Футуризм что это такое

В ХХ веке в Японию просочилось множество новшеств с Запада, в том числе и литературные жанры. Японское литературное общество встретило авангард с распростёртыми объятиями, а футуризм, который соединил в себе три культуры — итальянскую, русскую и японскую, принёс за собой новую эпоху в культурном развитии страны.

Что такое футуризм?

В ХХ веке было очень много литературных движений, которые с каждым годом то отделялись друг от друга, то сливались, поэтому важно строго определить, что же такое футуризм в контексте искусства и литературы того времени.

Футуризм — это авангардное (то есть модернистское) течение в искусстве ХХ века. Название это происходит от вполне очевидного слова из латинского языка futurum — «будущее». Создателем футуризма является итальянский поэт Филиппо Томмазо Маринетти, который в 1909 году опубликовал «Первый манифест футуризма».

В нём, как и во многих других манифестах тех лет, провозглашалось: «Всё старое должно уйти, а новое спасет мир». Для футуристов поэзия была чем-то, что невозможно было подчинить разуму, а главной силой стиха было само слово. Возможно, именно поэтому он так понравился японцам.

Футуризм в литературе. Кратко самое главное

Антонио Сант-Элиа, «Урбанистический рисунок»

Футуристы пытались включить в своё искусство плоды современной цивилизации и новые перспективы, которые появились у человечества вместе с технологиями и машинами. Художники старались изобразить красоту самого движения, кипения городской жизни и бушующих в мире изменений. С развитием фотографии и кинематографа нужда в реализме стала отпадать, и люди искусства поголовно воспользовались возможностью «выйти за рамки» и начали производить всё более авангардные и необычные произведения.

Немного России

Особенно популярен стал футуризм и в России. Русские «будетляне» (слово, производное от глагола будущего времени “будет”, которое было создано для того, чтобы подчеркнуть, что к концепции футуризма поэты пришли сами, а не через Запад) были личностями действительно выдающимися и известными. Владимир Маяковский, Велимир Хлебников, Василий Каменский и Давид Бурлюк — о нём мы поговорим поподробнее — их движение захлестнуло литературный мир России вместе с революцией, но долго после неё не прожило.

Искусствовед Андрей Шемшурин, художник и поэт Давид Бурлюк, поэт Владимир Маяковский. 1913 год

Перед иммиграцией в Японию Бурлюк жил и творил во Владивостоке: там он рисовал свои картины, которые затем показывал на городских выставках, организовывал конкурсы эскизов (например, конкурс «Улица современного Владивостока»), другие литературные, драматические и художественные конкурсы и, конечно же, писал программные статьи о футуризме. Они выпускались в форме плакатов, которые развешивали по городу, ведь их главной идеей был факт того, что «улица не может быть без искусства».

Что такое ФУТУРИЗМ? Основные черты литературного направления за 1 минуту

В 1920 году во Владивостоке произошли антиколчаковское восстание и японская интервенция, город попал в оккупацию. Бурлюк был обеспокоен обстановкой в городе и ради безопасности своей семьи решил иммигрировать в соседнюю Японию. Сделал он это за счёт продажи своих картин. К примеру, один из японских миссионеров, служивших во Владивостоке, очень полюбил картину Бурлюка «Цвета уральской осени», но денег приобрести её у священника не было. Бурлюк продал её за приемлемую цену, о чём японец затем написал в своих мемуарах.

Д. Бурлюк «Японка, сажающая рис», 1920 г.

Поэт прибыл в Японию в удачное для себя время. Буквально за пару недель до его прибытия в стране была создана ассоциация «Мирайха бидзюцу кокай» — «Общество футуристического искусства», и вскоре была проведена первая её выставка. И только что прибывший в страну Бурлюк воспользовался моментом: он тут же объявил себя лидером русского футуристического движения.

Читайте также:  Как молиться о здравии близкого человека болящего

И уже 14 октября 1920 года (приплыл Бурлюк в Японию 1 октября) в Токио была организована «Первая выставка русской живописи в Японии», на афише которой под именем Бурлюка было написано «отец русского футуризма». Выставка была очень успешной. Ежедневное число зрителей достигло 600 человек, и несмотря на то, что вход был бесплатный, объём продаж буклетов собрал немалую выручку. Эти деньги были переданы русским художникам.

