Собирая домашнюю систему для прослушивания музыки, нужно понимать, как звучит музыка вживую. Мы привыкаем к звуку своей системы и считаем ее эталоном, а слушая другие системы в гостях, интуитивно, на автомате сравниваем их систему со своей. Я часто слышу от разных людей фразы: «у меня скрипка звучит натуральнее», «у меня вокал звучит естественно», «у меня создается эффект присутствия, живого концерта», и эти заявления никак не зависели от уровня или стоимости систем заявляющих.
А задавались ли вы вопросом, как в действительности звучит скрипка, виолончель, фортепиано, бас-гитара или саксафон? Насколько «натуральность» их звучания зависит от конкретного инструмента, от акустики концертных залов, от мастерства конкретных исполнителей, ведь все это и многое другое влияет на звук?
Однажды я был на концерте Aerosmith в Олимпийском и получил двоякие впечатления. С одной стороны – это гигантская энергия, исходящая от музыкантов, собственно, ради которой и стоит ходить на подобные мероприятия. А с другой стороны – качество воспроизведения музыки – в тот раз там с этим было откровенно плохо. И это не зависело от самих музыкантов.
Более того, может даже и не сильно зависело от звукорежиссера. Просто сам Олимпийский не строился для таких мероприятий: звук поглощался, терял частоты, образуя лакуны в партиях, и вся колоссальная энергетика Aerosmith не спасала ситуацию.
Поэтому, услышав в очередной раз заявления знакомого, что у него дома оркестр звучит натуральнее, я решил сходить на реальный концерт и послушать классическую музыку в разных залах Москвы.
Концертный зал Зарядье, дни Стравинского
Полный размер
Удачно попал в Зарядье на дни Стравинского. Удалось послушать Павла Милюкова (скрипка), Дениса Мацуева (фортепиано), Симфонический оркестр Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева – звёздный состав, не каждый день такое бывает (:
Мацуев – огонь – динамика, драйв, энергия. Гергиев и оркестр под его управлением также большие профессионалы.
Я сидел во втором ряду амфитеатра чуть правее центра. Зал интересный, эха и переотражений практически нет. Мне даже показалось, что зал избыточно заглушен, из-за чего энергия теряется.
Инструменты звучат четко, детально, нет никаких доигрываний, послезвучий. Сцена строится ровно перед тобой, оркестр локализуется почти правильно с небольшими поправками. Есть некий эффект шара, находящегося перед тобой: музыкальная картинка полностью цельная, плотная и монолитная, звук не распадается на ВЧ, СЧ, НЧ.
Этот звуковой шар настолько цельный, что локализовать скрипки, виолончели или контрабасы внутри него не получается, даже если визуально ты их видишь – скрипки слева, виолончели по центру, а контрабасы справа. Более или менее можно понять расположение арфы и духовых. Ещё одно интересное наблюдение – нельзя на общем фоне «сосчитать», например, скрипки. Они все звучат как один целый монолит. А вот солирующей скрипке не хватило мощи и напора (в отличии от солирующего рояля), чтобы «выделиться» на фоне оркестра.
Полный размер
Супруга была в этом же зале на вечере барокко в исполнении камерного ансамбля La Voce Strumentale Дмитрия Синьковского (вокал, Вивальди, Бах). Места были в 11 ряду партера по центру. Виолончель ансамбля слышно не было совсем, даже в партиях соло. И музыкально сцена локализовывалась ниже визуального уровня музыкантов, что создавало некий диссонанс.
Так что есть некоторые вопросы к залу и особенно к поведению среднечастотных децебеллов в нём. А вот вокал (контратенор) звучал божественно. Поэтому есть желание сходить в этот зал на вокальное исполнение и самому послушать, как звучит в нём голос.
Московская государственная консерватория им. П. И. Чайковского, Большой зал
Полный размер
Первая попытка: И. Брамс “Венгерские танцы”, Э. Григ “Пэр Гюнт” Большой симфонический оркестр имени П.И. Чайковского под управлением Д. Лотоева
Сидели в партере, 10 ряд по центру. Звук в целом намного ближе к привычному пониманию того, как должны звучать классические музыкальные инструменты в оркестре. У зала чувствуется энергия и воздух, которых не хватило в Зарядье, даже стерео сцена хорошо ощущается и спокойно визуализируется. Хорошо ощущаются плавные переходы между «каналами».
