Город который нас не знает

Город Калинов в пьесе «Гроза» Островского


Действие драмы «Гроза» происходит в уездном городе Калинове, в прекрасной местности на берегу Волги:

«Вид необыкновенный! Красота! Душа радуется. <. >Восторг! А ты «нешто»! Пригляделись вы, либо не понимаете, какая красота в природе разлита.»

О нравах жителей города Калинов мы узнаем из слов мещанина Кулигина, одного из героев «Грозы». По его мнению, в городе царят «жестокие нравы», «грубость и бедность»:

«Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие! В мещанстве, сударь, вы ничего, кроме грубости да бедности нагольной не увидите.»

Главными представителями дикости, невежества и жестокости в городе Калинов являются две яркие личности: купец Дикой и Кабаниха.

Купец Дикой — богатый и влиятельный, но невежественный и жестокий человек. Так например, Дикой убежден, что гроза посылается людям в наказание и что громоотводы не нужен. Это более чем невежественный подход:

Артон× Парень из квартиры напротив

«Гроза-то нам в наказание посылается, чтобы мы чувствовали, а ты хочешь шестами да рожнами какими-то, прости господи, обороняться.» (слова Дикого)

Очевидно, что купец Дикой успешно ведет свое хозяйство и хорошо считает деньги, но этим его кругозор и ограничивается. Нет сомнений, что остальные купцы в городе похожи на Дикого.

Малограмотный Дикой, например, называет электричество «елистричеством». Судя по всему, он, как и большинство обитателей города, не знает об открытии электричества:

Кулигин . Электричество.

Дикой (топнув ногой) . Какое еще там елестричество!

Обитатели Калинова в своем большинстве — это малообразованные купцы, мещане и крестьяне. Даже богатые обитатели Калинова, которым доступны книги и газеты, не отличаются образованностью.

В Калинове влиятельные, богатые люди не уважают представителей власти. Так например, купец Дикой обращается с городничим как со своим приятелем:

«Дядюшка ваш потрепал городничего по плечу да и говорит: «Стоит ли, ваше высокоблагородие, нам с вами о таких пустяках разговаривать!»

Бедные слои населения в Калинове спят по 3 часа в сутки, потому что работают «день и ночь»:

«Бедным гулять, сударь, некогда, у них день и ночь работа. И спят-то всего часа три в сутки.»

В городе Калинов люди с деньгами стараются «закабалить» бедных и еще больше разбогатеть за счет дешевой рабочей силы. Именно так поступает купец Дикой, который еще никому не платит жалованье без ругани:

«А у кого деньги, сударь, тот старается бедного закабалить, чтобы на его труды даровые еще больше денег наживать. Знаете, что ваш дядюшка, Савел Прокофьич, городничему отвечал? К городничему мужички пришли жаловаться, что он ни одного из них путем не разочтет. «

артон; мы просто коллеги

Купцы города Калинов враждуют между собой, строят козни и судятся, подкупая чиновников:

«А между собой-то, сударь, как живут! Торговлю друг у друга подрывают, и не столько из корысти, сколько из зависти. Враждуют друг на друга; залучают в свои высокие-то хоромы пьяных приказных, таких, сударь, приказных, что и виду-то человеческого на нем нет, обличье-то человеческое истеряно. А те им, за малую благостыню, на гербовых листах злостные кляузы строчат на ближних. И начнется у них, сударь, суд да дело, и несть конца мучениям. «

Очевидно, высокое искусство не в почете у жителей города Калинова. Самоучка Кулигин не решается писать стихи, так как боится, что его «проглотят живым»:

Борис . А вы умеете стихами? <. >Вы бы и написали. Это было бы интересно.

Кулигин . Как можно, сударь! Съедят, живого проглотят.

