Скачать:
Предварительный просмотр:
Новые ФГОС — 2021 утверждены 31 мая 2021 года. Они с 1 сентября 2022 года вступят в силу и начнут действовать для всех российских школ. Этот официальный документ содержит конкретизированные требования к образовательному процессу и существенно повышает планку, как для учеников, так и для учителей.
Обновленные ФГОС вступают в силу с момента начала нового учебного года, но есть некоторые нюансы, которые касаются учеников, обучающихся по нынешним стандартам. К чему готовиться учителям и ученикам, каким будет образовательный процесс согласно новым стандартам и что изменится для школы?
ФГОС устанавливают требования к результатам освоения программы основного общего образования: личностным, метапредметным и предметным. По-новому сформулированы предметные результаты – это учебные действия с предметным материалом. Предметные результаты освоения программы основного общего образования с учетом специфики содержания предметных областей, включающих конкретные учебные предметы, ориентированы на применение знаний, умений и навыков обучающимися в учебных ситуациях и реальных жизненных условиях, а также на успешное обучение на следующем уровне образования. Прослеживается единство обязательных требований к результатам освоения программ основного общего образования реализуется во ФГОС на основе системно-деятельностного подхода, обеспечивающего системное и гармоничное развитие личности обучающегося, освоение им знаний, компетенций, необходимых как для жизни в современном обществе, так и для успешного обучения на следующем уровне образования, а также в течение жизни.
Все умения, составляющие требования ФГОС к результатам освоения основной образовательной программы разделяются на три большие группы: 1. использовать знания для решения учебно-познавательных и практических задач; 2. находить и использовать информацию в различных источниках, необходимую для решения учебно-познавательных и практических задач; 3. интегрировать знания и информацию из различных источников для решения учебно-познавательных и практических задач.
в Разделе 1 введена для выполнения практическая работа «Организация фенологических наблюдений в природе: планирование, участие в групповой работе, форма систематизации данных», а в Заключении – практическая работа «Анализ результатов фенологических наблюдений и наблюдений за погодой». в 6 классе: — изменилась тема «Географическая оболочка как среда жизни»; — в заключительной теме «Природно-территориальные комплексы» изучается: Взаимосвязь оболочек Земли. Понятие о природном комплексе. Природно-территориальный комплекс. Глобальные, региональные и локальные природные комплексы. Природные комплексы своей местности.
— изучаются темы: Круговороты веществ на Земле. Почва, её строение и состав. Образование почвы и плодородие почв. Охрана почв. Природная среда. Охрана природы. Природные особо охраняемые территории.
Всемирное наследие ЮНЕСКО; в 7 классе: — исчезла тема «Освоение Земли человеком»; — заключительная тема «Взаимодействия природы и общества» дополнена: Глобальные проблемы человечества: экологическая, сырьевая, энергетическая, преодоления отсталости стран, продовольственная — и международные усилия по их преодолению. Программа ООН и цели устойчивого развития.
Всемирное наследие ЮНЕСКО: природные и культурные объекты; в 8 классе: — тема «География своей местности» разнесена по темам раздела «Природа России»; — в заключительной теме «Человеческий капитал России» изучается качество населения и показатели, характеризующие его, а также индекс человеческого развития (ИЧР) и его географические различия. в 9 классе: — исчезла тема «Военно-промышленный комплекс (ВПК)»; — при изучении Темы 5 «Химико – лесной комплекс» проводится изучение и анализ документов при выполнении практической работы «Анализ документов «Прогноз развития лесного сектора Российской Федерации до 2030 года» (Гл.1, 3 и 11) и «Стратегия развития лесного комплекса Российской Федерации до 2030 года» (Гл. II и III, Приложения № 1 и № 18) с целью определения перспектив и проблем развития комплекса»; — в теме «Обобщение знаний» раздела «Хозяйство России» изучаются: Новые формы территориальной организации хозяйства и их роль в изменении территориальной структуры хозяйства России.
Кластеры. Особые экономические зоны (ОЭЗ). Территории опережающего развития (ТОР). Факторы, ограничивающие развитие хозяйства. Развитие хозяйства и состояние окружающей среды и государственные меры по переходу России к модели устойчивого развития.
Большое внимание в новых ФГОС уделяется и обновлению содержания учебников. Действующий федеральный перечень учебников, утверждённый Приказом Минпросвещения РФ № 254 от 20.05.2020г., не содержит учебников, прошедших экспертизу на соответствие требованиям обновлённых ФГОС.
