Примерно 15% населения Земного шара – левши. До сих пор вокруг них существует масса споров и мифов об их особенностях развития, чертах характера. Однако многих все еще беспокоит вопрос – можно ли переучивать левшей?
Головной мозг человека состоит из двух полушарий – левого и правого. В связи с особенностями проводящих путей нервной системы за левую половину телу отвечает правое полушарие, а за правую половину – левое. В зависимости от того, какое из полушарий доминирующее, будет определяться ведущая рука.
Как происходит процесс определения доминирующего полушария и, соответственно, ведущей руки все еще остается загадкой. Существует теория, что это определяется генетически (однако до сих не удалось выявить точную локализацию генов, ответственных за то), некоторые придерживаются позиции, что этот процесс больше обусловлен социальной средой вокруг ребенка.
Так или иначе, мозг леворукого человека имеет свои функциональные особенности. Например, поскольку центр речи или письма расположены в левом полушарии, для выполнения этих действий нервные импульсы напрямую идут от него к правой руке. А для левшей необходимо, чтобы эти сигналы прошли через мозолистое тело – участок мозга, связывающий два полушария. По словам нейробиологов, именно этот факт может приводить к трудностям в освоении речи и письма у детей с ведущей левой рукой.
Тест: Узнайте, Какое Полушарие Мозга Управляет Вами
Отличаются ли левши от правшей?
Зная, что ведущая рука определяется доминирующим полушарием, нельзя не упомянуть о так называемой межполушарной асимметрии.
В каждом из полушарий головного мозга находятся определенные центры, отвечающие за те или иные функции. К примеру, в левом полушарии формируется активная речь, способность к аналитическому мышлению, построение алгоритмов и логических цепочек. Правое полушарие отвечает за восприятие информации в целом, за его смысловую составляющую, за пространственное и образное мышление, за творческую составляющую различных процессов.
Поскольку все в нашем организме взаимосвязано, оба полушария работают в «тандеме», иначе еще в процессе эволюции человеку было бы сложно выжить. Однако именно в связи с преобладанием, доминированием, одного из полушарий, мы часто обращаем внимание на то, что левши более творческие и неординарные люди, в то время как правши – более логичны и рассудительны. Хотя эти различия крайне условны.
Почему нельзя переучивать левшей?
У многих из нас еще свежи воспоминания, когда в детском саду, школе или даже дома детей, с доминирующей левой рукой, переучивали держать предметы в правой. Это объясняли непохожестью левшей на других, их довольно часто встречающимися трудностями в освоении письма. Было распространено убеждение, что, переучив леворукого ребенка, многие проблемы можно избежать.
Сейчас, когда о биологических механизмах определения ведущей руки известно много, большинство как педагогов, так и родителей отказались от попыток изменить то, что «заложено природой».
Понимая, что процесс определения ведущей руки связан с особенностями головного мозга ребенка, мы не сможем этого изменить. Можно попытаться и даже добиться определенных «успехов», однако высока вероятность, что эти действия будут встречены агрессией, раздражительностью, формированием неврозов и страхов у детей.
Сложности в жизни левшей
Не секрет, что среда, в которой мы живем, по большей части рассчитана для правшей (возможно и поэтому, некоторые родители все же до сих пор стараются исправить эту особенность в своем ребенке). Когда праворукий человек переходит дорогу, машинально в первую очередь он смотрит в левую сторону, левша – наоборот. Практически все кухонные принадлежности разработаны для правшей. Банальное письмо шариковой или гелевой ручкой часто сопряжено с тем, что левши размазывают чернила, двигая рукой по только что написанному тексту. Да и эргономика ручек не приспособлена для них – рука постоянно находится в напряжении.
Но мир не стоит на месте, и все чаще можно найти предметы обихода для людей, с доминирующей левой рукой: ножницы, точилки для карандашей, компьютерные мышки, рулетки и даже гитары – теперь все это можно приобрести и облегчить им жизнь.
