У многих детей младшего дошкольного возраста бывает задержка речи. В некоторых случаях задержка речевого развития – это признак чего-то большего, в том числе, аутизма.
Для родителей вопрос о том, что означает задержка речи у их ребенка, может быть крайне сложным и болезненным, особенно когда они пытаются попасть к специалисту в области аутизма, найти которого до сих пор очень сложно. Я знаю об этом по своему собственному опыту. В этой статье я хочу кратко описать, на что важно обратить внимание в этот период неопределенности. Также я хочу подчеркнуть, что могут сделать родители, независимо от того, аутизм ли это или «просто» задержка речевого (психического) развития.
Как и в случае многих других детей с аутизмом, сначала у моего сына Лукаса была просто задержка речевого развития. В два года он посещал обычный детский сад, он не плакал и редко капризничал. Раз в неделю он посещал логопеда, и первоначально логопед был настроен оптимистично – мне говорили, что речь появится, и все будет хорошо.
Аутизм. Мы вышли из РАС. Делимся опытом. Мое первое видео. Аутизм излечим
Хотя по профессии я была медсестрой, я не знала о типичных этапах психического развития, и я даже никогда не слышала про ранние признаки аутизма. В свою защиту скажу, что это были 1990-е годы, до появления Google или Фейсбука, а официальный уровень аутизма среди детей в США составлял 1 случай на 500, а не 1 на 50, как сейчас.
За один день до того, как Лукасу исполнилось три года, у него диагностировали аутизм. В тот момент я поставила для себя цель – я узнаю все, что могу, про ранние признаки аутизма, и я буду обучать им педиатров в нашем штате Пенсильвания. Я смогла сделать это благодаря гранту на раннее выявление аутизма от организации «Первые признаки». Я не могу диагностировать аутизм, но как медсестра, а теперь и как поведенческий аналитик с большим опытом работы в области аутизма, я всегда стараюсь обращать внимания на первые возможные признаки аутизма у ребенка. Например, если в 18 месяцев или в два года ребенок говорит слишком мало или вообще не говорит.
Ниже я перечисляю те факторы, на которые я всегда обращаю внимание. Если у вашего ребенка есть эти ранние признаки аутизма, пожалуйста, не надо паниковать. Независимо от того, подтвердится диагноз «аутизм» или нет, уже сейчас вы можете начать действовать, чтобы помочь вашему ребенку.
На какие признаки нужно обратить внимание при задержке речи у детей
Указательный жест, чтобы что-то попросить или привлечь внимание
В первую очередь, если речь идет про ребенка в возрасте от 18 до 24 месяцев, я проверяю, есть ли у него указательный жест. Раньше я не понимала, какую огромную роль играет указательный жест в психическом развитии ребенка. К 18 месяцам, в крайнем случае, к двум годам, ребенок должен уметь привлекать ваше внимание к чему-то с помощью указательного жеста.
И речь идет не о том, чтобы ребенок показывал на что-то раз в месяц, он должен делать это постоянно. Ребенок должен указывать на те предметы, которые он хочет, например, на пачку сока или на игрушку. Он также должен указывать на что-то, чтобы привлечь ваше внимание – это то, что мы называем разделенное внимание, указывать с целью что-то вам показать.
РАС или не РАС простая диагностика. Аутизм.
Например, ребенок указывает на самолет в небе, чтобы вы тоже на него посмотрели. Даже если он пока не может сказать «самолет», но он может показать на него пальцем и сказать вам «о, о!» – это очень хороший знак. Один из основных «тревожных звоночков» в отношении аутизма – отсутствие указательного жеста.
Понимание речи
Помимо указательного жеста, я проверяю, в какой степени ребенок понимает речь других людей, даже если он сам совсем не говорит. Когда моему сыну было два года и шесть месяцев, я пригласила к нам домой фотографа. Я помню, что тогда, в 1990-х годах, фотограф отдал Лукасу упаковку для пленки и сказал: «Держи малыш, выброси это». Лукас явно не понимал, что он вообще говорит.
