1.Главным фактором, который определяет процесс формирования личности, является:
А. биологическая наследственность.
Б. культура.+
В. индивидуальный опыт.
Г. экономика.
Д. власть.
2.Автором термина “социология” является:
А. Макс Вебер.
Б. Карл Маркс.
В. Вильфредо Парето.
Г. Питирим Сорокин.
Д. Огюст Конт.+
3.Функция социологии, которая освещает, что и как делается в обществе, имеет название:
А. познавательная.
Б. оценочная.
В. объяснительная.
Г. концептуально-описательная.+
Д. прогностическая.
4.Организация нации, народности, племени – это:
А. общество.+
Б. власть.
В. государство.
Г. управления.
Д. политика.
5.Объяснение процесса социального развития предоставляет:
А. метод социологии.
Б. способ социологии.
В. структура социологии.+
Г. практика социологии.
Д. функция социологии.
6.Автором термина “понимающая социология” является:
ЕГЭ: этапы социализации
А. Георг Зиммель.
Б. Огюст Конт.
В. Чарльз Кули.
Г. Макс Вебер.+
Д. Зигмунд Фрейд.
7.Впервые ввел понятие структурный функционализм:
А. Зигмунд Фрейд.
Б. Вільфредо Парето.
В. Питирим Сорокин.
Г. Эмиль Дюркгейм.
Д. Толкотт Парсонс.+
8.Первичным компонентом человеческого поведения, где выступает выбор, занимается:
А. макросоциология.
Б. общая социология.
В. практическая социология.
Г. микросоциология.+
Д. отраслевая социология.
9.Форма организации общественной жизни, социальных связей между людьми называется:
А. социальное действие.
Б. социальный институт.
В. ассоциация.
Г. социальная система.+
Д. общественное объединение.
10.Совокупность свойств общественных отношений общества, которая интегрируется индивидами в общей жизни, проявляется во взаимоотношениях, – это:
А. солидарность.
Б. закон.
В. биологическое.
Г. социальное.
Д. мораль.+
11.Совокупность людей, которые объединены взаимными симпатиями или деятельностью, – это:
А. социальная группа.
Б. социальный слой.
В. общество.+
Г. социальная общность.
Д. государство.
12.Общество, которое имеет территорию проживания, материальные и культурные ценности, – это:
А. социальная группа.
Б. социальная общность.+
В. государство.
Г. социальный слой.
Д. социальная система.
13.Одна из важнейших движущих сил деятельности любого социального объекта называется:
А. социальный интерес.+
Б. социальная общность
В. социальный прогресс.
Г. социальная группа.
Д. социальная ценность.
14.Средства труда непосредственного употребления – это:
А. социальное объединение.
Б. материальные ценности.+
В. социальные интересы.
Г. духовные ценности.
Д. социальные объекты.
15.В качестве типа культуры за функциональной ролью выступает:
«О детях по-взрослому»: Старший дошкольный возраст (4-6 лет). Людмила Петрановская
А. общая культура.
Б. религиозная культура.
В. физическая культура.
Г. народная культура.
Д. материальная культура.+
16.Форма закрепления и способ осуществления специализированной деятельности, которая обеспечивает стабильное функционирование общественных отношений, называется, :
А. социальный институт.+
Б. социальная общность.
В. социальная роль.
Г. социальная группа.
Д. социальный объект.
17.Моделью поведения в соответствии со статусом человека определяется:
А. социальная ценность.
Б. социальная функция.
В. социальная роль.+
Г. социальный обычай.
Д. социальное действие.
18.Сообщество, с которым индивид соотносит себя как с эталоном в своем поведении, – это:
А. большая группа.
Б. референтная группа.+
В. квазигруппа.
Г. малая группа.
Д. диада группа.
19.Группа людей, между которыми почти отсутствуют эмоциональные связки, а их взаимодействие предопределено стремлением достичь определенной цели, это:
А. первичная группа.
Б. малая группа.
В. вторичная группа.+
Г. большая группа.
Д. референтная группа.
20.Потеря личностью объективной принадлежности к данной социальной группе без доступа к другой называется:
А. слой.
Б. декласовий элемент.
В. маргинализация.+
Г. имела социальная группа.
Д. социальный прогресс.
II вариант.
1.Изучением совокупности сообществ людей, которые формируются на основе социальной неоднородности в разных территориально-административных образованиях, занимается:
А. этносоциология.