Как поддержать ребенка, если над ним смеются
Если по каким-то причинам ваш ребенок испытывает притеснения от сверстников или еще хуже от учителей по поводу того, какой рукой он предпочитает пользоваться, поговорите с ним, пусть он чувствует вашу поддержку. Объясните, что это просто особенность в его организме, и ничего зазорного в этом нет. Не лишним будет рассказать о знаменитых левшах, которых не так мало: Александр Пушкин и Лев Толстой, Альберт Эйнштейн и Иван Павлов, супруги Пьер и Мария Складовская-Кюри, Александр Македонский и Барак Обама, а также Пол Маккартни, Селин Дион, Киану Ривз, Анджелина джоли, Джейсон Стэтхэм, а даже Билл Гейтс.
Источник: nutrilak.com
Если человек левша какое полушарие развито больше
Ассиметрия полушарий мозга у правшей и левшей: преобладание одной из рук, рукость
От того, какая рука у человека является ведущей, очень часто зависит, какое полушарие отвечает за двигательный контроль. У правшей доминирует левое полушарие. Благодаря совершенствованию ультразвуковых технологий удалось установить, что доминирование той или иной руки (и полушарная асимметрия) у ребенка имеется еще до его рождения. Судить об этом можно по тому, большой палец какой кисти ребенок предпочитает сосать во время внутриутробной жизни.
У 96% правшей за язык отвечает левое полушарие. В то же время у левшей языковые функции распределены в головном мозге асимметрично, причем выраженность асимметрии зависит от «выраженности» леворукости. У явных левшей вероятность того, что за языковые функции отвечает правое полушарие, оказывается выше (27%), у обоеруких лиц правое полушарие доминирует в 15% случаев.
Преобладание той или иной руки, межполушарная языковая асимметрия и другие асимметрии между правой и левой половинами тела могут представлять собой полигенный признак, который, впрочем, встречают не только у людей, но также у гоминидов и других позвоночных.
Модульная организация языка и высших когнитивных функций. В процессе изучении функций и взаимосвязей различных структур мозга мы зашли дальше простого наблюдения за больными, перенесшими локальные повреждения головного мозга. Появление новых технологий, например методов нейровизуализации с помощью функциональной магнитно-резонансной томографии (фМРТ) и нейрофизиологических методик (транскраниальная магнитная стимуляция), позволило исследовать работу головного мозга в норме и при различных заболеваниях. В результате этих исследований некоторые из ранних теорий удалось подтвердить, другие же были пересмотрены или поставлены под сомнение.
Эти «новообретенные» познания привели к тому, что в настоящее время головной мозг рассматривают в качестве сети («коннектома»), имеющей свои центры, или «хабы», которые отвечают за целостную обработку информации и адаптивное поведение. Поскольку эти центры играют важную интегративную роль, их повреждение сопровождается нарушениями значительно более серьезными, чем можно было бы предположить по одному лишь размеру поврежденного участка коры. (Ранее для обозначения нейрофизиологических изменений, возникающих вдали от места непосредственного повреждения, использовали термин диашиз.
В настоящее время с появлением коннектомики под этим термином понимают изменения на структурном и соединительном уровнях, которые возникли на удалении от места повреждения.) Развитие некоторых заболеваний, например болезни Альцгеймера или шизофрении, связано с нарушением работы определенных центров. Иногда подобный центр имеет отличительные морфологические особенности, в других же случаях их обнаружить не удается. Учитывая этот «новый взгляд» на кору больших полушарий, для объяснения различных клинических «несостыковок» следует пересмотреть наше понимание языка.
На практике мы часто отмечаем, что дети гораздо легче, чем взрослые, усваивают второй язык. Благодаря фМРТ и другим методикам удалось установить, что до семилетнего возраста участок мозга, отвечающий за изучение второго языка, сильно пересекается с участком, отвечающим за родной язык. В более позднем возрасте такую особенность уже не встречают. Возможно, у детей синтаксический аппарат, отвечающий за понимание существительных, глаголов и других частей речи, способен справляться с двумя языками одновременно.