Тот фотограф удивленно посмотрел на него, словно хотел сказать «ты же уже достаточно большой». Тогда я не знала, в какой степени он должен понимать речь в этом возрасте, и я не придала этому значения. Сейчас я осознаю, что тогда Лукас совсем не понимал чужую речь. Это была не просто задержка экспрессивной речи, но и задержка рецептивной речи.
Я хочу подчеркнуть, что задержка рецептивной речи сама по себе не обязательно говорит об аутизме. У ребенка с такой задержкой может и не быть аутизма. Но в случае Лукаса, и в случае многих других детей, аутизм проявлялся в тяжелой задержке как экспрессивной, так и рецептивной речи.
Навыки игры
Помимо указательного жеста и понимания речи, я всегда обращаю внимание на то, как ребенок играет. Ребенок играет с разными игрушками, с более чем одной игрушкой? Или он полностью сосредоточен на каком-то одном предмете, например, хочет все время носить его с собой? Когда он играет, он выполняет одно и то же действие снова и снова, например, раскладывает кубики?
Не пару минут, пока вы заняты чем-то своим, а час за часом, когда кажется, что ребенок вполне доволен повторением этого действия и отсутствием речи? Например, ребенок может часами раскладывать предметы в ряд или вращать что-нибудь. Такие виды поведения – возможные признаки аутизма.
Повторение чужих действий
Наконец, в 18-24 месяца для ребенка естественно повторять за окружающими их действия, например, помахать вам «пока-пока», когда вы прощаетесь, или запустить самолетик, если вы это сделали. Отсутствие имитации ваших действий может быть потенциальным признаком аутизма.
Таким образом, само по себе отсутствие речи еще не говорит об аутизме. Важно принять во внимание то, как ребенок играет, умеет ли он имитировать чужие действия, понимает ли он язык, пытается ли он общаться с помощью жестов. Если он никак не имитирует других людей во время игры, и если он не понимает чужую речь, это может быть больше, чем просто задержка речи.
Что могут сделать родители при задержке речи у ребенка
Я работала с сотнями, если не с тысячами детей как поведенческий аналитик, и я поняла, что неважно, аутизм это или задержка речевого развития – методы прикладного анализа поведения (ПАП) помогут ребенку улучшить речь и уменьшить проблемы поведения. Я также работала с маленькими детьми, у которых удалось предотвратить диагноз «аутизм», так как благодаря интенсивной поведенческой терапии они смогли быстро «подтянуться» и сравняться со сверстниками.
Так что я рекомендую три шага, если у вашего ребенка есть задержка речи и возможные признаки аутизма. Возможно, вы сейчас ждете назначенного визита к врачу, пытаетесь «выбить» помощь или ищете специалиста, чтобы узнать другое мнение о диагнозе. В любом случае, вы можете составить конкретный план действий на основе этих трех шагов.
1. Узнайте как можно больше про типичные этапы развития и постарайтесь сравнить их с развитием вашего ребенка. Существуют очень подробные описания и таблицы о том, какие навыки должны быть у ребенка в том или ином возрасте.
Так что если вашему ребенку 4 месяца, 8 месяцев, 18 месяцев или два года, вы можете определить, есть ли у ребенка отставания в физическом, познавательном и языковом развитии. Например, когда у ребенка должен появиться указательный жест, когда он должен начать говорить фразами из двух слов, когда он должен есть самостоятельно.
Очень важно обращать внимание не только на развитие речи – обратите внимание на навыки самообслуживания. Например, ребенок может самостоятельно есть ложкой, пить из открытой чашки? Может ли он самостоятельно успокоиться, или у него часто бывают истерики и другое проблемное поведение, потому что он не понимает мир вокруг себя?
Такие описания – это просто ориентиры, это не значит, что все без исключения двухлетние дети обязаны это уметь. Но если вы видите, что у вашего ребенка не появилось практически никаких навыков, которые обычно формируются в два года, но он может все, что могут дети в 18 месяцев – это значит, что задержка есть, но она не очень сильная. Такое сравнение также поможет вам определить, над какими навыками ребенка нужно работать, и с каким запросом обращаться к специалистам.
