Основные факторы формирования угроз информационно-психологической безопасности личности:
■ интересы, субъективность и пристрастность социальных субъектов (индивидуальных и совокупных), игнорирование интересов и прав других;
* доступ к средствам информационно-психологического воздействия, в том числе манипулятивного характера;
■ возможности влияния на источники ИПВ;
я психологические, личностные и индивидные характеристики человека
Личность как объект манипулирования, личностные мишени ИПВ:
■ Побудители активности человека: потребности, ин тересы, ценности.
■ Регуляторы активности человека: социальные и групповые нормы, самооценки (в т. ч. чувство собственного достоинства, самоунижение, гордость), субъективные отношения, мировоззрение, убеждения, верования, чувства, смысловые, целевые, операциональные установки и т. д.
■ Когнитивные (информационные) структуры (в т. ч. информационно-ориентировочная основа поведения человека в целом) — знания об окружающем мире, людях и другие разнообразные сведения, которые являются информационным обеспечением активности человека.
Чемоданова М. Информационно-психологическая безопасность студентов ВУЗа: структура, факторы и угрозы
■ Операциональный состав деятельности: способ мышления, стиль поведения и общения, привычки, умения, навыки и т.п.
■ Психические состояния: фоновые, функциональные, эмоциональные
Последствия — изменения поведения людей, приводящие: ■ к ущемлению жизненно важных интересов, прав и свобод личности, психоэмоциональной и социальной напряженнности в обществе, усилению дестабилизации внутриполитической обстановки и формированию угроз информационно-психологической безопасности личности, общества и государства
В современных условиях в информационно-коммуникативных процессах используются не просто отдельные приемы, а специальные манипулятивные технологии.
Понятие «технологии» уже достаточно прочно вошло в понятийный аппарат не только технических, но и гуманитарных дисциплин. Используются понятийно-социальная технология, гуманитарная технология, историческая технология, психотехнология, психологическая и психофизиологическая технология и т. д. Социальная технология рассматривается как родовое понятие, а все остальные выступают как ее специфические разновидности или виды.
Все они, в основном, определяются по аналогии с промышленными технологиями, как совокупность приемов, методов и средств, используемых для достижения конкретных целей. В частности, как способ осуществления деятельности на основе рационального ее расчленения на процедуры и операции с их последующей координацией и синхронизацией и выбора оптимальных средств, методов их выполнения.
Как уже отмечалось, в качестве наиболее универсальной манипулятивной технологии, которая широко и активно используется в массовых информационных процессах, в первую очередь целесообразно выделить формирование и распространение образов. Суть ее в том, что в зависимости от целей и конкретных задач формируются и распространяются заранее «сконструированные» образы или имиджи конкретных лиц, фирм и организаций, идей, программ, товаров и т. п., которые, как правило, неадекватно отражают реальные существенные их характеристики и, таким образом, дезориентируют людей, на которых направлено информационно-психологическое воздействие.
Психиатр КГБ умные вещи говорит
Сами манипулятивные технологии складываются из определенных сочетаний конкретных структурных элементов, по своим специфическим закономерностям. Могут быть различные сочетания этих элементов, оригинальные решения последовательности и частоты их применения в конкретных информационно-коммуникативных ситуациях.
Как показывает анализ применения манипулятивного воздействия в различных информационно-коммуникативных ситуациях, многие структурные элементы повторяются и носят достаточно общий, универсальный характер, другие более специфичны и имеют более локальную сферу применения.
В большинстве манипулятивных технологий используются как структурные «технологические» элементы определенные манипулятивные приемы, описание и систематизация которых является первоочередным и необходимым условием для разработки конкретных методик формирования защитных социально-психологических механизмов, обеспечивающих информационно-психологическую безопасность личности.
Эти манипулятивные приемы, которые выступают как структурные элементы манипулятивных технологий, одновременно для объекта воздействия — человека, прошедшего определенную подготовку по специальной методике, являются индикаторами манипулятивного воздействия, направленного на него или окружающих людей и, соответственно, сигнализируют об опасности и необходимости использования специальных защитных процедур в данной информационно-коммуникативной ситуации. Они носят вербальный и невербальный характер. В данной работе мы прежде всего акцентируем внимание на рассмотрении вербальных приемов манипулятивного воздействия.
Для обозначения способов манипулятивного воздействия и определенных их сочетаний используются различные термины. Наиболее часто употребляются такие термины, как «прием», «метод», «техника», «технология». В то же время четких критериев их разделения, за исключением, возможно, лишь технологии, в настоящее время не выработано. Можно выделить лишь определенный подход к использованию данной терминологии.