Б. социально-территориальная структура.+
В. социальная мобильность.
Г. социально-демографическая структура.
Д. социализация.
2.Продвижение социальными ступеньками благодаря внешним, независимым от индивида свойствам, это:
А. социальная стратификация.
Б. аскрипция.+
В. достижения.
Г. слой.
Д. класс.
3.Вид социальной структуры, которого не существует, это:
А. социально-классовая.
Б. социально-демографическая.
В. социально-территориальная.
Г. социально-профессиональная.
Д. социально-политическая.+
4.Последовательное изменение явлений социального существования, социальные изменения в динамике -це :
А. социальная структура.
Б. социальный прогресс.+
В. социализация.
Г. социальная категория.
Д. социальная модель.
5.Социальный процесс, который заключается в столкновении противоположных интересов индивидов, групп или в стремлении к удовлетворению одинаковых интересов, называется:
А. сотрудничество.
Б. приспособления.
В. конфликт.
Г. соперничество.+
Д. дезорганизация.
7.Среди социальных институтов первичным является:
А. политический.
Б. экономический.
В. семейный.+
Г. религиозный.
Д. институт морали.
8.Элитарная культура – это:А. профессиональная культура.+
Б. бытовая культура.
В. массовая культура.
Г. духовная культура.
Д. субкультура.
9.Генетическая функция в социологии культуры рассматривается как:
А. культурные нормы, ценности.
Б. культурное развитие.+
В. социальная система.
Г. сохранения целостности общества.
Д. влияние на социализацию личности.
10.Интегративная функция в социологии культуры отвечает за:
А. формирования мировоззрения в пределах культуры.
Б. передачу социального наследства.
В. влияние на развитие общественных отношений.+
Г. влияние на социализацию личности.
Д. элементы культуры, право и мораль.
11.Семья принадлежит к:
А. социальной организации.
Б. социального института.+
В. социальной структуры.
Г. социального сообщества.
Д. социального объединения.
12.На выбор брачного партнера не влияет такой фактор:
А. пространственная близость (соседство, далекая родня).
Б. представления об идеальном партнере.
В. пример собственных родителей.
Г. удовлетворения потребностей в отцовстве.+
Д. поиск партнера, подобного за психологическими или социальными чертами.
13.По определению Р. Хаттисса до шести составляющих любви не положено:
А. уважение.
Б. позитивные чувства относительно партнера.
В. пример собственных родителей.+
Г. чувства близости и интимности.
Д. эротичные чувства.
Е. потребность в позитивном отношении партнера.
Ж. чувства враждебности в интимных отношениях.
14. Выберите понятие, которое относится к сфере изучения социологии:
А. симпатия
Б. капитал
В. статус+
Г. чувство
15. Выберите науку, которая стала основой для появления социологии:
А. история
Б. философия+
В. политология
Г. экономика
16. Выберите направление в социологии, которое исходит из положения, что новое «положительное» знание должно быть свободно от всяких домыслов, опираться на естествознание:
А. понимающая социология
Б. позитивизм+
В. интеракционизм
Г. этнометодология
17. Определите те понятия, которые характеризуют социологию, как науку об обществе как целостной, органической системе:
А. структура+
Б. функция+
В. индивид
Г. малая первичная группа
18. Определите, какие понятия, характеризуют социологию, как науку о человеке:
А. социальная система
Б. социальные институты
В. личность+
Г. индивид+
19. Что изучает микросоциология?
А. поведение одного индивида+
Б. поведение больших социальных групп
В. поведение малых социальных групп
Г. поведение общностей
20. Микросоциологические понятия:
А. малая группа+
Б. цивилизация
В. мировая система
Г. государство
Источник: liketest.ru
ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ
Личность является одним из тех феноменов, которые редко истолковываются одинаково двумя разными авторами. Все определения личности так или иначе обусловливаются двумя противоположными взглядами на ее развитие.
С точки зрения одних, каждая личность формируется и развивается в соответствии с ее врожденными качествами и способностями, а социальное окружение при этом играет весьма незначительную роль. Представители другой точки зрения полностью отвергают врожденные внутренние черты и способности личности, считая, что личность — это некоторый продукт, полностью формируемый в ходе социального опыта.
