В начале 20-го века произошли события, в корне изменившие не только политическую и социальную сферы, но и духовную. Людям пришлось пережить несколько тяжелейших психологических кризисов: войны и революции заставили поменять привычный уклад, быт, восприятие мира в целом. Новая система ценностей нашла отражение в философских и эстетических программах той эпохи.
Подходы к понимаю футуризма
Футуризм (от лат. futurum — будущее) — яркое направление в русле авангарда, возникшее в начале прошлого века. После всех потрясений человек начинает осознавать, что жизнь лишена гармонии и упорядоченности, все объято хаосом и не подчиняется никаким законам. Футуризм помог воплотить представления об этих переменах, став одним из самых ярких течений в искусстве прошлого столетия.
Футуризм в Италии
Родиной футуризма по праву считается Италия. В конце первого десятилетия 20-го века писатель Томмазо Маринетти опубликовал «Манифест футуризма» на первой полосе французской газеты «Фигаро», в котором объявил о разрушении наследия прошлых лет. Итальянские футуристы воспевали грядущее будущее, а также отказывались от «устарелых» форм творчества, предлагая новые подходы, отсутствие логических и синтаксических связей, бунт и разрушение. Футуристам нравились современные достижения техники, поскольку именно они приближали к будущему. Отрицались многие человеческие чувства, такие как романтичность, сострадание.
Литература 11 класс (Урок№10 — Футуризм в русской литературе начала ХХ век.)
Философия футуризма
На мировосприятие футуристов оказала влияние философия Фридриха Ницше с его идеей и сверхчеловеке и знаменитым лозунгом «падающего — толкни», который исключал жалость по отношению к другим людям. Учение Анри Бергсона тоже не осталось незамеченным: настала новая эра, и Новый человек должен быть хладнокровным и жестким, очистить мир от «лишнего» с помощью войн и построить новый. Поэтому поначалу, примерно в 20-х гг., итальянские футуристы положительно относились к фашизму, считая, что он способен преобразовать общество.
Слово в понимании футуристов не обязано передавать свое семантическое значение. Оно способно самостоятельно порождать новые смыслы, находясь в тексте. Этим подходом объясняются их постоянные эксперименты и игры с образованием новых слов, звукоподражанием, ребусами, необычными шрифтами, рифмами и каламбурами. Футуристы хотели «освободить» слово от связей со смыслом.
Что касается изящных искусств, то здесь они тоже были революционерами, воспевая сцены из будущей жизни, достижения техники. Их картины пронизаны скоростью, яркими красками, интересными формами и фигурами, резкими линиями. Художники-футуристы использовали несколько материалов для создания своих творений: например, Умберто Боччони объединял кожу, дерево, стекло и даже электрические лампочки. Это был смелый и запоминающийся шаг, привлекавший внимание приверженцев традиционного подхода к живописи.
Заключение
Несмотря на массу эстетических, идеологических и нравственных противоречий, футуризм все же занял значительное место в истории мировой культуры. Его последователям удалось сказать новое слово в восприятии искусства и передаче своих ощущений. Футуристы предложили свежие художественные методы и формы творчества, сумев отрефлексировать болезненные перемены, произошедшие в начале века.
Источник: www.homework.ru
Реферат: Футуризм в литературе
Футуризм (от лат. futurum — будущее) — общее название художественных авангардистских движений 1910-х — начала 1920-х гг. XX в., прежде всего в Италии и России.
Футуризм отличался крайне экстремистской направленностью. Это течение претендовало на построение нового искусства — «искусства будущего», выступая под лозунгом нигилистического отрицания всего предшествующего художественного опыта. Маринетти провозгласил «всемирно историческую задачу футуризма», которая заключалась в том, чтобы «ежедневно плевать на алтарь искусства».
Футуристы проповедовали разрушение форм и условностей искусства ради слияния его с ускоренным жизненным процессом XX века. Для них характерно преклонение перед действием, движением, скоростью, силой и агрессией; возвеличивание себя и презрение к слабому; утверждался приоритет силы, упоение войной и разрушением. В этом плане футуризм по своей идеологии был очень близок как правым, так и левым радикалам: анархистам, фашистам, коммунистам, ориентированным на революционное ниспровержение прошлого.
