Домашний очаг что это

Слово «очаг» у носителя русского языка вызывает ассоциации с огнем и теплом. Многие помнят известную сказку А. Н. Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино». Главный герой которой проткнул своим острым носом нарисованный на куске старого холста очаг.

Словарное определение

Вот какое значение слова «очаг» дает толковый словарь Ожегова:

  1. Устройство для разведения и поддержания огня. (Например: поддерживать огонь в очаге.)
  2. (переносное значение) Место, откуда что-нибудь распространяется, средоточие чего-нибудь (книжное значение.) (Например: очаг войны. Очаг пожара. Очаг инфекции. Домашний, семейный очаг.)

Оба значения важно понимать и различать.

Символика и толкование слова «очаг» позволят лучше понять его переносное значение. Ниже приведено несколько примеров. Они помогут понять, что символизировал очаг у разных народов в древние времена.

Семейный очаг на свадьбе это обряд или формальность Wedding blog Ирины Корневой Подготовка к свадьбе

Символика

очаг в доме

Что такое очаг, каждый знает с детства. В русской традиции он означает крепкую нерушимую семью. Также символизирует достаток и благополучие дома. Существует множество поверий, связанных с огнем из очага. Например, в некоторых культурах считается непозволительным просить огонь из чужого очага, предпочтительнее зажечь собственный огонь другим способом.

Другая традиция, связанная с очагом — это снятие его с цепи. Когда погибал глава семьи, огонь под очагом тушили и в честь траура котел снимался с цепи. Очаг являлся священным местом, во времена язычества на Руси в него клали подношения богам. А недоброжелатели пытались наслать порчу на дом, подбрасывая в котел мусор и мертвых животных.

Переносное значение слова «очаг» происходит из традиционного отношения к этому предмету быта. Как к источнику богатства и благополучия дома. Очаг представляется местом, откуда берет свои жизненные силы вся семья. Он кормит и греет всех членов семьи, поэтому по праву считается источником самой жизни во многих культурах.

Современный свадебный обычай семейного очага

свадебный обычай

Как описано выше, символика огня и изучаемого места или устройства в частности идет из давних времен. И яснее дает понять, что такое очаг. Но и современные традиции отдают дань уважения нашим предкам. До наших дней дошел очень красивый и трогательный свадебный обычай зажжения семейного очага. Родители жениха и невесты зажигают свои свечи и со словами напутствия передают огонь одной большой свече молодоженов, символически одаривая их теплом своей любви.

Этот обряд демонстрирует трепетное отношение к семейным традициям наших предков, вкладывающих большое значение в понятие, ценящее, что такое очаг. Некоторые варианты этого обычая подразумевают произнесение клятв со стороны молодоженов беречь семью и не давать пламени любви потухнуть. Это поистине воодушевляющее действие происходит в тишине и обычно не оставляет никого равнодушным.

Марина Таргакова. Что такое домашний очаг?

Внешний вид очага

готовка в очаге

Очаг обычно представляет собой нишу, в которой расположен большой котел, подвешенный на толстой цепи над открытым огнем. Располагалась она в специально отведенной для готовки комнате либо в центре дома. Очаг использовался для приготовления пищи и подогрева воды. Котел из очага передавался из поколения в поколение, служа семьям на протяжении многих лет.

Во времена, когда люди топили печи, чтобы поддерживать в домах тепло, и готовили еду на открытом огне, очаг был одним из важнейших мест в доме. Вокруг него собирались гости, чтобы погреться с мороза. Он давал свет и тепло, укрывая домочадцев и гостей от ночной темноты и опасности. В большой семье был очень важным элементом домашнего устройства, что такое очаг и какое он имеет значение, знал каждый.

Источник: www.syl.ru

Почитание семейного очага

Самбялова Зоя Нимаевна

Почти у всех народов Сибири практиковалось почитание родового и, особенно, семейного огня, домашнего очага. Существовали суеверные запреты в отношении очага: нельзя было плевать на него, бросать в него что-либо нечистое. Очагу приносили небольшие жертвы, брызгая в него молоко, бросая кусочки пищи и т. п. К нему иногда обращались с настоящими молитвами, прося о покровительстве.

Очень важно отметить, что культ домашнего очага находился почти везде в руках женщин. Это явный пережиток материнско-родового строя. Не менее интересно, что сам огонь, домашний очаг, у большинства народов олицетворялся в женском образе: старуха огня (гиляки), мать огня (нанайцы), бабушка (эвенки), огонь-мать (алтайцы) и т. п. У эвенков, например, хозяйка дома перед началом семейной трапезы бросала в очаг самые лакомые кусочки еды и говорила: «На, ешь, сыта будь, зверя дай, чтобы сыто было». Только у якутов и бурят, достигших наиболее высокого уровня развития, домашний очаг олицетворялся не в женском, а в мужском образе — как хозяин огня.

