Российский балет как отдельный вид искусства зародился еще в XVI веке — расскажем, почему именно в России балет достиг пика своего развития и совершенства.
Балет формировался и совершенствовался в России почти 300 лет. Сегодня этот возвышенный творческий вид искусства является национальным достоянием русской культуры.
Именно в России появились самые почитаемые в мире балетные труппы и театры, именитые танцоры, покорившие сердца десятков и даже сотен тысяч зрителей. Но с чего все началось?
Как появился балет
Балет появился в Италии в XVI веке, а само слово «балет» происходит от итальянского слова ballare, что означает «танцевать». Сам термин «балет» появился в Италии для отдельного эпизода, передающего определенное настроение. Итальянская знать очень любила дворцовые представления, что позволяло различным видам танцев активно развиваться в это время.
Нарядные костюмы и торжественные залы не допускали неорганизованных беспорядочных движений, поэтому со знатью занимались танцмейстеры — учителя танца, руководившие целыми группами танцоров. Постепенно танец становился все более театральным.
Французская аристократия была впечатлена достижениями итальянцев в танце, поэтому их стали приглашать для выступлений на королевских торжествах и во Францию. В тот же период появились первые нотации — системы записи танца музыкальными знаками, поскольку появилась необходимость повторять в точности движения снова. Известным автором одной из таких систем был Туан Арбо.
Когда провели первый спектакль
В 1581 году итальянский танцмейстер Бальдасарино ди Бельджойозо (во Франции его называли Бальтазар де Божуайё), приглашенный ко двору королевой Екатериной Медичи, ставил пышные и запоминающиеся придворные представления. Екатерина Медичи вышла замуж за французского короля Генриха II, именно она ввела в придворную жизнь Франции ранние танцевальные стили.
Одно из ниболее известных его представлений в то время — «Цирцея, или Комедийный балет королевы» — считается первым в истории музыкального театра балетным спектаклем, в котором соединились танец, музыка и речь. Сюжет для представления был взят из античной мифологии. Традиционно считается, что именно 15 октября 1581 года стал днем рождения балета.
Развитие балета
Танцевальные представления, столь популярные при королевских дворах, росли в размерах, роскошь доходила до предела, и для того, чтобы все участники мероприятия могли насладиться представлением, их начали проводить на возвышенных платформах. Так постепенно знатные персоны перестали танцевать сами на балах и начали приглашать для этого профессиональных танцоров.
Если изначально танцоры носили маски, многослойные костюмы, крупные украшения и огромные головные уборы, то в дальнейшем, по мере развития танца, количество одежды уменьшалось, ведь под несколькими слоями одежды было сложно двигаться. Танцевальные па включали прыжки, скольжения, реверансы, плавные повороты и постепенно усложнялись и доводились до совершенства.
В течение последующих 100 лет балет систиматизировался как отдельное направление, у него появился собственный набор базовых движений, которые получили отдельные названия.
Почему российский балет получил всемирное признание
Первым танцмейстером, прибывшим в Россию, был франзуз Жан-Батист Ланде. В 1738 году под его руководством в Санкт-Петербурге была основана вторая в мире школа балета, которая продолжает работать и сегодня, — это академия русского балета им. А. Вагановой. Мастерство и талант французов и итальянцев, приезжавших с выступлениями к царскому двору, вдохновило знать на развитие балета в России.
Театральные представления всегда вызывали интерес у изысканных творческих натур — известно, что Пушкин любил балет и восторгался балериной Авдотьей Истоминой — одной из первых россиянок, вставшей на пуанты.
Для обучения и постановки первых спектаклей в Россию приглашали выдающихся зарубежных балетмейстеров, таких как Дило, Перро, Сен-Леона, а также Петипа, который проработал в Мариинском театре больше тридцати лет. Таким образом, русская школа балета, усвоив первоначальную зарубежную базу, начала развиваться в собственном направлении. Природная пластичность и талант русских танцоров, умноженные на усердие и ежедневный многочасовой труд, дали свои плоды.
Выдающейся особенностью русского балета, помимо тонко отточенных навыков, развития собственной русской балетной системы, которая вобрала в себя наработки народных танцев, стала музыка, так же оказывающая мощное воздействие на зрителя.