2. В любом случае, если у ребенка есть задержка по сравнению с типичными этапами развития, вам нужно обратиться к врачу. В возрасте между 2 и 3 годами у нашего сына не было общих обязательных обследований, мы с мужем беспокоились о его развитии, но даже не думали о том, чтобы обращаться к врачу.
Лучше всего сразу ищите специалиста, который может провести процесс диагностики, и с которым можно обсудить возможную помощь. Во время беседы с врачом, опишите все, что вас беспокоит, перечислите все задержки, которые вы обнаружили у вашего ребенка, а если ребенок посещает детский сад, то заранее поговорите с воспитателями – возможно, есть что-то что беспокоит их, но вы об этом не знаете. Если вам сложно понять, как пройти диагностику в вашем регионе, попробуйте связаться с местной организацией родителей детей с аутизмом или просто найти родителей детей с аутизмом и поговорить с ними.
3. Постарайтесь узнать как можно больше о прикладном анализе поведения (ПАП). Пока ребенок еще маленький, даже если у него диагностирована тяжелая форма аутизма, интенсивная терапия на основе ПАП может оказать огромную помощь и будет способствовать тому, чтобы ребенок вел нормальную жизнь в будущем.
Даже если окажется, что это просто задержка речевого развития, терапия на основе ПАП ребенку не повредит – она лишь поможет ему быстрее освоить речевые навыки. Самый лучший подход для родителей – самостоятельно и активно обучаться стратегиям на основе ПАП и сразу же начать применять их со своим ребенком дома. ПАП применяется для детей с разными расстройствами и задержками развития, и он помогает развивать социальные навыки и речь.
Подводя итоги: если у вашего ребенка или ребенка, которого вы знаете, есть задержка речи, и вы подозреваете, что это может быть аутизм: «погуглите» этапы типичного развития ребенка; поговорите с воспитателями, врачами, другими родителями и обратитесь за диагностикой, будьте настойчивы и обращайтесь за помощью как можно раньше; узнайте как можно больше про методики ПАП и о том, как они могут помочь вашему ребенку.
Надеемся, информация на нашем сайте окажется полезной или интересной для вас. Вы можете поддержать людей с аутизмом в России и внести свой вклад в работу Фонда, нажав на кнопку «Помочь».
Источник: outfund.ru
Кажется, у ребенка РАС. Психиатр не подтвердил.
Психиатр не подтвердил подозрение на РАС :yahoo:
Сказал это тревожность + остаточные явления гипоксии, травмы ШОП.
В общем, я выдохнула. Будем работать с тревожностью и мотивацией.
—————————————————————
Были на диагностике у клинич психолога (ходили с проблемами поведения), огорошил подозрением на РАС. Рекомендовал консультацию психиатра.
Весь интернет перерыла, не могу успокоиться. Кто в теме, чего ждать, к чему готовиться.
С рождения у невролога наблюдаемся, и ведь она ни разу не отправила никуда (невролог один из известных в городе). На все жалобы — дайте успокоительное. Вот тебе и «успокоительное». Уже 5 лет ребенку, боюсь многие возможности упущены 😥
Екатеринбург
Аноним автор темы:
Весь интернет перерыла, не могу успокоиться. Кто в теме, чего ждать, к чему готовиться.
Не рыть. Сходить на консультацию. Подозрение может быть и не подтвердится, тогда решать проблемы поведения, искать причину. Подтвердится — станет яснее, откуда проблемы поведения у ребенка и корректировать.
Клава Монитор
Ну и что пугаться?
Главное, что ребенок неагрессивен.,не опасен для окружающих и для себя.
У меня племяннику 18 лет,когда ему было 3-4 года,ещё никакого аутизма в таком массовом сознании не было,а поведение у него было классическое для РАС,а тогда просто в логосад направили(он к 5 годам и не говорил толком,только фразы из рекламы повторял), в 1 классе тоже сестра с ним сидела,уроки почти не понимал,много странностей было,но списывали что характер такой. Потом,к средней школе втянулся в учебу так,что стал отличником по всем предметам,кроме физкультуры :gy: . Нас беспокоило лишь то,что у него совсем нет друзей. Но вот,после 15 лет,то ли половое созревание,то ли переход в другую школу,то ли всё вместе повлияло,ребята приняли его в свою компанию,появился круг общения,девушка,любовь-морковь,т.е. вполне себе нормальный подросток,ну со своими особенностями.
