Искусство растительных композиций зародилось в Древнем Китае. В VI веке вместе с буддийскими ритуалами и обрядами оно достигло Японии. Цветы и травянистые элементы приносили в дар духам природы. Выйдя из религиозного культа, икебана вошла в жизнь всех слоев японского общества. В странах Западного мира икебана стала расслабляющим хобби, а в Японии до сих пор остается мастерством, которому долго и старательно учатся.
Что это такое
Икебана (экибана) – в переводе с японского означает «оживший цветок» или «вторая жизнь цветка». До появления буддизма японцы исповедовали синтоизм: они верили в духов, что живут в цветах, растениях и даже камнях. Обряд цветочных приношений не исчез с приходом новой философии.
Первыми мастерами были мужчины монахи. К XV веку икебана превращается в светское прикладное искусство.
Искусство или философия
Правильно оформляет японский букет только натура, склонная к созерцанию окружающего мира. Мастер передает взгляд на человеческую жизнь, окружающий мир и место человека в вечно меняющемся круговороте бытия. Символический язык цветов помогает выразить чувства радости, скорби, печали, тоски или надежды.
Композиция — ритуальное действо, что требует навыков и высокого художественного чутья. Икебана отображает модель мироздания, говорит о чувствах или преподает урок нравственного поведения. Икебана может передавать любовное послание или заверение в дружбе.
Символизм
В отличие от букетов западного образца, икебана подчиняется строгим законам линейного построения. Заранее определено число цветков, цветовая комбинация и ритм.
Композицию имеет три символические линии:
- Основная длинная линия Син — означает человека мужского пола и его высокое призвание.
- Вторая линия Сое — символизирует творческое и детское начало.
- Третья, наиболее короткая линия Хикае — говорит о женском и земном начале.
- Дзюси – короткие вспомогательные линии.
Три главные оси связывают воедино человека, небо и землю или три человеческие ипостаси.
Равнодушие или безразличие мастер передает горизонтальными линиями. Радость или душевный подъем — диагональными изгибами. Скорбь отображают поникшие или нисходящие штрихи.
Цвет
Листовые и цветочные массы должны гармонировать с вазой, также с ней должен сочетаться один из основных оттенков массива.
Образный язык отдельных цветов и оттенков:
- Черный цвет символизирует холод, тьму, ночь.
- Зеленый – молодость, возрождение.
- Красный – страстные чувства, огонь.
Чтобы передать положительные эмоции, требуются цветы теплых, насыщенных оттенков: алого, оранжевого, желтого. Для основного фона часто подбирают желтый или золотой оттенок (цвет императорского величия). Золотой подсвечивает цветы и травы, излучая тепло.
Синий, голубой и фиолетовый оттенки уместны для сдержанных или траурных композиций. Классический для народного творчества цветовой контраст отобразился в японском искусстве. Популярны белый/красный, желтый/фиолетовый, голубой/оранжевый и синий/красный цветовые контрасты.
Основная цветочная масса напоминает фон картины. На заданный фон художник наносит контрастные штрихи. Базовые оттенки не должны вступать в противоречие между собой.
Язык цветов и растений
Язык цветов повествует о течении времени из прошлого в вечность. Передать ощущение прошлого мастеру помогают распустившиеся цветы, сухие ветки, гербарии, стручки семян. О будущем говорят почки, молодые побеги, а о настоящем – едва раскрывшиеся бутоны.
- Цветы розы и ветви сосны символизируют цветущую молодость и долголетие.
- Пион и сосна – молодость, процветание.
- Бамбук – мир, долголетие, почитание отца сыном.
- Орхидея – радость.
- Ветка абрикосового дерева – женское изящество.
- Цветки жасмина – наслаждение жизнью.
Символический язык элементов раскрывает зрителю детали ландшафта: цветок хризантемы — это тонкие ручейки рек, сосновая ветвь – скалы или камни.
История зарождения искусства и его развитие
Искусство зародилось в Китае в VI -VII вв. н.э. Ветки сосны и кипариса, цветки роз и лотоса – первые растительные элементы для аранжировки. Растения помещали в бронзовые сосуды.
