Что же говорил Марк Захаров в той самой программе «Взгляд»:
«Для меня Ленин — это святыня. Ленин — это гениальный политик, который сейчас нам необходим, для нашей Перестройки. Я это чувствую всем своим естеством.
Вместе с тем мы не можем лишать человеческое тело захоронения, подражая древним язычникам. Ни одна из великих культур этого себе не позволяла.
Я допускаю, что кого-то шокируют мои слова. Но представьте самого близкого, дорогого себе человека. И после его смерти вы идете не на его могилу, а смотреть на его труп под колпаком.
Злодеяние Сталина — создание искусственных мощей — акт безнравственный.
Крупская просила не делать из Ильича икону. Мы, к сожалению, её завет не выполнили.
Я считаю, что гигантский символ нашей героической социалистической истории — Мавзолей — должен быть превращен в открытый пантеон основателя нашего государства.
Это очень важный вопрос нашей новой социалистической цивилизации, за которую я готов отдать жизнь.
Пётр Столыпин.
Извините за такие высокопарные слова.»
В следующем 1990 году Марк Захаров так же театрально в той же передаче «Взгляд» сожжет свой партийный билет члена КПСС.
А тогда, 21 апреля 1989 года в Кремле официально отмечают день рождения вождя, главную речь произносит глава Идеологической комиссии ЦК КПСС Вадим Медведев, а вечером выходит программа, которой предстоит сыграть роковую роль в карьере главы Гостелерадио Александра Аксенова.
Культ вождя мирового пролетариата поддерживался в стране многие десятилетия. «За годы советской власти труды В. И. Ленина, – отмечает «Правда» в публикации 1986 года, – выходили более 16 тыс. раз на 122 языках: 68 — народов СССР и 54 — народов зарубежных стран; их общий тираж — 620 млн экз. Тираж произведений К. Маркса и Ф. Энгельса, изданных на 97 языках, превысил 120 млн экз.».
Еще в 1987-м, при обнародовании развернутой концепции перестройки, значимые выступления и публикации без ссылки на Ленина невозможны — Михаил Горбачев несколько лет проводит мысль о неправильно понятом наследии вождя, о верности его идей, которые были позже извращены, о «ленинских принципах», к которым необходимо вернуться. Эти тезисы активно разрабатываются партийной печатью в новом контексте. Доктор исторических наук Александр Совокин, например, в обсуждении проблемы гласности на страницах «Правды» ссылается на «Что делать?» и отмечает, что именно в этой работе Ленин «поставил вопрос о гласности как важнейшем признаке демократизма» и рассматривал «партийную гласность» как «самое верное и единственно надежное средство борьбы за единство партии, против создания различного рода фракций».
В ту пору, когда СМИ выходят с орденами Ленина на своих логотипах, снять его с обложки — немыслимая смелость. Одну из первых таких попыток осуществил «Огонек» под руководством Виталия Коротича. Орден исчезает с обложки журнала в № 34 от 24 августа 1986 года, но значится в выходных данных еще несколько лет.
Генерал Лебедь.Золотые слова!
Однако ни о каком отказе от «ленинского наследия» в конце 80-х и речи не идет. Пробиваются лишь первые исторические факты о его способе управления страной, но никаких оценок не дается.
Лишь в 1989 году под воздействием гласности и нового политического мышления в печати стали появляться многочисленные документы, развенчивавшие миф о человеколюбивом Ленине. В июне 1989-го, с публикацией в журнале «Октябрь» повести Василия Гроссмана «Все течет», отмечает Арлен Блюм, впервые становится дозволенным «наконец, касаться не только зверств сталинщины, но и посягнуть на «святое имя» основателя государства». В романе, написанном еще в 1963 году и все эти годы лежащем на полке, автор называет Ленина тираном.
