В настоящее время отмечается повышение интереса к проблемам чтения многими специалистами. В связи с этим, разработана Национальная программа поддержки и развития чтения (2007 – 2020), направленная на повышение уровня читательской компетентности, которая позволит человеку отбирать, понимать, организовывать информацию, представленную в письменной форме и успешно ее использовать. А это только возможно при правильном и быстром чтении, которое характеризуется слиянием техники и понимания.
Тенденция к снижению возрастных рамок начала обучения детей чтению имеет вполне объективное основание: внедряются новые стандарты школьного образования, расширяется программа начальной школы, успешность освоения их зависит от подготовки, интеллектуального развития ребенка, его умения читать.
Техника чтения или беглость чтения в образовательном процессе имеет важное значение, так как медленно читающий ученик, перейдя в среднее, а затем и в старшее звено школы, не сможет воспринимать полученную информацию. Отсюда снижается мотивация учения. Надеяться, на то, что с годами беглость чтения придет сама по себе, не стоит. Именно, обучающиеся начальных классов имеют практически неисчерпаемый резерв повышения скорости чтения, так как они находятся в благоприятном возрасте.
Как научиться быстрее читать? | 5 РАБОЧИХ методов
Обучение чтению, без сомнения, является одним из главных условий успешного развития личности. Ребёнок, который начал читать и писать в дошкольном возрасте, безусловно, имеет преимущество перед своим не умеющим читать сверстником. Осваивать язык необходимо во всей его полноте и в доступной форме.
Среди факторов, влияющих на успеваемость, самым важным является скорость чтения (всего же, по оценкам психологов, таких факторов более 200).
Скорость (темп) чтения — количество слов, прочитанных в минуту. Скорость чтения есть индивидуальная характеристика. Это отмечено в стандартах 2004 г. (приказ Минобразования России от 05.03.2004 №1089 об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего и среднего (полного) общего образования). В связи с этим разработчики стандартов сняли жесткие требования к скорости чтения. Но в тоже время стандарт обязывает решать задачу постепенного увеличения скорости чтения, не травмируя ребенка.
Для определения точных причин, тормозящих скорость чтения, необходимо проведение тщательной диагностики. Наиболее эффективными являются методики, предложенные психологами Костроминой С.Н., Нагаевой Л.Г.
Можно выделить 9 причин тормозящих скорость чтения:
• Нарушение зрения у ребенка
• Природный темп деятельности
• Малое поле зрения
• Уровень организации внимания
• Уровень развития оперативной памяти
• Нежелание ребенка читать.
Определив причины , необходимо подобрать специально развивающие упражнения. Нужно учитывать, что самое главное – не длительность, а частота тренировочных упражнений. Поскольку память человека устроена таким образом, что запоминается то, что мелькает, а не то, что постоянно перед глазами. Наиболее эффективны занятия, которые длятся 10-15 минут и проводятся не реже 3 – 4 раз в неделю.
Скорочтение — Как я Увеличил свою Скорость Чтения со 150 до 300 слов в минуту [6 Рабочих ЛАЙФХАКОВ]
Одним из факторов направленных на учёт индивидуальных особенностей является темперамент каждого ученика.
1.Холерики и сангвиники, как правило, читают быстро, а флегматики и меланхолики – медленнее. Большинство учеников являются холериками или сангвиниками.
2.Конечно, следует учесть, что, несмотря на тип темперамента, необходимо рассматривать речевые нарушения, такие как заикание, дизартрия.
Как же добиться оптимальной скорости чтения, какие резервы обучения можно использовать ?
С обучающимися, имеющими ограниченные возможности здоровья, в основе работы по совершенствованию техники чтения применяются методика В.Н. Зайцева, система работы И.Т. Федоренко, методика В.М.Букатова, также в план коррекционной работы внесены ряд изменений и добавлений, учитывающих особенности обучения особой группы детей.
Методика Зайцева.
1) Один из приёмов «пятиминутка ». Человек запоминает не то, что постоянно перед глазами, а то, что мелькает. Поэтому для освоения каких-то умений, доведения их до автоматизма необходимо проводить не длительные по времени упражнения, а короткие, но с большей частотой. Полуторачасовые тренировки не дадут никакой пользы и даже подавят у ребёнка желание читать. Гораздо лучше проводить их по 5 минут несколько раз в день и ещё перед сном.
