Факторы и источники деструктивного информационно психологического воздействия

Основные факторы формирования угроз информацион­но-психологической безопасности личности:

■ интересы, субъективность и пристрастность социаль­ных субъектов (индивидуальных и совокупных), игнорирова­ние интересов и прав других;

* доступ к средствам информационно-психологического воздействия, в том числе манипулятивного характера;

■ возможности влияния на источники ИПВ;

я психологические, личностные и индивидные характери­стики человека

Личность как объект манипулирования, личностные ми­шени ИПВ:

■ Побудители активности человека: потребности, ин­ тересы, ценности.

■ Регуляторы активности человека: социальные и груп­повые нормы, самооценки (в т. ч. чувство собственного дос­тоинства, самоунижение, гордость), субъективные отношения, мировоззрение, убеждения, верования, чувства, смысловые, целевые, операциональные установки и т. д.

■ Когнитивные (информационные) структуры (в т. ч. ин­формационно-ориентировочная основа поведения человека в целом) — знания об окружающем мире, людях и другие разнообразные сведения, которые являются информационным обеспечением активности человека.

Чемоданова М. Информационно-психологическая безопасность студентов ВУЗа: структура, факторы и угрозы

■ Операциональный состав деятельности: способ мыш­ления, стиль поведения и общения, привычки, умения, на­выки и т.п.

■ Психические состояния: фоновые, функциональные, эмоциональные

Последствия — изменения поведения людей, приводящие: ■ к ущемлению жизненно важных интересов, прав и свобод личности, психоэмоциональной и социальной напряженнности в обществе, усилению дестабилизации внутриполитической обстановки и формированию угроз информационно-психологи­ческой безопасности личности, общества и государства

В современных условиях в информационно-ком­муникативных процессах используются не просто от­дельные приемы, а специальные манипулятивные тех­нологии.

Понятие «технологии» уже достаточно прочно вошло в понятийный аппарат не только технических, но и гуманитарных дисциплин. Используются понятий­но-социальная технология, гуманитарная технология, историческая технология, психотехнология, психологи­ческая и психофизиологическая технология и т. д. Со­циальная технология рассматривается как родовое понятие, а все остальные выступают как ее специфи­ческие разновидности или виды.

Все они, в основном, определяются по аналогии с промышленными технологиями, как совокупность прие­мов, методов и средств, используемых для достижения конкретных целей. В частности, как способ осуществ­ления деятельности на основе рационального ее рас­членения на процедуры и операции с их последующей координацией и синхронизацией и выбора оптималь­ных средств, методов их выполнения.

Как уже отмечалось, в качестве наиболее универ­сальной манипулятивной технологии, которая широко и активно используется в массовых информационных процессах, в первую очередь целесообразно выделить формирование и распространение образов. Суть ее в том, что в зависимости от целей и конкретных задач формируются и распространяются заранее «сконструи­рованные» образы или имиджи конкретных лиц, фирм и организаций, идей, программ, товаров и т. п., которые, как правило, неадекватно отражают реальные существенные их характеристики и, таким образом, дезори­ентируют людей, на которых направлено информаци­онно-психологическое воздействие.

Психиатр КГБ умные вещи говорит

Сами манипулятивные технологии складываются из определенных сочетаний конкретных структурных элементов, по своим специфическим закономерностям. Могут быть различные сочетания этих элементов, оригинальные решения последовательности и часто­ты их применения в конкретных информационно-коммуникативных ситуациях.

Как показывает анализ применения манипулятивного воздействия в различных информационно-комму­никативных ситуациях, многие структурные элементы повторяются и носят достаточно общий, универсальный характер, другие более специфичны и имеют более локальную сферу применения.

В большинстве манипулятивных технологий используются как структурные «технологические» элементы определенные манипулятивные приемы, описание и систематизация которых является перво­очередным и необходимым условием для разработки конкретных методик формирования защитных соци­ально-психологических механизмов, обеспечивающих информационно-психологическую безопасность лич­ности.

Эти манипулятивные приемы, которые выступа­ют как структурные элементы манипулятивных тех­нологий, одновременно для объекта воздействия — человека, прошедшего определенную подготовку по специальной методике, являются индикаторами манипулятивного воздействия, направленного на него или окружающих людей и, соответственно, сигнализируют об опасности и необходимости использования специ­альных защитных процедур в данной информацион­но-коммуникативной ситуации. Они носят вербальный и невербальный характер. В данной работе мы преж­де всего акцентируем внимание на рассмотрении вербальных приемов манипулятивного воздействия.

Читайте также:  Никогда не забуду он был или небыл

Для обозначения способов манипулятивного воз­действия и определенных их сочетаний используются различные термины. Наиболее часто употребляются такие термины, как «прием», «метод», «техника», «тех­нология». В то же время четких критериев их разде­ления, за исключением, возможно, лишь технологии, в настоящее время не выработано. Можно выделить лишь определенный подход к использованию данной терминологии.