В прямом эфире 21 апреля 1989 года журналист «Взгляда» опрашивает людей у Мавзолея, зачем они туда идут, и они отвечают: «Посмотреть», «Нам в детстве внушали такую любовь…», «Как зачем? Святое!», «Так хорошо живем только благодаря Ленину». В студии — Владимир Мукусев, Марк Захаров и обозреватель Гостелерадио Владимир Цветов.
Как отмечает исследователь СМИ Эллен Мицкевич, Мукусев, пригласив Захарова, посоветовал не затрагивать тему захоронения в эфире на Дальний Восток. В результате цензоры, которые просматривали программу перед ее выходом на центральную часть России, не увидели в ней ничего крамольного. Тогда режиссер вновь вышел в прямой эфир и изменил свое выступление.
В этом разговоре ведущий замечает, что космонавты приходят к Ленину перед полетом в космос, и ему любопытно, одобрил ли бы сам вождь то, что советская власть превратила его в икону. Марк Захаров отвечает, что отношение к святыне несколько изменилось после публикации пьесы Михаила Шатрова (в январе 88-го увидела свет его «Дальше… Дальше… Дальше…»). «Для меня гениальность Ленина — в его политике, – говорит режиссер. – она необходима для политики перестройки. Мы можем как угодно ненавидеть человека, мы можем как угодно его любить, но мы не вправе лишать человека перспективы захоронения, подражая древним язычникам. Создание искусственных мощей — акт безнравственный».
Второй сюжет программы посвящен Храму Христа Спасителя. Людей у бассейна «Москва» спрашивают, не нужно ли восстановить храм, который прежде стоял на этом месте. Все трое отвечают отрицательно. «Эта дорога куда ведет, не скажете?» – задает журналист вопрос, намекая на ставшую идиомой фразу из фильма Тенгиза Абуладзе. «К бассейну, куда еще?» – отвечают ему. В третьем сюжете программы личными воспоминаниями о Ленине делится заставшая его свидетельница.
Апрельский Пленум ЦК КПСС состоялся 25 апреля — на третий день после выхода программы, в понедельник.
С высокой трибуны звучали грозные окрики в адрес Марка Захарова и журналистов «Захарова»:
Из выступления Г.А. Жукова (Кандидат в члены ЦК КПСС, персональный пенсионер) :
Недавно, к примеру, «Фигаро-магазин» опубликовал статью под заголовком «Последует ли Ленин за Сталиным на помойку истории?», и там сказано: хорошо, что Сталин развенчан, но плохо, что в Советском Союзе не решаются развенчать также и Ленина. И вот на днях я смотрю передачу телевидения «Взгляд» и слышу выступления наших товарищей, которые, словно откликаясь на эту подсказку, заявляют: видите ли, зря в Мавзолее находится тело Ленина и пора уже подумать о том, чтобы переделать Мавзолей в «пантеон», где хоронили бы деятелей нашей партии. Почему наше телевидение — государственное, партийное телевидение! — позволяет себе такого рода выступления? О чем думают нынешние солдаты идеологического фронта, стоящие на этом участке?
Из выступления Г.С. Бобовикова (Кандидат в члены ЦК КПСС, первый секретарь Владимирского обкома КПСС):
У меня тоже вызвало глубокое возмущение -когда в день рождения Ленина заговорил вдруг Марк Александрович Захаров, как выносить Ленина из Мавзолея, предавать его земле или нет, как будто это действительно у нас частная какая-то лавочка, а не государственное телевидение. Мусолить такие вопросы, мне кажется, просто безнравственно. Ведь буквально наутро в партийные комитеты звонили люди и с недоумением спрашивали: как все это понимать? Чья это точка зрения?»
Из выступления А.П. Мясникова (Член ЦК КПСС, машинист экскаватора Коршуновекого горно-обогатительного комбината Иркутской области)
Многое пришлось слышать в нынешних условиях демократии и плюрализма, но то, что было высказано в телепередаче «Взгляд» о самом святом — о Владимире Ильиче Ленине, не только не понятно. Такой плюрализм я не понимаю и понимать не хочу. И хотелось бы спросить тех, кто об этом говорит: разве вы живете не на той земле, где Советская власть была завоевана кровью наших отцов и дедов?
