Футуризм как литературное направление русские футуристы

Русский футуризм — одно из направлений русского авангарда; термин, используемый для обозначения группы российских поэтов, писателей и художников, перенявших положения манифеста Филиппо Маринетти.

Родоначальниками русского футуризма считаются «будетляне», члены петербургской группы «Гилея» (Велимир Хлебников, Алексей Кручёных, Владимир Маяковский и Давид Бурлюк), в декабре 1912 года выпустившие манифест «Пощёчина общественному вкусу». Манифест призывал «бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч., и проч., с парохода современности» и формулировал 4 права поэтов:

1. Hа увеличение словаря поэта в его объёме произвольными и производными словами (Слово — новшество). 2. Hепреодолимую ненависть к существовавшему до них языку. 3. С ужасом отстранять от гордого чела своего, из банных веников сделанный, Венок грошовой славы. 4. Стоять на глыбе слова «мы» среди моря свиста и негодования.

«Гилея» была самым влиятельным, но не единственным объединением футуристов: существовали также эго — футуристы во главе с Игорем Северянином (Санкт — Петербург), «Центрифуга» (Москва), группы в Киеве, Харькове, Одессе, Баку. Члены «Гилеи» придерживались доктрины кубофутуризма; в его рамках появилась заумная поэзия, изобретённая Хлебниковым и Кручёных.

Литература 11 класс (Урок№10 — Футуризм в русской литературе начала ХХ век.)

Русский футуризм, в отличие от итальянского, был более литературным направлением, хотя многие из поэтов — футуристов экспериментировали и с изобразительным искусством. С другой стороны, футуризм был источником вдохновения для некоторых авангардных русских художников, таких как Михаил Ларионов, Наталья Гончарова и Казимир Малевич. Примером совместной работы поэтов и художников стала футуристская опера «Победа над солнцем», либретто которой написал Алексей Кручёных, а декорации оформил Казимир Малевич.

С установлением в России советской власти, футуризм постепенно стал исчезать.

Заключение

Наука сегодня пришла к выводу, приближающемуся к каббалистическому: все, что человек исследует, он исследует внутри себя.

Наука признает, что за любыми приборами, за любыми компьютерами, за любыми вычислениями, сенсорами стоит тот, кто это воспринимает. Человек оценивает все данные только относительно себя, вне своих свойств он ничего оценить не может.

И все устройства, системы строит для себя, под себя, исходя из своей сути. Поэтому любое наше впечатление, любое наше постижение субъективно. Нам необходима истинная, по-настоящему научная база для рассуждений о нашей сути, о наших ощущениях, потому что вне ее мы можем принять за правду всевозможные абсолютно бездоказательные теоретические рассуждения.

Футуристы писали манифесты, проводили вечера, где манифесты эти зачитывались со сцены и лишь затем — публиковались. Вечера эти обычно заканчивались горячими спорами с публикой, переходившими в драки. Так течение получало свою скандальную, однако, очень широкую известность.

Учитывая общественно — политическую ситуацию в России, зерна футуризма упали на благодатную почву. Именно эта составляющая нового течения была, прежде всего, с энтузиазмом воспринята русскими кубофугуристами в предреволюционные годы. Для большинства из них «программные опусы» были важнее самого творчества.

Серебряный век, как различать поэзию модернизма | Символизм, Акмеизм, Футуризм

Таким образом, философия будущего, основанная на науке каббала — это самая строгая и практичная из всех наук. Ведь ответив на вопрос о характере связи между причиной и следствием, она сможет ответить на вопросы о первопричине бытия, о смысле жизни, о свободе воли, о страдании, о самоубийстве, о том, как следует себя вести, о познаваемости мира.

Весь этот комплекс в его динамике предстает как особый развивающийся объект, открытый по отношению к внешней среде и обладающий свойствами саморегуляции. Он внедряется в среду, которая, в свою очередь, не просто выступает нейтральным полем для функционирования новых системных технологических комплексов, а является некоторым целостным живым организмом.