2) Очень интересен метод жужжащего чтения . Все ученики читают одновременно вслух, вполголоса, каждый со своей скоростью, в течение 5 минут. Так должен начинаться любой урок.
3) Хороший результат даёт чтение перед сном . Дело в том, что последние события дня фиксируются эмоциональной памятью, и во время сна человек находиться под их впечатлением.
4)Если ребёнок не любит читать, то необходим режим щадящего чтения:
Прочитывается одна-две строчки, затем устраивается кратковременный режим . Такой режим получается, когда ребёнок посмотрел иллюстрацию, или демонстрируемый слайд.
6) Из системы И.Т. Федоренко можно использовать очень эффективные упражнения: многократное чтение, чтение в темпе скороговорки, выразительное чтение с переходом на незнакомую часть.
Все они выполняются коллективно: ученики читают одновременно, по истечению минуты каждый ученик замечает, до какого слова он дочитал (чтение орфографическое). Затем следует повторное чтение того же отрывка. Ученик опять замечает, до какого слова он дочитал и сравнивает с результатами первого прочтения. Естественно, что во второй раз он прочитал на несколько слов больше.
Увеличение темпа чтения вызывают положительные эмоции. Но больше 3 раз не следует повторять один и тот же отрывок.
Чтение в темпе скороговорки предназначено для развития артикуляционного аппарата, особое внимание обращается на чёткость прочтения окончания слов. Упражнение длиться не более 30 сек., затем начинается выразительное чтение. Дети прочитывают знакомую часть текста, но учитель их не останавливает, и они переходят на незнакомую часть. И вот именно здесь и происходит повышенный темп чтения, при переходе на незнакомую часть продолжает читать её в том же повышенном темпе. Его возможностей хватает не на долго (на несколько слов), но если ежедневно проводить такие упражнения, то в конце концов длительность чтения в повышенном темпе увеличивается.
Развитие техники чтения тормозится из-за слаборазвитой оперативной памяти: прочитав три-четыре слова, ребёнок уже забывает первое и не может понять смысл предложения. Такое положение можно исправить с помощью зрительных диктантов, разработанных профессором И.Т. Федоренко.
В каждом из 18 наборов по 6 предложений: первое содержит всего два слова «Тает снег»-8 букв, а последнее – уже 46. Наращивание длины предложения происходит постепенно, по одной — две буквы. Для коррекционной школы по 5 предложений в наборе, наборов 22.
Как проводить зрительные диктанты ?
На доске выписывается либо сразу 5 предложений, которые открываются по одному, либо пишется одно. На прочитывание каждого предложения отводится определённое время, которое указывается после него. Дети читают предложение молча и стараются его запомнить. Учитель предлагает им закрыть глаза и представить, как оно записано, и повторить его про себя.
Затем предложение стирается с доски. И ученики записывают его по памяти в тетрадь. Но прежде учитель просит прочитать предложение по слогам. Если кто-то из учеников не запомнил предложение, учитель разрешает его переписать у соседа, но говорит о том, чтобы в следующий раз он постарался сам всё сделать.
Если ученики плохо запоминают текст, его следует повторить до положительного результата. Зрительные диктанты должны писаться ежедневно.
Методика медленного чтения вслух , предлагаемая В.М. Букатовым. Занятия лучше проводить, чтобы присутствовал игровой соревновательный момент. Учащимся раздаются стихотворные тексты, загадки, скороговорки с часто встречающимися звуками; объёмом не более шести строк, текст прочитывается несколько раз. На этот вид деятельности отводиться 15-20 минут.
Для учащихся общеобразовательных школ вводиться секундомер, обучающиеся имеющие ОВЗ секундомер вводиться чуть позже, когда ученики сознают важное условие — читать как можно медленнее, но так чтобы сохранялась смысловая часть! Важный положительный момент данной методики в том, что в работу не бояться вступать даже ребята на разной стадии овладения техникой чтения, что очень важно для их самооценки!
