Эльконина давыдова программа в каких школах Москвы

Почти полувековую историю имеет уникальная система обучения и развития школьников, созданная нашими педагогами-психологами Даниилом Элькониным и Василием Давыдовым. Начатый ими в 1958 году эксперимент в конце 90-х годов вылился в целое направление в отечественной педагогической науке и стал авторитетной методической школой, в русле которой работают сегодня образовательные учреждения в России, странах СНГ и Балтии, и которую апробируют уже за океаном. В нынешнем учебном году в США, штате Гавайа, открылись два класса, где обучение ведется по методике Эльконина-Давыдова. Теперь возник интерес к ней и у международных организаций, влиятельных лиц из-за рубежа. Супруга президента Всемирного банка госпожа Элен Вульфенсон с целью ознакомления с системой недавно побывала в 91-й московской школе.

Именно это учебное заведение стало экспериментально-педагогической площадкой по реализации системы развивающего обучения, причем государственного масштаба.
…То, что предложили Даниил Эльконин и Василий Давыдов 40 с лишним лет назад, кардинальным образом меняло практику школьного обучения. “Изюминка” предложенной системы была в том, что учить детей надо опираясь на собственную познавательную деятельность школьников, постоянно стимулируя их интерес к учебе. И когда еще никто не помышлял о развивающем обучении, они не просто провозгласили эту смелую идею, но и придали ей материальную плоть в виде практических разработок уроков.

Развивающее обучение Система Эльконина Давыдова


Все это время программа дорабатывалась, и лишь два года назад эксперимент, что называется, пошел в среднюю школу, охватывая по проекту 6-9-е классы. Теперь руководит им сын Даниила Эльконина, профессор, доктор психологических наук Борис Эльконин.
С 1990-х годов началось массовое внедрение системы Эльконина-Давыдова в учебные учреждения. Сегодня в разных регионах России 50 школ участвуют в эксперименте по пролонгированию системы развивающего обучения в средней школе, которым руководит Б.Д.Эльконин. А еще есть множество школ, в которых систему Эльконина-Давыдова используют в преподавании отдельных предметов.

Называют цифру: 6 процентов школ России работают по Эльконину-Давыдову. В Красноярске создан Сибирский филиал Московского центра развивающего обучения – гимназия N1. Директором, кстати, там был Исаак Давыдович Фрумин – координатор образовательных программ Всемирного банка. Он сопровождал госпожу Вульфенсон во время ее визита в 91-ю школу.
…Урок математики во втором классе вела Наталья Лазаревна Табачникова. Тема сложная: деление с остатком. Учительница написала на доске примеры на умножение простых чисел и спросила, что можно с ними сделать. “Сосчитать в голове, на калькуляторе”, – говорили ребята. А можно, оказывается, просто посмотреть на последней странице тетради таблицу умножения.

Однако каждый из предложенных способов имеет свои недостатки (например, калькулятора ни у кого не нашлось), и учительница предложила свой способ разобраться с примерами. Она начертила две параллельные координатные прямые, называемые мерками С и Е, деления на которых нанесены в соотношении 1:4.

О системе Эльконина-Давыдова. Обучаемся по программе Эльконина-Давыдова.

Чтобы умножить, к примеру, 3 на 4, надо на нижней мерке С отсчитать три деления и подняться вверх, на мерку Е – палец попадает на 12. (См. рис.). Деление происходит соответственно в обратном порядке. Но вот педагог просит детей разделить 19 на 4. Они не могут назвать число, но могут его…показать.

Мальчик, который вызвался это сделать у доски, радостно воскликнул “Вот оно!” и поставил крестик на координатной прямой. Учительница спрашивает, что это за число. “Почти пять”, “между четырьмя и пятью”, – говорят ученики, и когда дальше этого дело не идет, на помощь приходят мерки: 4С плюс 3Е – это и будет частное чисел 19 и 4, говоря нормальным языком, 4 и три в остатке. Дети быстро соображают, сколько будет 11 разделить на 4; 22 на 7. Затем переходят к еще более сложному – уравнениям. И пример для них уже готов: х:6=4(ост.5).
Наталья Лазаревна как бы подталкивает ребят к размышлению, неустанно задавая вопросы, кто что думает по этому поводу, какие есть известные им способы решения задачи. Она проходит по рядам, задерживаясь у парт. А ребята чертят линии координат С и Е, рисуют треугольную схему, и… рассуждают – кто-то про себя, кто-то друг с другом. Они поглощены поиском, их головы то поднимаются вверх, к учительнице, то вновь опускаются над тетрадями. Рабочий шум, дети возбуждены. Они тянут руки – хотят высказать свою идею, ответить на вопрос учителя…
Совершенно юная на вид Наталья Табачникова, учитель-экспериментатор, оказывается, работает по этой системе с 1978 года. Шесть поколений ее учеников вышли из стен школы. Неудивительно, что она проводит урок на первый взгляд играючи, с улыбкой, непринужденно открывая второклашкам таинства и красоту царицы наук.

