До какого класса труды в школе

Почему из школ пропали уроки труда? Чем от них отличается предмет «технология»? И почему на таких занятиях детей больше не учат кроить, шить юбки и работать на токарных станках? Писатель и наш колумнист Маша Трауб размышляет, стоит ли прививать современным школьникам любовь к ручному труду и как именно это нужно делать.

Я так и не смогла вспомнить, когда уроки труда в школах превратились в «технологию». В каком году из школ исчезли швейные машинки, плиты, мини-парикмахерские, молотки, пилы, рубанки и колченогие табуретки. Родители возраста «сорок плюс» вспоминают эти уроки с ностальгией и улыбкой. Сокровенное знание про косую бейку из памяти не вытравишь. Как и случаи, когда девочки накормили мальчиков сладким супом и соленым тортом.

Нет, самый ужас, когда ты стоишь перед классом, а Лариса Витальевна брезгливо двумя пальцами держит твою юбку солнце и говорит, что замуж с такой юбкой никто не возьмет. Впрочем, Сан Иваныч — трудовик у мальчиков, — естественно, с жуткого похмелья, в это же самое время демонстрирует доску с криво забитым в нее гвоздем и говорит моему другу Илье, главному «ботанику» класса, что он таким гвоздем ни одну бабу не… Дальше следует ненормативная лексика.

Сейчас в младшей школе уроки технологии, к счастью, остались и еще похожи на уроки труда. Хотя все зависит от учителя. Наша замечательная Лидия Андреевна, которая вела предмет и у старшего сына, и у дочери, учила детей — и мальчиков, и девочек — пришивать пуговицы, вязать крючком, вышивать. Они все время что-то изготавливали из подручных средств.

Из пластиковых бутылок — пингвинов, корабли. Из шишек строили дома. Они и квиллингом занимались, и валять пробовали.

Моему сыну Василию Лидия Андреевна всегда ставила пятерки, хотя прекрасно знала, что крестиком за него вышиваю я, аппликации же делают одноклассницы. Зато его вазочку хранит у себя в кабинете до сих пор — это была первая Васина самостоятельная поделка. И когда кто-то из мальчиков заявляет, что не будет клеить дурацкие розочки на открытку или пришивать пуговицы, Лидия Андреевна достает с полки Васину вазочку и трясет ею перед всем классом: «Вот, мальчик тоже не хотел, ничего не умел, а сделал! Сам сделал! И вы сможете!»

После вазочки все мальчики послушно пришивают пуговицы

Восемь лет назад, когда сын учился в шестом классе, дети записывали рецепты приготовления яичницы, а на дом им задавали сделать конспект по теме «Определение сроков годности продуктов питания». Точно помню момент, когда Василий узнал, как проверить куриное яйцо на степень тухлости: если яйцо несвежее, оно в воде всплывет.

Заодно учительница рассказала, что этот способ не действует, если очень сильно посолить воду. Еще про консервацию огурцов и помидоров увлекательно рассказывала. Кажется, именно она, сама того не ведая, увлекла мальчишек экспериментами — причем физическими, а не кулинарными. Банки после Васиной «закрутки» на моей кухне взрывались регулярно.

«Моя цель — развенчать печальный образ трудовика»

А вот теперь, в том же шестом классе, моя дочь на технологии делает домашнее задание или читает. Уроки посвящены так называемой проектной деятельности, ставшей модной в последние годы. Детям, по идее, должны рассказывать про эту самую деятельность, но все проекты сводятся к тому, что одна из мам что-то снимает, другая — монтирует, третья делает видеопрезентацию.

Сейчас все считается опасным. Год назад в параллельном классе разразился скандал. Кто-то из родителей предложил вернуть уроки труда хотя бы в виде выжигания на досках. Есть рисунки и для мальчиков, и для девочек. Раньше ведь все выжигали! Мамам на 8 Марта — гвоздику, папам — танк на 23 Февраля. И кривую подпись-поздравление.

Однако выжигание было признано крайне опасным занятием.

«А если ребенок руку себе прожжет, вы будете за это отвечать?» — высказала общее мнение глава родительского комитета

Недавно мы с уже одиннадцатилетней дочерью шили штаны для ее мягкой игрушки — кота Басика. Сима умеет шить на швейной машинке, вязать крючком, вышивать крестиком. Конструировать выкройки, кроить, вязать по схемам. Ради дочери мне пришлось вспомнить про косую бейку.