В заключении хочется отметить, что данные методики развития техники чтения вписываются в коррекционно-развивающую систему обучения детей с ОВЗ, позволяя учитывать индивидуально-типологические и речевые особенности школьников. Применение разнообразных приёмов позволяет активизировать процесс обучения и способствует мотивации к обучению.
Таким образом, работая над повышением скорости чтения, мы формируем не только прочный навык беглого чтения, но и обеспечиваем развитие всех психических процессов: памяти, мышления, внимания.
• Гераськина Г.В., Глазкова М.А. Развитие техники чтения, или Путешествие капитана Джима по стране Знаний: 1 – 4 классы. – М., 2011.
• Зотов С.Г. Повышение скорости чтения. – Ростов – на – Дону, 2010.
• Ильин А.М., Ильина Л.П. Букварь ХХ I века . — С.-П. , 1992.
• Костромина С.Н., Нагаева Л.Г. Как преодолеть трудности в обучении детей. Чтение. –М., 2008.
• Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. преодоление речевых нарушений у дошкольников. – С.-П.,2001.
• Максмук Н.Н. Игры по обучению грамоте и чтению. – М., 2007.
• Сабельникова С.И. Проверочные работы по литературному чтению: 1 –4 классы. – М.,2011.
Источник: xn--j1ahfl.xn--p1ai
Исследовательская работа как повысить скорость чтения
Девочки, поделитесь опытом. Начну с того, что я, всегда испытывала чувство вины перед старшей дочкой. Так как через 2 года после её рождения, у нас родилась её сестрёнка. Младшая дочка была очень капризный, орала день и ночь. Поэтому все свободное время я уделяла старшей, часто баловала её, и старалась во всем помагать, как мне казалось, чтоб ей не было обидно.
А в итоге просто делала медвежью услугу. К чему я это все, что просто не заставляла её. Любит она английский, будем учить, а читать не хочет учится и не надо. В итоге на подготовке она занималась хорошо, а потом интересс пропал. И сейчас во она во 2 классе, а читаем просто ужасно. Отсюда проблемы по русскому языку. И я не знаю, как ее направить в правильное русло.
Если по математике и английскому у неё практически 5, то по литературе и русскому по факту чуть ли не 2. Спасают стихи, словарные диктанты. Знаю, что виновата сама, хотя скажу что с рождения много времени уделяю развитию. Ну и если кто то сможет жать рекомендации, как увеличить скорость чтения буду очень благодарна.
Лена
Комментарии
Скорость чтения увеличивают чтением вслух. Чтобы не насиловать ребенка и не заставлять читать «из под палки», найдите те произведения которые понравятся вашему ребенку.
25 декабря 2020 17:38
Читать, больше никак
25 декабря 2020 15:36
Сколько у вас на пять в школе требуют читать? У нас 35 а вот у знакомой спросила она говорит у них 100
18 января 2020 19:47
Марина
у нас второй класс но не требуют ничего главное чтобы ребёнок читал в не школы еще
18 января 2020 19:48
Alina Alina
У нас не требуют чтоб читал быстро, требует чтоб хорошо и внятно читал. Но засекают в минуту у нас 73 слова
18 января 2020 19:49
У нас в 1 классе было 95, сейчас во втором 115))))
18 января 2020 19:50
Катерина
Да прям 100… Нафантазировала что-то она
18 января 2020 19:51
45 в 1м классе было на 5
18 января 2020 19:59
Первый класс в начале года 35-40, в конце года 60. Во втором до нового года читали по 95-100 слов
18 января 2020 20:02
МамаЛюба
У нас вообще пока ничего не требуют, из класса человек 5-10 еще и не читают
18 января 2020 20:28
С какого класса начинают проверять технику чтения? Какая норма?
4 февраля 2020 18:53
Татьяна
первый раз в конце первого класса проверяли. нормативов не знаю.
4 февраля 2020 18:54
Анна
Зеленодольск
С первого класса норма не знаю
4 февраля 2020 18:55
elvisvis
С первого класса. У нас на 5 было 34 слова.
