Мат – это нецензурная лексика, использующаяся для оскорбления людей или для выражения негативных эмоций, а также в качестве грубого юмора. Обсценная лексика отличается от литературной и культурной бранной тем, что не допускается к употреблению в общественных местах, СМИ, телевидении и т.д., а также порицается с точки зрения морали.
Примеры литературной бранной речи: «поганый», «козел», «свинья», «ублюдок». Ненормативная лексика является частью культуры, а в некоторых ситуациях и общественных группах не вызывает порицания или осуждения. Несмотря на официальное табу относительно матерных слов и выражений, они никуда не пропадают из лексикона общества и возникают в разговорной речи детей.
Это может случаться независимо от того, насколько часто используется мат дома в родительской среде, поскольку причины употребления обсценной лексики ребенком различны. В середине XX века нейроэндокринологи выяснили, что при частом использовании ругательств в организме человека начинают активнее вырабатываться мужские половые гормоны (андрогены).
Мой ребенок матерится в школе, на улице, дома. Почему это происходит. Разговор с психологом.
У регулярно матерящихся детей нарушается гормональный баланс в организме, что плохо сказывается на их здоровье. Особенно плохо это для девочек и девушек. Если в родительской семье принято использовать обсценную лексику, и ребенок ее регулярно слышит, вопрос времени, когда он начнет использовать ее в своей речи.
Копирование поведения – инструмент социального научения, заложенный природой, возможность выжить и приспособиться, обитая в определенном социуме. Если все вокруг матерятся, особенно значимые взрослые, ребенок тоже будет это делать. Если родители не хотят, чтобы ребенок использовал ненормативную лексику, им придется самим перестать ее употреблять в своей речи.
При посещении детского сада или школы ребенок может услышать бранные слова от других детей, а сильные эмоции, которые способствовали использованию мата, особенно запомнятся. Если дома не принято использовать обсценную лексику, ребенок, скорей всего, и не будет использовать ее при родителях или других взрослых, но в кругу своих сверстников будут «работать» свои правила и свой лексикон. Чтобы не быть белой вороной, ребенок будет подражать поведению других в референтной группе. Родителям нельзя запрещать своему ребенку общаться с матерящимися детьми, но они могут предложить альтернативу в виде другого круга общения – можно сменить школу, можно отдать ребенка в спортивную секцию или как-то иначе организовать его досуг, чтобы у него не было возможности общаться с теми, кто использует бранные слова, зато дать ему возможность обзавестись новыми знакомыми.
Причины использования мата детьми
- копирование поведения значимых людей (родителей, ровесников-авторитетов);
- сильные эмоции (гнев, страх, удивление, шок), но только в том случае, если ребенок не знает общепринятых синонимичных выражений, имеющих столь же сильную экспрессивную окраску;
- произвольное использование мата в ситуации конфликта, чтобы оскорбить, спровоцировать на активные действия;
- сильный стресс — ругань помогает снять стресс, при ней начинают вырабатываться андрогены, которые являются антагонистами кортикостероида, гормона стресса;
- совсем маленькие дети могут произносить матерные слова, если ранее этим же способом удалось добиться внимания взрослых (например, в детских домах для детей внимание не имеет полюса. Им неважно, будут тебя ругать или хвалить, поэтому, если за бранью последует сильная эмоциональная реакция взрослых, они будут использовать мат целенаправленно).
Как рассказать о мате детям?
Разговаривать с детьми о мате можно со старшего дошкольного возраста. Ранее это не имеет смысла, поскольку ребенок воспроизводит слова неосознанно. Ребенку необходимо объяснить, что исторически ругательства являлись определенными маркерами для людей, как правило, его использовали социально неблагополучные слои населения, рабочие без квалификации (строители, грузчики), заключенные в тюрьмах и колониях. При этом нельзя ребенку запретить использовать мат, а стоит рассказать, зачем нужна ненормативная лексика.
Ребенок говорит матом. Что делать?
Родители должны объяснить своему ребенку, что с помощью мата человек может проявлять агрессию, провоцировать конфликт или пытаться запугать собеседника, т.е. ругань является промежуточной стадией между разговором и нападением. Ругательства также помогают снять эмоциональное напряжение, снизить стресс, но такой эффект достигается только при редком употреблении мата.
