На экраны 35 лет назад вышел фильм «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона» Игоря Масленникова. «ПД» проследовал по маршруту великих сыщиков в Санкт-Петербурге.
На экраны 35 лет назад вышел фильм «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона» Игоря Масленникова. «ПД» проследовал по маршруту великих сыщиков в Санкт-Петербурге.
Премьера фильма состоялась в ленинградском Доме кино 22 ноября 1979 г. Спустя несколько месяцев – в Риге. И в марте 1980 г. фильм вышел на телеэкраны страны, покорив сердца зрителей.
Место действия – дом 221Б на Бейкер-стрит. На самом же деле уютная квартира Шерлока Холмса – не что иное, как павильон «Ленфильма». Сейчас в третий павильон киностудии, где снимали домашние сцены «Шерлока», можно свободно зайти с Каменноостровского пр. Но, увы, следов великого сыщика здесь давно нет.
Здание отдали коммерческим организациям, и создавать здесь мемориальный музей, как, к примеру, в Лондоне, бизнесмены не планируют. Отметим, что сама Бейкер-стрит снималась в Риге. Это ул. Яуниела, примыкающая к Домскому собору. Латвийский дом советского Шерлока Холмса расположен недалеко от проезжей части, в маленьком дворе.
Фильм о фильме Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона Собака Баскервилей
Что удивительно, дом, где жил сыщик, – часть монастырского комплекса: прямо за зданием находится Домский монастырь.
А вот мостовая Бейкер-стрит частично снималась в Ленинграде. Это Замковая ул. По ней ходили маркер, мисс Морстен и Холмс в костюме моряка. Пройтись по ней можно и сейчас.
Дом с кровавой надписью
На кэбе из своего ленинградского дома Шерлок Холмс и доктор Ватсон смогли бы добраться до места убийства Дреббера всего за 15 минут. Заброшенное здание, где произошло загадочное убийство, находится по адресу: ул. Академика Крылова, 4. Правда, от зловещей атмосферы не осталось и следа.
Старинный дом – дача княгини Е. П. Салтыковой – находится прямо у станции метро «Черная Речка». И жители района, устремляющиеся утром на работу, и предположить не могут, что в какой‑то мере повторяют маршрут великих сыщиков.
Во время съемок фильма вестибюль метро – символ XX в. – все еще строился, поэтому здесь было не столь многолюдно. Тихий и пустынный сквер на экране достоверно передает атмосферу Туманного Альбиона.
Комната, в которой злодей Хоуп расправился с Дреббером, снималась в здании дачи Салтыковой, так что интерьеры здесь были реальные. Каминный зал с четырьмя окнами находится слева от крыльца, куда можно зайти через центральный вход.
Для дальнейшего расследования загадок Холмса и Ватсона «ПД» обратился за помощью к создателю сайта 221b.ru, посвященного советскому сериалу. По словам собеседника «ПД», известного в Сети под никнеймом Pinguin, чтобы найти все следы героев, понадобилось около 10 лет! Но, к сожалению, с каждым годом холмсовских мест на карте Петербурга становится все меньше.
«Наверное, в первую очередь стоит посетить те места, которым грозит скорое исчезновение. Например, дом Ирен Адлер на Каменном острове или детскую железную дорогу в Озерках, где Холмс и Ватсон бродили по шпалам. За 8 лет существования сайта список географических утрат вырос до внушительных размеров и, увы, постоянно пополняется. Так что спешите увидеть то, что пока еще можно увидеть», – посоветовал собеседник «Петербургского дневника».
Замок и парк барона фон Глена. Здесь снимали «Собаку Баскервилей» Таллинн. Нымме.
Увидеть в Северной столице можно, к примеру, клуб «Диоген» из серии «Король шантажа». Это Дворцовая наб., 26, Дом ученых РАН. Дворец строился в стиле историзма и эклектики с 1867-го по 1874 г. Парадная мраморная лестница, по которой поднимались Холмс и Ватсон, сохранилась. Если повезет, можно зайти в Малиновую гостиную, пройти по фойе, а вот кабинет Майкрофта снимался уже в павильоне киностудии.
Еще один адрес – дом Милвертона. Он находится в Петергофе в парке «Александрия» – это известный дворец «Коттедж».