4 февраля 2020 18:56
Татьяна Владимировна
Константин
4 февраля 2020 18:57
Татьяна Владимировна
Константин
4 февраля 2020 18:59
15 сентября в первом классе была. Учитель убедилась что все дети умеют читать, собрала учебники азбуки и раздала литературу. Маивей читал на 1 сентября- 75 слов в минуту. Но он хорошо читает и словами. Многие дети читали по слогам.
Есть девочка, которая 120 слов читает. Норма около 15-30 для первого класса
4 февраля 2020 18:57
Староминская
С первого класса. Нормы разные: в первом классе одна норма, во втором — выше. И каждый год повышается количество слов.
4 февраля 2020 18:59
багира
В конце 1 класса для себя учитель проверит
4 февраля 2020 19:03
purple
У меня в первом классе 100слов было, хорошо это помню потому что гордилась жутко, что лучше всех ну я уже умела читать когда в 1 класс шла. Поэтому думаю где то слов 50 точно должны читать
4 февраля 2020 19:09
У нас с сентября проверяют, вроде 30 слов. Мой 76 читает, одна девочка 112, кто-то даже 3 слова читает
4 февраля 2020 19:17
норм не помню, но в конце года уже будет проверка техники. Нам обычно с сыном вывешивали на стену сразу на все годы табличку на 3 на 4 и на 5 типа. Но т.к. в первом классе оценок еще нет же, то думаю и табличка вряд ли есть подобная, вот уже совсем не помню если честно
4 февраля 2020 19:42
Марина Елистратова
С первого класса. Норма 20-30 слов.
4 февраля 2020 21:25
FeNyXpSy
У моей во втором нужно 60слов в минуту читать
5 февраля 2020 01:46
Ирунчик
Новосибирск
В конце первой четверти проверяли
5 февраля 2020 07:11
Tanita Frost
Техника чтения, проверяют ли у вас в школах и какие нормы?
Или уже нет такого?)
Конечно не в количестве прочитанных слов суть, а в понимании прочитанного но все равно интересно.
У нас и в первом классе проверяли и во втором.
23 октября 2019 22:26
ЗабиякаБяка
каждую четверть проверяют
23 октября 2019 22:27
Tanita Frost
↩ ЗабиякаБяка
Какие нормы не знаете? Я просто знаю что сын читает выше нормы вот и интересно.
23 октября 2019 22:28
ЗабиякаБяка
если честно не знаю нормы, моя последний раз читала 196 слов в минуту, не знаю нормально ли это или мало но 5 поставили, вроде больше 120 в четвертом классе
23 октября 2019 22:30
Ростов-на-Дону
Первый класс, первая четверть — пока не проверяли
23 октября 2019 22:29
Tanita Frost
У нас на начало когда пришли проверяли и в конце. Хотя сложно проверять когда большая часть детей которые пришли не знали букв) не то что читать, но на конец первого класса уже многие читали. Мой шел умел читать и хорошо понимает смысл. Вот у них сегодня проверяли 108 слов было и без ошибок, нормы не говорят просто сказали выше нормы, просто интересно а сколько вообще по нормам)
23 октября 2019 22:31
Ростов-на-Дону
У моего в классе тоже многие не умеют читать. Я удивилась. 108 — это прям много. Мой медленнее читает. Но, честно, не засекала точно.
Читает с 4 лет. Сейчас много ленится, не заставишь, поэтому скорость и качество растет не слишком стремительно
23 октября 2019 22:35
Проверяют на количество слов и отдельно на выразительность и понимание
23 октября 2019 22:30
Tanita Frost
Да да, и на выразительность и на понимание и на скорость и правильность, у сына 108 без ошибок❤️говорят выше нормы, а какие эти нормы не говорят)
23 октября 2019 22:33
Не вдавайтесь в подробности?как это делаю я?выше нормы, лучше всех в классе и отлично??
23 октября 2019 22:38
Как не говорят!? Говорят обычно и написано везде))) 1 класс — 30-40 слов. 2 класс 50-60 слов
27 октября 2019 12:20
elvisvis
на технике чтения именно в количестве слов суть. проверяют. нормы не знаю, моя в первом классе читала по нормам 4 класса на пятёрку.