В действительности настоящий переворот в музыке, создаваемой для балета, совершил Петр Ильич Чайковский. Именно он совместно с Петипа участвовал в создании известного на весь мир спектакля «Лебединое озеро». Они совместно работали еще над двумя популярными постановками — «Спящей красавицей» и «Щелкунчиком».
15 фактов о русском балете
С тех пор, как балет начал развиваться в России, он претерпел множество изменений и приобрел свой особенный, узнаваемый почерк. Расскажем ниже о том, чем славится российский балет, а также о его отличительных особенностях.
1. Первая русская балетная труппа появилась в XVIII веке
В 1742 году из учеников русской школы балета под руководством Жан-Батиста Ланде была создана первая русская балетная труппа, а в 1743 году ее участникам начали выплачивать гонорары.
В тот период общая концепция балета начинала меняться — она перешла от мифологических и драматических сюжетов к более романтическим, что повлияло и на манеру танца. Позже, чтобы подчеркнуть контраст между танцем и реальностью, в балете стали использоваться пуанты.
2. Русский балет запустил в Европе моду «на все русское»
Ближе к началу ХХ века русский балет достигает своего расцвета и вот почему: поскольку театр финансировался императорским двором, денег на его развитие как отдельного вида искусства не жалели. На контрасте, например, с той же Францией, где балет стали рассматривать скорее как «представление с участием хорошеньких женщин».
Когда в 1908 году Сергей Дягилев, получив государственную субсидию, привез в Париж «Русские сезоны», на основе которого был создан Русский балет Дягилева, зрелишное представление вызвало не только фурор во всей Европе, но и зародило моду на все русское. Даже невеста английского короля Георга VI выходила замуж в платье, которое перекликалось с русскими фольклорными традициями. XX век считается действительно «золотым» для русского балета, который стал общепринятой мировой классикой и задал новые стандарты в этой сфере.
3. Англичане готовы были менять свои имена на русские, чтобы попасть в коллектив Дягилева
Для того, чтобы попасть в популярную труппу, необходимо было сменить имя на русское — англичане Патрик Хили-Кей, Элис Маркс и Хильда Маннингс были известны как Антон Долин, Алисия Маркова, Лидия Соколова.
4. Русские балетмейстеры стали наиболее востребованными во всем мире
Изучение искусства балета по системе Вагановой уже долгие годы востребовано повсеместно. Громкие русские имена в сфере балетного искусства продолжают звучать и дальше, наиболее яркие представители, широко известные за рубежом, — Рудольф Нуреев, Михаил Барышников и Наталья Макарова.
Так, Рудольф Нуреев несколько лет был творческим руководителем «Гранд-оперы», Михаил Барышников — «Американского театра балета». Балетная труппа петербургского театра, как отзываются о ней известные критики самых разных стран, остается самой почитаемой в мире.
5. Классика российского балета была создана при участии гениальных российских композиторов
Классический российский балет популярен не только благодаря визуальной картинке — весомая часть его успеха заключается в музыкальном сопровождении, что так же сильно воздействует на чувства зрителей.
Во всем мире знают и любят балет «Лебединое озеро», который стал визитной карточкой не только российского балета, но и балетного искусства в принципе, а также «Щелкунчик», «Спящая красавица». Как мы уже говорили, эти спектакли, работая в тандеме, создали композитор Петр Ильич Чайковский и балетмейстер Мариус Петип.
Еще один спектакль, признанный одним из пяти лучших в мире, создан на основе музыкальных произведений композитора Сергея Прокофьева. Во всем мире известным остается балет «Ромео и Джульетта», в основе которого лежит бессмертная история любви.
6. Мировые звезды балета — из России
Русские звезды оставили значимый след в истории мирового балета. Сильная балетная школа, поддержка развития на государственном уровне, сотрудничество с зарубежными мировыми звездами балета позволили российским артистам создать свой собственный стиль и получить масштабную всемирную известность.
Майя Плисецкая, Николай Цискаридзе Матильда Кшесинская, Анна Павлова, Тамара Карсавина, Галина Уланова, а также Вацлав Нижинский, Михаил Барышников — многие из этих имен известны даже среди тех, кто не интересуется балетом.