Во-первых, довольно часто эти термины используются как синонимичные понятия.
Во-вторых, отнесение к определенному термину определяется исходя из обобщенности и степени универсальности. Так, например, устойчивое сочетание нескольких приемов может обозначаться как метод или техника, а в определенных случаях и как технология. Это достаточно хорошо иллюстрируется, в частности, методом «мнимого выбора», который также можно обозначить и как технику, и как технологию мнимого выбора.
Технология будет отличаться от техники сложностью социально-организационной и пространственно-временной структуры, а также многообразием условий применения. По сути, происходит наложение данной технологии как системоообразующего фактора на организацию и проведение комплексной информационно-психологической операции стратегического характера. Например, во внешнеполитической или экономической деятельности эта технология может использоваться для оказания воздействия на союзников или партнеров и конкурентов при реализации долговременной политики.
То есть социальные субъекты в такой ситуации используют разнообразные сложные многошаговые процедуры организации и осуществления воздействия, направленного на скрытое принуждение объекта воздействия к выбору и принятию решения, выгодному для его инициатора.
В отдельной информационно-пропагандистской акции или мероприятии «мнимый выбор» может выступать как техника или прием. Например, коммуникатор интерпретирует или комментирует позиции двух сторон (допустим, кандидатов в избирательной кампании). Причем, делает это таким образом, чтобы сформировать более положительное отношение к одной из них и тем самым изменяет процесс свободного волеизъявления людей, входящих в аудиторию его информационно-психологического воздействия.
Сложность классификации манипулятивных способов воздействия и, соответственно, построения иерархической системы терминологии связана также с тем, что, как правило, в конкретном коммуникативном процессе используется сочетания нескольких приемов, не все из которых повторяются в различных ситуациях. Обозначение такого сочетание и его наименование дается по одному из используемых приемов, который выступает как основной в данном случае.
Таким образом, вне контекста анализа конкретного информационно-коммуникативного процесса в качестве рабочей терминологии можно использовать термин «манипулятивный прием», а при использовании его в качестве основного в сочетании с другими и определенными условиями применения — термин «манипулятивная техника».
С учетом изложенного можно, например, выделить технологию формирования доверия к коммуникатору, технологию мнимого выбора, технику слухов и т. д.
Источник: knigi.studio
Поступила:29.01.03.2017 Страницы:25-31 DOI:10.11621/npj.2017.0103 Ключевые слова:информационно-психологическое воздействие; upbringing process; субъект-субъектное влияние; образование; манипулятивное воздействие; развивающее воздействие Доступно в on-line версии с: 30.03.2017
Для цитирования статьи:
Скопировано в буфер обмена Скопировать
Аннотация
В статье представлены результаты теоретического анализа категории «информационно-психологическое воздействие». Исследование направлено на определение роли и места воздействий такого рода в воспитательном процессе и в образовании в целом.
Дается сравнительный анализ существующих в науке подходов к пониманию сущности и психологического содержания понятия «информационно-психологическое воздействие». На основе этого делается вывод о том, что психологическое воздействие представляет собой влияние на человека элементов окружающей его физической и социальной среды, изменяющих протекание у него психических процессов, его психические состояния, психологические структуры сознания и поведение.
Выявлено, что целенаправленное психологическое воздействие, осуществляемое индивидуальным или коллективным субъектом, может быть прямым (директивным) или косвенным (информационно-психологическим). На основании проведенного анализа установлено также, что информационно-психологическое воздействие, в зависимости от целей и характера влияния, может быть манипулятивным (субъект-объектным) или развивающим (субъект-субъектным). Манипулятивное воздействие формирует временные, нестойкие психические образования, развивающее – устойчивые личностные образования. Оба этих вида информационно- психологического воздействия присутствуют в образовательном процессе. Выбор вида воздействия педагог осуществляет, основываясь на своей педагогической квалификации и выборе педагогических целей: развитие личности ученика или формирование поведенческих стереотипов
Примечания:
1.Федеральный закон № 273 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ).