Читайте также:  Почему ребенок похож на первого партнера

Гуламта — место домашнего очага

Очаг (гал гуламта) — это семантический центр юрты, который выступает как точка отсчёта при организации ее пространства, и место, вокруг которого протекает вся жизнь семьи.

Кроме того, очаг — связующее звено между предками и потомками, символ преемственности поколений. Эта идея передавалась в древности с помощью трех камней, которые назывались «тулгын гурбан шулуун» (три опорных камня). Изредка такие тулга встречались в жилищах бедняков еще в начале XX века.

В центре юрты сооружали очаг (гуламта): мелкие камешки смешивали с глиной и этим раствором заполняли пространство, предназначенное для очага. Такой глинобитный участок был примерно на 5-10 см выше земли. На этом месте (гуламта дээрэ) устанавливали железный треножник или таган на четырех ножках (тулга), на который ставился чугунный котел для варки пищи.

С очагом и огнем связан ряд важных запретов, от соблюдения которых зависит благополучие семьи. Цель их — ни в коем случае не допускать осквернения очага и оскорбления хозяйки огня, ибо это может привести к распаду семьи, гибели ее членов, угасанию рода. Запрещалось лить воду на огонь. Этот запрет известен многим народам Евразии (якутам, бурятам, монголам, таджикам, русским и др.).

В юрте имеется несколько особо значимых мест, сакральных объектов, прежде всего это гуламта — место домашнего очага, где обитает «хозяин» очага, покровитель семьи. Домашний очаг содержали в абсолютной чистоте, остерегаясь бросать в него нечистые предметы.

Запрещалось лить в огонь очага воду, топить нечистыми дровами, ворошить огонь острыми предметами, ибо верили, что можно поранить дух огня. Запрещалось поправлять топку в очаге ногой, наступать на угли, пепел, сидеть, вытянув ноги к огню, показывая тем самым пренебрежение к «хозяину» очага, нельзя растапливать огонь, не помыв руки. Каждое утро и несколько раз в день перед началом трапезы сначала угощали огонь очага, а потом уже начинали есть сами. Горящий огонь очага — символ жизни семьи, если семья была бездетной и после их смерти некому было разжечь огонь в очаге, тогда очаг заливали водой. Переезжая на другое место, брали с собой угли очага, чтобы разжечь огонь на новом месте.

Исключительным почитанием пользуется у окинцев семейный очаг. Огонь в очаге священен, охранитель семьи, дарователь всего наилучшего. Потому приносили ему жертву – угощали хозяина-духа спиртным, каплями молока, саламатом, кусочками мяса. Семейный огонь «передавался» по наследству, что означало не прерывность рода. (3)

Каждой осенью совершают обряд «Гал тахиха», чтобы жить в достатке и благополучии, чтобы домашние животные «были в теле», хорошо перезимовали. При молении огню его называли «Гал тэнгэри» и угощали бараньей грудинкой. Моление огню может проводить и мужчина и женщина. Можно пригласить дедушку, чтобы провести обряд или ламу.

Почитание домашнего огня совершали в начале каждого месяца и во время Сагаалгана. В день Сагаалгана я как мужчина вместе с отцом ставлю hан, молимся богам, преподносим через огонь праздничное угощение. Здесь я понимаю, что семья это святое и относиться к его благополучию необходимо серьезно.

Олицетворение божества огня

Из глубины веков пришло поверье о вражде духов — хозяев воды и огня. Огонь и вода — взаимоуничтожающие элементы стихии: огонь заливается водой, а вода высушивается жаром от огня. В случае необходимости потушить костер в степи, в лесу — присыпали пламя землей, а после заливали водой, причем воду лили не сверху, а по краю костра, чтобы вода снизу потушила его.

При этом не нарушалось равновесие — земля — вода — как взаимодополняющие друг друга элементы. Также запрещалось касаться огня ножом или каким-либо острым предметом, рубить топором возле огня. До сих пор встречается запрет сидеть, спать вытянув ногу в сторону очага -считается, что это может оскорбить духа — хозяина дома.