7. Премьера «Лебединого озера» состоялась на сцене Большого театра
На сцене Государственного академического Большого театра России в 1877 году состоялась премьера «Лебединого озера» — спустя несколько десятилетий спектакль стал визитной карточкой этого театра во всем мире.
8. Русские аристократы танцевали балет
В период царствования Екатерины II балет был настолько популярен, что даже русские аристократы учились его танцевать. Прежде чем занять трон, Павел I так же танцевал балет на императорских придворных мероприятиях.
То же самое происходило и в Европе, пока сложность балетных па не выросла в разы, сформировавшись в отдельный вид искусства. Как мы уже рассказывали, балет изначально был придворным танцем.
9. Некоторое время балет был исключительно женским
Став императором, Павел I запретил танцорам-мужчинам выступать на сцене. В связи с чем танцовщицам приходилось разучивать мужские роли.
10. Три из пяти лучших мировых балетных постановок были созданы в России
В список попали «Лебединое озеро», «Щелкунчик» П.И. Чайковского, а также «Ромео и Джульетта» С.С. Прокофьева.
11. «Лебединое озеро» и необычная ассоциация
Поколение, которое застало распад СССР, может вспомнить, что во время августовского путча 1991 года все телеканалы СССР показывали именно этот балет.
12. Балетной пачке исполнилось 190 лет
Балетная пачка пережила множество изменений — изначально она была гораздо длиннее и только со временем приобрела форму пачки-облака. На данный момент в среднем радиус классической балетной пачки не превышает 50 сантиметров.
Кстати, именно 20 апреля 2022 года балетной пачке исполнилось ровно 190 лет.
13. Балет «Лебединое озеро» был создан 145 лет назад
Первое выступление балета П.И. Чайковского «Лебединое озеро» в исполнении артистов императорской труппы состоялось 4 марта 1877 года. Хореография принадлежала балетмейстеру Венцелю Рейзингеру, последующие редакции Мариусу Петипу и Льву Иванову.
В дальнейшем версия Петипа-Иванова стала классической. 4 марта 2022 года балету «Лебединое озеро» исполнилось 145 лет.
14. Популярность балета «Щелкунчик» за рубежом
В рождественские дни в Европе и Америке «Щелкунчик» ставит рекорды — он идет едва ли не во всех театрах. Также сам балет показывают по телевидению.
15. Пуанты в балете появились не сразу
Еще около 100 лет назад на пуантах танцевали только те танцоры, которые были в роли сильфид, богинь или фей. Сейчас же в балетных пуантах исполняются любые партии.
Сама круглая пробка в носке пуанта, напоминающая по форме стакан, была заменена крахмальным клеем. Жесткий носок помогает фиксировать ногу балерины, что необходимо для сохранения устойчивости в сложных па. Танец на пуантах выглядит изящно и переносит фантазию зрителя в параллельный неземной мир.
Считается, что одними из первых пуанты в своих выступлениях стали использовать Карл и Флора Дидло в балете «Зефир и Флора», премьера которого состоялась на сцене лондонского Королевского театра 7 июля 1796 г. на музыку композитора Чезаре Босси. Основные партии исполнили сам балетмейстер и его жена: Зефир — Карл Дидло, Флора — Роза Дидло.
Споры о том, кто впервые встал на пуанты, до сих пор ведутся, исследователи называют еще несколько имен, примерно в тот же период пуанты стали спользовать итальянка Фортуната Анджолини, а также француженка Женевьев Гослен и Фанни Биас.
А вот в России первой балериной на пуантах, как мы уже отметили в начале статьи, стала Авдотья Истомина, грация и тонкость её натуры покорила Александра Пушкина, который запечатлил образ девушки в своей поэзии. Известно, что поставил русскую балерину на пуанты также Шарль Дидло — именно он ввел моду на пуанты в балете 226 лет назад.
Читай также:
- 6 талантливых русских писателей, литературное творчество которых изменило весь мир
- Особенности русской ментальности: как формируется культурная идентичность
- Крепостная интеллигенция: как жили представители творческих профессий в старой России
Источник: royalcheese.ru
История балета
12 июля 2018
Когда танец превращается в музыкально-сценическое представление, начинается балет. Эта высшая ступень хореографического творчества искусно переплетает в себе живопись, музыку, хореографию, превращаясь в слаженный спектакль, который не оставляет никого равнодушным.
