляться всем сердцем».

святой праведный Иоанн Кронштадтский

«Молящийся Господу, Божией Матери, Ангелам и святым должен прежде всего заботиться об исправлении своего сердца и своей жизни, а потом подражать им, как написано: будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд (Лк. 6, 36); будьте святы, потому что Я свят (1 Пет. 1, 16).

Молящиеся Божией Матери должны подражать Ее смирению, невообразимой чистоте, преданности в волю Божию (например, когда видишь неправду) и терпению; молящиеся Ангелам должны помышлять о горнем житии и стараться о духовности, отлагая постепенно плотяность и страсти плотские, также о пламенной любви к Богу и ближнему; молящиеся святым да подражают их любви к Богу и презрению мира или суетных его благ, их молитве, воздержанию, нестяжанию, терпению болезней, скорбей и напастей, их любви к ближнему. В противном случае молитва будет воздухобиением».

Читайте также:  Прости мой милый что в подъезде

святой праведный Иоанн Кронштадтский

«Мы призываем святых в посредничество между нами и Богом, чтобы они молили Его за нас; призываем их не как богов каких, но как друзей Его, которые служат Ему, славословят Его и поклоняются Ему. Мы требуем помощи их не потому, чтобы они могли помогать нам собственной силой, но поскольку ходатайством своим они испрашивают нам от Бога благодать.

Они во время своей земной жизни молятся за других и ходатайствуют не только частно и втайне, но и всенародно и открыто, как это подтверждают Писания. тем более по смерти своей молят о нас Бога, ибо тогда им ничто в этом не препятствует. Но кто-нибудь скажет, что святые не познают и не разумеют молитв наших. На это отвечаем, что хотя они сами по себе не познают и не слышат молитв наших, но познают и слышат по откровению Божию. Итак, справедливо мы почитаем их и испрашиваем через них помощь у Бога. Мы не отдаем им Божеской чести, но молим их, как братьев и друзей наших, чтобы испрашивали нам помощь у Бога и ходатайствовали за нас пред Господом».

святитель Петр (Могила)

«Молитвы святых имеют великую силу, но только когда мы сами раскаиваемся (в грехах) и исправляемся. Впрочем, говорю это не для того, чтобы не призывать святых на молитвах, но для того, чтобы мы не ленились и, предавшись беспечности и сну, не возлагали на других того, что должны делать сами».

святитель Иоанн Златоуст

«Святая Церковь, зная, что немногие способны от себя нарекать имена, приносящие с собою благословение, учредила прекрасный обычай от святых заимствовать имена, которые по благодати святых всегда благознаменательны и способны принести с собою благословение. Но притом особенно благо младенцу, которому дают имя святого не по обычаю только, но по вере и любви к святому».

святитель Филарет, митрополит Московский

«Мы обращаемся к святым с просьбой помолиться за нас перед Богом, но более всего мы должны обращаться к тому святому, имя которого мы носим. Он любит нас и всегда спешит на помощь в наших нуждах, потому мы называем его нашим молитвенником. Поэтому обязательно нужно знать тропарь [песнопение, в котором раскрывается сущность праздника или прославляется священное лицо] своему святому. Помни: подобный подобного ищет».

святой праведный Иоанн Кронштадтский

«Ребенок должен быть посвящен, вернее, вручен хранению, защите, молитвам того святого, имя которого ему дается. Родители должны были бы выбирать святого, который для них что-то значит, то есть житие которого их чем-нибудь поразило или который по чему-нибудь связан с зачатием этого ребенка. В старой России (вероятно, это и теперь еще порой делается) крестили ребенка именем того святого, в день которого были крестины. В этом есть какой-то смысл, при условии, опять-таки, что это будет не кличка, а будет как бы освящение нового храма во имя данного святого Родители должны были бы, когда хотят дать то или другое имя ребенку, узнать, каково житие святого, что в нем есть, что поражает их не благозвучием имени, а внутренним обликом, почему они хотят, чтобы их ребенок был под защитой этого святого или, во всяком случае, чтобы этот святой особенно молился о нем. Поэтому наименование ребенка может иметь громадное значение».

митрополит Сурожский Антоний (Блум)

«Мы носим имена святых, которые прожили жизнь и осуществили на земле своё призвание; мы им посвящены, как храмы посвящаются тому или другому святому; и мы должны вдумываться и в значение его имени, и в ту личность святого, которая нам доступна из его жития. Потому что он не только является нашим молитвенником, заступником и защитником, но в какой-то мере и образом того, чем мы могли бы быть. Повторить ничью жизнь нельзя; но научиться от жизни одного или другого человека, святого или даже грешника, жить более достойно себя и более достойно Бога – можно».

митрополит Сурожский Антоний (Блум)

Источник: www.pravpokrov.ru

День ангела, святые угодники и суеверия: как в России укоренились традиции именин

Как появилась традиция именин, почему россияне продолжают слать друг другу открытки с ангелами в 21 веке и кто называет детей в честь святых.

В России популярны два метода выбора имени: в честь кого-то из родственников и в честь того или иного святого. Оба способа существуют в нашей культуре очень давно, но до сих пор не перестали быть актуальными. Живучесть первого легко объясняется, но традиции именин в современные реалии укладываются с трудом. Royal Cheese разобрался, почему наши соотечественники все еще верят в магический смысл имени и поздравляют друг друга с днем ангела.