Футуризм от японцев

Помимо Маринетти свой вклад в формирование японского футуризма внёс французский поэт и переводчик Ноэль Нуэ, который долгие годы жил в Европе. Он публиковался в журналах, где рассказывал японцам о своих встречах с Маринетти и другими футуристами. В 1912 году был переведён «Технический манифест футуристической литературы», в котором Маринетти даёт точные указания, каким образом должен быть устроен текст, чтобы отвечать футуристической программе. А ещё через год на японском языке вышли книга Леблана «Маринетти и футуризм» и статья Нагасэ Ёсио «Конкретное объяснение футуризма». Появлялись также и исследования уже японских авторов: символист Ивано Хомэй, натуралист Сома Гёфу и сенсуалист Хагивара Сакутаро — все они поддержали зарождающееся движение, называя его «одной из форм углубления духа».

В живописи футуризмом «руководили» Камбара Тай и Того Сэйдзи, которые и были организаторами тех самых первых в Японии футуристических выставок. Камбара настолько увлёкся футуризмом, что после окончания университета сам выучил итальянский и французский языки для того, чтобы читать тексты своих кумиров в оригинале.

Рукопись Камбары

В Японии Камбара Тай считается в первую очередь поэтом, но всё же осталось несколько картин, которые он написал под псевдонимом «Тай».

В 1921 году Камбара познакомился с Бурлюком. Под впечатлением от его творчества в 1921 году он устроил свою персональную выставку, к которой написал свой собственный «Первый манифест Камбары Тай». Открывался он такими словами:

Манифесты, манифесты и ещё раз манифесты

В том же 1921 году футуризм захватил японское литературное общество. Тогда поэт Хирато Рэнкити стал распространять в Токийском парке Хибия листовку под названием «Движение японских футуристических манифестов». В октябре этого же года он вступил в Общество футуристического искусства и также начал создавать свой манифест.

Манифест Хирато состоит в основном из явных и скрытых цитат из двух основных манифестов Маринетти, а именно из «Первого манифеста футуризма» 1909 г. и «Технического манифеста футуристической литературы» 1912 г. В нём он повторяет идеи Маринетти о конце века человека и начале века техники и воспевает машину как пик эволюции животного.

Манифест Хирато состоит в основном из явных и скрытых цитат из двух основных манифестов Маринетти, а именно из «Первого манифеста футуризма» 1909 г. и «Технического манифеста футуристической литературы» 1912 г. В нём он повторяет идеи Маринетти о конце века человека и начале века техники и воспевает машину как пик эволюции животного.

Владимир Баранов-Россинэ. «Норвежская рапсодия. Зимний мотив из Троньема». До 1917 г.

Японские авторы большей частью занимались «обработкой» существующих европейских футуристических произведений, хотя уже через несколько лет после знакомства с ними, японцы смогли разработать новые стилевые рамки футуризма, преобразовывая данные им идеи в нечто новое.

Конец футуризма

К сожалению, в литературе Японии ( и всего остального мира) футуризм был ярким, но коротким явлением. Бурные 1920-е годы привели к появлению авангардной литературы, которая отвечала требованиям времён, но в довоенной Японии авангарду уже не было места.

Однако не всё так плохо в мире футуризма — в 1980-х годах он вернулся в форме ретро-футуризма, а Япония стала одной из тех стран, которая претендовала на звание «иконы ретро-футуризма». А ещё отголоски футуризма можно услышать в таких современных жанрах как киберпанк, стимпанк и технофэнтези.

Читайте также:  Что лучше низкая или высокая самооценка

Из-за усложнённого языка футуристской литературы и небольшого его количества, на русском языке практически нет произведений, с которыми могли бы познакомиться читатели. Чтобы прочувствовать дух начала ХХ в. в японской литературе мы можем порекомендовать сборник «Японская поэзия серебряного века», переведённый Александром Аркадьевичем Долиным. Если вы можете порекомендовать книжки и стихи писателей-футуристов, пишите в комментарии!