В Х-XII вв. религиозный обряд приношения богам постепенно упраздняется, начинается расцвет светской культуры. Икебанамиукрашали дворец императора и имения аристократов. При дворе императора проводились соревнования по аранжировке.
В XVI веке появляется чайная церемония. Икебана в сдержанных, спокойных оттенках и простых формах находится в беседках во время чаепития.
В XVII-XIX вв. окончательно оформились основные направления и школы, а само искусство стало национальным достоянием Японии.
Школы и стили
Первая школа была открыта в городе Киото в XV веке монахом Икэнобо Сэнкэй. В этот период композиции обучались как одному из элементов религиозного служения. Первые икебаны имели высокую основную линию 1-1,5 м в высоту. В пространстве храма они символизировали стремление человека к богам.
Стиль Рикка отличался грандиозными конструкциями, точностью линий. За основу брали бамбуковые стебли и сосновые ветви, а прочие растительные элементы считались дополнительными. В стиле Рикка растения символизировали священную гору.
Над одним произведением работало одновременно несколько мастеров. Учились в школе Икэнобо всю жизнь, а звания мастера достигали только через 20 лет обучения. В XXI веке икебану Рикка составляют для больших религиозных светских праздников.
Нагэирэ
Простые и лаконичные композиции в высоких вазах появляются в XVI веке вместе с чайной церемонией. В простоте и натурализме стиля прослеживалось влияние школы Икенобо: высота сосуда с одним возвышающимся цветком составляла до 1,5 м.
Сёка
Секулярный, светский стиль, который пришел на смену Рикка, сформировался в XVIII веке. В нем отражается традиционный принцип треугольника. Линейные формы указывают на символическое взаимодействие человека с землей и небом. Растения помещали как в низкие, так и высокие вазы.
Морибана
В 1897 году Унсин Охара основал новую школу, названную его именем. В ней выделились стили Морибана и Хейка.
В начале XIX века в Японию привозят новые цветы и растения из стран Европы. Их не использовали в традиционных школах. Под влиянием западной культуры появился новый стиль. В нем сочетался натурализм и особенности местности, естественная красота живых растений.
Для стиля Хейка берут узкие вазы, а для Морибаны — низкие плошки. Растения опирают на края вазы или на специально предусмотренные деревянные подпорки. В емкости с цветами допустимо добавлять воду. Кроме традиционных материалов появляются камни, мхи и ветви. Кензан — держатель для закрепления цветов помещают на дно плошки.
Согэцу
После двух мировых войн под влиянием европейской культуры сформировался свободный стиль и авангардная молодая школа, основанная в 1929 году художником Софу Тэсигахара. В старых школах было недопустимо использовать элементы неживой природы или искусственные материалы. Но художник и скульптор решил осовременить японское прикладное искусство. Он использует стекло, камни, металл, фарфор и даже веревки с цепями.
У мастеров XXI века на первое место выходит необычность формы, новизна и динамичность. Например, ветви должны быть изогнуты необычным и даже причудливым образом, чтобы привлечь внимание зрителя.
Материалы
Традиционные материалы — растительные элементы: распустившиеся цветки, бутоны, ветки с набухающими почками, листья, веточки хвои, плоды и сухая трава.
Вспомогательными элементы — глиняные, бронзовые, керамические сосуды, вспомогательные конструкции из стекла, металла и пластмассы, камни, минералы, песок и вода.
Для цветочной массы чаще выбирают: орхидеи, герберы, гиацинты, астры, пионы, розы, бегонии и крокусы.
Композиция создается внутренним чувством — способностью видеть и передавать красоту и гармонию растительного мира.
Как сделать икибану своими руками
Чтобы икебана выглядела единым целым, работу начинают с центра композиции. Его устанавливают перпендикулярно основе. Две другие линии располагают ассиметрично и под наклоном, в зависимости от идеи произведения. Основную линию представляет цветок, ветка лиственного или хвойного растения, декоративные элементы. Изогнутые ветви делают композицию динамичной.
Тему композиции выбирают с оглядкой на текущее время года. Цветы, древесные элементы и декор отображают состояние природы.