Литература:
Для цитирования статьи:
Источник: npsyj.ru
Факторы и источники деструктивного информационно психологического воздействия
Главная / Журналы / Российский девиантологический журнал / Номер 2021 1 (1) / Методы негативного информационно-психологического воздействия на правоохранителей в ходе протестных акций в зарубежных странах
Цитировать
Цитирований:
МЕТОДЫ НЕГАТИВНОГО ИНФОРМАЦИОННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ПРАВООХРАНИТЕЛЕЙ В ХОДЕ ПРОТЕСТНЫХ АКЦИЙ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ
Авторы:
1. Всероссийский научно-исследовательский институт МВД России
2. Военный университет Министерства обороны Российской Федерации
Страницы:
с 70 по 83
Статус:
Опубликован
Получено:
Одобрено:
Опубликовано:
Классификаторы:
ВАК 5.3.9 Юридическая психология и психология безопасности
УДК 15 Психология
ГРНТИ 15.41 Социальная психология
ОКСО 37.03.01 Психология
ОКСО 37.05.02 Психология служебной деятельности
ББК 88 Психология
ТБК 8382 Психология поведения. Психология общения
BISAC PSY031000 Social Psychology
Язык материала:
Ключевые слова:
воздействие, методы негативного информационно-психологического воздействия, протесты, сотрудники правоохранительных органов
Аннотация (русский):
Актуальность (контекст) статьи. В 2019–2021 гг. в мире состоялись многочисленные протестные акции и массовые беспорядки, охватившие Европу, Азию, Америку. Некоторые из них сопровождались насилием и гибелью людей, изощренными методами воздействия протестантов на сотрудников правоохранительных органов, нацеленными на их дезориентацию, деморализацию и дезорганизацию.
Выявление и анализ этих методов помогут осуществлять программы информационно-психологической профилактики и защиты сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации. Цель статьи состоит в выявлении, анализе и классификации методов негативного информационно-психологического воздействия на правоохранителей в зарубежных странах в ходе протестных акций и массовых беспорядков (2019–2021 гг.).
Описание хода исследования. Уточнено определение терминов «воздействие» и «негативное информационно-психологическое воздействие на сотрудников органов внутренних дел». Осуществлен анализ интернет-публикаций, связанных с массовыми протестами и беспорядками.
Выявлены и классифицированы методы негативного информационно-психологического воздействия протестантов на правоохранителей. Выводы. Используемые протестантами методы негативного информационно-психологического воздействия на правоохранителей стали более изощренными, гибкими и разнообразными. Они осуществляются как в оффлайн, так и в онлайн форматах и оказывают влияние на сознание, социальные установки и поведение правоохранителей. Для защиты правоохранителей от негативного информационно-психологического воздействия необходим комплекс правовых, информационных, оперативных и психологических мер.
Ключевые слова:
воздействие, методы негативного информационно-психологического воздействия, протесты, сотрудники правоохранительных органов
Текст произведения (PDF): Читать Скачать
1. Denisova, A. (2017). Democracy, protest and public sphere in Russia after the 2011–2012 anti-government protests: digital media at stake. Media, Culture Conflict.
4. Sweetman, J. M. (2019). Attitude toward protest uniquely predicts (normative and nonnormative) political action by (advantaged and disadvantaged) group members. Journal of Experimental Social Psychology, 82, 115–128.
5. Агадуллина, Е. Р. (2013). Протестное поведение: индивидуальные и групповые факторы. Современная зарубежная психология, (4), 131.
6. Архипова, А. С., Радченко, Д. А., Титков, А. С. и др. (2018). «Пересборка митинга»: Интернет в протесте и протест в интернете. Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены, (1), 12–35.
8. Блинова, Е. Н., Щербакова, О. В. (2021). Когнитивные механизмы понимания вербальных и иконических текстов. Психологический журнал, 42 (1), 66–79.
9. Бовина, И. Б., Дворянчиков, Н. В. (2020). Человек в цифровом обществе: объяснительный потенциал одной социально-психологической теории. Психология и право, 10 (3), 143–157.
10. Бовина, И.Б., Дворянчиков, Н.В. (2020). Поведение онлайн и офлайн: к вопросу о возможности прогноза. Культурно-историческая психология, 16 (4), 98–108.
11. Быльева, Д. С., Лобатюк, В. В. (2017). Смартмоб: социально-философский анализ. Научно-технические ведомости СПбГПУ. Гуманитарные и общественные науки, 8 (4), 96–107.
12. Виноградов, М. В., Ульянина, О. А. (2020). Психологические аспекты информационного воздействия на сотрудников органов внутренних дел. Психология и право, 10 (1), 18–29.
13. Володенков, С. В., Артамонова, Ю. Д. (2020). Информационные капсулы как структурный компонент современной политической интернет-коммуникации. Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология.
Политология, (53), 188–196.
14. Гусейнов, А. (2013). Внешние и внутренние факторы нигилизма: междисциплинарный подход. Известия СГУ, 4-2 (28), 19–23.
15. Догаев, П. П. (2017). Слактивизм как форма общественно-политического участия в эпоху «пост-правды». Политика и Общество, (8), 1–9.