Источник: П.А. Мошняга — «Японская авангардная поэзия 20-х годов ХХ века»

Источник: konnichiwa.ru

Футуризм как стиль в живописи

Футуризм – движение в искусстве 20 века, зародившееся в Италии. Используя специфические методы, художники подчеркивали современные социальные проблемы, связанные с будущим. Темы творчества сосредоточены на развитии техники, автомобилей и самолетов, на промышленной революции, на проблемах молодежи и насилия.

История

В качестве нового стиля и движения, футуризм сначала сформировался в литературе – в творчестве Маринетти, поэта и литератора, основателя стиля. Первый манифест футуризма опубликовали в Le Figaro в 1909 году, вскоре собрались молодые итальянские художники, приверженцы футуризма – Боччони, Джакомо Балл, Карло Карр, Руссоло и Северини. В 1910 году написаны и опубликованы «Технический манифест футуристической живописи» и «Манифест футуристических художников».

В России начала 20 столетия реакция на появление футуристического манифеста была яркой и эмоциональной. Художники отказались наследовать итальянских живописцев, выбирая собственный путь развития. Критики отмечали, что у футуризма нет будущего.

Термин

Слово «футуризм» долго применялось в публикациях о кубизме и других направлениях живописи начала 20 века. С развитием литературы связан термин «эго-футуризм» – это направление 1910-х годов, тесно связанное с творчеством Игоря Северянина, хотя работы поэта не имели ничего общего с футуризмом.
Фраза «искусство будущего» впервые появилась в русской прессе в 1908 году, за год до официального появления термина «футуризм». Понятие применили к работам – Михаила Ларионова, Натальи Гончаровой, Владимира Баранова-Россинэ, Александра Экстер и братьев Бурлюк. Русская пресса назвала работы в новом стиле «чрезвычайно интересными».

Поп-арт как стиль в живописи

Основатель

Маринетти, основатель стиля, посетил Россию в 1914 году и отметил различия между российским и итальянским футуризмом: русский футуризм не отвергает прошлое, стремясь к культурным и национальным корням.

Первая выставка

В 1912 году прошла первая тематическая выставка картин футуристов, которая побывала во многих городах Европы: Гаага, Амстердам, Брюссель, Лондон, Берлин, Цюрих, Вена и другие.
Слово «нео-футуризм» появилось позже – это новый этап развития стиля, хронологически совпавший с концом 20 – началом 21 века. Картины выражают главные идеи движения.

Основные идеи

В отличие от других авангардистских движений начала 20 века, отличительной чертой футуризма являлось стремление проникнуть во все сферы современной жизни. Цель движения – систематические изменения в обществе, формирование новых идей и взглядов.

Против буржуа

Футуризм – это направление, а не стиль, освобождающий приверженцев от оков буржуазных условностей 19 – начала 20 столетия, призывал пересекать границы традиционных художественных жанров, претендовать на полную свободу самовыражения. Через манифесты, которые касались общества в целом, художники-футуристы 20 столетия провозгласили культ современности и появление новой формы художественного выражения, положили конец искусству прошлого. Картины перечеркивали классические традиции, особенно в Италии, которая стала главной мишенью для атаки. Мир технологий представили, как полноценное выражение красоты, достойное интереса художника.

Маньеризм как стиль в живописи

Аналитика

Начало развития футуризма в живописи – аналитический этап – предусматривал анализ динамики, объектов, цветовой палитры, дополнительных оттенков цвета, форм и передачи пропорций. Милан стал центром развития футуристического творчества, руководителем считался Боччони при поддержке Карра и Руссоло. Представители прославляли технологии, скорость, войну.

Читайте также:  Изжога от овсянки на воде почему

Ошибочно считать, что футуристы – исключительно прогрессивны в политических идеях. Представители движения имели провоенные взгляды, прославляли насильственные меры решения конфликтов на мировом уровне. В войне футуристы видели возможность очищения общества, художники и писатели становились добровольцами на фронтах Первой мировой войны.