Город Калинов живет своей скучной и однообразной жизнью. Малограмотные жители Калинова получают сведения о мире не из газет и книг, а от странниц, таких, как, например, Феклуша. Она сообщает о том, что есть неведомые страны, где живут люди с собачьими головами и т.д.:

«Я, по своей немощи, далеко не ходила; а слыхать – много слыхала. Говорят, такие страны есть, милая девушка, где и царей-то нет православных, а салтаны землей правят. <. >А то есть еще земля, где все люди с песьими головами.»

Невежественные обитатели Калинова охотно верят подобным «просветителям». Жители городка, например, верят, что Литва упала с неба:

1-й . А говорят, братец ты мой, она на нас с неба упала.

Женщина . Толкуй еще! Все знают, что с неба; и где был какой бой с ней, там для памяти курганы насыпаны.

1-й . А что, братец ты мой! Ведь это так точно!

Богатые обитатели города не гуляют по вечерам по бульвару, а рано запираются дома и спускают собак в страхе, что их обворуют:

«А богатые-то что делают? Ну, что бы, кажется, им не гулять, не дышать свежим воздухом? Так нет. У всех давно ворота, сударь, заперты, и собаки спущены…»

Богатые жители Калинова «поедом едят» своих домашних и тиранят их, но делают это за своими заборами, чтобы никто не узнал. Конечно, речь идет, в первую очередь, о семьях Кабановых и Дикого:

«. Вы думаете, они дело делают либо богу молятся? Нет, сударь. И не от воров они запираются, а чтоб люди не видали, как они своих домашних едят поедом да семью тиранят. И что слез льется за этими запорами, невидимых и неслышимых! <. >И что, сударь, за этими замками разврату темного да пьянства!

И все шито да крыто – никто ничего не видит и не знает, видит только один бог! <. >Ограбить сирот, родственников, племянников, заколотить домашних так, чтобы ни об чем, что он там творит, пискнуть не смели. Вот и весь секрет.»

Читайте также:  Потребность в самопознании это какая потребность

К счастью, во всей этой мрачной картине есть и светлые штрихи, например, влюбленные парочки, гуляющие ночью по городу:

«А знаете, сударь, кто у нас гуляет? Молодые парни да девушки. Так эти у сна воруют часок-другой, ну и гуляют парочками.»

Это было описание города Калинов в пьесе «Гроза» Островского: образ города в цитатах, описание быта и нравов обитателей.

Источник: www.literaturus.ru

Фильм о городе, в котором не кончается музыка

Три года назад я писал о фильме Петра Келептришвили и Артема Ожогова «Пространство музыки», — о том, как четверо русских парней искали по всей Британии новых «битлов». Спойлер: не нашли, но музыки набрали аж на полтора часа этого мьюзик-роуд-бадди-муви, который, в общем, стоит просмотра.

И вот сегодня последовало продолжение. Петр снял новое кино. Оно носит название «Город музыки», и главным его героем стала Москва. Вернее, ее звуковой образ, который создается на глазах зрителя — для этого Петр и соавтор идеи картины, оператор Арсений Тишин, пригласили в Москву на неделю одного из героев прошлой картины — участника электронного дуэта Fingathing композитора Дэна Бакстера. «Как бы это звучало, если бы Москва была музыкой?».

Дэну нужно поймать звуковую идею Москвы. Дэн ходит по городу с рекордером. Сад Эрмитаж, детский смех, московское метро, фонтаны в парке Горького, вечерние Патрики… Он неутомим и бесстрашен: во время велосипедной гонки на набережной у Кремля он сидит на разделительной полосе Москворецкой набережной, слушает и записывает… А параллельно ему в кадре появляются музыканты, выбравшие местом своего проживания Москву. Среди них — Антон Беляев, лидер Therr Maitz, казахский музыкант Владимир Золотухин, он же Zoloto, певица Манижа, группа Sirotkin, трио джазовых виртуозов трио LRK Trio (Игнат Кравцов, Антон Ревнюк, Евгений Лебедев), чилл-рейверы Geju (Георгий Топуридзе и Денис Курченко), группа «Хадн Дадн» (Варвара Краминова, Никита Чернат и Сергей Какуркин) и рэпер и продюсер Everthe8, приехавший в Москву из Бурятии, московская певица Дария… У каждого — свои истории, своя жизнь в музыке — и каждый сопровождает их песнями, вплетающимися в общую ткань большой картины, которую пытается создать режиссер.