После этого необходимо вместе с ребенком найти другие слова или действия, помогающие достигнуть того же эффекта. У детей хорошо развито воображение, поэтому они легко включаются в такую игру.
Что делать родителям, если ребенок матерится?
Если ребенок матерится при родителях впервые, то можно сделать вид, что вы не заметили этого, а тем временем понаблюдать за реакцией ребенка. Необходимо выяснить, это автоматическое повторение за кем-то или он намеренно вас провоцирует. В ситуации, когда ребенок не понимает смысла сказанного, нужно прежде всего исключить использование ругани при ребенке – сделать замечание всем родственникам и следить за собственной речью. Когда мат используется ребенком для провокации родителя, отсутствие реакции не дает закрепиться этой модели поведения.
Если дети употребляют мат и просят взрослых объяснить значение слова, то нельзя отмахиваться и просто говорить «это плохое слово, его не употребляют». Максимально корректно донесите до ребенка его смысл, сферу употребления, а также тот образ, который складывается о человеке, произносящем подобное.
Необходимо проявлять максимум терпения, не кричать на ребенка и не стыдить его на людях. Это все только вызывает конфронтацию и непонимание, почему другим можно так разговаривать, а ему нет. Категорически запрещается изолировать детей от общения со сверстниками, которые используют в своей речи бранные слова, поскольку этап использования ненормативной лексики в группе сверстников проходят все, а если нарушить социализацию, то ребенок останется не матерящимся изгоем, что гораздо сильнее травмирует психику.
Борьба с ненормативной лексикой в речи детей
Когда матерные слова уже вошли в обиход, бороться с этим необходимо посредством ввода определенных правил. Важно, чтобы запреты относительно каких-то выражений касались всех членов семьи: если принимается правило не употреблять матерные слова дома, то этого должны придерживаться и родители. Естественно, любой может ошибиться, поэтому, когда неприличное слово все же было произнесено, то необходимо извиниться, объяснить, почему сейчас было так сказано, и найти культурный синоним.
Обсуждайте значение матерных слов, ищите им замену. Замечайте ситуации, когда ваш ребенок красиво и точно формулирует свои мысли, хвалите его за это. Поощряйте развитие словарного запаса и учите, как можно поставить неприятного человека на место, используя литературные обороты речи.
Если вам нужна консультация детского психолога, звоните и записывайтесь на прием: (812) 642-47-02.
Источник: emberint.ru
Дети в классе матерятся что делать
Мат настолько стал частью нашей культуры, что подчас уже не вызывает ни возмущения, ни неодобрительный замечаний. Мат упрощает выражение эмоций и аргументацию. Но так ли непобедима эта экспансия.
Слово, оно состоит из звуков. И как-то получается, что одни звуки кажутся нам приличными, добрыми и мелодичными, а другие отвратительными, неприятными и неприличными. Проходя мимо ванной вам может резануть слух нежный голосок вашего ребенка, звонко чеканящий: , , . Казалось бы, это ужасно. Где ваша кроха могла набраться таких гадостей?
Но если посмотреть, чем же занят ребенок, то может оказаться, что он просто играет в любимого лягушонка, который с характерным звуком «» прыгает по воде.
Кто виноват ?
Зачастую, причина детского мата — равнодушие родителей. Ведь если родители заняты своими делами, а ребенок нуждается в их внимании, то нет лучшего способа как громко и желательно в большой аудитории сказать что-то неприличное, нецензурное. И совершенно неважно, что родители начинают кричать, возмущаться, отчитывать или даже наказывать ребенка.
Цель его достигнута — все внимание родителей приковано к нему. Когда ребенок понимает, что таким образом может управлять взрослыми, эта ситуация будет повторяться и повторяться. Ребенок может даже не понимать смысл сказанного слова, но видит какую реакцию оно вызвало.
Очень плохо, когда в семье отец и мать меняются ролями. Мать занимается воспитанием, а отец пассивно наблюдает за этим со стороны и не вмешивается в процесс. ОТЕЦ, как глава семьи, отвечает за всех. Он — главный добытчик, закон и порядок, непререкаемый авторитет, на который равняются дети. Роль Матери — это внимание, забота, нежность и любовь.