Но тут выяснилось, что она не умеет вдевать резинку в штаны. То, чему мы, девочки, обучались в первую очередь. Обычная бельевая резинка была страшным дефицитом и ценностью. На резинке держалось все — трусы, колготки, юбки. Протертые резинки связывались узелками и шли на игру «в резиночки».

Счастливая обладательница цельной резинки сразу же становилась королевой двора.

Почему ручной труд — это круто и что полезно уметь современному ребёнку

У всех девочек к изнанке юбки была приколота булавка. Не только от сглаза. Но и в хозяйственных целях — подхватить разорванную резинку и сколоть булавкой. Я прекрасно помню ощущение, когда на физре или в игре вдруг лопается резинка от трусов. И они скатываются вниз.

Читайте также:  Как сделать так чтобы приснился хороший сон

Большего позора, чем найти трусы на уровне коленок, представить себе невозможно. Хотя нет, возможно: если резинка лопается сразу и на трусах, и на колготках, что тоже нередко случалось. Все девочки владели навыком молниеносно собрать резинку и вернуть белье на прежнее место.

Дочь чуть не плакала: у нее «убегала» вторая часть резинки, она не догадывалась, что нужно закрепить булавкой и только потом примерить. А мне и в голову не приходило ее предупредить, что резинка может «убежать».

Сколькими еще подобными навыками владею я, мое поколение родителей, а наши девочки, дочки, о них даже не подозревают?

Мой муж шутит, что меня воспитывали партизаны в окопах, поэтому я все умею. Дочь раскрывает рот, когда я начинаю вязать не крючком, а, например, на спицах.

— Вас этому в школе учили? — спрашивает Сима с завистью.

Сколько раз мы прострачивали себе пальцы на уроках труда, на ножной механической машинке? Миллион. А сколько раз обжигались о плиту на тех же уроках труда? Никто не считал это особенным происшествием.

Я даже представить себе не могу, какой бы случился скандал в наши дни, если бы ребенка-первоклассника с густыми непокорными вихрами после уроков вернули родителям лысым. В нашей школе была оборудована настоящая парикмахерская — с зеркалами, мойкой и сушкой. Девочки специализировались на мужских стрижках.

Клиентами становились первоклашки или второклашки, которые, с точки зрения учителей, ходили заросшими. Если стрижка не удавалась (а она, конечно же, не удавалась), наша учительница Оксана Михайловна брила клиента машинкой под ноль. Если в начале года у нас все первоклашки ходили лысые, то к концу мы навострились стричь всякие боксы, полубоксы, бобрики.

В свободное время делали друг другу начесы и экспериментировали с завивками. Сан Иваныч — бывший электрик, — задвинув табуретки подальше, учил мальчиков чинить проводку и ремонтировать розетки. Когда он уходил в запой, наши ребята выходили ему на замену в ЖЭК — прекрасная возможность подработать. Даже люстры «навешивали». Хотя они сами электрика и спаивали.

Закон Божий, логика и ещё три предмета, исчезнувших из школьной программы

Я терпеть не могла конструировать, зато неплохо справлялась с постельным бельем — мы шили наволочки, пододеяльники с дыркой посередине, простыни. Лариса Витальевна устанавливала «норму» — сдать три наволочки или пять простыней. Все знали, что учительница торгует нашими «комплектами» на рынке.

Я умею шить, вязать, стричь. Владею десятипальцевым слепым методом печати на машинке. Стенографирую. Делаю уколы, накладываю шины. И все эти навыки, пусть и в минимальном объеме, я получила в школе на уроках труда и на занятиях в УПК — учебно-производственном комбинате, который становился продолжением уроков труда для старших школьников.

Гендерное различие? Я с этим не сталкивалась. Если мне хотелось, я шла к мальчишкам

Трудовик как раз объяснял, как перетягивать мебель на стульях и «зачищать» поверхность перед тем, как покрыть ее лаком. Мальчишки могли приходить к нам, девочкам, что не считалось зазорным. Илья, не справившись с гвоздями, готовил лучше многих девочек.

Но мы — нынешнее поколение родителей — делаем все, чтобы наши дети не владели этими навыками. Сами, всеми силами, продлеваем им детство, делаем инфантильными. В этом нет нашей родительской вины. Наши родители передавали нам знания и умения, которые позволили им выжить: уметь готовить пять блюд из одной тощей курицы, ставить капельницу на швабре и шить занавески.