В итоге главу Гостелерадио Аксенова было решено освободить от должности, а на его место назначить Михаила Ненашева. «А. Н. Аксенов после автомобильной аварии в те дни находился в больнице в тяжелом состоянии, – напишет в некрологе, посвященном ему, Валентин Лазуткин, зампред Гостелерадио при Михаиле Ненашеве и Леониде Кравченко. – Тем не менее он собрался с силами, пришел на Пленум ЦК, выслушал в свой адрес громовые речи, всю ответственность за случившееся взял на себя.
Из выступления А.Н. Аксенова (Член ЦК КПСС, председатель Государственного комитета СССР по телевидению и радиовещанию):
Как член Центрального Комитета партии, я несу полную ответственность за грубую ошибку, допущенную в передаче «Взгляд» от 21 апреля сего года, о чем говорили здесь товарищи Жуков, Бобовиков и другие. Этой ответственности с меня не снимает и тот факт, что я лично был в эти дни в больнице.
Шокирующее заявление по поводу нахождения тела Владимира Ильича Ленина в Мавзолее и превращения Мавзолея в пантеон совершенно неожиданно было высказано в ходе передачи народным артистом СССР Марком Захаровым. Передача эта шла в открытом эфире, ничего подобного никто не ожидал. Этот факт получил у нас строжайшую оценку, обсужден и осужден на летучке работников Центрального телевидения. Из него извлекаются и будут извлечены должные выводы.
Вскоре Александра Никифоровича Аксенова освободили от занимаемой должности, формально — по собственному желанию и состоянию здоровья. Больше никого на Центральном телевидении не наказали». Со «взглядовцами» в «Останкино» после выхода программы общался идеолог Вадим Медведев.
Через три года после эфира в разговоре с корреспондентом «Известий» Захаров скажет, что не испытывал тогда страха. «Удалось в открытом эфире сказать то, о чем думают многие нормальные люди, – говорил он. – Когда мое выступление обсуждалось на пленуме ЦК КПСС, в семье возникло естественное волнение, но лично я быстро успокоился, обнаружив в публикации несколько опечаток: Александрович вместо Анатольевич и народный артист СССР вместо тогдашнего РСФСР. Учитывая мощную группу проверки в газете “Правда”, сделал вывод: ошибки пропущены специально, чтобы хоть в узких театральных кругах возникло ощущение некомпетентности моих критиков союзного значения».
Тема захоронения вождя вновь будет обсуждаться через два с половиной месяца. К этому лично Михаила Горбачева призовет писатель Юрий Карякин, выступая 2 июня на I съезде народных депутатов: «Сам Ленин хотел быть похороненным возле могилы своей матери на Волковом кладбище в Санкт-Петербурге, и, естественно, Надежда Константиновна и Марья Ильинична, сестра его, хотели того же; их не послушали». Говорит, что против этого решения можно найти много причин, но «человеческих доводов нет ни одного».
«Взгляд» вскоре вернется к теме Ленина. «Любая программа – это компромисс. К примеру, в мае не пустили в эфир сюжет о заводе, который с 72-го года занимается производством скульптуры Ленина высотой 28 метров, – вспоминает Любимов. – Брежнев сказал: «И я такую же хочу», увидев американскую Статую Свободы. «Только чтоб это был Ленин и стоял во Владивостоке». Нам все-таки удалось «выдать» этот сюжет 16 июня, после того, как у нас на руках оказался козырь – местная газета с напечатанным официальным решением отказаться от спесивой монументомании».
3 февраля 1990-го, в эфире «Взгляда» Владислав Листьев вместе с историком Владленом Логиновым обсуждают отношение к Ленину в обществе. «Об этом был разговор на идеологическом совещании, которое прошло несколько дней назад, и, в общем, мнения были таковы: авторитет Ленина прямо зависит от хода перестройки, и тот факт, что мы топчемся на месте, определенное влияние оказывает», – полагает Логинов. Он уверен, что к этому имени будут возвращаться и через 50 лет, и через 200, и, ссылаясь на социологические данные за несколько лет, говорит: «В основной массе населения это очень высокий и устойчивый уровень , и пока он не меняется».