Очевидно, что это крайние точки зрения на процесс формирования личности. В своем анализе мы, конечно, должны учитывать как биологические особенности личности, так и ее социальный опыт. Вместе с тем практика показывает, что социальные факторы формирования личности более весомы.
Представляется удовлетворительным определение личности, данное В. Ядовым: «Личность — это целостность социальных свойств человека, продукт общественного развития и включения индивида в систему социальных отношений посредством активной деятельности и общения» (96, т. 2, с. 71). В соответствии с этим взглядом личность развивается из биологического организма исключительно благодаря различным видам социального и культурного опыта. При этом не отрицается наличие у нее врожденных способностей, темперамента и предрасположенности, значительно влияющих на процесс формирования личностных черт.
Для анализа возникновения и развития личностных черт разделим
факторы, оказывающие влияние на формирование личности, на следующие типы: 1) биологическая наследственность; 2) физическое окружение; 3) культура; 4) групповой опыт; 5) уникальный индивидуальный опыт. Проанализируем влияние этих факторов на личность.
Биологическая наследственность. Кирпичный дом не может быть построен из камня или из бамбука, но из большого количества кирпичей можно построить дом множеством различных способов. Биологическое наследие каждого человека поставляет сырые материалы, которые затем формируются разными способами в человеческую особь, индивида, личность.
В отличие от многих видов животных человеческое существо проявляет сексуальность во все времена года, что в большей или меньшей степени сказывается на деторождении. Ребенок рождается совершенно беспомощным и остается таким первые годы своей жизни. Подобные биологические факты закладывают основу социальной жизни людей.
Кроме того, человек не имеет инстинкта моногамной сексуальной жизни, и в каждом обществе эта особенность проявляется по-разному, сказываясь на формировании института семьи и на воспитании детей. Черты биологического наследия дополняются врожденными потребностями человеческого существа, которые включают потребности в воздухе, пище, воде, активности, сне, безопасности и отсутствии боли.
Если социальный опыт объясняет в основном сходные, общие черты, которыми обладает человек, то биологическая наследственность во многом объясняет индивидуальность личности, ее изначальное отличие от других членов общества. Вместе с тем групповые различия уже нельзя объяснять биологической наследственностью. Здесь речь идет об уникальном социальном опыте, об уникальной субкультуре. Следовательно, биологическая наследственность не может полностью создать личность, так как ни культура, ни социальный опыт не передаются с генами. Однако биологический фактор необходимо учитывать, так как он, во-первых, создает ограничения для социальных общностей (беспомощность ребенка, невозможность долго находиться под водой, наличие биологических потребностей и т.д.), а во-вторых, благодаря биологическому фактору создается бесконечное разнообразие темпераментов, характеров, способностей, которые делают из каждой человеческой личности индивидуальность, т.е. неповторимое, уникальное создание.
Физическое окружение. Некоторые исследователи придавали физическому окружению решающее значение в развитии личности.
Известный социолог Питирим Сорокин в нескольких работах, опубликованных в 1928 г., обобщил теории многих ученых — от Конфуция, Аристотеля, Гиппократа до современного ему географа Эллиота Хантингтона, согласно которым групповые различия в поведении личностей в основном определяются различиями в климате, географических особенностях и природных ресурсах. К этой группе ученых можно отнести также философа Г.В. Плеханова и историка Л.Н. Гумилева. Теории, разработанные этими исследователями, являются хорошей основой для
оправдания этноцентрического, националистического сознания, однако не могут оправдать решающего влияния физического фактора на развитие личности. Действительно, в сходных физических и географических условиях формируются различные типы личностей, и, наоборот, очень часто бывает так, что схожие групповые признаки личностей развиваются в разных условиях окружающей среды.
В связи с этим можно сказать, что физическое окружение может влиять на культурные особенности социальной группы, но его влияние на формирование отдельной личности незначительно и несравнимо с влиянием на личность культуры группы, группового или индивидуального опыта.
Культура. Прежде всего следует отметить, что определенный культурный опыт является общим для всего человечества и не зависит от того, на какой ступени развития находится то или иное общество.
Так, каждый ребенок получает питание от старших по возрасту, обучается общению через язык, получает опыт применения наказания и вознаграждения, а также осваивает некоторые другие наиболее общие культурные образцы. Вместе с тем каждое общество дает практически всем своим членам некоторый особенный опыт, особенные культурные образцы, которые другие общества предложить не могут. Из социального опыта, единого для всех членов данного общества, возникает характерная личностная конфигурация, типичная для многих членов данного общества. Например, личность, сформировавшаяся в условиях мусульманской культуры, будет иметь иные черты, чем личность, воспитанная в христианской стране.
