Колоссальную работу проделала как съемочная группа, так и поклонники сериала
Сегодня завершилось главное шоу последних восьми лет! «Игра престолов» бесспорно стала самым успешным и кассовым проектом HBO, а главное — чтобы понять это, совсем не нужно было дожидаться его финала. Что происходило с сериалом все эти годы и что будет теперь с этой историей?
Чудо или закономерность?
Сериал «Игра престолов» выходит на экраны с 2011 года и транслируется в 170 странах мира. Он однозначно изменил всю современную индустрию кинопроизводства, и даже самый ярый хейтер не сможет это отрицать.
Обсуждаемым может быть лишь одно: что именно привело к успеху — только задумайтесь! — средневековое фэнтези, переполненное сексом и смертями, главные герои которого «высиживают» драконов, носят титул «Его Воробейшество», умирают от кабанов, а некоторые и вовсе — воскресают?!
«Игра престолов» как текст
Первым шагом на пути к успеху стал текст — и оригинальный, и сценарный. Книги оказались настолько мощными (во всех смыслах), что их до сих пор не смогли осилить не только многие поклонники проекта, но даже сами актеры. Кстати, поговаривают, что объем этого произведения можно сравнить с пятью полными романами «Война и мир».
«Игра престолов» Джордж Мартин 🗻🥶 Сериал лучше книги? 📚 Прочитанное
Говоря о тексте, необходимо сказать об авторе. Иногда, пересказывая всего одну серию, можно поймать на себе неловкие взгляды тех, кто упустил нить повествования уже на третьем упомянутом персонаже. И это нормально.
А еще нормально то, что в этом мире есть человек, чья голова придумала все эти десятки королей, племен, братств и не просто придумала им имена — во вселенной Джорджа Рэймонда Ричарда Мартина о каждом персонаже известно больше, чем мы, возможно, знаем о самих себе.
Персонажи обладают большой и подробной биографией, огромным количеством родственников, у каждого есть свои жизненные принципы, своя мораль и ориентиры, с которыми согласуется каждый эпизод с их участием.
«Игра престолов» как деньги
Если на первый сезон было потрачено $60 млн, то съемки финальной части «Игры престолов» обошлись компании больше чем в $100 млн. Что позволяет нам без сомнений сказать — бюджет сериала действительно колоссальный. Но не менее колоссальны и заработки участников проекта.
По контракту, Кит Харингтон (Джон Сноу), Питер Динклейдж (Тирион), Лена Хиди (Серсея), Эмилия Кларк (Дейнерис) и Николай Костер-Валдау (Джейме Ланнистер) за участие в одном эпизоде фильма получают 2,6 млн долларов. Хотя на старте проекта их заработок не превышал всего $300 тыс.
В расчет не берутся проценты, которые полагаются актерам от трансляции сериала по всему миру.
На заработок актеров обращают внимание и пользователи соцсетей. Автор этого мема восхищен тем, что Лена Хиди (Серсея) получает свои миллионы за эпизод фактически за то, что всё время стоит у окна и пьет вино.
«Игра престолов» как съемка
Как могли заметить поклонники сериала, работа над каждым новым пулом серий велась долго. Проблема крылась не только в технических трудностях кинопроизводства, но и в элементарном выжидании подходящего для съемки момента.
Как «Игра престолов» навсегда изменила сериалы
Члены съемочной группы вспоминают, как время от времени просто ждали элементарных необходимых погодных условий (зима была не только близко, но и далеко). Поговаривают, что во время съемок в Исландии все актеры были обязаны получить белье из шерсти мериноса.
Кстати о шерсти. Художник по костюмам Мишель Клэптон, одевающая актеров культового сериала «Игра престолов», рассказала, что мантии для некоторых персонажей делают из ковриков IKEA.
Еще один увлекательный момент. Одним из сотрудников рабочей команды стал лингвист. Его зовут Дэвид Петерсон, и именно он создал дотракийский и валирийский языки.В обиходе, например, среднестатистического дотракийца было около 3000 слов, любезно составленных Петерсоном по итогам анализа всего лишь трех существующих языков — турецкого, эстонского и… русского.
Отмечается, что Питерсон не просто разработал эти языки, теперь он предлагает всем желающим шестинедельный курс по освоению полноценных фонетики, синтаксиса и грамматики.
Большая нагрузка в создании сериала легла на плечи реквизиторов и декораторов. Чтобы не удвоить и без того баснословные расходы (и финансовые, и временные) на производство, иногда приходилось отказываться от компьютерной графики. И сделано это было крайне искусно, а порой — неожиданно.
В первом сезоне Эмилия Кларк (Дейнерис) должна была съесть лошадиное сердце. Выглядело оно омерзительно, особенно на еще не искушенный на тот момент взгляд зрителя. На самом же деле сердце оказалось лишь большим 1,5-килограммовым куском мармелада.
Пока одни трудились над мармеладным сердцем, другие обставляли место действия в буквальном смысле всем, что попадалось под руку — всем, что нашлось неподалеку.