Из-за пассивной роли отцов, роль лидеров в подрастающем поколении заняли сверстники. И такое равнение на себе подобных не повышает уровень развития. В итоге детям труднее адаптироваться во взрослом мире, предъявляющему взрослые требования к их подростковому уровню развития.
Как известно, брань может быть аффективная (когда наступаешь на кошку) и паразитическая (для связки слов). Паразитическая брань, равно как и другие слова-паразиты («короче», «ну», «вобщем» и т.д.) — это попытка восполнить бедность словарного запаса. Люди так привыкают к словам-паразитам, что избавиться от них оказывается не проще, чем бросить курить. А те, кто думает, что запросто могут избавиться от такой паразитической брани, пусть попробуют хотя бы пару дней не употреблять эти словечки. К тому же, если убрать из употребления матерные слова, сразу явственно проступает лексическая и культурная обедненность.
Если без мата нельзя, значит либо человек психологически застрял в подростковом возрасте. Либо искусно встроил мат в свою языковую систему. Такие люди пишут книги, стихи и песни. Иного матершинника и послушать приятно и полезно. А иногда человек вроде и обычные слова говорит, а слушать гадко и отвратительно.
И дело здесь не в мате в частности, а в культуре речи в целом.
Иногда мы сами не замечаем, как у нас вырываются бранные словечки. А потом удивляемся, и откуда малыш принес эти слова. Так что подумайте заранее, что вы будете кричать, когда в очередной раз попадете молотком по пальцу. Чтобы не обогатить словарный запас своего ребенка новым «грязным» словом.
Почему дети используют мат?
Дети, используя мат, обходятся всего лишь десятком слов, употребляя их в анекдотах, в настенной письменности, в игре. При этом каждый возраст имеет свои причины и мотивацию для употребления эти выражений.
Так, дети двух — пяти лет используют жаргон неосознанно, поскольку речевое подражание свойственно младшему возрасту наравне с другими видами деятельности.
В возрасте пяти — семи лет основной движущей силой является бунт против того «как принято, как надо». При этом матерные слова дети употребляют осознанно, прекрасно зная и понимая что этого делать нельзя.
В период с восьми до двенадцати лет дети понимают, где можно, а где нельзя ругаться. Жаргон используется среди ровесников для самоутверждения, из желания влиться в коллектив и стремления казаться взрослее. Школьники, матерясь, копируют манеру поведения старшеклассников, таким образом приобщаясь к миру взрослых. Так они чувствуют себя увереннее . Некоторые взрослые сторонятся матершинников, и дети, замечая это, думают, что так можно заставить себя уважать и бояться.
К двенадцати — четырнадцати годам подростки как правило употребляют жаргон в основном для выхода эмоций или в анекдотах. Мат исчерпывает себя, т.к. перестает удовлетворять культурные потребности ребенка.
Издревле считали, что мат это не оскорбление, а защита. Поэтому подростки так сильно ругаются матом. Для них мир еще слишком враждебен. И они, как могут, пытаются от него защититься, а лучший способ защиты, как известно — нападение. За изощренной бранью подростки пытаются скрыть свои слабости, и казаться сильнее, жестче и неприступнее.
С точки зрения психологии агрессия является необходимым звеном духовной эволюции. Поэтому прохождение данного этапа развития является хорошим знаком того, что ребенок развивается нормально. Детям, не выплеснувшим подростковую агрессию и не прошедшим данный этап развития это грозит проблемами в будущем. Из таких детей вырастают тираны и диктаторы.
Так что будет гораздо лучше, если ребенок наругается и выплеснет агрессию в этом возрасте. И будет расти и развиваться дальше, узнавая, что можно, а что нельзя, и мат постепенно изживет себя.
Что делать ?
Вот несколько советов и рекомендаций:
1. Постарайтесь, чтобы матерные слова и жаргонизмы вообще не звучали в присутствии и ближайшем окружении ребенка с самого его рождения.
2. Если бранное слово все-таки слетело с уст малыша, то в первый раз постарайтесь сделать вид, что вы ничего не слышали и понаблюдайте как будет реагировать ребенок. В случает, если ребенок уже понимает смысл сказанного слова, то он будет ждать от вас какой-то реакции, и не дождавшись повторит провокацию. Или решит, что слово обычное и в нем нет ничего такого, после чего потеряет к нему интерес и забудет о нем. В противном случае, когда ребенок не ожидает от вас никакой реакции, то, вероятнее всего, слово это он просто где-то «подцепил». И если не акцентировать на нем внимание, то словечко также и отцепится.
