В мире АВА-терапии по сути есть две цели: приобретение новых навыков и снижение нежелательного поведения. Говоря по-простому, приобретение навыков означает увеличение и добавление желательных навыков таких как внимание к педагогу, выполнение заданий до конца или следование устным инструкциям. Снижение поведения — это уменьшение или полное искоренение видов поведения, которые мешают обучению или функционированию, например, это могут быть истерики, агрессия или побеги (попытки убежать от взрослых на улице, уйти из здания школы и т. п.).
Когда я только начинаю заниматься АВА-терапией с ребенком, то очень часто мои клиенты хотят сосредоточиться только на приобретении навыков. Родители просят научить их ребенка пользоваться столовыми приборами, приучить его к туалету или научить играть с игрушками в соответствии с его возрастом.
Про проблемное поведение часто думают, что «над этим можно поработать позднее» или «с этим уже ничего не поделаешь». Позвольте мне развеять этот вредный миф. Для эффективного обучения навыкам необходимо справиться с проблемными видами поведения. Кроме того, работа с проблемными видами поведения необходима для обучения ребенка в наименее ограничивающей среде.
Откровения мамы ребенка-аутиста
Буквально неделю назад во время консультации с клиентом я объясняла ей, что поведенческие проблемы ее сына приведут к обучению в более ограничивающей среде, чем предполагает его уровень познавательных способностей. Другими словами, из-за его поведения ему придется учиться в специальном образовании, в то время как интеллектуально он способен учиться в общеобразовательном классе.
Таковы возможные последствия проблемного поведения. Многие считают, что более ограничивающая среда в специальном образовании в первую очередь связана с нехваткой навыков у ребенка. Не соглашусь. Я очень часто наблюдаю, что спокойного, тихого, с готовностью сотрудничающего ребенка с особыми потребностями можно обучать практически в любом классе.
В то же время если ребенок громко и часто вокализирует, проявляет агрессию, убегает из класса или устраивает истерики, то его постараются «запихнуть» в более ограничивающую среду. Именно проблемное поведение в наибольшей степени ограничивает варианты для обучения ребенка, а не его диагноз или вид инвалидности.
Нередко и родители, и специалисты просто теряются и не знают, что делать в ответ на проблемное поведение. Когда я работаю с новыми сотрудниками, то я часто (с интересом) наблюдаю, как в присутствии проблемного поведения у них учащается дыхание, они пятятся от клиента, у них округляются глаза. Я могу это понять, потому что когда я сама была новоиспеченным инструктором АВА проблемное поведение вызывало у меня такую же реакцию.
Я понятия не имела, что делать, если мой клиент разозлится или у него начнется эскалация нежелательного поведения, так что я была готова сделать что угодно, чтобы этого не допустить. Например, я избегала предъявления требований, потому что боялась «расстроить» клиента. Я предоставляла клиенту перерыв до начала поведения, чтобы он или она «успокоились».
Родительский форум «Аутизм: проблемы и решения» Часть 1
Я пропускала или не учила ребенка по программам, которые ему, вроде бы, не нравились, потому что я не хотела иметь дело с его или ее истериками. Как вы, наверное, уже догадались, это УЖАСНЫЕ стратегии, которые приведут лишь к росту проблемного поведения. И в то же время я вижу, что мои сотрудники и родители постоянно прибегают именно к таким стратегиям.
Что хорошо в АВА-терапии, так это огромное количество методик по коррекции поведения. Их так много, что я даже не смогу перечислить их все в одной статье. Нет никакой необходимости отчаиваться и чувствовать беспомощность перед лицом проблемного поведения. Разве это не прекрасная новость?
Так что теперь, когда вы знаете, что не в ваших интересах и не в интересах вашего ребенка, откладывать работу с проблемным поведением на потом, и есть МАССА вариантов для такой работы, давайте рассмотрим некоторые из этих методик.
Но сначала прочитаем предупреждение!
«В рамках данной статьи невозможно описать конкретные стратегии по уменьшению поведения, которые будут эффективны для каждого индивида или каждой поведенческой проблемы. В АВА-терапии нет готовых решений или единых программ. Эти полезные советы не смогут заменить потребность в функциональном анализе конкретного поведения, проведенном компетентным специалистом».