А у меня младший сын родился,и те же симптомы,что у племянника,немного даже легче,но теперь уже ясно что к чему.. До 3 лет вообще не говорил,начали обследоваться.Невролог,психиатр,Логопед,нейропсихолог. Диагноз ЗПР с РАС.Ходим,корректируем.Да,в 6,5 лет отличается от других ребят(от моих старших так вообще разительно),к школе не готов,но пойдём,готовимся в своём темпе.Главное,что развитие идёт.
Для меня было неприятно осознать,что если бы у меня первый ребенок такой родился,я бы очень загонялась и пугалась и наверное впала бы в депрессию,да не наверное,а точно. А этот сын четвертый и я его люблю и принимаю таким как есть,и наверное только с ним я и поняла что такое любовь безусловная.
Я и у себя некоторые черты аутизма нашла :gy: Социофобия,боязнь смотреть людям в глаза,здороваться. До сих пор тяжко,хотя заставляю себя.Однако в жизни мне это не помешало закончить институт почти с отличием,выйти замуж,родить детей,работать.Да,не с людьми,но с бумагами и компьютером отлично справляюсь.Подруги тоже есть и были всегда,одна-две,но самые верные.
Источник: www.u-mama.ru
как жить дальше ребенок с РАС
Даже не знаю с чего начать. У сына 2.5 года аутизм куда лучше обратиться для установления более точного диагноза. Хочу понять что делать дальше и где лучше проходить реабилетацию. Может здесь есть такие же как я мамы особенных деток?
10.08.2017 19:53
Я вас прекрасно понимаю и хочу немного успокоить. Я так же диагностировала свою дочку в 2,5 года. Это ОЧЕНЬ рано, даже по американским меркам (я в америке). Лила слезы, прошла через многое, но теперь ей 3,5 — совсем другой ребенок. Просто поверьте!
Вы застали аутизм на совершенно коррекционной стадии. Я вас поздравляю. К школе, а может и много раньше — это будет совершенно обычный ребенок и даже не вспомните, что когда-то стоял диагноз.
10.08.2017 22:02
Никто не обещает, что у автора так же будет. Но, да. Мой сын в 2,5 был «рас как по учебнику», к школе осталось только полное отсутствие эмпатии. Сочинения с трудом пишутся))
10.08.2017 22:20
расскажите, пжл,как вы лечились?
11.08.2017 05:38
Знаете, я ж не умела пользоваться интернетом тогда. Уже потом, читая о РАС, я поняла, что интуитивно делала то, что называют АВА-терапия. Плюс он был тяжелый аллергик, и, опять же, чисто случайно у нас получилась строгая безглютеновая и почти безмолочная диета. Я не обследовала ребенка официально. я видела, что он не аутист-был контакт глазами со мной всегда!
Была речь, очень богатая, даже вычурная, было опрежающее норму развитие. Я побеседовала с профессором психоневрологом, старинным другом свекрови, он сказал, что «а чо вы хотите от такой генетики»))) То есть чел явно намекал на наследственный фактор, да и свекровь говорила, что мой сын вылитый ее младший ( а он сейчас кандидат технических наук, женат, есть друзья, работа в разных странах, но видно, канеш, что с придурью.)Но ему жить не мешает.
Муж мой, отец ребенка, в детстве был классическая сдвгшка. Я сама в детстве тоже была не подарок-отлично помню, что еда, скажем, становилась непригодна, если огурец на тарелке дотронулся до картофельного пюре. Или не та ложка. Поэтому придурь сына я хорошо понимала.
11.08.2017 09:36
ой, высокофункциональные аутисты — это очень интересная)) вы большая молодец, респект вам!!
