До какого возраста формируется личность

О том, каким образом происходитформирование личности ребенка, и в чем именно заключается значимость этого этапа, знают, увы, немногие родители. А зря – этот этап можно считать своего рода отправной точкой, с которым в идеале должно быть связано изменение многих аспектов во взаимоотношениях родителей и малыша. Ребенок, ощущающий себя как личность, требует иного воспитательного подхода, он по-другому выстраивает коммуникацию с окружающими его людьми.

Что же такое “личность”?

Многие путают понятая “личность” и “индивидуальность”. “Мой ребенок – уже полноценная личность, у него есть свои предпочтения, он терпеть не может слушать попсу, а классику обожает”, – с гордостью рассказывает мама четырехмесячного карапуза. Между тем психолог поправил бы ее: любовь к определенной музыке у грудного малыша говорит об особенностях не его личности, а его индивидуальности. Так же как и черты характера, коммуникативные способности и т. д. Индивидуальные характеристики человека, такие как темперамент, одаренность, особенности восприятия и обработки информации (внимание, память) во многом влияют на формирование личности, но они не определяют всецело ее структуру.

КАК ПОРЯДОК РОЖДЕНИЯ ФОРМИРУЕТ ВАШУ ЛИЧНОСТЬ?

Когда же можно говорить о том, что ребенок осознает себя как личность?

Психологи выделяют несколько важных критериев:

  • малыш полноценно употребляет личные местоимения;
  • он способен, пусть даже на самом простом уровне, описать себя (внешность, характер), рассказать о своих эмоциях, мотивах и проблемах;
  • он обладает навыками самоконтроля; таким образом, https://detyvradost.ru/detskie-isteriki-kak-usmirit-kaprizulyu/ по самому незначительному поводу вроде вашего отказа купить игрушку или продолжить прогулку в парке свидетельствуют о недостаточном развитии личности;
  • он имеет базовые представления о том, что такое “хорошо” и “плохо” и способен отказаться от “плохого” во имя “хорошего” и поступиться своими сиюминутными желаниями во имя общего блага.
Возраст и формирование личности ребенка

К какому же возрасту ребенок обладает более-менее сформировавшейся личностью? Исходя из перечисленных выше критериев, становится очевидно: не раньше, чем к достижению двухлетнего возраста (как правило, после того, https://detyvradost.ru/kak-nauchit-rebenka-govorit/ и он сможет не только делиться мыслями с окружающими, но и рефлексировать над своими поступками). Обычно психологи указывают на возраст три года как на некую значимую точку, связанную с появлением у ребенка самосознания. При этом к 4-5 годам он полностью осознает себя как личность, обладающую определенными характеристиками и “встроенную” в систему отношений с окружающим миром.

Смена воспитательных стратегий

Почему родителям важно иметь представление о процессе формирования личности ребенка, и как этот процесс связан с выбором эффективных воспитательных подходов? От того, насколько малыш осознает себя как личность, обладающую определенными качествами и способную к самоконтролю, зависит и масштаб требований, которые стоит предъявлять ему.

ДО КАКОГО ВОЗРАСТА ФОРМИРУЕТСЯ ЛИЧНОСТЬ? #дети

Чтобы https://detyvradost.ru/kak-pravilnovospityivat-rebenka-o-tseli-i-sredstvah , необходимо иметь представление об особенностях его психологии на разных этапах развития. Вот, например, типичная ситуация: шестимесячный малыш раскричался в коляске, а мама пытается увещевать его: “немедленно замолчи, как же тебе не стыдно”! Между тем подобные внушения ни к чему не приведут: естественно, в таком возрасте карапуз и понятия не имеет о том, что такое “стыдно”. Более того, он не способен контролировать свое поведение – он сконцентрирован только на своих сиюминутных желаниях и требует их немедленного выполнения. И на этом этапе для мамы важно понять, что это не говорит о том, что ребенок испорчен или избалован; это совершенно нормальное поведение крохи шести месяцев, которое не требует ни наказания, ни какой-либо психологической и педагогической коррекции.

Теперь возьмем другой случай: ребенку год и три месяца. По мнению родителей, он уже достаточно взрослый, потому что он ходит, говорит отдельные слова, периодически пользуется горшком. В принципе, он уже способен контролировать свои эмоции: иногда он прекращает кричать после маминой суровой отповеди, он способен быть ласковым, когда хочет добиться родительского внимания. Но почему-то навыки самоконтроля он применяет избирательно: не в тех случаях, когда этого требуют родители или ситуация, а когда это кажется необходимым самому ребенку. И вот на семейном совете опять ставится вопрос об избалованности чада.