Читайте также:  Как то ночью во времена тусовок

Она не уводит их в математические дебри, а делает так, что ребята шаг за шагом сами раскрывают стройную систему и логику, мудрость и величие математики. На уроке все равны – учитель и ученики. Ибо в равной степени они увлечены творчеством, а по-другому процесс нахождения истины, движение мысли и назвать нельзя.

Опираясь на систему Эльконина-Давыдова, педагог учит большему, чем просто математическим действиям. Он учит ставить вопросы – точные, логически обоснованные, такие, которые выведут к правильному ответу или по крайней мере покажут верное направление. Это и есть развивающее обучение, ключ к познанию основ наук.
– Как вы переходите от эксперимента к введению системы в массовой школе? – поинтересовалась гостья у научного руководителя проекта Бориса Эльконина. Он сказал:
– Мы не экспансивная школа и не стремимся к слишком широкому охвату. Это наукоемкая технология, которая требует немалых затрат. В России работают 5 крупных центров переподготовки учителей, действующих широко и интенсивно, и 10 центров меньшего масштаба. В настоящее время 2 с половиной тысячи учителей, половина из которых математики, работают по нашей системе, и нас это пока устраивает.
– Насколько учителям тяжело перенимать новую систему?
В разговор включается Наталья Табачникова:
– Проблема в том, что систему нельзя передать из рук в руки, как бумагу… Даже комплекс упражнений по физкультуре можно описать и использовать, когда захочешь. Но ни книги, ни компьютер, ни видеозапись не помогут в случае с системой Эльконина-Давыдова. Только через общение можно перенять ее суть, принципы и механизм использования в школе. Учителей нужно поставить в ту же позицию, в которой сегодня находятся наши дети, заставить так же думать, как должен будет делать это ученик. А это очень сложно взрослому человеку, тем более преподавателю, который много лет проработал по традиционной методике.
С теоретической основой этой системы знакомы педагоги и психологи многих стран Северной Америки и Европы. Научные труды Давыдова и Эльконина изданы в Финляндии, Голландии, Англии, США.
В сентябре 2001 года в двух американских школах начался эксперимент по использованию системы Эльконина-Давыдова, причем не элементов, а именно системы как таковой.
В США действует организация “Лучшие образовательные проекты”, которая, как у нас говорят, достает деньги из разных фондов для открытия экспериментальных классов и школ, в частности, по российскому проекту. Ее руководители планируют открыть классы Давыдова-Эльконина в Нью-Йорке и других штатах.
В январе 2002 года в Гавайском университете состоялась конференция “Русско-американский форум по элементарной математике”.Она была как раз посвящена сравнению двух систем – “эльконинско-давыдовской” и американской и обсуждению первых результатов внедрения “русской методики” в местные школы. “Посещая уроки в экспериментальных классах, они были просто шокированы успехами детей и даже не представляли, что шестилетки и даже пятилетки (в первом классе там учатся дети от 5 до 6 лет) могут решать такие задачи и осваивать столь сложную науку, как математика”, – делится впечатлениями от той поездки Борис Даниилович, один из участников форума.
Школа Эльконина-Давыдова работает в Украине, Белоруссии, Латвии, Казахстане. 7 лет назад была организована международная ассоциация развивающего обучения.
У этого образовательного проекта весьма счастливая судьба. И то, что система Эльконина-Давыдова перешла из XX века в XXI, “шагает” из одной страны в другую, приживается в среде с совершенно другой ментальностью и взглядами на педагогику, показательно.

Источник: ug.ru

Система развивающего обучения Эльконина-Давыдова

Система Эльконина–Давыдова строится на их теории содержательного обобщения и формирования учебной работы. Другими словами это система развивающего обучения. С 1996 года она на государственном уровне считается системой образования.

Даниил Борисович Эльконин (1908 – 1984), советский педагог и психолог, занимался изучением психологического развития детей, особенностями детской игры и обучения. Автор девятнадцати работ, книг и учебников, которыми и сейчас пользуются психологи, педагоги, студенты, учителя, родители. Но основной труд его жизни — это создание и внедрение системы «развивающего обучения».

Термин этот ввел ученик Эльконина — Василий Васильевич Давыдов (1930 – 1998), советский учитель, психолог. Программы и учебно-методические пособия по основным школьным предметам были разработаны именно Давыдовым.

Теорию развивающего обучения Эльконин и Давыдов разрабатывали еще 50-е годы. Это было вызвано тем, что методы школьного обучения того времени не соответствовали психологическому развитию детей. Они не позволяли учитывать зону ближайшего развития, о которой писал коллега и наставник Эльконина – Л.С. Выготский.