Ваза для цветов не должна притягивать к себе внимание яркой расцветкой, фактурой или декором. Постарайтесь найти незаметное изделие в землистых тонах.
Осенний букет
Яркие краски осенней листвы, насыщенные цвета астр, георгин, хризантем, гвоздик, зададут настроение осенней композиции.
Дополнительные элементы: корзинки из тыкв, древесные коряги, желуди, каштаны, орехи, кожура цитрусовых фруктов. Сохранить внешний вид желтых и красных листьев поможет раствор глицерина.
Закрепляют выбранный декор при помощи флористических губок, пенопласта или гипса. Замаскировать крепежный элемент поможет засыпанный сверху песок, камешки, минералы.
Зимняя сказка
Флористика холодного сезона отличается насыщенными яркими красками. Зимнее произведение приносит в дом праздничную атмосферу. Основной декор зимы: хвоя, шишки, орехи, кожура цитрусовых, гроздья калины, рябина, сушеные фрукты, гирлянды, бусы. Важные цвета: темно-зеленый, алый, насыщенный холодный синий, серебряный, золотой. За основу берут плетеные корзинки или проволочный каркас.
Весна-лето
Весенние букеты отличаются нежными бутонами, молодыми веточками с набухшими почками. Преобладают нежные свежие оттенки: пастельные тона, светло-коричневый, мятный, белый, ярко-желтый. Летние травы и цветы устанавливают в вазы с водой, используя кензон.
Мы нашли несколько тематических видео, чтобы показать работы мастеров и учащихся. В интернет ресурсах встречаются призывы заменять живые цветы и растения бумажными изделиями, сделанными своими руками. Оправдывается такой выбор недолговечностью живых растений и несоразмерностью затраченных усилий. Желая предупредить начинающих, отметим, что искусственные цветы не принесут и малой доли эстетического наслаждения. Еще 100 лет назад украшения из искусственных цветов считались признаком крайней бедности или мещанства.
Источник: ojapan.ru
Это японское слово икебана
Слово икебана пришло из японского языка и завоевало весь мир совсем недавно, в 50-60-е годы XX в.
Икеба;на или икэбана ( буквально «живые цветы») — традиционное японское искусство аранжировки; создание композиций из срезанных цветов, побегов в специальных сосудах и размещение их в интерьере.
В основу икебаны положен принцип изысканной простоты, достигаемый выявлением естественной красоты материала.
«Об искусстве Икебана обычно думают как о копировании естественных форм растений, как они растут в полях и горах. Однако икебана не является ни копией, ни миниатюрой. В икебана мы аранжируем одну маленькую ветку и один цветок в безграничном космическом пространстве и бесконечном времени, и эта работа вмещает всю душу человека. В этот момент единственный цветок в нашем сознании символизирует вечную жизнь.» Икэнобо Сэнкэй. «Истинная утонченность».
Это самые известные слова создателя стиля икебана Икэнобо- священнослужителя буддийского храма Роккакудо в городе Киото, жившего ещё в XV веке.
Икебана первоначально имела религиозную направленность и являлась всего навсего, подношением богам в японских храмах.
Япония, с тех пор- это страна, в которой цветы и умение составлять из них изысканные композиции считаются неотъемлемой частью культуры.
Много веков назад буддийские монахи научились оживлять цветы, создавая из них и прочих природных материалов удивительные композиции.
Однажды, после особенно жестокой грозы, уничтожившей много цветущих садов, монахи воззвали к милосердию Будды, возложив к подножию его статуи сломанные цветы и ветки деревьев.
Монахи умоляли Будду воскресить то, что уничтожила непогода.
Увидев мёртвые растения, Будда, пожалев несчастных людей, совершил чудо.
И вскоре сады оправились от разрушений, деревья вновь стали плодоносить, и на них распустились цветы.
С тех пор в буддистских храмах стали специально устанавливать эффектные асимметричные композиции, которые получили название икебана, что переводится как «оживление цветов».
Икебана — это национальное японское искусство составления композиций из цветов, также известное как «kado» («путь цветов»).
В отличие от обилия цветов, типичных для композиций западных стран, японская композиция цветов базируется на линиях прутов и (или) листьев, украшенных небольшим количеством цветов.
