Текст научной работы на тему «А у нас во дворе. . . опыт дворовых отрядов »
| ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ
А У НАС ВО ДВОРЕ.
ОПЫТ ДВОРОВЫХ ОТРЯДОВ
Члены городского педагогического отряда, работающие на базе Некоммерческого Партнерства «Социальный Центр Молодежи», придумали новую (или забытую старую) форму организации занятости детей и подростков в летний период. Это — система дворовых отрядов, не требующая никаких финансовых затрат со стороны детей и их родителей.
В отличие от загородных лагерей, дворовый отряд имеет ряд своих особенностей. Если в загородном лагере ребята делятся на отряды, в основном, по возрасту, то дворовый отряд объединяет девчонок и мальчишек разных возрастов, проживающих в одном дворе или микрорайоне.
Такие площадки были созданы в семи районах города, удаленных от культурных и досуговых центров. В отряды входило по 15-20 ребят, оставшихся на лето в городе.
Дворовые отряды работали 5 дней в неделю, по 3-4 часа в течение месяца. Ребята занимались добровольческой эколого-краеведческой, творческой, интеллектуально-игровой деятельностью. Каждый день имел свою тематику: «Спортландия», «Музей асфальтовой живописи», «Охотники за удачей», «Занимательное двороведение», «Кинофестиваль Дворники» и т.д.
Как сделать концерт своей группе (и не только)?…ЧАСТЬ 1
Разновозрастный подход к формированию дворовых отрядов и привлечение взрослых (родителей, жителей двора и прохожих) к участию в их мероприятиях способствовали улучшению взаимоотношений между жителями микрорайона.
специалист отдела по делам молодежи Администрации г. Ленинск-Кузнецкий
Один из отрядов превратился из временного объединения в постоянное. Вожатыми стали члены городского педагогического отряда: студенты, старшеклассники. В течение учебного года они обучались работе с детьми и подростками, осваивали специальные программы («Лидер», «Спасибо — нет!» и др.), получали практические навыки, проводя занятия по методу «Сверстник — сверстнику» в учебных заведениях города.
Первый рабочий день был спланирован буквально по минутам. Вожатые были готовы к любым неожиданностям и импровизациям. Полянцева Лида -одна из вожатых — рассказывает: «Вот, наконец, и настал этот день, и все должно быть «супер»! Но, как назло, начался дождь. Настроение сразу испортилось.
Со всеми собравшимися ребятами мы отправились в беседку. Начали рассказывать о себе, о дворовом отряде, о том, что мы будем делать. Затем вспомнили несколько творческих конкурсов. Первый день прошел нелегко, но интересно — мы сдаваться не собирались!».
Каждый отряд выбрал себе название и девиз, в течение месяца вел красочный дворовый журнал, в котором вожатые и сами ребята делились своими впечатлениями о прожитом дне, хранили грамоты, рисунки и многое другое.
Под руководством вожатых ребята вырабатывали правила работы, поведения и виды наказания. Участник дворового отряда «Дружба» Дамир нарушил правила и был исключен из отряда на целый день. Вспоминая об этом дне, Дамир написал в Двором журнале: «. Вожатые не разрешают курить! Когда я выпил бутылку пива, меня выгнали.
Курнуц — Дворовые песни — Осень (осень она не спросит) классная песня!!! #курнуц #дворовые
Они злоупотребляют своим положением и называют меня «Солнышком», но я их все равно уважаю. Да-мир».
В течение всего летнего сезона в городе проходил конкурс на лучший дворовый отряд, итоги которого были подведены на торжественном закрытии в городском парке. Организаторы подготовили конкурсно-развлекательную программу для семи отрядов. Команды представили «Визитку», лучшие творческие номера из дворовых концертов, любимые игры.
Лето давно закончилось, но в сердцах ребят и вожатых оно продолжает жить в ярких теплых воспоминаниях. Начинать всегда трудно, но можно с уверенностью сказать, что это новое для нас дело закончилось успешно. Надеемся, что нашим опытом воспользуется в Кузбассе кто-нибудь еще и в следующем году дворовых отрядов станет гораздо больше. А в том, что проект «Дворовые отряды» продолжит свою работу в Ленинске-Кузнецком, никто из нас не сомневается.