Советы по коррекции проблемного поведения
— Во время первичного сбора данных или оценки навыков определяйте не только, каким навыкам учить, но и какие виды поведения необходимо снизить. Если клиент никогда раньше не получал терапию, то, скорее всего, у него будет много видов поведения, с которыми нужно будет работать. Лучше всего выбрать 2-4 самых приоритетных видов поведения, потому что специалистам, семье и самому клиенту будет слишком тяжело работать над всем сразу. Полезный совет: В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ выбирайте те виды поведения, которые мешают клиенту учиться или причиняют вред ему самому или другим людям.
— Необходимо провести функциональный анализ и/или оценку целевого поведения, чтобы понять ПОЧЕМУ клиент прибегает к данному поведению. Никогда не пропускайте этот этап. Он очень, очень важен.
— После определения функции целевого поведения необходимо разработать план поведенческого вмешательства. План должен включать как профилактические меры, так и реактивные стратегии по уменьшению целевого поведения, а также план по обучению замещающим навыкам/поведению. Например, если мой клиент толкает других детей на игровой площадке, когда они подходят слишком близко к нему, я понимаю, что моего клиента нужно учить как социальным навыкам, так и способам коммуникации, которые смогут заменить агрессию.
— Когда поведенческий план готов, ВСЕ люди из окружения ребенка должны пройти обучение по этому плану. Это включает родителей, бабушку, няню, АВА-инструкторов, учительницу и так далее. Каждый раз, когда вы не объясняете поведенческий план хотя бы одному человеку, вы фактические говорите ему: «А вы делайте, что хотите, вы сами по себе!»
— Сбор данных крайне важен. Как вы поймете, эффективен ли ваш поведенческий план, если вы не собираете данные по целевому поведению? Вы можете быть супер-пупер умным специалистом, но все мы разрабатывали поведенческие планы, которые были неэффективны для уменьшения целевого поведения, хотя нам казалось, что они точно сработают. Бывает.
— Убедитесь, что ваши цели по уменьшению поведения реалистичны. Если на начало вмешательства у клиента случаются истерики 5-10 раз в день, то нелепо думать, что вы полностью избавитесь от истерик за 4 недели. Будьте реалистичны. Клиенту потребовалось время, чтобы научиться проблемному поведению, и ему потребуется время, чтобы отучиться от него.
Наконец, очень важно освоить (и в случае необходимости найти дополнительное обучение или консультацию других специалистов) искусство деэскалации. Если вы работаете с клиентом, который проявляет агрессию и другие серьезные виды проблемного поведения, то ваш работодатель обязан обучить вас тем или иным видам физического реагирования на поведение.
Деэскалация — это процесс, когда вы учитесь распознавать первые признаки перевозбуждения у клиента, и вы начинаете менять собственное поведение, чтобы помочь ему вернуться к оптимальному состоянию. Вместо того, чтобы ждать взрыва, любой шаг в сторону эскалации должен вызывать у вас быструю реакцию.
Я видела, как этот метод позволял быстро и эффективно предотвращать потенциально опасные/насильственные ситуации. К сожалению, эта техника является противоположностью того, что обычно делают большинство родителей или специалистов. Когда ребенок начинает кричать или ругаться, интуитивно кажется правильным подойти БЛИЖЕ и говорить ГРОМЧЕ с ребенком, что категорически недопустимо при правильной процедуре деэскалации. Мне также нравятся техники деэскалации, потому что они позволяют клиенту постепенно учиться успокаиваться самостоятельно, что всегда должно быть нашей целью.
Вот очень общее описании стратегии деэскалации (каждая стратегия должна быть индивидуальной, в зависимости от особенностей ученика):
Шаг 1. Ученик демонстрирует поведение, которое обычно предшествует проблемному (кричит, спорит, быстро ходит по комнате и т. д.)
Шаг 2. Перестаньте уделять внимание (не говорите, отойдите назад, уберите все опасные предметы, избегайте прикосновений без необходимости) и подождите, пока ученик не успокоится. Как только ученик успокоится, задайте ему вопросы, которые позволят ему обозначить проблему («Что тебе нужно?» или «Как я могу тебе помочь?»). Похвалите его, если он вам ответит, и, если это возможно, предоставьте то, что он попросил. Если это невозможно, объясните, когда он сможет это получить. Если ученик успокоился, то переходите к первоначальным требованиям. ИЛИ…
Шаг 3. Ученик продолжает эскалацию.