Именно так представляет современная наука глобальную экосистему — биосферу, и тогда технологические инновации уже нельзя представлять как переделку природного материала, который противостоит человеку и который тот может подчинять своей воле. Ведь если человек включен в биосферу как целостную саморазвивающуюся систему, то его деятельность может отрезонировать не только в ближайших, но и в отдаленных участках системы, и в определенных ситуациях вызвать ее катастрофическую перестройку как целого. Поэтому неизбежны определенные ограничения человеческой деятельности, ориентированные на выбор только таких возможных сценариев изменения мира, в которых обеспечиваются стратегии выживания. И эти ограничения накладываются не только объективными знаниями о возможных линиях развития объектов, но и ценностными структурами, пониманием добра, красоты и самоценности человеческой жизни.

Футуристы писали манифесты, проводили вечера, где манифесты эти зачитывались со сцены и лишь затем — публиковались. Вечера эти обычно заканчивались горячими спорами с публикой, переходившими в драки. Так течение получало свою скандальную, однако, очень широкую известность.

Наконец, философия будущего решит вопрос о том, что такое наука, как вообще возможно научное познание, каковы его границы и как оценивать его реальные результаты. Философия будущего — это научно — проверенное знание, конструирующее для нас истинную картину мироздания, выходящую за рамки имеющейся сегодня парадигмы.

Читайте также:  Как порадовать любимого мужчину в день рождения

Русский футуризм, как и другие учения декаданса, характеризуется неоднородностью и внутренней противоречивостью. Наряду с реакционным устремлением в сторону от реальной действительности и в нем нашли свое выражение протестантские, бунтарские мотивы, направленные против буржуазной действительности и литературы.

Свою враждебность господствующим, общественным и литературным нравы футуристы старались подчеркнуть всеми средствами, начиная от желтой кофты и разрисованных физиономий и кончая причудливым оформлением своих сборников, печатавшихся на обойной и оберточной бумаге.

Именно в подчеркивании своей «оппозиционности» заключается реальный смысл эпатажа футуристов. «Футуризм для нас, молодых поэтов, — писал Маяковский, — красный плащ тореадора, он нужен только для быков (бедные быки! — сравнил с критикой). Я никогда не был в Испании, но думаю, что никакому тореадору не придет в голову помахивать красным плащом перед желающим ему доброго утра другом».

Но не смотрия на разные взгляды футуризм занял свое место в литературе. Русский футуризм, в отличие от итальянского, был более литературным направлением, хотя многие из поэтов — футуристов экспериментировали и с изобразительным искусством. С другой стороны, футуризм был источником вдохновения для некоторых авангардных русских художников, таких как Михаил Ларионов, Наталья Гончарова и Казимир Малевич. Примером совместной работы поэтов и художников стала футуристская опера «Победа над солнцем», либретто которой написал Алексей Кручёных, а декорации оформил Казимир Малевич.

С установлением в России советской власти, футуризм постепенно стал исчезать.

Источник: studbooks.net

Футуризм в творчестве Маяковского

Литерагуру

Термин «футуризм» произошел от латинского слова “будущее”, зародилось направление в начале 20 века в Италии, в России наибольшее распространение получил в 1920-х годах, наиболее известными его представителями были В.В. Каменский, А.Е. Крученых и В.В. Маяковский.

Главные черты футуризма

  1. Основной идеей футуристов было полное отделение от “классической” культуры. Им было свойственно пренебрежение по отношению к традиционным правилам и канонам в искусстве. Они высмеивали старую школу даже в стихах.
  2. Они стремились совершить революцию в творчестве, поэтому нередко воспевали политические перевороты и бунты. Отсюда вытекает картина современного мира, изображенного постоянно в движении, меняющимся изо дня в день.
  3. Само творчество представлено как изобретение, продукт человеческого труда. На первый план выходит эстетика большого города и технического прогресса в противоположность естественному, природному миру, который так любили идеализировать поэты старой школы.
  4. Авторы экспериментировали со словообразованием, создавали причудливые словосочетания, неологизмы, размеры. Их творчество радикально отличалось от всего того, что было сделано ранее.
  5. Для идейно-тематического содержания работ футуристов характерна неприязнь к капитализму и всему, что с ним связано: господствующему классу, общепринятым моральным нормам, конформистской позиции церкви и т.д.

