Подводя итог Своим рассуждениям о сокровищах земных и небесных, Иисус Христос сказал: «Ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» ( Матф.6:21 ). Эти слова нужно понимать следующим образом. Если человек полюбил земные сокровища, богатства, предметы роскоши, земные блага и удовольствия, то такой человек уже не думает о приобретении сокровищ небесных, которые дадут ему возможность войти в Царство Небесное. Это произойдет потому, что такой человек ложно будет считать, что наивысшие блага для него находятся на земле и сердце его будет порабощено земными благами, страстями и удовольствиями. У такого человека стремление к земному богатству и наживе превращается в неуемную страсть, подчиняющую алчности всю жизнь человека.
Ненасытная жадность и стяжательство вытесняет из души такого человека все благородные чувства, все мысли, в том числе и о Боге, как ненужные. Сердце такого человека становится неотзывчивым к нуждам ближних, а ум одурманен страстью накопительства. Для приобретения земных сокровищ такой человек может не побрезговать и преступлением и стать на путь греха, что приводит, в конечном счете, к гибели его души. Сердце его сковано мыслями о бренном и земном. И только в земном богатстве он ошибочно видит смысл своей жизни, так как собирает сокровища земные.
В данных словах Иисуса Христа под сердцем понимается стремление души человека к тому, что ей мило. Человек, созерцая весь окружающий мир, останавливает взгляд свой на том, что приятно его душе. У скаредного, алчного человека все помыслы души и сердца связаны только с богатством, с земными сокровищами.
Потому и опечалился юноша при разговоре с Иисусом Христом о жизни вечной, что сердце его было привязано к сокровищам земным – его большому имению. «Некто, подойдя, сказал Ему: Учитель благий! что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную? . Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди. Говорит Ему: какие?
Иисус же сказал: не убивай; не прелюбодействуй; не кради; не лжесвидетельствуй; почитай отца и мать; и: люби ближнего твоего, как самого себя. Юноша говорит Ему: всё это сохранил я от юности моей; чего ещё недостает мне? Иисус сказал ему: если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною.
Услышав слово сие, юноша отошел с печалью, потому что у него было большое имение» ( Матф.19:16–22 ). Привязанность юноши к своему богатому имению (сокровищам земным) и мешала ему приблизиться к Богу и стать совершенным. Иисус же сказал ученикам Своим: «Как трудно надеющимся на богатство войти в Царствие Божие! Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие» ( Мар.10:24–25 ).
Согласно христианскому учению, Господь человека делает богатым для того, чтобы этот человек использовал данные Богом богатства на благо людей, то есть своих ближних. Богатый человек должен использовать свои богатства не только для удовлетворения своих собственных, необходимых потребностей (без излишеств), но и на совершение добрых дел – подавать нищим милостыню, жертвовать на храмы, участвовать в благотворительных делах и прочих бескорыстных поступках. «Блажен, кто помышляет о бедном [и нищем]! В день бедствия избавит его Господь» ( Пс.40:2 ). Вот в таком случае богатый человек земные богатства, данные ему Богом, сделает инструментом служения Богу и людям. И только такое отношение к богатству является по-христиански правильным и разумным. То есть богатый человек земное сокровище должен потратить на приобретение сокровищ небесных. «Кто имеет достаток в мире, но, видя брата своего в нужде, затворяет от него сердце свое, – как пребывает в том любовь Божия?» ( 1Иоан.3:17 ). «Когда богатство умножается, не прилагайте к нему сердца» ( Пс.61:11 ). «Хорошо богатство, в котором нет греха, и зла бедность в устах нечестивого» ( Сир.13:30 ).
Наряду с этим человек, стремящийся приобрести себе нетленные истинные сокровища небесные, всю свою жизнь подчиняет служению Богу, живет и трудится по Божьим законам добра и справедливости, прощает и любит врагов своих, стремится принести людям пользу, не останавливаясь даже перед самопожертвованием. Такой человек, делающий добро людям, и сам соприкасается с добром, и имеет добро в своей жизни от Бога. Так как согласно Закону Божьему «каждый получит от Господа по мере добра, которое он сделал» ( Еф.6:8 ). Человек, просвещающий себя и других людей учением Христовым, сам становится ближе к этому учению, и просвещается ещё сильнее от него. «Что посеет человек, то и пожнет: сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление, а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную» ( Гал.6:7–8 ).
Если человек искренне учит других людей посту и молитве, то и сам будет их выполнять добросовестно и прилежно. Если человек искренне удерживает других людей от зла, гордыни и эгоизма, то и сам будет проявлять смирение и кротость и делать добро. Если человек других людей искренне приводит к пути покаяния и исправления, то и сам будет стремиться исправиться и улучшить свою жизнь по Законам Божьим.
Это произойдет потому, что человек, искренне и бескорыстно делающий добро, ещё в большей мере будет стремиться служить Богу и совершать в жизни как можно больше добрых дел и идти праведным путем. И только этот путь, собирания сокровищ небесных, в конечном счете, открывает перед человеком двери в Царство Небесное и дает ему возможность получить вечное блаженство. Поэтому приучайте себя делать добро, воздерживайтесь от зла, чтобы ваше сердце лежало к совершению добрых поступков. И «если вы воскресли со Христом, то ищите горнего, где Христос сидит одесную Бога» ( Кол.3:1 ).
Источник: azbyka.ru
Евангелие от Матфея
глава 6 стих 21
Сравнение русских переводов, параллельные ссылки, текст с номерами Стронга.
← Мф От Матфея 6:20 выбрать стих Мф От Матфея 6:22 →
Сравнение переводов: От Матфея 6:21 / Мф 6:21
на русском RU белорусском BY украинском UA английском EN греческом GR фильтр
Фильтр: все NRT BTI ERV CAS VIN
ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше.