24 октября 2019 00:42
МамавКубе
У нас проверяют в начале учебного года и в конце вроде)
24 октября 2019 01:28
Больше всего не любила такой контроль
24 октября 2019 07:41
у дочки пока не проверяют, у сына помню было всю младшую школу в начале и конце года, прям таблички вешали норм на стенд, на 3, на 4, на 5… А сколько когда не помню разумеется))
26 октября 2019 02:09
27 октября 2019 12:19
У меня сын третьеклассник читает детские рассказы, тоже не большие. Любит Веру и Анфису читать, хотя раньше маленькому наверно всю эту книжку бабушка прочитала ему. Именно эта книжка нравится, там весёлые истории рассказываются, сама в детстве зачиталась ею.)
2 января 2020 19:10
Лена
Спасибо у нас уже немного есть улучшения. Будем и дальше стараться
2 января 2020 20:56
3 января 2020 13:31
Есения
Скорость чтения увеличивается его количеством. Чем больше читаете — тем быстрее получается.
17 октября 2019 20:35
Лена
За 2 месяца интенсива пока никаких результатов. Но бросать не будем. Надеюсь придёт её время
17 октября 2019 21:09
АнгелВмаске
Читать вслух. Моя тоже читала плохо. Чтоб заинтересовать — можно читать главу мама, главу дочка, или 20 минут читаешь — потом телефон, или что она там любит. И маленькие главы, и чтоб картинки были.
17 октября 2019 14:44
Татьяна
скорость чтения в таком возрасте поможет увеличить только ежедневное чтение.
У меня тоже второклашка, и с 1 класса дети ведут читательский дневник, куда записывается автор, название произведения и количество прочитанных страниц (строк, слов). Моя дочка сегодня дочитала книжку, записали в дневник, и я обратила ее внимание на то, что она прочитала книжку всего за 6 дней. Она пролистала дневник на начало и сама посмотрела сколько она читала год назад, и сколько сейчас, это ее впечатлило. Сказала, что следующую прочитает за 5 дней. Вот такие вот соревнования с самой собой.
А еще ей на недавний ДР подарили книжки, про девочку, которая попала в волшебный зоомагазин, она очень хочет начать их читать, появился таки у ребенка интерес к чтению, и это радует.
И вечером перед сном она теперь читает сестренке, и если еще полгода назад Аня сестру не слушала, потому что ей было неинтересно (из-за медленного чтения), то сейчас уже сама просит сестру почитать ей сказку.
Зато с математикой и английским у нас вообще не айс.
Скорочтение не рекомендую, это классе в 6-7, когда уже реально детям необходимо читать очень большой объем ежедневно. а во 2 классе гонка не нужна. Главное не отбить желание читать, и читать ежедневно, желательно подобрать интересные книги
Источник: www.baby.ru
Исследовательская работа как повысить скорость чтения
Многие родители сами учат читать детей до школы, интуитивно понимая важность процесса. На успеваемость влияет более двухсот факторов.
Самый актуальный – скорость чтения: как быстро школьник читает и понимает прочитанное.
Как только дети начинают читать небольшие предложения из коротких слов, некоторые родители приступают к проверке техники чтения. Объясняют так: проверяем скорочтение. Ребёнок ещё едва читает, а родители уже подталкивают: быстрее, быстрее. Мне бы хотелось заметить следующее. Технику чтения надо совершенствовать, но грамотно.
Оптимальное чтение
Для начала понять: скорочтение не имеет к начальной школе отношения. Говоря о скорочтении, имеют ввиду чтение более чем 300 слов/мин. Такое возможно только при чтении про себя, доступном далеко не всем ученикам начальной школы. И скорочтению, а точнее, быстрому чтению, надо специально учиться.
В начальной школе задача: освоить оптимальное чтение .
Это чтение в темпе разговорной речи. Оптимальный темп разговорной речи человека 120-150 слов/мин. Исследования показывают: понимание текста школьниками достигается именно в этом темпе.
Влияние темпа на понимание текста
- Увеличение скорости чтения (вслух) до темпа скороговорки (180 слов/мин и >) приводит к ухудшению понимания.
- При понижении скорости чтения понимание также ухудшается. Если она менее 120 слов/мин, для понимания ученику приходится читать текст два, а то и три раза.
