Карл Фаберже – российский ювелир, легендарный создатель пасхальных яиц, которые ценятся среди коллекционеров всего мира. После революции потерял большую часть своих шедевров и был вынужден эмигрировать в Европу.
Словосочетание «яйца Фаберже» вызывают в памяти картинки прекрасных, изящных и невероятно дорогих произведений искусства, которые мечтали заполучить августейшие особы из всех монарших семей планеты. Филигранные работы великого российского мастера Карла Фаберже до сих пор поражают воображение, при их рассмотрении сложно поверить, что все это великолепие создал человек.
Среди предков творца были немцы, французы, датчане и эстонцы, однако именно он стал основателем первой русской ювелирной школы, где во главу угла всегда ставились уникальность и безупречное качество выполненных шедевров.
Более ста лет прошло со смерти Карла Фаберже, но его работы становятся только ценнее. Сегодня на мировых аукционах за них предлагают баснословные деньги, и количество желающих приобрести эти произведения искусства только растет.
История легендарных Яиц Фаберже
Детство и юность
Фаберже родился 18 мая 1846 года в Петербурге. Отец мальчика был прибалтийским немцем, переехавшим из Лифляндии в Пруссию. Мать по национальности была датчанкой и являлась дочерью художника.
Обосновавшись в городе на Неве, Густав Фаберже открыл собственную ювелирную мастерскую, но через несколько лет решил перебраться в Дрезден.
Маленький Карл с раннего возраста демонстрировал выдающиеся способности к искусству. Образование будущий мастер получил достойное: сначала он окончил петербургскую гимназию, затем стал изучать коммерческое дело в Дрездене, и, наконец, поступил в школу известного франкфуртского мастера Йозефа Фридмана.
Получив солидный багаж знаний, в 1864 году юноша вернулся в Петербург и стал помогать отцу реставрировать старинные драгоценности и ювелирные изделия. Позже Карл устроился в Эрмитаж, где продолжил работать с уникальными предметами искусства.
Уже в 24-летнем возрасте Фаберже возглавил петербургскую фирму отца. На тот момент коллектив состоял из нескольких десятков мастеров, которых Карл привез из Европы.
Шедевры Фаберже
После десяти лет самостоятельной работы Фаберже принял участие в московской художественно-промышленной выставке, где его работы попали в поле зрения императора Александра III. Встреча с царем стала переломным моментом в биографии будущего маэстро. Императорская семья сделала Карла одним из самых близких ко двору человеком. Александр Александрович с гордостью демонстрировал его работы европейским знакомым, изделия молодого мастера отправляли в подарок родственникам Романовых по всему миру.
В начале 20-го века Фаберже стал «мастером Парижской гильдии ювелиров» и был удостоен наполеоновского ордена Почетного легиона. Возросшая популярность и стабильный доход позволили ювелиру начать строительство нового здания фирмы, проект которого создал Карл Шмидт – один из родственников семейства. На нижнем этаже разместились мастерские и магазин готовой продукции, а остальные три были отведены под жилье.
Первое драгоценное яйцо Фаберже представил в 1885 году. Оно было создано по личному заказу государя и преподнесено на Пасху императрице Марии Федоровне. Изделие называлось «Курочкой» и представляло собой белое эмалевое яичко, в которое была заключена маленькая золотая курочка с рубиновой короной внутри.
Справедливости ради стоит отметить, что идея создания яиц с сюрпризом возникла еще до Карла – в 18-м веке. Подобными шедеврами владели родственники Александра III из Дании. Император решил заказать супруге подарок, напоминающий о детстве и о родине.
Мария Федоровна от такого сюрприза была в полном восторге. Вскоре Карла зачислили в придворные ювелиры и стали регулярно снабжать интересными заказами. Поначалу Фаберже изготавливал по одному драгоценному яичку в год, но потом это количество увеличилось до двух – для царицы и матери императора.
Мастер лично утверждал эскиз, после чего к работе приступали лучшие мастера компании. Среди самых талантливых сотрудников Фаберже были Эрик Коллин, Август Хольстром, Михаил Перхин. Со временем штат служащих ювелирного дома разросся до пятисот человек.
Увлечение ювелирными пасхальными яйцами быстро распространилось по всей Европе. Стали поступать заказы из-за границы: работы знаменитого российского мастера отправлялись к таким высокопоставленным семействам, как Ротшильды, Юсуповы, Мальборо и Кельхи.