Так, в сериале несколько раз можно увидеть голову Джорджа Буша. Почему? Элементарно. Режиссеру были нужны головы на пиках. В студии было много уже готовых бутафорских голов, оставшихся после множества других проектов. Ну, и, как говорится — «Зачем платить больше?»
Голова Джорджа Буша слева
«Игра престолов» как безупречный кастинг
Случайных актеров на этом проекте нет. В своих решениях кастинг-команда практически не сомневалась: одни заручились авторитетной рекомендацией, другие же поразили всех во время отбора.
Дейнерис
Например, на Эмилию Кларк (Дейнерис) посоветовал обратить внимание российский режиссер Владимир Миродан, который преподавал у нее актерское мастерство.
Кхал Дрого
Ее сериальный муж — кхал Дрого (Джейсон Момоа) — напротив, проходил кастинг на общих основаниях. Известно, что он получил роль благодаря традиционному танцу новозеландских индейцев маори.
Ходор (Кристиан Нэрн)
Если вы думаете, что на голливудском поприще шла борьба за главные роли — зря. Самым востребованным оказался Ходор. Кандидатов на роль молчаливого слуги было на порядок больше. Актер Кристиан Нэрн вспоминает, что по заданию кастинга он должен был просто молча носить на руках ребенка, периодически изображая на лице разные эмоции.
Серсея (Лена Хиди)
Лена Хиди прошла отбор без проблем. Они начались потом, когда выяснилось, что ее тело покрыто большими татуировками, которые было необходимо скрывать с помощью гримеров и «вычищать» из кадра с помощью цветокорректоров.
Вслед за этим появилась и еще одна проблема. Хиди и Джером Флинн (Бронн) были в отношениях на момент начала съемок. После разрыва съемочной группе было выдвинуто требование — построить сценарий и график съемок таким образом, чтобы у них не было общих сцен и даже съемочных дней.
Тирион (Питер Динклейдж)
Куда же без Тириона. Пока одни танцевали индийские танцы и выясняли отношения, Питер Динклейдж выбирал, какой ручкой подписать контракт. Роль досталась ему без кастинга.
Но небольшие проблемы его кандидатура все же доставила. Убежденный вегетарианец, Питер отказывался есть мясо в кадре даже в течение нескольких секунд. Пришлось придумать ненастоящее мясо, что поделать.
Лорд Варис
Конлету Хиллу (лорд Варис) ради роли пришлось пойти на радикальные меры. Кто знает, как бы выглядел его персонаж, если бы Хилл не согласился на условие режиссера — поправиться на 35 килограмм.
«Игра престолов» как контент
Авторы проекта создали не сериал, а точнее не просто сериал. Сейчас в мире существует огромная экосистема, которая уже давно вышла за границы сценария. Бренды готовы на всё, чтобы хотя бы несколько рекламных секунд стать частью эпопеи, а пользователи сети не просто смотрят сериал — они слагают шутки, рисуют мемы, придумывают фанфики и ни на секунду не отпускают своих любимых героев.
Вот, одни из самых любимых.
Пес и Гора: *смотрят друг на друга*
Специальная серия мемов посвящена старту финального сезона сериала. И дело не в долгожданной встрече с персонажами. Сервис «Амедиатека» — партнер HBO, обладающий эксклюзивными правами на показ «Игры престолов» в России — задержал трансляцию из-за технических неполадок. И понеслась.
Поклонников сериала по всему миру перед и во время сезонов «Игры престолов» очень сильно дразнили даже бренды, используя персонажей или сюжетные элементы саги в своих промо.
KFC снял в рекламе Ходора и «Гору». «Гора» примерил на себя образ знаменитого Полковника Сандерса, а Ходор — работника ресторана.
Источник: www.sostav.ru
ПОЧЕМУ «ИГРА ПРЕСТОЛОВ» СТАЛА ГЛАВНЫМ СЕРИАЛОМ ДЕСЯТИЛЕТИЯ?
«Игра престолов» стала культовой, потому что HBO заняли относительно новую нишу массового сериала, который задает какие-то серьезные вопросы. Он дорогой, качественный, в нем много эстетских ходов, которые мы обычно ожидаем от артхаусного кино. Кроме того, это фентези – жанр популярный и раньше, важный для культуры XX-XXI веков. В нем есть, конечно, элемент эскапизма, ухода от реальности в мир сновидений, но есть и романтический мир индивидуальности и неизведанного космоса.
В «Игре престолов» человек погружается в эпоху, в которой индивид что-то значит, скрывает какую-то мрачную мощь. Средневековье – это феодализм, историческая эпоха, характеризующаяся (по контрасту с античностью) тотальной негативностью, раздробленностью. Это пространство, в котором каждый за себя, где еще нет огнестрельного оружия, и главной становится сила и судьба отдельного человека в его физических, личностных, неанонимных столкновениях с другими.