□1(9) 2002 с/^тьи^пяв^^бассе
Источник: cyberleninka.ru
Основные формы концертов. Их краткая характеристика
Сборный концерт, как правило, гибкий, мобильный. Сценарий такого концерта не отличается большой сложностью. Одна из наиболее распространённых разновидностей эстрадного зрелища — концертная программа («сборный концерт»).
Ранее эстрадный концерт или театрализованное представление представлялось главным образом как своеобразное соревнование солистов или коллективов. Эстрадные концерты и раньше могли именоваться театрализованными представлениями, эстрадными спектаклями.
Но частично за этими названиями оказывались обыкновенные «сборные» концерты. Набор номеров разных жанров, ансамблевых выступлений, нанизанных на сюжет, часто бессодержательный и примитивный, никак не отвечал задаче создания единого, целостного представления. Поэтому при постановке такого концерта необходимо установление точной, оправданной по жанрам очерёдности и смены номеров. В программе нужно обратить внимание на роль конферансье, несущего на себе основную, сюжетную и идейную нагрузку. Поэтому создание репертуара конферансье, а также «размещение» этого репертуара по всему концерту, «подача» номеров, нахождение кульминации концерта в целом должны находиться в центре внимания режиссёра, ставящего концертную программу.
Концертная программа выстраивается режиссёром по драматургической конструкции, общей для видов зрелищных искусств: экспозиция, развитие действия, кульминация и развязка. Кульминационная точка любого «сборного» концерта должна быть четко определена режиссёром. Как правило, в «сборном» концерте является выступление артиста (или же группы артистов), представляющих наиболее высокий художественный уровень среди всех участников данного концерта. Режиссёр выстраивает отдельные номера в логической последовательности, «играющей» на главный эпизод концерта — его кульминацию. Концертная программа может быть в известной мере театрализована: однако театрализация должна быть направлена на то, чтобы номера, органично сочетаясь, друг с другом, оставались при этом основными звеньями концерта, как требует того драматургия концертной программы.
Источник: studwood.net
Дворовый концерт как одна из форм
Изучая концерт как особую организационно — художественную форму, исходя из исторического становления данного явления в истории социально — культурной деятельности, следует рассмотреть виды концертной деятельности. Отслеживая историю концерта, его модификацию в каждом временном отрезке, мы становимся свидетелями разложения данного явления на виды и жанры. Данное разложение является неизбежным процессом, учитывая многогранность данной сценической формы и её способности изменяться согласно социально — культурным потребностям населения.
Основными чертами концертной деятельности являются:
· жанровое многообразие исполняемых номеров;
· количество и популярность участников концерта и степень их занятости во временном пространстве в других местах;
· тип и вместимость концертной площадки (зал филармонии, дворец спорта и т.д.);
· время и аудитория концерта.
Впервые определение концерта с указанием видов даётся в третьем издании «Большой советской энциклопедии» «Концерт, публичное выступление артистов по определённой, заранее составленной программе. Виды концерта — музыкальный (симфонический, камерный, фортепианный, скрипичный и др.), литературный (художественное чтение), эстрадный (лёгкая вокальная и инструментальная музыка, юмористические рассказы, пародии, цирковые номера и др.)». [19]
С.С. Клитин предлагает следующую классификацию концертных программ:
виды концертного творчества:
жанры концертного творчества:
· филармонический (серьезный академический концерт);
· эстрадный (все остальное).
разновидности концертной программы (эстрадного концерта):
· сольный концерт (один исполнитель)
· сборный концерт (много исполнителей, разные жанровые номера)
· театрализованный (с элементами театрализации без драматургии)
· детский (специально для детей, учитывая возрастные особенности данной зрительской аудитории.)
· концерт — спектакль (со всеми драматургическими канонами)
Разделение по жанрам зависит от характера репертуара, исполняемого в данной концертной программе, либо филармонического либо эстрадного. Отнесение жанров к филармоническим либо эстрадным непосредственно связано с исполняемым репертуаром.
К филармоническим концертам относятся:
· Симфонические: концерты симфонических оркестров, исполняющих симфонии, кантаты, оратории, сюиты, увертюры, сцены из музыкальных спектаклей и т.д. Они могут проводиться с учётом солистов — вокалистов, инструменталистов, либо хора;
· Камерные: концерты камерных оркестров или ансамблей, исполняющих музыкальные произведения малых форм — сонаты, трио, квартеты, квинтеты и т.д. камерные концерты могут также проводиться с участием солистов — вокалистов или инструменталистов;
· Концерты хоровых, танцевальных коллективов: хор, капелла, ансамбль песни и танца, ансамбль танца и т.д.