Контейнер — также является ключевым элементом композиции.
Структура японской цветочной композиции базируется на разностороннем треугольнике, очерченном тремя главными точками, обычно прутьями, в некоторых школах символизирующих небеса, землю и человека.
Икебана достигла статуса художественной формы, независимой от ее религиозного происхождения, хотя и продолжала сохранять сильный символический и философский подтекст.
Философский смысл икебаны- это обращение живых через мёртвые растения к душам своих предков, некое подношение, с целью их умилостивить и попросить о помощи.
Надо понимать, что для Японии культ поклонения предков — это не просто традиция, это неотъемлимая часть древней культуры, которую в силу своей исторической обособленности от остального мира, японцы впитывают буквально с молоком матери.
Первые преподаватели и студенты были священниками и благородными членами общества. Однако, поскольку то время прошло, много различных школ возникло на основе старой, изменились стили, и Икебана стала реальной для всех представителей японского общества.
Зарождение искусства Икебаны может быть отнесено ещё к VI в., к приходу Буддизма в Японию. Часть поклонения предполагало возложение цветов на алтарь в честь Будды.
В Индии, в стране зарождения Буддизма, цветы возлагались на алтарь не регулярно, а иногда только лепестки рассыпались вокруг.
В средневековой Японии к X в., японские буддийские монахи уже возлагали свои подношения в контейнеры. Возложения подношения на алтарь были обязанностью только священников данного храма.
Происхождение Икебаны: Икенобо Сенкеи создал стиль «рикка» (постоянные цветы).
Этот стиль был развит как выражение буддистами красоты природы, с семью отделениями, представляющими холмы, водопады, долины и другие виды природы, расположенные формализованным способом.
Среди священников и аристократов этот стиль становился все более утонченным до конца XVII века, в то время как растущий класс торговцев развил более простой стиль, названный «seika» или «shoka».
«Шока» использует только три главных отделения, известных как тен(небеса), чи (земля) и дзин (человек) и предназначен для того, чтобы показать красоту растения непосредственно.
Другая старая форма икебаны –«nageire» — используется только в чайной церемонии.
Первая из современных школ была сформирована, когда Охара Неголень и откололась от школы Икенобо в конце XIX века.
Школа Охара обычно делает «moribana» (сложенные сверху цветы) в мелком, плоском контейнере.
Школа была открыта, когда западная культура начала влиять на Японию, и стиль морибана часто использовал западные растения. Но это был все еще формальный стиль.
Влияние художественных движений начала XX в. привело к развитию композиций «jiyuka». Несмотря на все изменения, икебана была все еще только искусством для высших сословий и монахов, простой народ не имел доступа к данному виду искусства.
В 1930-х годах и затем больше в послевоенный период, интерес к икебане стал намного более широко распространенным. Открывались школы икебаны, которые привлекали людей всех социальных классов. В течение занятий, многие жены американских служащих, жившие в Японии, подняли это старинное искуство на новый уровень и позже помогли ему распространиться за границу.
Во главе с Тешигахарой Софуой, основателем в 1927 году школы «Sogetsu», дзэн-эйбана или авангардная икебана ввела все виды новых материалов, типа пластмассы и стали.
Сегодня, существует приблизительно 3 000 школ икебаны в Японии и более тысячи во всем мире.
Школа Икенобо имеет приблизительно 60 000 преподавателей во всем мире. Икебаной занимаются примерно до 15 миллионов человек в Японии, главным образом молодые женщины.
По прошествии времени Икебана стала основной эмблемой традиционных фестивалей, и международные выставки Икебаны стали периодически проводиться во всем мире. Были написаны правила, и материалы должны были быть объединены определенными способами.
Икебана в современном интерьере:
В интерьере икебана создаст атмосферу Востока, подарит умиротворение и покой.
Икебана- это не только сочетание японской философии и эстетики: оригинальные композиции из цветов могут быть и просто очень красивым дополнением к интерьеру и придадут ему уникальность и неповторимость.
Икебану можно составлять как из живых цветов, так и из сухоцветов, корней и веток.