Фэнтези выросло из такого художественного направления рубежа XIX-XX веков, как символизм, оно сначала было более элитарным, но постепенно превратилось в массовый жанр. Фэнтези наследует живописи прерафаэлитов, поэзии Рембо. Это важное направление, которое уже в постхристианскую эпоху повернуло человека к тайне, мистике земной жизни, но показанной в реалистическом духе.
И в символизме, и в «Игре Престолов» активно демонстрируется зло, агрессия, насилие, пороки. На средневековом материале это легко показать без осуждения, благодаря большой дистанции. Сериал замечателен тем, что он старается нейтрально демонстрировать героев, без особого морализма (обычно характерного для Голливуда). По крайней мере в том, что касается 1-6 сезонов.
Здесь для человека проводится своего рода психотерапия, потому что зритель может спокойно присвоить свои порочные или злые намерения. При этом, секс и насилие показаны довольно графически. Это выплеск негативных сил и чувств, которого можно не стесняться.
До «Игры Престолов» самым культовым фэнтези-произведением был роман Толкина «Властелин колец». «Игра» часто отсылает к нему, но — и здесь еще один источник популярности — как иногда говорят, она своего рода «Анти-Толкин». И потому что редуцируется христианский пласт противостояния добра и зла (ну разве что «белые ходоки»), и потому что вплоть до 7-го сезона шло неожиданное нагнетание мистического, чудесного компонента (а не меланхолическое расколдовывание, как у Толкина). Но надо сказать, что только что увиденный нами 8-й сезон, созданный не Дж. Мартином, а двумя продюсерами, уже гораздо ближе к мироощущению Толкина.
Дмитрий Травин
Научный руководитель Центра исследований модернизации Европейского университета в Санкт-Петербурге
Если убрать всю экзотику (драконы и не сгорающие в огне принцессы), то общество в «Игре престолов» очень похоже на Средневековое, там показаны вполне реальные вещи. И потому можно задаться актуальными вопросами: например, почему в Вестеросе нет парламента, хотя в Средние века они были по всей Европе: и в Англии, и во Франции, и на территории нынешней Испании, и в России, где в XVI-XVII веках появились Земские соборы? У этого есть серьезное историческое объяснение. Если ответим на вопрос, то сможем с помощью сериала разобраться, как и почему меняется общество.
Другой пример. Мы привыкли считать, что на Западе справедливый соревновательный суд присяжных. В «Игре престолов» все по-другому: например, в первой серии первого сезона Эддард Старк по собственному решению отрубает преступнику голову, и такого рода примеры еще есть в сериале.
Другой случай – судебный поединок, который, с точки зрения современного человека, вряд ли является мерилом правоты. Мы видим, что суд в Европе начинался с диких вещей, а не со строгости и справедливости. Это тоже вопрос, для ответа на который надо разбираться в истории.
«Игру престолов» нельзя свести к истории какой-то конкретной страны – иногда говорят, что это война Алой и Белой розы в Англии, но все намного сложнее. Автор хорошо понимает, из каких кирпичиков складывалась реальная история. Он их в фильме показал, а если их перетасовать по-другому, может получиться история какой-то европейской страны.
«Игра престолов» может помочь в изучении не только Средневековья, история любой страны отталкивается от этого времени. Античность погибла от нашествия варваров, а из Средневековья Европа мягко и гармонично выросла, не было никакого разрыва преемственности с Ренессансом, Новым временем.
Если мы хотим понять нашу историческую родину, истоки, то в этом нам может помочь «Игра Престолов» – это актуально не только для англичан и американцев, но и для русских тоже. Эти истоки иногда отражаются в современной жизни – например, Чечня и сегодня общество довольно средневековое, так что можно найти много схожих черт. В большинстве развитых стран от того, что показано в «Игре Престолов» почти ничего не осталось. Но с помощью исторической социологии мы можем, отталкиваясь от средневековья, лучше понять наше время. Историческая социология – это наука о том, почему мы вырастаем, как мы развиваемся, как наши современные проявления прорастают из глубины веков, поэтому мне интересен сериал.
Мне кажется, что фентези — это очень важный для современного человека жанр. Толкин ведь тоже пользовался колоссальным успехом. Это интересно, потому что, с одной стороны, это наша реальность, с другой, она подана в развлекательном виде. Это про наш мир, про людей, это не примитивная фантастика, которая быстро надоедает.
Художественное произведение получается хорошим, если автор не только берет истории из головы, но и сочетает их с реальными знаниями, фантазия здесь должна дополняться жизненным опытом. Мартин понимает, как устроено человечество, и вкладывает это в сериал.
Если бы это были только знания без фантазии, то получилась бы историческая монография, которой заинтересовались бы сто человек. Если была бы фантазия без знаний, то это посмотрели, но через 15 минут забыли бы. Мартину удалось добиться равновесия. Что было нового у Мартина – он запросто убивал главного героя, а потом делал главным следующего, которого тоже мог убить. Это неожиданно, придало дополнительную интригу.
Источник: eusp.org