Читайте также:  Интересные вопросы чтобы узнать друг друга

Получается у него? Да, похоже, получается, потому что и он, и его друзья, участвующие в создании фильма — тоже музыканты, тоже участники экранного действа. Не все идет гладко, Дэн отбрасывает наушники, звук обрывается на середине скомканной фразы, «вырубается музыка, как музыкант ни старается», говоря словами поэта Бориса Рыжего. Но — все продолжается, несмотря ни на что.

Потому что сама стихия музыки продуктивна, потому что принцип, которым руководствовались рейтары времен Столетней войны, описанные Конан Дойлом в «Белом отряде» («Делай что должен, и будь что будет»), работает на автопилоте, потому что кривая вывозит. Именно так и получается: из разговоров, из реплик, улыбок, аккордов, брейков, мелодических линий складывается какой-то общий важный вектор.

Это — фильм о городе, которого почти что уже нет — или о том, каким он мог быть, каким он мнится каждому из участников фильма «Город Музыки». Иными словами — о «Небесной Москве» (по аналогии с «Небесным Стокгольмом» Олега Нестерова). Но мечты сбываются, «все, что мы можем себе представить, существует на самом деле» (какой-то американский фантаст это сказал, хороший был человек, видимо). И потому все не зря — и одинокая Манижа на стадионе, и музыканты, играющие над городом, и уличный саксофонист…

Музыка может определить все: жизнь, время, судьбу. А музыку определяют люди. И поэтому в финале джем-сейшн создателей картины с Дэном Бакстером все же выруливает на финишную прямую. И над городом восходит солнце.

В эту субботу, 24 сентября в киноцентре «Октябрь» в рамках проекта «Каро.Арт» состоится специальный показ фильма «Город Музыки» — документального мюзикла о нашем городе. Его стоит увидеть хотя бы для того, чтобы поверить в то, что «ночь пройдет, наступит утро ясное», — это из старого музыкального мультфильма, кажется, да?

Источник: www.salonav.com

Город Калинов и его обитатели в «Грозе»

Александр Николаевич Островский был мастером точных описаний. Драматург в своих произведениях сумел показать все тёмные стороны человеческой души. Возможно, неприглядные и отрицательные, но без которых невозможно создать полную картину.

Критикуя Островского, Добролюбов указывал на его «народное» мироощущение, видя главную заслугу писателя в том, что Островский сумел подметить те качества в русском человеке и обществе, которые способны тормозить естественный прогресс. Тема «тёмного царства» поднимается во многих драмах Островского. В пьесе «Гроза» город Калинов и его обитатели показаны ограниченными, «тёмными» людьми.

Город Калинов в «Грозе» – вымышленное пространство. Автор хотел подчеркнуть, что те пороки, которые есть в этом городе, характерны для всех городов России конца XIX века. И все проблемы, которые поднимаются в произведении, существовали в то время повсюду. Добролюбов называет Калинов «тёмным царством».

Определение критика в полной мере характеризуют атмосферу, описанную в Калинове. Жителей Калинова стоит рассматривать в неразрывной связи с городом. Все обитатели города Калинова обманывают друг друга, обворовывают, терроризируют других членов семьи. Власть в городе принадлежит тем, у кого есть деньги, а власть городничего только номинальная. Это становится понятно из разговора Кулигина.