Американская исследовательница К. Дьюбойс (148, с. 3-5) назвала личность, обладающую общими для данного общества чертами, «модальной» (от взятого из статистики термина «мода», обозначающего величину, которая встречается наиболее часто в ряду или серии параметров объекта). Под модальной личностью Дьюбойс понимала наиболее часто встречающийся тип личности, обладающий некоторыми особенностями, присущими культуре общества в целом.
Таким образом, в каждом обществе можно найти такие личности, которые воплощают средние общепринятые черты. Говорят о модальных личностях тогда, когда упоминают о «средних» американцах, англичанах или об «истинно» русских. Модальная личность воплощает в себе все те общекультурные ценности, которые общество прививает своим членам в ходе культурного опыта. Эти ценности в большей или меньшей степени содержатся в каждой личности данного общества.
Другими словами, каждое общество развивает один или несколько базисных личностных типов, которые соответствуют культуре этого общества. Такие личностные образцы усваиваются, как правило, с детства. У равнинных индейцев Южной Америки социально одобряемым типом личности для взрослого мужчины был сильный, самоуверенный, воинственно настроенный человек. Им восхищались, его поведение вознаграждалось, и мальчики всегда стремились быть похожими на таких мужчин.
Каким же может быть социально одобряемый тип личности для нашего общества? Пожалуй, это личность социабельная, т.е. легко идущая на социальные контакты, готовая к сотрудничеству и обладающая при этом некоторыми агрессивными чертами (т.е. способная за себя постоять) и практической сметкой. Многие эти черты развиваются скрытно, внутри нас, и мы испытываем неудобство, если эти черты отсутствуют. Поэтому мы обучаем своих детей говорить «спасибо» и «пожалуйста» старшим, учим их не стесняться взрослого окружения, уметь постоять за себя.
Однако в сложных обществах очень трудно найти общепринятый тип личности из-за наличия в них большого числа субкультур. Наше, общество имеет много структурных подразделений: регионы, национальности, род занятий, возрастные категории и др. Каждое из этих подразделений имеет тенденцию к созданию собственной субкультуры с определенными личностными образцами. Эти образцы смешиваются с личностными образцами, присущими отдельным индивидам, и создаются смешанные личностные типы. Для изучения личностных типов различных субкультур следует изучать каждую структурную единицу отдельно, а затем учитывать влияние личностных образцов доминирующей культуры.
Итак, на формирование личности определенное влияние оказывают биологические факторы, а также факторы физического окружения и общие культурные образцы поведения в отдельной социальной группе. Однако следует помнить, что главными факторами, определяющими процесс формирования личности, безусловно являются групповой опыт и субъективный, уникальный личностный опыт. Эти факторы в полной мере проявляются в процессе социализации личности.
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
Источник: studopedia.ru
Главным фактором определяющим процесс формирования личности является
- Вы здесь:
- Главная
- Для ВУЗов
- Социология
- Социология для студентов
Сайты партнеры:
Не торопитесь уходить!
Помните, что лучшим стимулом для развития сайта, является ваша активность на нем.
Проведите на ресурсе больше времени, попробуйте найти для себя еще что-то интересное в разных каталогах, дайте ссылку на сайт знакомым, напишите на форуме в разделе замечания и предложения что бы вы хотели увидеть нового и необходимые Вам материалы будут добавлены быстрее.
Для быстрого поиска по странице используйте комбинацию клавиш Ctrl+F и в появившемся окне напечатайте слово запроса (или первые буквы)
Социология для студентов
Главным фактором, который определяет процесс формирования личности, является, :
биологическая наследственность.
культура.
индивидуальный опыт.
экономика.
власть.
Автором термина “социология” является:
Макс Вебер.
Карл Маркс.
Вильфредо Парето.
Питирим Сорокин.
Огюст Конт.
Функция социологии, которая освещает, что и как делается в обществе, имеет название:
познавательная.
оценочная.
объяснительная.
концептуально-описательная.
прогностическая.
Организация нации, народности, племени – это:
общество.
власть.
государство.
управления.
политика.
Объяснение процесса социального развития предоставляет:
метод социологии.
способ социологии.