Шедевры Фаберже были поистине уникальными. Карл не боялся экспериментировать и использовал для своих творений самые неожиданные решения. Мастер работал не только с драгоценными материалами – часто в его изделиях можно было встретить полудрагоценные камни и другие «неювелирные» заготовки. Однако филигранность, с которой была выполнена каждая вещица, поражала воображение самых искушенных особ.
Главной отличительной особенностью работ Фаберже была уникальная эмаль, благодаря которой изделия приобретали многослойный вид. Мастер использовал технику гильоширования – создание легкой паутинки узорных насечек, покрытых несколькими слоями лака. Таким способом украшались часы, портсигары, табакерки, шкатулки и столовые сервизы.
На предприятии Фаберже выпускались не только эксклюзивные товары, но и продукция массового спроса. Незадолго до революции торговый дом запустил выпуск посуды, портсигаров и медных чарок. Но мировую славу фабрике принесли именно драгоценные яйца, изготовленные по заказу императорской семьи. Всего Романовым было передано более пятидесяти уникальных яиц с секретом.
Как и многие предприятия, после революции фабрика Фаберже подверглась национализации. Большевиками были конфискованы все запасы драгоценных материалов и множество готовых изделий. Небольшую часть шедевров удалось вывезти в Финляндию, где к тому времени обосновались сыновья Карла.
Советской власти нужны были деньги, и все творения знаменитого мастера были распроданы. Несколько пасхальных яичек приобрел Эммануил Сноумэн – представитель торгового дома «Wartski» из Британии.
В 1918 году Карл тайно покинул Россию и перебрался в Ригу. Когда большевики вторглись в Латвию, он был вынужден бежать в Германию. Позже ювелир переехал во Франкфурт-на-Майне, где тоже прожил недолго.
Последние годы биографии гений провел в городе Висбаден. Он был разорен и совершенно разбит. По словам современников Фаберже, на склоне лет он часто повторял фразу, что «жизни больше нет».
История яиц Фаберже продолжается и сегодня. В «нулевых» благодаря российскому миллиардеру Виктору Вексельбергу на родину вернулось 9 уникальных изделий, в числе которых и знаменитая «Курочка». Помимо этого, предприниматель поспособствовал открытию в Санкт-Петербурге музея великого создателя.
Личная жизнь
У Карла была единственная спутница жизни – Огюста Джулия Джейкобс. В 1872 году молодые люди сыграли свадьбу, и через два года в семье появился первенец Евгений. Юноша работал компании отца, но после революции был вынужден перебраться во Францию.
Второй сын – Агафон – родился в 1876 году. Молодой человек также участвовал в семейном бизнесе, а позже был принят на должность оценщика при императорском дворе. В конце 1920-х Агафон эмигрировал в Финляндию, где закончил свои дни практически без средств к существованию.
В 1877-м у мастера родился еще один сын – Александр. Вместе со старшим братом Евгением он уехал во Францию, где открыл компанию «Фаберже и К». Четвертый ребенок – Николай – осчастливил родителей своим появлением в 1884 году. Став взрослым, он присоединился к семейному делу и стал ювелирным дизайнером. Как и все братья, остаток жизни Фаберже-младший провел за границей.
На шестом десятке в личной жизни мастера произошли изменения. Он увлекся молоденькой певичкой Амалией Крибель, имевшей чешские корни. Развод с супругой мог стоить уважаемому мэтру репутации, но и забыть о своей новой возлюбленной он не мог. Раз в год Карл отправлялся в путешествие по Европе в сопровождении юной исполнительницы.
Амалия вышла замуж за влиятельного грузинского князя, однако этот брак продлился недолго. Биография этой девушки крайне интересна: она была завербована немецкой и австрийской разведкой, ее часто сравнивали с Мата Хари. В итоге российские спецслужбы вышли на след шпионки и сослали ее в Сибирь. Самому Фаберже связь с Крибель доставила немало неприятностей.
Смерть
Карл страдал сердечным заболеванием, поэтому врачи строго-настрого запретили ему курить. Последние годы мастер провел на берегу Женевского озера, известного своим благоприятным климатом.