Читайте также:  Что лучше длинные волосы или удлиненное каре

Суть и цель теории

Эльконин и Давыдов

Психологические основы теории развивающего обучения Эльконина и Давыдова основываются на материалах Выготского о зоне ближайшего развития. Ученые предполагают, что детям доступны дедуктивные способы обучения, теоретический уровень сознания, а также логика науки и истории культуры.

Эти идеи определяют основную цель и задачи системы обучения Эльконина-Давыдова.

Главная цель — формировать способности к саморазвитию, самопознанию и рефлексии через специально организуемый процесс обучения.

  1. Создание теоретического вида мышления.
  2. Формирование активных способов интеллектуальной деятельности.
  3. Восприятие логики познания.

Чем отличается от традиционной системы

Система обучения Эльконина-Давыдова давно стала официальной для российских школ. Но она значительно отличается от классического варианта целями, способами и результатами.

Классическая системаСистема Эльконина-Давыдова
Способствует появлению эмпирического мышления Развивает теоретическое мышление
Познание идет от частного к общему,
от четко обозначенных понятий к системе,
от явления в целом к его сути.
Изучение идет от общих объяснений к частному примеру,
От абстрактных объектов к конкретным,
от системы к единичным понятиям
Дети получают готовые знания, понятия, которые надо выучить Дети находятся в условиях, где сами доходят до понимания того или иного закона, действия, явления
Метод познания: репродуктивный Метод познания: исследовательский
Ребенок – объект учебного процесса Ребенок – субъект
Форма обучения: индивидуальная Учебный диалог
Главный результат: знания Умение их получить
Форма работы: чаще всего индивидуальная Дети работают большими и маленькими группами

Можно еще долго продолжать эту таблицу, но основные различия развивающего обучения Эльконина-Давыдова именно в этих принципах.

Особенности обучения

Особенности обучения

Особенности развивающего обучения Эльконина и Давыдова строятся на следующих принципах.

  • Как сказал Л.С. Выготский, развитие ребенка идет через его слияние с культурой и опирается на достижения, вызванные естественным созреванием.
  • Обучение само по себе должно развивать детей и опираться на зону ближайшего развития.
  • Обучение должно опережать развитие, а ученик выступает как субъект обучения.

Чем же так удивительна технология развивающего обучения Эльконина-Давыдова? Ученики сначала усваивают общие методы решения заданий одной направленности. В дальнейшем этим же способом они будут решать отдельные задачи, конкретные примеры. Учебная программа выстроена так, что в каждом последующем задании конкретизируется и улучшается выученный ранее навык.

Нахождение этого общего способа и называется учебной деятельностью в программе обучения Эльконина-Давыдова. На уроках дети занимаются поиском и попытками применения средств решения поставленных задач. Они ищут, спрашивают, рассуждают. Высказывания детей не ошибочные, а считаются размышлением. Поэтому оценок, как в обычных школах, тут быть не может.

Но учитель обязательно отмечает успехи и делится этим и с детьми, и с родителями.

Методы обучения по Эльконину и Давыдову подразумевают, что поиск решений проходит совместно с другими учениками, родителями, учителем. Учебники, конечно, тоже есть. Но основная роль помощника в этом поиске отводится учителю. Для педагогов созданы методические материалы, которые позволяют создавать необходимую среду, используя методы и принципы развивающего обучения Эльконина-Давыдова.

Психологические аспекты

5 главных вопросов

Развивающее обучение; начальная школа; семейное образование; онлайн-школа

Даниил Борисович Эльконин — советский учёный, доктор психологических наук, профессор, член-корреспондент Академии педагогических наук СССР.

Д.Б. Эльконин – автор концепции развития личности ребенка и возрастной периодизации психического развития детей, автор теории игры и соавтор теории учебной деятельности и ее субъекта.

Василий Васильевич Давыдов — выдающийся советский и российский психолог и педагог, доктор психологических наук, профессор, действительный член (академик) Академии педагогических наук СССР, вице-президент Российской академии образования, заслуженный деятель науки РФ, почетный член Национальной академии образования США.

В.В. Давыдов – автор теории теоретического мышления (содержательного обобщения), соавтор теории учебной деятельности и ее субъекта.

Самым большим вкладом Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова в отечественную и мировую педагогику стала теория развивающего обучения, которую они начали создавать еще с конца 50-х годов ХХ века. Тогда в педагогическом и психологическом сообществе главной проблемой школьного образования называли отсутствие связи между обучением и психическим развитием детей.

Развивающее обучение Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова – это принципиально иной подход к пониманию назначения, целей, содержания и методов обучения, в нем разработаны такие условия и механизмы обучения, которые не просто позволяют школьникам запоминать информацию, а ведут за собой развитие детей. Созданная ими система развивающего обучения не имеет аналогов; этой системе, как заметил выдающийся психолог Влади́мир Петро́вич Зи́нченко, не выдвинуто никакой разумной альтернативы.