Во-первых, довольно часто эти термины исполь­зуются как синонимичные понятия.

Во-вторых, отнесение к определенному термину определяется исходя из обобщенности и степени уни­версальности. Так, например, устойчивое сочетание нескольких приемов может обозначаться как метод или техника, а в определенных случаях и как технология. Это достаточно хорошо иллюстрируется, в частности, методом «мнимого выбора», который также можно обозначить и как технику, и как технологию мнимого выбора.

Технология будет отличаться от техники сложно­стью социально-организационной и пространствен­но-временной структуры, а также многообразием условий применения. По сути, происходит наложение данной технологии как системоообразующего факто­ра на организацию и проведение комплексной ин­формационно-психологической операции стратегиче­ского характера. Например, во внешнеполитической или экономической деятельности эта технология мо­жет использоваться для оказания воздействия на союзников или партнеров и конкурентов при реали­зации долговременной политики.

То есть социальные субъекты в такой ситуации используют разнообраз­ные сложные многошаговые процедуры организации и осуществления воздействия, направленного на скры­тое принуждение объекта воздействия к выбору и при­нятию решения, выгодному для его инициатора.

В отдельной информационно-пропагандистской акции или мероприятии «мнимый выбор» может выступать как техника или прием. Например, ком­муникатор интерпретирует или комментирует пози­ции двух сторон (допустим, кандидатов в избиратель­ной кампании). Причем, делает это таким образом, чтобы сформировать более положительное отноше­ние к одной из них и тем самым изменяет процесс свободного волеизъявления людей, входящих в ау­диторию его информационно-психологического воз­действия.

Сложность классификации манипулятивных спо­собов воздействия и, соответственно, построения иерархической системы терминологии связана так­же с тем, что, как правило, в конкретном коммуника­тивном процессе используется сочетания нескольких приемов, не все из которых повторяются в различ­ных ситуациях. Обозначение такого сочетание и его наименование дается по одному из используемых приемов, который выступает как основной в данном случае.

Таким образом, вне контекста анализа конкретно­го информационно-коммуникативного процесса в ка­честве рабочей терминологии можно использовать термин «манипулятивный прием», а при использова­нии его в качестве основного в сочетании с другими и определенными условиями применения — термин «манипулятивная техника».

С учетом изложенного можно, например, выделить технологию формирования доверия к коммуникатору, технологию мнимого выбора, технику слухов и т. д.

Источник: knigi.studio

Поступила:29.01.03.2017 Страницы:25-31 DOI:10.11621/npj.2017.0103 Ключевые слова:информационно-психологическое воздействие; upbringing process; субъект-субъектное влияние; образование; манипулятивное воздействие; развивающее воздействие Доступно в on-line версии с: 30.03.2017

Для цитирования статьи:
Скопировано в буфер обмена Скопировать

Аннотация

В статье представлены результаты теоретического анализа категории «информационно-психологическое воздействие». Исследование направлено на определение роли и места воздействий такого рода в воспитательном процессе и в образовании в целом.

Дается сравнительный анализ существующих в науке подходов к пониманию сущности и психологического содержания понятия «информационно-психологическое воздействие». На основе этого делается вывод о том, что психологическое воздействие представляет собой влияние на человека элементов окружающей его физической и социальной среды, изменяющих протекание у него психических процессов, его психические состояния, психологические структуры сознания и поведение.

Выявлено, что целенаправленное психологическое воздействие, осуществляемое индивидуальным или коллективным субъектом, может быть прямым (директивным) или косвенным (информационно-психологическим). На основании проведенного анализа установлено также, что информационно-психологическое воздействие, в зависимости от целей и характера влияния, может быть манипулятивным (субъект-объектным) или развивающим (субъект-субъектным). Манипулятивное воздействие формирует временные, нестойкие психические образования, развивающее – устойчивые личностные образования. Оба этих вида информационно- психологического воздействия присутствуют в образовательном процессе. Выбор вида воздействия педагог осуществляет, основываясь на своей педагогической квалификации и выборе педагогических целей: развитие личности ученика или формирование поведенческих стереотипов

Читайте также:  Как стать женственной и привлекательной для мужа

Примечания:

1.Федеральный закон № 273 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ).

