Элективные курсы (курсы по выбору) играют важную роль в системе профильного обучения на старшей ступени школы. В отличии от факультативных курсов, существующих ныне в школе, элективные курсы обязательны для старшеклассников.
В соответствии с одобренной Минобразованием России «Концепцией профильного обучения на старшей ступени общего образования» дифференциация содержания обучения в старших классах осуществляется на основе различных сочетаний курсов трех типов: базовых, профильных, элективных. Каждый из курсов этих трех типов вносит свой вклад в решение задач профильного обучения. Однако можно выделить круг задач, приоритетных для курсов каждого типа. Базовые общеобразовательные курсы отражают обязательную для всех школьников инвариативную часть образования и направлены на завершение общеобразовательной подготовки обучающихся.
Профильные курсы обеспечивают углубленное изучение отдельных предметов и ориентированы, в первую очередь, на подготовку выпускников школы к последующему профессиональному образованию.
Внеурочная деятельность | Про школу
Элективные же курсы связаны, прежде всего, с удовлетворением индивидуальных образовательных интересов, потребностей и склонностей каждого школьника. Именно они по существу и являются важнейшим средством построения индивидуальных образовательных программ, т.к. в наибольшей степени связаны с выбором каждым школьником содержания образования в зависимости от его интересов, способностей, последующих жизненных планов. Элективные курсы как бы «компенсируют» во многом достаточно ограниченные возможности базовых и профильных курсов в удовлетворении разнообразных образовательных потребностей старшеклассников.
Эта роль элективных курсов в системе профильного обучения определяет широкий спектр их функций и задач. По назначению можно выделить несколько типов элективных курсов.
Одни из них могут являться как бы «надстройкой» профильных курсов и обеспечить для наиболее способных школьников повышенный уровень изучения того или иного учебного предмета.
Другие элективы должны обеспечить межпредметные связи и дать возможность изучать смежные учебные предметы на профильном уровне. Примером таких элективных курсов могут служить курсы: «Математическая статистика» для школьников, выбравших экономический профиль, «Компьютерная графика» для индустриально-технологического профиля или «История искусств» для гуманитарного профиля. Третий тип элективных курсов поможет школьнику, обучающемуся в профильном классе, где один из учебных предметов изучается на базовом уровне, подготовится к сдаче ЕГЭ по этому предмету на повышенном уровне.
Еще один тип элективных курсов может быть ориентирован на приобретение школьниками образовательных результатов для успешного продвижения на рынке труда. Примером подобных курсов могут служить курсы «Делопроизводство» или «Деловой английский язык», курсы по подготовке к работе в сфере обслуживания и т.д.
Что такое элективный курс и зачем он нужен
Наконец, познавательные интересы многих старшеклассников часто могут выходить за рамки традиционных школьных предметов, распространяться на области деятельности человека вне круга выбранного ими профиля обучения. Это определяет появление в старших классах элективных курсов, носящих «внепредметный» или «надпредметный» характер.
Оценивая возможность и педагогическую целесообразность введения тех или иных элективных курсов следует помнить и о таких важных их задачах, как формирование при их изучении умений и способов деятельности для решения практически важных задач, продолжение профориентационной работы, осознание возможностей и способов реализации выбранного жизненного пути и т.д.
Элективные курсы реализуются в школе за счет времени, отводимого на компонент образовательного учреждения. Вводя в школьное образование элективные курсы необходимо учитывать, что речь идет не только об их программах и учебных пособиях, но и о всей методической системе обучения этим курсам в целом. Ведь профильное обучение — это не только дифференцирование содержания образования, но, как правило, и по-другому построенный учебный процесс.
Именно поэтому в примерных учебных планах отдельных профилей в рамках времени, отводимого на элективные курсы, предусмотрены часы в 10-11 классах на организацию учебных практик, проектов, исследовательской деятельности. Эти формы обучения, наряду с развитием самостоятельной учебной деятельности обучающихся, применением новых методов обучения (например, дистанционного обучения, учебных деловых игр и т.д.), станут важным фактором успешного проведения занятий по элективным курсам.
