Специальное (дефектологическое) образование – это научно-практическая область, которая объединяет знания медицины, психологии, дефектологии, логопедии, специальной дошкольной педагогики, что делает её универсальной и востребованной на сегодняшний день. Обучаясь по данному направлению, вы узнаете о причинах возникновения нарушений, о структуре нормального и аномального развития, о способах предупреждения и преодоления нарушений в развитии, о методах психолого-педагогического воздействия.
Изучаемые профильные дисциплины:
• Специальная педагогика и психология
• Медико-биологические основы дефектологии
• Анатомия и физиология
• Невропатология
• Психопатология
• Онтогенез речевой деятельности с основами логопсихологии
• Психолингвистические аспекты логопедии
• Психолого-педагогическая диагностика детей с речевыми нарушениями
• Психология детей с интеллектуальными нарушениями
• Методика русского языка (специальная)
• Методика развития речи (специальная)
10 глупых вопросов ЛОГОПЕДУ
• Методы и методология научных исследований в специальной педагогике и логопедии
ТРУДОУСТРОЙСТВО
Выпускники данных профилей могут работать
• в детских садах,
• в специальных логопедических группах с детьми, имеющими различные дефекты речи,
• в общеобразовательных школах,
• в специальных коррекционных школах для детей с тяжелыми нарушениями речи и для
детей с другими видами нарушений развития,
• в центрах психолого-медико-социального сопровождения,
• в Домах ребенка,
• заниматься индивидуальной частной практикой.
Результаты ЕГЭ
- Русский язык
- Биология
- Математика (проф.) / Обществознание
Вступительные испытания
- Анатомия и физиология человека
- Русский язык
- Общие основы педагогики
ПРОФИЛИ: «ДОШКОЛЬНАЯ ДЕФЕКТОЛОГИЯ» , «ОЛИГОФРЕНОПЕДАГОГИКА»
СОДЕРЖАНИЕ
Специальное (дефектологическое) образование – это научно-практическая область, которая объединяет знания медицины, психологии, дефектологии, логопедии, специальной дошкольной педагогики, что делает её универсальной и востребованной на сегодняшний день. Обучаясь по данному направлению, вы узнаете о причинах возникновения нарушений, о структуре нормального и аномального развития, о способах предупреждения и преодоления нарушений в развитии, о методах психолого-педагогического воздействия.
Изучаемые профильные дисциплины:
• Общие основы обучения и воспитания детей с нарушениями интеллекта
• Воспитание и обучение детей с нарушениями интеллекта в раннем и дошкольном возрасте
• Воспитание и обучение детей с нарушениями интеллекта в школьного возраста
• Социально-педагогическая реабилитация лиц с нарушениями интеллекта
• Психолого-педагогический подход к коррекционно-развивающему обучению и воспитанию детей с нарушениями интеллекта
• Психолого-педагогическое сопровождение семей, воспитывающих детей с нарушениями интеллекта
Обычный студент VS студент логопед
ТРУДОУСТРОЙСТВО
Выпускники данных профилей могут работать
• в общеобразовательных учреждениях
• в коррекционных учреждениях
• в медицинских учреждениях
• в сфере психологической помощи населению
• в государственных оздоровительных центрах
• в государственных реабилитационных центрах
• в частных оздоровительных центрах
• в частных реабилитационных центрах
• в правоохранительных структурах
• также заниматься частной практикой и т.д.
Результаты ЕГЭ
- Русский язык
- Биология
- Математика (проф.) / Обществознание
Вступительные испытания
- Анатомия и физиология человека
- Русский язык
- Общие основы педагогики
Источник: isu.ru
Учитель-логопед: описание, преимущества и недостатки, обучение
Востребованность специалистов в области логопедии неуклонно возрастает с каждым годом. По данным Всемирной Организации Здравоохранения, с начала 90-х годов прошлого столетия во всем мире постоянно и неуклонно увеличивается число детей дошкольного возраста с выявленными нарушениями функции речи.