· Концерты духовых оркестров, оркестров или ансамблей народных инструментов;
· Концерты выступающих с классическим репертуаром сольных исполнителей: чтецов — мастеров художественного слова, артистов — вокалистов (оперных и камерных), солистов — инструменталистов, солистов балета. Они могут проводиться в сопровождении аккомпаниаторов — концертмейстеров, ансамблей и оркестров.
· Музыкально — литературные концерты, в концерты, в которых исполняются музыкальные и литературно- драматические произведения силами инструменталистов, вокалистов, чтецов — мастера художественного слова, артистов балета;
· Концерты — лекции: тематические лекции о творчестве композиторов, писателей, выдающихся исполнителей, о музыкальных и литературных произведениях, сопровождающихся исполнением соответствующих произведений и отрывков из них.
К эстрадным концертам относятся:
· Концерты эстрадно симфонических и эстрадных оркестров, джаз-оркестров и ансамблей, эстрадно — инструментальных ансамблей, исполняющих лёгкую инструментальную музыку;
· Концерты вокальных, вокально-инструментальных и вокально-танцевальных ансамблей. Ансамблей оперетты, исполняющих лёгкие вокальные музыкальные произведения;
· Концерты артистов-вокалистов музыкальной комедии, эстрады и исполнителей народных песен;
· Концерты артистов разговорного жанра (артисты драмы, театров кукол, эстрады, фельетонисты, куплетисты и др.);
· Театрализованные эстрадные представления, а также концерты эстрадных коллективов с театрализованной программой (театры миниатюр, мюзик-холлы, ансамбли эстрадного танца, пантомимы, балета на льду);
· Концерты коллективов эстрадно-народного плана, исполняющих лёгкий, развлекательный репертуар;
· Концерты артистов спортивно-цирковых, или эстрадно цирковых жанров.
А.Д. Жарков в своей книге « Социально-культурные основы эстрадного искусства: история, теория, технология» говорит о выделении эстрадного концерта в самостоятельный вид концерта и даёт развёрнутое понятие и свою классификацию, считая классификацию А.А. Клитина несовершенной, данному виду концерта по способу построения программ.
«Эстрадный концерт» — своеобразный итог и качественный показатель деятельности огромного коллектива специалистов в сложном процессе создания эстрадного концерта синтезируются самые разнообразные виды искусства, существенно различающиеся своим художественным языком, средствами выражения. Поэтому эстрадный концерт — важное событие в творческой жизни многих исполнителей, действия которых полностью подчиняются одним и тем же специфическим законам и закономерностям.[12]
Эстрадный концерт формировался как понятие на основе вышеуказанных терминов. Эстрадный концерт может быть посвящён какой-то одной проблеме, одной коллизии, а исполнителями выступает одно лицо или единый коллектив. Внутренняя структура концертных номеров позволяет им легко приспосабливаться к различным условиям показа.
«Эстрадный концерт» — один из видов публичных выступлений, в котором в определённой форме и с помощью специфических выразительных средств задействованы различные виды искусств: музыка, литература, хореография, театр.[12 c.93]
В зависимости от содержания, структуры и характера эстрадные концерты можно различать по следующим видам: дивертисментные, тематические, театрализованные и отчётные.
«Дивертисментные» (сборные) концерты составляются из эстрадных номеров различных жанров. Они, как правило, не имеют сюжетного построения, их характерные черты — действенность, разнообразный состав участников. Составление дивертисментных эстрадных концертных программ, где один номер не связан с другим непосредственно, является чередованием жанров, стилей, масштабов номеров, обусловливается гармоничностью и целостностью концерта.
«Тематические концерты» строятся на единой сюжетной основе, приурочены к праздничным, юбилейным датам. Ведущий таких концертов является связующим звеном, он через все номера проводит основную мысль, нанизывая на неё каждое исполняемое произведение. В тематическом концерте все номера подбираются в соответствии с темой.
Программа составляется из имеющихся в репертуаре коллективов, произведений или готовятся новые. Между номерами в таком концерте должны быть тематические связки ведущего. Характерные черты: целостность, завершённость, синтетичность, образность.