Приказ Министерства просвещения РФ «Об утверждении федерального перечня учебников» должен быть утверждён в IV квартале 2022 года. Следует заметить, что обучение пятиклассников географии по новым ФГОС будет осуществляться с 1 сентября 2022 года! Возникает вопрос: можно ли в 2022 году в 5 классах реализовать новый ФГОС используя старые учебники? Ссылаясь на Письмо Министерства просвещения от 11.11.2021 № 03-1899 «Об обеспечении учебными изданиями (учебниками и учебными пособиями) обучающихся в 2022/23 учебном году, в период перехода на обновлённые ФГОС-2021 могут быть использованы любые учебно-методические комплекты, включённые в федеральный перечень учебников.
При этом особое внимание должно быть уделено изменению методики преподавания учебных предметов при одновременном использовании дополнительных учебных, дидактических материалов, ориентированных на формирование предметных, метапредметных и личностных результатов.
— называть причины землетрясений и вулканических извержений; — представлять результаты фенологических наблюдений и наблюдений за погодой в различной форме (табличной, графической, географического описания);
— «Дневник географа – следопыта» позволяет фиксировать результаты наблюдений.
Подходят для использования в работе учителя и «Методические пособия «Роза ветров». 5 – 9 класс», где имеются общие методические указания, примерное поурочное планирование и
сценарии уроков содержащие: образовательные результаты уроков, инструктивно-методический материал, диагностику предметных результатов.
Во ФГОС – 2021 года в требованиях к условиям реализации программы основного общего образования отмечено в п. 35.2. «…должны создаваться условия, обеспечивающие возможность формирования функциональной грамотности обучающихся (способности решать учебные задачи и жизненные проблемные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности), включающей овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу дальнейшего успешного образования и ориентации в мире профессий.
Основой функциональной грамотности являются УДД, которым большое внимание уделяется в Программе формирования универсальных учебных действий у обучающихся и она должна обеспечивать формирование опыта применения универсальных учебных действий в жизненных ситуациях для решения задач общекультурного, личностного и познавательного развития обучающихся, готовности к решению практических задач.
Леонтьев А.А.: «Функционально грамотный человек — это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений».
Поэтому функциональная грамотность – это умение применять знания и навыки в практических жизненных ситуациях. Обычно в это понятие включают:
— естественно – научную грамотность;
Естественно — научная грамотность – это способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественными науками, и его готовность интересоваться естественнонаучными идеями. Естественнонаучно грамотный человек стремится участвовать в аргументированном обсуждении проблем, относящихся к естественным наукам и технологиям, что требует от него следующих компетентностей (см. Приложение 2):
— научно объяснять явления; — понимать основные особенности естественнонаучного исследования; — интерпретировать данные и использовать научные доказательства для получения выводов.
Чему же нужно учить школьников на уроках географии? Ответ: — формулировать вопросы;
— использовать простейшие приемы исследования;
— строить развернутые высказывания;
— устанавливать надежность информации;
Основным требованием к заданиям по оцениванию и формированию естественнонаучной грамотности является то, чтобы эти задания были нацелены на проверку умений, характеризующих естественнонаучную грамотность, но при этом должны основываться на ситуациях, которые можно назвать жизненными, реальными и интересными для школьников. Важно обратить внимание и на основные умения естественно – научной грамотности: объяснять, исследовать, анализировать с опором на реальную жизненную ситуацию.
Функциональная грамотность включена первым пунктом в направления совершенствования общего образования в России. Если проанализировать структуру измерительных материалов PISA, то ведущим компонентом в исследованиях качества образования отводится в 2024 году естественно – научной грамотности. И в этом исследовании будут участвовать сегодняшние пятиклассники (см. Приложение 3).
Для развития различных видов функциональной грамотности на уроках географии и во внеурочной деятельности, в том числе и естественно – научной, можно использовать банк заданий на сайте ИСТИТУТА СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ (ИСРО) в рамках проекта «Мониторинг формирования функциональной грамотности учащихся» (см. Приложение 4).
Источник: nsportal.ru
Зачем изучать географию в школе? Она же бесполезна!?
Неужели география неинтересный и ненужный предмет? А может просто Вас учили не так? Как сказал один мой педагог «В географию влюбляются в 7 классе». Как может пригодиться география в жизни? Попробуем ответить на вопросы.