Современные программы развивающего обучения и учебно-методические пособия по математике, русскому языку, литературному чтению, окружающему миру, физике, химии, географии и другим школьным предметам были разработаны их учениками и последователями при непосредственном руководстве В.В. Давыдовым.

Читайте также:  Почему человек не общителен

Второй вопрос. В чём суть и цель развивающего обучения?

Развивающее обучение Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова основано на формировании механизмов мышления, а не на эксплуатации памяти, построено на активном и самостоятельном освоении ребенком знаний и умений.

Учитель на уроках не передает готовые знания, обучение организовано так, чтобы школьники могли самостоятельно ставить перед собой вопросы и искать на них ответы, участвуя в обсуждениях или проводя эксперименты. На уроках создается благоприятная психологическая среда, которая позволяет развивать у детей инициативность, самостоятельность, умение аргументированно отстаивать свою точку зрения, творчески мыслить и находить креативные решения, повышает самооценку.

Обучение строится так, чтобы немного опережать актуальное развитие ребенка, то есть оно нацелено на ближайшее развитие, стимулирует, ускоряет и направляет его. Ребенок учится решать задачи, в которых пока не может разобраться самостоятельно, но уже готов справляться с ними при помощи взрослых. Обучение проходит в сотрудничестве с педагогами и родителями через совместный поиск.

Система Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова обеспечивает гармоничное и целостное развитие детей. Целью развивающего обучения является создание оптимальных условий для освоения детьми на высоком уровне предметных знаний и умений; для развития мышления и учебной деятельности, позволяющих находить проблемы, ставить цели, разрабатывать способы их решения, достигать цели, контролировать деятельность и оценивать результаты.

Развивающее обучение ориентировано на раскрытие внутреннего потенциала и возможностей детей. Дети, обучающиеся по системе Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова, чаще других становятся победителями олимпиад, уровень их интеллекта выше, чем у сверстников, обучающихся по другим программам.

Третий вопрос. Кому подходит система Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова?

Учиться по данной системе может каждый школьник. В школах, где используется система развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова, не проводят вступительных экзаменов и тестов на интеллект.

Эта программа подойдёт родителям, готовым стать помощниками своему ребенку, способным строить диалог с ним и следить за тем, чтобы ребенок получал не «готовые знания», а находил ответы самостоятельно; готовым стать для своего ребенка проводником в удивительный мир познания.

Четвертый вопрос. Правда, что в системе Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова
не ставят отметки?

В 1-4 классах нашей школы детям действительно не ставят отметки в привычном понимании. Оценка есть в другом виде — в виде процентной шкалы. Система учит ребенка самостоятельно оценивать свою работу, видеть улучшения, которые происходят изо дня в день. Ученик сосредоточен не на «тройке» или «пятёрке», а на том, чему он научился, что сегодня стал делать лучше, чем делал вчера.

Этому учатся и родители, которым нужно приложить усилия, чтобы перестать мыслить классической пятибалльной шкалой. К ней, кстати, относятся и все флажки, звёздочки или утята, которые иногда ставят в начальной школе вместо цифровых отметок. Грустное лицо вместе привычной «двойки» не делает систему без оценочной. Хотя оценки ученикам не ставят, перевестись в обычную школу все равно можно. В таком случае учитель просто проставляет в табель отметки, руководствуясь принятыми критериями.

Пятый вопрос. За что критикуют развивающее обучение?

Сложность (и одновременно сила) системы Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова заключается в том, что в ее основе лежат серьезные философские и психологические основания. Учителя, привыкшие работать по другим программам, должны полностью переучиваться, а главное — пересматривать свои устоявшиеся ценности и приоритеты. Учителям сложно быть не истиной в последней инстанции.

Сложно и родителям, им приходится менять свои взгляды. Например, многие современные мамы и папы хотят, чтобы ребенок учился не сильно напрягаясь. В системе развивающего обучения считают, что ребенок должен понимать ценность учебы, а также, что учеба – это труд. Ещё одна сложность для родителей — домашние задания. Они пытаются помочь и не могут — их учили по-другому.

В системе Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова дети должны делать домашнее задание сами, самостоятельно добывая знания. Многих родителей этому нужно специально учить.

Не смотря на эти особенности, система развивающего обучения дает очень высокие образовательные результаты. И если вы нацелены на качественное образование для ваших детей, то мы вместе с вами сможем научиться учиться по системе Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова и, конечно, добьемся успеха!

Наша онлайн-школа работает в логике развивающего обучения, и мы с радостью будем учить ваших детей. Приглашаем всех неравнодушных родителей к нам на онлайн-встречи, вы всегда можете обратиться к нам за консультацией и получить обратную связь.

Источник: casegames.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Lady Today