В человеческом организме речевая деятельность напрямую связана с работой центральной нервной системы, то есть головного мозга. При различных нарушениях работы мозга в результате родовых или иных травм, отягощенной наследственности или иных патологий у ребенка возникают проблемы с памятью, мышлением, вниманием и другой психической деятельностью, выраженные в той или иной степени.
Современные нейробиологи доказали, что при нарушении функции речи впоследствии у ребенка развиваются и проблемы в области интеллектуального развития. Наиболее благоприятным и эффективным временем для устранения речевых нарушений считается детский дошкольный возраст. Проблемы такого плана решают определенного уровня медицинские специалисты, среди которых значится и учитель-логопед.
Особенности профессии
Учитель-логопед – это специалист высокой квалификации, изучающий различные речевые дефекты, причины их возникновения и способы устранения. Для нормализации речевого процесса логопед в своей работе использует специально разработанные методики и приемы, благодаря которым улучшается или полностью восстанавливается речевая функция у взрослых людей и детей.
Профессия логопеда появилась сравнительно недавно. Впервые логопедией начали заниматься в начале XVII века на территории Европы. Изначально логопед занимался с детьми, имеющими патологию слухового восприятия. И только спустя почти три столетия логопедия приобрела те формы, которые стали прицельно направлены на работу с коррекцией функции речи. В целом работа логопеда сводится к тому, чтобы научить человека правильно проговаривать все звуки его родной речи.
Для того чтобы коррекция речи была эффективной, специалисту по логопедии необходимо знать основы такой науки, как психология, потому что речь и психическое развитие человека неразрывно связаны между собой. Многие дефекты речевого воспроизведения имеют психологические корни и гораздо реже – врожденные анатомические патологии. Нарушения речевой функции могут возникнуть в жизни человека не только в раннем детстве, но и в любом другом возрасте, например, после перенесенного инсульта. Поэтому профессиональный учитель-логопед должен в совершенстве владеть различными методиками, позволяющими работать с учениками любой возрастной категории.
В настоящее время профессия учителя-логопеда подразделена на специалиста по работе только с детьми и только со взрослыми пациентами. Обязанности обеих категорий этой профессии в целом схожи, различия состоят только в методах подхода к обучаемому человеку.
Специалист-логопед проводит обследование обратившегося к нему ученика и выявляет степень выраженности его речевых дефектов, далее педагог уже определяет план мероприятий по проведению коррекционной работы.
Плюсы и минусы
Многие люди ошибочно предполагают, что логопед – это более врач, чем специалист, знающий педагогические аспекты. С одной стороны, это может выглядеть и так, но профессия учителя-логопеда подразумевает симбиоз педагогики и в определенной степени – медицины. Перед педагогом стоит задача не лечения пациента, а обучения его произношению букв и звуков. Кроме того, стоит отметить и тот факт, что как таковой профессии, называемой «врач-логопед», не существует. Так нередко люди называют специалиста с высшим медицинским образованием, который прошел курсы повышения профессиональной квалификации по направлению дефектологии.
Профессия учителя-логопеда имеет не только общепризнанную полезность, но и высокую востребованность. Она позволяет людям улучшить качество их жизни и дает возможность реализовать себя в ней. Но кроме общечеловеческих ценностей, логопедия имеет и другие плюсы.
- Зарплата педагога-дефектолога не предусматривает большого денежного вознаграждения, но у такого специалиста всегда есть возможность для подработки в виде частных консультаций по договорным ценам, а время для таких частных практик каждый дефектолог волен выбирать по своим возможностям.
- Специалисты в области логопедии имеют повсеместную востребованность. Трудоустройство возможно в детском саду, школе, поликлинике, частном обучающем центре, в реабилитационном отделении и так далее.
- Продолжительность работы учитель-логопед определяет для себя сам. В этой профессии нет таких негласных предпосылок, как возраст. Даже находясь на пенсии, этот специалист вполне может продолжать свою трудовую деятельность как в официальном порядке, так и в частном.