Литература:

Для цитирования статьи:

Источник: npsyj.ru

Факторы и источники деструктивного информационно психологического воздействия

Главная / Журналы / Российский девиантологический журнал / Номер 2021 1 (1) / Методы негативного информационно-психологического воздействия на правоохранителей в ходе протестных акций в зарубежных странах

 Методы негативного информационно-психологического воздействия на правоохранителей в ходе протестных акций в зарубежных странах

Цитировать
Цитирований:

МЕТОДЫ НЕГАТИВНОГО ИНФОРМАЦИОННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ПРАВООХРАНИТЕЛЕЙ В ХОДЕ ПРОТЕСТНЫХ АКЦИЙ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ

Авторы:

1. Всероссийский научно-исследовательский институт МВД России

2. Военный университет Министерства обороны Российской Федерации

Страницы:
с 70 по 83
Статус:
Опубликован
Получено:
Одобрено:

Опубликовано:
Классификаторы:

ВАК 5.3.9 Юридическая психология и психология безопасности
УДК 15 Психология
ГРНТИ 15.41 Социальная психология
ОКСО 37.03.01 Психология
ОКСО 37.05.02 Психология служебной деятельности
ББК 88 Психология
ТБК 8382 Психология поведения. Психология общения
BISAC PSY031000 Social Psychology

Язык материала:
Ключевые слова:

воздействие, методы негативного информационно-психологического воздействия, протесты, сотрудники правоохранительных органов

Аннотация (русский):
Актуальность (контекст) статьи. В 2019–2021 гг. в мире состоялись многочисленные протестные акции и массовые беспорядки, охватившие Европу, Азию, Америку. Некоторые из них сопровождались насилием и гибелью людей, изощренными методами воздействия протестантов на сотрудников правоохранительных органов, нацеленными на их дезориентацию, деморализацию и дезорганизацию.

Выявление и анализ этих методов помогут осуществлять программы информационно-психологической профилактики и защиты сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации. Цель статьи состоит в выявлении, анализе и классификации методов негативного информационно-психологического воздействия на правоохранителей в зарубежных странах в ходе протестных акций и массовых беспорядков (2019–2021 гг.).

Описание хода исследования. Уточнено определение терминов «воздействие» и «негативное информационно-психологическое воздействие на сотрудников органов внутренних дел». Осуществлен анализ интернет-публикаций, связанных с массовыми протестами и беспорядками.

Выявлены и классифицированы методы негативного информационно-психологического воздействия протестантов на правоохранителей. Выводы. Используемые протестантами методы негативного информационно-психологического воздействия на правоохранителей стали более изощренными, гибкими и разнообразными. Они осуществляются как в оффлайн, так и в онлайн форматах и оказывают влияние на сознание, социальные установки и поведение правоохранителей. Для защиты правоохранителей от негативного информационно-психологического воздействия необходим комплекс правовых, информационных, оперативных и психологических мер.

Ключевые слова:
воздействие, методы негативного информационно-психологического воздействия, протесты, сотрудники правоохранительных органов

Текст произведения (PDF): Читать Скачать

1. Denisova, A. (2017). Democracy, protest and public sphere in Russia after the 2011–2012 anti-government protests: digital media at stake. Media, Culture Conflict.

4. Sweetman, J. M. (2019). Attitude toward protest uniquely predicts (normative and nonnormative) political action by (advantaged and disadvantaged) group members. Journal of Experimental Social Psychology, 82, 115–128.

5. Агадуллина, Е. Р. (2013). Протестное поведение: индивидуальные и групповые факторы. Современная зарубежная психология, (4), 131.

6. Архипова, А. С., Радченко, Д. А., Титков, А. С. и др. (2018). «Пересборка митинга»: Интернет в протесте и протест в интернете. Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены, (1), 12–35.

8. Блинова, Е. Н., Щербакова, О. В. (2021). Когнитивные механизмы понимания вербальных и иконических текстов. Психологический журнал, 42 (1), 66–79.

9. Бовина, И. Б., Дворянчиков, Н. В. (2020). Человек в цифровом обществе: объяснительный потенциал одной социально-психологической теории. Психология и право, 10 (3), 143–157.

10. Бовина, И.Б., Дворянчиков, Н.В. (2020). Поведение онлайн и офлайн: к вопросу о возможности прогноза. Культурно-историческая психология, 16 (4), 98–108.

11. Быльева, Д. С., Лобатюк, В. В. (2017). Смартмоб: социально-философский анализ. Научно-технические ведомости СПбГПУ. Гуманитарные и общественные науки, 8 (4), 96–107.

12. Виноградов, М. В., Ульянина, О. А. (2020). Психологические аспекты информационного воздействия на сотрудников органов внутренних дел. Психология и право, 10 (1), 18–29.

Читайте также:  Как правильно представляться по телефону

13. Володенков, С. В., Артамонова, Ю. Д. (2020). Информационные капсулы как структурный компонент современной политической интернет-коммуникации. Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология.

Политология, (53), 188–196.

14. Гусейнов, А. (2013). Внешние и внутренние факторы нигилизма: междисциплинарный подход. Известия СГУ, 4-2 (28), 19–23.