Мир прекрасен, оглянись!
Когда и как изучают ГЕОГРАФИЮ?
Сам предмет с введением ФГОС ООО стал изучаться с переходом в 5 класс, до этого изучаются общие закономерности природы в курсе «окружающий мир» с 1 по 4 класс. Изучается география теперь до 9 класса, в некоторых школах до 11, но сейчас это редкость, так как социально-экономическую географию зарубежных стран заменили астрономией.
Распределение разделов стандартно:
5-6 класс — общая физическая география или ЗЕМЛЕВЕДЕНИЕ. В данном курсе изучают основные законы природы и строят «фундамент» географического знания. Если его понять — дальше география дастся легко, если забить — будете тащиться в хвосте, еле допрыгивая до «3».
7 класс — физическая география материков и океанов. Самая обширная и информативная часть. Усложняются знания по курсу землеведения, а затем применяются к изучению конкретных территорий. Дети особенно любят этот раздел, так как все хотят знать «как ещё бывает в других местах». Полюбят ли ученики географию — зависит от творческого подхода учителя.
8 класс — физическая география России (или другой страны СНГ, в которой Вы проживаете). Знания по землеведению усложняются, повторяются, дополняются. Применяется всё к изучению своей страны. Если 7 класс прошел на «ура», то за 8 можно не переживать
9 класс — социально — экономическая география России (или другой страны СНГ, в которой проживаете). Здесь уже знания получаются иного характера, подросткам нравится изучать демографические, социальные и экономические процессы.
Зачем изучать Географию?
Кроме общих фраз:
- Так положено
- Расширяет кругозор
- Знать,что вокруг тебя
- Развивает пространственное мышление
- Развивает воображение
- Помогает формированию причинно — следственных связей
- Помогает запланировать путешествие так, чтобы не просидеть все 14 дней в отеле, ожидая, когда закончится дождь. ну и другие прекрасные ситуации
- Позволяет узнать, чего нужно опасаться не только в путешествии, но и в своём Родном крае.
Кто назовет единственного смертельно ядовитого паука России в комментарии?
- Да и много просто забавного и удивительного можно узнать.
Источник: dzen.ru
Список учебных предметов, изучаемых в школе в прежние годы
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 26 июня 2014; проверки требует 181 правка.
Перейти к навигации Перейти к поиску
Уче́бные предме́ты — учебные курсы, изучаемые в школах России и других постсоветских государствах.
Название также применяется для обозначения учебных дисциплин в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования.
По итогам каждых четверти (в 1-9-х классах), триместра (в некоторых школах), полугодий (10-11), и каждого учебного года ученикам выставляются оценки. После окончания школьного курса обучения по учебным предметам сдаются выпускные экзамены и, если ученик желает продолжать обучение, вступительные экзамены в вузы.
В 9-м и 11-м классах в обязательном порядке сдаются экзамены по русскому языку и математике в формах ОГЭ (для 9-х классов) и ЕГЭ (для 11-х классов). Помимо основных предметов ученик может сдавать любое количество дополнительных; обычно это рекомендовано для поступления в профильный класс после 9-го класса и необходимо для поступления в вуз после 11-го класса. Ежегодно пишутся ВПР.
Содержание
- 1 Список учебных предметов, изучаемых в школе (11-летнее обучение)
- 1.1 Математические
- 1.2 Общественно-научные
- 1.3 Естественно-научные
- 1.4 Гуманитарные
- 1.5 Филологи́ческие
- 1.6 Трудовое обучение
- 1.7 Физкультура
- 1.8 Искусство
- 2.1 Математические
- 2.2 Естественно-научные
- 2.3 Филологические
Список учебных предметов, изучаемых в школе (11-летнее обучение)
Математические
- Матема́тика: 1—6 класс (в некоторых школах до 5 класса)
- Алгебра: 7—11 класс (в некоторых школах с 5 класса)
- Геометрия: 7—11 класс (в некоторых школах с 5 класса)
- Информа́тика (ИКТ): 7—11 класс (в некоторых школах с 5 или 6 класса) 1-4 классы подготовительные, как факультатив.
В начальной школе ученик изучает базовые понятия математики, правила сложения, вычитания, умножения, деления. Затем, перейдя в среднюю школу, с 5 класса он изучает дробные числа, функции. С 7 класса начинается разделение обучения математике на алгебру (системы координат, системы уравнений, тригонометрия) и геометрию (планиметрия, стереометрия, векторы).