Несмотря на все положительные моменты, как и в любом другом деле, в логопедии есть и свои определенные недостатки.
- Занятия, проводимые с разными по складу характера детьми, постоянно требуют большой психологической нагрузки и физической выносливости. Нередко учитель-логопед вынужден не только заниматься проблемами речевой функции, но и выступать в роли психолога, которому нужно выслушать историю пациента и отнестись к ситуации с сочувствием и пониманием.
- Помимо любой другой нагрузки, на педагоге лежит обязанность ведения необходимой документации, особенно это актуально для тех специалистов, которые работают в государственных учреждениях. С каждым годом число документов, оформляемых на каждого обучаемого, только возрастает, и это является довольно серьезной нагрузкой для любого специалиста.
- Успех и результат от проделанной логопедом работы в основном зависит от самого пациента, его желания и настроя устранить свои речевые недостатки. Работоспособность и мотивация у всех людей различны, и иногда обучаемый по ряду причин не стремится к результативности проводимых с ним занятий, несмотря на старания и высокий уровень профессионализма педагога-дефектолога.
- Результаты занятий или хотя бы небольшие улучшения, например, при алалии, заиканиях, афазии могут появиться нескоро, иногда их можно ожидать только спустя 3 или даже 5 лет упорного труда.
В этой профессии очень важно уметь соблюдать профессиональную этику. Необходимо правильно определить те методы и психологические подходы к ученику, которые бы побудили его к регулярным и продуктивным занятиям, но при этом сам специалист-дефектолог всегда должен быть вежлив, тактичен и сдержан.
Навыки и знания
Многие люди, в основном, конечно, девушки, еще в школе осуществляют для себя выбор будущей профессии, склоняясь к направлению дефектологии. Однако, чтобы стать настоящим логопедом, специалист сам должен иметь грамотную и четкую речь без дефектов произношения. Кроме того, имеет важное значение и общая культура речи. В общении с учениками любого возраста нельзя допускать ошибок орфоэпии, стилистики, а также важно не употреблять просторечных выражений. Речь учителя-логопеда – это всегда образец для его ученика, который учится и совершенствует свои речевые навыки путем подражания.
Чтобы осуществлять свою профессиональную деятельность, учитель-логопед должен знать и понимать физиологию и механизм голосообразования у человека, обладать определенными знаниями по анатомии. Работая с людьми, имеющими дефекты речи, специалист должен быть знаком с такими науками, как этика, педагогика, основы детской психологии.
Учитель-логопед должен уметь разбираться в явлениях нарушения речевой функции человека и знать способы их коррекции.
Обучение
Размышляя о том, как выучиться на учителя-логопеда, некоторые выпускники школ ошибочно предполагают, что достаточно всего лишь закончить определенные курсы. Но нужно понимать, что их окончание не даст вам права заниматься педагогической работой с официальным трудоустройством. Дело в том, что профильные курсы – это всего лишь программа переподготовки тех лиц, которые уже имеют базовое высшее медицинское или педагогическое образование. Чтобы стать настоящим специалистом в области логопедии, вам необходимо окончить высшее учебное заведение (ВУЗ), где имеется факультет дефектологии или кафедра логопедии.
Чтобы учиться в профильном ВУЗе, необходимо готовиться заранее, углубленно изучая предметы, которые нужно сдавать после 11 класса:
- биологию;
- русский язык;
- обществознание;
- литературу или математику (зависит от требований ВУЗа).
Основными предметами для поступления в ВУЗ будут биология и русский язык, именно они определяют то количество баллов, которые по результатам экзамена будут учтены для прохождения абитуриента на бюджетную форму обучения. Причем перечень предметов может быть изменен или дополнен в зависимости от требований того высшего учебного заведения, в котором бы вы хотели обучаться. Поэтому ознакомиться с требованиями ВУЗа к абитуриенту лучше всего заблаговременно.