Интересно, что после небольшого сосудистого поражения взрослые перестают владеть либо вторым, либо родным языком, однако один из них остается сохранным.
Вычитание изображений и усреднение изображений при позитронной эмиссионной томографии (ПЭТ).
Верхний. Контрольное среднее изображение получено у пациента в покое. Захват 15 O происходит во всех отделах коры и подкоркового серого вещества.
Левое изображение получено у того же пациента, следящего за движущимися по экрану точками.
Высокий уровень фоновой активности скрывает результат исследования. Правое изображение получено вычитанием контрольного изображения и позволяет увидеть повышенную активность зрительной коры при выполнении зрительной задачи.
Средний. Аналогичную задачу выполняли другие четыре пациента. Вычитание фонового «шума» позволило выявить значительные различия между пациентами.
Поскольку размеры мозга у людей варьируют, активность мозга у этих пятерых пациентов была наложена на общий, «средний» мозг (хотя мозг на всех рисунках изображен одинаково). Нижний. Усредненное значение пяти исследований указывает на среднюю разницу в этой группе.
Редактор: Искандер Милевски. 11.2018
- Ассиметрия полушарий мозга у правшей и левшей: преобладание одной из рук, рукость
- Языковые области головного мозга: центр Брока, области Вернике, угловая извилина
- Области чтения головного мозга: нейроанатомия чтения
- Методика обследования больного с афазией (нарушением речи)
- Функции теменной доли мозга: схема тела, начало движения
- Предфронтальная кора мозга: функции, признаки повреждения лобной доли
Источник: meduniver.com
Люди из Зазеркалья? Раскрыта тайна левшей
Лайф расспросил генетиков о том, как наследственность влияет на то, какой рукой удобнее писать.
Фильм «Огни рампы» 1952 года. Премия «Оскар» за лучший, как теперь говорят, саундтрек. Автор музыки — сам Чарли Чаплин. Он был композитором. И да, это он играет на скрипке.
Вы обратили внимание, что инструмент у него на правом плече, а смычок в левой руке? Струны пришлось переставлять — тогда не было специальных скрипок для левшей. Играть великий комик научился сам, когда был подростком. А вот писать правой рукой ему приходилось исключительно под давлением общества. Это был результат насильственного переучивания.
Гении — по-прежнему тайна мироздания. Но почему всё-таки столько великих людей — левши? Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело, Александр Македонский, Юлий Цезарь, Наполеон, Альберт Эйнштейн, Никола Тесла…
В эволюции принято использовать то, что полезно для развития вида, и отметать то, что вредно. Какое-то эволюционное преимущество должно быть у левшей, иначе они бы просто исчезли
Генетик, заслуженный врач РФ, член-корреспондент РАН, профессор, доктор медицинских наук
По недавним исследованиям, определяющие леворукость гены влияют на развитие мозга. Вероятно, варианты этих генов более благоприятно сказываются на умственном развитии
Генетик, доктор биологических наук, член-корреспондент РАН
Тогда почему же большинство людей — правши? Не исключено, что всё дело в распределении функций между двумя полушариями мозга. Профессор Захаров-Гезехус полагает, что в процессе эволюции человека ему больше пригождалось всё-таки левое полушарие. Как известно, команды правой стороне нашего тела даёт левая половина мозга. И наоборот.
Вот правая рука и стала у большинства людей ведущей.
Возможно, что это связано с развитием и употреблением речи у человека, за которую отвечает левое полушарие
Генетик, доктор биологических наук, член-корреспондент РАН
Насчёт феномена леворукости (и, соответственно, правополушарности) у науки за последние годы накопилось довольно много соображений. Во-первых, есть версия, что на это влияет высокий уровень мужского гормона тестостерона. Это, кстати, легко объясняет тот факт, что среди левшей больше мужчин.
