Ещё не все точно знают, что такое компенсирующая группа в детском саду, но распространены они уже достаточно широко, и не только в таких крупных городах, как Москва или Санкт-Петербург.
Характеристика
Особенности групп
Отличие от обычных
Условия приёма
Варианты открытия
В чем польза для ребенка
Характеристика
Группа компенсирующей направленности в детском саду создаётся для детей, имеющих особенности в физическом и психическом развитии, т.е. для деток, имеющих ограниченные возможности здоровья (ОВЗ).
В данных детских коллективах имеются условия для коррекции различного рода нарушений, чтобы полноценно подготовить воспитанников к школьному обучению.
ПАК Колибри и программы: опыт использования в детском саду компенсирующего вида.
Дети, имеющие одинаковые проблемы, связанные с нарушением слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, с задержкой речевого или психического развития и др., объединяются в одну группу. Это дает возможность сформировать для них максимально удобные условия, позволяет наиболее эффективно заниматься с такими дошкольниками.
Объединяют детей по возрастному принципу. Но, согласно СанПиНу, допускается создание разновозрастных групп в ДОУ компенсирующего направления, если возможно организовать режим дня, который будет соответствовать особенностям каждого возраста.
Особенности групп
Адаптированная ОП дошкольного образования для детей с ОВЗ
5-12 детей в зависимости от вида нарушений
Основная форма работы
Работа со специалистами: психолог, логопед, дефектолог и др.
Приказ Министерства просвещения РФ №373 от 31.07.2020 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по ООП – ОПДО»
Положение о группе компенсирующей направленности, утвержденное МДОУ
Вид коррекционной программы
Индивидуальная программа для каждого ребенка
Отличие от обычных
Компенсационное обучение – это обучающий процесс, направленный на устранение различных нарушений развития.
Если ребёнок получает направление в такую группу, часто родители начинают переживать. Они уверены, что там воспитываются только дети с интеллектуальными нарушениями. Но это – ошибочное суждение.
Детей воспитывают и обучают по специальным программам и в соответствии с их индивидуальными возможностями. При этом воспитанникам создают особые условия, главные из которых: небольшая наполняемость группы, регулярные занятия с разными специалистами по индивидуальным программам, большая работа по укреплению и восстановлению здоровья детей, диетическое питание.
Могут проводиться курсы массажа в специально оборудованном массажном кабинете и занятия в бассейне. Родителям доступны регулярные консультации коррекционных специалистов.
Детям с особыми образовательными потребностями доступны следующие направления:
- С нарушением или задержкой речи. Часто их называют «логопедическими», так как с детьми постоянно работает логопед.
- С нарушением зрения.
- С нарушением слуха.
- С нарушением опорно-двигательного аппарата.
- С психическими нарушениями.
- Для детей, которые часто болеют.
Образовательная среда в группе компенсирующей направленности
Специалисты, работающие в компенсирующих группах
Как и в обычных группах, с детьми работают воспитатели, но вместе с ними еще и многие другие специалисты:
- логопед – коррекционный педагог, выявляет и устраняет речевые нарушения;
- дефектолог – коррекционный педагог, работает не только с воспитанниками, но и с их родителями, и с воспитателями, оказывает методическую помощь;
- педагог-психолог – специалист, который в своей работе сочетает знания психологии и педагогики, проводит психологическое обследование воспитанников, выявляет причину психологических отклонений и помогает их устранить, консультирует родителей по проблемам воспитания;
- медсестра – следит за состоянием здоровья детей, проводит физические упражнения и закаливающие процедуры, оказывает первую помощь, следит за организацией питания воспитуемых, консультирует родителей;
- воспитатель по физической культуре — организует работу по физическому развитию детей;
- инструктор ЛФК – подбирает комплексы лечебно-восстановительных упражнений для малышей, в соответствии с диагнозом;
- музыкальный руководитель – организует занятия музыкой, оказывает помощь в проведении досуга и развлечений.
В зависимости от целей формирования группы, с детьми могут заниматься и другие специалисты.
Условия приёма
Для зачисления необходимо получить заключение следующих специалистов:
- окулиста,
- отоларинголога,
- психиатра,
- педиатра,
- других (в зависимости от нарушений здоровья, которые имеет ребенок).