Ювелир, посвятивший себя созданию уникальных шедевров, так и не смог оправиться от того, что с ним сделала советская власть. По некоторым оценкам, большевики отобрали у него изделий почти на полмиллиарда долларов, не говоря уже о недвижимости в России.
Нарушив предписание врачей, 24 сентября 1920 года, знаменитый мастер закурил крепкую сигару. Не выкурив и половины, автор самых дорогих в мире пасхальных яиц скончался от сердечного приступа. Похоронили Фаберже в Каннах, на местном кладбище Гран-Жас.
Память
- Мемориальная доска в Киеве
- Площадь Карла Фаберже в Санкт-Петербурге
- Музей мастера в Баден-Бадене
- Мемориальная доска на ювелирном салоне в Одессе
- Колледж декоративно-прикладных искусств имени К. Фаберже в Москве.
Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter .
Источник: biographe.ru
Музей Фаберже на Фонтанке в Санкт-Петербурге: цена, адрес, выставки
Музей Фаберже — сравнительно новый музей, расположенный в Северной столице. Свои двери для любителей искусства он открыл всего лишь пять лет назад, и с тех пор встречает множество жителей и гостей города, который восхищаются изяществом, красотой экспозиции и убранством музея.
Коллекция Фаберже нашла свое место в одном из самых красивых дворцов, расположенных на набережной Фонтанки — это профессионально отреставрированные пенаты Шуваловых — Нарышкиных. Большинство экспонатов представляют собой потрясающие шедевры ювелирного мастерства, а главной ценностью коллекции являются яйца мастерской Фаберже, созданные в конце XIX века и начале XX столетия. Кроме этого, Музей Фаберже демонстрирует множество других произведений искусства.
История музея
История музея началась уже в XXI веке, когда Виктор Вексельберг приобрел богатейшую коллекцию яиц Фаберже из Императорской серии. Ранее они находились во владении миллиардера из США Малкольма Форбса. Именно благодаря Форбсу огромное количество произведений Фаберже было собрано в одном месте, так как миллиардер был поклонником творчества мастера. Много лет он самостоятельно искал и выкупал ювелирные изделия, бережно храня их.
Вся коллекция должна была быть продана отдельными лотами, но Вексельбергу удалось приобрести ее полностью. В результате уникальное собрание не разлетелось по миру, а переехало в Россию.
На основе этой коллекции и был создан Музей Фаберже, а для размещения огромного собрания выбрали дворец Шуваловых. В течение семи лет дворец реставрировали на частные средства, а затем экспозиция официально въехала в обновленное и роскошное здание.
Владелец
Учредителем музея значится фонд Виктора Вексельберга “Связь времен”, поддерживающий сохранение исторического и культурного наследия. Директором музея является Владимир Воронченко, который до сих пор управляет им.
Создатели сразу же определили свою позицию: музей был создан не ради получения денег, а для возвращения утраченных произведений искусства в Россию
Помимо экспозиционной работы, в музее регулярно проводится выставочная деятельность и функционирует научный центр. Благодаря этому гости города и местные жители могут узнать больше о мастере Фаберже, русском искусстве и его истории.
Залы
Первым делом посетителей музея Фаберже встречает парадная лестница, которая ведет к основным помещениям дворца. Здесь каждый может сам решить, с чего начинать осмотр экспозиции. В центре расположено сердце коллекции — пасхальные яйца Карла Фаберже, которые выставлены в Синей гостиной. Экскурсионный маршрут, однако, начинается с правой двери — Рыцарского зала.
Рыцарский зал не связан со светской жизнью петербургской элиты, и его интерьер отсылает нас к теме средневекового турнира. Все экспонаты посвящены военной тематике, это потрясающие серебряные чаши и посуда. Каждый предмет из столового серебра украшен гербом Российской Империи.
Одна из дверей зала ведет в Бежевую гостиную. Именно здесь были бережно собраны экспонаты, демонстрирующие уникальную технику русской эмали, выполненную придворной фирмой Павла Овчинникова. Красная гостиная тоже посвящена русскому серебру, здесь можно увидеть невероятной красоты изделия ювелирных фирм, которые поставляли серебро Императорскому Двору.
После Красной гостиной посетители, наконец, попадают в сердце музея — Синюю гостиную. Здесь бережно хранятся самые главные драгоценности всей коллекции, пасхальные яйца Карла Фаберже. После этого можно пройти в Золотую гостиную, где размещены работы ювелирного дома мастера для семьи Романовых. Это табакерки, ювелирные украшения и подарки.