15.08.2017 10:25
Я только сейчас, когда моему ребёнку 12 лет поняла, что нужно смотреть, от кого ребёнка рожаешь(( И обходить десятой дорогой, если в роду есть с придурью, иначе шанс получить ребёнка с такой же придурью. Прям моя история — где были мои глаза раньше? ((((((((((
15.08.2017 21:49
хм. А мне мой муж нравится. Хотя, канеш, в детстве он был «хоть святых выноси»))
15.08.2017 22:47
Мне тоже нравился, когда замуж выходила, но я заплатила за это своей жизнью. Хорошо, что я не осознавала до конца, что меня за материнство ждёт, а сейчас оглядываюсь и глаза на лоб. И это ещё не всё — впереди неизвестность, будет ли способен мой ребёнок жить самостоятельно или до конца моих дней повиснет на мне.
16.08.2017 12:34
ну не надо так печально , что будете жить вместе я загранпаспорт не делала, боялась , что ребенка увезут на Украину. :dash1
18.08.2017 09:17
Тут, увы, горькая правда. Своего мужа я ни на что и ни на кого не променяю, выбрала его же, представься мне шанс все изменить. Человек терпеливо помогает мне растить наших пусть легких, но особых детей, любит меня со всеми моими проблемами и тараканами. Однако особенности наших детей — это следствие нашего с мужем генотипа.
У меня среди близких родственников все с легкими формами тревожных расстройств и неврозов, муж и его отец — те же Аспи в легкой форме. Увы, наши дети не могли быть другими. Да, старший сын будет успешен, если будет соблюдать определенные правила психогигиены. Про младшего пока сложно что-то сказать. Но третий раз мы рисковать не будем, потому что снаряды ложатся слишком кучно.
Иногда в тяжелые дни я думаю, что не стоило мне рожать младшего.
18.08.2017 14:43
Младшие дети в таких семьях как раз лучше социализируются, т.к. изначально растут в коллективе себе подобных. А еще я младшей общительных нянь брала, они научили ее куче всего, чему бы мы с мужем научить не смогли. А старший ребенок, да, ему тяжелее всего.
19.08.2017 17:46
А у моего мужа отсутствует желание как-то участвовать в жизни ребёнка, а уж про помогать само собой. Мы в 2 дочкиных года расстались, сейчас 12 лет и 10 лет он отсутствует. Т.к. финансовой помощи от него никакой, вот думаю может на алименты подать или это ничего не изменит.
19.08.2017 18:04
Но я о другом рассказать. Я недавно стала спортивных лошадок покупать. Может быть некорректное сравнение, но вы уж, мамочки, меня простите! Так вот если садишься на породистую лошадку, сразу это чувствуется. Недавно на американку села, там такая кровь, мама дорогая. Я селa и ахнула — так это феррари. Хотя она малышок 1,5 годовалый, а вот она генетика.
A плохенькую по крови лошадку возьмёшь и ты хоть убейся, а она как была жигулями, жигулями и останется. Она если и будет некорявенькая, что маловероятно, то ни резвости, ни выносливости от неё не добьёшься. Так и будешь мучиться.
19.08.2017 18:29
Ну, у моего супруга и меня вкупе с расстройствами личности идет высокий уровень интеллекта. 😀 Отец мужа (с теми же расстройствами) наукой занимается до сих пор, на оборонку работает, приборы строит. Да и старший, при всех его тараканах, весьма умный парень, не отнять этого. Надеемся, на младшем та же закономерность сработает. А может быть, и нет. Должна же природа на ком-то отдохнуть.
Так и у породистых собак и кошек всегда вылезает какая-то проблема — то сердце, то суставы. Не то что у дворняг-кабысдохов и домашних мурлык.
19.08.2017 19:20
Значит мне повезло меньше
19.08.2017 20:01
«Всё самое прекрасное в мире сделано нарциссами. Самое интересное — шизоидами. Самое доброе — депрессивными. Невозможное — психопатами. Здоровые почти не вносят вклад в историю». П.Б.Ганнушкин «Клиника психопатий, их статика, динамика, систематика»
10.08.2017 20:00
Допишу. Только не давайте никаких таблеток. Я вас очень прошу. Аутизм не лечится таблетками. Никогда. Нигде и ни в какой стране. Множественные конференции и исследования тому подтверждение.