«Театрализованные» — разновидность тематического концерта со своими специфическими выразительными средствами. Номера концерта соединяются в единое целое на основе единого сюжета. Театрализованные эстрадные концерты есть синтез различных жанров. Эти концерты готовятся и посвящаются крупным событиям, знаменательным датам, являются частью торжественного заседания, итогом смотров любительских коллективов, праздников музыки, фестивалей эстрадного искусства. Театрализованный концерт структурно выглядит так: пролог, театрализованная часть программы, имеющая сценарий, состоящий из эпизодов, и финал.
«Театрализация» — это прием, в основе которого лежит использование тех или других (или всех вместе) характерных для театра выразительных средств для создания неповторимого, яркого, присущего только данному концерту художественного сценического образа. (11,стр. 5)
По содержанию, способу организации и проведению эстрадные концерты классифицируют следующим образом: концерт-митинг, концерт-интервью, моноконцерт, концерт-реквием.
«Концерт-интервью» — представляет собой диалог с одним или несколькими участниками эстрадного концерта.
Специфика данного концерта заключается прежде всего в живом общении ведущего с исполнителем или автором, которые активизирует интерес слушателей, позволяет сделать их участниками концерта. Подготовка концерта-интервью имеет определённую сложность. Ведущему надо обладать качествами интервьюера: уметь составить вопросы и задать их, направить беседу в нужное русло, постоянно корректировать её в зависимости от реакции зрителей.
«Моноконцерт» — предполагает исполнение эстрадных произведений одним исполнителем или коллективом в сочетании с устными выступлениями, он имеет много общего с сольным концертом. Специфика его состоит в том, что его участники не только исполняют, но сами рассказывают о своём исполнительском мастерстве, гастрольных поездках, о впечатлениях от встреч с авторами, режиссёрами, исполнителями, от программы концерта, которая может составляться во время выступления с учётом просьб и интересов зрителей.
«Концерт-реквием» носит торжественно-траурный характер и состоит из эстрадных номеров, выстроенных сюжетно в программу, которая включает церемонию, шествия, выступление участников (например Великой Отечественной войны). Специфика данного концерта — наличие определённого ритуала, активизация зрителя: минута молчания, возложение венков и цветов к памятникам павших воинов. Концерт-реквием требует элементов театрализации, органического соединения «фактов» жизни и «фактов» искусства.
К театрализованным концертам можно отнести также следующие исторически сложившиеся формы эстрадных представлений.
«Ревю (фр. revue)» — панорама, обозрение, слово образовано от глагола «revoir» — снова увидеть. В ревю широко используется театрализация в подаче и чередовании номеров разных жанров. Основой представления является театрализованный концерт с устремлением к сюжетности, к некоему единству, которое объединяло бы отдельные номера. Концертная программа, по сути превращается в спектакль. На первом плане в ревю — яркость внешней формы, демонстрация мастерства исполнительского изыска, помпезность. Представлением руководят ведущие, которые одновременно комментируют спектакль и исполняют роль конферансье.[12,c.94]
Дивертисментная программа заменяется обозрением, в котором занято большое количество участников, характерно красочное оформление концерта. В ревю два вида общения — с партнерами по сцене и со зрителем, причем система общения исполнителей с аудиторией видоизменяется.
Большая сцена, нередко несколько площадок требуют особых постановочных средств. Зрелище предстает общим планом, и публике приходится рассеивать свое внимание; распределять его между многочисленными объектами. Вместо роли соучастника (как в других формах эстрады) в ревю публика становится, как и в театре, аудиторией зрителей. Здесь могут использоваться приемы активизации зрительного зала.
Программа ревю строится на сочетании трех основных элементов: эстрадно-цирковых номеров, развернутого парного или тройного конферанса, хореографических композиций.
Анализируя концерт как особую организационно — художественную форму следует подчеркнуть, что данное «явление искусства» имеет свой исторический путь, на развитие и формирование которого повлияли духовные запросы людей их интересы и потребности на определённом временном отрезке. Исторически сложилось так, что концерт видоизменялся трансформировался. Сегодня он обретает новое звучание, определяемое происходящими переменами в жизни общества.
Многообразие видов и жанров концертных программ является неопровержимым доказательством многогранности данной формы культурно — досуговой деятельности. Данное многообразие позволяет удовлетворить степень потребности современного зрителя.
Совокупность вышеизложенных факторов оказало влияние и явилось основным в формировании концерта как многогранной формы культурно — досуговой деятельности.
Источник: studbooks.net