Особенности футуризма Маяковского

  1. Самое яркое отличие произведений Маяковского от других представителей футуризма заключается в преувеличении личности поэта, ему часто посвящаются хвалебные строки, он ставится выше других.
  2. Помимо отрицания и презрения ко всему, что было раньше, в работах Владимира Владимировича яро выражен протест к настоящему, он противопоставляет себя обществу и сложившемуся государственному строю. Взгляды и мысли поэта обращены к будущему.
  3. Красота заключена в городских пейзажах, бурной урбанистической жизни.
  4. Очень часто в своих произведениях Маяковский использовал метафоры (скрытое сравнение) для своих противопоставлений и звукопись (повторение одинаковых гласных или согласных).
  5. Ну и, конечно, не стоит забывать про его знаменитую “лесенку”, которая использовалась для выделения самых важных отрезков стихотворения.

Примеры из поэзии Маяковского

Будет луна.
Есть уже
немножко.
А вот и полная повисла в воздухе.
Это бог, должно быть,
дивной
серебряной ложкой
роется в звезд ухе.
(“Лунная ночь”).

Небольшая пейзажная зарисовка, в которой примитивная констатация факта сменяется сложным религиозно-философским объяснением, это создано для нарушения баланса стихотворения, избавления от гармонии, чтобы читавшим было труднее воспринять написанное, — это один из способов выражения антиэстетизма. Кроме того, здесь очевиден издевательский тон автора, когда речь заходит о религиозных предрассудках, пытающихся объяснить природные явления. Иронично перечисляя их, поэт пропагандирует антиклерикальные настроения.

Через час отсюда в чистый переулок
вытечет по человеку ваш обрюзгший жир,
а я вам открыл столько стихов шкатулок,
я – бесценных слов мот и транжир
(“Нате!”)

Здесь мы видим все отвращение, испытываемое поэтом к людям, он называет их попросту жиром, когда как себя он наоборот ставит выше остальных, представляясь носителем и владельцем слов и языка, да еще и тем, кто бесцеремонно швыряет их на ветер.

В данных строках происходит попытка донести до читавших одну из идей футуризма, про которую писалось выше, а именно приравнять искусство к продукту труда, а поэтов – к солдатам.

Адище города окна разбили
на крохотные, сосущие светами адки.”
(“Адище города”).

Ну и наконец, та самая игра со словами в попытках придать им абсолютно разные формы, не существующие в речи.

Читайте также:  Куда писать жалобу на паспортный стол

Поэтика русского футуризма

Манифест русского футуризма

Составлен был в 1912, призывает забыть все, что было до этого, избавиться от классических произведений под авторством Пушкина, Толстого, Горького и так далее и провозгласить футуристов единственными представителями их времени. Манифест требует уничтожить существующий русский язык, образ мыслей, сложившиеся ценности, чтобы заменить их на новые. Отрицает наличие здравого смысла и фальшивой красоты, предпочитая им эксперименты. Просит увеличить словарь с помощью произвольно составленных производных от уже имеющихся слов. Впоследствии текст манифеста увеличился, и в нем появились лозунги отделения искусства от государства, а также передача всех театров, музеев, художественных академий и так далее в руки самим деятелям искусства.

Источник: literaguru.ru

Футуризм. Светлое будущее как следствие скандала, войны и научно-технического прогресса

В отличие от своих предшественников, футуризм имеет точную дату рождения – 20 февраля 1909 года. В этот день в парижской «Фигаро» был опубликован манифест, написанный итальянским поэтом Филиппо Маринетти

image

Предшествующие футуризму новаторские направления создавались постепенно. Какие-то недовольные положением дел в искусстве художники творили революционные работы, ходили друг к другу в мастерские, выясняли общность взглядов, потом вместе выставлялись, иногда объединялись в группу и получали какое-то наименование, чаще всего — случайное и со стороны. И только после этого могли появиться тексты, декларирующие принципы нового направления. Т.е. грубо говоря, вначале было произведение, а потом — слово, его обозначающее. Так было с импрессионизмом, фовизмом, кубизмом и многими другими.

Футуризм породил совершенно иную традицию. Отныне новое направление начиналось, как и положено всему великому, со слова. Этим словом был манифест, в котором притихшему от изумления миру объявлялись базовые ценности и обоснование совершенно нового и небывалого искусства, и сообщалось, как это искусство зовут. При всем при этом манифест, т.е. слово, был же и первым произведением нового искусства, т.к. писался в соответствие с принципами, в нем провозглашенными. Других произведений пока не было.