Читайте также:  Стержневая мозоль как лечить в домашних условиях

Городничий приходит к Дикому с претензией: мужики жаловались на Савла Прокофьевича, ведь он обсчитывал их. Дикой совершенно не старается себя оправдать, напротив, он подтверждает слова городничего, говоря, что если купцы воруют друг у друга, то нет ничего плохого в том, что купец крадёт у простых жителей. Сам Дикой жадный и грубый. Он постоянно ругается и ворчит.

Можно сказать, что из-за алчности у Савла Прокофьевича испортился характер. В нём не осталось ничего человеческого. Даже Гобсеку из одноимённой повести О. Бальзака читатель сочувствует больше, чем Дикому. К этому персонажу не возникает никаких чувств, кроме отвращения. Но ведь в городе Калинове его обитатели сами потакают Дикому: они просят у него денег, унижаются, знают, что их оскорбят и, скорее всего, нужную сумму не дадут, но всё равно просят.

Больше всего купца раздражает его племянник Борис, ведь ему тоже нужны деньги. Дикой открыто грубит ему, проклинает и требует, чтобы тот уехал. Савлу Прокофьевичу чужда культура. Он не знает ни Державина, ни Ломоносова. Его интересует только накопление и приумножение материальных благ.

Кабаниха отличается от Дикого. «Под видом благочестия» она старается всё подчинить своей воли. Она воспитала неблагодарную и лживую дочь, бесхарактерного слабого сына. Сквозь призму слепой материнской любви Кабаниха, кажется, не замечает лицемерия Варвары, но Марфа Игнатьевна прекрасно понимает, каким сделала сына. К своей невестке Кабаниха относится хуже, чем к остальным.

В отношениях с Катериной проявляется желание Кабанихи всех контролировать, воспитать в людях страх. Ведь правителя либо любят, либо бояться, а любить Кабаниху не за что.
Нужно отметить говорящую фамилии Дикого и прозвище Кабанихи, которые отсылают читателей и зрителей к дикой, животной жизни.

Глаша и Феклуша – низшее звено в иерархии. Они обычные жители, которые рады прислуживать таким господам. Есть мнение, то каждый народ заслуживает своего правителя. В городе Калинове это подтверждается многократно. Глаша и Феклуша ведут диалоги о том, что в Москве сейчас «содом», ведь там люди начинают жить по-другому.

Жителям Калинова чужда культура и образование. Они хвалят Кабаниху за то, что та ратует за сохранение патриархального строя. Глаша согласна с Феклушей в том, что только в семье Кабановых сохранились старые порядки. Дом Кабанихи – рай на земле, ведь в других местах всё погрязло в разврате и невоспитанности.

Реакция на грозу в Калинове больше схожа с реакцией на масштабное стихийное бедствие. Люди бегут, спасая себя, стараясь спрятаться. Всё потому что гроза становится непросто природным явлением, а символом божьей кары. Так воспринимают её Савл Прокофьевич и Катерина. Впрочем, Кулигин совсем не боится грозы.

Он призывает людей не паниковать, рассказывает Дикому о пользе громоотвода, но тот глух к просьбам изобретателя. Кулигин не может активно противостоять устоявшимся порядкам, он приспособился к жизни в такой обстановке. Борис понимает, что в Калинове мечты Кулигина так и останутся мечтами. При этом Кулигин отличается от остальных жителей города.

Он честный, скромный, планирует зарабатывать своим трудом, не прося богатых о помощи. Изобретатель детально изучил все порядки, которыми живёт город; знает, что происходит за закрытыми дверями, знает об обманах Дикого, но ничего не может с этим сделать.

Островский в «Грозе» город Калинов и его обитателей изображает с негативной точки зрения. Драматург хотел показать как плачевна ситуация в провинциальных городах России, сделал акцент на том, что общественные проблемы требует немедленного решения.

Приведенная характеристика города Калинова и его жителей пригодится ученикам 10 класса при подготовке сочинения на тему «Город Калинов и его обитатели в пьесе «Гроза»».

Источник: obrazovaka.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Lady Today