Шаг 4. Перестаньте уделять внимание (не говорите, отойдите назад, уберите все опасные предметы, избегайте прикосновений без необходимости) и подождите, пока ученик не успокоится. Когда ученик успокоится, направьте его на отвлекающее задание, например, на простую двигательную имитацию или на инструкцию из шага 2. Хвалите его за сотрудничество. Если ученик успокоился, переходите к первоначальным требованиям. ИЛИ…
Шаг 5. Эскалация достигла пика.
Шаг 6. Перестаньте уделять внимание (не говорите, отойдите назад, уберите все опасные предметы, избегайте прикосновений без необходимости) и подождите, пока ученик не успокоится. Когда ученик успокоится, направьте его на успокаивающее задание или занятие (обнять плюшевую игрушку, посидеть на напольном мешке). Похвалите его за сотрудничество.
Прибегайте к устной коммуникации («Чем я могу тебе помочь?») только в том случае, если она не вызывает негативной реакции ученика. Если ученик успокоился, направьте его к изначальным требованиям. Если нет, повторите шаг 6 по необходимости.
Источник: outfund.ru
Ребенок-аутист в массовой школе
История такова: учимся в начальной школе, 2 класс, и второй год с нами учится ребенок с аутизмом. Изначально никто не был против такого расклада, пока не началось проявление агрессии. На любой звук, будь то кашель, чих, ребенок дерется, кусается, кидает разные предметы в детей.
Срывает уроки, может в течение всего урока кричать, ходить по классу, подходит к доске — рисует, падает на четвереньки «подметает» волосами пол. Много всего происходит, всего тут не напишешь. В итоге остальные дети не усваивают материал, отстают по программе. Про их безопасность стоит ли говорить.
Писали директору докладные, разговариваем постоянно с родителями ребенка-аутиста, собирали собрания, на которых присутствовал директор и представитель управления образования. Ни к чему все это не приводит. Говорят, что по заключению ПМПК ребенку рекомендовано обучение в обычной школе. Родители наотрез отказываются переводить ребенка в более подходящую школу или на домашнее обучение. Последнюю неделю приставили к данному ребенку тьютора, не помогло.
Зачем всё это пишу — может,кто подскажет, куда и что можно написать, чтобы этого ребенка убрали из нашего класса, т.к. каждодневный страх, что именно твоему ребенку сегодня прилетит камнем в глаз, велик.
Где и как можно оспорить заключение ПМПК? Или каждый день писать в управление образования с жалобами? На какие законы можно ссылаться?
История такова: учимся в начальной школе, 2 класс, и второй год с нами учится ребенок с аутизмом. Изначально никто не был против такого расклада, пока не началось проявление агрессии. На любой звук, будь то кашель, чих, ребенок дерется, кусается, кидает разные предметы в детей.
Срывает уроки, может в течение всего урока кричать, ходить по классу, подходит к доске — рисует, падает на четвереньки «подметает» волосами пол. Много всего происходит, всего тут не напишешь. В итоге остальные дети не усваивают материал, отстают по программе. Про их безопасность стоит ли говорить.
Писали директору докладные, разговариваем постоянно с родителями ребенка-аутиста, собирали собрания, на которых присутствовал директор и представитель управления образования. Ни к чему все это не приводит. Говорят, что по заключению ПМПК ребенку рекомендовано обучение в обычной школе.
Родители наотрез отказываются переводить ребенка в более подходящую школу или на домашнее обучение. Последнюю неделю приставили к данному ребенку тьютора, не помогло. Зачем всё это пишу — может,кто подскажет, куда и что можно написать, чтобы этого ребенка убрали из нашего класса, т.к. каждодневный страх, что именно твоему ребенку сегодня прилетит камнем в глаз, велик.
Где и как можно оспорить заключение ПМПК? Или каждый день писать в управление образования с жалобами? На какие законы можно ссылаться?
Источник: www.kemdetki.ru
Как вести себя с ребенком аутистом?
Аутизм – психическое врожденное отклонение у детей и взрослых. Характеризуется специфическим восприятием мира, приводящим к проблемам с социализацией. Но проблемами решаемыми.