С прорывом в отношении к Ленину связан выход в свет новых демократических изданий. Бывший главный редактор журнала «Столица» Андрей Мальгин спустя годы вспоминал, что приурочил выпуск первого номера к 1 августа 1990 года, ко дню вступления в действие закона «О печати». «При существовавшем Главлите, при цензуре этот номер, конечно, выйти не мог, – говорил он в интервью Slon. – Там была напечатана, например, юмореска Аркадия Аверченко о Ленине («Приятельское письмо Ленину от Аркадия Аверченко»). А цензура ничего, что касалось Ленина, не пропускала. Кстати, после [выхода] этого номера мне позвонил Егор Яковлев, с которым мы были хорошо знакомы и который о Ленине много писал. Попенял, что же я так, что, мол, все-таки нужно стремиться к ленинским нормам. «Московские новости», сказал он, никогда не опустились бы до того, чтобы говорить о Ленине плохо».
В этом же году знаковой становится публикация Владимира Солоухина «Читая Ленина», опубликованная в журнале «Родина».
Тема захоронения останков вождя с тех пор поднималась постоянно. В октябре 1989-го, перед техническим закрытием мавзолея с 10 ноября по 15 января, доктор Сергей Дебов, директор научно-исследовательской лаборатории при Мавзолее Ленина, с 1950 года следивший за состоянием тела, высказал несогласие с теми, кто призывает к захоронению: они хотят похоронить ленинизм.
Идею захоронения Ленина, по данным «Коммерсанта», позже, в 1991 году, поддержал мэр Санкт-Петербурга Анатолий Собчак, в 1993 году — мэр Москвы Юрий Лужков. В июле 1999-го Борис Ельцин в интервью газете «Известия» пообещал создать для этого специальную комиссию.
В декабре 2000-го фракция СПС предложила создать на месте мавзолея мемориальный комплекс в память о жертвах политических потрясений ХХ века. Однако в июле 2001 года против захоронения выступил Владимир Путин. Он сказал: «Для многих людей это означало бы, что они поклонялись ложным ценностям, что ставили перед собой ложные задачи и что их жизнь прожита зря». Дискуссии о захоронении продолжаются, однако тело Ленина по-прежнему находится на Красной площади.
Взгляд (21 апреля 1989 года)
Марк Захаров о захоронении Ленина.
Приглашаю всех в группы «ПЕРЕСТРОЙКА — эпоха перемен»
Источник: ed-glezin.livejournal.com
Умер отец но похоронен не там где хотел. Можно перезахоронить его к родным?
Умер отец но похоронен не там где хотел. Можно перезахоронить его к родным?
Перезахоронение на кладбище: возможно ли без согласования родственников?
У моего мужа (бывшего) в Мурманске есть место на кладбище где он хотел что бы его похоронили, но его брат похоронил там где похоронены все их родственники без согласования наследницы. Можно ли перезахоронить без согласования с родственниками?
Перезахоронение отца на новое кладбище: желание обеспечить достойные условия покоя
Мой отец похоронен на старом запустелом кладбище, которое сейчас находится в ужаснейшем состоянии. Умершие после него мои родные покоятся сейчас на новом кладбище. Как можно его перезахоронить к своим, на новое кладбище. Папа умер 35 лет назад. Хотелось бы, чтобы он покоился в нормальных условиях.
Спасибо.
Перезахоронение ветерана Wow из Кемеровской области в Иркутск: как решить проблему ограниченности времени и денежных средств
Мой дед ветеран Wow похоронен в кемеровской области. Я хочу его перезахоронить в иркутсе. Так как здесь похоронены его жена и дочь Я не имею возможности посешать могилу деда т.к. уменя трое детей и я вдова. Как это можно сделать.