Иногда даже слышно, как смычком водят по струнам виолончели. Но в зале присутствует достаточно сильное эхо! В результате все инструменты «доигрывают» тягучей жвачкой, хотя музыканты уже закончили партию, из-за чего у меня сложилось впечатление, что я сижу в камерном зале и слушаю орган.
Он, кстати, там есть, вероятно, стоит сходить на концерт с органом, т.к. изначально зал строился под него. Вероятно, ощущение доигрывания будет только в партере: все стулья находятся на одном уровне ниже уровня сцены, и, возможно, поэтому слышны отражения от пола. В целом зал правильной формы, имеет большой объём, скругленные углы и потолок, но не имеет никаких дополнительных элементов, которые бы поглощали и рассеивали звук.
Немаловажная деталь – нам сильно не повезло с дирижёром. Он был на столько скучный и неэмоциональный, что на него даже музыканты в оркестре не реагировали. В результате все партии игрались тупо по нотам, от такого исполнения просто засыпаешь, такое скучное исполнение Танца Анитры трудно было представить.
Второй шанс: Шедевры великих композиторов. Вагнер, Лист. Большой симфонический оркестр имени П.И. Чайковского под управлением П. Сорокина, солист (фортепиано) А. Гугнин
Полный размер
В этот раз купили билеты в центр амфитеатра. И сразу мой вам совет – не берите там места! Туда приходят люди с кашляющими и чихающими детьми, они постоянно ёрзают на скрипучих деревянных скамейках, это отвлекает. Кроме того, сидеть на жёстком дереве с чересчур прямой спинкой достаточно тяжело.
И по звуку там тоже все плохо: НЧ как будто обрезали эквалайзером, они остались в партере; ВЧ и СЧ доходят с сильным переотражением и собираются в «кашу», теряя при этом всю энергию и напор. Очень тяжело разделить звучание на отдельные инструменты, локализация звуков по сцене практически минимальная, ширина и глубина сцены потерялись – остался просто звук где-то впереди.
Зато на этот раз нам повезло с дирижёром и оркестр играл эмоционально. Концерт, кстати, шёл в прямой видео-трансляции на открытии какого-то международного конкурса.
Мне бы хотелось побывать/послушать что-то среднее между Зарядьем и Большим залом Консерватории.
Московский международный Дом музыки, Светлановский зал
Попытка номер раз:
Был в этом зале давно на концерте Al Di Meola. И в тот раз мы были сильно разочарованы. Места были в первом ряду амфитеатра левой стороны, ближе к сцене. Акустическая система же была направлена на звучание только в центр зала, а “ультрасовременная система коррекции звука” и правильная обработка зала”, которые обещают хороший звук в любой его точке, оказались рекламой.
Попытка номер два: НФОР под управлением В. Спивакова, солист Д. Лозакович (скрипка)
Полный размер
Я часто в тестах использую качественные записи НФОР, а это их “домашний” зал. И программа была удачная (Брамс. Концерт для скрипки с оркестром ре мажор, соч. 77; Чайковский. Симфония №5 ми минор, соч. 64), поэтому решил сходить и, как оказалось, не зря!
В этот раз взяли места в середине амфитеатра (6 ряд). Живая музыка в этом зале звучит однозначно лучше: соблюдён необходимый баланс, когда нужно погасить избыточные отражения и при этом не убить звук, сохранив его энергию. В зале отличное разделение инструментов, хорошая ширина и глубина сцены. Можно легко локализовать любой инструмент и “посчитать скрипки”. Одним словом, можно полностью отдаться музыке.
Концерт удался, Спиваков отличный дирижёр, оркестр профессионален и любит свое дело, солист Лозакович отыграл искусно и эмоционально.
Пока это мой любимый зал, где можно качественно послушать живую классическую музыку.
Живые инструменты
Когда-то совсем в далёких 2000х годах мне посчастливилось побывать в Музее музыкальной культуры им. Глинки (так он тогда назывался). Это был небольшой концерт в камерном зале музея, музыканты играли на скрипках, альтах и виолончелях Страдивари и Гварнери. Именно с того концерта я запомнил, как звучат эти инструменты: живо, ярко и легко.