Основные черты

Признаки футуризма в живописи:

  • Использование ярких цветов и четких форм;
  • Философский подтекст в картинах в живописи футуристов, в первую очередь, видели способом выражения собственной политической позиции;
  • Динамичность изображений;
  • В центре творчества часто стояла тема войны;
  • Художественные формы и передачу цвета футуристы заимствовали у фовистов и кубистов;
  • Геометричность изображений;
  • В живописи динамика часто переплетается со статикой;
  • Стремление передать не только осязаемые предметы, но и звуки.

Несмотря на издание манифеста, художникам-футуристам потребовалось время для разработки содержательного, узнаваемого стиля, который воплощал идеи движения. В ранних футуристических картинах живописцы использовали теорию дивизионизма: построение изображений вверх из серии точек и полос чистого цвета. В 1911 году футуристы приняли приемы кубизма.

Стиль живописи рококо

Несмотря на восприятие стилистики кубистов, картины футуристического движения отличались от работ Пикассо и Брака. Футуристы стремились передавать в живописи типичные предметы, городские сцены и транспортные средства в движении. Основное внимание на движение и скорость сильно контрастирует с догмами кубистов, для которых основной была статика, а не динамичное изображение картины мира.

Значение

Футуризм – движение 20 столетия в живописи и других направлениях искусства, повествующее о социальных и культурных факторах влияния на человеческий ум. Это движение моно назвать политическим, которое использовало искусство как оружие против традиции, догмы, правил, принятых в обществе. Русский вариант движения, помимо основных идей, демонстрировал возврат к культурным истокам.

Представители движения стремились повлиять на массовую аудиторию при помощи искусства. Движение направлено на трансформацию политического менталитета общества, на обретение понимания жизни в современном мире.

Источник: artrecept.com

Футуризм: когда дух машин важнее красоты женщины

Стиль развивался в первой четверти XX века преимущественно в Италии и России. Некоторые иронично называют его кубизмом со скандальным привкусом. Отцы-основатели призывали перестать преклоняться перед искусством прошлого , а возвеличивать промышленный дух будущего: рисовать самолеты , автомобили , металлические мосты , пароходы и другие достижения прогресса.

Филиппо Маринетти , один из основоположников футуризма в литературе , говорил:«Жар , исходящий от куска дерева или железа , нас волнует больше , чем улыбка и слезы женщины». Техническое совершенство машины считалось важнее человеческих эмоций.
Стиль часто путают с кубизмом. Принципиальная разница: кубисты не воспевали технологический прогресс.

Джино Северини. Санитарный поезд, мчащийся через город

У футуристов нередко встречается воспевание военной техники , взрывов и революции как движущей силы прогресса. Футуристы старались передать динамичность , изменчивость мира , и для этого заимствовали приемы у кубистов. Для картин характерны четкие линии , зигзаги , скошенные конусы , спирали , дробление предметов на геометрические формы. Яркий пример — работа Джино Северини « Санитарный поезд , мчащийся через город» , которая хранится в Музее Гуггенхайма. На полотнах художника поезда « разбиты» клубами пара таким образом , что создается эффект движения машины.

Джакомо Балла. Прогулка с собакой

Главные футуристы русскоговорящего мира — художник Владимир Бурлюк , и его братья , поэты Давид и Николай. В своем имении Давид Бурлюк основал объединение « Гилея», где появлялись Маяковский , Хлебников , Крученых. В русском искусстве литература и живопись периода футуризма тесно переплелись между собой.
Футуристы обращали много внимания на внешний блеск , прогресс , но не уделяли внимание эмоциональному состоянию , поэтому стиль потерял интерес публики буквально в течение нескольких лет. После Первой мировой войны к нему уже никто не обращался.

Джино Северини. Танцовщица

Ничто людское не чуждо

Впрочем , несмотря на внимание к технике и прогрессу , футуристы обращали внимание и на живых моделей.
$29,6 млн — окончательная стоимсость работы « Танцовщица» Джино Северини на аукционе Sotheby’s.

Источник: artstudiozazerkalie.jimdofree.com

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Lady Today