А вот оранжерея дома снималась в Ботаническом саду. Можно даже увидеть дверь, которую в фильме Шерлок Холмс открыл при помощи стеклореза, – это дверь выхода из оранжереи. Повторять трюк экранного героя, конечно, никто не позволит, но пройтись по этому холмсовскому маршруту рекомендуется.
След собаки Баскервилей
Чтобы раскрыть это запутанное дело, истинным холмсоведам нужно ехать в Эстонию. Генри Баскервиль и Мортимер не спеша идут по узенькой улочке, за ними следят Шерлок Холмс и доктор Ватсон, а также неизвестный сэр в кэбе. Действие происходит на эстонской ул. Хобусепеа, а герои идут от ул. Пикк до ул. Лай.
Рядом находится и контора Батлера. Нужно только завернуть за угол – и вы увидите трехэтажное угловое здание в стиле югенд.
Конечно, самый любопытный адрес – это замок Баскервилей. На самом деле их даже два. Первый – замок Глена на ул. Вана-Мустамяэ, 48. В фильме он фигурирует только в рассказе Мортимера.
Здесь пленница Хьюго спускалась из окна по плющу, и тут же обнаружили тело сэра Чарльза. Другой замок Баскервилей – Пирита теэ, 56, замок графа А. В. Орлова-Давыдова (замок Маарьямяэ). Конечно, сейчас отреставрированный эстонский замок вовсе не мрачен. Полуразрушенной плитняковой ограды, вдоль которой бродил Ватсон, уже нет. Лужайка возле замка и вовсе заросла.
Но посетить это место из холмсовской географии нужно обязательно.
Дорогу к Баскервиль-холлу снимали в деревне Ребала среди отвалов химического комбината под Таллином. Сейчас найти точное место съемок практически невозможно – все‑таки со временем ландшафт серьезно изменился.
В Эстонии также снимали и глухие болота в окрестностях Баскервиль-холла. Адрес: уезд Ляэнемаа, волость Кулламаа, поселок Ристи, болото Куйстлемма.
Как отмечают создатели сайта о Холмсе и Ватсоне, понадобилось серьезно потрудиться, чтобы найти именно те болота, где проходили съемки. Впрочем, исследователям помогли ориентиры. Какие? Для этого настоящему холмсоведу нужно еще раз пересмотреть любимую серию «Собаки Баскервилей» и самостоятельно разгадать загадку Гримпенской трясины.
По словам основателя сайта 221b.ru, поиск новых холмсовских мест, где снимался фильм, продолжается. И, несмотря на то что прошло более 30 лет, многие загадки до сих пор не разгаданы.
«Есть пара ненайденных мест в далекой Абхазии, пара в менее далекой Эстонии, да и в самом Петербурге есть еще над чем работать», – сказал собеседник «ПД».
Источник: spbdnevnik.ru
oldden
В этот день, 25 июля 1981 года, 35 лет назад состоялась телевизионная премьера фильма «Собака Баскервилей» режиссёра Игоря Масленникова (Ленфильм). По случаю этого полукруголого юбилея взглянем на одну из сторон этой замечательной картины.
.
На английский манер…
«Собака Баскервилей» в деталях
Александр СЕДОВ (с) эссе / июль 2016 г.
.
Что же делает режиссер Масленников, чтобы убедить нас, что на экране тот самый девонширский край, где бродит дикая собака Баскервилей? Во-первых, всячески подчеркивает и обыгрывает «подлинные» детали. Главный художник фильма Белла Маневич потратила два месяца на выяснения того, как в сельской Англии выглядел почтовый ящик.
Вы его можете видеть висящим на крыльце почтового отделения, в которое заходит Ватсон, чтобы отправить Холмсу письмо. Не ограничившись этой деталью, создатели фильма установили напротив почтового офиса еще один – стационарный. Как деликатно заметил один английский рецензент, уроженец Девоншира, неважно – устанавливались ли в английских деревнях стационарные красные почтовые тумбы или нет, наподобие лондонских, но они, несомненно, придают фильму дополнительный колорит.
.
.
/ эскиз художника-постановщика Беллы Маневич к фильму «Собака Баскервилей» /
.
.