Вывод
Вживую инструменты звучат иначе, нежели через колонки. Тот, кто говорит про «настоящий и реалистичный» звук из колонок, видимо ни разу не слушал игру живых инструментов, или просто наивный человек. Мне кажется, что передать стопроцентно живой звук физически нельзя, он будет «максимально близким», но всё равно другим:
— звук испортит запись: кол-во источников живого звука в зале равно или даже больше количества инструментов, в то время как для записи используется фиксированное кол-во микрофонов, для оркестров их число всегда меньше числа инструментов;
— звук испортит субъективное сведение звукорежиссёром;
— звук испортит ваше помещение, где вы слушаете запись: вы сильно ограничены возможностями своей комнаты (правильные размеры, правильное размещение, подготовка помещения);
— звук подправит (в ту или иную сторону) ваша система и уровень её компонентов.
На домашних системах многие из нас любят на записях вслушиваться в дыхание, расшаркивания, шорох и движение пальцев музыкантов, определять их расположение на сцене и прочие приятные «настоящие живые» мелочи. Но это искусственный эффект, задуманный и воспроизведённый звукорежиссёром, в том числе зависящий от места, где были установлены звукосниматели для записи.
Еще один важный момент – музыкальность. Сами по себе инструменты не звучат «музыкально», музыкальность во многом зависит от исполнителя/дирижера, от профессионализма и эмоциональности каждого музыканта. Это наглядно можно проследить, когда на одной и той же скрипке Страдивари играют разные исполнители, или когда попадаешь на беспроигрышную, вроде, концертную программу, но под управлением безразличного дирижёра.
И вот тут я неожиданно понял, почему супруге (с её музыкальным образованием) Mytek Brooklyn понравился больше, чем Mytek Manhattan, а мои старые Chario Constellation Cygnus – больше, чем Chario Academy Millennium 2. Хоть Cygnus имеют более низкое разрешение и в целом находятся классом ниже, но зато обладают крайне нейтральным звуком и играют максимально академично. (Позже удалось попробовать ряд очень дорогих акустических проводов и выбрать подходящий, который существенно улучшил звук системы и раскрыл Chario Academy в полной мере – но об этом в отдельном обзоре).
С одной стороны, современные записи на системе с точной подачей и нейтральным звуком слушать не хочется – не хватает «вовлектора», начинаешь искать, чем бы разбавить идеально ровный академический звук. По теме записей у меня есть отдельная запись : Битва форматов аналог vs цифра. А с другой стороны, начинаешь наслаждаться записями и привыкаешь к заведомо «неправильному звуку», с которым и музыкальные вкусы начинают меняться. Поэтому нужно почаще ходить на достойные концерты живой музыки, чтобы оставаться тонусе!
Источник: www.drive2.ru
Отзыв: Московский международный Дом музыки (Россия, Москва) — Светлановский зал. Выступление «Казаков России» взяло за душу. Полный восторг!
Когда мы побывали на экскурсии «Дома с чудинками», то узнали, что один из корпусов Московского международного Дома музыки называют «домом-кастрюлей».
А что, смотрите, действительно похож. Скороварка эдакая. С почти 10-метровым скрипичным ключом на крышке. В смысле, на крыше.
Если без шуток, то недавно попала я в Светлановский зал Дома музыки на выступление Государственного театра танца «Казаки России». До того дня я была а Камерном зале, а в Театральном ещё не успела побывать вообще.
Это здание было построено при финансировании Правительства Москвы по инициативе Юрия Лужкова и Владимира Спивакова (надеюсь, уточнения эти фамилии не требуют). Торжественное открытие состоялось в конце 2002 года при участии Владимира Путина, назвавшего открытие Дома музыки «событием не только в культурной жизни Москвы, но и России в целом».
После прохода через металлодетектор попадаешь в просторный светлый холл.
Как водится, гардероб, туалет — всё здесь. Гардеробщицы расторопные, туалет чистый. Ничто и никто не вызывает неприятия.
Есть удобные лавки, на которых можно подождать спутников, или снять — надеть верхнюю одежду.
Есть зимний сад с пышными ухоженными цветами.
Можно ознакомиться с репертуаром на ближайшее время.
Можно здесь же купить билеты.
Для меня всё время остаётся загадкой, почему билеты в таких местах, хоть здесь, в Доме музыки, хоть в театрах, не продают со скидкой. А так — какой смысл покупать спонтанно? Лучше по зрелом размышлении, потом через интернет.
На уровень амфитеатра и лож можно подняться по лестнице.
Или можно воспользоваться эскалатором, находящимся справа от лестницы.
Это мы и сделали, памятуя о необходимости беречь коленки)))
Дом музыки — десятиэтажное здание. Лестницы по мере подъёма наверх становятся Уже и Уже.
На втором этаже Дома музыки мы зависли у сувенирного киоска. Есть тут и китайский ширпотреб с нанесёнными тематическими рисунками, есть и изящные вещицы по соответствующей цене.