В 10-11 классах с подачи академика А. Колмогорова, возможно прохождение начал анализа (пределы, дифференцирование в 10 и интегрирование в 11). Изучение информатики может начинаться и позже 5 класса. Программа изучения включает системы, языки программирования и программы, компьютеры, историю вычислительной техники.
Однако часто предусмотрено изучение только определённых программ (какую-либо определённую среду разработки программного обеспечения, определённый текстовый редактор), за что школьный курс информатики критикуется специалистами. Изучаются Паскаль, Си, JavaScript. Ранее изучались Бейсик и Фортран.
Общественно-научные
В рамках истории с 5 класса изучают всеобщую историю и историю России (в том числе историю СССР) (историю России с 6). В 5 классе начинается и география (иногда под названием природоведение).
- Исто́рия: 5—11 классы. В 3—4 классе (не во всех школах) изучается пропедевтический курс «рассказов по истории России», рассматривающий лишь выборочные события в отечественной истории и (в смысле карт военных действий) с выбросом значительных деталей. В 5 классе изучается история Древнего мира, в 6 классе изучаются по всеобщей истории — История Средних веков, а по истории России — период с древнейших времён по XVI век. В 7—9 классах по всеобщей истории изучается Новая история, а по истории России в 7 классе изучается XVII век, в 8 классе — история XVIII века, в 9 — история XIX века. В 10 классе изучается по всеобщей истории — новейшая история, а по истории России — история XX и XXI веков. В 11 классе изучается история России и мира в форме проблемно-аналитического курса, где ученики должны работать с предложенной авторами учебника проблемой.
- География: 5—11 классы. В 5—6 классе — общий курс географии, в 7 — физическая география мира, в 8—9 — география России (в 8 классе физическая, а в 9 экономическая), в 10—11 — экономическая география мира.
Естественно-научные
- Природоведение: 5 класс (не везде)
- Окружающий мир: 1—4 классы
- География: 5—11 классы (в некоторых школах с 6 класса)
- Биология: 5—11 класс
- Астрономия: 10-11 класс (в некоторых школах только в 11 классе)
- Физика: 7—11 классы (в некоторых школах с 5 класса)
- Химия: 8—11 класс (в некоторых школах с 5 или 7 класса)
- Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ): 5—11 классы (в некоторых школах с 8 класса)
- Естествознание: 5—11 класс (не везде). Согласно ФК ГОС 2004 года в 10-11 классе была возможность замены этим предметом физики, химии и биологии, в случае если ни один из этих предметов не изучается на профильном уровне.
- Экология: 5—11 классы (не везде). В обязательном минимуме содержания образования есть раздел «Экология», при этом этого предмета нет в базисном учебном плане.
Обучение естественнонаучным дисциплинам начинается с 1-го класса, (Окружающий мир или Мир вокруг нас), в 5 классе этот учебный предмет имеет название «Природоведение», по ФК ГОС предусмотрена возможность изучения предмета «Природоведение» в 6 классе за счёт объединения предметов «Биология» и «География».
С 5 класса изучается биология. (в 5 классе — базовые понятия и принципы , а в 6 классе — ботаника. В 7 — зоология, в 8 — анатомия человека, в 9—11 — общая биология). По другой программе в 6—7 классах изучается ботаника, в 7 — зоология беспозвоночных, в 8 — позвоночных, в 9 — анатомия, в 10—11 — общая биология. В настоящее время в большинстве школ предусмотрено изучение всего курса биологии к концу 11 класса.
В 7 классе начинается физика. Сначала изучается введение в эту науку и основы МКТ, затем — механика. В 8 классе изучаются термодинамика, электричество, электромагнетизм, основы оптики. В 9 классе — механика, электромагнетизм (сначала электричество и потом магнетизм), ядерная физика. В 10 классе — механика, МКТ и термодинамика, электричество.
В 11 — электромагнетизм, геометрическая оптика и квантовая оптика, квантовая физика, а также основы СТО. В 11 классе также изучается астрономия.
Изучение химии обычно начинается с 7 или 8 класса (7—9 класс — неорганическая химия, в конце 9 класса — органика, 10 класс — органическая химия, 11 класс — общая химия и повторение неорганической химии)
Гуманитарные
- История:5—11 классы
- Обществозна́ние: 5—11 классы (иногда изучается с 6 класса). С 5—9 класс изучается основы обществознания. Официальное название предмета — «Обществознание (включая экономику и право)», в 10-11 классе на базовом уровне предметы могут изучаться как отдельно, так и в составе предмета «Обществознание». На профильном уровне предметы изучаются отдельно друг от друга.