Следующим залом в экскурсии станет Авантзал. Он наполнен потрясающими эмалями, которые пленяют своей цветовой глубиной и изяществом. Здесь создатели собрали предметы ежедневного обихода богатейших представителей царской России. Это драгоценные часы, театральные бинокли и пудреницы, наборы для маникюра и многое другое.
После этого посетители могут осмотреть Голубую и Белую гостиные, а также потрясающий Готический зал, где собраны русские иконы с ювелирными окладами.
Экспонаты
На сегодняшний день коллекция музея включает в себя более четырех тысяч всяких штуковин. Среди них не только знаменитые пасхальные яйца, но и другие ювелирные изделия, представляющие собой уникальную ценность, это
- культовые предметы
- столовое серебро императорской семьи
- драгоценности, созданные домом Фаберже
Кроме того, среди экспонатов можно встретить работы современников мастера. Это Сазиков, Овчинников, Рюкерт, Хлебников и другие, кто в свое время мог считаться соперником Фаберже. Выставочный зал музея демонстрирует полотна таких знаменитых русских художников, как Айвазовский, Брюллов, Маковский, Семирадский и множество других.
Создатели и управляющие музея могут похвастаться тем, что являются обладателями первого и последнего из пятидесяти императорских пасхальных яиц, изготовленных знаменитым Карлом Фаберже
Яйца Карла Фаберже
За всю свою творческую жизнь Карл Фаберже сотворил 71 пасхальное украшение удивительной красоты и драгоценности.
Из них 52 принадлежало императорской семье, однако до наших дней сохранилось только 47 яиц. Музей представляет 11 из них, каждое из которых является уникальным произведением искусства.
Курочка
Самое первое императорское украшение в виде яйца Фаберже произвел в 1885 году, оно получило название “Курочка”. Мастеру заказал его сам Александр III, пожелавший преподнести в качестве подарка своей жене, императрице Марии Федоровне. В процессе создания своего произведения Фаберже ориентировался на аналогичные ювелирные изделия, уже произведенные европейскими мастерами.
Фаберже удалось создать уникальную собственную версию европейского произведения.
Непрозрачная опаковая эмаль стала скорлупой, а желток был создан из непрозрачного золота. Внутри матового желтка и находится птичка, для которой материалом изготовления послужило мозаичное золото. Внутри можно увидеть крошечную императорскую корону, созданную, как рубиновое яйцо — кулон.
Украшение настолько впечатлило супругу Александра III, что император назначил Фаберже Придворным поставщиком, который ежегодно должен был выполнять заказ для государя.
Ренессанс
Потрясающее по своей красоте и роскоши яйцо представляет собой последний подарок Александра III своей супруге. Императора не стало в тот же год. Фаберже создал яйцо-шкатулку из агата, а оправу изготовил из золота с полихромной эмалью. На оправе можно увидеть львиные маскароны, алмазы и рубины.
Над украшением трудился один из мастеров фирмы, который взял за основу принципы создания голландских мастеров. На верхней части изделия можно заметить дату создания украшения, выложенную алмазами.
Бутон розы
Когда император Александр III скончался, его сын, Николай II, сохранил традицию отца дарить супруге на Пасху особое украшение, изготовленное ювелирным домом Фаберже. В 1895 году император преподнес Александре Федоровне яйцо под названием “Бутон розы”. Считается, что, таким образом, он выразил признание в любви к императрице.
Само яйцо выполнено в неоклассическом стиле. Сверху его покрывает слой прозрачной земляничной эмали. Декорировано изделие изящными золотыми венками, гирляндами из листьев и изящными алмазными стрелами. На самом верху находится изображение Николая II, выполненное на слоновой кости.
Коронационное
Данное украшение считается полноправным символом “Связи времен”. Именно это яйцо является одним из наиболее известных изделий Фаберже. Изделие было посвящено коронации императоров и подарено Александре Федоровне.
Внутри находится абсолютная копия коронационной кареты, которая была создана при Екатерине II. Интересно, что при реставрации кареты, мастера ориентировались именно на ее миниатюрную копию в яйце.
Модель украшают символы императорской семьи и бриллиантовая корона, а само яйцо покрыто эмалью и ветвями из золота.