За столетия мышление человека приспособилось именно к оптимальному чтению. Этим обусловлено понимание прочитанного в диапазоне 120-150 слов/мин.
Проведите эксперимент: засеките на секундомере скорость чтения диктора новостей по телевизору. Обнаружится диапазон 90–170 слов/мин (среднее 130). Оптимальный диапазон для понимания того, что диктор говорит.
Многие ученики в школе в оптимальное чтение не укладываются. Чтение из удовольствия превращается в мучение, время домашних заданий бесконечно, на уроках скучно. Выучить материал на хорошую оценку невозможно: читать тексты по каждому предмету надо минимум 2 раза, где время взять. В этом корни всех школьных проблем.
Проблема всем известная, скажете вы. Но это уже не просто проблема, а кризис.
Что делать?
Психологи соотнесли успеваемость учеников 8 класса и их технику чтения в 4 классе.
- отличники читали в среднем 150 слов,
- хорошисты – 120,
- троечники – 90.
В реальной школе будут присутствовать все категории учеников. Важно их соотношение, определяющее настрой на успех. В классе, настроенном на учёбу, превалируют первые 2 группы.
Где теряем детей?
Самое слабое звено в школе – начальные классы. Здесь теряются до 70% учеников в том смысле, что они не могут в средней школе учиться на 4 и 5. В пятом классе объём информации резко возрастает, а низкая техника чтения не позволяет школьнику её освоить. Поэтому вопрос переформулируем следующим образом.
Что делать в начальных классах?
Работать над чтением. Все не могут читать как отличники. А как хорошисты? Реально ли всем читать 120 слов, то есть освоить оптимальное чтение?
Оптимальное чтение и темперамент
Многое зависит от темперамента.
- Холерики в большинстве своем читают и говорят быстро, их темп 150 слов/мин. У некоторых даже бытовая речь имеет темп скороговорки – 180 слов.
- Сангвиники – люди поспокойнее. Их типичный диапазон совпадает с диапазоном оптимального чтения 120-150 слов.
- Остаются флегматики и меланхолики. Немногие достигают 120 слов. Но это особенности их нервной системы, за которые укорять детей нельзя, а всячески им помогать. Так что первое, что следует изучить, темперамент ученика.
Как улучшить технику чтения
Психолог Зайцев В. Н. рекомендует 8 методов как повысить технику чтения. Всего 8 резервов, но работающих, по его словам, в любых условиях. Не удивлюсь, что они известны, но не родителям.
Её учитывает мало кто из учителей, а родители вообще о ней не знают.
Важна не длительность, а частота тренировки чтения.
Память человеческая такова, что запоминается не постоянно находящееся перед глазами, а мелькающее: то есть, то нет. Мелькание создаёт раздражение и запоминается. Чтобы довести необходимые умения (умение читать, в том числе) до автоматизма (уровень навыка), проводите тренировку ежедневно (обязательное условие) через определённые промежутки. Причём упражнения должны быть небольшими по объёму.
А что делает обычная мама? Она даёт своему ещё плохо читающему первокласснику (или дошкольнику) текст и говорит «Пока не прочтёшь, гулять не пойдёшь». На короткую сказку у ребёнка с низкой техникой чтения уйдёт до полутора часов. Устанет? Ещё как!
Допущена ошибка, мама подавила желание читать.
Как рекомендуется. Домашнюю тренировку проводить в три приёма по 5 минут. Ребёнок читает часть текста и пересказывает его. Через 2-3 часа также читается вторая часть. А перед сном третья.
При этом подходе навык вырабатывается гораздо лучше, чем при чтении полтора-два часа подряд.
Жужжащее чтение. О нём знают все учителя. Метод применялся в школе, где работал В. А. Сухомлинский. Ничего особого нет. Просто дети читают текст 5 минут все одновременно, тихо, каждый в своём темпе.
Обычно за урок учитель спрашивает максимум 10 учеников. А так все имеют возможность потренироваться в чтении. «Пожужжать» можно и дома несколько раз в день.