А мы? В прошлом году классная руководительница предложила ввести дежурства: девочки поливают цветы, а мальчики поднимают стулья на парты. Что тут началось. «Аллергия!», «Давайте наймем уборщицу!» Одна мама сказала, что вместо сына стулья придет поднимать бабушка, если уж так надо. Учительница всего лишь хотела, чтобы дети научились хотя бы класс держать в чистоте.

Я не вижу ничего ужасного в том, чтобы девочки шили, а мальчики забивали гвозди — или наоборот, кому как больше нравится

Или делали и то и другое, что в жизни может пригодиться. Старые уроки труда, на мой взгляд, куда лучше нынешней непонятной «технологии». А раскройный нож и оверлок на швейной машинке вполне могут конкурировать с тиктоками. Только покажите их детям.

Источник: mel.fm

Что изучают на уроках технологии в школе

Уроки технологии в общеобразовательной школе начинаются с 5 класса и длятся до самого окончания школы. Как правило, девочки и мальчики занимаются врозь. И тех и других обучают ручному труду, но по разным программам.

Что изучают на уроках технологии в школе

Статьи по теме:

  • Что изучают на уроках технологии в школе
  • Зачем нужна технология
  • Как провести открытый урок технологии

Разделение классов на группы

На уроке технологии классы делят на две группы: мальчики и девочки. Происходит это в силу понятных причин. Уроки технологии обучают ребят ручному труду, который пригодится им в дальнейшей жизни. Труд девочек значительно отличается от труда мальчиков. Чтобы не смешивать две разные сферы деятельности, классы делят на подгруппы.

Читайте также:  Что такое гамамелис в косметике

Уроки проходят в различных кабинетах. У каждой группы свой учитель. Как правило, преподаватель у мальчиков — мужчина, а у девочек — женщина.

Технология для девочек

Домоводством принято называть уроки технологии для девочек, еще с советских времен. Свое название предмет получил за то, чему он обучает. Задачей домоводства считается помочь девочкам обучиться знаниям и практическим навыкам, которые пригодятся в хозяйстве и в быту, а также развить у детей самостоятельность и многие другие качества, которыми необходимо владеть каждой девушке и женщине.

Программа домоводства включает в себя несколько разделов: уход за помещением, кройка и шитье, кулинария, уход за одеждой. Вся программа разработана на семь лет: начиная с 5 класса и заканчивая 11. Занятия проходят 1 раз в неделю и длятся 1 час.

В первом полугодии 5 класса девочки знакомятся с устройством швейной машины, делают выкройки и самостоятельно пробуют шить простейшие вещи. С каждым годом сложность повышается. На кройку и шитье в каждом классе отводится от 23 до 58 часов.

Начиная со второго полугодия каждого учебного года девочек учат готовить пищу. Сначала происходит знакомство с кухонным оборудованием, а также с посудой. С каждым годом программа становится сложнее и учит готовить блюда различной сложности: начиная от овощных бутербродов и заканчивая простейшими рыбными и мясными блюдами. Обязательным составляющим каждого занятия является теоретическая часть, во время которой преподаватель знакомит учениц с техникой безопасности, а также демонстрирует изделия.

Технология для мальчиков

Уроки технологии для мальчиков и девочек кардинально различаются. Начиная с 5 класса, в мальчиках воспитывают настоящих мужчин, которые будут мастерами на все руки.

С 5 по 11 класс мальчиков учат работать с различными материалами и инструментами. Изначально их знакомят с материалами в принципе. Рассказывают свойства дерева и металлов, а также показывают, какими инструментами их обрабатывают.

Начиная с 6 класса, под руководством учителя мальчики начинают самостоятельно работать с материалами. Изначально происходит знакомство с деревом. На практических занятиях преподаватель учит делать табуретки, а также обучает приемам, которыми лучше всего пользоваться при работе с деревом.

К концу 11 класса мальчики могут самостоятельно сделать деревянный самолет, выточить какие-либо игрушки на специальном станке, а также выполнить декоративную резьбу по дереву. Они владеют навыками обработки материалов и работы с ними.