Манифест футуризма состоял из двух частей: текста-вступления и программы, состоявшей из одиннадцати пунктов-тезисов футуристической идеи. «В них Маринетти утверждает радикальные изменения в принципе построения литературного текста — «разрушение общепринятого синтаксиса»; «употребление глагола в неопределенном наклонении» с целью передачи смысла непрерывности жизни и упругости интуиции; уничтожение качественных прилагательных, наречий, знаков препинания, опущение союзов, введение в литературу «восприятия по аналогии» и «максимума беспорядка» — словом, все, направленное к лаконичности и увеличению «быстроты стиля», чтобы создать «живой стиль, который создается сам по себе, без бессмысленных пауз, выраженных запятыми и точками». Все это предлагалось как способ сделать литературное произведение средством передачи «жизни материи», средством «схватить все, что есть ускользающего и неуловимого в материи», «чтобы литература непосредственно входила во вселенную и сливалась с нею»…
Слова футуристических произведений полностью освобождались от жестких рамок синтаксических периодов, от пут логических связей. Они свободно располагались в пространстве страницы, отвергая нормативы линейного письма и образуя декоративные арабески или разыгрывая целые драматические сцены, построенные по аналогии между формой буквы и какой-либо фигурой реальности: гор, людей, птиц и т. д. Таким образом, слова превращались в визуальные знаки…
Заключительный, одиннадцатый пункт «Технического манифеста итальянской литературы» провозглашал один из важнейших постулатов новой поэтической концепции: «уничтожить Я в литературе».
«Человек, совершенно испорченный библиотекой и музеем <. >не представляет больше абсолютно никакого интереса… Нас интересует твердость стальной пластинки сама по себе, то есть непонятный и нечеловеческий союз ее молекул и электронов… Теплота куска железа или дерева отныне более волнует нас, чем улыбка или слеза женщины».
Текст манифеста вызвал бурную реакцию и положил начало новому «жанру», внеся в художественную жизнь возбуждающий элемент — кулачный удар. Теперь поднимающийся на сцену поэт стал всеми возможными способами эпатировать публику: оскорблять, провоцировать, призывать к мятежу и насилию.
Футуристы писали манифесты, проводили вечера, где манифесты эти зачитывались со сцены и лишь затем — публиковались. Вечера эти обычно заканчивались горячими спорами с публикой, переходившими в драки. Так течение получало свою скандальную, однако очень широкую известность.
^ Футуризм в России
Учитывая общественно-политическую ситуацию в России, зерна футуризма упали на благодатную почву. Именно эта составляющая нового течения была, прежде всего, с энтузиазмом воспринята русскими кубофутуристами в предреволюционные годы. Для большинства из них «программные опусы» были важнее самого творчества.
Русские авангардисты начала века вошли в историю культуры как новаторы, совершившие переворот в мировом искусстве — как в поэзии, так и в других областях творчества. Кроме того, многие прославились как великие скандалисты. Футуристы, кубофутуристы и эгофутуристы, сциентисты и супрематисты, лучисты и будетляне, всеки и ничевоки поразили воображение публики. Они оказались провозвестниками современных «художественных стратегий» — то есть умения не только создавать талантливые произведения, но и находить самые удачные пути для привлечения внимания публики, меценатов и покупателей.
Период расцвета авангарда, 1912-1916 годы — это сотни выставок, поэтических чтений, спектаклей, докладов, диспутов.
Русский футуризм не вылился в целостную художественную систему; этим термином обозначались самые разные тенденции русского авангарда. Системой был сам авангард. А футуризмом его окрестили в России по аналогии с итальянским«. И течение это оказалось значительно более разнородным, чем предшествующие ему символизм и акмеизм.
Это понимали и сами футуристы. Один из участников группы «Мезонин поэзии», Сергей Третьяков писал: «В чрезвычайно трудное положение попадают все, желающие определить футуризм (в частности литературный) как школу, как литературное направление, связанное общностью приемов обработки материала, общностью стиля. Им обычно приходится плутать беспомощно между непохожими группировками <. >и останавливаться в недоумении между «песенником-архаиком» Хлебниковым, «трибуном-урбанистом» Маяковским, «эстет-агитатором» Бурлюком, «заумь-рычалой» Крученых. А если сюда прибавить «спеца по комнатному воздухоплаванию на фоккере синтаксиса» Пастернака, то пейзаж будет полон. Еще больше недоумения внесут «отваливающиеся» от футуризма — Северянин, Шершеневич и иные… Все эти разнородные линии уживаются под общей кровлей футуризма, цепко держась друг за друга!
Удар по эстетическому вкусу был лишь деталью общего намечавшегося удара по быту. Ни одна архи-эпатажная строфа или манифест футуристов не вызвали такого гвалта и визга, как раскрашенные лица, желтая кофта и ассиметрические костюмы. Мозг буржуа мог вынести любую насмешку над Пушкиным, но вынести издевательство над покроем брюк, галстука или цветком в петличке — было свыше его сил…».
Поэзия русского футуризма была теснейшим образом связана с авангардизмом в живописи. Не случайно многие поэты-футуристы были неплохими художниками — В. Хлебников, В. Каменский, Елена Гуро, В. Маяковский, А. Крученых, братья Бурлюки. В то же время многие художники-авангардисты писали стихи и прозу, участвовали в футуристических изданиях не только в качестве оформителей, но и как литераторы. Живопись во многом обогатила футуризм. К. Малевич, П. Филонов, Н. Гончарова, М. Ларионов почти создали то, к чему стремились футуристы.