Однако, помимо экзаменов, вам придется получить еще и медицинскую справку от логопеда о том, что вы сами не страдаете нарушениями функций речи. Кроме того, многие ВУЗы проводят собеседования с абитуриентами для того, чтобы выявить их способность к обучению на выбранном факультете. Это своего рода тест и к нему необходимо подготовиться заранее, тщательно продумав свою устную речь в виде краткого выступления.
Лучшими профильными российскими ВУЗами, которые можно окончить в качестве базового образования, являются:
- Институт специальной педагогики и психологии имени Р. Валленберга;
- Государственный педагогический университет имени А. И. Герцена;
- Московский государственный гуманитарный университет имени М. А. Шолохова;
- Московский психолого-социальный университет;
- Ленинградский государственный университет имени А. С. Пушкина;
- Санкт-Петербургский государственный педиатрический университет;
- Нижегородский государственный педагогический институт имени К. Минина;
- Ярославский государственный педагогический институт имени К. Д. Ушинского.
Окончание ВУЗа и профильных курсов повышения квалификации в области дефектологии не означает того, что ваше дальнейшее повышение уровня знаний на этом должно остановиться. Напротив, учитель-логопед для оказания качественной помощи своим ученикам должен постоянно изучать новые и совершенствующиеся методики, разрабатываемые для коррекционной работы с дефектами речи.
Кроме того, необходимо постоянно повышать свои знания в области педагогики и психологии.
Источник: vplate.ru
Специальное (дефектологическое) образование
О чём эта специальность: логопед − профессия на стыке педагогики, медицины и психологии. Логопед в дошкольном образовании – специалист, занимающийся постановкой правильной устной речи, предупреждением и устранением ее дефектов у детей раннего и дошкольного возраста.
В обязанности учителя-логопеда входит диагностика имеющихся нарушений речи у детей, работа по предупреждению и коррекции нарушений речи детей, разработка программ по коррекции речи, проведение консультаций для педагогов и родителей детей, имеющих отклонения в устной речи.
Как проходит обучение: программа обучения включает следующие дисциплины:
- Основы специальной педагогики и психологии;
- Логопедия;
- Логопедический практикум;
- Системные нарушения речи;
- Онтогенез речевой деятельности;
- Анатомия, физиология и патология органов речи;
- Нарушения чтения и письма и т.д.
В процессе обучения студенты проходят практику в общеобразовательных, коррекционных и компенсирующих дошкольных образовательных учреждениях, реабилитационных центрах.
С первого курса студенты участвуют в научно-методических семинарах и конференциях по актуальным проблемам современного специального (дефектологического) образования.
Какой диплом студент получит: квалификация «Бакалавр» по направлению 44.03.03 «Специальное (дефектологическое) образование», профиль «Логопедия».
Трудоустройство: выпускники могут работать:
- учителями-логопедами в дошкольной образовательной организации и общеобразовательных организациях, специальных коррекционных и/или компенсирующих образовательных организациях;
- логопедами в системе здравоохранения, в реабилитационных центрах;
- специалистами в области логопедии в составе психолого-медико-педагогических комиссий и консилиумов;
- вести частную практику.
Дальнейшее обучение: выпускники могут продолжить профессиональное обучение в магистратуре ПетрГУ в области психолого-педагогического или педагогического образования или в других вузах России в области дефектологического образования.
$types = []; $str = »; if ($model->IS_FULLTIME_EDU==1) $types[] = ‘очная’; if ($model->IS_DIST_EDU==1) $types[] = ‘заочная’; $str .= implode(‘ или ‘,$types) . ‘ форма обучения. ‘; if ($model->FOREIGN == 1) $str .= ‘Доступно для иностранных граждан. ‘; if ($model->PERIOD) $str .= ‘Срок обучения ‘.$model->PERIOD . ‘.’; print Utils::mb_ucfirst($str);
Дисциплины по выбору
nl2br($model->ELECTIVE_COURSES)
График занятий
nl2br($model->CONSULTANCY) ?>
Каникулы
nl2br($model->VACATION) ?>
> ?> p if ($model->LECTURER)
Преподаватели
nl2br($model->VACATION) ?>
Источник: petrsu.ru