3. Если ребенок сказал нецензурное слово при посторонних, самое главное — сохранить спокойствие. Конечно, трудно сдержаться, не отреагировать и не наказать ребенка. Ведь вам, именно вам, и стыдно, и обидно, и хочется оправдаться. Приложите усилие, сделайте вид, что ничего страшного не произошло, это лишь досадная случайность.
Скажите что-нибудь в роде «ну да, бывает», улыбнитесь и смените тему разговора. А уже потом, когда остынете, поговорите с ребенком.
4. Если ребенок сам попросил вас объяснить значение слова, постарайтесь спокойно и доступно все объяснить. Расскажите ему, что это слово ругательное, значит то-то, и говорят его, когда хотят кого-то обидеть, поэтому говорить его нельзя.
5. Если мат все-таки появился в детской речи, поговорите с ребенком, спросите его, что значат эти слова. Пусть расскажет вам или нарисует, объяснит значение. Возможно малыш и сам не знает, что говорит. Здесь можно пойти на хитрость и попытаться преобразовать нецензурное слово до близкого по звучанию и значению обычного слова, как бы поправляя ребенка.
Если такой возможности нет, то объясните ребенку что они значат. И скажите, что слова эти очень обидные и говорить их нельзя.
6. Если ребенок кричит, злится и проявляет агрессию, родители должны показать ребенку, что они понимают и принимают его чувства, как бы говоря «Я знаю, сейчас тебя что-то рассердило, и тебе это неприятно и хочется ругать». Нельзя просто запретить выражать свой гнев. Необходимо научить ребенка, как реагировать на раздражители, как проявлять негативные эмоции без мата и грубых слов.
7. Если жаргонизмы уже закрепились в речи ребенка, то можно дать ему почитать словарь ненормативной лексики или что-то подобное. Ведь если чего-то много, оно доступно и не наказуемо, то быстро надоедает.
8. Если ребенка приобщили к мату более просвещенные сверстники, воздержитесь от брани и оскорблений как в адрес ребенка так и его друзей. Это только усугубит противостояние. Лучше тактично и убедительно объяснить ребенку что мат — это не только неприлично, но и некрасиво и по-детски, и как показатель его развития недостойно его как человека.
Если ребенок мотивирует свою брань тем, что «все остальные тоже ругаются», попробуйте объяснить ребенку, что нецензурная лексика — это какая же зависимость как курение и алкоголь. И как никотин разрушает легкие, так и мат обедняет словарный запас и восстановление будет сложным и мучительным. Что мат это вовсе не показатель взрослости, а обычная пагубная привычка.
Сложнее, если ребенок ровняется на «звездного кумира». Желание материться пропадает само, когда ребенку встречается более культурный и авторитетный образец для подражания.
9. Наконец, если же ребенок не принимает объяснений, продолжает ругаться матом и делает это непроизвольно, то лучше обратиться к специалисту (например нейропсихологу).
Чего делать нельзя.
Нельзя запрещать ребенку ругаться матом как раз теми самыми словами, которые вы ему запрещаете. Будьте последовательны. Если уж вы говорите ребенку, что НЕЛЬЗЯ РУГАТЬСЯ МАТОМ, это значит, что ВСЕМ нельзя, а не только ему. Иначе придется еще и ответить на вопрос «почему тебе можно, а мне нельзя» и т.д.
Ни в коем случае нельзя стыдить ребенка, тем более на людях. Это может нанести ему тяжелую психологическую травму.
Не надо обобщать. Если уж вы так хотите отчитать ребенка, то отчитывайте за что-то конкретное, не делая из мухи слона. Ведь то, что он сказал одно плохое слово еще не делает его маньяком-рецидивистом.
Нельзя просто запретить ругаться матом ничего не объясняя. Запрет только порождает ответную реакцию и не приводит к положительному результату .
Немного истории.