Дидактические средства – это все элементы учебной среды, которые педагог сознательно использует для целенаправленного учебно-воспитательного процесса, для более плодотворного взаимодействия с обучаемыми.
Средства обучения помогают лучшему оснащению учебного процесса.
К ним можно отнести:
• учебники, учебно-методические пособия, наглядные пособия, справочники, словари, карты, чертежи и т.д.;
• лабораторное оборудование в различных кабинетах: физики, химии, иностранных языков и др.;
• технические средства обучения: телевизоры, киноаппараты, магнитофоны, микроскопы и т.д.;
• общий микроклимат, настроение субъектов учебного процесса.
В педагогике нет единой общепризнанной классификации методов обучения. Это объясняется тем, что дидакты прибегают к разной основе при разработке классификации и номенклатуры методов обучения. Данная проблема остается по-прежнему дискуссионной.
Можно условно выделить следующие четыре группы методов:
1) объяснительно-иллюстративный, или репродуктивный (рассказ, объяснение, лекция, работа с учебником, демонстрация фрагментов кино– и диафильмов);
2) проблемный (решение проблемных задач, вопросов, ситуаций);
3) частично-поисковый, или эвристический (овладение отдельными этапами, элементами процесса научного поиска, познания);
4) исследовательский (проблема решается учащимися самостоятельно, но под руководством учителя).
Дискуссия по данной системе классификации методов обучения показала, что она (система) не может претендовать на решение проблемы.
Ю.К. Бабанским в основу классификации методов обучения положен способ организации познавательной деятельности обучаемых.
Опираясь на данный признак, все методы он подразделил на три группы:
1) организации и осуществления учебных действий и операций (словесные, логические, гностические, самоуправления учебными действиями);
2) стимулирования и мотивации учения (познавательные игры, дискуссии, учебные требования, поощрение или порицание);
3) контроля и самоконтроля (устного, письменного, лабораторного, машинного).
Разработанная Ю.К. Бабанским классификация отличается большей полнотой систематизации и описания номенклатуры методов. Но в основу ее также положен один признак, что лишает ее возможности претендовать на всеобщий характер.
Новую систему классификации методов обучения предложил И.Ф. Харламов. В основе ее – опора на задачи, этапы и функции обучения.
Все методы он подразделил на пять групп:
1) устного изложения знаний учителем и активизации познавательной деятельности учащихся (рассказ, объяснение, лекция, иллюстрация, демонстрация);
2) закрепления изучаемого материала (беседа, работа с учебником);
3) самостоятельной работы обучаемых по осмыслению и усвоению нового материала (работа с учебником, лабораторные работы);
4) учебной работы по применению знаний на практике и выработке умений и навыков (упражнения, лабораторные занятия);
5) проверки и оценки знаний, умений и навыков обучаемых (повседневное наблюдение за работой обучаемых, индивидуальный, фронтальный, уплотненный опросы, контрольные работы, проверка домашних работ, программированный контроль).
Источник: studfile.net
Элективные предметы в школе что это
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 356
с углубленным изучением немецкого и английского языков
Московского района Санкт-Петербурга
Вы здесь: Home Образование Рабочие программы учителей Элективные предметы
Главное меню
- Основные сведения об образовательной организации
- Контакты
- Приём в образовательное учреждение
- Организация приёма в 1 классы
- Обучение в условиях COVID19
- Библиотека
- Медико-психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса
- Социальный педагог
- Служба здоровья
- Информационная безопасность
- Реализация проекта в рамках грантовой поддержки
- Противодействие коррупции
- Гостевая книга
- Карта сайта
- Архив
- Главная
Элективные предметы
Элективные предметы (от лат. electus — избранный, т.е. предметы по выбору) составляют компонент образовательного учреждения базисного учебного плана.