Читайте также:  Видел во сне как ягоды ел

Нельзя бросать в огонь мусор, грязь, особенно волосы, плевать на огонь, топить плохими дровами. Один из древнейших и строго соблюдавшихся запретов — запрет гасить огонь в очаге. Погашенный огонь — символ упадка рода, распада семьи. Огонь может догореть и погаснуть сам, хотя, вероятно, в более ранние времена огонь в очаге должен был гореть постоянно. У бурят отмечен обычай: когда сыновья отделяются от отца или дом продается за долги, в очаг льется вода, чтобы огонь угас и «не видел» разорения дома.

В работе Г.Р. Галдановой «Культ огня у монголов», написанной на материалах различных обрядников, дается различная трактовка происхождения огня и различные представления о внешнем облике божеств огня и тем не менее: «между божеством огня и самим огнем нет различия».

Божество огня обладает всеми свойствами материального огня: блеском, жаром, дымом, оно красного цвета, многоязыкое (языки пламени).

Эпитеты огня, встречающиеся в древних гимнах, — масляноликий, обладающий дымом, теплом, шелковый, красного цвета — говорят о том, каким было божество огня в представлении древних халха-монголов, бурят.

Множество запретов свидетельствует о том, что божество огня представлялось одушевленным существом.

Первоначально божество огня представлялось божеством женским. Слово «эхэ», которое постоянно добавляется к названию божества, указывает на то, что это — мать, начало всех начал. У большинства тюрко-монгольских племен слово «от» означало огонь. Такие понятия, как «утха», «отог» происхождения от «одного огня» — т.е. от одного рода; религиозное почитание огня возникло, видимо, в эпоху матриархата, что подтверждают археологические находки — женские статуэтки, найденные в непосредственной близости от домашнего очага.

Огонь, как олицетворение женского начала, считался источником плодородия, богатства, а очаг — хранителем и дарителем жизненной силы-сулдэ детей и животных.

Олицетворение божества огня в мужском образе относится уже к периоду патриархально-родового строя. К этому же периоду следует отнести образование понятия «etgan» — младший. Это слово в сочетании с «хиведип» означает, младший сын. У бурят отцовские владения, отцовский очаг наследовал младший сын.

В эпоху патриархата хранителем родового очага становится мужчина, младший сын, но за женщиной еще долго сохраняется обрядовая роль в культе огня. При обряде очищения огнем, который проходили участники похорон, около двух костров стояли две женщины, которые брызгали водой и читали заклинания.

В случаях перекочевки на новое место, выезда на охоту или в дальнюю дорогу совершался обряд призывания счастья, благоденствия, жизненной силы.

Кроме того, кочевники совершали специальный обряд, связанный с чадородием. Считалось, что божество огня способствует деторождению и умножению богатства.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ:

В советское время, особенно в послевоенный период, произошли кардинальные изменения во всем жизненном укладе бурят, в их материальной и духовной культуре, в семейном быту и в семейно-брачных отношениях.

Изучение современной обрядности, то есть системы обычаев и обрядов, является составной частью исследования современных процессов развития общества.

Надо отметить, что, изучая жизнь народа, я расширяю свои этнографические знания.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Михайлов Т.М. «Бурятский шаманизм» Новосибирское издание Наука, 1982г.

2. Народы Сибири // Под редакцией Левина, М.-Ленинград. Изд. АНСССР, 1956г.

3. Басаев К.Д. «Быт Бурят в настоящем и прошлом» Улан-Удэ, 1980г.

4. Нимаев Д. Д. Басаев К.Д. « Культурно – Бытовые традиции бурят и монголов» Бурятский филиал Улан-Удэ,1988г.

Источник: nsportal.ru

Домашний очаг и незаменимость женщины

Домашний очаг и незаменимость женщины

При наличии современной бытовой техники все проблемы с уборкой и многими домашними обязанностями должны были просто исчезнуть. Но все не так просто. Следуя глянцевой моде, женщины или нанимают домработниц или даже просто не убираются, потому, что это немодно.

В доме налицо недостаток уюта, вещи не складываются, полы не моются, как и посуда. Женщины не выносят наведение порядка. Кто дожидается «настроения», а у многих этот процесс вызывает приступ самой настоящей депрессии. Женщина не желает утруждать себя хозяйственными хлопотами.

Домашняя работа рассматривается бесполезной тратой времени и сил, ведь в жизни существуют вещи намного интереснее, чем наведение чистоты и порядка.

Сегодня люди стали несдержанными, наши мысли и желания обязаны немедленно исполняться. Жизнь должна состоять исключительно из приятных вещей, и в глянцевых журналах жизнь так красива, никто не занимается мытьем посуды, такие неприятные вещи не стоят внимания. Лучше всего, чтобы уборка делалась сама по себе или, в крайнем случае, с помощником.