структура социологии.
практика социологии.
функция социологии.
Автором термина “понимающая социология” является:
Георг Зиммель.
Огюст Конт.
Чарльз Кули.
Макс Вебер.
Зигмунд Фрейд.
Впервые ввел понятие структурный функционализм:
Зигмунд Фрейд.
Вільфредо Парето.
Питирим Сорокин.
Эмиль Дюркгейм.
Толкотт Парсонс.
Первичным компонентом человеческого поведения, где выступает выбор, занимается:
макросоциология.
общая социология.
практическая социология.
микросоциология.
отраслевая социология.
Форма организации общественной жизни, социальных связей между людьми называется:
социальное действие.
социальный институт.
ассоциация.
социальная система.
общественное объединение.
Совокупность свойств общественных отношений общества, которая интегрируется индивидами в общей жизни, проявляется во взаимоотношениях, – это:
солидарность.
закон.
биологическое.
социальное.
мораль.
Совокупность людей, которые объединены взаимными симпатиями или деятельностью, – это:
социальная группа.
социальный слой.
общество.
социальная общность.
государство.
Общество, которое имеет территорию проживания, материальные и культурные ценности, – это:
социальная группа.
социальная общность.
государство.
социальный слой.
социальная система.
Одна из важнейших движущих сил деятельности любого социального объекта называется:
социальный интерес.
социальная общность
социальный прогресс.
социальная группа.
социальная ценность.
Средства труда непосредственного употребления – это:
социальное объединение.
материальные ценности.
социальные интересы.
духовные ценности.
социальные объекты.
В качестве типа культуры за функциональной ролью выступает:
общая культура.
религиозная культура.
физическая культура.
народная культура.
материальная культура.
Форма закрепления и способ осуществления специализированной деятельности, которая обеспечивает стабильное функционирование общественных отношений, называется,:
социальный институт.
социальная общность.
социальная роль.
социальная группа.
социальный объект.
Моделью поведения в соответствии со статусом человека определяется:
социальная роль.
Сообщество, с которым индивид соотносит себя как с эталоном в своем поведении, – это:
референтная группа.
Группа людей, между которыми почти отсутствуют эмоциональные связки, а их взаимодействие предопределено стремлением достичь определенной цели, это:
вторичная группа.
Потеря личностью объективной принадлежности к данной социальной группе без доступа к другой называется:
маргинализация.
имела социальная группа.
Изучением совокупности сообществ людей, которые формируются на основе социальной неоднородности в разных территориально-административных образованиях, занимается:
социальнотерриториальная структура.
Продвижение социальными ступеньками благодаря внешним, независимым от индивида свойствам, это:
Вид социальной структуры, которого не существует, это:
социально-политическая.
Последовательное изменение явлений социального существования, социальные изменения в динамике -це :
социальный прогресс.
Социальный процесс, который заключается в столкновении противоположных интересов индивидов, групп или в стремлении к удовлетворению одинаковых интересов, называется:
соперничество.
К основным категориям социологии труда не относится:
статус труда.
Среди социальных институтов первичным является:
Элитарная культура – это:
профессиональная культура.
Генетическая функция в социологии культуры рассматривается как:
культурные нормы, ценности.
культурное развитие.
сохранения целостности общества.
влияние на социализацию личности.
Интегративная функция в социологии культуры отвечает за:
формирования мировоззрения в пределах культуры.
передачу социального наследства.
влияние на развитие общественных отношений.
влияние на социализацию личности.
элементы культуры, право и мораль.
Семья принадлежит к:
социального института.
На выбор брачного партнера не влияет такой фактор:
пространственная близость (соседство, далекая родня).
представления об идеальном партнере.
пример собственных родителей.
удовлетворения потребностей в отцовстве.
поиск партнера, подобного за психологическими или социальными чертами.
По определению Р. Хаттисса до шести составляющих любви не положено:
позитивные чувства относительно партнера.
пример собственных родителей.
чувства близости и интимности.
потребность в позитивном отношении партнера.
чувства враждебности в интимных отношениях.
Следующие статьи
- Потребности и ценности человека — 25/10/2019 10:20
- Социальная стратификация — 25/10/2019 10:20
- Социальные статусы и роли — 25/10/2019 10:19
- Социальные нормы — 25/10/2019 10:19
- Социальная сфера — 25/10/2019 10:18
Источник: testowik.ru