В японских интерьерах сегодня более популярны композиции из сухих цветов. Большинство растений и в “сухом виде” выделяют фитонциды и антисептические вещества, благотворно влияя на микроклимат в вашем доме или офисе, это антисептики и ароматизаторы.
В настоящее время можно встретить большое количество цветочных салонов и студий, предлагающих икебаны.
Понравившийся букет вы можете выбрать по каталогу, и получить с доставкой на дом. Любители цветочных украшений могут составить икебану сами.
Главное правило здесь – простота и изящность. Необходимые материалы – вазу, цветы (ветки и листья), а также специальную подставку “кендзан”, в которой фиксируются растения, можно приобрести, практически, в любом цветочном магазине.
Важно помнить, что сухим цветам нужна забота ничуть не меньше чем живым. При правильном уходе композиция будет сохранять парадный вид долгие годы.
Икебана из сухоцветов требовательна к влажности помещения и ее лучше не располагать на солнце. Если влажность воздуха менее 40%, то сухие цветы становятся слишком хрупкими. Икебану ни в коем случае нельзя ставить на батарею или подоконник.
Пыль с икебаны осторожно стряхивают перьевым веничком, а также сдувают феном со слабым напором холодного воздуха.
Японское искусство составления икебан предполагает наличие высокого эстетического вкуса у автора, оригинальный взгляд на вещи, умение сочетать фактуры, длину и виды разных цветов.
И, конечно же, главным правилом составления икебаны является то, что она должна рождать в душе чувство красоты и гармонии.
Классическая школа икебаны предполагает, что композиция включает в себя три ветви, хотя в некоторых случаях допускается наличие даже девяти веточек.
Каждая ветка символизирует собой небо, землю и человека.
Композиции из веток принято разбавлять травами и небольшими по величине цветами. Совсем необязательно для создания икебаны отдавать предпочтение экзотическим цветам. Чаще всего используются розы и хризантемы,и лишь иногда орхидеи.
Достаточно добиться такого эффекта, чтобы растения гармонично сочетались друг с другом и отражали собой то, что хотел сказать автор, создавая такую флористическую работу.
Главным принципом икебаны является то, что мастер должен отбросить все ненужное и лишнее, что может нарушить естественную красоту и пропорции живых растений, и сконцентрировать внимание на красоте цветов.
При создании икебаны обратите внимание и на выбор подставки или вазы, они также должны идеально соответствовать настроению и характеру самой композиции, не загромождать красоту цветов и растений, а, наоборот, подчеркивать ее. Умеренность во всём и простота!
Как видите, жестких и строгих требований к составлению икебаны нет. Однако не всякий букет живых цветов можно отнести к этой категории.
Один из лозунгов классических японских икебан: «Умеренность во всём, без излишеств. Отсеки всё лишнее и получиться красота».
Источник: proza.ru
Искусство Икебана — как оно возникло и в чем секрет составления композиции
Здравствуйте, дорогие читатели – искатели знаний и истины!
Фитодизайн, флористика, декорирование интерьера – для нас это новомодные слова, однако они обозначают то, чем успешно занимаются японцы уже не один век. Предлагаем вам сегодня прикоснуться к прекрасному и поговорить про искусство икебана.
Статья ниже кратко, но емко расскажет, что это такое, как возник данный вид искусства и как он менялся с течением времени, перетекая из одной школы в другую. Изучив статью, вы научитесь разбираться в основных элементах и стилях икебаны, а еще узнаете красивую легенду, которая заставляет поверить в волшебство.
Что это такое
Неудивительно, что слово «икебана» восходит к японскому языку, ведь это настоящий вид искусства, которым гордится вся Япония. Оно состоит из двух корней:
- «ике», или «икеру» – переводится как «живой»;
- «бана», или «хана» – в переводе означает «цветы».
«Живые цветы» – отличное название для этих произведений искусства, потому что даже срезанные цветы, искусно скомпанованные в букет, выглядят как живые. Нередко название также переводят как «вторая жизнь цветов», подразумевая, что они рождаются в новой реальности и несут в себе глубинный смысл.
Икебана – это искусство составления цветочных композиций и их удачного размещения в пространстве. Оно дарит гармонию в доме и завершает интерьер природными акцентами.