Такие детки воспринимают мир особенным, им сложно общаться, они не стремятся к изучению окружения и погружены в себя. Но при правильной коррекционной работе, из них вырастают социализированные взрослые. Способные самостоятельно жить среди людей и достигать впечатляющих успехов. Да, среди великих людей есть и аутисты.
Расстройство начинает проявляться рано, в 2-3 года, к 5 дети-аутисты уже сформированы, и поэтому вопрос как с ними общаться, как себя вести, актуален уже с первых лет жизни.
Психологи и педагоги коррекционных школ вывели определенные правила, исходя из особенностей мировосприятия таких детей и их отношения к окружающим. Следуя им, возможно наладить контакт, способствовать развитию способностей и социализации особых детей и подростков.
Методики построения общения
После постановки ребенку диагноза аутизм, у родителей возникает вопрос: как общаться с ними?
Как выстраивать семейный микроклимат, если в семье есть особенный человек так, чтобы он мог развиваться, чувствовать себя в безопасности и постепенно адаптировался к обществу?
Формировать социальные навыки, в конкретном случае помогут психиатр и педагоги, занимающиеся коррекционной деятельностью с такими пациентами.
Разработаны и общие правила, распространяющиеся на всех людей с такой особенностью:
Вести себя тише
- Разговаривайте спокойно, размеренным тоном. Дети с РАС (расстройствами аутистического спектра) не способны считать ваши эмоции с голоса: они реагируют на любое резкое изменение тона. Повышение или понижение голоса воспринимают как повод к беспокойству.
- Избегайте громких звуков. Ребята с этим отклонением часто имеют сверхчувствительный слух, поэтому многие звуки, которых не замечают другие дети, для них могут показаться болезненными.
- Не ссорьтесь в присутствии ребенка с РАС. Общаясь в семье употребляйте доброжелательные интонации в голосе, они воспринимаются детьми как позитивный фактор.
- Обращайте внимание на музыкальный фон в играх, мультфильмах, аудиокнигах. Исключите быструю, ритмичную музыку любых направлений. Звуки природы, размеренная, спокойная классика лучше подойдут для нервной системы особенных детей.
Уважение и порядок
- Обращайтесь по имени, чтобы показать, кому предназначена ваша речь. Можете дополнительно коснуться плеча, чтобы помочь малышу сфокусироваться на вас. Но не перестарайтесь: такие дети очень ревниво относятся к личному пространству. Даже касания хорошо знакомых людей могут быть для них неприемлемы.
- Любые изменения в распорядке или окружающем мире вводите постепенно, так как такие люди плохо переносят перемены в окружающем мире. Аутисты консервативны по природе своей.
- Чтобы рассказать о чем-то новом, дать дополнительную информацию о мире, ориентируйтесь на интересы ребенка, ставьте их в основу своего высказывания. Тогда он заинтересуется и запомнит рассказанное с большей вероятностью.
- Разработайте строгий распорядок дня, введите правила и ограничения. Сами соблюдайте их всегда и избегайте изменений. Это позволит аутисту чувствовать себя уверенней, убережет от внутреннего дискомфорта.
Жизнь с таким специфичным членом семьи вызывает определенные трудности, но к ним можно привыкнуть, тем более, что последовательное соблюдение приемлемых правил в итоге положительно влияет на общение аутичных детей, помогает им контактировать с окружающими, социализироваться.
Благодаря продуманной и последовательной работе, интеллект детей реализуется полностью. Не исключено, что они будут комфортно себя чувствовать и могут учиться в обычной школе.
Что делать нельзя?
Разбираясь, как вести себя с ребенком – аутистом, подростком, как общаться с аутичным человеком в семье, стоит упомянуть и о тех действиях, которые совершать нельзя.
Большинство страдающих РАС, даже легкой формой, тяжело идут на контакт с родными людьми, не говоря уже о новых знакомых. Пугливы, и, как следствие, закрываются от общения.
Одна неудачно оброненная фраза может свести к нулю общение с ребенком-аутистом. Который может прекратить взаимодействовать как с конкретным человеком, так и с другими, на долгий срок.