Может ли двоюродный брат перезахоронить моего отца без моего согласия?
Мой отец умер 25 лет назад, сейчас его двоюродный брат хочет перезахоронить его на том же кладбище, но в другом месте (где похоронены родители папы), имеет ли он право без моего согласия совершить данную процедуру? Заранее спасибо за ответ.
Вопрос о правах на участок для похорон троюродного брата при отсутствии родственников на кладбище.
Умер мой троюродный брат. Хотели похоронить его на участке (Ваганьковское кладбище), где похоронены его родные бабушка и дедушка и ответственным лицом является другая его бабушка (она приходится родной сестрой моей бабушки), которая уже тоже умерла. К сожалению, права на участок не переоформлены и родственников тех, кто похоронен на этом участке не осталось. Чтобы официально похоронить брата нужно получить права на этот участок. Может ли вдова брата или я получить эти права?
Спор о перезахоронении: Какова моя роль в принятии решения о похоронах моего отца?
Мой папа умер 10 лет назад, похоронен там где мы и жили, я каждый год приезжаю к ним на кладбище. Тут со мной связались его родственники и дочь от первого брака, они считают что он должен быть перезахоронен в другом месте, там где все его родственники. Я против. За все время пока был жив они никто не общались с ним. Скажите, могут ли они без моего согласия его перезахоронить?
Как получить бесплатный дубликат свидетельства о смерти, если родные не предоставили его?
Мой гражданский муж умер год назад, родные не предоставили мне дубликат свидетельства о смерти, не позвали на похороны, не говорят где похоронен. Где можно бесплатно получить дубликат свидетельства о смерти?
Отказали в подхоронении дедушки рядом с его матерью из-за нового закона: что делать в такой ситуации?
Недавно скончался дедушка, мы его кремировали и хотели его подхоронить к его маме по его просьбе. Однако, обратившись на кладбище, на котором похоронена его мама нам отказали, сославшись на закон 2006 года (какой-то, а какой закон не сказали), что подхоронить можно только если первым был похоронен кровный родственник, а там первым похоронен его отчим. Подскажите правомерность отказа и как быть в такой ситуации.
После 13 лет без внимания к могиле, семья рассматривает перезахоронение погибшего брата в Ростове-на-Дону
Брат после суицида похоронен в г.Кимры где прожиал с женой. Прошло 13 лет. Она за могилкой не смотрит. Мы можем с мамой перезахоронить его у нас в Ростове-на-Дону?
Возможно ли перезахоронить неопознаного брата из Москвы в Беларуси и сколько это стоит?
Брат похоронен в Москве в сентябре этого года как неопознаный. Можно ли его перезахоронить на родине в Беларуси, если да, то как и сколько это стоит? Спасибо.
Источник: www.9111.ru
Не выполнили желание покойного: Жириновского похоронят не там, где он хотел
Подготовка к похоронам главы ЛДПР Владимира Жириновского идет вовсю. Но некоторые желания покойного не учли, ведь он еще девять лет назад говорил о том, каким должно быть прощание.
Жириновский никогда не отличался скромным нравом и честно говорил о том, что думает. Когда журналистка Татьяна Арно спросила у него, какие он хочет похороны, политик все четко разложил по полочкам.
Он совершенно точно угадал, что панихида будет проходить в Колонном зале. Жириновский тогда отметил, что ему очень нравятся традиции большевиков: большой портрет в черной рамке и гроб на лафете. Но с кладбищем лидер партии немного промахнулся.
«Там уже на автомобиле и на Новодевичье кладбище. И поминки в самом большом ресторане для всего народа нашего. И на подушечках ордена», — высказался политик в видеоролике, опубликованном в Telegram-канале Ксении Собчак.
Похороны же пройдут, как известно, на Троекуровском кладбище.
Кого-то определенного на своей панихиде Жириновский не ждал — придут те, кто хочет. Но и от государственных почестей, залпов салютов и слезных речей не отказался бы.
Источник: day.ru