Как появилась традиция празднования именин?

Именины — это день памяти святого. Ежедневно миллионы христиан почитают мучеников, преподобных старцев и прочих важных для религии персонажей. За каждым канонизированным героем закреплена своя дата в месяцеслове. Некоторые угодники настолько уважаемы, что их чествуют несколько раз в году. При этом в календарь попадают святые с одинаковыми именами.

Читайте также:  Как выглядит богатый человек

Поэтому Александры празднуют день ангела 146 раз в году.

Календарь в основном формируется с помощью дат смертей культовых для православия личностей. Попасть в касту почитаемых могут мученики, знаковые церковные деятели, цари . Например, в «Святцах» одна из дат закреплена за Николаем II, который считается страдальцем, погибшим за веру и отечество.

С годами православный календарь становился объемнее. В Средневековье им повально начали пользоваться, выбирая имя для младенца. Новоявленные родители считали, что святой, в честь которого назвали ребенка, всегда будет оберегать малыша. Отсюда и появилось второе название торжества — день ангела, который празднуется по аналогии с днем рождения.

Кстати, многие православные предпочитают отмечать именины вместо очередного юбилея. При этом даты этих событий нередко разнятся.

Существует ли традиция именин за рубежом?

День ангела существует во многих христианских странах. Однако отношение к празднику сильно отличается в зависимости от направленности конфессии. Например, протестанты не почитают святых. В их канонах нет культуры поклонения мученикам, а вот в православии и католицизме это распространенная практика. В Италии имениннику дарят лепешки, а во Франции — делают подарки.

Сегодня обряды редко соблюдаются, но в крайне религиозных странах они продолжают жить. Допустим, в Греции, Польше, России и странах бывшего СНГ, где исповедуют православие. Традиция именин распространена и в Южной Америке. День ангела здесь не ограничивается чествованием святых: верующие латиноамериканцы также почитают различные изображения Девы Марии.

Сегодня именины распространены в более консервативных семьях, поэтому праздничные вечеринки по случаю торжества встречаются реже. Чтобы отметить дни именин, практикующие католики и православные обычно посещают храм и устраивают тихие семейные торжества.

Почему традиции именин не исчезают?

Традиции именин не исчезают из-за того, что позиции христианства все еще сильны. Поэтому любые практики и церковные суеверия все еще встречаются в прогрессивном обществе. Нередко к православному календарю в России обращаются даже в нерелигиозных семьях. Бывает так, что консервативные бабушки и дедушки настаивают на том, чтобы их дети называли младенцев с помощью «Святцев». Один из наших читателей рассказал следующую историю:

«Моя мать настаивала на том, чтобы назвать меня Петр. В итоге меня назвали по-другому — так, как хотели бабушка и отец. По большей части меня назвали в честь одного из членов семьи, но бабушка наделила имя еще и религиозными свойствами. Я часто получаю от нее поздравления с днем ангела, знаю, чем прославился мой покровитель, и так далее. Хотя дела мне до этого нет.

Я не могу назвать себя верующим. Кстати, родители тоже не постоянные посетители храмов.

Несмотря на такой бэкграунд, мне приятно носить мое имя. Во-первых, оно мне нравится, во-вторых, классно осознавать, что за ним стоит что-то сакральное. Не каждый может козырнуть тем, что настолько прошарен в этимологии своего имени.

Хотя я до сих пор не могу запомнить, когда у меня день ангела. Но ничего страшного, бабушка обязательно напомнит поздравительной открыткой в WhatsApp».

Помимо влияния старшего поколения, живучесть традиции подпитывается также количеством верующих. Все-таки в нашей стране достаточно много религиозных людей, которые трепетно относятся к выбору имени согласно церковному календарю. Например, среди православных есть поверье: назовешь ребенка в честь мученика — он будет мучиться всю жизнь. А если в честь преподобного — он станет монахом. Людям хочется верить в то, что правильно выбранный покровитель непременно защитит их от неудач.

Дальше — хуже?

Несмотря на то, что именины все еще живы, трудно представить, что через несколько столетий мы увидим торжество по их случаю. И вот несколько причин почему:

  1. Советское наследие уничтожило христианские традиции. Очевидно, что сносы храмов и гонения негативно сказались на религии. Среди жителей СССР день рождения был в большем почете, нежели православный аналог. Поэтому сегодня мы реже видим людей, отмечающих день своего небесного покровителя.
  2. Позиции религии стали слабее. Большую роль в этом сыграло опять-таки советское наследие. Но даже если отбросить в сторону этот аспект, то становится ясно: религии трудно найти место в современном мире. Сегодня люди меньше задумываются на тему своего мировоззрения. Даже популярный ранее атеизм, кажется, несколько утратил свои позиции. Людям в целом не особо интересно во что-то верить или наоборот.
  3. Глобализация повлияла на вариативность. Сегодня все чаще детям дают уникальные имена. Эта практика распространена даже среди верующих. При крещении они ищут аналог необычного имени своего ребенка. Церковники обычно не препятствуют этой практике. Например, у Катарины покровительницей будет святая с именем Екатерина.

Конечно, в традиционных семьях дни ангелов все еще будут актуальны, но количество этих семей неуклонно падает. И вряд ли стоит ожидать усиление позиций религии в последующие годы.

Источник: royalcheese.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Lady Today