В общем, 20 февраля 1909 года читатели «Фигаро» прочли приблизительно такой текст: «Мы хотим воспеть дух опасности, внушить энергию и отвагу.
Главными составляющими нашей поэзии будут храбрость, дерзость и мятеж.
До сих пор литература воспевала задумчивое бездействие, чувствительность и сон — мы провозглашаем агрессивное действие, лихорадочную бессонницу, гимнастическую поступь, опасный прыжок, пощечину и удар кулака.
Мы заявляем, что великолепие мира обогащается новой красотой — красотой скорости. Гоночный автомобиль прекраснее Ники Самофракийской.
Отныне нет красоты вне борьбы. Нет шедевра, если он не имеет агрессивного духа.
Мы хотим восславить войну — единственную гигиену мира, милитаризм и патриотизм.
Мы хотим уничтожить музеи, библиотеки, покончить с морализаторством, феминизмом и утилитаризмом.
Мы учреждаем сегодня футуризм, потому что мы хотим освободить Италию от омертвляющих ее профессоров, археологов, цицеронов и антикваров.
Мы будем воспевать рабочий шум, радостный гул и бунтарский рев толпы, пеструю разноголосицу революционного ритма».

Надо заметить, что в тексте нет ни слова о формальных признаках нового направления – все-таки для авангардизма «что» всегда было важнее «как», идея всегда релевантнее формы. «Как» было объявлено позже, в других манифестах, которых футуристы оставили после себя десятки.

Таким образом, было провозглашено искусство агрессивное, энергичное, милитаризованное и негуманистичное. Такое патриотическое воспитание в молодежном военно-спортивном лагере с техническим уклоном.

Название же этого искусства свидетельствовало о крайних амбициях Маринетти – если в других странах появлялись направления современного или самого современного искусства, то Италия должна была породить будущее искусство (латинское futurum – будущее). Поэтому, кстати, манифесты были одним из любимых творческих футуристических жанров – в самом деле, как создавать искусство будущего, если самого будущего еще нет? Только планировать и заявлять о намерениях. Все-таки отсталость – а Италия в то время была довольно неразвитой и в экономическом, и в культурном смыслах – хорошо сочетается с радикализмом.

А радикализма у футуристов хватало. Они собирались основательно переделать мир и человечество. Люди будущего должны были стать довольно высокими – от пяти до двадцати км ростом, передвигаться со скоростью 300 км в час, уметь летать – «в человеческом теле дремлют крылья», и состоять из легко заменяемых органов-деталей.

Города из железа и хрусталя будут висеть под облаками, в них вырастет новая цивилизация без нищеты, классов и голода. И даже растения будут расти быстрее. Все это должны были дать людям наука и техника, вторжение которых в начале 20 века в повседневную жизнь просто сносило крышу, настолько, что футурист Балла назвал своих дочерей Пропеллером и Светом. Да, еще – в этом дивном новом мире будет доминировать Италия.

Для того, чтобы встать на правильную дорогу, ведущую в это завораживающее будущее, нужно было немедленно отречься от всей той старой пыльной культуры, которой забита Италия, т.к. взгляд в прошлое мешает смотреть в будущее: «Тысяча музеев, сто тысяч панорам и руины на все вкусы. Нам это ни к чему!». Нужно воспеть технику, и военную – в особенности. И нужно быть очень злым, смелым и веселым – ведь тупое и косное человечество придется гнать в это прекрасное будущее железной рукой.

Читайте также:  Как плести модные фигуры из резиночек

Все это, конечно, сильно напоминает русскую революционную утопию. Не зря футуризм, хоть и в сильно национальном варианте, хорошо прижился в России. С другой же стороны, тут много близкого к фашизму – и Маринетти действительно его поддерживал и дружил с Муссолини. Вообще, разговоры об онтологическом противоречии между тоталитаризмом и авангардизмом – это неправильные разговоры.

Авангардизм некоторыми своими сторонами очень неплохо сочетается с тоталитаризмом. Например, он сам вполне тоталитарен в своих претензиях на обладание истиной. Он тоталитарен в своем утопическом проекте перестройки мира и в радикальных средствах построения утопии. Собственно, история доказала эту близость – тот же футуризм служил двум тоталитарным режимам, в Италии и в СССР.