Совет полезен?
Статьи по теме:

  • Что такое элективный курс
  • Что нужно знать об особенностях трудового воспитания младших школьников
  • Почему в школе не учат геологии

Добавить комментарий к статье
Похожие советы

  • Трудовое воспитание – основа развития
  • Чему учит школа
  • Что изучали на уроке НВП
  • Какие предметы в 5 классе?
  • Каким вещам стоит поучиться у детей
  • Какие есть современные образовательные технологии
  • Что такое технологии целеполагания
  • Какой школьный предмет востребован во взрослой жизни
  • Как сформулировать цель урока
  • Как учат в наших школах
  • Как учились в 19 веке
  • Что изучают на ОБЖ
  • Какие предметы будут в 5, 6, 7, 8, 9 классе: список 2018-2019
  • Как возить вещи из Турции
  • Что такое моделирование одежды
  • Что означает выражение «день сурка»
  • Чем отличается среднепрофессиональное образование от технического
  • Какие умения приобретаются в школе
  • Как выучить теорему быстро
  • Как написать рецензию на урок
  • Как определить цель урока
  • Как убрать регистрацию с сайта
  • Как построить магазин на своем участке
  • Как быстро исправить оценки

Источник: www.kakprosto.ru

Что изучают на уроках технологии в школе

Согласно учебному плану и рекомендациям Минобрнауки, технологию преподают в 5-9 классах (в некоторых школах с 1 по 10). Это обязательный предмет, оценка за который входит в аттестат.

Как проходят уроки технологии, чему они учат? Поговорим об особенностях преподавания предмета, а также о полезной учебной литературе.

Зачем нужна технология: суть предмета, особенности преподавания

Уроки технологии — это современная интерпретация уроков труда, то есть трудовая и профессиональная подготовка учеников.

Введена дисциплина с целью получения школьниками навыков ведения домашнего хозяйства, работы руками, знакомства и освоения будущей профессии. Например, мальчики изучают автодело, азы работы на станках, девочки проходят курсы шитья, машинописи, делопроизводства, младшего санитарного медперсонала.

Чем с большим кругом видов деятельности ученик познакомится, тем шире будет его кругозор, выше шансы правильно выбрать будущую профессию.

Поэтому школьная программа по технологии 5 класса очень разнообразна. Подросткам предлагают самые разные направления, чтобы заинтересовать, обучить азам предмета.

К примеру, дидактические материалы, учебники по технологии для 5 класса охватывают такой круг специальностей:

  1. Цветоводство, декоративное садоводство — знакомство с видами растений, их многообразием, принципами ландшафтного дизайна.
  2. Программирование, конструирование — пособие для учащихся с математическим складом ума, интересующихся ИТ-сферой.
  3. Робототехнику — основы перспективного сложного направления по работе с механизмами.
  4. Швейное дело, домоводство, кулинарию — стандартные предметы.

Юный мозг впитывает знания словно губка, не перегружаясь информацией в рамках рекомендованных педагогами программ. Детей средних и старших классов нужно увлечь, заинтересовать преимуществами конкретного вида деятельности, мотивировать изучать что-то самостоятельно. Важно разобрать со школьниками как можно больше тем, показать разнообразие профессий, обучить полезным навыкам.

Читайте также:  Как поздравить подружку с днем рождения прикольно

Объективные сложности преподавания технологии

Сложность в том, что изначально полезное дело без должного подхода учителя или завуча во многих школах превращается в банальное ничегонеделание.

Проблемы преподавания технологии очевидны:

  1. Плохое или недостаточное оснащение рабочего класса, где нет современного оборудования, технологий, способных привлечь внимание детей.
  2. Устаревшие теоретические и практические части предмета, когда учебный план не успевает за новыми современными тенденциями.
  3. Ориентация на профессиональные потребности региона, при худшем варианте — банальное домоводство, слесарное/столярное дело.
  4. Зацикленность на базовых навыках, необходимых для повседневной жизни, которые дети могут получить и от родителей.

Уроки технологии во многих школах остаются на уровне «как сварить борщ», «как починить розетку». Часто дети не делают и этого, обходятся только теоретическими знаниями — готовят доклады, презентации. Из-за такой формы преподавания технология становится любимым предметом учеников: здесь не нужно зубрить параграфы, формулы, решать задачи. А родителям приходится за своих отпрысков глубокой ночью вышивать, плести кружева, чертить схемы.

Учителя и родители понимают важность обучения детей разнообразным навыкам. Но часто считают нецелесообразным тратить драгоценное время на устаревшие и невостребованные виды профессиональной деятельности.

Есть шанс, что ситуация изменится — уроки будут проходить более интересно, плодотворно для школьников. Министерство образования уже готовит изменения учебного плана.

Разделение классов на группы

Одним из самых больших пережитков советских уроков труда осталось гендерное разделение на группы. Тогда традиционно растили из девочек домохозяек, швей, поварих, санитарок, мальчиков готовили в автослесари, плотники, электрики.