Сложно определить, какой язык дал нам название аристократического искусства – либо латынь — ballo («танцую»), либо французский – balleto. И хотя человечество плясало с незапамятных времён, первое упоминание о балете относится к XV веку, когда итальянец Доменико Пьяченца, сочиняя музыку для очередного королевского бала, придумал связать несколько танцев в одно целое, написав для них финал. В 1581 году в Париже Бальтазарини де Бельджозо, «главный интендант музыки», соединил в своём спектакле «Комедийный балет королевы» хореографию и музыкальное сопровождение.
Основоположником классического балета был Людовик XIV. Именно он отделил от блистательных балов балет в отдельную форму представления, и сам дебютировал в «Балете Кассандры» в 1651 году, будучи тринадцатилетним юношей. Через пару лет появился новый спектакль – «Королевский балет ночи», в котором он сверкал в роли Восходящего солнца. Отсюда и пошло его прозвище – Король-солнце.
Его таланту и востребованности могут позавидовать современные танцовщики: по 5-6 ролей в каждом представлении. Более того, выступал он не только перед льстивыми придворными, но и в настоящих театрах перед многотысячной публикой. В 1661 году в Париже по его указу открылась Королевская академия танца, но все же большее значение тогда отдавалось костюмам и музыке.
Жан Жорж Новер, балетмейстер из Франции, стал реформатором, придав жанру уже привычные нам хореографические очертания. Стоит отметить, что до 1681 года в балете принимали участие только мужчины. Первой балериной стала мадмуазель Ла Фонтен, легендарная танцовщица.
Развитие балета в России
Многие страны адаптировали новый вид сценического искусства под свои традиции и культуру. В XVIII в прорубленное Петром I окно в Европу балет влетел в Российскую империю. Многие исследователи относят скоморохов и шутов при дворе Алексея Михайловича к первым героям балетных постановок, но это в корне неверно – в допетровской России не было аналогов балета.
Менуэты, контрдансы и прочие непонятные тогда русской публике термины появились при его сыне, незамедлительно издавшем указ обучать молодёжь танцам. Колыбелью русского балета стал Сухопутный шляхетный корпус, основанный Анной Иоанновной в 1731 году.
Будущие военные после окончания должны были блистать в высшем обществе, поэтому хореографическому искусству уделялось особое внимание. Основоположником этого жанра в России справедливо считают Жана Батиста Ланде, танцмейстера корпуса. В 1738 году ему позволили открыть «Танцевальную школу Её Императорского Величества» (ныне Академия русского балета А. Я. Вагановой).
Любили балет и Елизавета Петровна, и Екатерина II, в эпоху которой получили развитие труппы при помещичьих дворах. Петербургский балет XIX практически полностью сочинён хореографами из Франции – от Шарля Дидло до не менее гениального Мариуса Петипа. Императорская благосклонность к этому виду искусства росла с каждым спектаклем. В творчестве П. И. Чайковского присутствовала единая музыкальная концепция: оркестр создавал определённую атмосферу, предоставляя публике улавливать эмоции и чувства. В 1877 году состоялась постановка легендарного «Лебединого озера».
В XX веке кропотливо созданный театр француза Петипа начал постепенно терять позиции: требовалось что-то новое, модернистское. Тогда до Петербурга докатилась волна экспериментов Дягилева, чьи балерины мало чем отвечали эстетике классического танца, – примы танцевали небрежно, но не без артистической гениальности, как Анна Павлова, и не без определённого стиля, как Тамара Карсавина. Ну и как же не упомянуть скандально известную Матильду Кшесинскую – простой народ не бывал в театре, но её светской жизнью интересовались все. После революции многие труппы были вынуждены эмигрировать, поэтому русский балет мог и не сохраниться до нашего времени, если бы не искусствовед Анатолий Васильевич Луначарский – благодаря ему большевики разрешали «яркий и возвышенный балет». Во второй половине XX века появится настоящий гений с феноменальным прыжком и гибкой спиной – Майя Плисецкая – выдающаяся балерина советского времени, навечно вписавшая своё имя в мировую историю балета.