Для составления композиций могут использоваться разные материалы, в большинстве своем природные:
- растения;
- ветки;
- цветы;
- плоды;
- листья
- сухая трава;
- земля;
- песок;
- камни;
- стекло;
- вода;
- пластик – используется в наше время все чаще.
Композиции устанавливаются в специальных вазах, многообразие которых поражает и расширяется вместе с эволюцией искусства. В истории икебаны было много новаторов, которые предлагали все новые и новые идеи составления японских букетов.
Истинные мастера осваивают искусство уже очень много лет. Они учатся видеть красоту в каждом бутоне или ветке и отражать в букете, чтобы ее смог увидеть каждый. Икебана может состоять всего из одного цветка или листочка – но при этом в ней отразится вся глубина жизни, которую он символизирует.
Просто и изящно – вот главная характеристика икебаны, сотворенной гениальным мастером.
История возникновения
О появлении искусства икебана гласит одна легенда. Однажды по Японии прошелся сильный ураган с грозой, который снес на своем пути все и разрушил деревья и кусты вокруг. Тогда буддийские монахи, возложив к статуе Будды веточку поломанного дерева, обратились к Учителю в надежде на то, что он поможет восстановить разрушенную растительность.
Удивительно, но спустя немного времени благоухание цветов вновь распространилось по опустошенным территориям, кусты распустили бутоны, а сады зацвели, вновь даря красоту окружающим. Так буддийские монахи начали частенько сооружать икебаны, чтобы сады никогда не переставали цвести.
Мнения историков по поводу того, когда появилась первая икебана, сильно расходятся. Принято считать, что на японские земли она пришла из Китая, и, как хризантема – символ императорской власти – распространилась по всей стране, точнее, по буддийской ее стороне. Изначально композиции изготавливали монахи, ими украшали храмы и даровали Будде как подношение.
Позже, в IX-X столетиях, композиции вышли за пределы храмов и распространились в домах обычных японцев. Приобретая более естественные, изящные формы, они стали неотъемлемой частью интерьера и принесли с собой гармонию.
К XII-XIV столетиям искусство переняли аскетичные самураи, поэтому сделали его более простым, скромным. Примерно в это же время в Японии развилась школа дзен-буддизма, поэтому букеты, символизируя путь к истине, напрочь лишились какого-либо шика, хотя остались все такими же красивыми и символичными.
Все изменилось в XVII-XIX веках, когда главными жизненными ценностями стали обычные радости и любование самой жизнью. Былой символизм в композиции стал не таким важным, как ощущение гармонии, которое дарили икебаны того времени.
Интересно, что любая гейша в Японии должна овладеть искусством создания икебаны.
Особенности искусства
Жители Страны восходящего солнца приравнивают создание цветочных композиций к высокому искусству. Как, например, музыкант должен обладать идеальным слухом, создатель икебаны должен иметь безупречный вкус и отличное зрение.
В составлении композиции большую роль играют линии, цвет и форма. Например, с помощью горизонтальных линий передается равнодушие, отстраненность, а диагональных — воодушевление, радость.
«Теплые» цвета — например, желтый, оранжевый — передают позитивный настрой, доброжелательные чувства, а вот синие, голубые — сдержанность, холодность. Зеленый же цвет считается нейтральным и используется для «связки» других цветов между собой. Часто мастера играют на контрасте цветов, что позволяет влиять на настроение и эмоции людей.
Как мы уже знаем, икебаны тесно связаны с буддийской философией, а также с религией синто, и поэтому в основе лежит символизм – противостояние злых и добрых сил, земных и небесных. В связи с этим композиции символично выполнялись из двух веточек.
Позднее, приблизительно в VII столетии, к двум элементам добавился третий, который олицетворял человека. Так условной схемой построения икебаны стал треугольник – гармоничная форма в японском понимании.
Сегодня внимание уделяется не только самой композиции, но и тому, какое место она занимает в интерьере, какую имеет форму или цветовую гамму, какой на нее падает свет. Такое повышенное внимание оправдано – ведь некоторые японцы считают процесс созерцания икебаны настоящей медитативной практикой.