Сейчас картина мира кардинально поменялась — исчезает гендерная предрасположенность к выбору профессии. Женщины становятся водителями, сварщиками, руководителями, среди известных дизайнеров, шеф-поваров преобладают мужчины.

Но школы эти перемены не затронули: с 1 по 3 классы ученики обоих полов совместно занимаются вырезанием из бумаги, пластилиновыми поделками. Технология в 5 классе уже подразумевает гендерное разделение: девочки занимаются домоводством, мальчики посещают мастерские.

Наверное, было бы правильнее убрать разделение по гендерному признаку, поставив во главу угла интересы ребёнка. Но пока девочки и мальчики получают разные навыки.

Уроки технологии для девочек

Урок труда (технологии) у девочек сейчас ориентирован на домоводство, развитие кругозора, отработку навыков ведения домашнего хозяйства.

  1. Правильно готовить, хранить продукты, оформлять подачу блюд, сервировать стол.
  2. Делать выкройки простейшей одежды (юбки, фартука), шить её, вязать, ставить заплатку, пришивать пуговицы разными способами, вышивать некоторыми стилями.
  3. Ухаживать за кожей и телом, понимать тонкости подросткового физиологического развития, включая пубертат.
  4. Основам правильного питания, подсчёту жиров, белков, углеводов, калорийности пищи.

Кроме того, на уроках могут давать интересную информацию про национальные кухни, костюмы, особенности менталитета разных стран, обсуждать основы менеджмента, этикета, психологии.

От учителя зависит, свести урок к банальной презентации по теме «Считаем калории» и скучным расчётам либо заинтересовать, увлечь девочек, дать им правильное представление о многих важных аспектах жизни. Иногда на уроках технологии раскрывают специальные темы, полезные подрастающему поколению: о развитии тела, уходе за собой, об отношениях полов, избежании нежелательной беременности. Девочкам читают основы домоводства, семейной жизни, воспитывают эстетический вкус.

Технология для мальчиков

Уроки труда для мальчиков традиционно проходят в мастерских или во дворе школы.

  1. Дать представление о различных материалах, инструментах, станках.
  2. Научить работать с инструментом: правильно держать, соблюдать технику безопасности, предполагать результат работы.
  3. Познакомить со станками и оборудованием, дать представление о возможностях техники, провести практические занятия, мастер-классы .
  4. Уделить внимание конструкторскому делу, обучить составлять, читать чертежи.

Мальчикам прививают трудовые навыки электрика, плотника, слесаря, дают базовые знания автодела.

Чаще всего уроки проходят по определённому сценарию: учитель даёт задание изготовить что-либо своими руками, а сам ходит по мастерской, корректируя действия учеников. Общие теоретические темы, которые преподают мальчикам: спорт, здоровое питание, отношения с противоположным полом.

Топ книг, полезных школьникам 5 класса

Для пятиклассников особенно важны различные образовательные программы. Они уже выпустились из начальной школы, отработав простейшие навыки, — теперь перед ними открыты новые возможности для развития. Книги, а также другая учебная литература призваны в этом помочь.

Ученику 5 класса полезно изучать:

  1. Учебники по технологии в школе, независимо от того, как именно проходят уроки в конкретном учебном заведении.
  2. Художественные книги детских авторов — для развития воображения, воспитания литературного вкуса.
  3. Методические материалы, рабочие тетради, которые структурируют учебный материал, объясняют на примерах.
  4. Различные тесты, которые позволяют контролировать, как усвоены знания, есть ли в них пробелы.

Тесты 5 класса — наиболее интересный формат работы с ребёнком при освоении разных тем.

Рекомендованы школьникам этого возраста:

  • тесты по общеобразовательным предметам — например, русскому языку, математике, обществознанию, английскому;
  • тренажёры по математике для подготовки к проверочным работам;
  • дидактический материал по истории с указанием дат, кратким перечнем событий;
  • тесты, вспомогательная литература по музыке, технологии.

Всё это полезно ребёнку для улучшения усвоения тем, закрепления сложного материала.

Согласно планам Министерства образования, уроки технологии будут пересмотрены. Акцент с ведения домашнего хозяйства и «мастера на все руки» сдвинут в сторону профориентации. Класс технологии в школе может быть ликвидирован: ученики будут посещать колледжи, ПТУ, чтобы на практике познакомиться с будущей профессией.

Источник: math-prosto.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Lady Today