Современный балет не забывает о классической вековой школе и одновременно борется со стандартами. Спектакли становятся всё смелее и эпатажнее, а мода на оригинальное прочтение традиционных постановок не проходит. Отечественные балетмейстеры продолжают восхищать публику своим искусством, в очередной раз подтверждая, что русский балет неспроста считают одним из лучших в мире. А билеты на балет в Большой театр, несмотря на немалую стоимость, раскупаются на месяцы вперёд.
Парк-музей «ЭТНОМИР»
Калужская область, Боровский район, деревня Петрово
Этнографический парк-музей «ЭТНОМИР» – уникальное пространство диалога культур, территория путешествий, открытий, вдохновения, образования и любви.
Здесь на площади в 140 га расположены этнодворы разных стран и уникальная Улица Мира. Приобщитесь к культуре разных народов, ощутите особенную атмосферу перекрёстка миров, отдохните на природе, насладитесь нашими лучшими образовательными, культурными и развлекательными программами!
В нашем парке-музее можно примерить национальные костюмы, освоить редкие ремёсла, купить сувениры, сделать своими руками полезные вещицы, попробовать блюда национальной кухни разных стран, посетить парк аттракционов и многое другое. Обойти за день все интересные уголки невозможно, поэтому к услугам посетителей уникальные этнические отели – избы, мазанки, юрты, чумы, гималайский и непальский дома и даже индийский дворец.
Понравилась статья — поделись с друзьями!
Источник: ethnomir.ru
Когда в мире появился балет и кто его придумал – история создания
Где и когда появился балет
Кто же создал балет? Первое упоминание о нем датируется пятнадцатым веком. Такой жанр придумал Доменико да Пьяченца – учитель танцев, который предложил на очередном балу объединить несколько танцев. При этом он написал к ним торжественный финал и назвал произведение балетом.
Но сам жанр был создан чуть позже. Это произошло в 1581 году. Именно тогда Бальтазарини поставил первый спектакль, в котором сочетались танцы и музыка. В семнадцатом веке стали популярны и смешанные произведения. В них сочетались опера и балет.
При этом основную роль в таких постановках играла именно музыка, а не танец.
Только реформаторская деятельность французского балетмейстера Жан Жоржа Новера привела к тому, что жанр обрел классические черты и получил своеобразный хореографический язык.
Возникновение балета
Первая балетная постановка, в которой объединили танцы, музыку, слова и пантомиму, была поставлена во Франции при дворе Екатерины Медичи. Дата ее появления датируется шестнадцатым веком. Работа называлась «Цирцея и нимфы». Ее автором стал Бальтазарини ди Бельджойозо – известный итальянский балетмейстер.
В основу постановки лег античный сюжет. При этом она стала началом развития французского придворного балета. В скором времени ни одно торжество не обходилось без маскарадов, пасторалей, интермедий.
При этом Пьер Бошан внедрил каноны этого вида искусства. Именно они превратили обычный танец в балет. Движения танцора Бошан поделил на несколько категорий – приседания, прыжки, положения корпуса и вращения. Основой балета стал принцип выворачивания ног, за счет чего туловище двигалось в разные стороны. Для выполнения нужных движений танцоры использовали 3 позиции рук и 5 положений ног.
Дальнейшее развитие балета
За время своего существования балетный жанр претерпел много изменений. При этом он превратился в самостоятельный вид искусства лишь в восемнадцатом веке. В тот период балетные школы получили широкое распространение во всех европейских странах. К 1738 году они добрались и до Петербурга, в котором был создан Русский императорский балет.
Вначале танцовщикам приходилось весьма тяжело. Они вынуждены были носить сложные костюмы. При этом движения танцовщиц стесняли тяжелые юбки. Однако с течением времени костюм претерпевал определенные изменения. Балетные туфли стали делать без каблуков, а одежда – стала более легкой и воздушной.
Балетмейстеры учили танцовщиков проявлять эмоции при помощи жестов и мимики. Вместо мифологических сюжетов стали использовать рассказы о путешествиях, любовные истории и сказки. В таком виде классический балет сохранился до настоящего времени.