Экскурсии
Каждый час в музее проводятся организованные экскурсии для индивидуальных посетителей, однако стоит заранее приобретать билеты с экскурсиями. Для удобства посещения музея в Красной гостиной можно воспользоваться большой схемой, на которой собрана вся информация по расположению залов и экспонатам, расположенных в них. Кроме того, можно бесплатно воспользоваться путеводителем по музею.
Цена билета в 2021 году
- Стоимость обычного входного билета на сегодняшний день составляет 450 рублей
- Билет с экскурсионным обслуживанием обойдется в 600 рублей
Где находится
Адрес
Музей Фаберже расположен на набережной реки Фонтанки, в доме под номером 21
Метро
Гостиный двор, Маяковская
Как добраться
Интересные места рядом
- Русский музей
- Енотовиль или дом енотов
- Александринский театр
- Доходный дом графа М. П. Толстого
- Музей Анны Ахматовой в Фонтанном Доме
- Музей-квартира И. И. Бродского
Похожие статьи:
- Зеркальный лабринт
- Государственный музей Выборгский замок
- Музей М. В. Ломоносова в Санкт-Петербурге
- Дом музей Шаляпина
Источник: peterburg.guide
Музей Фаберже в Петербурге, пасхальные яйца
Музей Фаберже мы оставили на вторую половину дня после музея Достоевского и Лавры . Кстати сказать, первоначально музей Фаберже не входил в нашу программу. Однако близкое расположение к Невскому проспекту заставило нас изменить маршрут. И мы нисколечко не пожалели об этом. От музея одни положительные эмоции. Я бы даже сказала, что он мне понравился больше, чем Эрмитаж с его строгими правилами и запретами.
Музей размещается в большом доме, до революции принадлежавшем роду Шуваловых. Скорее даже можно считать это строение дворцом. Возводился дом примерно в середине 19 века.
Музей Фаберже: история
История создания музея началась в 2004 году. Именно тогда российский бизнесмен Вексельберг после смерти миллиардера Форбса приобрел коллекцию изделий фирмы Фаберже. Дело в том, что до революции Фаберже был один из главных поставщиков ювелирных изделий для дома Романовых. В 1918 году его компания прекратила свою деятельность. Сам же ювелир, как и многие другие, перебрался за границу.
Нестабильное положение в государстве привело к тому, что многие шедевры Фаберже были проданы, другие просто исчезли в неизвестном направлении.
Для возвращения ценных предметов русского ювелирного искусства на родину был создан специальный фонд «Связь времен». Собственно он в дальнейшем и занимался созданием нынешней коллекции музея.
Вместе с тем, заслуживают внимания не только экспонаты музея, но и интерьеры Шуваловского дворца. Первой посетителей музея встречает совершенно потрясающая лестница.
А еще мне запомнились Красная, Синяя, Золотая гостиные, Готический зал, Верхняя буфетная с большой вазой. Все они изображены по порядку на фотографиях ниже. Надо сказать, особое место среди залов занимает Синяя гостиная. В ней демонстрируются главные экспонаты музея — пасхальные яйца Фаберже.
Музей Фаберже: пасхальные яйца
Как я уже писала, яйца Фаберже размещаются в Синей гостиной дворца. Каждое из них занимает отдельную витрину и обладает своим собственным секретом.
Яйцо «Курочка»
Надо сказать, все началось с простого, на первый взгляд, пасхального яйца «Курочка». Его заказал у Фаберже в 1885 году Александр III как подарок своей супруге. С тех пор заказы пасхальных яиц для императорского дома стали постоянными. Как видно на изображении, в «Курочку» входят скорлупа, желток и сама птичка. Они вкладываются друг в друга по принципу матрешки.
Первоначально в курочку вкладывалась миниатюрная корона, но, к сожалению, она утеряна.
Яйцо «Ренессанс»
Яйцо «Ренессанс» изготовили в 1894 году также для супруги Александра III. Оно представляет из себя шкатулку и, конечно, первоначально содержало какой-то сюрприз. Но, что это было, мы теперь вряд ли узнаем. В настоящий момент шкатулка пустует.
Яйцо «Бутон розы»
После смерти Александра III его сын Николай II продолжал заказывать пасхальные яйца у Фаберже. Теперь он заказывал два изделия для матери и супруги, которые не очень ладили между собой. Перед Фаберже стояла непростая задача создания двух непохожих, но одинаково роскошных яиц. «Бутон розы» был первым пасхальным сувениром для супруги Николая II. Император подарил его в 1895 году своей жене, в которой он души не чаял.