Фарфоровые фигурки оркестра музыкантов, явно не для продажи.
Продаются же, в основном, магнитики — открытки.
Поднялись ещё на этаж.
Заглянули в буфет.
Присмотрелись к ценам. Не удивились. Обычные цены для театрального буфета.
Правда пафоса, как в театральных буфетах, в Ленкоме там, или в Вахтангова, отчего-то не было.
Мне не удалось сделать качественных снимков с видом на Космодамианскую набережную — стёкла были недостаточно чистыми. Но кому-то повезло.
Поднимаемся выше и выше. Билеты у нас взяты на первый ряд балкона. Люди внизу становятся всё меньше и меньше.
Оказывается, мы находимся на уровне 9 этажа!
Несмотря на кажущееся удаление от сцены, зал показался уютным, видно было действие очень хорошо. Кстати, в гардеробе, вопреки обыкновению, не предлагали бинокли.
Концерт, на который мы пришли, начался чуть с опозданием, что позволило рассмотреть зал внимательно.
Громадный орган за сценой. И, что удивительно, зрительные места размещаются по всему периметру зала — сбоку от органа уже сидят люди.
Места даже в партере, не говоря уж об остальных зонах, размещаются с возвышением каждого последующего ряда, что очень удобно — видно, пожалуй, отовсюду.
Стены зала обшиты сибирской лиственницей, считающейся наилучшим из «акустических» деревьев.
Мы попали на выступление Государственного ансамбля танца «Казаки России» — профессионального танцевального коллектива из Липецка. Этот ансамбль известен во всём мире. К стыду своему, я до этого момента ничего о нём не слышала. Но в зале был аншлаг, свободных мест не было совсем, а их почти две тысячи.
Думаю, Светлановский зал держит марку, и выступать кого попало в него не пустят. Выступление «Казаков России» понравилось ОЧЕНЬ!
Программа масштабная, постановка номеров — как постановка театральных миниатюр, красочные костюмы, широкая «область охвата» казачьей культуры.
На бис выступил даже руководитель коллектива — худрук Леонид Милованов.
Резюме. Светлановский зал Дома музыки — замечательное место для проведения досуга! Программа мероприятий, проводимых в нём, разнообразна. Здесь можно познакомиться с исполнителями классической музыки, джаза, фольклора.
Можно посмотреть балет, оперу, драматический спектакль, мюзикл.
Билет сюда — превосходный подарок для ценителей прекрасного. Так, на Новый год мы дарили родителям билеты на концерт «Брызги шампанского», а на 8-е Марта — на «Прекрасную Елену».
Источник: otzovik.com
Тема: Лучшее место в ММДМ Светлановский зал.
Частый гость Регистрация 25.06.2005 Адрес Москва Сообщений 257
Лучшее место в ММДМ Светлановский зал.
Вот хочу сводить девушку на концерт Березовского 29 марта. Концерт будет в Светлановском зале ММДМ. Я никогда не был в этом зале и хочу поскорее забронироать билеты, но не знаю на какие места. Потскажите , пожалуйста, кто был в этом зале! Скажите, где лучше всего сидеть, откуда лучше слышен звук, и откуда лучше всего видно солиста.
Говорят, что звук слышан отовсюду -одинаково превосходно, но мне нужно видеть профиль пианиста, как глупо бы это не звучало. Я разрываюсь между партером, амфитеатром, и балконом, все по центру. По схеме представленой официальным сайтом, определиться не легко.
Полагаю, что в амфитеатре будут мешать головы спереди, на болконе, далеко и дешево, ну. сами понимаете, хотя можно и биноколь взять, а партер дорого, но это не имеет значение. Может быть потскажут опытные слушатели, которые уже были, и не раз в этом зале. Если можно, поскорее Спасибо.
23.02.2006, 20:38 #2
Старожил Регистрация 25.06.2005 Сообщений 1,743
Re: Лучшее место в ММДМ Светлановский зал.
Да. сказать могу только одно-была там один раз на концерте Володося(тот что с оркестром)на первом отделении сидела в середине партера,на втором-ещё ближе,но слышно ничего не было.Звук там не летит вообще,акустика ужасная просто,все об этом говорят.Камерный зал чуть получше в этом плане-может потому что он камерный
Если судьба пройдёт по мне ногами,я встану и посмотрю не стало ли ей стыдно.
Источник: www.forumklassika.ru