После получения медицинского заключения ребенку будет предложено пройти ПМПК (психолого-медико-педагогическую комиссию, в которую обязательно должны входить психолог, психиатр, учитель-логопед, педиатр, невролог, педагог-дефектолог, социальный педагог).
Специалисты выдают заключение о том, какая группа подойдет ребенку. Если будет принято решение о необходимости посещать компенсирующую, то можно сразу направиться к заведующей ДОУ с заявлением. Длительность нахождения в специфическом коллективе также определяет ПМПК.
Варианты открытия
Существуют два основных варианта формирования таких групп.
- Компенсирующий детский сад (специализированный). Он состоит только из таких групп. Они создаются как одного направления, так и разных. В компенсационных детских садах созданы необходимые условия как для детей, так и для воспитателей. Главные направления работы таких садиков – подготовить особенных деток к обучению в школе и создать условия для адаптации в социуме, но при особом оздоровительном уходе и индивидуальных занятиях. Детский садик компенсирующего вида — это самое эффективное дошкольное образовательное учреждение для развития детей с ОВЗ.
- Обычный детсад. Здесь может создаваться как одна, так и несколько групп компенсирующего направления.
Отметим, что существует и 3-й вариант – группы комбинированного вида или смешанного. Что это значит? Чем они отличаются от общего (общеразвивающего) типа и как там организован процесс учебно-воспитательной работы?
В группах комбинированной направленности осуществляется совместное образование здоровых детей и с ОВЗ по программе ДОУ, адаптированной для воспитанников с особыми потребностями (с учетом их психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающей коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию воспитанников с ОВЗ).
В чем польза для ребенка
Здесь учитывают индивидуальные особенности и потребности каждого малыша (уровень физического и психического здоровья). Педагоги, опираясь на зоны ближайшего развития, прилагают максимум усилий для сокращения задержки развития воспитанников.
Каждый ребенок имеет свой образовательный маршрут (личную учебно-воспитательную программу), позволяющую максимально успешно подготовиться к поступлению в школу.
Компенсирующая группа ДС – это образец хорошо организованного индивидуального подхода к ребенку в дошкольном образовательном учреждении.
Занятие с подгруппой детей группы компенсирующей направленности (ЗПР), воспитатель Лобачева Е.В.
Источник: www.rastut-goda.ru
Детский сад компенсирующего вида — что это значит и показания к посещению
Учреждения дошкольного образования разделяются по специализации или по органу управления. Детский сад компенсирующего вида отличается от других тем, что в нем учебные программы разработаны для детей с физическими или психологическими отклонениями.
Что такое компенсирующее обучение в ДОУ
Существуют различные виды детских садов: частные, муниципальные, комбинированные, компенсирующие. Последние ориентированы на детей, у которых есть проблемы со здоровьем.
Компенсирующее обучение подразумевает реабилитационные занятия, специальная программа которых ведет к устранению нарушений.
Когда родителям рекомендуют посещать детский садик такого типа, они пугаются, думая, что там находятся умственно неполноценные дети. Это не так. Направление в группы дают малышам с ослабленным иммунитетом, часто болеющим простудами и другими заболеваниями.
Показания к посещению
Основная задача, которую выполняет детсад компенсирующего вида – укрепление психического и физического здоровья воспитанников. Занятия проводятся по определенным методикам, которые разработаны для каждого вида нарушений.
Группы компенсирующей направленности в ДОУ формируются по возрастному принципу.
- Нарушение зрения, когда болезнь препятствует освоению основной образовательной программы.
- Проблемы слуха, когда ребенок не может освоить программу дошкольного образования вместе со слышащими детьми.
- Заболевания опорно-двигательного аппарата, требующие помощи в передвижении.
- Проблемы с психологическим равновесием. К ним относятся: раздражительность, нервозность, повышенная возбудимость, агрессия.
- Дефекты речи, затрудняющие нормальное общение ребенка с окружающими.
Назначение и направления деятельности
Детское учреждение компенсирующего типа подготавливает ребенка к школе, создает основу для его адаптации в социуме. Воспитанники специализированного ДОУ имеют слабое здоровье, рассеянность внимания или плохую память. Такие дети не имеют каких-либо интеллектуальных отклонений. Они направляются в данное учреждение, чтобы потом успешно обучаться в обычной школе. Принципы работы воспитателей компенсирующих садов:
- медицинская корректировка здоровья;
- закалка организма;
- организация правильного питания;
- освоение дошкольной учебной программы.