Пятиминутки чтения на каждом уроке. Метод из монгольских школ, когда там ещё учили русский язык. Наши учителя были удивлены, что ученики в монгольских школах читают по-русски лучше, чем носители языка. А всё оказалось просто. У каждого школьника на парте лежала книга, которую в начале любого урока независимо от предмета он читал 5 минут.
Чтение жужжащее. По истечении времени книга закрывается, и продолжается обычный урок.
Чтение перед сном. Опять же особенность памяти: эмоциональной памятью фиксируется последнее событие дня. Замечено было давно. Применялось два века назад:
Студент, науками живущий,
Учи псалтырь на сон грядущий.
Для быстро устающих детей. Есть такие ученики, которые, прочитав 1-2 строчки, отдыхают. Тут хороши книжки типа комиксов или книжек В. Радлова, В. Сутеева с большим количеством рисунков и короткими подписями под ними.
Для детей со слабо развитой оперативной памятью.
Ребёнку дают предложение из 6-8 слов. Пока читал до половины, первое слово забыл. Следовательно, понять смысл не в состоянии. Знакомая картина?
Тренировать оперативную память помогут зрительные диктанты. Они разработаны в прошлом веке профессором И. Т. Федоренко. В интернете можно найти. Или подождать следующей статьи на сайте Нестандартные дети. Хоть «прошлый век» звучит для молодых родителей почти как «мезозойская эра», метод очень эффективный по опыту скажу.
Условие! Упражняться надо ежедневно 54 дня подряд. Тогда можно рассчитывать на результат. Новый навык формируется 3 месяца.
В системе Федоренко имеются 3 типа полезных упражнений:
- многократное чтение,
- чтение в темпе скороговорки,
- выразительное чтение с переходом на незнакомую часть текста.
Применяют их часто, но может кто не знает.
Проводится со всем классом или дома индивидуально. Последовательность домашней тренировки.
- Выбираем небольшой текст.
- Взрослый читает, ребёнок внимательно слушает и осмысливает.
- Взрослый предлагает ребёнку читать тот же рассказ самостоятельно в течение 1 минуты. Отметить до какого слова дочитал.
- Ребёнок повторно читает тот же текст. Отмечает последнее прочитанное слово.
- Сравнивает результаты первого и повторного прочтения. Конечно, во второй раз слов будет больше в связи с увеличением темпа.
Срабатывает психологический момент: успех радует ребёнка и вызывает желание читать ещё. Однако не следует работать с одним и тем же текстом более 3 раз.
Изменим задание: читаем в темпе скороговорки. На том же тексте проведём тренировку артикуляционного аппарата. Он тоже немало влияет на скорость чтения.
В этом упражнении не стоит читать выразительно. Выразительность и скорость — задачи взаимоисключающие.
Главное требование: чётко произносить окончания слов. Длительность упражнения не > 30 сек.
Переходим к выразительному чтению.
- Взрослый предлагает ребёнку читать тот же текст, но чуть помедленнее и выразительно.
- Когда ребёнок прочитает знакомый отрывок до конца, взрослый его не останавливает.
- Ребёнок читает далее незнакомую часть текста.
Тут нас ожидает маленькое чудо: несколько раз прочитав в повышенном темпе знакомую часть текста, ученик и незнакомую часть читает также в повышенном темпе. Правда, хватает его ненадолго. Но если упражняться ежедневно, то продолжительность чтения текста в повышенном темпе будет увеличиваться. Две-три недели занятий, и чтение заметно улучшится.
Важно стимулировать чтение. Обычно стимулирование понимается как награда чем-то. Но психологи предлагают самозамер скорости чтения. Проводится так.
- Ученик читает отрывок текста 1 минуту.
- Подсчитывает и записывает в дневник количество слов.
Учитель или родитель может поинтересоваться количеством слов неделю назад и сравнить с настоящим. Результат при систематической работе всегда положительный. Это вызывает положительное отношение к тренировкам. Именно это главная задача в упражнении. Взрослому надо так формулировать оценку, чтобы были именно положительные эмоции.
Как видите, ничего невозможного нет. Требуется только систематический труд. Конечно, темп и результаты у разных ребят будут разными. Но так и должно быть. Сайт Нестандартные дети желает успехов своим читателям.
Источник: mama-pomogi.ru