Матерный жаргон уже давно закрепился и в фольклоре, и в разговорной речи, и даже в литературе. Выражение «вашу мать» дало название целому языковому пласту, определив его как мат. Пласту довольно емкому, образному и эмоциональному. Достаточно двух — трех слов, чтобы все стало понятно.
Однако все богатство матерной лексики в речи не используется, употребляются в основном лишь несколько существительных, столько же образованных от них прилагательных, также не более десяти глаголов, отглагольных форм и наречий. Очень редко можно встретить большое разнообразие и изобретательность в этой форме словесности.
Мат — это древнее явление, присущее многим народам. У восточных славян существовал языческий культ плодородия, вера в мистическое единение земли и неба. С помощью мата язычники отпугивали нечистую силу. Во время языческих свадебных обрядов пели так называемые «корильные песни», содержащие оскорбления жениха, дабы супруге не пришлось ругать его в семейной жизни. Также считали, что матюги помогают от порчи и от сглаза.
Славяне успешно пользовались матом не только в языческих обрядах. Так, одна славянка сообщает в берестяной записке, датированной VII веком, своей подруге, что их общая знакомая выходи замуж, поэтому подруга срочно должна вернуть долг в две гривны. Чтобы подруга лучше поняла важность сообщения, славянка кроет должницу матом, который с VII века нисколько не изменился.
Запреты на «грязные» слова появились с принятием христианства. Так же как и запреты на языческие культы и обряды. В IV веке Иоанн Златоуст говорил: «Ежели кто матерными словами ругается, тогда у Престола Господня Мати Божия данный Ею молитвенный покров от человека отымет и Сама отступает, и который человек матерно избранится, себя в той день проклятию подвергает, понеже мать свою ругает и горько ее оскорбляет. С тем человеком не подобает нам ясти и пити, аще не отстанет от онаго матерного слова».
В Советском союзе мата не было также как и секса. Впервые «культурный» мат появился в фильме Киры Муратовой «Астенический синдром». Так началось проникновение мата в кино, в театр, в литературу и на эстраду.
Во всем мире русский мат считается самым крепким и смачным. Финны или поляки, например, используют именно русский мат, когда хотят выругаться по-настоящему. Особенность русского мата в том, что основной акцент делается на «грязности» понятий, связанных с половой жизнью. В то время как в испанcком мате, например, самое страшное оскорбление — тупица, то есть связано с умственными способностями.
Но несмотря на все вышесказанное мат исчезает, потому что к нему привыкли. И по мнению ученых может скоро исчезнуть. Возможно, его заменить новый матерный язык.
Источник: www.child-psy.ru
«Дети ругаются матом, а стыдно мне»: можно ли делать замечания чужому ребенку?
«Школьники на улице ругаются матом — меня коробит. Матерятся в присутствии взрослых — и хоть бы хны. Один раз мы с 8-летним сыном шли по улице. Сзади нас бодро шагала компания школьников, которые наперебой, один громче другого, ругались матом. В конце концов мое терпение лопнуло и я сделала им замечание.
Что тут началось! Они стали огрызаться, спорить, доказывать, что все так общаются».
Вероника, 44 года
Употребление бранных слов и выражений порицается общественной моралью, и школьники это знают. Но поведение ребенка неустойчиво, у него может наблюдаться высокая зависимость от внешних влияний. Он может отлично знать, как себя вести в обществе, но из-за различных факторов поступать по-другому.
Есть несколько причин, почему дети ругаются матом:
- Желание ребенка самоутвердиться среди сверстников, показаться более «крутым», взрослым.
- Запретный плод всегда сладок: чем больше запретов взрослые ставят ребенку, тем больше ему хочется их нарушать.
- Проблема использования бранных слов и выражений может идти из семьи. Если кто-то из родных постоянно употребляет ругательные слова, ребенок будет неосознанно их воспроизводить. Такая речь является для него нормой.
- Ребенок может копировать полюбившегося киногероя (артиста, героя комиксов и т. п.), повторять слова из песен модных исполнителей.
- Соцсети и телевидение часто показывают детям аморальные и агрессивные примеры поведения, в результате при общении между собой дети не стесняются в выражениях и даже не задумываются о смысле сказанного.
Самое сложное для взрослых — правильно отреагировать, услышав отборный мат из уст маленького ребенка, школьника или подростка.
Источник: www.parents.ru