Школы
Всего существует не одна сотня школ икебана, но за все время существования наиболее известны и влиятельны три из них:
Из всех других сформированных школ она была первой. Свое название она получила благодаря основателю – Икэнобо Сэнкэй, который жил в домике у озера в Киото в XV столетии. Он был монахом и составлял храмовые композиции, которые были довольно скромными внешне, но достигали отнюдь не скромных размеров – до двух метров. В школе Икэнобо использовались в основном стили рикка и сёка.
Школа появилась в последние годы XIX века и подарила искусству новый стиль – морибана. Его особенность заключается в том, что основа композиций – низкие вазы, наполненные водой, с плоским дном.
- Согэцу
Название школы переводится как «трава и луна».
Согэцу была основана в третьем десятилетии минувшего века. Школа увидела свет благодаря выдающемуся человеку искусства Софу Тэсигахара.
Он первым начал использовать в японских букетах наряду с природными материалами искусственные: металлические, тканевые, пластиковые изделия. С этого момента икебаны покинули пределы обычных домов и помещений, выставляясь теперь в парковых зонах, на тротуарах и даже в метро.
Стили
Конкретные школы всегда предпочитали определенные стили создания, хотя сейчас нет жестких рамок, и мастера могут творить, вдохновляясь сразу несколькими стилями.
Связан с появлением школы Икэнобо – он использовался в храмовой отделке. Из-за впечатляющих размеров использовались стволы деревьев: широкие стебли бамбука, массив сосны. Над изготовлением одной композиции трудилось одновременно несколько мастеров.
Его название переводится как «стоящие цветы». Причем эти цветы символизируют мощь природы: реки, скалы, горы, леса, водопады, поля – создателям удивительным образом удавалось воссоздавать пейзажи. Однако процесс изготовления был очень трудоемким, поэтому этот стиль постепенно вытеснился более компактными композициями.
По сути, это все тот же старый добрый стиль рикка, но в миниатюре. Если первый полюбился монахам, императорам, аристократам и прочим представителям «голубых кровей», то стиль сёка можно было встретить даже в домах обычных людей.
Он сформировался с наступлением XVIII столетия и держался на трех столпах: воплощении всего мира, Земли и человечества.
- Нагэирэ, или хэйка
Особенность этого стиля в том, что композиции составляются в высоких вазочках. Стебли и цветы держит узкое горлышко, а иногда – специальные подпорки. Нагэирэ не просто передает великолепие природы, он подчеркивает изящество самих растений.
Про этот стиль мы уже писали чуть выше. Он стала распространяться на рубеже XIX и XX столетий. В основе композиции – плоская низкая посуда, на дно которой нередко добавляют воду.
Если морибана довольно объемная, ее, кроме этого, закрепляют особыми держателями.
В стиле морибана стала использоваться растительность, привезенная из западных стран.
Самый современный на сегодняшний день стиль, который отдает сюрреализмом. В ход идут самые разные материалы – от природных даров до синтетических материалов. Вазы, да и сама композиция, могут принимать очень смелые формы.
Современность
В прошлом веке нескрываемый интерес к искусству икебана появился также у представителей Запада. Они пытались воссоздавать шедевры, привносить что-то новое, использовать собственные материалы. Однако этот вид искусства в Японии и на Западе отличается главным – подходом.
Если европейцы относятся к нему как к хобби, некоему развлечению и способу прикоснуться к загадочной культуре Востока, то сами японцы подходят к созданию со всей серьезностью. Для них это особый ритуал, который требует сил, времени и обязательно – частички души.
Сегодня в Стране восходящего солнца насчитывается больше трехсот крупных школ – а это порядка 15 миллионов людей, которые искренне влюблены в искусство икебана.
Заключение
Большое спасибо за внимание, дорогие читатели! Надеемся, статья оказалась полезной и вы узнали из нее много нового.
Мы будем благодарны, если вы поддержите наш блог — поделитесь ссылкой на статью в социальных сетях.
Присоединяйтесь к нам — подписывайтесь на сайт, чтобы поучать новые интересные посты себе на почту!
Источник: o-buddizme.ru