Между тем подобное поведение в этом возрасте, опять же, закономерно: обладая начальными навыками самоконтроля, ребенок еще не имеет достаточной мотивации, чтобы с их помощью в чем-то себя ограничивать. Он не знает, что такое хорошо и что такое плохо, пока еще он мыслит категориями “я хочу”, “я не хочу”, “мне нравится” и т.д. Некоторая моральная зрелость проявится в нем только после двух лет (а у некоторых детей и ближе к трем годам) и будет связана с активной наработкой им социального опыта, овладением речью и https://detyvradost.ru/priobshhenie-detey-k-kulture-posle-treh-uzhe-pozdno/ , важными составляющими которой и являются моральные и нравственные ценности.

Читайте также:  Чем смазать ручку двери чтобы не скрипела

Таким образом, согласно современным представлениям о формировании личности ребенка, https://detyvradost.ru/vospitanie-detey-do-goda/ должно строиться исключительно на создании ему оптимальных условий для физического, интеллектуального и эмоционального развития: ограничения и попытки морализаторства в этом возрасте будут неэффективны. После года карапуза уже можно и нужно начинать знакомить с определенными социальными и этическими нормами, но требовать их немедленного соблюдения бесполезно. Условно говоря, если малыш дергает кошку за хвост, то нужно объяснить, что он неправ, не стоит ждать, что в следующий раз он поменяет свое поведение: легче будет на время изолировать животное от хулигана. После двух лет апеллировать к моральным нормам можно более настойчиво, а после трех лет родители уже вправе требовать их соблюдения. Если ребенок в возрасте 3,5-4 лет систематически обижает малышей или бьет игрушки в магазине, это говорит либо о его психологических проблемах, либо о пробелах в воспитании.

Роль родителей в формировании личности ребенка

Формирование самооценки ребенка, его ценностной системы, то есть важных компонентов личности, в значительной мере зависит от родителей. Вот несколько правил, которым https://detyvradost.ru/detskiy-psiholog-roditelyam-nuzhnee-mnenie-eksperta/ рекомендуют следовать мамам и папам, чтобы со временем ребенок не столкнулся с проблемами, связанными с его восприятием себя или с отношением к нему окружающих.

1) Формируйте адекватную самооценку. Никогда не сравнивайте карапуза с другими детьми – ни в худшую, ни в лучшую сторону. Особенно это касается сопоставления личных качеств. Если уж очень хочется утихомирить разбушевавшееся чадо, скажите ему: “Посмотри на Васю, как он спокойно себя ведет”!

В то же время вариант “посмотри на Васю, какой он хороший мальчик, а ты https://detyvradost.ru/chto-delat-s-neposlushnyim-rebenkom-ukroshhenie-stroptivogo/ ” – недопустим. Малыш должен понимать, что он ценен сам по себе, а не в сравнении с другими детьми. Если хотите похвалить карапуза, характеризуйте его как “умного”, “доброго”, “красивого” и т.д. – не употребляя степеней сравнения.

2) Поощряйте коммуникацию. Обеспечьте ребенку максимум возможностей для общения с другими детьми и взрослыми: так он быстрее социализируется, на собственном опыте усвоит правила поведения в обществе.

3) Не игнорируйте гендерный аспект воспитания. Примерно с 2,5 до 6 лет ребенок переживает так называемую эдипову фазу, во время которой у него должна сформироваться правильная половая самоидентификация и первые представления о взаимоотношениях полов. На этом этапе будьте предельно внимательны к своему ребенку, дарите ему свою любовь, но не поддавайтесь на провокации, на собственном примере демонстрируйте ему, как строятся гармоничные отношения супругов. В этом случае чадо выйдет из сложной фазы с четкой мотивацией строить “правильную” любовь с представителем противоположного пола. Неверное поведение родителей может привести к формированию у ребенка пресловутого https://detyvradost.ru/kompleks-edipa-intervyu-s-psihologom/ или к другим нарушениям.