Как и в «Курочке» цветок вкладывается в яйцо, а при нажатии на кнопку бутон открывается. В бутон ранее вкладывалась миниатюрная корона. На сегодняшний день она тоже, к сожалению, утрачена.
Яйцо «Коронационное»
Яйцо «Коронационное» Николай II преподнес своей супруге в 1897 году. Тематика и название подарка не случайны. Он был посвящен венчанию императорской четы на царство. В яйцо вкладывалась миниатюрная карета — копия той, в которой молодая императрица въехала в Москву. Кстати, в такой же карете венчалась на царство Екатерина Великая.
Кроме кареты и самого яйца в подарок входила бриллиантовая подвеска. Как это ни грустно, в революционные годы подвеска исчезла в неизвестном направлении. Впрочем, как и многое другое из царских сокровищ.
Яйцо «Ландыши»
Далее у нас ну просто необыкновенной красоты яйцо «Ландыши». Его поверхность покрывают любимые цветы императрицы-ландыши с цветами из жемчужин. Сверху яйца — миниатюрные портреты супруга и двух старших дочерей. Секрет изделия в том, что при желании портреты убираются внутрь яйца. Фирма Фаберже изготовила этот подарок в 1898 году.
Трудно даже себе представить, сколько стоит такая красота.
Яйцо «Петушок»
Раньше у нас была Курочка, а теперь яйцо «Петушок». Как видно на фотографии, в изделие вставлен часовой механизм. Петушок же, который сейчас застыл неподвижно сверху, раньше находился в основном внутри яйца. При нажатии кнопки он выскакивал из него, хлопал крыльями и кукарекал. Подарок датируется 1900 годом.
Яйцо «Пятнадцатилетнее царствование»
Яйцо «Пятнадцатилетнее царствование» посвящается важной дате императорского дома. Как раз в 1911 году с момента коронации Николая II прошло 15 лет. Яйцо показалось мне немного скучноватым без изюминки. Как видно из фотографии, его украшают портреты членов царской семьи. Никакого сюрприза внутри яйца нет, хотя и очень бы хотелось.
Яйцо «Лавровое дерево»
В лавровом дереве на фотографии трудно узнать обычное пасхальное яйцо. Хотя в сопроводительных бумагах изделие значится как яйцо. Оно тоже, как и предыдущее, датируется 1911 годом. Правда, изготовлено яйцо для другой дорогой для императора женщины-его матери. Она очень любила пернатых, поэтому яйцо обладало соответствующим секретом.
Из-под крышки на вершине дерева к всеобщей радости выскакивала птичка. Она двигалась в разные стороны и заливисто пела. Надо сказать, птичка совсем крохотная и ее не так-то просто разглядеть.
Яйцо «Орден Святого Георгия»
Следующее пасхальное яйцо «Орден Святого Георгия» заказывалось в 1916 году. Тогда Россия вступила во Вторую Мировую войну. Надо отметить, по сравнению с другими подарками оно выглядит довольно аскетично. Это и вполне понятно. Во-первых, деньги казны преимущественно тратились на военные цели.
А во-вторых, многие сотрудники фирмы Фаберже ушли на фронт. Яйцо предназначалось в подарок матери Николая II.
Яйцо герцогини Мальборо
Кроме императорской семьи яйца у Фаберже заказывали и другие аристократы как в России так и зарубежом. Ввиду высокой цены изделий круг таких лиц был очень ограничен. Яйцо со змеей приобрела английская аристократка герцогиня Мальборо в 1902 году. В дальнейшем она продала это яйцо третьему лицу. Потом оно попало к Форбсу. Как видно на фотографии, яйцо обладает часовым механизмом.
Голова же змеи указывает на время.
Пожалуй, на этом мы и закончим знакомство с выставкой. Надо сказать, музей Фаберже настолько интересен, что захотелось вернуться сюда еще не один раз. Хотелось бы, более подробно осмотреть каждый его экспонат. Однако время, которого у нас не так много, поджимает. График у нас довольно плотный.
Хотя были бы силы и время, я бы еще с удовольствием походила по залам.
Источник: yaplusoni.ru