Только усиленная работа с корректологами и бихевиористами.
10.08.2017 20:54
да? а у моего ребенка явные улучшения на таблетках? появилась речь, ушел негативизм,учиться начал. Усиленная работа специалистов стоит огромных денег, может вы посоветуете автору, где их взять?
11.08.2017 11:52
Не порекомендуете биохевиористов в Москве? Нам невролог рекомендовал заниматься бихевиоральной терапией, но я пока не нашла специалистов. Занимаемся только с нейропсихологами -это дуругое?
12.08.2017 05:47
К сожалению, я не могу вам порекомендовать — я не в России, но мы своих нашли на рекламном сайте, что-то вроде вашего Авито, в разделе услуг. Это люди, как правило с большим опытом работы с аутистами и обладающие определенными навыками и знающие какую-то одну из мировых терапий (а может и комбинацию), как то: ABA, Denvers Model, SonRise и так далее.
Просто приглашаете кандидата для собеседований и смотрите, подходит это ребенку или нет (должен быть контакт с ребенком). Это как репетитора выбирать — этот человек будет практически членом вашей семьи ближайшие пару-тройку лет. И еще, пейте рыбий жир — без шуток. Это и есть то лекарство единственное, которое можно и полезно давать аутистам, там кислота DHA, которая влияет положительно на функции мозга.
10.08.2017 20:56
автор,вы бу конкретно написали, какие симптомы и кто диагностировал? Каких специалистов посещали? Подробно, если можно.
11.08.2017 07:59
Пока только один психиатр ну и комиссия в сад попробуем попасть в институт берделева на окончательное решение, да и так скажу я с сыном одна была постоянно это очень заметно
11.08.2017 08:11
До полутора лет говорил не полными словами конечно но вещи своими именами называл потом речь полностью пропала даже лепет в 2.6 снова появился лепет,контакта зрительного нет , что то лепечет своей руке, на имя и просьбы не реагирует ни как ,часто раскачиваеться , нечего не приносит никогда если просишь и истерики в любое время и в любом месте не с чего
11.08.2017 09:35
Да, классический РАС. Мой был легче в том смысле, что на имя отзывался и просьбы через раз, но выполнял. Вас выше от таблеток отговавривают, я другого мнения. Аутист — это человек, обложенный страхами. Страх внутри, страх снаружи, страх перед едой, перед другими людьми, перед будущим, перед самим собой.
Аутистический уход в себя — это защитная реакция организма, чтобы психика не треснула от такого количества страха. Мой ребенок, когда появилась речь, такие вещи стал о себе рассказывать, что у меня волосы шевелились. Боится есть макароны, потому что это змеи и он не хочет, чтобы они жили у него в животике. Боится таких вещей, которые нормальному человеку даже в голову не придет.
Ваша задача сейчас — снизить страшность. Пусть даже с помощью медикаментов. Он не перестанет быть аутистом, но поверх его «страшного колодца» нарастет здоровая структура, он сможет развиваться, общаться, учиться. Ему самому очень тяжело, такие дети очень рано начинают понимать свою неполноценность.
От вас на самом деле зависит больше, чем от специалистов, потому что специалист для него -пустое место, он может его и не видеть и не воспринимать. А мама- это оплот стабильности, островок покоя, проводник в большой мир. Вот вам книжки для начала, ознакомьтесь с проблемой, может, что-то проясните для себя. http://www.labirint.ru/books/426924/ http://www.labirint.ru/books/374195/ http://www.labirint.ru/books/427917/ http://www.labirint.ru/books/437504/ http://www.labirint.ru/books/554189/
11.08.2017 09:42
Ну не знаю у сына страхи как у обычных детей ест все на улице пытаеться играть с другими детьми правда только активные игры и на контакт почти ко всем идет ну говорят что форма легкая главное к социуму его адаптировать будем занимать, проблема в том что он гиперактивный .
Источник: eva.ru