4) Учите его этике и морали. Подробно поясняйте ему, какие этические принципы лежат в основе взаимодействия людей, что такое “честно”, “справедливо”, “хорошо”, “плохо”. Некоторые родители считают, что не нужно “пудрить мозги” малышу подобными объяснениями – “вырастет и поумнеет”. Между тем неумение ребенка соизмерять свое поведение с социальными нормами может привести к многочисленным конфликтам и дальнейшим проблемам.

Галина

Галина

Источник: www.baby.ru

До какого возраста формируется личность

Развитие в старости осуществляется в направлении возрастания духовной зрелости человека. Под духовной зрелостью в психологии можно понимать устремленность человека ко все более полному разрешению своей жизненной задачи.

Предназначение старости, на наш взгляд, может выводиться из теории Э.Эриксона. По его мнению, конечной стадией жизненного цикла является психосоциальный конфликт «целостность против отчаяния». Основная задача этого периода — принять ценность прожитой жизни. Люди должны оглянуться назад и пересмотреть свои достижения и неудачи.

Соответственно фокус внимания должен сдвинуться от будущего к прошлому опыту. Это становится возможным только в том случае, если успешно были завершены предыдущие стадии. Э.Эриксон отмечет несколько составляющих такого состояния — это принятие своего жизненного пути как единственного должного без порицания жизненного пути других; ощущение «вселенского» единства с людьми разных времен и народов, когда каждый из встреченных людей кажется родным и чем-то близким. Только тогда формой активного взаимоотношения человека с ограниченностью жизни станет мудрость «со многими оттенками значения от зрелости «ума» до сосредоточения знания, — тщательно обдуманными суждениями и глубоким всеобъемлющим пониманием» 1. На наш взгляд, мудрость здесь может рассматриваться как высшая форма духовного развития личности.

Читайте также:  Куда пристроить трудовую книжку для стажа

В противоположном случае, в противовес мудрости, формируется чувство отчаяния, сопровождающееся переживаниями по поводу нереализованных возможностей и совершенных ошибок. Недостаток или отсутствие целостности у таких людей может проявлятся в скрытом страхе смерти, чувстве безысходности, отчаянии от невозможности что-либо изменить. Это может прикрываться отвращением к себе самому или недовольством социальными институтами или отдельными людьми.[2]

Говоря о задачах развития личности в старости В.И. Слободчиков отмечает, что, с одной стороны, в это время очень важно осознать необходимость работы по завершению того, что может быть завершено. А с другой — ощутить границы возможного и принять несовершенство как самого себя, так и окружающего мира.[3]

На наш взгляд, необходимо рассмотреть еще одну специфическую задачу развития личности в старости — это самоощущение в системе жизнь-смерть. Согласно И.Б. Новику, старость — это связующий этап между жизнью и смертью, это период напряженной внутренней работы связанной с осознанием неизбежности собственной смерти.[4]

Обсуждая задачи развития личности в старости, нельзя не рассмотреть характерный для этого периода кризис пожилого возраста.

В кризисе пожилого возраста можно выделить две основные линии. Первая — это необходимость принятия конечности собственного существования. Вторая — принятие необходимости выполнить те жизненные задачи, которые не выполнялись в течение предыдущей жизни.

В случае успешного разрешения кризиса у пожилых людей меняется установка на собственную жизнь в период старости. Пропадает установка на старость как на период покоя и отдыха. Старость начинает восприниматься как период серьезной внутренней работы и внутреннего движения. Рассмотрим подробнее, как может проявляться кризисное состояние у людей позднего возраста.

Начнем с того, что труднее всего допустить в сознание мысль о конечности своей жизни на земле. Поэтому столь часто можно наблюдать неприятие ими самой старости. Проявление старения многие стремятся рассматривать как симптомы болезни, которые, как и всякая болезнь, могут исчезнуть. Поэтому так много времени тратится на лечение, соблюдение предписаний врачей.

Иногда борьба со старением становится основным занятием пенсионера. В этом случае возможны сверхценное отношение к медицинским препаратам и ипохондрическая фиксация на своих болезненных ощущениях.

У некоторых пожилых людей может несколько снизиться общий фон настроения. Становится все более частым подавленное, грустное настроение без наличия для этого объективных оснований. Возрастает обидчивость и тревожная мнительность, а отрицательные эмоциональные реакции на те или иные неприятности становятся довольно затяжными.