Читайте также:  Что делать когда в классе быдло

Современные женщины занимаются бизнесом, по многим статьям могут составить конкуренцию мужчинам, но они совершенно разучились налаживать домашнюю повседневную жизнь в ее неизменных, обиходных проявлениях.

Обустройство дома – это основное женское творчество. Собственно для женщины в этом и представляется большой практический интерес, ведь домашний уют и порядок в доме придает сил и уверенности женщине, а также хранит и усиливает семейный потенциал в целом.

Уклонение от домашней работы, хронический беспорядок свидетельствует о каком-то подспудном детском желании, что все пройдет само и трудность исчезнет. Но необходимо понимать, что хранение очага — прямая область ответственности женщины, и не стоит обнаруживать перед домочадцами свою неспособность и неуспешность в этом отношении.

Наладить уют в доме, облагораживать свое пространство, наполняя его счастьем, добротой — особое мастерство, это особенная женская Магия. Если эти чувства не вызывают в женщине отклика, это означает, что женская сущность покинула вас или находится в «мужском» состоянии.

В доме, как в зеркальном отражении, правдиво отображены жизненные моменты, ваши мысли и чувства, и главное — направление течения энергии женщины – в семью или наоборот.

Если в вашем хозяйстве не хватает мужского участия, этим определяется ваше неумение построить отношения с мужчиной, следовательно, взаимодействие двух половинок неполное. Принимая решение самостоятельно контролировать и решать домашние проблемы, тем самым вы устраняете мужчину от решения бытовых проблем. Умение женщины попросить и принять помощь, определяет ваши взаимоотношения как мужа и жены, нет причин отстранять мужчину, каждому дому необходимы мужские руки.

Как же суметь охватить дом уютом?

Начинать со своих мыслей:

И чего хочется мне в жизни?

Устраивает прежний порядок вещей или нет…

В первую очередь надо подумать о том, что наш дом является основанием, на котором строится жизнь семьи. Дом живой, он не навязывался вам сам, и отнестись к нему нужно, как будто к живому существу.

Пусть это будет кухня с готовкой, стирка с глажкой или мытье полов, все домашние дела выполняйте осознанно, вкладывая частичку себя, своего расположения и любви. Именно так зарождается энергетика дома, с любовью, и без неприятия, ведь в этом призвание женщины – положительно зарядить свой дом, пусть он будет теплым и полной чашей, только не холодным и запущенным. Не забывайте, в какое русло лучше всего направить свою энергию и внимание.

Заботой и уходом за домом также наполняется смыслом вся жизнь, ваша и вашей семьи.

Обращаться с домом обязательно с должным уважением, необходимо чувствовать его. Такое взаимодействие для женщины наиболее ценно, потому что ее дом – священное пространство, дающее гармоничное состояние души. Нельзя позволять себе неопрятность, оставлять дом неубранным, запущенным и грязным, как результат можем получить негатив, ссоры, ругань. У такого дома будущего не будет, как и без женщины не быть дому, поэтому не стоит потворствовать себе, слишком высока цена снисхождения к себе женщины.

Энергия в доме не должна застаиваться, поэтому побуждаем энергию к движению – избавимся от пыли; чтобы очистить пространство для намерений и целей главы семьи — помоем окно. Женщина является не уборщицей, поваром и посудомойкой, а Хозяйкой. Вкладывая душу, Она должна преобразить свой дом, где все подчиняется ее помыслам, требованиям и энергии и каждый уголок отзовется ее призыву, придаст сил и впечатлит душевностью, теплотой, заботой, красотой.

Мужчина, скорее всего не заметит новую скатерть или салфетку, но он ощутит женскую энергию и интерес к очагу. Если вспомнить себя ребенком, ведь было совершенно неважно, какой скатертью мама накрывала стол, а было главное – мама, домашний уют, чувство защищенности, благополучия и счастья. С такими чувствами приходит внутреннее состояние комфортности, покоя, заботы и теплоты домашнего очага. Недаром сказано, что женщина является его хранительницей, а значит хранительницей жизни семьи.

Более новые статьи:

  • Чуб у Казака — 16.04.2014
  • Славяне в Скандинавии — 30.03.2014
  • Облик православной женщины — 13.03.2014
  • Дыхание всем телом. Как учили дышать наши предки — 15.02.2014
  • «Игры Богов»: кина не будет — 11.02.2014

Источник: slavculture.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Lady Today