Э. Прамполини. Муссолини архитектонический

Другое дело, что потом эти режимы от него отвернулись – уже устоявшимся режимам революционаризм не требуется. А сбой, который эта схема дала в нацистской Германии, объясняется, скорее всего, личными пристрастиями ее фюрера – все-таки он был художником, просто вкусы у него в этой области были вполне традиционными — стиль его работ близок к модерну. А так нацизму и национальному немецкому авангардистскому направлению – экспрессионизму – было на чем сойтись. Обе доктрины работали на поле мифа о крови и почве, хоть и по-разному.

Ну, ладно, надо поговорить и о чисто художественной практике футуризма, не все же время его участники писали манифесты. На призыв Маринетти (несмотря на «Мы», постоянно употребляемое в его манифесте, он представлял только себя) первыми откликнулись художники Джакомо Балла, Умберто Боччони, Карло Карра, Луиджи Руссоло и Джино Северини – они же стали и главными фигурами в новом направлении. Написав, конечно же, манифест – ну, куда в футуризме без манифеста– они определили, как должно выглядеть новое искусство. Приветствовалось все, что способствует изображению движения, скорости, энергии, агрессии и напора.

К. Карра. Похороны анархиста Галли

Для этого использовались: акцентуация силовых линий в композиции;

Л. Руссоло. Восстание

сдвиги, наплывы и пересечения планов;

У. Боччони. Смех

изображение объекта в разных стадиях движения.

Дж. Северини. Голубая танцовщица

В последнем случае было сформулировано положение о том, что «у бегущей лошади не четыре ноги, а двадцать, и движения их треугольны».

Дж. Балла. Динамизм дога

Краскам полагалось быть яркими, бьющими в глаза.

Дж. Северини. Санитарный поезд, мчащийся через город

Естественно, поменялись приоритеты в тематике изображений. Стали предпочтительны не закаты-рассветы, ню, цветочки в вазе и острова мертвых, а техника, социально важные события, война.

Дж. Северини. Бронепоезд

Появляется новый, технически оснащенный жанр пейзажа – аэроживопись, т.е. вид на окрестности с самолета.

Т. Крали. Пике над городом

При всем при этом у футуризма, как и у других течений раннего авангардизма, наблюдается непреодолимая тяга к абстракции.

Дж. Балла. Пессимизм и оптимизм

Спад движения начался в 1914 году. Причинами его стали внутренние разногласия, война, идеологическая и формальная исчерпанность и гибель на фронте двух футуристов — Боччони и Антонио Сант-Элиа. Некоторый всплеск движение переживает после прихода к власти фашистов, но через некоторое время его деятельность затухает. Несмотря на почет, окружавший футуристов – Маринетти даже стал академиком – укрепившийся режим нашел опору в проверенном веками стиле – неоклассицизме, куда перекочевали и некоторые футуристы.

Дж. Северини. Материнство

Футуризм был мощным и влиятельным направлением в авангардизме. Помимо живописи и поэзии он проявил себя в архитектуре.

А. Сант-Элиа. Урбанистический рисунок

Правда, подобную архитектуру впоследствии стали называть бумажной – построено ничего не было. Но влияние на последующих архитекторов, особенно, на конструктивистов, и особенно – на советских, она оказала колоссальное. Кроме того, футуризм отметился в музыке, предвосхитив т.н. конкретную музыку, и в скульптуре.

У. Боччони. Единые формы в пространственной длительности

Помимо всего этого, футуризм придумал крайне важную для авангардизма штуку – он превратил скандал, имевший ранее в искусстве необязательный характер, в часть художественной практики. Практически любое публичное появление футуристов относилось к этому монументальному жанру. Истоки его, как ни странно звучит, лежат в романтизме, в эксплуатируемой им оппозиции «одинокий творец-толпа профанов». Просто футуристы драматизировали и гиперболизировали эту оппозицию, намеренно провоцируя этих тупиц и снобов, оскорбляя их и эпатируя. Кроме того, как мы знаем, скандал – лучший способ донести свою позицию до большой аудитории, как всегда косной и равнодушной ко всему новому и гениальному.

Источник: adindex.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Lady Today