Н.Ф.Шахматов полагает, что в этот период почти половина стариков испытывают специфическое депрессивное расстройство настроения — возрастно-ситуационную депрессию. Для нее характерно чувство пустоты, ненужности, отсутствие интереса к чему-либо. Чаще всего это переживаемое одиночество является лишь чувством, а не фактическим одиночеством.[5]

Исследователи описывают усиление страхов биологического типа, связанных с нарастающей беспомощностью и процессами увядания функций собственного организма. Кроме того, появляются иррациональные страхи (например, страх перед нападением, преследованием), моральные страхи (дать отчет о смысле собственной жизни). Можно сказать, что общий уровень страха значительно возрастает. Некоторые исследователи полагают, что многие формы поведения, традиционно приписываемые старым людям, — резкие реакции, склонность к размышлениям, замкнутость, склонность к критике окружения — можно трактовать как способы собственной борьбы со страхами и беспокойством.

Существенным аспектом кризиса является депривация притязания на признание у многих пожилых. Это следствие того, что теряются основы внешнего признания: статус, материальный достаток, внешний вид. У тех людей, для которых значимость внешних показателей признания выше, чем внутренних, возникает угроза разрушения «Я», снижения самооценки.

Необходимо отметить и то, что пожилому человеку приходится по-новому организовывать свое время. Раньше жизнь во многом регламентировалась внешними обстоятельствами, в особенности работой. Теперь человек остается наедине с самим собой, что для многих тяжело и непривычно.

Еще один вид деятельности, который претерпевает наибольшие изменения в старости — это общение. С одной стороны исследователи отмечают возрастающую конфликтность в общении пожилых людей друг с другом, а с другой говорят о возможности усиления чувства привязанности как результата влияния страха одиночества, а также пересмотра ценности общения под влиянием скорого ухода.

Так же распространенными становятся конфликты между поколениями, связанные с неготовностью принимать как старшими, так и младшими членами семьи новые роли. Очень часто забота пожилых людей о младшем поколении носит характер гиперопеки и вызывает конфликты.

Протекание кризиса пожилого возраста усугубляется десексуализацией пожилых людей. Стираются половые отличия в одежде, поведении. Всякие разговоры на сексуальную тему резко, иногда агрессивно отвергаются.

Несмотря на негативные проявления, а часто и вопреки биологическому влиянию, развитие личности в старости может носить позитивный характер и сопровождаться переживаниями счастья и радости, связанными с удовлетворением от жизни и несвойственным молодости.

  1. Александрова М.Д. Проблема социальной и психологической геронтологии. — Л., 1974;
  2. Ермолаева М.В. Практическая психология старости. — 2002;
  3. Краснова О.В. Социальная психология старости. — М., 2002;
  4. Слободчиков В.И., Цукерман Г.А. Интегральная переодизация общего психического развития. — Вопросы психологии, № 5, 1996.
  5. Хухлаева О.В. Психология развития: молодость, зрелость, старость — М., 2002;
  6. Фельдштейн Д.И. Психология взросления. — М., 1999;
  7. Шахматов Н.Ф. Психическое старение. — М., 1996
Читайте также:  Иберийцы как стать своей среди чужих

[1] Эриксон Э. Идентичность: Юность и кризис. — М., 1996.

[2] Хухлаева О.В. Психология развития: молодость, зрелость, старость. — М.: Асадема, 2002. — С.38 — 43.

[3]Слободчиков В.И., Цукерман Г.А. Интегральная переодизация общего психического развития. — Вопросы психологии, № 5, 1996.

[4]Новик И.Б. Система жизнь-смерть. — М., 1992.

[5] Шахматов Н.Ф. Психическое старение. — М., 1996.

Источник: top-technologies.ru

ТЕОРИЯ ОГЭ

Личность – это человек как общественное существо, для которого характерны черты, сформированные в обществе.

Качества личности:

  • наличие самосознания (самооценки, самоконтроля),
  • автономность, которая проявляется в том, что человек способен в определённой степени быть независимым от общества, противопоставить себя ему, властвовать над собой,
  • способность нести ответственность за свои действия,
  • способность ставить цели и их осуществлять,
  • обладание волей,
  • контроль за действиями, поступками, словами,
  • самостоятельность в поступках.

Факторы, влияющие на развитие личности:

  • социальная среда, окружение,
  • воспитание
  • образование,
  • самообразование и самовоспитание,
  • пример ярких личностей из жизни и литературы.