Ведь где твое богатство, там будет и твое сердце.
Ибо там, где богатство твое, там будет и сердце твое.
Ведь где твоё сокровище, там и сердце твоё будет».
ибо, где сокровище твое, там будет и сердце твое.
← Мф От Матфея 6:20 выбрать стих Мф От Матфея 6:22 →
Новый Завет
Ветхий Завет
Параллельные ссылки — От Матфея 6:21
В ссылках на псалмы могут быть ошибки, ввиду разночтения русской и английской нумераций. Заметили неточность — сообщите нам.
Источник: bible-teka.com
Евангелие от Матфея, Глава 6, стихи 14-21
15 а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших.
16 Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою.
17 А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое,
18 чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.
19 Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут,
20 но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут,
21 ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше.
Читает и комментирует священник Дмитрий Барицкий
Евангельский отрывок, который только что прозвучал, начинается призывом Спасителя прощать тем, кто нанес нам личную обиду. Далеко не случайно этот отрывок читается сегодня, в преддверии Великого поста, в тот день, когда в храмах совершается древний чин прощения. В чем же смысл прозвучавшей заповеди Христа? И почему Церковь относится к ней так внимательно, что даже установила ради нее специальное богослужение?
Господь на страницах Евангелия не раз сравнивает Царство Небесное с брачным торжеством, с пиром. Рай — это состояние полноценного общения между людьми и между человеком и Богом. Нечто подобное возможно между женихом и невестой, которые нежно любят друг друга. Это предельная открытость окружающим и Творцу. Замечательно об этом говорит прп.
Симеон Новый Богослов. По его словам, люди в Царстве Бога будут словно взаимопроникать друг друга. А во всех них будет отображаться Творец. А потому здесь не может быть никакого подозрения, никакого лицемерия, двоедушия и, конечно же, обиды.
Обида — это очень коварное состояние. Человек, в котором она живет, всеми силами пытается оградить себя от ее источника. Досада, разочарование, неоправданные ожидания заставляют его прекратить с обидчиком всякий диалог, вычеркнуть его из своей жизни. Если это состояние запустить, то в какой-то момент человек начинает себя чувствовать в нем очень даже комфортно.
Оно дает ему ощущение своей правоты. Постепенно он начинает закрываться и от тех, кто пытается помочь ему разрубить этот узел. Ведь ему кажется, что они не имеют ни малейшего представления, как несправедливо с ним поступили. Не понимают, как тонко он чувствует, и какую глубокую рану ему нанесли. Так шаг за шагом обрываются те ниточки, которые связывали его с окружающими.
Обида побуждает нас повернуться спиной к миру, мы перестаем видеть лица своих ближних, зацикливаемся на самих себе. А потому, чем глубже укоренилась обида, тем глубже ощущение одиночества, тоски и уныния. И если представить себе ад, то он вполне мог бы выглядеть примерно таким образом. Человек сам лишает себя радости, которую мог бы дать полноценный сердечный диалог с другим.
Казалось бы, преодолеть это состояние просто. Откройся другому. Как говорится, не поминай прошлого. И не это ли мы делаем перед Причастием и особенно в Прощеное воскресенье? Говорим: «прости меня», и слышим в ответ: «Бог простит». Все это так. Однако есть здесь одно важное «но».
Дело в том, что первым в райскую радость общения вошел разбойник. Представьте, первым за брачную трапезу сел тот, кто резал и грабил. Тот, кто предал чьих-то отцов, издевался над чьими-то матерями, убил чьих-то мужей, обесчестил чьих-то жен и дочерей, оставил сиротами чьих-то детей.
И вот с таким человеком, которого по закону мало было бы заставить страдать и казнить один раз, мы будем, как говорит прп. Симеон, «взаимопроникать друг друга»? Он будет во мне, а я в нем? У нас будет общая жизнь?
Согласитесь, у многих из нас есть свой подобный разбойник. Это тот, кто как кость застрял в горле и не дает ни полноценно глотать, ни свободно дышать. Одни воспоминания о нем вызывают спазмы. Вот именно ему мы должны по заповеди Христа постараться простить в первую очередь.
Не тому, кого мы раньше никогда не видели, не тому, с кем у нас полный мир и согласие, не тому, кому нам простить ничего не стоит, а тому, кого мы с опаской выглядываем в храме в день прощения, стремимся не встретиться с ним взглядом, обойти стороной, стереть всякую память о нем. Вот именно на этом человеке или начнется или закончится наше христианство.
Но не требует ли Господь от нас слишком много? Как возможно вообще простить убийце, насильнику, грабителю, предателю, одним словом, тому, кто изломал твою жизнь, вытер ноги о тебя и о твоих ближних? Однозначно, это выше всяких человеческих сил. А потому и говорит христианская традиция, что прощение — это дар.
То, что мы не можем сделать своими силами, делает вместо нас Господь Своей благодатью. От нас требуется хотя бы внутреннее усилие, хотя бы минимальное движение души в этом направлении. Хотя бы краткое молитвенное воздыхание об обидчике.
Если же даже наш язык не поворачивается, чтобы произнести на молитве его имя, то пусть в нас хотя бы теплится малая искорка желания такую молитву вознести. Лишь малое желание все же когда-то простить ему, вырвать обиду из своего сердца. Будем надеяться, что даже за этот благой помысел, пусть на пороге жизни и смерти, Господь не оставит нас Своей благодатью, но наполнит наше сердце долгожданным миром и примет в радость общения Своего Небесного Царства.
Источник: radiovera.ru