В общем, очень скоро слова «футурист» и «хулиган» для современной умеренной публики стали синонимами. Пресса с восторгом следила за «подвигами» творцов нового искусства. Это способствовало их известности в широких кругах населения, вызывало повышенный интерес, привлекало все большее внимание.
^ Основные признаки футуризма:
— бунтарство, анархичность мировоззрения, выражение массовых настроений толпы;
— отрицание культурных традиций, попытка создать искусство, устремленное в будущее;
— бунт против привычных норм стихотворной речи, экспериментаторство в области ритмики, рифмы, ориентация на произносимый стих, лозунг, плакат;
— поиски раскрепощенного «самовитого» слова, эксперименты по созданию «заумного» языка;
— культ техники, индустриальных городов;
Источник: ronl.org
Русский футуризм
Футуризм (от итальянского futurum – будущее) – одно из течений декаданса, появился футуризм в России примерно в 1910 – 1912 гг. Несмотря на то, что футуризм являлся весьма чуждой вещью для русской классической литературы, он стал настоящим продолжением безыдейности русской литературы. Ранее безыдейность была выражена в декадентстве. Первым из русских поэтов термин «футуризм» использовал Игорь Северянин.
Футуризм в русской литературе распался на несколько объединений, самыми известными из них стали «Гилея», «Центрифуга» (Москва) и эгофутуристы (Санкт-Петербург). Самым влиятельным объединением считалась «Гилея».
Футуризм имел свои основные черты: бунтарство, футуризм выражал собой настроение народа; отрицание традиций культуры; отрицание привычных норм и понятий о стихотворной форме; различные эксперименты с ритмом и рифмами; попытка создать искусство будущего.
Русский футуризм, как и многие другие течения того времени, характеризуется противоречивостью и неоднородностью. Футуристы старались максимально возможно продемонстрировать свое враждебное и пренебрежительное отношение к действующим литературным и общественным нравам. Футуристы настаивали на разрушении старого мира.
Футуристы в России открыто заявили о себе в 1912 г. выпуском сборника с характерным футуристскому движению названием «Пощечина общественному вкусу». Сопроводили сборник кратким, но значимым манифестом, содержащем в себе призыв «сбросить» Пушкина, Достоевского и Толстого с «парохода современности». Этот манифест вошел в историю, а фраза про пароход стала очень известной цитатой. В манифесте также формулировались следующие права поэтов-футуристов: право на увеличение словаря производными словами и неологизмами; право на ненависть к языку, действующему до футуристов.
Русские футуристы усиливали и подчеркивали свою независимость от итальянских футуристов и называли себя «будетляне» (люди будущего). Первый сборник стихов «будетлян» вышел в 1910 г. и назывался он «Садок судей». В объединение поэтов на тот момент входили В. Маяковский, Д. Бурлюк, Хлебников и другие.
В 1914 г. Владимир Маяковский писал о том, что родились люди будущего, имея в виду футуристов. Игорь Северянин и Владимир Маяковский были двумя крайними полюсами футуризма в русской литературе. Идейные колебания внутри футуризма были очень велики, но это нисколько не мешало каждому поэту выражать свои определенные идеи.
Течение футуризма существовало в России не только в литературе, но и в архитектуре, дизайне, музыке, кинематографе и во многих других сферах искусств.
Очевидно, что «чистого» направления или стиля не может существовать ни в чем, в том числе, и в футуризме. В России единственным «чистым» представителем футуризма можно назвать архитектора Я. Чернихова. Он выпустил «Книгу архитектурных фантазий» и «Архитектуру будущего».
Русский футуризм подвергался очень сильной критике со стороны буржуазного общества. Произведения футуристов нигде не печатались, их никто не хотел покупать. В свою очередь, сами футуристы весьма смело критиковали современную литературу. Критике со стороны футуристов подвергались и символисты (символисты пытались преобразить мир искусством, чем и навлекли на себя гнев футуристов), и акмеисты, и некоторые другие течения.
Когда в России окончательно установилась советская власть, русский футуризм стал постепенно исчезать, так как не смог выдержать ужесточения критики в свою сторону. В итоге многие авторы попросту эмигрировали (например, Игорь Северянин), Владимир Маяковский покончил с собой, Велимир Хлебников и некоторые другие поэты умерли, другие и вовсе отреклись от идей футуризма (Борис Пастернак) и создали свой собственный стиль; некоторые из известных представителей русского футуризма совсем отходят от литературы и начинают заниматься, например, продажей редких книг, что в те времена было под запретом. В футуризме получил свое отражение перелом, происходивший в сознании людей в начале 20-го века. Существовал футуризм как своеобразное течение авангардизма, давшего очередной сильный толчок для развития культуры.
Источник: www.istmira.com