Подростковый возраст.

Подростковый (средний школьный) возраст – это период, который обычно начинается с 11-12 и продолжается до 15 лет.

Особенности подросткового возраста.

1.Анатомо-физиологическая перестройка организма:

  • интенсивное физическое и физиологическое развитие,
  • более быстрый рост скелета по сравнению с развитием мышечной тка­ни, появление нескладности, непропорциональности, угловатости фигуры,
  • серьезная гормональная перестройка, половое созревание, что вызывает резкие перепады настроения, повышенную, нестабильную эмоциональность, неуправляемость настроения, повышенную возбудимость, импульсивность;
  • возникновение трудностей в функционировании сердца, лёгких, кровоснабжении головного мозга,
  • значительные колебания артериального давления, нередко в сторону повышения, частые головные боли,
  • повышенная утомляемость,
  • раздражительность, неуравновешенность.

2.Особенности развития, связанные с взаимодействие с обществом, окружением:

  • переход от зависимого детства к самостоятельной и ответственной взрослости;
  • ведущий вид деятельности – общение со сверстниками, переориентация общения с родителями и учителями на сверстников;
  • конформизм поведения (от лат. подобный)- склонность к усвоению норм и ценностей, принятых в определённой группе, желание слиться с группой, подражательность, что рассматривается подростком как средство психологической защиты; подросток стремится следовать за модой и идеалами, принятыми в молодежной группе и в то же время стремится к лидерству; на первый план выходит острая потребность в признании, самоутверждении;
  • огромное влияние на формирование подростков оказывают средства массовой информации;
  • «чувство взрослости» — отношение подростка к себе как к взрослому человеку, стремление к самостоятельности, к ограждению от опеки взрослых, потребность в самоутверждении, развитие самосознания, волевых качеств, критичность мышления, склонность к анализу своих мыслей и поступков, колебания, раздумья; стремление получить статус взрослых и взрослые возможности, но в то же время нежелание возложить на себя ответственность взрослых, избегание этого;
  • внутренний кризис самооценки подростка, возникающий в связи с расширением и ростом возможностей, с одной стороны, и сохранением детско-школьного статуса, с другой;
  • происходит становление мировоззрения молодого человека; это сложный процесс, иногда он прохо­дит через отвергание ценностей, активное неприятие и нарушение установленных правил, негати­визм; несовершеннолетние часто верят в уникальность собственных проблем и переживаний, что порож­дает чувство одиночества и подавленности;
  • в результате полового созревания появление повышенного интереса к противоположному полу, появление чувства влюблённости;
  • возможно появление тревоги, агрессии и проблем­ного поведения, что может выражаться в конфликтных отношениях с взрослыми;

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.

Разделы

  • ЭКЗАМЕНЫ — 2024
  • Конституция Российской Федерации 1993 года с поправками 2020.Текст + комментарий.
  • ЕГЭ. Обществознание. Задание № 23. Вариант № 31.КОНСТИТУЦИЯ РФ.
  • ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ — ШКОЛЬНИКАМ.
  • Обществознание. Повторение теории к ЕГЭ и ОГЭ. Карточки: вопрос-ответ.
  • СЛОЖНЫЙ ВОПРОС – ПРОСТОЙ ОТВЕТ
  • Готовиться к ЕГЭ легко и просто.
  • Обществознание. ВСЯ ТЕОРИЯ В ОДНОМ МЕСТЕ.
  • ОГЭ. Обществознание. ТЕОРИЯ по кодификатору.
  • Готовимся к экзаменам.Трудные вопросы.
  • ЕГЭ. Обществознание. Задание № 24. ПЛАН.
  • Предэкзаменационный марафон. Подготовка к ЕГЭ по обществознанию
  • Общество. Теория
  • ОБЩЕСТВО. Термины.
  • Человек. Теория
  • ЧЕЛОВЕК. Термины.
  • Познание. Теория
  • ПОЗНАНИЕ. Термины.
  • Духовная сфера. Теория
  • Духовная сфера. Термины.
  • Политика. Теория
  • ПОЛИТИКА. Термины.
  • Право. Теория.
  • ПРАВО. Термины.
  • Социальная сфера. Теория
  • Социальная сфера. Термины.
  • Экономика. Теория
  • Экономика. Термины.

Источник: obschestvoznanie-ege.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Lady Today