По теории американского невролога Нормана Гешвинда, тестостерон по-разному влияет на развитие двух полушарий мозга эмбриона в материнской утробе, а именно замедляет развитие левого полушария. Как следствие, по Гешвинду, правое полушарие развивается лучше и принимает на себя руководящую роль. В пользу этой гипотезы есть и ещё один аргумент: у левшей, по статистике, чаще бывает ослабленный иммунитет, а мужской гормон как раз его и ослабляет.
Есть и другие предположения. Например, что левшой ребёнок может стать, если в раннем детстве или, опять же, ещё в утробе получил травму левого полушария. Или плод страдал от нехватки кислорода — гипоксии, потому что левая часть мозга к этому несколько более чувствительна.
Правда, есть одна не очень хорошая новость: учёные пришли к выводу, что у этого гена есть побочный эффект — он повышает риск развития шизофрении. Впрочем, учёные поспешили успокоить: в большинстве случаев у левшей этой болезни не возникает, к тому же есть и куда более серьёзные факторы, которые могут привести к нарушениям психики у людей. Притом вне зависимости от того, какой рукой они пишут и как держат гитару.
В 2019 году в том же Оксфорде сравнили ДНК без малого 400 тысяч человек. Из них примерно десятая часть были левшами. Собственно, примерно так дело обстоит в мировом масштабе: левая рука — главная для 10% жителей Земли. В итоге учёные обнаружили сразу четыре места — локуса — в молекуле ДНК, которые заметно отличаются у левшей и правшей. Это окончательно убедило их в том, что на лево- и праворукость влияет генетическая предрасположенность.
А теперь австралийские исследователи насчитали 41 ген, который уникален для левшей. Точнее, 41 регион ДНК, где всё выглядит не так, как у праворуких. Это показало сопоставление геномов 1 766 000 людей. Как пояснили учёные, в этих регионах есть белки, которые влияют на процесс миграции клеток мозга во время его формирования в зародыше.
Будем надеяться, что это не фейк, не трёп и не пиар для иностранных специалистов. Если действительно эти факты установлены — это значит, что мы приблизились к разгадке тайны, которая связана с какими-то эволюционными преимуществами левшей
Генетик, заслуженный врач РФ, член-корреспондент РАН, профессор, доктор медицинских наук
Нейробиологи заметили ещё две интересные детали. Первая — речь идёт абсолютно не о тех генах, которые определяют, с какой стороны у нас должно быть сердце и прочие органы. То есть это совершенно разные вещи. И вторая — гены левшей и гены амбидекстров (людей, свободно владеющих обеими руками) практически не совпадают. То есть способность легко писать любой рукой — на самом деле ещё более хитрое явление.
Надо сказать, исследователи снова вынуждены констатировать, что эти «гены левшей» одновременно как-то связаны с психическими отклонениями — в Университете Квинсленда назвали шизофрению и биполярное расстройство. Однако генетик Евгений Лильин в это не верит — он заявил, что это «чушь и ерунда».
Его коллега Илья Захаров-Гезехус, в свою очередь, не исключает, что связь генов леворукости с душевными болезнями действительно может существовать, но речь не о самих этих генах, а об их мутациях.
Гены могут быть те же самые, но в разных вариантах. Каждый ген бывает в разных вариантах. Некоторые варианты какого-то гена дают один эффект, другие варианты — другой. То есть эти гены могут проявляться другим образом. Но эти проявления в психических отклонениях непосредственно с праворукостью или леворукостью не связаны
Генетик, доктор биологических наук, член-корреспондент РАН
И ещё одно: человек становится левшой не только из-за наследственности. По оценкам учёных, она хоть и влияет, но лишь отчасти. Они подчёркивают, что есть ещё один важнейший фактор — окружающая среда, то есть всевозможные внешние обстоятельства и события. Как отметил профессор Захаров-Гезехус, у родителей-левшей рождаются праворукие дети, и наоборот.
Природа устроила всё таким образом, чтобы левши всегда были в меньшинстве, но чтобы всегда были. Иначе бы у нас не было ни Великого немого, ни Сикстинской капеллы.
Источник: life.ru