Особенные и в общении
Общаясь с детьми-аутистами:
- Учитывайте прямолинейность собеседника. Люди с РАС плохо воспринимают иносказания, иронию. При этом прямолинейны и даже во взрослом возрасте плохо считывают чужие эмоции. Не всегда следуют неписанным общественным правилам. Но, говоря что-то, возможно, для вас неприятное, они не стремятся обидеть собеседника. Просто констатируют конкретный факт или задают действительно интересующий их вопрос.
- Не игнорируйте аутиста, не говорите о нем в третьем лице в его присутствии. Как только малыш или подросток понимает, что в разговоре его не учитывают или игнорируют, подчеркивая отличие от окружающих, он еще больше закрывается, погружаясь в свои переживания и чувство одиночества, считая, что общество отвергает его из-за отличий.
- Не нарушайте личные границы и не повышайте голос. Аутичные люди нервно реагируют на чрезмерные проявления эмоциональности и нарушение их личных границ. Повышение голоса пугает их, приводит к состоянию сильного стресса, от которого они будут долго восстанавливаться. А телесный контакт с не знакомым близко человеком воспринимается как жестокое нарушение границ.
Если вы хотите прикоснуться к аутисту – спросите на это разрешение. Некоторые ребята успокаиваются, если их обнять, но это редкий случай. И далеко не от всех окружающих они готовы принять подобный близкий контакт.
- Не оказывайте помощь, о которой вас не попросили. В ситуации, когда человек с РАС ведет себя странно, а сопровождение реагирует не так, как вы считаете нужным – проигнорируйте происходящее. Родители и сопровождающие знают об особенностях больного больше вас. Стороннее вмешательство лишь усиливает стресс и усугубляет ситуацию. Если все же решили вмешаться, то перед тем как начать оказывать помощь, спросите, нужна ли она.
Объяснить другим – облегчить общение
Рассказывайте окружающим о людях с особенностями, чтобы они лучше понимали трудности, с которыми сталкиваются эти малыши. И не реагировали на них слишком резко или негативно. Как правило, даже в детском саду ребята, узнавшие об особенностях аутиста из их группы, начинают вести себя дружелюбнее по отношению к нему, учитывают его потребности, чем, когда просто думают, что он странный.
Детям и взрослым необходимо рассказывать, как познакомиться, начать общаться и подружиться с ребенком-аутистом. Эти люди не опасны для общества. И аутизм никак не связан с умственной отсталостью. Наоборот, такие люди талантливы в определённой области, склонны к искренним положительным эмоциям, открыты.
Список использованной литературы
Скрыть/показать
Была ли эта статья полезна?
Вы можете подписаться на нашу рассылку и узнать много интересного о лечение заболевания, научных достижений и инновационных решений:
Если у вас остались вопросы, задайте их врачам на нашем форуме!
ДОБАВИТЬ/ПОСМОТРЕТЬ КОММЕНТАРИИ
- Категория: Видеоклипы
- Категория: Головная боль
- Категория: Головокружение
- Категория: Дети
- Категория: Методы терапии
- Категория: Мигрень
- Категория: Мозг
- Категория: Нарушение памяти
- Категория: Неврит
- Категория: Невролог
- Категория: Аутизм
- Категория: Альцгеймер
- Категория: Паркинсон
- Категория: Депрессия
- Категория: Нарушения Сна
- Категория: Синдром хронической усталости
- Категория: Стресс
- Категория: Тиннитус
Гимранов Ринат Фазылжанович
https://newneuro.ru/wp-content/uploads/2018/12/logo-e1544205275245.png
О компании
Клиника восстановительной неврологии проводит консультации, диагностику, комплексное лечение с индивидуальным подходом для активации и стимуляции мозга.
Полезные ссылки
123182 г. Москва, ул. Маршала Василевского, д. 13, корп. 3, под. 2
357501 г. Пятигорск, ул. Козлова, д. 8 ОФИС 1
Информация на сайте носит исключительно ознакомительный характер. Все материалы и цены, размещенные на сайте, не являются публичной офертой, определяемой положениями ст. 437 ГК РФ. Для получения точной информации обратитесь к сотрудникам клиники или посетите нашу клинику.
18+ Информация, представленная на сайте, не может быть использована для постановки диагноза, назначения лечения и не заменяет прием врача.
Источник: newneuro.ru