Не забыты бытовые подробности, которые, так сказать, делают англичан ещё большими англичанами. В той же почтовой конторе Ватсон чешет за ухом кота, возлежащего на каминной полке – деталь, которую не пропустил английский рецензент: «Наличие кота предписывалось регламентом – в его обязанности входило охранять корреспонденцию от посягательства мышей». Над головой почтмейстера висит портрет главы государства, королевы Виктории. «Весьма типично для того времени», — замечает английский зритель. Указанный в сценарии омлет режиссер заменил на овсянку, впоследствии ставшую знаменитой. И в деревушку Гримпен сэр Генри, Мортимер и Ватсон прибывают на старом девонширском дилижансе, который, скорее всего, курсирует по округе, заезжая на железнодорожную станцию. «Вполне возможно, — отмечает зритель из Англии, — в Девоншире не так была развита транспортная сеть».
.
Эти детали кажутся малосущественными для сюжета, но важными для атмосферы. Волею режиссера им отведено просуществовать на экране несколько секунд, максимум полминуты, о них почти тут же забываешь, как только они выпадают из кадра, но о них помнишь потом, после завершения фильма. Не прямо, конечно, а через своеобразное послевкусие… В целом просмотр фильма оставляет впечатление превосходно декорированной картины.
.
Кстати, а чем питался беглый каторжник на болоте? – Конечно, овсянкой, принесенной Бэрримором. Что за вопрос? Об этом даже сложены анекдоты. Местный почтмейстер, как и положено служащему королевской почтовой службы, большой аккуратист, опрятно, со вкусом одет, и всегда остро натачивает карандаши. Ранней весной в Девоншире еще кое-где лежит снег, но орхидеи пока не зацвели.
В повести Конан Дойл не мог определиться весной или осенью происходят указанные события (таких неточностей полно в рассказах о Шерлоке Холмсе) и когда же орхидеям цвесть. Постановщики решили и эту авторскую приблизительность.
.
Но всего этого режиссеру как будто мало, он желает сделать Англию еще более английской. Чего же боле? Есть и Гримпенская топь, которая чавкает, предвкушая жертву, и гранитные дольмены, сошедшие с иллюстраций Сиднея Пейджета (зритель и не подозревает, что на самом деле это картонные макеты).
Желать от фильма большего – всё равно, что требовать включения в «Собаку Баскервилей» Оливера Кромвеля и Маргарет Тэтчер. И, как ни странно, эти герои в фильме тоже возникают, правда, косвенно, намёком.
На роль не до конца падшей и не до конца свободной женщины Лоры Лайонс режиссер пригласил актрису Аллу Демидову, за два года до этого сыгравшую герцогиню Мальборо в экранизации пьесы Эжена Скриба «Стакан воды». В мосфильмовской постановке она была настоящей «железной леди» начала 18 века – гримеры постарались, чтобы в этой статс-даме зрители узнали премьер-министра Великобритании Маргарет Тэтчер, избранную, между прочим, в год выхода кино. Конечно, в героине Демидовой в «Собаке Баскервилей» исчезли самоуверенность и хватка политика, но возникли – легкая томность, изящная курительная трубка и стиль а-ля Бёрдслей, замечательно подчеркнутый через восточный орнамент в блузе. Режиссер будто подмигивает зрителю: не думайте, что соблазненная прохиндеем Степлтоном Лора Лайонс – наивная простушка, она не жертва, а местная эмансипэ. Освоила модный для конца 19 века гаджет – печатную машинку, а в её мхатовских паузах читается лёгкая усмешка провинциальной интеллектуалки.
.
/ Алла Демидова в роли первой статс-дамы в фильме «Стакан воды» (1979) /
.
/ Алла Демидова в роли Лоры Лайонс /
/ Олег Белов в роли кэбмана номер 2704 /
.
Исторический деятель Оливер Кромвель возникнет в «Собаке Баскервилей» уже из будущего российского фильма. Кэбман номер 2704, подвозивший коварного Степлтона, лет через десять предстанет лидером английской революции 17 века в продолжениях «Мушкетёров». И хотя эта аллюзия явится в фильм Масленникова помимо намерения режиссёра и много позже премьеры, да и вряд ли зрители в большинстве своём увидят связь между двумя героями, тем не менее сей исторический образ тоже обогащает баскервильскую сказку. Как бы про запас, неустанно собирая вокруг себя родственный контекст, подчас весьма неожиданный. Таков уж советский фильм «Собака Баскервилей» — окутывает всех его смотрящих облаком ассоциативных связей, забавных историй, анекдотов, пародий…
.
/ Олег Белов в роли Кромвеля в фильме «Мушкетёры. Двадцать лет спустя» (1992) /
Источник: oldden.livejournal.com