Русский балет
В России балетная постановка впервые состоялась в 1673 году. Это произошло при дворе Алексея Михайловича. Происхождение национального колорита русского балета связывают с деятельностью француза Шарля-Луи Дидло, которая имело место в девятнадцатом веке. Именно этот балетмейстер решил усилить кордебалет и связать танец с пантомимой. К тому же Дидло утвердить приоритетность женской роли в спектаклях.
Что касается музыки, настоящий прорыв в этой сфере совершил Петр Ильич Чайковский. Он добавил в балетные произведения непрерывное симфоническое развитие, придал им глубокую образность и сделал драматически выразительными. К наиболее известным произведениям этого композитора относятся «Щелкунчик», «Спящая красавица», «Лебединое озеро». Его музыка помогала раскрывать характеры героев.
В начале двадцатого века балетное искусство ознаменовалась новаторскими идеями. Основной задачей этого периода стало преодоление условностей академического балета девятнадцатого века.
Танец модерн
Этим термином называют направление в танцах, которое возникло в первой половине двадцатого века. Это стало результатом ухода от строгих балетных норм в пользу большей творческой свободы постановщиков и исполнителей.
Предшественником модерна стал свободный танец. Он отрицал балетные техники и движения, отработанные до автоматизма. Адепты этого направления рассматривали танец как особую философию, которая способна изменить жизнь и вернуть человека к самому себе.
Считается, что свободный танец придумала Лои Фуллер. Именно ее идея стала источником создания разных направлений современного танца и пластики. В труппе этой танцовщицы начала свой путь знаменитая Айседора Дункан.
Театральные постановки
Первый организованный спектакль создал в 1581 году известный балетмейстер. Постановка носила название «Комедийный балет Королевы». После этой нашумевшей премьеры началось активное развитие балета.
В период правления Людовика Четырнадцатого придворные спектакли получили широкое распространение. При этом король сам принимал участие в этих постановках, исполняя наиболее яркие и запоминающиеся роли.
В 1661 году Людовик стал строить собственную танцевальную академию. В нее вошли 12 наиболее известных танцмейстеров разных стран. Через несколько лет была открыта знаменитая Парижская опера. Вначале актерами в спектаклях были исключительно мужчины. Однако в 1681 году в представлениях стали участвовать и женщины.
Но изначально им доверяли только второстепенные роли.
Интересные факты
За время своего существования балетный жанр собрал немало интересных фактов:
- Родиной этого вида искусства считается Италия. Именно оттуда оно попало во Францию, а затем получило распространение во многих европейских странах.
- Название жанра происходит от итальянского слова «ballo», что в переводе означает «танец».
- Вначале балет не требовал от исполнителей значительной физической подготовки. Но затем итальянская балерина Мария Тальони начала танцевать на кончиках пальцев. Именно это и стало новым вектором в развитии искусства.
- В течение нескольких веков русский балет был так популярен, что европейские исполнители нередко брали себе псевдонимы на русский манер.
- В среднем прима-балерина использует 300 пар балетных туфель в год. Это значит, что их расход составляет больше 1 пары в день.
- Профессиональные занятия этим видом искусства создают серьезные нагрузки на организм. Потому балетные танцоры в среднем болеют в несколько раз чаще, чем обычные люди.
- Вначале участие в балетных постановках принимали исключительно мужчины.
- Вместо тухлых помидоров в балете используется завернутый в газету веник, который бросают на сцену.
- В течение одного выступления танцор поднимает партнершу примерно 200 раз. Это значит, что суммарный вес, который ему приходится поднимать, составляет 10 тонн.
- В Туркменистане балет с 2001 года находится под запретом.
- Балетные пачки делают вручную. На одно изделие уходит 13-15 метров тюля. При этом его пошив занимает несколько суток.
- Первые балетные пачки были придуманы примерно 180 лет назад. С того момента они почти не поменялись.
- Люди искусства весьма суеверны. К примеру, балерины заходят в гримерку исключительно с левой ноги.
- Наиболее популярным балетным спектаклем в мире считается «Лебединое озеро».
В заключение
Балет представляет собой очень красивый жанр искусства, который по сей день необыкновенно популярен во всем мире. При этом период его создания датируется шестнадцатым веком. С того момента это направление претерпело много изменений, но не утратило своей актуальности.
Источник: history-doc.ru