Организация работы компенсирующего детского сада
Независимо от заболевания малыша, работа педагогов основывается на первоначальном выявлении личностных и психологических качеств ребенка. У него определяется уровень культурных и гигиенических навыков. Это делается с целью составления эффективной программы обучения и коррекционной работы.
Воспитателями разрабатывается индивидуальный подход к каждому воспитаннику. Дети находятся под постоянным присмотром педагогов.
Реализация специального обучения идет сразу по нескольким направлениям:
- развитие общения с окружающими (взрослыми, сверстниками);
- игровая деятельность;
- расширение запаса и уровня знаний;
- формирование временных и пространственных навыков (синтез осязательных, зрительных, двигательных ощущений);
- развитие абстрактно-логического и наглядно-образного мышления;
- формирование математических навыков;
- подготовка к овладению письмом;
- воспитание самообслуживания.
Какие специалисты входят в штат
Воспитатели специализированного ДОУ проходят дополнительное обучение по работе с особенными детьми. Помимо обслуживающего персонала (нянечки, повара, подсобные рабочие), в учреждении работают специалисты разной направленности:
- воспитатель-методист;
- психолог;
- музыкальный руководитель;
- инструктор по лечебной физкультуре;
- логопед;
- массажист;
- врач-терапевт.
Наполняемость групп и бытовые условия
В большинстве случаев в здании такого детсада имеется кабинет массажа, бассейн, спортзал. Для малышей с заболеваниями опорно-двигательного аппарата предусмотрены широкие дверные проемы. Для самостоятельного передвижения внутри и снаружи здания сделаны специальные пандусы.
Группы в ДОУ небольшие – по 8-10 человек.
Видео
Источник: mosmama.ru
Детский сад компенсирующего вида. Что это значит?
Если из длинного и сложного «официальной» формулировки детского сада компенсирующего вида выделить суть – выходит вот что: сад имеет группы компенсирующей направленности с определенной приоритетной специализацией по коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья.
По коррекционным направлениям детские сады компенсирующего вида различаются для детей:
- с нарушениями речи,
- с нарушениями зрения,
- с нарушениями слуха,
- с нарушениями опорно-двигательного аппарата,
- для часто болеющих детей,
- с психическими нарушениями (например, повышенная возбудимость, раздражительность, агрессия, нервозность и т.д.),
- с нарушениями ЖКТ (таких садов не много в масштабах страны),
- и даже сад присмотра и оздоровления с приоритетным осуществлением санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур.
Как правило, детские сады компенсирующего вида посещают дети со сложными диагнозами (имеющими сочетание 2-х или более нарушений в физическом и (или) психическом развитии), а также дети-инвалиды.
Иногда на базе детского сада компенсирующего вида формируются службы, оказывающие специализированную помощь семье:
- службы ранней помощи
- службы комплексной коррекционно-развивающей помощи детям с нарушением развития и психолого-педагогической поддержки их семьям
Коррекционная программа занятий разрабатывается индивидуально для каждого ребенка.
Кроме детей со сложными диагнозами, в компенсирующий детский сюда могут быть направлены дети, которые часто болеют и имеют ослабленный иммунитет. К примеру, в садике для детей с проблемами ЖКТ акцент делается на усиленное правильное диетическое питание.
Специалисты, работающие в детском саду компенсирующего вида (в зависимости от специализации сада):
- воспитатель по физической культуре
- инструктор по физической культуре (плаванию)
- учитель-логопед
- учитель-дефектолог
- педагог-психолог
- врач-ортопед
- старшая медсестра
- медсестры по массажу
- медсестра по бассейну и сауне
- инструктора ЛФК
По мнению мам, чьи детки посещают сад компенсирующего вида, это обычный садик, который отличается лишь тем, что детям там уделяется больше внимания вследствие их индивидуальных особенностей. В группах в таких садах не более 15 детей. Согласно полученной информации от родителей, садики действительно не плохие, но попасть туда сложно. Как правило в группе около 80 процентов детей с диагнозами и около 20 процентов здоровых. При этом, все дети получают повышенное внимание и помощь специалистов.
В завершении скажем, что путевку в детский сад компенсирующего вида можно получить только через комиссию ПМПК (психолого-медико-педагогическая комиссия).
Источник: www.vsesadiki.ru