В 10 – 11-х классах число элективных предметов определено учебным планом для каждого профиля. Набор элективных предметов определяется самой школой. Элективные предметы выполняют три основных функции:
1) надстройки профильного учебного предмета, превращающей его в полной мере в углубленный;
2) развития содержания одного из базовых учебных предметов, изучение которого осуществляется на минимальном общеобразовательном уровне, что позволяет поддерживать изучение смежных учебных предметов на профильном уровне или получить дополнительную подготовку для сдачи единого государственного экзамена по выбранному предмету на профильном уровне;
3) удовлетворение познавательных интересов в различных областях деятельности человека.
Элективные предметы характеризуется тем, что из предложенного их набора ученик может выбрать те, которые ему интересны или нужны. В 10–11 классах целью элективного предмета является расширение, углубление знаний, выработка специфических умений и навыков, знакомство с новыми областями науки в рамках выбранного профиля. Как только предмет выбран, он становится таким же, как нормативный, с обязанностью посещать и отчитываться.
РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ ЭЛЕКТИВНЫХ ПРЕДМЕТОВ.
Биология
Информатика
Источник: school356.ru
Что такое элективный курс
Разнообразие форм обучения в современной школе направлено на успешное выполнение поставленных образовательных задач. Одной из подобных форм выступает элективный курс, основной целью которого является профессиональная ориентация учащихся старших классов.
Статьи по теме:
- Что такое элективный курс
- Как реализовать компетентностный подход
- Как написать элективный курс
Элективный курс (курс по выбору) обязателен для старшеклассников. Он играет важную роль в структуре профильного образования старшей ступени школы.
Подобные курсы, главным образом, связаны с удовлетворением индивидуальных интересов, склонностей и потребностей каждого школьника.Элективные курсы являются важнейшим средством для построения индивидуальных образовательных программ, так как, в наибольшей степени близки к выбору каждым школьником элементов содержания образования в зависимости от собственных способностей, интересов, жизненных планов.Среди элективных курсов выделяют следующие типы: предметные, интегративные (межпредметные), курсы, которые не входят в базисный учебный план. Основной задачей предметных курсов выступает задача: расширение и углубление знаний по предметам, являющихся составной частью базисного учебного плана школы.Главная цель межпредметных элективных курсов — интеграция знаний учащихся об обществе и природе.Элективные курсы по предметам, которые не входят в базисный учебный план, посвящены социальным, психологическим, искусствоведческим, культурологическим проблемам и дают представление учащимся о более широком спектре всевозможных какой-либо работой (проект, творческое сочинение и т.п.);6. Проект элективного курса может разрабатывать непосредственно педагог.Успешный элективный курс отвечает следующим критериям: 1. Содержание программы курса достаточно актуально в современном мире;2. Мотивационный потенциал курса находится на высоком уровне;3. Содержание курса соответствует поставленным целям и имеет логическое построение.
- элективные курсы
Совет полезен?
Статьи по теме:
- Как разработать курс
- Как организовать индивидуальное обучение школьника
- Как проходит интерактивное обучение
Добавить комментарий к статье
Похожие советы
- Что изучают на уроках технологии в школе
- Для чего нужны курсы Cisco
- Как лучше организовать лекции по теории
- Какие можно закончить курсы
- Для чего нужны подготовительные курсы
- Что изучали на уроке НВП
- ФГОС: внеурочная деятельность младших школьников
- Как сформировать у учащихся универсальные учебные действия
- Обязательно ли посещать внеурочные занятия в школе
- Как организовать в школе кружок
- Как написать программу для кружка
- Что такое индивидуальный стиль деятельности
- Как провести предметные недели
- Что такое индивидуальное обучение
- Что такое ВПР, для чего они нужны и как проводятся в школе
- Как перейти на индивидуальное обучение
- Программа обучения Занкова
- Как представить свой курс
- Что такое профориентация
- Как составить поурочный план
- Для чего нужна теория вероятностей
- Зачем нужны экзамены
- Что такое предвыборная программа
- Как войти в свой почтовый ящик на Рамблере
Новые советы от КакПросто
Рекомендованная статья
Какими будут направления итогового сочинения в 2017-2018 учебном году
В декабре одиннадцатиклассникам предстоит написать уже ставшее традиционным итоговое сочинение. И только те, кто успешно.
Источник: www.kakprosto.ru