15. Догаев, П. П. (2017). Слактивизм как форма общественно-политического участия в эпоху «пост-правды». Политика и Общество, (8), 1–9.

16. Заякина, Р. А. (2020). Социальное конструирование в сетевом подходе. Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология.

Политология, (57), 52–59.

17. Зимбардо, Ф. (2014). Эффект Люцифера. Москва: Альпина Нонфикшн.

18. Кабаченко, Т. (2000). Методы психологического воздействия. Москва: Педагогическое общество России.

19. Камионка, М. М. (2020). Юный революционер? Уровень радикализма как фактор протестных настроений украинской молодежи. Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология.

Политология, (57), 225–235.

20. Караяни, А. Г., Зинченко, Ю. П. (2007). Информационно-психологическое противоборство в войне: история, методология, практика. Москва: Изд-во МГУ.

21. Караяни, А. Г., Караяни, Ю. М., Цыганков, С. В. (2018.) Использование краудсорсинговых технологий в информационно-психологическом противоборстве в социальных сетях. Военный академический журнал, 1 (17), 75–82.

22. Карнаушенко, Л. В. (2017). Деструктивное информационно-психологическое воздействие на массовую аудиторию: правовые аспекты противодействия. Вестник Краснодарского университета МВД России, (3), 157–161.

23. Карпенко, Л. А. (Ред.) (1998). Краткий психологический словарь. Ростов-на-Дону: ФЕНИКС.

24. Ковалева, Ю. В. (2020). Психологические типы субъектности членов сетевого сообщества (на примере социальной сети “Твиттер”). Психологический журнал, 41(1), 131.

25. Комлева, Н. А. (2017). Гибридная война: сущность и специфика. Известия Уральского федерального университета, 12 (3 (167)).

26. Костюк, А. В., Примакин, А. И. (2018). Информационно-психологическая безопасность личности: проблемы и подходы. Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России, 3 (79), 227–230.

27. Лебедева, М. М. (2017). «Мягкая сила»: понятие и подходы. Вестник МГИМО-Университета, 3 (54), 212–223.

28. Макаров, Ю. В. (2014). Психологическое воздействие как социально-психологическая проблема. Известия Иркутского государственного университета, Т. 10. Серия «Психология», 43–50.

29. Мещеряков, Б. З. (Ред.) (2003). Большой психологический словарь. Санкт-Петербург: прайм-ЕВРОЗНАК.

30. Миронова, О. (2020). Психологические особенности молодых людей, вовлеченных в религиозные и культовые организации через интернет пространство. Психология и право, 10(3), 189–210.

31. Павлова, Н. Д. (2020). Интенциональное пространство постсобытийного дискурса на различных интернетплощадках. Психологический журнал, 41 (3), 78–91.

32. Платонов, К. А., Юдина, Д. И. (2019). Повестка протестных онлайн-сообществ Санкт-Петербурга во «ВКонтакте». Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены, (5), 226–249.

33. Рейнгольд, Г. (2006). Умная толпа: новая социальная революция. (А. Гарькавый, Перев.) Москва: ФАИР ПРЕСС.

34. Сарелайнен, А. И. (2011). Психолого-правовая трактовка понятия «психологическое воздействие». СевероКавказский психологический вестник, (9/4), 46–49.

35. Сенин, К. (2020) Сканируй это: как участники протестов в США пытаются себя обезопасить. Получено 23 марта 2021 г., из iz.ru: https://iz.ru/1019822/kirill-senin/skanirui-eto-kak-uchastniki-protestov-v-ssha-pytaiutsiasebia-obezopasit.

36. Сенин, К. (б.д.). Сканируй это: как участники протестов в США пытаются себя обезопасить.

37. Солдатова, Г. У., Рассказова, Е. И. (2020). Итоги цифровой трансформации: от онлайн-реальности к смешанной реальности. Культурно-историческая психология, 16 (4), 87–97.

38. Столяренко, А. (Ред.) (2001). Прикладная юридическая психология. Москва: ЮНИТИ (UNITY).

39. Сундиев, И. Ю. (2014). Исследование деструктивных технологий «цветных революций» и профилактики возможности их применения в Российской Федерации. Москва: ФГКУ «ВНИИ МВД России».

40. Титов, В. В. (2020). К вопросу о конструировании национально-гражданской идентичности российской молодежи в цифровую эпоху. Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология.

Политология, 257—264.

41. Цветков, В. Л. (Ред.) (2019). Психология служебной деятельности. Москва: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право.

42. Шарп, Д. (2005) От диктатуры к демократии: стратегия и тактика освобождения. (Н. Козловской, Перев.) Москва: Новое издательство.

Источник: vestnikspbmvd.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Lady Today