- Основы религиозных культур и светской этики: 4 класс. В качестве эксперимента — с 2010 года в отдельных субъектах РФ. Во всех школах в обязательном порядке — с 2012 года. Включает:
· «Основы православной культуры»
· «Основы исламской культуры»
· «Основы буддийской культуры»
· «Основы иудейской культуры»
· «Основы мировых религиозных культур»
· «Основы светской этики».
· Основы духовно-нравственных культур (не везде )
Филологи́ческие
- Чистописание: 1 класс (не везде) (обычно как факультатив)
- Обучение грамоте: 1 класс
- Родной язык: 1-11 классы. В республиках со своим языком или национальных районах либо школах с этнокультурным компонентом. В указанных школах в 1 — 2 классах допускалось «занимать» на этот предмет часы, предусмотренные на освоение «Технологии» и «Изобразительного искусства» с последующим «возвращением» этих часов.
- Русский язык: 1—11 классы
- Чтение: 1—4 классы, в БУП РФ именуется «Литературное чтение»
- Литература: 5—11 классы
- Иностранный язык: 2—11 классы ( в некоторых школах с 1 класса) (английский, французский, немецкий, испанский, китайский, могут изучаться и другие (итальянский, литовский, украинский, польский, древнегреческий, иврит, эстонский, латынь), но экзамен в форме ЕГЭ можно сдать лишь по этим языкам)
В 1 классе ученики изучают чтение (литературу) и письмо (родной язык или русский язык), русский язык (орфографию, пунктуацию, синтаксис, грамматику, риторику). С 1 по 8 класс на уроках литературы проходят различных зарубежных авторов и русскую литературу (в том числе современную), с 9 по 11 — русскую классическую литературу. Школьники пишут сочинения.
Изучаются творчество писателей и поэтов — в основном Пушкина, Тургенева, Достоевского, Есенина, Твардовского, современных писателей. Во многих школах предусмотрено изучение более одного иностранного языка. При этом в большинстве школ обязательно (как первый или как второй) изучается английский.
Ранее была предусмотрена возможность распределения часов, предусмотренных на освоение учебного предмета «Иностранный язык» во 2, 3, 4 классах на русский язык и литературу. Сейчас такой возможности нет.
Трудовое обучение
- Труд («Художественный труд»): 1—4 класс (иногда 1—8 класс).
- Технология: 5—11 класс. Иногда начинается с 1 класса. В некоторых школах до 7—8 класса. По БУП РФ предусмотрен только в 5 и 6 классах.
- Черчение: (не везде) как правило, в некоторых из старших (9—11) классов (не везде). (В некоторых школах (7)8—9 классы) В БУП РФ 2004 и 2011 года отсутствует, при этом курс черчения фактически входит в курс Технологии.
- Общественно полезный труд. Введение данного предмета планируется. [1]
Физкультура
- Физическая культура: 1—11 класс. Как правило, проходит в различных местах (спортивный зал, стадион, лес), где ученики занимаются спортом.
- Различные виды спорта, возможно, по выбору или как факультатив, например:
- Шахматы: 1—4 класс. (в некоторых школах с 2 класса)
- Волейбол: 4—6 класс.
- Настольный теннис
- Футбол, баскетбол и др.
Искусство
- Изобразительное искусство и художественный труд: 1—2 классы (не везде)
- Музыка: 1—8(9) классы (в некоторых школах с 5 класса)
- Изобразительное искусство (ИЗО) (1-6 классы, может быть до 8)
- Мировая художественная культура (МХК): 10—11 классы (в некоторых с 8)
- Искусство: 7 (10—11) классы (не везде), некоторые классы, по БУП 2004 года в 8-9 классах, по БУП 2011 года — в 8 классе.
Список учебных предметов, изучаемых в школе в прежние годы
Математические
Арифметика: 1—4 класс
Естественно-научные
Природоведение: 1—4 класс (сейчас 5 класс, не везде).
Черчение (5—9 классы). Изучается на усмотрение руководства
Обществоведение или Человек и общество (ЧиО): 5(9)—11 класс
Филологические
Родная литература: 1—4 класс (только в республиках со своим языком)
Источник: studopedia.ru