16. Заякина, Р. А. (2020). Социальное конструирование в сетевом подходе. Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология.
Политология, (57), 52–59.
17. Зимбардо, Ф. (2014). Эффект Люцифера. Москва: Альпина Нонфикшн.
18. Кабаченко, Т. (2000). Методы психологического воздействия. Москва: Педагогическое общество России.
19. Камионка, М. М. (2020). Юный революционер? Уровень радикализма как фактор протестных настроений украинской молодежи. Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология.
Политология, (57), 225–235.
20. Караяни, А. Г., Зинченко, Ю. П. (2007). Информационно-психологическое противоборство в войне: история, методология, практика. Москва: Изд-во МГУ.
21. Караяни, А. Г., Караяни, Ю. М., Цыганков, С. В. (2018.) Использование краудсорсинговых технологий в информационно-психологическом противоборстве в социальных сетях. Военный академический журнал, 1 (17), 75–82.
22. Карнаушенко, Л. В. (2017). Деструктивное информационно-психологическое воздействие на массовую аудиторию: правовые аспекты противодействия. Вестник Краснодарского университета МВД России, (3), 157–161.
23. Карпенко, Л. А. (Ред.) (1998). Краткий психологический словарь. Ростов-на-Дону: ФЕНИКС.
24. Ковалева, Ю. В. (2020). Психологические типы субъектности членов сетевого сообщества (на примере социальной сети “Твиттер”). Психологический журнал, 41(1), 131.
25. Комлева, Н. А. (2017). Гибридная война: сущность и специфика. Известия Уральского федерального университета, 12 (3 (167)).
26. Костюк, А. В., Примакин, А. И. (2018). Информационно-психологическая безопасность личности: проблемы и подходы. Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России, 3 (79), 227–230.
27. Лебедева, М. М. (2017). «Мягкая сила»: понятие и подходы. Вестник МГИМО-Университета, 3 (54), 212–223.
28. Макаров, Ю. В. (2014). Психологическое воздействие как социально-психологическая проблема. Известия Иркутского государственного университета, Т. 10. Серия «Психология», 43–50.
29. Мещеряков, Б. З. (Ред.) (2003). Большой психологический словарь. Санкт-Петербург: прайм-ЕВРОЗНАК.
30. Миронова, О. (2020). Психологические особенности молодых людей, вовлеченных в религиозные и культовые организации через интернет пространство. Психология и право, 10(3), 189–210.
31. Павлова, Н. Д. (2020). Интенциональное пространство постсобытийного дискурса на различных интернетплощадках. Психологический журнал, 41 (3), 78–91.
32. Платонов, К. А., Юдина, Д. И. (2019). Повестка протестных онлайн-сообществ Санкт-Петербурга во «ВКонтакте». Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены, (5), 226–249.
33. Рейнгольд, Г. (2006). Умная толпа: новая социальная революция. (А. Гарькавый, Перев.) Москва: ФАИР ПРЕСС.
34. Сарелайнен, А. И. (2011). Психолого-правовая трактовка понятия «психологическое воздействие». СевероКавказский психологический вестник, (9/4), 46–49.
35. Сенин, К. (2020) Сканируй это: как участники протестов в США пытаются себя обезопасить. Получено 23 марта 2021 г., из iz.ru: https://iz.ru/1019822/kirill-senin/skanirui-eto-kak-uchastniki-protestov-v-ssha-pytaiutsiasebia-obezopasit.
36. Сенин, К. (б.д.). Сканируй это: как участники протестов в США пытаются себя обезопасить.
37. Солдатова, Г. У., Рассказова, Е. И. (2020). Итоги цифровой трансформации: от онлайн-реальности к смешанной реальности. Культурно-историческая психология, 16 (4), 87–97.
38. Столяренко, А. (Ред.) (2001). Прикладная юридическая психология. Москва: ЮНИТИ (UNITY).
39. Сундиев, И. Ю. (2014). Исследование деструктивных технологий «цветных революций» и профилактики возможности их применения в Российской Федерации. Москва: ФГКУ «ВНИИ МВД России».
40. Титов, В. В. (2020). К вопросу о конструировании национально-гражданской идентичности российской молодежи в цифровую эпоху. Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология.
Политология, 257—264.
41. Цветков, В. Л. (Ред.) (2019). Психология служебной деятельности. Москва: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право.
42. Шарп, Д. (2005) От диктатуры к демократии: стратегия и тактика освобождения. (Н. Козловской, Перев.) Москва: Новое издательство.
Источник: vestnikspbmvd.ru